Триптих с поклонением волхвов, обрезанием и вознесением, мантенья

?

Categories:

  • религия
  • искусство
  • дети
  • Cancel

Автор — slavyankaLI. Это цитата этого сообщенияПоклонение волхвов: 7 вопросов и ответов, которые сделают картины на эту тему понятнее и интереснее.

Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея. Но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями и стало одним из самых популярных сюжетов в религиозной живописи.

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Сюжет прост и хорошо известен. Три мудреца с Востока пошли за путеводной звездой — и она привела их к божественному Младенцу, который родился, чтоб принести искупительную жертву и спасти человечество. Мудрецы преклонились перед Младенцем и вручили ему свои дары.

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Русскоязычные христиане называют их волхвами, западные — магами, волшебниками. А изначально подразумевались, видимо, жрецы-астрологи, персидские или вавилоснкие.

Матфей сообщает о мудрецах с Востока. Но со временем молва наделила их именами — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. И дополнительными смыслами.

Они стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображён темнокожим).

И разные возрасты: Каспар обычно — седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор — взрослый мужчина, а Бальтазар — юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами на шкале времени).

К эпохе Возрождения мудрецов станут называть царями, а изображать их с коронами на головах. Во-первых, это согласуется с пророчеством о том, как языческие цари принесут свои дары Царю Израиля. Во-вторых, коленопреклонённый царь, снявший корону перед Младенцем, — это очень доходчивый образ.

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век.

Преклоняясь с дарами перед Иисусом, волхвы признают в Младенце будущего Царя. Почему для акта признания понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:

— Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев. Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3

С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивают их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации.

Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству.

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Питер Кук ван Альст

1530-е , 105 см

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Ян Госсарт

1515, 177.2×161.8 см

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Ульрих Старший Апт

71×125 см

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Питер Пауль Рубенс

1619, 245×325 см

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Альбрехт Альтдорфер

1530, 78×108 см

Артемизия Джентилески

1637, 311×206 см

Питер Кук ван Альст

1530-е , 105 см

Ян Госсарт

1515, 177.2×161.8 см

Помимо волхвов рядом с Мадонной и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, супруг Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов.

Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг. На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу.

Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть младенца с богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами.

Фра Беато Анджелико

1445, 137.3×137.3 см

Сандро Боттичелли

1475, 130 см

Фра Филиппо Липпи

1496, 200×219 см

Питер Брейгель Младший

1630-е , 109×127 см

Фра Беато Анджелико

1445, 137.3×137.3 см

Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей.

  • Сандро Боттичелли Поклонение волхвов. 1475. На этой картине в образах волхвов и их сопровождающих Боттичелли изобразил не только могущественный клан Медичи (это семейство купцов и банкиров управляло Флоренцией), но и самого себя — художник стоит у правого края картины в рыжем плаще и смотрит на зрителей.
  • Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Эта картина немноголюдна, но её автор и здесь нашёл способ разместить . Нет, Дюрер изобразил себя вовсе не слугой, притаившимся справа на ступеньках. С себя Дюрер списал самого красивого из волхвов — высокого, с вьющимися волосами. И поставил в центре полотна.

А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета- поклонение пастухов (они первыми принесли дары Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров. Или изображали на заднем плане другие события из рождественского цикла: например, у Гирландайо показано избиение младенцев.

Понимаем, откуда вопрос. Волхвы будто бы пришли поклониться Младенцу, едва он только родился: обычно на картинах Мария и Иосиф принимают гостей прямо в хлеву, где Богородицу настигли роды.

С другой стороны, на этих картинах младенец часто сидит (а это дети начинают делать не раньше шести месяцев), интересуется подарками, тянет к ним руки, хватает, делает благословляющие жесты, даже кладёт руку на голову волхва Каспара, а то и вовсе выглядит двухлетним крепышом, который вполне способен сам расспросить гостей, почему они так долго несли свои подарочки.

Гвидо да Сиена

1270-е , 33.9×45.9 см

Мастер Франке

1424, 99×89 см

Рюланд Фрюауф Старший

1491, 211.7×134.2 см

Лукас Кранах Старший

1516, 122×73 см

Иероним Босх

1499, 94×74 см

Иоганн Фридрих Овербек

1813, 66×49.7 см

Бернардино Луини

1520, 222×165 см

Диего Веласкес

1619, 204×126.5 см

Гвидо да Сиена

1270-е , 33.9×45.9 см

Богословские трактовки, апокрифы, народные предания и даже научные изыскания с привлечением астрономов дают несколько версий относительно того, как долго добирались волхвы, которых в Вифлеем вела путеводная звезда. Диапазон от «прибыли прямо к рождению» — до «пришли, когда младенцу уже было два года».

Здесь возникает новый вопрос. Каким образом волхвы с Востока могли добраться в Вифлеем в считанные дни? Доступный им транспорт часто представлен на картинах — это верблюды. Или лошади — некоторые благоразумные художники, которые никогда не видели верблюдов, не рисковали и писали вместо них знакомых лошадей. В любом случае, это не быстро.

Красивейшее объяснение даёт богослов Иоанн Златоуст: звезда явилась волхвам ещё до рождения Иисуса — они сразу двинулись в путь и прибыли к месту назначения аккурат к рождению Младенца.

Но как понимать картины, на которых Младенец всё ещё в хлеву, а на вид уже совсем не новорождённый? И здесь есть версии.

Возможно, автор пошёл на художественное обобщение и объединил два сюжета (Рождество и поклонение волхвов) в одной картине.

Возможно, он просто «не заморачивался» — ни над хронологией событий, ни над тем, сильно ли отличается на вид ребёнок, которому пара дней от роду, от двухлетнего.

А версию о том, что божественный младенец рос не по дням, а по часам, — и вскоре после рождения мог лично принимать подарки из рук волхвов, — следует отбросить. Художники как раз старались показать в Младенце человеческое и не наделяли его супергеройскими способностями. На божественную природу малыша указывают только нимб над его головой и всеобщее благоговение вокруг.

Читайте также:  Картина «меншиков в берёзове», василий иванович суриков — описание

Самих подарков на картинах часто и не рассмотреть: художники сосредоточены в основном на изображении упаковки. Золотые ларцы и кубки, украшенные драгоценными камнями, или чаша из тончайшего китайского фарфора, как на картине Мантеньи, конечно, и картине добавляют роскоши, и художникам позволяют продемонстрировать умение выписывать мельчайшие детали и изображать разные материалы.

Но в Евангелии от Матфея все подарки перечислены.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:1−12)

Эдвард Коли Бёрн-Джонс

1890, 101.1×152 см

Андреа Мантенья

1500-е , 48.6×65.6 см

Мастер «Поклонения волхвов» Ханенко

XV век

В VIII веке бенедиктинский монах и богослов Беда Достопочтеный (ударение в имени — на первом слоге) объяснил символическое значение каждого из даров, принесённых младенцу:

Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать. Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем.

Смирна (она же миира — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов. В Древнем Израиле мирру использовали для бальзамирования тел умерших.

Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ.

Кстати, Матфей не называет число волхвов. От него мы знаем только то, что подарков было три. Именно поэтому толкователи и решили, что и волхвов должно быть столько же — по одному на каждый подарок.

Да, но на то, как именно принято преподносить рождественские подарки (под покровом ночи подкладывать в чулок, под подушку или под ёлочку), повлияла другая легенда — о святом Николае, который подбросил ночью в окно трём бедным сёстрам золотые слитки — чтобы они и их отец могли не беспокоиться о приданом. Святой Николай — прообраз Санта-Клауса и Деда Мороза.

Есть ещё один нюанс. В некоторых странах — например, в Испании и испаноязычной Латинской Америке — подарки дарят и самые шумные зимние гуляния устраивают через 12 дней после Рождества — в день Богоявления, когда церковь вспоминает и волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу.

На улицах городов в этот День трёх королей устраивают карнавальные шествия, напоминающее о прибытии волхвов. Есть и ритуалы, связанные с застольем.

Например, в праздничном пироге прячут фасолину — тот, кому она попадётся, объявляется бобовым королем вечеринки, пусть и в картонной короне.

Во-первых, это красиво.

Сюжет о поклонении волхвов был очень популярен и у заказчиков, и у художников.

Первым он давал возможность получить роскошную картину — с одетыми в парчу и золото, меха и перья, короны и тюрбаны волхвами, с дарами в причудливых сосудах, с экзотическими животными, вместе с которыми мудрецы прибыли на поклонение.

А иногда заказчикам выпадала возможность быть запечатлённым в образе волхва — у ног Младенца, с чашей золотых монет для его царствования. Художники же получали возможность продемонстрировать свой талант, изображая всё это (и ещё свою часть монет, конечно же).

Картины на тему поклонения становились всё вычурнее, торжественная процессия всё наряднее, художники — всё виртуознее.

Со временем они стали уделять внимание не только костюмам, но и фоновому пейзажу (часто изображая под видом Вифлеема свои родные города — немецкие, голландские, итальянские), психологическим характеристикам персонажей (интересно рассматривать даже лица случайных людей из толпы).

Некоторые художники находили возможным даже пошутить. Джентиле да Фабриано изображает за спиной Девы Марии служанок, которые заглядывают в ларец, поднесённый волхвом: достойный ли подарочек? А у Конрада фон Зоста Младенец манерно подставляет ручку и ножку для поцелуев.

Питер Пауль Рубенс

1629, 355.5×493 см

Джентиле да Фабриано

1423, 282×303 см

Джотто ди Бондоне

1306, 185×200 см

Питер Пауль Рубенс

1629, 355.5×493 см

Картины и фрески со сценами поклонения волхвов писали величайшие художники. Среди этих работ — масса безусловных шедевров, которые нельзя пропустить тем, кто верит в искусство.

Наталья Кандаурова Заглавная иллюстрация: фрагмент «Алтаря с поклонением волхвов» Джентиле да Фабриано.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://eva-k2.livejournal.com/2279039.html

Поклонение волхвов: 7 вопросов и ответов, которые сделают картины на эту тему понятнее и интереснее

Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея. Но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями и стало одним из самых популярных сюжетов в религиозной живописи.
Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Сюжет прост и хорошо известен. Три мудреца с Востока пошли за путеводной звездой — и она привела их к божественному Младенцу, который родился, чтоб принести искупительную жертву и спасти человечество. Мудрецы преклонились перед Младенцем и вручили ему свои дары.
Русскоязычные христиане называют их волхвами, западные — магами, волшебниками. А изначально подразумевались, видимо, жрецы-астрологи, персидские или вавилонские.

Матфей сообщает о мудрецах с Востока. Но со временем молва наделила их именами — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. И дополнительными смыслами. Они стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображён темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно — седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор — взрослый мужчина, а Бальтазар — юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами на шкале времени).

К эпохе Возрождения мудрецов станут называть царями, а изображать их с коронами на головах. Во-первых, это согласуется с пророчеством о том, как языческие цари принесут свои дары Царю Израиля. Во-вторых, коленопреклонённый царь, снявший корону перед Младенцем, — это очень доходчивый образ.

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Преклоняясь с дарами перед Иисусом, волхвы признают в Младенце будущего Царя. Почему для акта признания понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:— Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев. Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3
С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивают их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации.

Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству.

Помимо волхвов рядом с Мадонной и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, супруг Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов.
Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг.

Читайте также:  «деревня. зима», исаак ильич левитан — описание картины

На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу.

Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников.

И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть младенца с богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами.

Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей.
Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья
Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

  • Сандро Боттичелли Поклонение волхвов. 1475. На этой картине в образах волхвов и их сопровождающих Боттичелли изобразил не только могущественный клан Медичи (это семейство купцов и банкиров управляло Флоренцией), но и самого себя — художник стоит у правого края картины в рыжем плаще и смотрит на зрителей.
  • Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Эта картина немноголюдна, но её автор и здесь нашёл способ разместить . Нет, Дюрер изобразил себя вовсе не слугой, притаившимся справа на ступеньках. С себя Дюрер списал самого красивого из волхвов — высокого, с вьющимися волосами. И поставил в центре полотна.

А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета- поклонение пастухов (они первыми принесли дары Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров. Или изображали на заднем плане другие события из рождественского цикла: например, у Гирландайо показано избиение младенцев.
Понимаем, откуда вопрос. Волхвы будто бы пришли поклониться Младенцу, едва он только родился: обычно на картинах Мария и Иосиф принимают гостей прямо в хлеву, где Богородицу настигли роды. С другой стороны, на этих картинах младенец часто сидит (а это дети начинают делать не раньше шести месяцев), интересуется подарками, тянет к ним руки, хватает, делает благословляющие жесты, даже кладёт руку на голову волхва Каспара, а то и вовсе выглядит двухлетним крепышом, который вполне способен сам расспросить гостей, почему они так долго несли свои подарочки.Богословские трактовки, апокрифы, народные предания и даже научные изыскания с привлечением астрономов дают несколько версий относительно того, как долго добирались волхвы, которых в Вифлеем вела путеводная звезда. Диапазон от «прибыли прямо к рождению» — до «пришли, когда младенцу уже было два года».

Здесь возникает новый вопрос. Каким образом волхвы с Востока могли добраться в Вифлеем в считанные дни? Доступный им транспорт часто представлен на картинах — это верблюды. Или лошади — некоторые благоразумные художники, которые никогда не видели верблюдов, не рисковали и писали вместо них знакомых лошадей. В любом случае, это не быстро.

Красивейшее объяснение даёт богослов Иоанн Златоуст: звезда явилась волхвам ещё до рождения Иисуса — они сразу двинулись в путь и прибыли к месту назначения аккурат к рождению Младенца.

Но как понимать картины, на которых Младенец всё ещё в хлеву, а на вид уже совсем не новорождённый? И здесь есть версии. Возможно, автор пошёл на художественное обобщение и объединил два сюжета (Рождество и поклонение волхвов) в одной картине.

Возможно, он просто «не заморачивался» — ни над хронологией событий, ни над тем, сильно ли отличается на вид ребёнок, которому пара дней от роду, от двухлетнего.

А версию о том, что божественный младенец рос не по дням, а по часам, — и вскоре после рождения мог лично принимать подарки из рук волхвов, — следует отбросить. Художники как раз старались показать в Младенце человеческое и не наделяли его супергеройскими способностями. На божественную природу малыша указывают только нимб над его головой и всеобщее благоговение вокруг.

Самих подарков на картинах часто и не рассмотреть: художники сосредоточены в основном на изображении упаковки. Золотые ларцы и кубки, украшенные драгоценными камнями, или чаша из тончайшего китайского фарфора, как на картине Мантеньи, конечно, и картине добавляют роскоши, и художникам позволяют продемонстрировать умение выписывать мельчайшие детали и изображать разные материалы.

Но в Евангелии от Матфея все подарки перечислены.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф.

2:1−12)В VIII веке бенедиктинский монах и богослов Беда Достопочтеный (ударение в имени — на первом слоге) объяснил символическое значение каждого из даров, принесённых младенцу:

Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать.

Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем.Смирна (она же мирра — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов.

В Древнем Израиле мирру использовали для бальзамирования тел умерших. Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ.

Кстати, Матфей не называет число волхвов. От него мы знаем только то, что подарков было три.

Именно поэтому толкователи и решили, что и волхвов должно быть столько же — по одному на каждый подарок.

Да, но на то, как именно принято преподносить рождественские подарки (под покровом ночи подкладывать в чулок, под подушку или под ёлочку), повлияла другая легенда — о святом Николае, который подбросил ночью в окно трём бедным сёстрам золотые слитки — чтобы они и их отец могли не беспокоиться о приданом. Святой Николай — прообраз Санта-Клауса и Деда Мороза.Есть ещё один нюанс. В некоторых странах — например, в Испании и испаноязычной Латинской Америке — подарки дарят и самые шумные зимние гуляния устраивают через 12 дней после Рождества — в день Богоявления, когда церковь вспоминает и волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу. На улицах городов в этот День трёх королей устраивают карнавальные шествия, напоминающее о прибытии волхвов. Есть и ритуалы, связанные с застольем. Например, в праздничном пироге прячут фасолину — тот, кому она попадётся, объявляется бобовым королем вечеринки, пусть и в картонной короне.
Во-первых, это красиво.

Сюжет о поклонении волхвов был очень популярен и у заказчиков, и у художников.

Первым он давал возможность получить роскошную картину — с одетыми в парчу и золото, меха и перья, короны и тюрбаны волхвами, с дарами в причудливых сосудах, с экзотическими животными, вместе с которыми мудрецы прибыли на поклонение.

А иногда заказчикам выпадала возможность быть запечатлённым в образе волхва — у ног Младенца, с чашей золотых монет для его царствования. Художники же получали возможность продемонстрировать свой талант, изображая всё это (и ещё свою часть монет, конечно же).

Картины на тему поклонения становились всё вычурнее, торжественная процессия всё наряднее, художники — всё виртуознее.

Со временем они стали уделять внимание не только костюмам, но и фоновому пейзажу (часто изображая под видом Вифлеема свои родные города — немецкие, голландские, итальянские), психологическим характеристикам персонажей (интересно рассматривать даже лица случайных людей из толпы).

Некоторые художники находили возможным даже пошутить. Джентиле да Фабриано изображает за спиной Девы Марии служанок, которые заглядывают в ларец, поднесённый волхвом: достойный ли подарочек? А у Конрада фон Зоста Младенец манерно подставляет ручку и ножку для поцелуев.

Картины и фрески со сценами поклонения волхвов писали величайшие художники. Среди этих работ — масса безусловных шедевров, которые нельзя пропустить тем, кто верит в искусство.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме Наталья КандауроваЗаглавная иллюстрация: фрагмент «Алтаря с поклонением волхвов» Джентиле да Фабриано.

Читайте также:  Творчество джованни беллини, картины и биография

Источник: https://artchive.ru/publications/3774~Poklonenie_volkhvov_7_voprosov_i_otvetov_kotorye_sdelajut_kartiny_na_etu_temu_ponjatnee_i_interesnee

Триптих с Поклонением волхвов — Андреа Мантенья

Триптих с Поклонением волхвов, Обрезанием и Вознесением, Мантенья

Андреа Мантенья — художник, в живописи которого уже за несколько десятилетий до начала Высокого Возрождения чувствовались приближающиеся шаги этого мощного искусства. Триптих был написан по заказу маркграфа Лудовико Гонзага для капеллы при его фамильном дворце в Мантуе. Миниатюрное письмо алтарного образа, обилие дивных подробностей, характерное для искусства Раннего Возрождения, соединяются здесь с той мощью и монументальностью, которые были присущи уже следующему этапу итальянской живописи.

В результате небольшой живописный алтарь производит такое же впечатление, как и настенные росписи Мантеньи во дворце Гонзага. И в то же время триптих хочется рассматривать, словно драгоценность из шкатулки.

В центральной части художник представил сцену поклонения волхвов: среди столь любимого им каменистого пейзажа движется длинная процессия людей в роскошных одеяниях. Они идут поклониться Младенцу, сидящему на коленях Марии.

Вокруг вьются ангелы.

Сухое и яркое письмо Мантеньи заставляет изображение буквально сиять, еще и благодаря особому «воздуху» в картинах — совершенно прозрачному, разреженному, какой бывает только высоко в горах.

Поэтому в созданном художником мире видно все: и тропинку вдали, и светлый замок, к которому она ведет, и шерсть верблюда, и жесткие травы, и тоненькие золотые нити, которыми пронизаны одежды. И в то же время сцену можно представить развернутой во всю стену капеллы.

Мантенья это знал и, чтобы усилить эффект монументальности изображенного, написал его на вогнутой поверхности.

В сцене «Обрезание» художник старательно выписал орнамент стен, композиции в люнетах — «Жертвоприношение Исаака» и «Моисей, вручающий народу скрижали Завета», корзину с голубками в руке Иосифа, поднос с принадлежностями для обрезания, который мальчик протягивает первосвященнику.

Трогателен образ маленького Иоанна Крестителя, который сосет палец, держа в другой руке надкушенный бублик. Вся эта детально прописанная сцена подошла бы и для большой фрески.

И только в третьей композиции — «Вознесение» — почти нет тщательно изображенных подробностей, она аскетичнее и мощнее, в ней опять виден каменистый ландшафт, и даже облако, на котором стоит Христос, кажется вырезанным из мрамора.

Но, как и прежде, тонко переданы чувства персонажей: изумление и надежда Марии и апостолов, легкая грусть и обещание встречи на небесах во взгляде Спасителя.

Источник: https://paintingplanet.ru/triptix-s-pokloneniem-volxvov-andrea-mantenya/

Поклонение волхвов (Мантенья) — Adoration of the Magi (Mantegna)

Поклонение волхвов или Уффици триптиха представляет собой группу из трех картин темпера-на-панели по Андреа Мантенья , датированных около 1460 их трех предметов в Вознесение Христа (86 на 42,5 см), Поклонение волхвов самый большой и центральная панель (76 на 76,5 см) , а Обрезание Христа (86 на 42,5 см). Они были собраны в качестве трио в 19 веке, хотя некоторые искусствоведы сомневаются , что они были созданы как триптих набора так , как они сейчас расположены. Сейчас они находятся в галерее Уффици во Флоренции .

история

Большинство ученых согласны три работы были введены в эксплуатацию в 1460 для Лодовико III Гонзага частной часовне «s в замке Святого Георгия в Мантуе (вместе с Смерть Богородицы , в настоящее время в музее Прадо , и Христос , несущий Душу Дева , в настоящее время в Ферраре ). Картины для часовни упоминается в двух письмах от Мантения к Людовику датированных апреля 1464 и Вазари , как «картина [Мантение], в которых сцена с небольшими , но очень красивыми фигурами … в замке в Мантуе, для часовня».

Другие ученые, такие как Fiocco утверждают, что нет никаких доказательств, как три работы получила от Мантуи во Флоренцию и что они вместо этого были произведены в Тоскане во время одного из двух поездок Мантения там в 1466 и 1467 стилистических причинах, однако, связать эту работу заключительный период Мантеньи в Падуе, который закончился в 1459 году, а не к его зрелости в Мантуе.

Первая безопасная ссылка на три картины восходит к 1587 году, когда он был найден вырезать в Валл Мудже вблизи Пистойи среди вещей Дона Антонио де Медичей .

Они были унаследованы , прежде чем в 1632 году войти в коллекцию Великого княжества Тосканы , где Поклонение было истолковано к Боттичелли .

Три работы была выставлена вместе с 1827, с позолоченной новым неоренессансом металлографии рамой , которая компенсировала отличающихся размеры центральной работы и боковые панели.

Большинство современных критики отмечают различие между тремя работами, в том числе их формы, формата, настройки и качества, особенно между обрезанием и два других работами.

Роберто Лонги сомневался , что три работы были задуманы как единый триптих и предположил , что вместо того, чтобы все они пришли из разных мест , в одной и той же часовне, как и Смерть Богородица и Христос , несущий душу Богородицы .

По словам Лонги, Обрезание заменить Смерть Богородицы , когда было принято решение ограничить схему исключительно сцены из жизни Христа.

обожание

Панель была , вероятно , находится в апсиде часовни. Волхвы изображены во время спуска в грот ребенка от пути вырезанного в скале. Богоматерь изображается с короной из ангелов, согласно византийской модели.

Другой вариант картины продаются за то рекордную цену в $ 10,5 миллиона в 1985.

Рекомендации

  • Страница в artonline.it — ссылка сломана по состоянию на 23 июня 2012

Источник: https://ru.qwerty.wiki/wiki/Adoration_of_the_Magi_(Mantegna)

Ссылка на основную публикацию