Триптих «фауст», михаил врубель, 1896

17 марта 1856 года в Омске родился великий русский художник Михаил Александрович Врубель. В честь этой знаменательной даты «365» показывает гениального живописца с неожиданной стороны — в качестве декоратора московских особняков

Триптих

Изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга Святославович» выполненный по эскизу М.А.Врубеля.

Всегда ли мы подразумеваем всю широту творческого гения Михаила Врубеля, когда называем его художником? Конечно, Врубель — это тот живописец, который подарил миру своих невероятных Демонов. Это тот живописец, который воспел эстетику русской народности и стал одним из самых значимых художников конца XIX века.

Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Врубель был талантливым декоратором, поэтому несправедливо обходить стороной декоративно-прикладную сторону его творчества.

В счастливое время участия в Абрамцевском кружке художник проникся идеей ренессансного многозадачного мастера и с упоением учился искусству керамики, майолики, скульптуры и техникам различных народных промыслов.

Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков.

В этой статье «365» хочет познакомить вас с рядом московских строений, которых не обошел стороной творческий гений Михаила Александровича Врубеля. Гуляя по Москве, не поленитесь и зайдите в эти особняки, где до сих пор сохранился модернистский дух начала прошлого столетия.

Гостиница «Метрополь»

Триптих

Фасад «Метрополя». «Принцесса Грёза»

Немногие обращают внимание на фасад легендарной гостиницы «Метрополь», а если и обращают, то не знают, что именно там красуется, пожалуй, самое известное декоративное панно М.Врубеля, «Принцесса Грёза».

В 1896 году С.Ю. Витте сделал у Врубеля заказ на живописное панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Работа на выставке не произвела должного впечатления на зрителей, но поразила критиков романтической глубиной передачи образа, навеянного пьесой французского поэта Э. Ростана.

Триптих

Гостиница «Метрополь»

Поэтому когда перед Витте встал вопрос, кого пригласить участвовать в отделке строящейся гостиницы в самом сердце Москвы, выбор пал на Врубеля, чтобы назло недоброжелателям увековечить его прекрасную работу.

Адрес: Театральный проезд, 2.

Дом с майоликами

Триптих

Дом с майоликами

Дом в Лебяжьем переулке ведет свою историю с XIX века. Склады, водочный завод, синематограф и театр миниатюр — многое происходило здесь, пока по заказу мецената П. Г. Солодовникова здание и близлежащие к нему постройки не переоборудовали в жилые помещения.

Под самой кровлей находится керамическое панно, изображающее девушку в окружении чудес подводного мира, по предположению исследователей, изготовленное по отливкам Михаила Врубеля.

Триптих

Фрагмент центрального панно, выполненного по эскизам М. Врубеля

Адрес: Лебяжий переулок, д. 6/1.

Доходный дом Ф. А. Александрова

Триптих

Доходный дом Ф. А. Александрова

Самая обычная прогулка по Москве может неожиданно принести встречу с Михаилом Врубелем. Главное знать, где искать. Доходный дом Ф. А. Александрова мог остаться обычным образчиком архитектуры своего времени, если бы не керамические панно из абрамцевской плитки над балконными окнами, сделанные по рисункам «Бессмертники» великого мастера.

Триптих

Элементы декора доходного дома Ф. А. Александрова. «Бессмертники» Врубеля слева внизу

Адрес: Мерзляковский переулок, д.20.

Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина

Триптих

Городская усадьба Казакова –Дункер– Цетлина

Усадьба названа по фамилиям владельцев, которым она принадлежала после княжеского рода Хованских.

В 1894 году по заказу Е.Д. Дункер художник выполнил мозаичный триптих «Суд Париса», а также панно «Венеция» и плафон с изображением цветов.

Триптих

М. Врубель. «Суд Париса». Декоративное панно, 1893

Сегодня работы Врубеля, выполненные для этого особняка, можно увидеть в собрании Омского музея изобразительных искусств и в коллекции Русского музея.

Адрес: Поварская ул., дом 9, стр. 1-1А.

Усадьба А.В. Морозова

Триптих

Усадьба А.В. Морозова

Свидетельства об этой усадьбе имеются уже с конца XVIII века, здесь даже сохранились старинные палаты и элементы убранства того времени.

Однако, когда в 1895 году усадьба стала принадлежать Алексею Викуловичу Морозову, её ожидали перемены. Для выполнения заказа по переделу дома, согласно вкусам хозяина и веяниям времени, был приглашен знаменитый архитектор Фёдор Шехтель, который в свою очередь пригласил Михаила Врубеля принять участие во внутренней отделке особняка.

М. Врубель. Триптих «Фауст»

Для этой усадьбы художник создал живописные панно по мотивам «Фауста» Гете. Эти панно отличаются беглостью и приблизительностью, расчленением на планы, что усиливает сходство с аппликацией.

Сейчас эти работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Адрес: Подсосенский переулок, д.21.

Особняк З. Г. Морозовой

Особняк З.Г. Морозовой

Еще один пример работы Михаила Врубеля в соавторстве с архитектором Фёдором Шехтелем.

В этот раз художник принимал участие внутренней отделки особняка жены великого русского мецената Саввы Морозова. Шехтель посчитал, что Врубель сможет привнести в готические интерьеры свою сумрачную выразительность, и не ошибся.

Читайте также:  Педагогический музей в киеве - описание экспонатов, украина

М. Врубель. «Роберт и монахини»

Для этого особняка художник выполнил ломаную и крайне динамичную скульптурную композицию «Роберт и монахини», а также создал эскиз к витражу, который был выполнен с использованием старинной техники.

Адрес: улица Спиридоновка, 17.

Дом Черткова

Дом Черткова

Очередное совместное творение Михаила Врубеля и Фёдора Шехтеля — Усадьба Салтыковых-Чертковых. Попасть в эту усадьбу можно только во время проведения на его территории выставок, но это стоит сделать хотя бы ради лицезрения невероятного камина, сотворенного Врубелем по заказу хозяина дома.

Камин в Доме Черткова, выполненный в стиле модерн

Скульптурное убранство камина, созданное в унисон стилю модерн, изображает игривых нимф и сатиров, резвящихся меж ветвей деревьев.

Адрес: Москва, Мясницкая улица, д. 7.

Источник: https://365mag.ru/culture/7-moskovskih-osobnyakov-ruku-k-kotory-m-prilozhil-mihail-vrubel

Михаил Врубель: что предсказал своими картинами гениальный русский художник

Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Многие из его работ становились пророческими.

В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.

И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря, изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных.

Триптих

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник — Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей.

Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается.

Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.

Триптих

Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. Он говорил, что демон – это не черт, и не дьявол, демон – это душа. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось.

Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году.

Еще полный надежд и сил 34-летний художник пишет одинокого юношу, в котором удивительным образом сочетается внешняя сила и душевная усталость, бессилие.

В созданной на полотне психологической атмосфере не трудно рассмотреть схожесть с тем состоянием, которое будет испытывать полный замыслов и стремящийся их воплотить художник: совсем скоро болезнь начнет мешать его работе, а в итоге – вымотает, опустошит и лишит сил.

Триптих

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И.

Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».

За спиной Саввы Ивановича – миниатюрное надгробие испанского скульптора Бенльюре, известного своими аллегорическими скульптурами Управление и Справедливость. Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении, и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы.

Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Несмотря на оправдательный вердикт присяжных, знаменитый меценат не сможет оправиться от удара.

Триптих

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы…

Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это…». Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику.

Читайте также:  У сводни, ян вермеер дельфтский, 1656

Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».

Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни.

На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.

Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.

И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Триптих

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.

Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона.

Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы.

Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию!», и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.

Источник: https://russian7.ru/post/mikhail-vrubel-chto-predskazal-svoimi/

Трагические герои врубеля | сообщество любителей литературы

ТРАГИЧЕСКИЕ ГЕРОИ ВРУБЕЛЯ

Михаил Врубель «Гамлет и Офелия»

Триптих

Картина известного художника Михаила Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 году во время его студенчества. Сейчас полотно хранится в Русском музее в городе Санкт-Петербург.

В 1883 году Репин предлагает Врубелю написать более серьезную картину. После долгих поисков в итоге художник останавливает свой выбор на сцене из пьесы «Гамлет и Офелия». За основу был взят сюжет размышления с элементами трагизма.

В созданных фигурах Врубель отобразил два разных характера и темперамента. Он показал две противоположности. Персонажи являются контрастным фоном друг для друга по глубине своих переживаний.

Через год после встречи с Репиным мастер воплотил свою творческую задумку. Картина была нарисована на бумаге с помощью карандашей и акварели. В воображении художника датский принц восседал в кресле. Именно таким он и был изображен на рисунке.

Интерьер помещения в особенности не привлекает внимания. Образ Гамлета пронизан сосредоточенностью и неким отрешением. Его взгляд направлен в сторону. Кажется, будто принц глубоко погрузился в свои мысли и отрешился от окружающего мира. Художник изобразил молодого человека с крупными и строгими чертами лица.

Подле принца изображена еще одна фигура. Это Офелия. Её образ печален. Поникший взгляд, полузакрытые глаза говорят о её грусти. В эти минуты она кажется беззащитной и сокрушенной. Девушка нежно склоняется над любимым, одну руку опустив на спинку кресла. Она словно пытается проникнуть в его мысли.

В общей цветовой гамме рисунка преобладают темные оттенки и даже черные. Таким образом, художник стремиться передать зрителю атмосферу трагичности. Центром композиции являются только два персонажа. Отсутствуют какие-либо детали. Поэтому все внимание концентрируется на изображенных фигурах, окутанных мрачными размышлениями.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-vrubelya-gamlet-i-ofeliya/

Фауст, Михаил Врубель, 1896

Триптих

Фауст — Михаил Врубель. Триптих. 1896.
Мефистофель и ученик. Левое панно: Холст, масло. 521×110.
Маргарита. Среднее панно: Холст, масло. 435×104

Фауст. Правое панно Холст, масло. 521×104

Триптих создавался для украшения интерьера дома одного из меценатов Морозовых. Сюжет хорошо известен не только, как основа многочисленных литературных произведений, но и благодаря опере Гуно. Художник часто обращался к оперным сюжетам и любил «писать» музыку.

   Первая часть — молодой ученик и враг рода человеческого. Контраст двух образов разителен, конфликт работы в противопоставлении чистой юности, жадной до всего нового и неведомого.

   Центральная часть триптиха — прекрасная Маргарита. Мастер писал эту часть работы со своей жены. Ее вполне можно охарактеризовать, как гимн чистой любви и красоты.

   Завершает триптих — зрелый образ Фауста. Логично остановившись на ключевых моментах произведения великого поэта и композитора, мастер обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость.

Читайте также:  «ревень», николай аструп — описание картины

   Монументальность идеи триптиха соответствует и монументальности ее воплощения. Три самостоятельных панно, связанных одной большой темой.

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1793-faust-mihail-vrubel-1896.html

Михаил Врубель «Пророк»

Триптих

Михаил Врубель впервые обратился к поэзии А.С.Пушкина в своем творчестве в 1896 г., когда искал свежий сюжет для панно на Нижегородской ярмарке. Особенно заинтересовало художника стихотворение «Пророк», однако, в то время замысел так и не осуществился. Остался только набросок.

Образ Пророка стал неотъемлемой частью врубелевских фантазий, которые под воздействием тяжелой болезни, сопровождаемой галлюцинациями, рисовали метаморфозные сюжеты.

Картина «Пророк», созревшая и родившаяся в 1898 г. объединяет два канона композиции. Этот прием на практике был использован первый раз и потом часто применялся автором в своих работах.

Интересно, что Врубель изначально писал «Пророка» в полный рост. Позже сам художник, по известным лишь ему причинам, отрезал нижнюю часть произведения и оставил целой верхнюю. Нижняя половина зажила собственной жизнью. Она стала фоном к произведению «Дама в лиловом».

В. Д. Милиоти часто вспоминал о странности Врубеля. Он писал, что наблюдал в мастерской художника множество картин, композиция которых была на обороте разрезана посередине.

Позже были многочисленные интерпретации первого «Пророка» на тему стихотворения А.С. Пушкина. Черты лика Серафима в них плавно перетекают в знакомое лицо жены художника. Сам Пророк стал практически автопортретным изображением автора.

Все настолько перепуталось в больном сознании Врубеля, что в последние годы своей жизни он был просто не в состоянии отличать фантазии от реальности. Маниакальный психоз заставлял его работать с каждым днем больше и больше. Смерть художник принял, как очищение в 1910 г.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-vrubelya-prorok/

Дама в лиловом. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель

Триптих

Источник: https://maxpark.com/community/5487/content/6148662

М. Врубель, "Фауст"

М. Врубель, «Фауст» [апр. 24, 2010|12:07 am]
Кельвен
А надо сказать, что в Москве я не только на конференции сидела, но и по музеям бегала. Так добежали мы с Хенком и Тимкой до Третьяковской галереи. И около часа, наверное, прожили в зале Врубеля.Я не знала, что у него была серия, связанная с «Фаустом». Как-то очень в тему вспомнилось после нашего разговора с muraschkina — я ей рассказывала, как мы «Фауста» по ролям в десятом классе в школе читали. Я была умирающей Маргаритой в тюрьме, а мальчишка, в которого я была влюблена, читал за Фауста. И я замирающим голосом ему говорила: «Генрих… Генрих…»Полет Фауста и Мефистофеля. Репейник — символ зла, колет Фаусту ноги.Триптих Триптих для особняка А.В.МорозоваРепродукция, конечно, не передает тонов и красок. Но все-таки видно, насколько странно передана перспектива — особенно на створке «Мефистофель и ученик». По сути, на ноги персонажей мы смотрим сверху, на лица — прямо, а на потолок — снизу вверх. Как будто Мефистофель и Вагнер отражаются в шаре. На правой створке Фауст изображен в такой же манере.Очень хорошо помню, что при прочтении Вагнер мне казался великовозрастным дураком. Даже уже не первой молодости. И притом дураком ученым, т.е. безнадежным. А в трактовке Врубеля он глупый, потому что маленький еще. И картина — о невинности и искушенности.Странное впечатление производит и Маргарита. На белом-белом, воздушном платье — коричнево-зеленоватые вставки, цвета мокрой весенней земли. Запятнанная белизна.Жена Врубеля пела партию Маргариты в опере Гуно.Вот тут можно немножко почитать про эти панно и посмотреть эскизы (которые сильно отличаются от окончательного варианта): http://opposto.livejournal.com/195924.html?thread=3903828
Comments:
From: heithell2010-04-23 09:59 pm (Link)

слушай, наверное, меня никто не учил смотреть на картины. Я бы даже не задумалась о том, что ты написала про точку зрения на лица, ноги и потолок!..

From: kelven2010-04-24 07:34 am (Link)

Меня тоже никто не учил :)) На репродукциях этого в полной мере не видно, а вживую — бросается в глаза. Вживую это вообще море объемных цветных пятен. Первую картину рассматривала несколько минут, прежде чем поняла, что на ней изображено.Панно довольно большое, и рассматривать его — тоже как пробираться взглядом через мазки и… не то что пятна, а прямо-таки куски краски. И в какой-то момент становится понятно, что еще и перспектива там необычная.Правда, если совсем честно, то сформулировал мне про перспективу Хенк. Вот его как раз учили 🙂 Я только ныла и просила объяснить, почему картину так трудно воспринимать.

Говорят, что люди с расстройствами психики действительно видят перспективу по-другому.

From: heithell2010-04-24 08:54 pm (Link)

хы,ну про аутистов что-то такое известно: что они мир видят и воспринимают иначе.

From: el_eca2010-04-24 08:50 pm (Link)

Очень интересно, спасибо!

Источник: https://kelven.livejournal.com/263121.html

Ссылка на основную публикацию