«танцовщица», амедео модильяни — описание картины

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Пабло Пикассо писал портреты своей жены, русской балерины Ольги Хохловой на протяжении 17 лет. В начале их истории любви художник изображал Ольгу реалистично, но к моменту распада брака Пикассо все чаще начал обращаться к стилистике сюрреализма, поэтому не сразу можно догадаться, что на портрете, написанном в позднее время, та же самая женщина. Как и в случае с Пикассо, натурщицами великих художников были возлюбленные, музы, жены. Как выглядели в реальности эти женщины, чем они занимались и как сложились их судьбы?

AdMe.ru сравнил фотографии женщин, которые позировали знаменитым художникам, с тем, какими они предстают на портретах кисти живописцев. В некоторых случаях контраст настолько значителен, что не может не впечатлять. В конце статьи вас ждет бонус: вы узнаете, как видел свою модель и возлюбленную скульптор Огюст Роден.

Адель Блох-Бауэр, модель Густава Климта

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© Imagno / Getty Images   © Gustav Klimt / wikimedia.org  

Адель Блох-Бауэр родилась в респектабельной буржуазной семье, ее отец был генеральным директором Венского банковского союза.

В 18 лет она вышла замуж за ценителя искусства и сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра, который был значительно старше нее. Адель позировала для четырех знаковых картин Густава Климта.

Самой знаменитой из них стал «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (справа). Картина также известна под названиями «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза».

С портретом связана интересная история: муж Адель был уверен, что между Климтом и его женой есть любовная связь.

Чтобы художник быстрее охладел к своей музе, Блох-Бауэр заказал ему портрет жены, надеясь на то, что, часто находясь рядом с Климтом, она тому быстро надоест.

Художник работал над картиной 4 года, создав около 100 эскизов к портрету. И если его и связывали с Адель какие-то отношения, то за это время они действительно сошли на нет.

Жанна Эбютерн, модель Амедео Модильяни

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© wikimedia.org   © Fine Art Images / Image State / East News  

Жанна обучалась в Академии Коларосси — частной художественной школе. Там она познакомилась с итальянским художником Амедео Модильяни, который выбирал моделей среди учеников академии. Вскоре между ними начался роман. Жанна переехала к Модильяни и стала главной темой его живописи — художник написал около 25 ее портретов. У пары родилась дочь, которую назвали так же — Жанной.

Модильяни, страдавший туберкулезным менингитом, умер в 35 лет в январе 1920 года. Жанна Эбютерн, которая на тот момент вынашивала их второго ребенка, обезумев от горя, покончила с собой на следующий день после смерти возлюбленного. Дочь Амедео и Жанны взяла на воспитание и вырастила сестра художника.

Вера Мамонтова, позировала для ряда русских художников

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© wikipedia.org   © Walentin Serow / wikimedia.org  

Моделью для картины Валентина Серова «Девочка с персиками» стала Вера Мамонтова — дочь богатого мецената Саввы Мамонтова.

Однажды Вера вернулась домой с прогулки и села за стол, держа в руках персик из собственного сада. Там находились ее родители и гостивший в имении художник Валентин Серов.

На протяжении следующих 2 месяцев 12-летняя девочка ежедневно помногу часов позировала для картины, которая впоследствии стала знаменитой.

Веру Мамонтову также писали Виктор Васнецов (ее образ фигурирует на полотне «Аленушка»), Михаил Врубель и Николай Кузнецов.

Сюзанна Валадон, натурщица Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека и других

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© wikimedia.org   © Pierre-Auguste Renoir / wikipedia.org  

Дочь незамужней прачки, французская художница Сюзанна Валадон была первой женщиной, принятой во французский Союз художников. Она работала натурщицей у многих известных живописцев, в числе которых Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега и Пьер Огюст Ренуар, который изобразил ее на двух картинах «танцевальной серии»: «Танец в Буживале» (картина справа) и «Танец в городе».

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© Henri de Toulouse-Lautrec / wikimedia.org  

Совсем иначе видит Сюзанну Тулуз-Лотрек: на портрете кисти этого художника (вверху) у нее печальное лицо, мрачный, отсутствующий взгляд, сжатые губы.

Именно Тулуз-Лотрек, который первым из художников увидел рисунки Сюзанны Валадон, поощрил ее к занятиям живописью и придумал ей псевдоним Сюзанна. При рождении девушку звали Мари-Клементина.

Отметим, что благодаря занятиям живописью Валадон еще при жизни добилась творческого и финансового успеха.

Актриса Жанна Самари, модель Ренуара

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© wikipedia.org   © Pierre-Auguste Renoir / wikipedia.org  

Жанна Самари — французская актриса театра «Комеди Франсез». До замужества она жила недалеко от мастерской Пьера Огюста Ренуара и часто приходила к нему позировать.

В 1877–1878 годах художник написал 4 портрета Жанны. Каждый из них значительно отличался от других колоритом, композицией и размерами.

Один из самых известных — «Портрет актрисы Жанны Самари» (справа), который находится в собрании Пушкинского музея в Москве.

Жанна Авриль, модель Тулуз-Лотрека

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© wikimedia.org   © Henri de Toulouse-Lautrec / wikimedia.org  

Жанна Авриль — танцовщица канкана в парижском кабаре «Мулен Руж», любимая модель и друг художника Анри де Тулуз-Лотрека. Жанна выступила на открытии «Мулен Руж» в 1889 году и стала очень популярной.

Именно Авриль в конце XIX века ввела моду на канкан в крупных европейских столицах, а слава о танцовщице распространилась далеко за пределы не только парижского кабаре, но и Франции в целом.

Она ездила на гастроли в Англию, Швейцарию, Бельгию.

Тулуз-Лотрек изобразил Жанну на 15 рисунках, 20 картинах, литографии и 2 плакатах, причем не только в танце, но и в повседневной жизни.

Актриса Сара Бернар кисти Альфонса Мухи

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© akg-images / EAST NEWS   © akg-images / EAST NEWS  

К чешскому живописцу Альфонсу Мухе слава пришла благодаря сотрудничеству с Сарой Бернар — знаменитой французской драматической актрисой. Все началось с того, что Муха нарисовал афишу для Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Афиша произвела сенсацию и настолько понравилась актрисе, что та подписала с художником эксклюзивный контракт на 6 лет.

За это время были нарисованы афиши к ряду спектаклей и для Дня Сары Бернар (справа) — празднования, которое включало банкет, музыкальные пьесы и драматические сцены на подмостках для чествования актрисы.

На этой афише Муха использовал типичные элементы своего фирменного стиля — фон, выполненный в виде мозаики, замысловатые растительные орнаменты, роскошная копна волос главной героини, круг над головой, напоминающий нимб.

Гала Дали (Елена Дьяконова), жена, муза и модель Сальвадора Дали

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

© MARTINIE / Roger Viollet / EAST NEWS   © Album / sfgp / EAST NEWS  

Елена Дьяконова, или, как она сама себя называла, Гала́ (по-французски «праздник»), была на 10 лет старше Сальвадора Дали. Они познакомились в 1929 году, на тот момент она была женой французского поэта Поля Элюара. Дали и Гала, которая ушла от Элюара, не расставались 53 года — до ее смерти.

Она стала для художника женой, музой, моделью. Гала взяла в свои руки все финансовые дела мужа и благодаря этому творчество художника стало приносить доход. А Дали написал бесчисленное число ее портретов.

Сильветт Давид, модель Пабло Пикассо

В середине 1950-х годов Пикассо жил и работал на юге Франции. Однажды его внимание привлекла белокурая девушка на террасе мастерской по соседству с его студией. Он нарисовал девушку незаметно для нее, а позже показал ей свои рисунки. На вопрос, не согласится ли она попозировать, она молча кивнула. Звали ее Сильветт Давид.

© Erich Lessing / Album / EAST NEWS  

Сотрудничество Пикассо и Сильветт Давид вылилось в целую серию работ — их можно легко узнать по пышному хвосту белокурых волос. Всего Пикассо нарисовал более 60 изображений Сильветт. Он подарил ей один из портретов, и на деньги от его продажи Сильветт смогла купить жилье в Париже.

Ольга Хохлова (в замужестве Пикассо), жена и модель Пабло Пикассо

Ольга Хохлова — русская балерина, артистка «Русского балета» Дягилева и жена Пабло Пикассо. Он венчался с ней по православному обряду. Хохлова родила Пикассо сына Пауло.

Они расстались после 17 лет семейной жизни, хотя Ольга оставалась законной супругой Пикассо в течение 37 лет — до самой своей смерти.

Это было связано с тем, что Пикассо отказался делить имущество, включая нарисованные им картины, поровну, как того требовал брачный контакт, заключенный между ними.

© Fine Art Images / Image State / East News  

Натянутые отношения между супругами нашли отражение в картинах: в начале их истории любви портреты Ольги реалистичны, а к моменту распада брака Пикассо изображает ее исключительно в стилистике сюрреализма. Пример тому — картина «Женщина в шляпе (Ольга)».

Жаклин Рок, жена и модель Пабло Пикассо

© ASSOCIATED PRESS / East News   © Image State Fine Art Images / East News  

Жаклин Рок — вторая жена и муза Пабло Пикассо. Когда художник впервые увидел Рок, той было 26, а ему 72 года. После 6 лет знакомства они поженились. Брак продлился 11 лет, вплоть до смерти художника.

Пикассо написал более 400 портретов Жаклин: он рисовал ее чаще, чем любую другую свою модель или возлюбленную.

Жаклин тяжело переживала смерть Пикассо и спустя 13 лет после его ухода застрелилась накануне ретроспективы его работ.

Картина «Жаклин со скрещенными руками» — один из самых известных портретов Рок кисти Пикассо.

Лидия Делекторская, модель Анри Матисса

Лидия Делекторская — русская переводчица, секретарь французского художника Анри Матисса. К Матиссу она попала, прочитав объявление на автобусной остановке в Ницце о том, что какой-то художник ищет себе помощника.

© Art Media / Image State / East News  

22-летняя Делекторская стала сиделкой матери 63-летнего Матисса. А позднее тот разглядел в ней идеальную для себя модель. Лидия совмещала роли сиделки, секретаря Матисса и по 3–4 часа в день позировала ему. 2 раза в год Матисс дарил ей рисунки, чтобы она могла обеспечить себе будущее. После смерти художника Лидия подарила Эрмитажу и Музею имени Пушкина унаследованные ею работы Матисса.

Белла Розенфельд, жена и модель Марка Шагала

© wikipedia.org   © Marc Chagall /wikipedia.org  

На протяжении всего творчества в картинах Шагала присутствовал образ женщины — его жены Беллы Шагал (в девичестве Розенфельд). «Когда я с Беллой, я не хожу, а летаю», — говорил художник.

Неслучайно он изображает на своих картинах влюбленных, которые парят над землей. Образ супруги прослеживается в сотнях работах художника. Когда Белла в 1944 году умерла, Шагал в течение года не мог вернуться к работе.

Он продолжил воспевать свою жену в творчестве и после ее смерти.

Джейн Моррис, муза прерафаэлитов

© wikimedia.org   © Dante Gabriel Rossetti / wikimedia.org  

В 1857 году Джейн со своей сестрой пошла в театр, там ее заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Их впечатлила красота Джейн, и они уговорили ее позировать. Впоследствии она работала натурщицей у художника Уильяма Морриса, который сделал ей предложение, и они поженились.

До замужества Джейн была малообразованна, после обручения же она начала брать частные уроки, выучила итальянский и французский языки, стала пианисткой. Позже вошла в высшее английское общество. Существует мнение, что именно Джейн стала прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Справа Джейн Моррис на картине Россетти «Синее шелковое платье» (1868).

Бонус: Камилла Клодель, возлюбленная и ученица скульптора Огюста Родена

© akg-images / EAST NEWS   © wikipedia.org  

Камилла Клодель училась в частной художественной школе «Академия Коларосси» в то время, когда женщинам было запрещено поступать в академии изящных искусств.

Здесь она познакомилась с Роденом, который преподавал скульптуру. Вскоре Камилла начала работать в мастерской учителя и стала его моделью, ученицей, любовницей и источником вдохновения.

Критики высоко оценивали талант Камиллы Клодель как скульптора и самобытность ее работ.

Последние 30 лет своей жизни Камилла провела в приюте для умалишенных. Она уничтожила все свои работы и обвиняла Родена в том, что тот украл ее творческие решения.

А кому из великих хотели бы позировать для портрета вы?

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/kak-v-realnosti-vyglyadeli-14-zhenschin-s-poloten-velikih-hudozhnikov-2087565/?fbclid=IwAR1jeX8K8SQ7ZpTvSwx2-tJSuzhKQQsWrggKJrEd5M0_KI6uR1_bJDLuopw

Анук Эме — биография, информация, личная жизнь, фото

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Анук Эме (фр. Anouk Aimée). Настоящее имя — Франсуаза Жюдит Сорья Дрейфус (фр. Françoise Judith Sorya Dreyfus). Родилась 27 апреля 1932 года в Париже. Французская киноактриса.

Франсуаза Жюдит Сорья Дрейфус родилась 27 апреля 1932 года в Париже в еврейской семье.

Читайте также:  «проповеди», хуан фландес — описание картины

Ее родители — потомственные актеры.

В июне 1940 года, когда девочке исполнилось восемь лет, в город вошли немцы. Начались антисемитские акции, евреев ссылали в концлагеря. Среди них оказались дедушка и бабушка Франсуазы, которые погибли в Освенциме.

В детстве мечтала стать балериной. Актерский талант она унаследовала от своих родителей, кроме того, природа щедро наделила ее красотой и грацией.

Франсуазе Юдит Сорье Дрейфус было всего четырнадцать, когда она дебютировала в фильме «Дом у моря». Такое длинное имя режиссер не решился указать в титрах, поэтому юной актрисе пришлось взять псевдоним — Анук Эме. Ее сценическое имя означает «любимая».

Актёрскому мастерству и танцам обучалась в драматической школе Bauer-Therond.

Первую большую роль Анук получила в 17 лет, когда режиссер Анри Кайат решил снять киноленту «Веронские любовники» по очень необычному сценарию — фильм в фильме, где события подобны истории Ромео и Джульетты. Эксперимент удался. Но не только талант мэтра стало залогом успеха, юная актриса тогда дебютировала блестяще.

В 1950-м сыграла главную роль — Анну — в фильме «Золотая саламандра».

Анук Эме в фильме «Золотая саламандра»

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Получила широкую известность в 1957 году, сыграв подругу Амедео Модильяни, Жанну Эбютерн, в байопике «Монпарнас, 19». На эту роль её порекомендовал Жерар Филип, который снимался с ней до этого в фильме «Накипь».

Но по-настоящему звезда Анук Эме засияла в 1959 году, когда Федерико Феллини позвал ее в свою картину «Сладкая жизнь». Именно тогда Анук стала кумиром огромного количества европейских кинозрителей.

В 1961 году ярко сыграла роль Лолы в драме Жака Деми «Лола». По сюжету на фоне обыденной жизни порта на Атлантическом океане развивается волшебный роман.

Лола, привлекательная и загадочная танцовщица кабаре, одна воспитывает ребенка. Лола вынуждена выбирать между несколькими ухажерами в ожидании возвращения своего возлюбленного из-за границы.

За эту работу она была номинирована на премию БАФТА в категории лучшая иностранная актриса.

Анук Эме в фильме «Лола»

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Блестяще справилась с ролью Луизы Ансельми в картине «8 с половиной» режиссера Федерико Феллини. Анук Эме блистательно справилась со сложным психологическим образом своей героини. После этого Феллини величал ее лучшей артисткой всех времен и народов.

Анук Эме в фильме «8 с половиной»

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Мировой суперзвездой Анук Эме стала после выхода киноленты не очень известного тогда режиссера Клода Лелуша «Мужчина и женщина».

Казалось бы, довольно банальный сюжет: случайная встреча двух одиноких людей, искра внезапно вспыхнувшего чувства, разгоревшегося в костер бурной любви.

На следующий день после премьеры Лелуш проснулся знаменитым, а на фильм обрушились кинопремии: Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля 1966 года и два Оскара за лучший заграничный фильм и самый оригинальный сценарий.

Эта роль принесла её целый ряд наград, включая «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».

Анук Эме в фильме «Мужчина и женщина»

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Анук Эме стала иконой парижского стиля с лицом гречанки. Глаза Анук обладали особым магнетическим свойством, а манеры — аристократической сдержанностью.

Она не экспериментировала со своей внешностью, минимально использовала косметику, не делала экстравагантных стрижек, не носила брендовой одежды. Стиль Анук отличался классической элегантностью и тонким вкусом.

По-французски изысканная и утонченная. Удивительно нежная и женственная, кажется, она только что сошла с полотен Модильяни.

  • Красавице Анук Эме легендарный Унгаро посвятил свой лучший аромат духов «Дива».
  • Журнал Empire поместил Анук Эме в список «100 самых сексуальных звезд в истории кинематографа».
  • В 1990-2000-е исполнила заметные роли в лентах «Доктор Бетун» (Мари-Франц), «Прет-а-порте» (Симона), «Мадлен» (Ив), «Наполеон» (Летиция Бонапарт), «Березовый луг» (Мириам), «От частности к частности» (Нэлли), «Женщина и мужчины» (Мадам Блюм).
  • Анук Эме в сериале «Наполеон»

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

  1. Рост Анук Эме: 174 сантиметра.
  2. Личная жизнь Анук Эме:
  3. Эме Анук любили Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Жан-Луи Трентиньян.
  4. Четыре раза была замужем.

Первый муж — Эдуар Циммерман. Состояли в браке с 1949 г. до 1950 г. Через год после свадьбы Анук предложили главную роль в фильме «Золотая саламандра». На съемках этой ленты Эме влюбилась в коллегу по съемочной площадке Тревора Ховарда, который по возрасту годился ей в отцы.

Второй муж — режиссер Никос Папатакис. Состояли в браке с 1951 г. до 1954 г. У пары родилась дочь Мануэлла Папатакис.

Третий муж — актер, певец и музыкант Пьер Бару (1934-2016). Состояли в браке с 1966 г. до 1969 г.

Анук Эме и Пьер Бару

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Четвертый муж — актер Альберт Финни. Состояли в браке с 1970 г. до 1978 г.

  • Анук Эме и Альберт Финни
  • Фильмография Анук Эме:

1946 — Дом у моря / La Maison sous la mer — Анук 1947 — Во цвете лет / La Fleur de l'âge 1949 — Веронские любовники / Les Amants de Vérone — Джульетта 1949 — Золотая саламандра / The Golden Salamander 1951 — Холодные победы / Conquête du froid 1951 — Грозовая ночь / Noche de tormenta 1952 — Багровый занавес / Le Rideau cramoisi — Альбертина 1952 — Человек, провожающий поезда / The Man Who Watched the Trains Go By — Джейн 1953 — Адриенна Мезюра — Марсель Л'Эрбье 1954 — И для моего сердца / Forever my heart 1955 — Я ищу тебя / L’Amour ne meurt jamais — Франсуаза 1955 — Дурные встречи / Les Mauvaises rencontres — Катрин 1955 — Испанская контрабанда / Contraband Spain — Елена Варгас 1956 — Нина / Nina — Нина Иванова 1957 — Штреземанн / Strese-Mann — Аннет Штейн 1957 — Все хотят меня убить /Tous peuvent me tuer — Изабель (жена гангстера) 1957 — Накипь / Pot-Bouille — Мари 1957 — Монпарнас, 19 / Montparnasse 19 — Жанна Эбютерн 1958 — Путешествие / The Journey — Ева 1959 — Головой об стену / La Tête contre les murs — Стефани 1959 — Сладкая жизнь / La Dolce Vita — Маддалена 1959 — Подонки / Les Dragueurs — Джейн 1960 — Весельчак / Le Farceur — Хелен 1960 — Нежданный / L’Imprevisto — Клер 1961 — Лола / Lola — Лола 1961 — Набережная Собора Богоматери / Quai Notre-Dame 1961 — Страшный суд / Le Jugement dernier — Ирен 1962 — Содом и Гоморра / Sodoma e Gomorra 1963 — 8 1/2 / Otto e mezzo — Луиза Ансельми 1963 — Большие дороги / Les Grands chemins — Анна 1963 — Террорист / Il terrorista — Анна Брачи 1963 — Успех / Il successo — Лаура 1965 — Фуга / La fuga — Луиза 1966 — Мужчина и женщина / Un homme et une femme — Анна 1966 — Скандал / Lo scandalo 1966 — Пора нашей любви / Le stagioni de nostro amore 1967 — Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre 1968 — Однажды вечером в поезде / Un soir, un train — Анна 1969 — Ателье моделей / Model Shop — Лола 1969 — Жюстин / Justine — Жюстин 1969 — Свидание/ The appointment — Карла 1976 — Если бы пришлось начать всё сначала / Si c'était à refaire — Сара Гордон 1978 — Моя первая любовь / Mon premier amour — Джейн 1980 — Страница любви / Une page d’amour 1980 — Прыжок в пустоту / Salto nel vuoto — Марта 1981 — Трагедия смешного человека / Tragedia di un uomo ridicolo — Барбара 1982 — Глаза, рот / Les Yeux, la bouche 1982 — Кто заставляет суетиться Давида? / Qu’est-ce qui fait courir David? — Хелен 1983 — Генерал погибшей армии / Le Général de l’armée morte — Бетси 1984 — Успех — лучшая месть / Success Is the best revenge — Моник 1984 — Да здравствует жизнь! / Viva la vie! — Анук 1986 — Мужчина и женщина 20 лет спустя / Un homme et une femme : vingt ans déjà — Анна 1988 — До свидания и спасибо / Arrivederci e grazie — Лаура 1990 — Доктор Бетун / Béthune : the making of a hero — Мари-Франц 1990 — Бывают дни… бывают ночи / Il y a des jours… et des lunes 1993 — Сурки / Les Marmottes — Франсуаз 1993 — Голос в саду / Voices in the garden 1994 — Прет-а-порте / Pret-а-Porter — Симона 1995 — Скажи мне «Да» / Dis-moi oui… — Клер 1996 — Мужчины, женщины: руководство по эксплуатации / Hommes, femmes, mode d’emploi 1999 — Одна за всех / Une pour toutes 1999 — Мадлен / Madeleine — Ив 2001 — Каннский фестиваль / Festival in Cannes — Милли 2002 — Наполеон / Napolеоn — Летиция Бонапарт 2003 — Березовый луг / La Petite prairie aux bouleaux — Мириам 2004 — И они жили долго и счастливо / Ils se marièrent et eurent beaucoup d’enfants — мать Венсана 2006 — От частности к частности / De particulier а particulier — Нэлли 2007 — Клод Лелуш, люблю / Claude Lelouch, on s’aimera — рассказчица 2008 — Святые деньги / Holy Money

  1. 2010 — Женщина и мужчины / Ces amours là — Мадам Блюм
  2. Награды Анук Эме:
  3. БАФТА — 1963 — (номинация) лучшая иностранная актриса («Лола») Оскар — 1967 — (номинация) лучшая женская роль («Мужчина и женщина») Золотой глобус — 1967 — лучшая женская роль в драме («Мужчина и женщина») БАФТА — 1968 — лучшая иностранная актриса («Мужчина и женщина») Сезар — 1979 — (номинация) лучшая женская роль («Моя первая любовь») Канны — 1980 — лучшая актриса («Прыжок в пустоту») Сезар — 2002 — Почётный «Сезар» Берлин — 2003 — Специальный «Золотой медведь»
  4. Золотой орёл — 2009 — Почётный приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф»

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Aimee-Anouk.php

Мата Хари и мода: как не очень красивая женщина, которая не умела танцевать, стала секс-символом и самой известной в мире шпионкой и танцовщицей

Масштабный проект компании Star Media снят при участии телеканала «Интер», в нем играют звезды мирового уровня из разных стран, в частности ― России, Франции, Испании, США, Португалии и Нидерландов.

Картина основана на реальных событиях и рассказывает о необыкновенной жизни легендарной личности ХХ века ― «шпионки, танцовщицы и куртизанки» Мата Хари, которая, оказывается, совсем не умела танцевать, та и красотой по тогдашним канонам похвастаться не могла, но зато обладала необыкновенным обаянием и решимостью жить так, как хочется именно ей. Не удивительно, что соблазнительную танцовщицу было снято множество фильмов. Роль Мата Хари в разные годы исполняли Жанна Моро, Жа Жа Габор, Грета Гарбо и Сильвия Кристель, а первая картина вышла почти сто лет назад — всего через три года после смерти самой Мата Хари, в 1920-м году. Но начнем по порядку: итак, кем же в действительно была эта Мата Хари?

Читайте также:  Картина "проселок", саврасов, 1873

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

АКТРИСЫ, ИСПОЛНИВШИЕ РОЛЬ МАТА ХАРИ: ГРЕТА ГАРБО, ЖАННА МОРО, СИЛЬВИЯ КРИСТЕЛЬ

Кто такая Мата Хари: Маргарета Гертруда Зелле — именно так звали Мата Хари до того, как она ею стала. В будущем ― самая дорогая куртизанка эпохи, исполнительница экзотических восточных танцев с элементами обнажения и самая известная в мире шпионка была дочерью владельца шляпного магазина в Нидерландах.

Позже отец разорился, мать умерла, и юная Маргарета поступила на воспитание к дяде, от которого сбежала в 18 лет: по объявлению в газете нашла жениха, лысого 38-летнего капитана, и скоропалительно вышла замуж. После свадьбы пара уехала в Индонезию, на остров Ява ― тогдашнюю голландскую колонию, где служил муж Мата Хари.

Но и оттуда девушка сбежала ― теперь уже в Париж: супружеская жизнь не сложилась, сын трагически скончался, муж изменял, пил и распускал руки, а сама Маргарета хотела красивой и насыщенной жизни в столице, а не прозябания в колониях.

«Мне казалось, что все женщины, которые сбежали от своих мужей, должны ехать непременно в Париж», ― говорила она.

Почему Мата Хари вошла в историю, и как получилось, что танцовщица, которая совершенно не умела танцевать, собирала огромные залы, а женщина, которую сложно было назвать красавицей, стала секс-символом и архетипом поведения «коварной шпионки»? Начнем с того, что Мата Хари, действительно, не обладала эталонной красотой. В начале ХХ века в моде был типаж «гибсоновской девушки»: юная особо с невинным, почти детским лицом, утонченным профилем, неправдоподобно тонкой талией, широкими, округлыми бедрами и выдающимся бюстом. Популярны были натуральные блондинки и роковые брюнетки с очень длинными вьющимися волосами, которые для выхода в свет собирали в пышную прическу на затылке. Мата Хари же имела специфическую форму головы ― низкий, скошенный, приплюснутый лоб (впрочем, удачно маскировала эту особенность с помощью модной пышной прически), а также крупный нос с горбинкой и плоскую грудь (кстати, именно по этой причине не сложилась ее карьера натурщицы).

  • «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины
  • «ГИБСОНОВСКИЕ ДЕВУШКИ»
  • Тем не менее, она оказывала магическое действие на мужчин. Еще на Яве она писала своей подруге в Голландию:

Мой муж не покупает мне платьев, потому что боится, что я в них буду слишком хорошо выглядеть. Он невыносим. Кроме того, за мной увиваются молодые лейтенанты и влюбляются в меня. Очень тяжело вести себя так, чтобы муж не начал ревновать. 

Шоу Мата Хари покорило весь Париж ― на представления выстраивались огромные очереди. Некоторые танцы Мата Хари называют предтечей современного стриптиза, тогда еще непривычного для западного зрителя. В конце танца, который она исполняла на сцене, усыпанной лепестками роз, Мата Хари оставалась практически полностью обнаженной.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

МАТА ХАРИ

В то время восточная культура была необычайно популярной в Париже, да и по вей Европе. Вспомнить, хотя бы знаменитые «русские сезоны» Дягилева: балет «Шахерезада», «Клеопатра», «Жар-птица», «Ориенталии», «Сиамский танец» и другие, костюмы к которым создавались по эскизам Леона Бакста и Александра Бенуа.

И, если балет Дягилева был пиком высокой культуры того времени, то выступления Мата Хари можно назвать примером зарождения «массовой культуры»: лицо Мата Хари изображали на рекламных плакатах, коробках с печеньем и сувенирах.

В продаже появились сигареты «Мата Хари», описание которых гласило: «Новейшие индийские сигареты, отвечающие взыскательнейшему вкусу, изготовлены из лучших сортов табака с острова Суматра», а сама Мата Хари была кем-то вроде современых Ким Кардашьян или Анастасии Волочковой ― скандальной танцовщицей, прославившейся не столько танцем, сколько благодарю обнажению, умению делать шоу и собственной харизме. В общем, дочь шляпника из Нидерландов одной из первых поняла, как можно неплохо заработать и стать звездой, превратив свое имя в бренд.

Европейцы охотно верили в легенды о восточной танцовщице, которая представлялась дочерью короля Великобритании и Ирландии, императора Индии Эдуарда VII и индийской княжны, воспитанной брахманами. По ее словам, ее душа была посвящена богу Сва, а в 13 лет она уже танцевала обнаженной в храме, и т.д. и т.п.

Именно тогда она берет псевдоним Мата Хари ― «Свет дня». Журналисты писали, что Мата Хари «впечатляет не только игрой ее ног, рук, глаз, рта и ярко-алых ногтей. Не стесненная одеждой, Мата Хари играет всем своим телом».

Сама же она о себе говорила так: «Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего потому, что я была обнажена».

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

МАТА ХАРИ

Как одевалась Мата Хари: 13 марта 1905 г.

состоялся дебют Мата Хари: она появилась перед зрителями в роскошном восточном одеянии, взятом из коллекции месье Гимэ (крупный промышленник, филантроп и знаток искусства,  построивший музей восточного искусства в Париже ― Мюзе Гимэ), но во время танца постепенно сбросила с себя одежду, оставив лишь нитки жемчуга и сверкающие браслеты.

  1. «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины
  2. МАТА ХАРИ, 1905-1906 гг.
  3. Иногда она выступала в одеянии баядеры (восточной, индийской красавицы), в конце появляясь в трико телесного цвета; использовала кносские шали ― шелковые плиссированные покрывала типа сари.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Как образ Мата Хари повлиял на современную культуру: рассуждая об образе Мата Хари, в первую очередь вспоминаешь о Грете Гарбо, сыгравшей, пожалуй, лучшую роль Мата Хари в мировом кинематографе.

Роскошные наряды, созданные голливудским художником по костюмам Адрианом, и дьявольская притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

Образы Греты Гарбо в роли Мата Хари до сих пор являются мощным источником вдохновения для современных дизайнеров: в глаза бросается схожесть с сапогами-гамашами из коллекции Balenciaga, созданной Демной Гвасалией.

  • Кстати, «русское» (что для парижан начала ХХ века означала и «восточное») влияние в фильме очевидно: в одном из  эпизодов Мата Хари в исполнении Греты Гарбо появляется сапогах-казаках, на одном из самых известных кадров со съемок «Мата Хари» Грета Гарбо красуется в головном уборе, напоминающем «кокошник», а сам Адриан признавался, что создавал костюмы под впечатлением от русских балетов и восточной коллекции Поля Пуаре.
  • «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины
  • Многое от образа Мата Хари переняла и Бейонсе в своей новой «беременной» фотосесии и на выступлении Грэмми-2017: те же индийские и индонезийские браслеты на руках и ногах, обилие золота, цветы в волосах и полупрозрачное покрывало. 
  • МАТА ХАРИ ВО ВРЕМЯ АРЕСТА, 1917 г.
  • Как умерла Мата Хари: жажда роскоши, расточительность, непостоянство, страсть к азартным играм, привычка в легким деньгам, которые Мата Хари получала за свои выступления и статус куртизанки на содержании у богатых мужчин, и параноидальный страх бедности, помноженные на убывающую популярность ее театрализованных постановок, заставили Маргарету Гертруду впутываться в сомнительные связи.

В 1914-м в Европе начинается Первая мировая война, и это во многом ограничивает Мата Хари: во-первых, она не может перемещаться по Европе; во-вторых, ее доходы уменьшаются. В то время ее арестовывают в Германии по подозрению в шпионаже на разведку Российской империи (у Маты Хари был любовник ― русский военный). Должно быть, именно тогда ее и завербовали.

В 1917 году Мата Хари неожиданно арестовали по обвинению в шпионаже в пользу немецкой разведки. До сих пор так и не известно, была ли Мата на самом деле шпионкой.

По одной из версий, танцовщица пошла на сделку с разведкой только потому, что они обещали заплатить ей большую сумму. Эти деньги Мата хотела отдать своему возлюбленному, русскому капитану Вадиму Маслову, которому необходимо было сделать операцию после ранения.

Как бы там ни было, 41-летняя Мата Хари оказалась в тюрьме Сен-Лазар. Ее приговорили к расстрелу.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

МАТА ХАРИ В  ТЮРЬМЕ

15 октября 1917 года британский репортер Генри Уэллс из газеты «International News Servive» подробно описал день казни Мата Хари. В камере она содержалалась в ужасных условиях ― от ее экзотичной привлекательности не осталось и следа, однако даже перед смертью Мата Хари хотела оставаться женщиной.

«Медленно, инертно, она опустилась на колени и, подняв голову и без малейшего изменения выражения лица», попросила разрешение написать два письма. Затем надела туфли на высоких каблуках, черное бархатное пальто, черные замшевые перчатки и черную шляпу с траурной лентой, и спокойно сказал: «Я готова». Я расстреляли практически в упор.

Говорят, перед смертью она послала воздушный поцелуй, но британский репортер не сказал об этом ни слова.Сама Мата Хари о своей жизни говорила так:

Я ни о чем не жалею. Моя жизнь овеяна самыми невероятными легендами, и часто даже я сама не умею отличить правду от вымысла. Мне вдоволь досталось и слез, и боли, и несчастий. Но я познала, что такое власть женщины над мужчинами — над теми, кто вершит судьбы целых народов. Миром правят женщины — умные женщины. 

Сегодня историки утверждают, что французским спецслужбам в подтверждение своих несуществующих успехов в борьбе с немецким шпионажем было выгодно принести Мата Хари в жертву, хотя видимых результатов ее деятельности не ощутили ни французы, ни немцы. Уже после ее смерти историки предположили, что, скорее всего она, будучи неопытной шпионкой, не представляла серьезной опасности и просто стала жертвой собственной славы и образа жизни.

Источник: weekend.ru, hictorical-persons.ru, tvc.ru, aif.ru

Источник: https://hochu.ua/cat-fashion/longread/article-74538-mata-hari-i-moda-kak-ne-ochen-krasivaya-zhenschina-kotoraya-ne-umela-tantsevat-stala-seks-simvolom-i-samoy-izvestnoy-v-mire-shpionkoy-i-tantsovschitsey/

Танцовщица (2016) — Всё о фильме, отзывы, рецензии — смотреть видео онлайн на Film.ru

Молодая танцовщица Мари-Луиза (Стефани Соколински) после смерти отца отправляется в Нью-Йорк, чтобы осуществить свою мечту и стать знаменитой актрисой. Во время одного из выступлений на сцене девушка путается в своем платье и лишь чудом избегает падения, продолжая кружиться в ткани.

Но всё оборачивается совершенно неожиданным образом – вместо позора юная танцовщица срывает овации. Публика потрясена, критики объявляют о рождении совершенно нового танца, переполненного эмоцией и свободного от рамок и ограничений.

Это случилось в 1887 году и стало зарождением модерна в танцевальном искусстве.

Прославившаяся девушка уезжает в Париж и становится известна под именем Лои Фуллер. Она блистает на сцене кабаре «Фоли-Бержер», самые выдающиеся мужчины современности считают ее своей музой.

Но слава рискует обернуться проклятием, когда Лои встречается с амбициозной и талантливой Айседорой Дункан (Лили-Роуз Депп), что ставит под удар как ее творчество, так и отношения с покровителем Луи (Гаспар Ульель).

Фильм «Танцовщица» основан на биографии американской танцовщицы Лои Фуллер, совершившей революцию во времена Прекрасной эпохи, гипнотизируя Париж хореографическими пируэтами. Фуллер считается пионером современного танца.

Читайте также:  Картина суд париса, питер пауль рубенс, 1639

Рецензия 04.11.2016 Евгений Ухов Движение – жизнь Картина о первооткрывательнице модерна в танце гораздо больше притягивает эмоциональным, музыкальным и хореографическим фоном, чем точностью фактуры  

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

  • «Танцовщица» – первая полнометражная работа режиссера Стефани Ди Гиусто.
  • Премьера фильма прошла в Каннах на фестивале 2016 года, где он был номинирован за режиссерский дебют на «Золотую камеру» и на «Квир-Пальмовую ветвь» (за освещение ЛГБТ-темы), а также был представлен в номинации «Особый взгляд». 
  • По словам режиссера, задумав этот проект, она хотела понять, какая личность скрывалась за прославившими Лои Фуллер длинными тканями, и ей нравилась идея, что танцовщица стала известной благодаря тому, что пряталась. На работу над сценарием у нее ушло три года. 
  • По словам Ди Гиусто, Стефани Соколински готовилась к роли в течение нескольких недель, в то время как 16-летняя Лили-Роуз Депп сразу же вжилась в свою героиню. 
  • Стефани Соколински занималась хореографией по 6 часов в день в течение месяца и не использовала дублеров во время съемок танцев на высоте 2,5 метров. 
  • На платье для шоу героини было использовано 350 метров шелка. 
  • Роль Дункан могла исполнить Эль Фаннинг.
  • Перед съемками Стефани Ди Гиусто встречалась с Джоди Сперлинг, танцовщицей, которая в настоящее время практикует танцевальную технику Фуллер.

Показать ещё

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины +32

Источник: https://www.film.ru/movies/tancovschica-6

Как с картинки: женщины на знаменитых полотнах

Как часто мы любуемся произведениями искусства, не задумываясь о том, кто на них изображен. В памяти остаются только имена монарших особ, а личность девушки, чей туманный силуэт виднеется в углу картины, остается неизвестной. О женщинах, позировавших художникам для знаменитых полотен, расскажет сегодня Diletant.media.

Голландская Мона Лиза

Знаменитая «голландская Мона Лиза», «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера была написана около 1665.

Долгое время картину называли просто «Девушка в тюрбане», свое современное название она получила лишь к XXвеку.

Изображение тюрбанов на картинах стало популярным с XVвека, и Вермеер нередко использует в портретах эту деталь туалета. Вся картина написана в особом жанре «трони», которым обозначали изображение головы человека.

«Голландскую Мону Лизу» долго время называли «Девушка в тюрбане»

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

В соответствии с названием, взгляд зрителя привлекает большая жемчужная сережка

Согласно самой распространенной версии, считается, что для портрета Вермееру позировала его юная дочь Мария, хотя, некоторые исследователи все-таки предполагают, что это могла быть дочь покровителя художника мецената Рюйвена. Мария была одной из 15 детей Вермеера — его брак был по-настоящему счастливым. Художник любил свою жену, и часто она сама позировала ему для картин.

Мистический портрет юной Лопухиной

Потрет Марии Ивановны Лопухиной, одной из представительниц графского рода Толстых, — одна из самых известных работ русского художника Боровиковского. Он был написан в 1797 году и хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Потрет М. И. Лопухиной — одна из самых знаменитых работ Боровиковского

Именно изображенной на портрете девушке посвятил свои стихи поэт Яков Полонский: «Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали страданье — тень любви, и мысли — тень печали, но красоту её Боровиковский спас». Художник использует традиционный для портретной живописи прием — окружение персонажа предметами, помогающими его охарактеризовать. Это и черты русского пейзажа, и нежная шаль, и поникшие бутоны роз.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Потрет Лопухиной считается самым поэтичным в творчестве Боровиковского

Интересно, что портретом Марии Лопухиной долгое время пугали молодых девушек. Дело в том, что вскоре после написания картины молодая женщина в возрасте 21 года скончалась от чахотки. Многие считали, что портрет словно забрал ее жизни, и если девушки взглянут на картину, то также вскорости умрут.

Девушка с зонтиком с картин Моне

Знаменитая картина Клода Моне «Поле маков у Аржантёя» была написана в 1873 году. Это полотно появилось на выставке импрессионистов в 1874, когда они впервые заявили о себе как об отдельной группе. Две фигурки на переднем плане — это жена Моне Камила и их сын Жан.

Картина Клода Моне «Поле маков у Аржантёя» была написана в 1873 году

Рисовал Моне, по своему обычаю, на пленэре, стараясь пережать атмосферу воздушности и движение. Интересный факт, на который мало кто обращает внимания: в левом углу картины изображена еще одна похожая пара, женщина с ребенком. Между двумя парами вьется едва заметная тропинка.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

На картине изображены две пары, одна из которых — жена и сын Моне

История любви Моне и Камилы была трагична: отец Моне не раз грозился лишить сына содержания, если он не расстанется со своей возлюбленной. Они подолгу жили в разлуке, но Моне не мог долго продержаться без своей семьи.

Тем не менее, художник нередко просил свою жену позировать ему для картин. Мы можем увидеть Камилу и на полотне «Дама в зеленом», и среди «Женщин в саду». Также существует несколько отдельных портретов Камилы и их сына.

А когда Камила скончалась, он нарисовал ее посмертный портрет, который отличается от остальных работ художника.

Моне нарисовал посмертный портрет жены под впечатлением от ее кончины

  • «Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины
  • Под впечатлением от кончины любимой жены Моне нарисовал ее посмертный портрет
  • Актриса, очаровавшая Ренуара

Огюст Ренуар, один из известнейших художников-импрессионистов любил и умел изображать женскую красоту. Актриса Жанна Самари была его любимой моделью. Ренуар написал с нее 4 портрета, но самым известным стал «Портрет актрисы Жанны Самари». Он был написан в 1877 году и сейчас хранится в музее имени Пушкина в Москве.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Основные оттенки, используемые на портрете — розовый и зеленый

Жанна была из театральной семьи, и недолго выбирала свое поприще. Она дебютировала в театре в роле Дорины в «Тартюфе» Мольера, и слава ее стремительно росла.

До своего замужества девушка часто заходила в мастерскую Ренуара и позировала ему. Правда, сеансы она посещала нерегулярно, и это злило художника.

Но он был полностью очарован грацией актрисы, так что раз за разом приглашал ее стать его моделью. Но ее слава и счастье длились недолго: она скончалась в 33 года от тифа.

Танцовщица с гибкостью змеи

Знаменитый автор «Девочки с персиками» Валентин Серов, встретив в 1910 году в Париже Иду Рубинштейн, попросил ее стать моделью для нового полотна. До этого она позировала для многих художников — Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре де Сегонзака, Леона Бакста, позже — для Ромейн Брукс.

Портрет Иды Рубенштейн почти сразу был выкуплен у Серова

Но именно потрет русского художника стал самым известным. Картина почти сразу же была выкуплена у автора и помещена в коллекцию Русского музея.

«Танцовщица», Амедео Модильяни — описание картины

Дочь Серова Ольга писала, что на деле Ида была совсем не так худа, и художник намеренно ее стилизировал

Ида Рубинштейн была знаменитой русской танцовщицей и актрисой. С 1909 по 1911 выступала в составе труппы Сергея Дягилева.

Рубинштейн была высокого роста, но ее грация поражала зрителей, и о ней говорили как о танцовщице «с гибкостью змеи и пластичностью женщины». Роли Клеопарты и Зобеиды стали ее звездными.

После ухода от Дягилева она создала собственную труппу, в которой и выступала долгое время. А в 1921 она даже снялась в итальянском фильме «Корабль».

Екатерина Астафьева

Источник: https://diletant.media/articles/26446906/

«Видишь балерину — говоришь Дега»

Вы наверняка помните эту фразу из шуточной инструкции о том, как определять автора по сюжету картины. Изображение жестов, движений и сложных поз — всё это есть в балете — было настоящей страстью Эдгара Дега. Есть повод рассказать об этой страсти — художник родился 19 июля 1834 года.

Завершающий арабеск, 1877

Дега очень просил не говорить речей, когда он умрет. А если кому-то уж очень захочется, сказать что-то предельно простое. Например, «он очень любил рисовать». И это чистая правда.

Если что-то и волновало Эдгара Дега по-настоящему и всю жизнь, то это поиски точного рисунка для передачи жеста и движения.

Он искал странные ракурсы, сдвигал точку зрения, выстраивал своих моделей в жутко неудобные и вывернутые позы — чем сложнее была рисовальная задача, тем с большим азартом Дега за нее брался.

Три танцовщицы, 1898

И, конечно, балет задавал рисовальщику Дега ребусы повышенной сложности: сложные позы, гибкие тела, заковыристые театральные перспективы, яркий свет и простор для выбора ракурса, с которого ни один художник еще никогда до этого не писал людей.

Отдыхающая танцовщица, 1879

Дега 20 лет подряд покупал абонемент в театр, и только через 15 лет директор Парижской оперы разрешил ему писать за кулисами и на репетициях.

До этого художник приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, причем иногда просто за ними наблюдал, не делая ни одного эскиза.

Временами они, наверное, считали его сумасшедшим, как и те натурщицы, которых он просил просто ходить по мастерской и расчесываться.

Балетный класс Оперы на улице Пелетье, 1872

Делая десятки этюдов, он собирает потом эти зарисовки в продуманную, математически точную и уравновешенную композицию.

Любимый художником эффект случайного фотографического кадра на самом деле был результатом огромной предварительной работы и расчета. «Всему, что я делаю, — говорил Дега, — я научился у старых мастеров.

Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».

Три танцовщицы в репетиционном зале, 1873

Он никогда не писал прима-балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника — все они танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы, которым только предстоит выйти на сцену и которым совершенно не важно получить парадный портрет, водрузить его в гостиной и выслушивать нескончаемые комплименты.

Голубые танцовщицы, 1897, Пушкинский музей
Голубые танцовщицы, 1897, Пушкинский музей

Из всего балетного цикла искусствоведы особенно выделяют «Голубых танцовщиц». Не признававший в собственном творчестве ни вдохновения, ни темперамента, Дега явно был несправедлив к себе. Потому что одних «Голубых танцовщиц» достаточно, чтобы говорить о темпераменте и таланте.

Эта пастель напоминает обычные зарисовки художников, когда на одном листе изображается схематично и обрывочно одна модель в разных ракурсах. Есть ощущение, что это одна и та же девушка, крутящаяся и волнующаяся перед выходом на сцену.

И этот беспокойный круг приготовлений возвращает балету торжественность и праздничность, которую Дега всегда намеренно исключал из своих балетных работ, обращаясь к повседневному и изматывающему труду танцовщиц за кулисами.

Эти девушки (или одна) как будто исполняют грациозный ритуальный танец, не менее праздничный и совершенный, чем тот, что минуту спустя они станцуют перед зрителями.

«Голубые танцовщицы» рисовались в то время, когда страдавший от отслоения сетчатки и прятавший глаза от солнечного света художник уже видел очень слабо. Пройдет еще 6 лет — и он прекратит писать совсем, будет наощупь лепить из воска, сминать и снова лепить все тех же танцовщиц в выдумано сложных позах и лошадей в движении.

Анна Сидельникова, artchive.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/596f6dfa48c85e0954dad7fe

Ссылка на основную публикацию