«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом».
(Описание по подлиннику Фартусова).
Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон игиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:
- «Покайтеся приближибося царстие небесное»
- «Азъ глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»
- «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Немъ же азъ рехъ: по мне грядетъ Мужъ, иже предо мною бысть, яко первее мене бе».
Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:
- Свиток в руках говорит о начале проповеди.
- Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а кроме того является образным выражением Божественного дара предвидения.
- Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.
- Может быть заменена другой чашей, в которой изображен Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).
- Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.
- Горки, на фоне которых изображен Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.
Мастерская Дионисия.1502. Иоанн Предтеча
Иоанн Креститель (византийская икона, 14 в)
Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. икона 14 в. Великая Лавра на Афоне
Феофан Грек Иоанн Предтеча, конец XIV
Андрей Рублев Святой Иоанн Креститель
Икона Крещение
Икона Св. Иоанна Предтечи Афон
В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох.
Обращённый к небу указательный палец его правой руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии.
Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.
Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а прекрасным юношей, что имеет исток в традиционной любви этого периода кандрогинности и гомоэротизму.
Джотто Росписи капеллы дель Арена в Падуе, 1305-1308
Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа, 1473 — 1478
Иероним Босх Иоанн Креститель в пустыне, 1505
- Леонардо да Винчи Иоанн Креститель, 1513-1516
- Леонардо да Винчи Иоанн Креститель с атрибутами Вакх. 1513-1516
- Луис де Моралес. Иоанн Креститель, 1565
- Рафаэль Мадонна с розой, 1518
- Рафаэль Малое святое семейство, 1518-1519
- Рафаэль Санти. Мадонна Альба, 1511
- Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини, 1510
- Рафаэль Санти. Мадонна в голубой диадеме, 1510-1511
- Рафаэль Санти. Мадонна дель Импанната, 1513-1514
- Рафаэль Санти. Мадонна Диоталлеви, 1504
- Рафаэль Санти. Прогулка Мадонны, между 1516 и 1518
- Рафаэль Санти. Проповедующий Иоанн Креститель, 1505
- Рафаэль Санти. Святой Иоанн Креститель, 1516
- Тициан Вечеллио. Иоанн Креститель, 1542
- Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя, 1566
Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1577-79
- Аньоло Бронзино. Иоанн Креститель, 1553
Микела́нджело Меризи да Караваджо. Отсечение главы Иоанна Предтечи, 1608Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1602Микела́нджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1604Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1610Эль Греко. Иоанн Креститель, 1600-1605Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1660Рени Гвидо. Иоанн Креститель. 1635-1640Рени Гвидо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1640Бернардо Строцци. Святой Иоанн Креститель, 1620Никола Пуссен. Иоанн. Креститель крестит людей, 1635А. Иванов .Явление Христа народу 1836-1857 гА. Иванов. Голова Иоанна Крестителя (фрагмент картины Явление Христа народу), 1837—1857Михаил Врубель. Иоанн Креститель, 1904
Источник
Источник: https://sretenie-portal.livejournal.com/51049.html
"Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание, история и интересные факты :
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.
Рождение гения
Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.
Образование
В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан.
В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени.
Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода.
В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.
Наследие и конец жизни
Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых – “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.
Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.
Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи
Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.
Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины
Ближайший предтеча Иисуса Христа – Иоанн — всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом.
Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению.
Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.
На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам.
Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей.
Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.
“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину.
Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.
Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа.
Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение.
Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.
Загадка “Иоанна”
Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.
Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.
Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
Источник: https://www.syl.ru/article/303457/ioann-krestitel-leonardo-da-vinchi-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi
"Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картины
Личность Леонардо да Винчи оказала неоценимую услугу для развития духовного аспекта эпохи Возрождения в Италии, раздираемой, как внутренними противоречиями, так и внешними феодальными войнами. Ведь его творческое наследие до сих пор поражает воображение даже искушенного современного человека.
Одухотворенная атмосфера той эпохи в полной мере отражается одновременно веселым и жизнерадостным нравом Рафаэля, всегда окруженного компанией друзей, и задумчивым и мрачным характером Микеланджело, который совместно с Леонардо да Винчи получает выгодный заказ на роспись христианского собора во Флоренции. А руководство этого грандиозного проекта поручается молодому и амбициозному чиновнику Никколо Макиавелли.
И именно этот широкий диапазон духовной реализации стоит во главе угла того времени, когда идеализация античности становится той математически выверенной моделью архитектуры и искусства. Причем греко-римское наследие в полной мере дополняется уместной творческой переработкой, которая смогла привнести в культурное наследие своей эпохи характерную уникальность и своеобразие.
Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии.
В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.
Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.
Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.
Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.
Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи.
Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства.
Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.
«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием.
Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества. Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой.
По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.
Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека.
Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление.
Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.
Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице.
Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа.
Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества.
Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.
На темном фоне картины изображен молодой Иоанн. На него сверху и с левой стороны падает свет. Указательным пальцем правой кисти святой указывает на крест, расположенный у него на груди и являющийся его непосредственным атрибутом.
Именно крест и небесный свод символизируют пришествие Спасителя.
Поэтому данный жест красноречиво свидетельствует о посыле, когда всем людям требуется поразмыслить над духовным подвигом, связанным с подготовкой к этому наиважнейшему событию.
На картине Леонардо да Винчи изображенный персонаж общается со зрителями глазами. Он нежно улыбается, а его фигура полностью соответствует типажу зрелого художника. В качестве одежды отшельника выступает меховая шкура. Он одет не полностью, оставив оголенным правое плечо с правильными пропорциями. А длинные кудрявые волосы Иоанна Крестителя волнами ниспадают на плечи.
Многие специалисты предполагают, что в качестве модели художника послужил его ученик Салаи. Все светотени и контрастные переходы имеют тонкий и изысканный характер. Знаменитое сфумато, изобретенное ранее самим Леонардо да Винчи, здесь реализовано в полной мере.
Округлость и пластика совершенных форм подчеркивается на картине мягкими и очень нежными переходами между светлыми и темными тонами. Этот способ изображения позволяет отразить одухотворенное состояние святого.
Удивительно, что на полотне невозможно увидеть мазки от кисти.
Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» написана в период 1508-1513 годов ореховым маслом по дереву. Размер полотна составляет 69 х 57 см.
Следует понимать, что во время написания данного шедевра материалы для живописи изготавливались по технологии, совершенно отличной от современной. Так, масло выбеливалось на солнце по пятьдесят лет, а доски сушились и того дольше.
Краски готовились художниками самостоятельно. Как правило, они применяли кристаллы, истолченные в порошкообразное состояние.
Впервые о картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» упоминается в летописях в 1517 году. Известно, что именно его ученик Салаи после смерти учителя стал ее владельцем. Кстати, он сделал с нее себе еще и копию, которая неплохо сохранилась. А после смерти Салаи его родственники продали оригинал Франциску I во Францию.
Таким образом, данная работа оказалась в Лувре. Однако позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни этого монарха картина появляется уже в Германии. Не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и шедевр вновь появляется во Франции.
Теперь картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи находится в экспозиции Лувра.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-973104-ioann-krestitel-leonardo-da-vinchi-opisanie-kartiny
500 лет назад Леонардо да Винчи закончил картину «Иоанн Креститель»
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.
В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.
Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1514-1516. Масло, дерево. 69х57 см. Лувр, Париж.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма.
Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).
Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече.
Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя.
И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.
Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».
Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения.
На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи.
Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.
«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498. 460х880 см. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан. Фрагмент. Перст, воздетый к небу.
Леонардо да Винчи. Ангел во плоти. 1513-1516. Рисунок. Лувр, Париж.
Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.
Источник: http://eaculture.ru/picture/3036
Святой Иоанн Креститель — 1513-1516 Леонардо да Винчи
«Святой Иоанн Креститель» — это последний шедевр Леонардо да Винчи, созданный художником за три года до смерти, как это обычно бывает, представляет собой квинтэссенцию его достижений в области живописи.
Святой Иоанн Креститель
1513-1516; 69х57 см; дерево, маслоЛувр, Париж
Выразительная светотень как бы выхватывает фигуру святого из глубокого мрака, причем расположение источника падающего на нее света трудно определить.
Кажется, будто фигура родилась непосредственно из кисти художника, ее контуры кажутся слегка размытыми, цвета находятся в подчинении у тона, создается впечатление монохромии — одноцветности, что послужило причиной удивительно гармоничной целостности и завершенности картины.
Представленный персонаж в равной степени наделен как женскими, так и мужскими чертами. Загипнотизированный внезапно вынырнувшей из мрака фигурой, зритель обычно воспринимает этот образ как нечто среднее между мужчиной и женщиной.
- Леонардо представил Иоанна Крестителя как некий идеальный тип, воплощение мечты о совершенном человеке, лишенном половых признаков, здоровом и бодром, наделенном способностью любить и верить…
- Уже во время обучения в мастерской Верроккио Леонардо проявил свое стремление к этому идеалу в образе написанного им в «Крещении Христа» ангела, который до сих пор привлекает внимание своей неординарностью. Как и этот ангел, образ Иоанна крестителя завораживает нас, подобно голосу из какого-то иного мира…
- По мнению Андре Шастеля, Леонардо да Винчи таким образом выражает свой необъятный страх перед жестокостью человеческих страстей.
Вакх
1511-1515; 177х115 см; дерево, маслоЛувр, Париж
Исполненный несколькими годами раньше «Вакх» является, скорее всего, результатом тщательной подготовки художника к более зрелой и масштабной работе, какой станет «Святой Иоанн Креститель».
В 1625 году один из посетителей выставки живописной коллекции французского короля Франциска I обратит внимание на сходство между этими картинами и оставит в книге почетных гостей следующую запись о более ранней из них:
Эта работа не может нравиться, поскольку имеет характер не христианский, а дионисийский, а персонаж лишен внутреннего достоинства, присущего святым. Смена названия картины была бы крайне желательна.
Оказывается «Вакх» был выставлен под названием «Иоанн Креститель в пустыне, но несколько месяцев спустя, возможно, под влиянием того самого отзыва, в каталоге королевской коллекции это название будет изменено на другое — «Вакх на фоне пейзажа».
Именно ему, Леонардо, мы, путешественники по миру живописи, обязаны этими восхитительными пейзажами, где богатство зелени на переднем плане сочетается с причудливыми формами укрытых снегом горных вершин на горизонте, и это сочетание — настоящее удовольствие для глаз
Стендаль, 1817
(1452-1519) Леонардо да Винчи
Поделиться ссылкой в социальных сетях
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы … …что такое «ДЖИП»?
Название этих автомобилей произошло от английской аббревиатуры G.P. (Джи-Пи) — General Purpose, то есть, всего-навсего, «транспортное средство общего назначения». Написание «Jeep» появилось значительно позже.
Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/svyatoy-ioann-krestitel.php
Загадки Леонардо Да Винчи (часть первая)
banderrassИнтерес к личности и творчеству Леонардо да Винчи не ослабевает. Например в фильме «Тайная жизнь «Моны Лизы»» авторы утверждают, что открыли тайну Джоконды и знают, кто позировал художнику для бессмертного образа, ставшего символом европейского искусства. Другой фильм о Леонардо да Винчи «Код да Винчи», его сюжет не имеет отношения к скандальному одноименному бестселлеру. В фильме люди, комментирующие кадры, несколько эпатирующего вида, но с учеными степенями утверждают, – и выглядядит это довольно убедительно, — что в картинах да Винчи отражена символика секты сторонников учения Иоанна Крестителя — мандеев. В частности, говорились о некоем жесте, по которому можно определить приверженца данного гностического учения. Это указующий жест — вверх, вниз, в сторону, т.е. не имеющий фиксированной направленности — отставленный указательный палец. Жест, довольно часто встречающийся на картинах Леонардо да Винчи. Его «Иоанн Креститель» палец указывает куда-то вверх. В другом сюжете «Мадонна в скалах» якобы зашифровано послание о том, что Иоанн является настоящим учителем Истины. Существует две версии картины «Мадонна в скалах» одна, написанная по всем церковным канонам, находится в Национальной галерее в Лондоне. На ней рядом с Мадонной (как считают искусствоведы) изображен Иисус, которого крестит сидящий рядом с ангелом Иоанн Креститель. Причем Иоанн выглядит младше Иисуса, и держит… крест! Еще одна деталь — ангел изображен с темными крыльями, которые прикрыты ярко-алой накидкой, и более того — с когтистой лапой! Как считают искусствоведы, именно это неканоническое изображение ангела стало поводом для того, чтобы заказчики потребовали перерисовать картину. Вторая картина «Мадонна в скалах», хранится в Лувре. Предположительно, это — первая версия картины. Здесь ангел указывает на Иоанна (искусствоведы настаивают на том, что рядом с Мадонной сидит Иоанн Креститель, а с ангелом – Иисус). Здесь Иоанн старше Иисуса. Но! Иисус крестит Иоанна, а не наоборот, что противоречит Евангелию. В отличие от лондонской версии «Мадонны», на этой картине нет нимбов. В общем, смысл фильма сводился к тому, что практически все художественное творчество Леонардо было направлено на то, чтобы донести до потомков правду об истоках христианства. Прежде не доводилось слышать о том, что Леонардо да Винчи был приверженцем какой-то веры. Известно о его конфликтах с церковью. При том, что его гений был безграничен, он, определенно, владел некими тайными знаниями, полученными извне.
Но откровением стало то, что Леонардо да Винчи причислили к мадееям
(кстати, единственной сохранившейся гностической секте).
О мандеях: apokrif.fullweb.ru/gnost/mand_about.shtml
Итак давайте рассмотрим все по порядку:
John the Baptist, 1513 –1516гг. Лувр.
Посмотрите внимательно на правую руку . Она не только направлена вверх — она еще изображена без безымянного пальца и мизинца (как у десницы Иоанна Крестителя)
.Далее ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЕЕ: Madonna of the Yarnwinder. 1501. (Частная коллекция) 1. Что видят на этой картине христиане? Богоматерь Мария и младенец Иисус 2. Что видят на этой же картине мандеи ? Богоматерь Елисавета с Иоанном Крестителем.
И для тех и для других на картине мадонна, только в пользу второй версии удлиненный крест, который держит в руках младенец — символ Иоанна Крестителя .
Основной постулат мандеев: Истинная миссия — Иоанн Креститель, Иисус и Магомед — лжепророки. А теперь смотрим на следующие картины: Madonna of the Rocks. 1482-1486. Лувр Справа архангел указывает на младенца слева. Так кто из них Иоанн, кто Иисус ? Более поздняя версия: The Virgin of the Rocks. 1506-1508. Национальная галерея. Лондон
Здесь символ Иоанна Крестителя у младенца слева, т.е. на первой картине архангел указывает на истинного пророка на Иоанна
«Мадонна в гроте» — первое из известных творений Леонардо, созданное в Милане, и стоит у истоков Ломбардской школы. Различна интерпретация религиозной темы: в лувской версии цветы символизируют главным образом Страсти Христовы, в лондонской – чистоту и покорность Марии.
https://www.youtube.com/watch?v=KuNUi6JwbcI
В Лондонской версии младенец Иисус (если с крестом Иисус), заметно старше младенца Иоанна. Обратите внимание на двуперстное благословение младенца справа. По идее, это жест Иисуса, поскольку мы знаем, что жест Иоанна – «указующий перст». Это «Спаситель мира» — одна из лучших т.н. ученических версий, от которой остались собственноручные рисунки Леонардо. Рука Иисуса поднята в двуперстном жесте.
«Вакх», изначально «Святой Иоанн Креститель». Был ретуширован в 17 веке. Далее: «Мадонна в гроте» на протяжении двадцати пяти лет будет предметом спора между Леонардо и Братством непорочного зачатия в Милане. Несмотря на открытие новых архивных документов, картина эта во многом остается загадкой. Она стала причиной многих конфликтов с момента исчезновения первой версии (сейчас находится в Лувре). Угрозы и жалобы продолжались до тех пор, пока не было заключено соглашение о второй версии (сейчас находится в Лондоне). Приняв заказ 25 апреля 1483 года, Леонардо обязался закончить картину за семь с небольшим месяцев. Подпись же под готовой работой он смог поставить только 23 октября 1508 года. В этой картине поражает синтез главных леонардовских тем и герметических знаков, загадочных и насыщенных аллюзиями, которые рождают бесконечное множество символических и теологических толкований: грот с водным потоком и цветами в глубине земли, окутанный мистическим лиризмом и тайной. Скалистая пещера и неприступные, теряющиеся вдали горы воплощают геологическую Вселенную в бесконечном пространстве и времени, служат сценой для таинства, связанного со священным событием, и все жесты остаются незавершенными в стремлении постичь это определяющее мгновение истории человечества.
Иконография не соответствует той, что была предусмотрена в договоре 1483 года (Мадонна с младенцем между двумя ангелами и двумя пророками, но без святого Иоанна), что заставляет думать о еретическом замысле Леонардо.
Брошь Богородицы (Брошь, изображенная в центре парижской «Мадонны в гроте», отсутствует в лондонской версии.
) представляет чрезвычайный интерес для морфогенеза картины: в ней воплощен некий микрокосм, око преломленного света и глубокой тени, как на тусклом зеркале.
Лицо Богородицы находится в точке пересечения нескольких диагоналей, но центром композиции является брошь с двадцатью жемчужинами.
На луврской «Мадонне в гроте» взгляд ангела обращен за пределы картины, по направлению к зрителю, который, однако, уловить его не может. Некоторые считают этого ангела двусмысленным — почти демоном из-за копей на правой ноге. Четыре персонажа лондонской версии, образуя геометрическую, пирамидальную композицию с линиями в форме креста, более свободно располагаются в пространстве. Каждый освещенный элемент обладает своей визуальной динамикой, в частности желтые складки драпировки Богородицы, которые в луврской версии кажутся чистой абстракцией, в лондонской обретают правдоподобие подкладки. Созданная Джакомо дель Майано великолепная рама позолоченного дерева исчезла бесследно, зато сохранились два боковых панно, на которых изображены всего два ангела-музыканта вместо оговоренных заранее восьми музыкантов и певцов. Далее, будьте внимательны, обращайте внимание на название картин, св. Анна это мать Марии:Virgin and Child with St. Anne. c.1502-1516. Лувр — это символ Иисуса, которого Иоанн Креститель призывал:
» …На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира… » (Ин.1.29)
Весьма показательно то, что на картине «Virgin and Child with St. Anne» (композиционные схемы: пирамида и треугольник) Анна держит Марию на коленях. Можно толковать это так, что Мария является преемницей или «духовной дочерью» Анны. Так же возможно, что картина содержит намек на древний обычай усыновления. Происходило это примерно так. Суррогатная мать во время родов разрешалась от бремени, сидя на коленях приемной матери, так чтобы новорожденный оказался между ног второй. Таким образом, символические роды давали приемной матери законное право называть ребенка своим. На это наброске жесты персонажей вполне узнаваемы. И, главное, понятно, что с указующим перстом — Анна, а никак не Мария. Помните, конечно, знак Иоанна — ВЫТЯНУТЫЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ… а теперь смотрите:
- Так кто там (на картине Virgin and Child with St. Anne) божему агнцу, принимающему на себя грех мира, голову то крутит
1. Фрагмент картины Madonna of the Yarnwinder. 1501. 2. Эскиз к картине Virgin and Child with St. Anne. 1508. Внимательно смотрите на палец младенца. ?Иоанн и Иисус были родственниками:
«…Святой пророк Захария и праведная Елисавета, жена его из рода Аронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии… «
т.е. св. Анна — это общая их родственница
Как я говорил сюжет, когда одна женщина сидит на коленях у другой — означает «суррогатная мать». Опять посмотрим на картину «Virgin and Child with St. Anne» с двух точек зрения: 1. Что видят христиане: на коленях «бабушки» Анны сидит «мать» Дева Мария, рядом младенец Иисус теребит голову агнца.
2. Что видят мандеи: на коленях пожилой сестры Елисаветы (мать Иоанна) ( младшая сестра более подошла бы под суррогатную мать — тогда бы и название картины читалось бы более понятно «Virgin and Child with St.
Anne», т.е. Virgin -девственница или нерожавшая ) сидит св. Анна, у ног которой Иоанн (обратите внимание — вытянутый палец правой руки прикрыт овечьей шерстью) и теребит голову Агнца Божего (символ Иисуса) …
«Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» (Лк.1:36).
А вспомните самую знаменитую картину Леонардо «Мона Лиза», смотрите: МONA LISA = M-ad-ON-n-A E-LISA-betta (ital.)Если Леонардо истинным Миссией считал Иоанна то:Мона — это сокращенная форма от Мадонна (Богоматерь), для него Богоматерь, т.е. Мадонна — ЕЛИСАВЕТА — сокр.
ЛИЗАЕсли наша версия верна и Леонардо изображал Богоматерь мандеев Елисавету, то «Мона Лиза», «Мадонна с младенцем и веретеном» и «Мадонна с младенцем и св. Анна» должны иметь что-то общее… Какой-то неуловимый символ. Смотрим:
Я ещё думал, что это за полосы у них у всех на лбу похожие на сгиб картины.
А потом присмотрелся — точно ТРАУРНАЯ ВУАЛЬ (слева хорошо видно).
А вот почему Елисавета изображалась с траурной вуалью:
«…XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду.
И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом.
И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили… «
Протоевангелие от Иакова
Н
ечто очень интересное и на картине, которая является Российским достоянием (хранится в Эрмитаже):
Мадонна Литта (увеличенная версия)
Свое название работа получила по имени её владельца в XIX в. герцога Антонио Литты. Картина создана в миланской студии (1488-1490) предположительно Марко д'Оджионо или Больтраффио. Леонардо вносил только детали, среди которых узнают «фирменные» вьющиеся волосы младенца, приглушенный цвет лица и шеи Мадонны. От себя добавлю с большой вероятностью и «траурная сетка» на голове Мадонны. Курчавым младенцем изображают как правило Иоанна Крестителя, траурная сетка на его матери Елисавете (Лизе) по поводу кончины её мужа, отца Иоанна.
До того как разобратся в картине напомню что в то время, Лоренцо Медичи (глава флорентииской республики) решил протолкнуть своего сына к папскому престолу. Он выдает замуж свою дочь Магдалену за внебрачного сына Иннокентия VIII — Франческетто. А своего 13 летнего сына Джованни (будущего папу Льва X) с помощью своего нового «родственника» делает кардиналом.
Попоробуем найти символы, подтверждающие догадку.
Что это за птица в левой руке младенца?
Это щегол.Щегол — Cardellino (итал.) происходит от итал. Cardo — чертополох, семенами которого эта птица часто питается. Cardo (лат.) означает «ось, стержень» от этого слово образовано и другое итал. слово Сardinale (кардинал).
Собственно, на итальянском языке «маленький кардинал, кардиналёнок», наверное, так и будет «Сardinallino». Слово в словарях находить бесполезно из-за «нонсенса» его значения, однако, в Истории случается разное.
Обратите внимание на щегле Леонардо красные не только щеки (как и в природе), но и красная «кардинальская» шапочка (аллюзия на Медичи) (!)
Ещё одна интересная деталь — знаки на сетке: Это знак гностиков: . А первая строка похожа на цифры (дату): Х III C V
Как известно Джованни Медичи 9 марта 1489 года был назначен кардиналом (в 13 лет) с условием носить кардинальские знаки отличия не ранее, чем через 3 года.
Собственно именно этот факт и хотел подчеркнуть Леонардо римскими цифрами.
Итак знаки можно расшифровать как: XIII летний продолжает дело С летнего Козимо Медичи (род. 1389), его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.
Итак: в траурной накидке — Елисавета, кудрявый младенец — Иоанн Креститель (Иоанн на итал. Джованни(Аллюзия на Джованни Медичи), держащий в руках «Cardellino».По другой версии это каббалистические знаки: Буква Тет Буква Аин Буква Фей Буква Тав (Тау) Очень похоже, с учетом того что Леонардо писал справа налево в зеркальном отображении. А что могут обозначать вместе буквы:
Аин — Фей — Тав (Тау) — Тет
?
Среди учеников Леонардо был Томмазо ди Джованни Мазини член платоновской академии Фичино, где ему дали имя «Зороастро». Он едет в Милан вслед за Леонардо и преуспевает там в искусстве магии (его здесь так и назвают «Индовино»[предсказатель судьбы]). Так что «каббалистические знаки» Леонардо было кому подсказать.
Получается так см. здесь (Поправка: Шут — 0 карта Таро, а Вселенная — 21) 16. Айн, OYN, переводится как «Глаз» : O , a'a, Айн, (о) — 70 -Козерог -Башня 17.
Пе, PH или PA, переводится как «Рот»: P, Пе (Фе), (п,ф)-80, 800 — Меркурий — Звезда 21. Тау, ThV, переводится как «Крест»: Th, Тау, (т)- 400-Солнце- Вселенная 9.
Тет, TYTh, переводится как «Змея»: T, Тет, (т)-9- Лев- Отшельник
А не подпись ли это часом? Читать здесь видимо надо тоже справа налево (иврит всё-таки).
Итак, пробуем сопоставить каждой букве значение карт Таро:
- ע — карта IX L'Eremita ( Отшельник )
- Христианские отшельники считали своими предшественниками Илью Пророка и Иоанна Крестителя .
- פ — карта XXI Il Mondo ( Мир (Вселенная) )
- ח — карта XVII La Stella ( Звезда )
- ט — карта XVI La Torre ( Башня )
Изображен мужчина в монашеском одеянии, стоящий на вершине горы.
Он держит в руке фонарь, в котором горит звезда, другой рукой опирается на посох из золота. На карте изображена женщина, стоящая на одном колене у кромке воды. В каждой руке у нее по кувшину, из которых она льет воду в ручей. Она возвращает источнику часть того, что получала.
Значение: Мудрость, бессмертие, духовное просвещение. Значение: в т.ч. Изгнание, отлучение от церкви.
см. также Visconti-Sforza Tarot Cards ( Milan.1455)
Источник: https://banderrass.livejournal.com/20013.html
Иоанн Креститель
Описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»
Живописная работа, представленная в виде картины «Иоанн Креститель» – настоящий шедевр известнейшего портретиста из века Возрождения. Этого поклонника прекрасного звали Леонардо Да Винчи. Выходец из Италии писал свои уникальности с помощью масляных красок.
Рассматриваемый нами шедевр, названный «Иоанн Креститель», относят к достаточно поздней работе Да Винчи. Это говорит о наступившем упадке в творчестве художника, а также об уходе эпохи Возрождения. Все это раскрывается в характере созданного портрета юного представителя сильного пола и полным отсутствием привычного пейзажа, присутствующего на заднем плане картины.
Эта работа писалась в момент пребывания художника в Амбуазе, в местечке под названием Клу. В то прекрасное время великому живописцу отдавались высочайшие почести и внимание.
Но вот незадача, все эти привилегии не привели Да Винчи к удовлетворенности своими работами. Так как ему приходилось неоднократно дописывать и даже переделывать множество работ, привезенных им.
Исходя из всего, полотно можно напрямую связывать с упадком творческого вдохновения Леонардо.
На полотне перед нами предстает юноша с одной рукой, направленной к небу, а другая рука с крестом, прижата к груди. С помощью темных тонов происходит контраст со светлой фигурой юноши, благодаря чему картина получает неоднозначность и загадочность.
Множество критиков и художников, посещающих Да Винчи, приходили в восторг от его работ, а вот шедевр «Иоанн Крестителя» привел их в огромное замешательство и вызывал удивленные взгляды.
Картина имела довольно отличающийся образ от всех ранее написанных. Юноша с полотна смотрел на всех, двусмысленно улыбаясь, и не походил на облик аскетика с бородкой.
Хотя все поздние работы были выполнены именно в таком направлении.
Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1514-1516). Дерево, масло. 57 × 69 см. Лувр, Париж
Впервые Св.Иоанн изображён не аскетом, как во всех иллюстрациях, а с улыбкой на лице. Здесь применён свой способ нанесения краски так, что кажется, будто из темноты внезапно появляется сияющая фигура Иоанна.
Одна из последних картин мастера. Она была взята им с собой во Францию вместе с «Джокондой» и «Святой Анной с Марией и Младенцем».
В Амбуазе в усадьбе Клу, Леонардо прожил последние три года жизни, окруженный почетом и вниманием. Впервые, за долгие годы странствий он ни в чем не нуждался, мог забыть о кредиторах, сроках исполнения заказов – здесь ему предоставили полную свободу.
Но угасла и творческая активность художника. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины.
Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной.
Местные живописцы с благоговением разглядывали работы итальянца. Но Иоанн Креститель вызвал их недоумение. Очень уж отличался образ, созданный Леонардо, от канонического.
Вместо сурового аскета с длинной бородой на картине изображен цветущий молодой человек, с какой-то вызывающей двусмысленной улыбкой.
Подобными утонченными чертами лица, такими же неясными улыбками, Леонардо наделял в своих последних работах и мужчин и женщин, словно стирая разницу между полами.
Приезд итальянца всколыхнул не только местных художников, но и весь королевский двор. Художник стал законодателем мод: король, придворные копировали его костюм, бороду, прическу. Без него не обходились празднества, многочисленные в Амбуазе, загородной резиденции Франциска.
На какое-то время сюда переезжал из Парижа весь двор, порой король приезжал с немногочисленной свитой, чтобы уединиться со своими любовницами. Эти неофициальные праздники были еще веселей официальных: здесь играли в любовь и в карты, пили вино и музицировали.
Впрочем, возраст Леонардо склонял его к другому проведению времени. Он предпочитал общество ученых, поэтов, философов, священников. Или уединялся в подаренном ему живописном поместье Клу, которое находилось недалеко от королевского замка и соединялось с ним подземным ходом.
Умер Леонардо 2 июня 1519 года на руках короля. Вот как описывает его смерть Вазари:
«Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять.
Друзья и слуги поддержали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту.
Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать…»
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Ioann_Krestitel/
Иоанн Креститель. Описание картины Леонардо да Винчи
- Создавая свои полотна, Леонардо да Винчи постоянно экспериментировал, пробуя новые стили, новые техники, сюжеты и выходя за привычные рамки современного искусства.
- Заметив, что светлое кажется еще более выразительным на темном неосвещенном фоне, великий гений эпохи Возрождения решает создать картинку без привычного пейзажного фона, использовав темное не освещенной пространство позади главного персонажа картины.
- Отсутствие природы и прочих отвлекающих глаз зрителя элементов, сосредотачивает внимание исключительно на главной фигуре произведения, написанного на деревянной основе, – Иоанне Крестителе.
- Картина производила неоднозначное впечатление на современников великого гения на только из-за отсутствия классического итальянского пейзажа, но и потому, что за Иоанном Крестителем закрепился образ сурового аскета-старца с длинной седой бородой астенического телосложения и одетого в длинные скромные одежды.
- Образ пышущего здоровьем, физической привлекательности и миловидного, практически женственного, лица юноши смущал ценителей таланта да Винчи.
- Длинные волнистые волосы, оголенное женственное плечо, наклон головы и блуждающая таинственная улыбка в сочетании с манящим светом глаз – буквально все разительно отличалось от концепции предшественника Иисуса Христа, проложившего путь посланнику Господа на земле.
- Иоанн кисти Леонардо больше напоминает ангела, сошедшего с небес, несущего благую весть людям, но оставляя зрителя с весьма двусмысленными впечатлениями.
Указывающий перст – излюбленные элемент многих произведений да Винчи, перекочевывающий из одного произведения в другое. Иоанн не только показывает указательным пальцем на небеса, давшие ему могущественные силы, предрекая скорое рождения чудесного ребенка, что придет освободит человечество, пожертвовать собственной жизнью.
На левое плечо Иоанна наброшена темная шерстяная ткань, придерживаемая другой рукой. Из-за контраста между пятнистой тканью и темного дымчатого фона, трудно понять цвет одеяний святого.
Также ускользает от взгляда тонкий изящный деревянный крест, сделанный из тростника, который Креститель прижимает вместе с тканью к груди изящным жестом левой руки. Основные линии корпуса и правой руки создают второй визуальный крест светлых форм, подчеркивая основной религиозный мотив картины, выполненной маслом на дереве.
Противоречивость произведения скрывается в том, что христианская религия приносится в мир физически привлекательным юношей с резко выраженными феминистическими формами, жестами и выражением лица.
Другой необычностью было разрывать привычную связь человека с природой, передавая эмоции и чувства перетекающие между ними, подчеркивая и усиливая эту взаимосвязь. Даже у современного зрителя эта картина вызывает некое чувство неловкости.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/ioann-krestitel-opisanie-kartiny-leonardo-da-vinchi.html
Иоанн Креститель Трижды Величайший (окончание)
8. Ангел во плоти
Вернемся теперь к портрету Иоанна Крестителя кисти Леонардо да Винчи. Юноша, изображенный на картине, вполне мог бы быть изображением античного Гермеса, если бы не канонические атрибуты Иоанна Крестителя – одежда из шкур и крест из тростника.
Однако теперь нас уже не может удивить совмещение столь разных, казалось бы, образов – Гермеса и Иоанна.
В свете проведенного анализа мы выдвигаем гипотезу, что картина на самом деле представляет могущественного ангела, почти равного Богу: Иоанна – Гермеса – Еноха – Метатрона, демиурга, создателя материального мира.
Представление пророка и аскета Иоанна в виде цветущего юноши уже не кажется странным и невероятным, если учесть, что в синкретических доктринах, созданных мистиками Ренессанса, мудрый старец Гермес Трисмегист являлся ипостасью юного бога Гермеса, а аскет Енох после 365 лет земной жизни и вознесения на небеса стал юношей Метатроном.
Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти»:Поза юноши на наброске практически такая же, как поза Иоанна Крестителя на картине Леонардо, портретное сходство несомненно. Набросок ориентировочно датируется 1513 годом; считается, что Леонардо нарисовал его тогда, когда работал над «Иоанном Крестителем» и что моделью как для этого рисунка, так и для Иоанна послужил один и тот же юноша по прозвищу Салаино, ученик Леонардо. Однако, есть существенная разница – вместо атрибутов Иоанна на рисунке присутствует бесспорный атрибут Гермеса – напряженный фаллос. История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане.
Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска. Мы считаем, что юноша на рисунке представляет Гермеса.
Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья:
Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на наброске Ангела во плоти, и точно так же устремлен в небеса перст указующий.
9. Перст указующий
Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста.
Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.
Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо:
В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа»:
Рафаэль. «Афинская школа». Фрагмент
Образ Платона на фреске наделен несомненным сходством с Леонардо да Винчи – вот для сравнения его автопортрет:Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста: Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.Dixi.
Ссылки на источники информации, использованные при написании этой статьи
Источник: https://nezvanov.livejournal.com/1542.html