Свадьба петра i и екатерины i 19 февраля, а. ф. зубов, 1712

?

Categories:

  • история
  • семья
  • общество
  • Cancel

Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше — у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории — давайте оценим детали.

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712

Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.

От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени.

Есть только вот такая штука на память — рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной.

Новобрачные изображены стоящими на земле. (Подробно здесь, в тексте про Петра в «русской одежде»)

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в «новой» России все равно очень медленно).

Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры.И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике.Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.

Рекомендую смотреть при увеличении — тогда видно много деталей, например, что дамы все с модными высокими прическами-фонтанжами.

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья).

Фрагмент гравюры«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф.М.

Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П.

Гагарин.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример.

Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.

Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?).

ГРМ

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.Зато!Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны)

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным

Неизв. худ. Ок. 1758

Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали (фото мое).

Ой, извините, есть еще такая картинка по теме — школа гравёров оставалась крепкой.

Григорий Качалов.

 Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ

А это на родине невесты был праздник.

Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.

Это — собственноручный мой коллаж из анонима и Рокотова.

Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять.

Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ

‎В полнощи светлый юг сияет,Течет живее в сердце кровь,И осень, как весна, вливаетНаталье с Павлом в грудь любовь.‎

(Державин)

Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр… Или из Европы завести.

Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г.Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую.И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием.

Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод — переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны.

1795. ГРМ.

Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к.

Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.

Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей

Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.

Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.

В копилку ссылок: онлайн журнал бракосочетания Александра I.

Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.

А тут памятная медаль на бракосочетание великой княжны Анны Павловны с наследным принцем Оранским Виллемом

Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот момент отнюдь не наследник, тоже — пробел. (По картинкам пробел; в документах, разумеется, свидетельств по всем свадьбам сохранилось намного больше). Любителям истории интересная ссылка: Акт бракосочетания великого князя Константина с графиней Грудзинской (подлинник).

Александр II и Мария Александровна

Но вот наконец наступил полноценный «викторианский» XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного.

Почему в таких условиях не рисовали  цесаревича Александра (II) в 1840  и Марию Александровну — не понимаю.

Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.

Раз все такое черно-белое и бедное пока, берем венчания великих князей и княжон, на безрыбье.Ну и тоже интересно.

Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской. 1857.Журнальная (?) иллюстрация. Кажется, это самое раннее изображение непосредственно церемонии, которое мне удалось найти.

Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих иллюстрациях, происходит в дворцовой церкви Зимнего дворца.

Читайте также:  Музей ибсена в осло: шляпы, очки и драматургия

Александр III и Дагмар

Они женились еще при жизни отца-императора.Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.

Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ

В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания.

Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович – герцог Лейхтенбергский.

Фрагменты

  •  А вот другая картинка, попроще, из «История царствования императора Александра II в картинах».

В центральной части листа Александр II и императрица Мария Александровна.Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены Синода, хор певчих-мальчиков.

В честь невесты и ее датских родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой (отличительный знак датской формы).

Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно.

Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой невесты.

Самые скучные в моей подборки чб рисунки — это на самом деле cover-story 19 века.

«Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299). Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной.

Царский кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К. Брожа

Они же, на неск. минут пораньше.Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали цветное.

Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874.С английским принцем было сначала православное венчание.

Потом англиканское

Картина того же автора маслом про них же.

Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы Елизаветы Маврикиевны. 1884.

  1. Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в 1889 в Петергофе.
  2. Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году

Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно.Вот это кстати написал Афанасий Фет:

«На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны»

Не воспевай, не славословьВеликокняжеской порфиры, —Поведай первую любовьИ возвести струнами лиры:Кто сердце девы молодойВпервые трепетать заставил?Не ты ли, витязь удалой,

Красавец, царский конник, Павел? (и далее)

Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

деталь

К.О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж

(подготовительный к созданию журнальной иллюстрации)

Никки и Аликс

Они женились, когда Николай уже стал императором.

Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны».  1894. ГРМ

Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.

Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ

Слева направо — король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.

Фрагмент

Кстати, напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает нам фильм «Матильда», венчание Николая на царство и венчание его с невестой происходило не одновременно (и без обмороков).

 Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.

В британской королевской коллекции есть повторение картины Туксена (потому что Виктория — бабушка невесты).

Рядом  открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для комплекта).

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1201757.html

Картины про свадьбы российских императоров

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712 shakko_kitsune — 17.01.2018 Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их
невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком
групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы,
причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше
— у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и
коллекции королевы Виктории — давайте оценим детали.

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712

Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра
Великого.

От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной
свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с
отсталостью светской живописи того времени.

Есть только вот такая
штука на память — рисунок, расположенный в начале «Книги любви
знак в честен брак»
Кариона Истомина, преподнесенной в 1689
году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии
Лопухиной.

Новобрачные изображены стоящими на земле. (Подробно
здесь, в тексте про
Петра в «русской одежде»)

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у
венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной
Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).
В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская
живопись развивалась в «новой» России все равно очень медленно). Но
зато очень хорошо уже умели делать гравюры.
И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике. Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля
1712 г.
Рекомендую смотреть при увеличении — тогда видно много деталей,
например, что дамы все с модными высокими
прическами-фонтанжами.

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712
Кстати,
существует предположение, что это не документальное
изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы
выглядеть (по ссылке большая интересная статья).

Фрагмент гравюры
«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него:
вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель
(«Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий
гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»),
корабельный мастер Ф.М.

Скляев («в братнем месте»), «Аглинской
Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал»
свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор
граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа
Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П.

Гагарин.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых
портретов до России тоже еще не доехал. Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно
привести в пример.

Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы
Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау.
1711. ГЭ

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712 Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а
запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не
озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна
была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с
Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на
то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не
оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла
свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника
Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так
что засчитано. Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный
в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Читайте также:  Ужин настажио у онисти, iii-й эпизод, сандро боттичелли

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и
великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712 В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.
Зато!
Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В
Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч.
удачное, много желтизны)

Свадьба Петра i и Екатерины i 19 февраля, А. Ф. Зубов, 1712
Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным

Неизв. худ. Ок. 1758

Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите
внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные
рукава и другие детали (фото мое). Ой, извините, есть еще такая картинка по теме — школа гравёров
оставалась крепкой.

Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю
бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини
Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ

А это на родине невесты был праздник.

Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго
князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной
Алексеевной

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным,
но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.

Это — собственноручный мой коллаж из анонима и
Рокотова.

Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо
опять.

Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича.
1773. ГЭ

‎В полнощи светлый юг сияет,
Течет живее в сердце кровь,
И осень, как весна, вливает
Наталье с Павлом в грудь любовь.‎

(Державин)

Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный
жанр… Или из Европы завести.

Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого
князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776.
ГРМ

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича
26 сентября 1776 г.
Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка
императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу
Баденскую.
И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием.
Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод
— переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета
Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини
Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.

Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария
Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к.
Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина,
митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина,
Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов,
Будберг.

Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей

Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного
интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время
тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.

Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра
Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.

В копилку ссылок: онлайн журнал бракосочетания
Александра I.

Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.

А тут памятная медаль на бракосочетание великой княжны Анны
Павловны с наследным принцем Оранским Виллемом

Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот
момент отнюдь не наследник, тоже — пробел. (По картинкам пробел; в
документах, разумеется, свидетельств по всем свадьбам сохранилось
намного больше). Любителям истории интересная ссылка:
Акт бракосочетания великого князя Константина с графиней
Грудзинской (подлинник).

Александр II и Мария Александровна

Но вот наконец наступил полноценный «викторианский» XIX век с его
страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких
условиях не рисовали  цесаревича Александра (II) в 1840 
и Марию Александровну — не понимаю.

Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола
Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора
Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария
Александровна.

Раз все такое черно-белое и бедное пока, берем венчания великих
князей и княжон, на безрыбье.
Ну и тоже интересно.

Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской.
1857.
Журнальная (?) иллюстрация. Кажется, это самое раннее изображение
непосредственно церемонии, которое мне удалось найти.

Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих
иллюстрациях, происходит в
дворцовой церкви Зимнего дворца.

Александр III и Дагмар

Они женились еще при жизни отца-императора. Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил
множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и
праздников, балов и похорон.

Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и
великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ

В композиции несколько последовательных эпизодов
бракосочетания. Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат
цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский
принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий
князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович –
герцог Лейхтенбергский. Фрагменты

  •  А вот другая картинка, попроще, из «История царствования
    императора Александра II в картинах».

В центральной части листа Александр II и императрица Мария
Александровна. Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены
Синода, хор певчих-мальчиков. В честь невесты и ее датских
родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы
в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой
(отличительный знак датской формы).

Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра
Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную
(венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й
пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для
великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали
ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в
американском Hillwood Museum.
Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко
опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой
невесты. Самые скучные в моей подборки чб рисунки — это на самом деле
cover-story 19 века.

«Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299).
Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью
великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной. Царский
кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К.
Брожа

Они же, на неск. минут пораньше. Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали
цветное.

Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и
великой княжны Марии Александровны, 1874.
С английским принцем было сначала православное венчание.

Потом англиканское

Картина того же автора маслом про них же.

Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы
Елизаветы Маврикиевны. 1884.

  1. Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в
    1889 в Петергофе.
  2. Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы
    Федоровны в 1884 году

Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно.

Вот это кстати написал Афанасий Фет:

«На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой
княгини Александры Георгиевны»

Не воспевай, не славословь
Великокняжеской порфиры, —
Поведай первую любовь
И возвести струнами лиры: Кто сердце девы молодой
Впервые трепетать заставил?
Не ты ли, витязь удалой,

Красавец, царский конник, Павел? (и
далее)

Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича
и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в
соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

деталь

К.О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж

(подготовительный к созданию журнальной иллюстрации)

Никки и Аликс

Они женились, когда Николай уже стал императором.

Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры
Федоровны».  1894. ГРМ

Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного
альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого
почти мастера, датчанина Туксена.

Читайте также:  «изенхеймский алтарь», маттиас нитхардт (грюневальд) — описание картины

Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой
княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ

Слева направо — король Кристиан IX Датский, императрица Мария
Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна,
Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел.
кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.

Фрагмент

Кстати, напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает
нам фильм «Матильда», венчание Николая на царство и венчание его с
невестой происходило не одновременно (и без
обмороков). Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви
Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе
Москвы.

В британской королевской коллекции есть повторение картины
Туксена (потому что Виктория — бабушка невесты). Рядом 
открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для
комплекта).

А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у
немецких принцесс уже не та, что в 18 веке…
А потом все кончилось.

Источник: https://yablor.ru/blogs/kartini-pro-svadbi-rossiyskih-imper/6279458

Екатерина I, первая российская императрица

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Екатери́на I (Ма́рта Самуиловна Скавро́нская (Крузе), Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова); (15 апреля 1684 —17 мая 1727) — российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.

Ранние годы

До сих пор точно не определены ни место рождения Марты, ни национальность.

По одной из версий, родилась она на территории современной Латвии. Родители Марты умерли от чумы в 1684 году, и её дядя отдал девочку в дом лютеранского пастора Эрнста Глюка. Марта использовалась в доме как служанка, грамоте её не учили.

По другой версии, до 12 лет девочка жила у своей тётки Анны-Марии Веселовской, прежде чем оказаться в семье Глюка. В возрасте 17 лет Марту выдали замуж за шведского драгуна по имени Иоганн Крузе (Johan Cruse), как раз накануне русского наступления на Мариенбург. Через день или два после свадьбы трубач Иоганн со своим полком отбыл на войну и, по распространённой версии, пропал без вести.

Любовница Петра I

В 1702 году, после взятия Мариенбурга русскими войсками, она стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе генерал фельдмаршала Бориса Шереметева, а затем у фаворита и сподвижника Петра I Александра Меншикова.

Около 1703 года молодая женщина была замечена Петром I и стала одной из его любовниц. Вскоре Марта была крещена по православному обряду под именем Екатерины Алексеевны.

В 1704 Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли).

Петр I и Екатерина I катаются по Неве

С годами Екатерина приобрела очень большое влияние на российского монарха, которое зависело, по свидетельству современников, отчасти от ее умения успокаивать его в минуты гнева. Непосредственного участия в решении политических вопросов она принимать не пыталась.

С 1709 года Екатерина уже не покидала царя, сопровождая Петра во всех походах и поездках. По преданию, она спасла Петра I во время Прутского похода (1711), когда русские войска были окружены.

Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, склонив его к подписанию перемирия.

Жена Петра I

Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны в 1712 году. Гравюра А. Ф. Зубова, 1712

По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 года Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна (1708) и Елизавета (1709) получили официальный статус цесаревен. В 1714 году в память о Прутском походе царь учредил орден Святой Екатерины, которым наградил жену в день ее именин.

Мнения о внешности Екатерины противоречивы. Если ориентироваться на очевидцев мужчин, то, в целом, они более чем положительны, и, напротив, женщины порою относились к ней предвзято: «Она была мала ростом, толста и черна; вся её внешность не производила выгодного впечатления. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения».

Екатерина I. Портрет неизвестного художника.

Позже, в 1722 Пётр отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии, заменив его личным назначением царствующего государя. 7 (18) мая 1724 Пётр короновал Екатерину.

После того как Петр надел на голову Екатерины корону, стали щедро раздаваться награды и милости: деньги, чины, титулы, поместья, ордена и новые повышения. Одним из первых награжденных был Вилим Монс, ставший отныне камергером двора. Не прошло и недели, как на него был написан донос, конечно, анонимно, в котором извещали Петра о любовной связи Вилима Монса с Екатериной Алексеевной.

Из-за подозрение в измене отношения между супругами разрушились, он порвал прежнее завещание, согласно которому наследницей престола должна была стать Екатерина.

Пётр умер ранним утром 28 января (8 февраля) 1725, не успев назвать преемника и не оставив сыновей. Отсутствием строго определённого порядка престолонаследия трон России был отдан на волю случая, и последующее время вошло в историю эпохой дворцовых переворотов.

Правление

Портрет А. Д. Меншикова

Народное большинство было за единственного мужского представителя династии — великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I, но усилиями Меншикова и при опоре на гвардию и петербургский гарнизон Екатерина I была возведена на престол.

Екатерина I была не достаточно образована, чтобы управлять государством, поэтому во всем доверяла своим советникам. И только когда заходила речь о флоте, она оживлялась: любовь мужа к морю коснулась и ее.

В 1726 в помощь императрице, плохо разбирающейся в делах, был создан высший орган власти — Высший тайный совет. Сановниками стали самые влиятельные государственные деятели во главе с Меншиковым. Сановники сообща решали все важные дела, а Екатерина только подписывала присылаемые ими бумаги.

Екатерининское правительство бездействовало, состояние государственных дел было плачевным, казна пуста. Всюду процветали казнокрадство, произвол и злоупотребления. Ни о каких реформах и преобразованиях речи не было.

Портрет Екатерины I работыКарела де Моора, 1717 года.

Несмотря на это, простой народ любил императрицу за то, что она сострадала несчастным и охотно помогала им. В её передних постоянно толпились солдаты, матросы и ремесленники: одни искали помощи, другие просили царицу быть у них кумой. Она никому не отказывала и обыкновенно дарила каждому своему крестнику несколько червонцев.

В годы царствования Екатерины I 19 ноября 1725 года была открыта Академия наук, снаряжена и отправлена экспедиция офицера русского флота Витуса Беринга на Камчатку, установлен орден св. Александра Невского.

Во внешней политике отступлений от петровских традиций почти не было. Россия улучшила дипломатические отношения с Австрией, от Персии и Турции добилась подтверждения уступок, сделанных при Петре на Кавказе, и приобрела Ширванскую область. С Китаем были установлены дружеские отношения.

Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к развлечениям и много времени проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье. В марте 1727 года на ногах у императрицы появилась опухоль, быстро разраставшаяся, а в апреле она слегла.

  • Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу — внуку Петра, сыну Алексея Петровича, а в случае его смерти — к ее дочерям или их потомкам.
  • 17 (6 по старому стилю) мая 1727 года императрица Екатерина I скончалась в возрасте 43 лет и была похоронена в усыпальнице российских императоров в Петропавловском соборе в Санкт Петербурге.

Источник: https://medium.com/eggheado-history/i-93d5ecd342ba

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector