«старуха», джорджоне — описание картины

11.07.2008

Публикации

Сведения о Джорджоне очень скудны. По-видимому, он учился в Венеции, затем вернулся в свой родной город Кастельфранко, входивший в состав материковых владений Венецианской республики, где работал несколько лет.

Документы из архива венецианского Дворца Дожей свидетельствуют, что он в 1507 году снова находился в Венеции и получил заказ написать картину для зала Совета Десяти.

Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Осенью 1510 года, как следует из переписки мантуанской маркизы Изабеллы д’Эсте с ее поверенным в Венеции, Джорджоне скончался во время эпидемии чумы. Ту же дату, видимо, со слов Тициана, сообщает и Вазари, добавляя, что Джорджоне заразился чумой от своей возлюбленной.

Ценным источником сведений о работах Джорджоне являются Записки венецианского патриция Маркантонио Микиеля, составившего в 1525—1543 годах описание всех существовавших в те годы частных коллекций в Венеции и Падуе; среди перечисленных Микиелем работ Джорджоне такие известные картины, как «Гроза», «Три философа», «Спящая Венера». Микиель называет и имена владельцев этих картин, которые, видимо, были и заказчиками Джорджоне.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Суд Соломона. 1500—1505

С ранним периодом творчества Джорджоне связывают ряд небольших композиций на библейские и евангельские темы. К числу его первых работ принадлежат две небольшие парные композиции «Испытание младенца Моисея огнем» (ок.

1500—1502) и «Суд Соломона» (1500—1505, обе — Флоренция, Галерея Уффици).

Действие таких сцен часто разворачивается на фоне тихих идиллических пейзажей, композиция построена на ритмических повторах плавных, спокойных линий и очертаний.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Поклонение пастухов. Ок. 1504

Таково» Поклонение пастухов» (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусства), где плавная дуга, объединяющая Марию, Иосифа и склоняющихся перед Младенцем пастухов повторяется в очертаниях арки грота.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Мадонна Кастельфранко. 1504—1505

Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ «Мадонна Кастельфранко» (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале).

Очевидно, заказчиком картины был уроженец Кастельфранко военачальник Туцио Костанцо, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, — герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, которая напоминает деревянный саркофаг, — такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах.

Композиция картины отдаленно напоминает традиционные для итальянской живописи Святые Собеседования, но это лишь внешнее сходство.

Вместо традиционной алтарной ниши перед нами четко обозначенное, но неопределенное пространство: залитая дневным светом вымощенная плитками площадка, отделенная высоким темно-красным парапетом от расстилающейся на заднем плане, окутанной легкой дымкой пейзажной панорамы с гладью озера, деревьями и кустарником, лугами и небольшим замком на холме. Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, его спинка уходит за верхний край картины, а Мадонна, чуть склонив прекрасное, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо; туда же смотрит и притихший Младенец, лежащий на ее коленях. Внизу у саркофага к нам обращаются стоящие здесь, как верные стражи, прекрасный рыцарь в вороненых латах — Святой Либерале, покровитель Кастельфранко, и монах Святой Франциск. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Картина, призванная напоминать о юноше, безвременно покинувшем прекрасный, расстилающийся на заднем плане мир, проникнута тишиной и очень сдержанно выраженной печалью.

В «Мадонне Кастельфранко» впервые во всей полноте раскрывается поэтический склад творческой натуры Джорджоне, присущее этому мастеру тонкое музыкальное чувство ритмического единства, гармонического согласия красок. Стилистически эта картина с ее немногословием, безупречным композиционным равновесием, мягкой и обобщенной моделировкой форм уже принадлежит Высокому Возрождению.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Лаура. 1506

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Юдифь. Ок. 1505—1506

По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана «Юдифь» (ок. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Об этом свидетельствует и легкая дымка, моделирующая лицо Юдифи, и плавность очертаний ее фигуры, и рисунок складок одеяния, и невысокая стена, отделяющая первый план от далекой пейзажной панорамы с серебристо-голубой гладью озера.

К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть; в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.

Юдифь, победительница грозного врага своего народа — Олоферна, была в эпоху Возрождения одной из излюбленных библейских героинь и изображалась в виде суровой воительницы.

У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна.

Очертания ее стройной фигуры спокойны и плавны, юное лицо задумчиво, и лишь ломающиеся складки золотисто-розового одеяния, окрашивающиеся внизу в красноватые тона, напоминают о драматических событиях.

Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами.

Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Гроза. Ок. 1507

Видимо, самой ранней из картин такого рода является небольшая композиция «Гроза» (ок. 1507, Венеция, Галерея Академии), которую упоминавшийся выше Микиель видел в 1530 году в доме патриция Габриэле Вендрамина.

Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Однако просвечивание картины рентгеном показало, что на подмалевке картины вместо пастуха была изображена вторая женщина, сидевшая на берегу, опустив ноги в воду. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.

Молодой пастух и полуобнаженная женщина, кормящая грудью ребенка, разделенные узким ручьем с обрывистыми берегами, предстают здесь как дети Природы, олицетворяющие род человеческий.

Такой же частью ее, как деревья, вода, облачное небо предстают и руины, на фоне которых предстает пастух, и деревянный мост, и дома, башни, украшенный куполом храм маленького городка, удивительно напоминающего город Кастельфранко.

«Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские, и немецкие мастера.

Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.

Предгрозовое затишье, о котором напоминает зеркальная гладь воды, спокойствие пастуха и молодой матери, на наших глазах нарушается вспышкой молнии, прорезающей сизо-синие, набухшие влагой тучи, высвечивающей башни маленького городка, деревянный настил моста; написанные мелким, открытым мазком листья и травы как бы трепещут от порыва ветра. Джорджоне отказывается от традиционной для итальянской живописи этого времени эмалевой сплавленности красочной поверхности; колеблемые ветром листья и травы, блики на воде и поверхности моста, шероховатая поверхность стен старых домов, сам зигзаг молнии обозначены у него мелким открытым мазком, нанесенным тонкой кистью, создающим ощущение охватившего природу беспокойства. С поразительной тонкостью передает Джорджоне и померкшие краски охваченной грозой природы, и холодный мертвенный свет отблесков молнии на стенах башен.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Три философа. Ок. 1507—1508

Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства).

Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Другие исследователи видят в образах философов персонификацию трех философских течений — средневекового аристотелизма, восточного аверроизма и ренессансного неоплатонизма. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Скорее всего, обо всех этих тонкостях современных интерпретаций не помышляли ни сам Джорджоне, ни его молодой заказчик. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой), и предпочитающий размышление восточный философ, и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно, и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета); легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Оно подчеркнуто самой композицией картины — группа философов, предстающих на фоне темных стволов больших деревьев, идеально уравновешена темной массой скалы с окутанными тенью очертаниями грота.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Три возраста. Ок. 1510

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Спящая Венера. Ок. 1510

Как воплощение гармонии природы предстает богиня любви и красоты в самой известной из дошедших до нас работ Джорджоне — «Спящей Венере» (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея).

В Записках Маркантонио Микиеля она упомянута как Обнаженная Венера с Купидоном, спящая на фоне пейзажа, находившаяся в 1525 году в доме Джироламо Марчелло; Микиель добавляет, что фигура Купидона и пейзаж были написаны Тицианом.

Очень плохо сохранившаяся фигура Купидона, сидевшего у ног Венеры, была обнаружена под более поздними записями при просвечивании картины рентгеновскими лучами. Мелкие выпадения верхнего красочного слоя, замаскированные реставрационными записями, заметны и на прекрасном теле обнаженной богини.

Но и в теперешнем своем состоянии Спящая Венера остается самым совершенным творением Джорджоне. Спящая обнаженная женщина в его картине целомудренно прекрасна и естественна, в ее совершенной красоте как бы воплощена вся гармония и поэтическая прелесть Природы, спокойного и мирного пейзажа, на фоне которого она предстает.

Плавные очертания ее обнаженного тела находят отклик в очертаниях холмов и складок почвы, теплые, золотистые тона освещенных заходящим солнцем облаков, позолоченная солнечными лучами зонтичная крона небольшого дерева гармонируют с теплыми, золотистыми тонами обнаженного тела и коричневатыми тонами скалы, у подножия которой спит богиня, обратившая к нам свое спокойное, ясное лицо. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).

Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Картина эта не фигурирует в документах XVI века, и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.

Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.

Читайте также:  Панно "танец", матисс, 1932-1933

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Автопортрет. Ок. 1508

С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Большинство из них вписывается с традиционную для Венеции начала XVI века схему погрудного портрета-бюста. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Первый — это широко известный в XVI веке и воспроизведенный в ряде гравюр «Автопортрет» в виде Давида, который Вазари видел в доме патриарха Гримани.

Единственный живописный вариант этого «Автопортрета» (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.

Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — «Старухи» (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и «Гроза», из собрания Габриэле Вендрамина.

Существует предположение, что эта полная экспрессии картина, написанная в неожиданной для Джорджоне энергичной манере — не портрет, а предостережение молодой женщине, позировавшей для героини «Грозы». Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).

Старуха. 1506—1508

Влияние Джорджоне на венецианскую живопись было колоссальным, но неоднозначным.

Во втором десятилетии XVI века ее захватила волна «джорджонизма», появилась целая группа молодых художников, которые тиражировали его темы и подражали его стилю.

Истинным продолжателем традиций Джорджоне стал Тициан; в его работах 1510-х годов излюбленные темы Джорджоне находят дальнейшее развитие, приобретая новое, свойственное его могучему темпераменту, звучание.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=528

Трудно сказать о Джорджоне больше, чем говорят его картины. | Волшебная сила искусства

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Автопортрет

         Мне хотелось, чтобы вы более пристально присмотрелись к его живописи. По сути Джорджоне ,как и Леонардо,стояли у истоков реализма.Все   другие художники считали их работы эталоном.

              Джорджоне – итальянский художник эпохи Возрождения, ученик Д. Беллини и учитель Тициана,представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

           Среди великих мастеров прошлого ему принадлежит особое место. Джорджоне прожил всего 32 года. Он умер в Венеции 1510 г. от свирепствующей в то время чумы.

Одна из наиболее популярных его работ Спящая Венера.

«Старуха», Джорджоне — описание картиныДжорджоне .Спящая Венера, 1510г.

Картина была написана незадолго до смерти.Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году.

     Картину закончил уже его ученик -Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О САМОМ ХУДОЖНИКЕ.

               Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.

Он был учеником  Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.

            Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образы, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

              Современники ценили его как живописца, влюбленного в природу. Человек доброго и благородного нрава, художник был также замечательным музыкантом и певцом. В свое время произведения мастера много копировали, подражали ему. Считается, что подлинных картин Джорджоне в настоящее время совсем немного.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

«Мадонна да Кастельфранко»1504г.                     Одна из очень известных его работ «Мадонна да Кастельфранко», написанная в 1504 г.

по заказу венецианского военачальника – кондотьера Тудио Констанцо, в память о его рано умершем сыне Маттео. На картине изображен интерьер небольшой часовни, где пол выложен черно-белыми мраморными плитами.

У подножия трона стоит деревянная гробница с изображением герба семьи Костанцо. С обеих сторон она «охраняется» двумя фигурами святых.

              Зеленые тона ковров, устилающих трон, зеленоватый хитон и красно-розовое покрывало мадонны создают красивое сочетание с ландшафтом, с высоким бледно-голубым небом, просторными лесными лужайками, сероватой грядой гор на горизонте и зданиями.

И хотя овеянная грустью «Мадонна» написана в духе поэтической элегии, большое место занимает в ней пейзаж. Он отвлекает людей от печальных раздумий и размышлений при созерцании картины.«Старуха», Джорджоне — описание картины

Гроза.1506г                   Современники говорили, что Джорджоне первым ввел в венецианскую живопись XVI в. новый элемент художественной выразительности – настроение, одухотворяя ее, вызывая ответные чувства у человека, смотрящего картину, и создавая незримую психологическую связь между ним и произведением искусства.

      И это чувствуется не только в «Мадонне да Кастельфранко», но и в маленькой по размерам картине Джорджоне «Гроза», написанной им около 1506 г

             Почти все пространство этого небольшого полотна, заполнено изображением пейзажа с сине-зеленой рекой, текущей между изрезанных берегов, поросших кустарником и деревьями.

Через нее перекинут узкий деревянный мост, за которым виднеется ряд зданий. Освещение, порожденное вспышкой молнии и рассеянным светом луны, спрятанной за облаками, создает неуловимые воздушные эффекты.

                   Небо в обрамлении темно-зеленых деревьев, почти черное у горизонта, контрастно по цвету розово-белой архитектуре на заднем плане.

Тусклые серебристые блики небесного огня отражаются на строениях, бревенчатом мосту, на стене и сломанных колоннах, на деревьях, воде и вселяют ощущение движения в пейзаже и внутренней тревоги.

На переднем плане картины по берегам изображены фигуры: юноши в короткой пастушеской одежде с посохом в руке и молодой женщины с золотистыми волосами, кормящей грудью ребенка.

  • Златились кудри длинные у ней,
  •  Ее одежды белизной сияли,
  • Прекрасен был лучистый взгляд очей,

Кто в них глядел, не ведал тот печали…

                     Эти строки из поэмы «Фьезоланские нимфы» знаменитого поэта и писателя Д. Боккаччо. Она была широко известна в эпоху Возрождения и возможно, что поэма и послужила источником для художника.

               Мифологическим сюжетом поэмы явилась трагическая любовь молодого пастуха Африко к девушке Мензоле – прислужнице древнеримской богини Дианы.

Трагическая, потому что по воле богини погибли и пастух, лишивший себя жизни на берегу, и молодая женщина, которую Диана превратила в речную струю. Гроза, изображенная в картине, играет роль злой судьбы.

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Юдифь.Эрмитаж.

Все картины Джорджоне индивидуальны и непохожи. Их объединяет только особое поэтическое настроение. О каждой можно рассказывать отдельно.Этот сюжет вам уже знаком.

                           На высокой каменной террасе, окруженной низкой оградой, в спокойной позе стоит прекрасная молодая женщина, одетая в хитон винно-розовых тонов. С легкой полуулыбкой смотрит она на лежащую под ногой голову Олофрена. В ее правой руке – тяжелый меч.

                   За спиной простирается далекий и мирный пейзаж с грядой голубых гор на горизонте, маленькими зданиями вдали, которые граничат с густым зеленым лесом.

Высокое просторное небо, на фоне которого высится мощный, подобный колонне ствол зеленеющего дерева.

Прозрачным светом пронизанная природа словно вторит настроению спокойного и полного достоинства облика Юдифи.

«Старуха», Джорджоне — описание картиныТри философа.

                    В картине, названной «Три философа», снова возникает холмистый лесной пейзаж. Его замыкает на горизонте горная гряда насыщенного синего цвета, за которую опускается огненный диск солнца. Вечерние небеса с летучими серо-белыми облаками воздушны и полны переходов от голубых до нежно-сиреневых тонов.

                   На ступенчатой скалистой площадке изображены трое мужчин разного возраста: глубокий старик в желтом плаще держит астрологическую таблицу с изображением полумесяца и раскрытый циркуль. Рядом с ним человек средних лет в белом тюрбане в восточном одеянии задумчиво смотрит перед собой. Наиболее выразительна фигура сидящего юноши в белом хитоне и зеленом плаще.

               Опираясь рукой о колено, он делает какие-то измерения с помощью угольника и циркуля. Его лицо серьезно, глаза пытливо устремлены на что-то, видимое ему одному. В глубоком молчании среди тихого вечернего пейзажа вдали от людей философы погружены в изучение природы

ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТЫ,их совсем немного.

                  К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А.

Белоусова: «…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей.

Особенно это относится к изображению так называемой «Лауры», которое в настоящее время считается просто «Женским портретом».

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Лаура. 1506. Музей истории искусств. Вена

                    Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь.

              Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины.

Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.

                     Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром».«Старуха», Джорджоне — описание картины

«Портрет молодого человека» (ок. 1510)

                Это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем.

Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне.

В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения.

                        Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.

Читайте также:  «три философа», джорджоне — описание картины

«Старуха», Джорджоне — описание картины

Три возраста жизни.

                Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.

         Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший,Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

  1.  «Старуха», Джорджоне — описание картины
  2. Портрет старухи.
  3. О ДЖОРДЖОНЕ:
  4.             Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее положение в живописи Италии.
  5.           В XVII веке Ридольфи писал о Джорджоне, что «поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
  6.                В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».

                Вазари пишет, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище свое «Джорджоне», что значит «большой Джордже», получил «за величие духа». Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов Венеции этого времени, и Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».

Источники.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29006

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B5

http://self-portrait.ru/simple3.html

http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/15.htm

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2513960

Описание картин

Картина «Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа» написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания считается 1503 год. Размер картины 44 x 37 см, дерево, масло.

Одна из ранних работ мастера, картина являет собой классическую композицию библейских образов. Уже по этой ранней работе художника заметно, что природа, природная среда в искусстве для Джорджоне начинает играть все более важную роль.

Еще нельзя с уверенностью сказать, что Джорджоне изображает единую воздушную среду, связывающую фигуры и предметы пейзажа в единое пленэрное целое.

Но, во всяком случае, можно по праву утверждать, что образная эмоциональная атмосфера, в которой живут и герои и природа у Джорджоне, есть уже и оптически общая как для фона, так и для персонажей картины атмосфера.

Картина «Испытание Моисея огнем» создана венецианским художником Джорджоне приблизительно в 1502-1505 годах. Размер картины 89 x 72 см, дерево, масло.

Ранние работы художника («Юдифь», «Испытание Моисея огнем», «Поклонение пастухов», «Мадонна Кастельфранко», «Святое семейство», «Поклонение волхвов») в основном посвящены религиозной тематике.

Эта картина Джорджоне имеет также другое название «Отрок Моисей перед фараоном» и отражает один из эпизодов жизни пророка Моисея во время его пребывания в Египте.

Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине).

По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам.

В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках.

Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея.

Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). Моисей женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В главе 3 книге Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых.

Моисей и его брат Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея.

После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню.

Воды Красного моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, а фараон со своим войском тонет.

Картина «Святое семейство» или «Мадонна Бенсон» (другое обиходное название картины) написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1500 по 1505 год.

Размер картины 37 x 46 см, дерево, масло.

Святое семейство, в христианских представлениях семья, в которой родился Иисус Христос, ближайшее окружение младенца Иисуса в детстве, включающее его мать Деву Марию и ее мужа Иосифа Обручника.

Дева Мария (Богородица, Богоматерь, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии — праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства.

По достижении Марией совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение.

После рождения Иисуса Христа Мария бежит с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти Ирода возвращается в Назарет. Мария присутствует на Голгофе, и, согласно христианской традиции, прежде всего ей является Христос после своего воскресения.

По одной из версий, Мария тихо жила в доме Иоанна Богослова, которого Христос велел ей усыновить. За успением Марии, т.е. разлучением души Марии с телом, следует чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо.

Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7,3), — и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама Иисус Христос — один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду.

С точки зрения исторической науки, Иисус Христос — явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 века нашей эры, с деятельностью учеников которого связано начало христианства, родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н.э.

(условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 веке, не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими властями на Голгофе около 30 года нашей эры.

Алтарная работа «Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо» или «Мадонна да Кастельфранко» написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1503 по 1505 год. Размер картины 200 x 152 см, дерево, масло; заказчик работы — кондотьер Туцио Костанцо (на подножии престола обозначен фамильный герб).

Собственно, замечательная композиция картина «Мадонна да Кастельфранко» завершает начальный период творчества Джорджоне.

В своих ранних вещах и первых произведениях зрелого периода Джорджоне непосредственно связан с той монументальной героизирующей линией, которая наряду с жанрово-повествовательной проходила через все искусство кватроченто и на достижения которой в первую очередь опирались мастера обобщающего монументального стиля Высокого Возрождения.

Венецианец Карло Ридольфи, посетивший родной город художника в 1640 году, написал в своих «Записках»: «Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наемников, образ Мадонны с младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко.

Слева поместил святого Георгия (прим.

святой Либерал из Тревизо), в котором изобразил себя, а справа — святого Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих братьев, и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого».

В картине Джорджоне «Мадонна Кастельфранко» фигуры расположены согласно традиционной композиционной схеме, принятой для этой темы рядом мастеров североитальянского Возрождения. Мария восседает на высоком постаменте; справа и слева от нее предстоят перед зрителем святой Франциск и местный святой города Кастельфранко Либерале.

Каждая фигура, занимая определенное место в строго построенной и монументальной, ясно читаемой композиции, все же замкнута в себе. Картина этого периода творчества венецианского художника Джорджоне иконографически традиционна, но выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов.

Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер.

И вместе с тем непринужденное расположение фигур в просторной композиции, мягкая одухотворенность их тихих движений, поэтичность образа самой Девы Марии создают в картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой мечтательности, которая так характерна для искусства зрелого Джорджоне, избегающего воплощения резких драматических коллизий.

Портрет «Антонио Броккардо» создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Портреты Джорджоне являются своеобразным синтезом идеального и живого конкретного человека. Один из наиболее характерных — его замечательный портрет Антонио Брокардо.

В картине художником безусловно, точно и ясно переданы индивидуальные портретные особенности благородного юноши, но они явно смягчены, подчинены образу совершенного человека.

Непринужденно свободное движение руки юноши, энергия, ощущаемая в полускрытом под свободно-широкими одеяниями теле, благородная красота бледносмуглого лица, головы, склоненной на крепкой и стройной шее, красота контура упруго очерченного рта, задумчивая мечтательность глядящего вдаль и в сторону от зрителя взгляда — все это создает полный благородной силы образ охваченного глубокой, ясно-спокойной думой человека. Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно спокойными зданиями образуют пейзажный фон, который, как всегда у художника Джорджоне, не унисонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению.

Картина «Портрет юноши» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло.

Для Джорджоне характерно, что его интересует в образе человека не столько неповторимая сила и яркость индивидуально выраженного характера, сколько именно некий утонченно сложный и вместе с тем гармонически целостный идеал совершенного человека или, точнее, идеал того духовного состояния, в котором пребывает человек. Поэтому в композициях художника почти отсутствует та портретная конкретность характеров, которая наличествует в монументальных работах большинства мастеров итальянского Возрождения. Более того, и сами композиции Джорджоне можно назвать лишь в известной мере монументальными. Как правило, они невелики по размерам. Они не обращены к большим людским толпам. Утонченная муза Джорджоне — это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества. Это картины, рассчитанные на длительное спокойное созерцание ценителем искусства с тонким и сложно развитым внутренним духовным миром. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность.

Читайте также:  Музей марионеток в городе сиракузы, италия

Картина «Читающая мадонна» итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Точная дата создания этого образа Пресвятой Девы Марии неизвестна. Картину относят к раннему периоду творчества Джорджоне.

Для историков живописи венецианской школы эпохи ренессанса и исследователей творчества венецианского художника Джоржоне, в частности, атрибуция картины является спорной. На заднем плане картины изображена площадь святого Марка в Венеции (с частью собора Сан-Марко) такой, какой она являлась при жизни Джоржоне.

Собор Сан-Марко во времена Джоржоне был не только хранителем священных реликвий и культовым сооружением. Здесь происходила церемония посвящения дожа, здесь получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, сюда во времена военных угроз собирались жители города. Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв.

метров) покрыты многочисленными мозаиками. На протяжении столетий безвестные венецианские художники и мастера тщательно составляли огромные композиции из несчетного количества кусочков мрамора и стекла.

Картина «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло.

Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. Для некоторых исследователей живописи венецианской школы эпохи ренессанса атрибуция картины является спорной.

Этот необычайный алтарный образ, персонажи которого как бы перенесены из интерьера собора на лоно природы, поражает особым тонким настроением.

Светлый, радостный пейзаж, утренний свет, льющийся из-за холмов, меланхолическое раздумье, в которое погружены участники сцены, придают всему необычайную поэтичность. И в то же время картина поражает ощущением недосказанности, характерным для всех последующих созданий венецианца Джорджоне.

Картина «Старуха» или «Портрет пожилой женщины» венецианского художника Джорджоне. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Картина написана предположительно около 1509 года.

Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами («Лаура», «Портрет Антонио Броккардо», «Портрет воина» и другие).

Одна из таких типажных картин художника — изможденная «Старуха», выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени. Слова надписи на листке бумаги, который держит пожилая женщина, гласят: «Col tempo» — «Так происходит со временем».

Картина «Церера» венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Картина написана предположительно в конце первого десятилетия 16 века.

До нашего времени дошло мало картин как самого Джорджоне, так и работ художников его круга. В искусствоведческой литературе по настоящее время идут споры о наследии Джорджоне, о количестве его подлинных работ.

Ряд атрибуций до сих пор носит спорный характер, в частности, это касается и картины «Церера».

Следует, однако, заметить, что осуществленная в середине 1950-х годов в Венеции первая полная выставка картин Джорджоне и «джорджонесков» позволила внести не только ряд уточнений в круг работ мастера, но и приписать Джорджоне ряд до того спорных картин, помогла полнее и яснее представить характер его творчества в целом.

Церера, в римской мифологии древнейшая богиня земледелия, хранительница сельской общины, а также хозяйка подземного мира. С Церерой связывали введение земледелия и законов, приобщивших людей к цивилизации.

Церера также была богиней материнства и брака. Иногда разгневанная богиня насылала на людей безумие. Церере были посвящены праздники жатвы и посева, которые сопровождались играми.

В греческой мифологии ей соответствует богиня Деметра.

Источник: https://studbooks.net/1132167/kulturologiya/opisanie_kartin

Читать

Annotation

Джорджоне из Кастельфранко (ум. 1510) — один из наиболее загадочных и не познанных до сих пор мастеров Итальянского Возрождения.

Современник таких титанов, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, он сумел не затеряться среди них, а его творчество оказало заметное влияние на последующее развитие живописи.

О судьбе великого венецианца и о работах, бесспорно принадлежащих или только приписываемых ему, рассказывает в своей новой книге признанный знаток Италии и итальянского искусства, писатель, культуролог и переводчик Александр Махов.

А. Б. Махов

  • ЗАГАДОЧНЫЙ ГЕНИЙ
  • ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ИМЕНИ ДЖОРДЖОНЕ
  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
  • ВСТРЕЧА С ВЕНЕЦИЕЙ
  • В МАСТЕРСКОЙ БЕЛЛИНИ
  • ЮНОШЕСКИЙ МАКСИМАЛИЗМ
  • ЗНАКОМСТВО С ДЮРЕРОМ
  • НАЧАЛО ПУТИ
  • VIRTUS — VOLUPTAS
  • ОБРЕТЕНИЕ ИЗВЕСТНОСТИ
  • ТУЧИ НАД ВЕНЕЦИЕЙ
  • ЕВРЕЙСКОЕ ГЕТТО
  • «ЮДИФЬ»
  • «КУРЬЁЗ» В ЭРМИТАЖЕ
  • ВСТРЕЧА С ЛЕОНАРДО
  • «ТРИ ФИЛОСОФА»
  • «МАДОННА ИЗ КАСТЕЛЬФРАНКО»
  • «ГРОЗА»
  • ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
  • «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ»
  • НЕМЕЦКОЕ ПОДВОРЬЕ
  • COL TEMPO
  • ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  • ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОРДЖОНЕ
  • КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
  • СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
  • notes
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • 67

А. Б. Махов

  1. Джорджоне
  2. Посвящается жене и другу Людмиле Соколовой
  3. ЗАГАДОЧНЫЙ ГЕНИЙ
  4. На исходе XV столетия венецианский небосвод неожиданно озарился ярким светом и в среду местных живописцев метеором ворвался новый мастер, вызвавший своим появлением немало толков.

О нём мало что известно. Или, лучше сказать, неизвестно почти ничего. По свидетельствам современников за ним закрепилось имя Джорджоне, скорее напоминающее прозвище, нежели настоящее имя, данное при крещении.

В переводе с итальянского оно может означать «Джорджо большой».

Прозвище это могло быть вызвано как высоким ростом художника, так и величием его духа и почитанием, которым при жизни он пользовался среди друзей и ценителей искусства.

В дошедших до нас хрониках и воспоминаниях близко знавших его людей это имя на венецианском диалекте звучит как Zorzi или Zorzon, но кто он — неизвестно.

Даже у знаменитого венецианского летописца Мартина Санудо Младшего, который на протяжении сорока лет вёл подробный дневник, составивший около шестидесяти томов, нет ответа.

В созданной им широкой панораме самых различных событий и повествовании о людях Венеции, в основном из мира искусства, можно найти сведения, казалось бы, обо всём и обо всех, а вот имя Zorzi упоминается лишь мимоходом, и не более того.1

Причина такого недогляда заключается в том, что авторство картин, оставленных загадочным живописцем, приписывалось самым разным венецианским художникам и мастерам из других итальянских областей, чьи имена были тогда на слуху.

В богатых архивах венецианской сыскной службы, которая располагала широкой сетью платных осведомителей, знавших всю подноготную любого гражданина, имя Джорджоне также нигде не всплывает, хотя известно, что он вёл богемный и далеко не отшельнический образ жизни.

Всё это дало повод усомниться в подлинности существования художника. Однако то немногое, что было им создано за короткую творческую жизнь — а это чуть более десяти лет упорного труда, — разбрелось по миру. И, самое главное, он успел оставить после себя яркий неизгладимый след, всколыхнув мир художников, поэтов и музыкантов.

О картинах Джорджоне имеется обширная литература, но об их авторе очень мало достоверных данных. Да и был ли на самом деле такой живописец? Или он представляется скорее плодом фантазии, падкой на выдумки и небылицы, чем реально жившим человеком? Не одно поколение исследователей бьётся над этой загадкой.

Уже при жизни художник стал мифом. Всё в нём казалось эфемерным, зыбким, а сама его личность как бы ускользает от рассмотрения в реальной действительности, словно она ему чужда, враждебна и её следует всячески сторониться.

Порой он представляется вполне реально существовавшим творцом, а иногда кажется, что его на самом деле не было вовсе.

Ведь от него не осталось ни писем друзьям и заказчикам, ни личных пометок в тетради, ни единой нотной строчки с мелодией, ни слов из его песен, которые он пел для себя и на музыкальных вечерах под аккомпанемент лютни.

Более того: чем явственнее обнаруживается присутствие художника в написанных им картинах, тем становится очевиднее нереальность самого его существования.

Он то покажется на своих картинах, то вновь исчезнет, словно играя в прятки со зрителем и вынуждая его задуматься над увиденным, чтобы понять значение изображённого на картине.

И этот парадоксальный дуализм не лишён основания, поскольку сам Джорджоне как бы растворяется в своих произведениях без подписи и даты, а его картины, представляющие немалые трудности для прочтения, полны недосказанности, таинственности и загадок.

Чтобы раскрыть эту тайну и докопаться до сути, приходится действовать, выражаясь языком математики, «от противного», а именно: исходить от самой картины — матери, чтобы добраться до творца — сына, а не наоборот, как это обычно происходит.

Однако такой метод не всегда приводит к искомому результату. Например, известные повсюду мелодии и слова венецианских песен, будь то народные плясовые фурланы или распеваемые гондольерами баркаролы, ничего не говорят об их авторах, чьи имена, как правило, неизвестны.

Даже видному музыковеду Оттавиано Петруччи, изобретателю нового метода нотопечатания (1498), благодаря которому музыкальная культура получила бурное развитие, редко удавалось точно определить имя автора той или иной партитуры.

Нечто похожее описано в известной пьесе Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора»,2 когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие действующие лица, порождённые воображением драматурга.

Они ищут сотворившего их автора, чтобы допытаться у него: какая роль им уготована в пьесе и что их образы означают? Но автора нигде нет, и о нём ничего не известно, а созданные им персонажи вынуждены вслепую блуждать по сцене и метаться в его поисках.

Не исключено, что они сами и их предполагаемый автор — это всего лишь фантасмагория, плод больного воображения.

История знает много таких примеров. Вспомним хотя бы легендарного Гомера, о личности которого мало что известно, хотя воспетые им герои продолжают жить и здравствовать не одно тысячелетие, вдохновляя на добрые смелые поступки или заставляя задуматься над причиной царящего в мире зла не одно поколение.

Скудность биографических данных сыграла злую шутку и с Шекспиром, чья драматургия долгое время приписывалась самым различным авторам — от Ф. Бэкона до К. Марло.

Среди предполагаемых авторов шекспировских пьес назывались даже имена Елизаветы I и Марии Стюарт.

3 Восстановить истину в значительной мере помогли сонеты самого Шекспира, с помощью которых удалось разобраться в его пьесах и установить их истинного творца.

Но в случае с Джорджоне дело осложняется ещё и тем, что из дошедшего до нас оставленного им художественного наследия, пожалуй, лишь три-четыре картины не вызывают сомнения у экспертов в их принадлежности его кисти. Всё остальное, а это немногим более тридцати работ, до сих пор является предметом самых противоречивых толкований.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=561345&p=38

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector