На Привокзальной площади меня встретил В. И. Ленин. Конечно не сам лично, а его скульптура. К этой исторической личности у меня отношение негативное, хотя памятники Ленину подчас посмотреть люблю. Но в этот раз совсем не было настроения, в итоге оба Лениных — и на Привокзальной площади и возле бывшей первой женской гимназии и пансионата — так и остались не сфотографированными. Зато были запечатлены другие памятники и различные образцы городской скульптуры, которые периодически попадались на моем пути. Получившиеся фотографии омской скульптуры я собрал под катом и как всегда напоминаю, что это всего лишь результат спонтанных прогулок гостя города.
Начать рассказ хочется с памятника Ф. М. Достоевскому, находящемуся на территории бывшей Омской крепости. В Омске Достоевский был не по собственной воле, а в качестве ссыльного каторжника. В связи с «делом Петрашевского» писатель был арестован и приговорен к смертной казни.
В последний момент казнь заменили ссылкой и каторгой. Четыре года Ф. М. Достоевский провел в Омске, о котором писал: «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени».
Несмотря на столь нелицеприятную характеристику о городе в Омске именем писателя назван Омский государственный университет, государственный литературный музей и улица в центре города. Кроме того установлены два памятника Ф. М. Достоевскому. Один из них, созданный Капраловым, я упустил, а вот скульптуру работы С.
Голованцева, установленную на ул. Спартаковской в 2001 году, сфотографировал:
Во время службы в Семипалатинске Ф. М. Достоевский подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Чокан (имя при рождении — Мухаммед-Ханафия) был чингизидом, правнуком Абылай-хана. Валиханов учился в Омском кадетском корпусе, а по его окончанию стал адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорта. Чокан Валиханов — казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Его исследования печатались в трудах Русского географического общества, выходили в Берлине и Лондоне. В Омске именем Валиханова названа улица. Здесь, в бывшем особняке К. А. Гриневицкого, построенного в стиле модерн в 1914 году, располагается Консульство республики Казахстан. В 2004 году перед Консульством был установлен памятник Чокану Валиханову работы скульптора А. Баярлина. На постамент из красного мрамора нанесены надписи, одна из которых сообщает, что этот памятник — дар президента Казахстана Н. Назарбаева городу Омску. Лицо Чокана Валиханова обращено на юг, в сторону Казахстана.
Одна из наиболее неоднозначных личностей в истории России — адмирал А. В. Колчак. Для большинства он — белый офицер, жестоко боровшийся с Красной армией. Однако Колчак был еще ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей конца XIX — начала ХХ веков, участником ряда русских полярных экспедиций. Впрочем в Омске повышенный интерес к личности Колчака связан не с его научной деятельностью, а с тем, что, будучи Верховным правителем России, адмирал разместил столицу государства именно в этом городе. Колчак в Омске достаточно популярен, однако качественного памятника я так и не встретил. Только вот такая неоднозначная скульптура возле ресторана, названного в честь адмирала.
Перейдем к памятникам художникам. Известный русский художник Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске. Врубель прославился практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Дом, где жили Врубели в Омске, располагался на углу улиц Новой (Чкалова) и Артиллерийской (проспект Карла Маркса). Здание не сохранилось, зато именем художника назван Омский областной музей изобразительных искусств. Помимо здания музея на углу улиц Ленина и Броз Тито (бывший генерал-губернаторский дворец) существует еще Врубелевский корпус (бывший Городской торговый корпус), расположенный напротив Драматического театра. В 2006 году возле Врубелевского корпуса установлен памятник М. Врубелю, выполненный скульптором М. Ногиным.
Кондратий Белов — сибирский художник, эпический пейзажист, народный художник РСФСР. Музей К. Белова открылся в 1991 году. Это событие случилось после смерти художника, однако еще при жизни К. Белов выбрал место для музея — деревянный особняк Штумпфа на ул. Чокана Валиханова. Возможно это решение спасло здание, которое было реставрировано и приспособлено под новую функцию. Во дворе музея находится памятник К. Белову, выполненный скульптором Мурашовым.
В качестве образца монументального искусства, посвященного событию, хочется показать мемориал «Слава Героям», расположенный на бульваре Победы. Авторами монумента являются художник Ю. Ф. Зайченко, архитектор В. А. Шевченко, скульпторы С. А. Голованцев и Л. И. Семенов. Одна из частей мемориала представляет обелиск, вокруг которого установлены пять скульптур: солдат с винтовкой, солдат-победитель, рабочий, колхозница и девушка с голубем. Мемориал «Слава Героям» был открыт в 1985 году.
Перейдем к уличной скульптуре, которой в Омске достаточно много. На Привокзальной площади вас встретит железнодорожник, на фоне Омской области.
Памятник установлен в 2007 году и посвящен 170-летию железных дорог России и 110-летию Транссибирской магистрали. На мой взгляд, это не самый удачный образец омской скульптуры.
Возле кукольного театра «Арлекин» есть соответствующая названию скульптура, установленная в 2009 году. Автор — С. Козач.
Рядом — скульптура-трон, созданная художником театра кукол О. Веревкиной на основе рисунка зарубежного художника Нормана Катеринэ.А вот эта скульптура мне показалась достаточно хорошей. Дело, как мне кажется, прежде всего в сюжете, от которого веет добротой — дети кормят пингвинов.С одной стороны странный сюжет для самого центра Омска, а с другой стороны — почему бы и нет?Возле магазина купчихи М. А. Шаниной восседает хозяйка. Стол, самовар, чай из блюдца…Впрочем позирует купчиха не мне, а своему фотографу.Одна из самых известных скульптур Омска — Люба, посвященная жене генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорта. Документальных источников, как выглядела Любовь Федоровна, нет, поэтому скульптор С. Норышев изобразил некую барышню, присевшую на скамейку с томиком Пушкина. Любовь Федоровна умерла молодой, но очень полюбилась жителям Омска, причем настолько, что существует версия, что ей приписано много хороших дел, которые на самом деле сделала следующая жена Гасфорта — Надежда Николаевна.Вот бравый омский городовой подкручивает свои пышные усы. Скульптура, выполненная С. Норышевым, установлена в 2011 году на углу улиц Ленина и Щербанева.
Наверное, омичи будут ругаться на меня, но я так и не сфотографировал сантехника Степаныча, выглядывающего из люка на углу улиц Ленина и Карла Либкнехта. Я проходил это место дважды, при этом в первый раз чуть не споткнулся об эту скульптуру.
В какой-то степени виновата оказалась архитектура улицы Карла Либкнехта, от вида которой я моментально забывал про Степаныча.
Идея таких памятников пришла из Братиславы, и теперь в Омске, Екатеринбурге, Москве и Красноярске есть свои сантехники, вылезающие из люков на улицу.
Рассказывая про омскую скульптуру, невозможно обойти вниманием творения Александра Капралова, которые можно встретить на городских улицах. Александр Капралов родился в пос. Ольгино (ныне р.п.
Москаленки), окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. С 1993 года — член Союза художников Российской Федерации, с 2001 года — доцент кафедры рисунка факультета искусств ОмГПУ.
В 1995 года скульптор обратился к такому интересному материалу, как сварной металл. Недавно в сообществе home_siberia опубликовали интервью с А. Капраловым, к которому я отсылаю тех, кто хотел бы подробнее узнать и понять этого скульптора.
Я же предлагаю посмотреть те работы, которые мне встретились во время прогулок по Омску. «Книгу — источник знаний» я, увы, проморгал, зато обратил внимание на две алкоскульптуры у входа в ресторан Bevitore (ит. — пьяница).
Обе скульптуры выполнены А. Капраловым и установлены в 2012 году. Для одной из них прототипом стал актер Рутгер Хауэр, сыгравший в фильме «Легенда о святом пропойце».А на ступенях ресторана восседает сам Ван Гог со своим подсолнухом и бутылочкой абсента. Скульптура выполнена из черного металла и покрашена специальной краской.Александр Капралов создал свой уникальный почерк, который хорошо запоминается. Скульптор работает со сварным металлом, богатым выразительными возможностями, в числе которых: рваные графические линии, ажурный объем, различные фактурные эффекты обработанного металла. Работы Капралова философичны и ироничны, при этом даже самые большие из них обращены к частному восприятию. Внимание к деталям и сложность композиции некоторых работ запоминаются с первого раза. Например, Динамическое равновесие или Весы бытия, установленные в 1999 году возле Врубелевского корпуса Музея изобразительных искусств.
В скульптуре использованы основные символы: крест, лестница, трон. Тема трона — одна из излюбленных тем скульптора. К слову сказать, в Новосибирске на ул. Депутатской можно также обнаружить трон работы Капралова. С этой скульптурой связана небольшая курьезная и почти детективная история, о которой я уже рассказывал в свое время.
Вернемся к Весам бытия. Вертикальную ось креста-весов образует лестница, на вершине которой трон — символ власти. Чаши весов находятся в равновесии, на каждой из них весит по клетке, в которых находятся маленькие клеточки. На горизонтальной перекладине (чашах весов) — нагромождение различных фигур.
Люди, какие-то колеса, клеточки, лесенки…В правой клетке в маленьких клеточках заключены фигурки людей и животных. Левая клетка пуста.Еще одна известная работа А. Капралова — Коммунальный карась. Я эту скульптуру всегда называл Чудо-юдо, рыба-кит, вспоминая сказку про конька-горбунка.По словам Александра Капралова: «…
коммунальный карась — это аллюзия на те времена, когда люди жили в коммуналке и ждали чего-то светлого, и философское понятие о том, что человек живет между небом и землей».Скульптура установлена в 2006 году на углу улиц Герцена и Чапаева.На теле огромной рыбы громоздятся дома, скворечники, голубятни, лестницы, фонари.
На пороге одного из домов сидит человечек в цилиндре и смотрит на огромный мир.Завершить рассказ про омскую скульптуру я хочу великолепным Дон Кихотом, на Росинанте мчащимся во весь опор по проспекту Карла Маркса.Скульптура, выполненная А. Капраловым, установлена перед зданием ТЮЗа в 2000 году.
Мне кажется, что образ Дон Кихота, этого борца с ветрянными мельницами, определенно удался скульптору.А. Капралов в интервью сказал, что скульптуру он поставил сам, ни с кем ни о чем не договариваясь: «Пока не потребуют его убрать, не уберу». Мне кажется, что не потребуют, ибо уж очень хорошо она прижилась на шумной магистрали города.
Планировалось, что Дон Кихота будет сопровождать его верный оруженосец Санчо Панса, но пока что его нет. Остается любоваться замечательным Росинантом……и его не менее замечательным хозяином.
Такой предстала передо мной скульптура Омска.
Я не выискивал ее целенаправленно на городских улицах, но она непременно попадалась на моем пути в течение пяти дней. Что-то естественно было упущено, но и то, что я увидел, оставило хорошее впечатление.
Источник: https://vdovinea.livejournal.com/64216.html
Необычные памятники Омска — 2do2go
В любом городе мира есть много различных памятников, возведенных в честь исторических событий, известных людей и в память о павших воинах. Не является исключением и Омск. Отличается же этот город тем, что здесь, кроме традиционных, есть много необычных памятников. Познакомимся с самыми интересными из них.
Памятник «Держава»
Памятник «Держава» сооружен скульптором В.А. Трохимчуком в 1997 году.Этот памятник посвящается родоначальнику города И. Д. Бухгольцу и представляет собой шар диаметром 7 метров. На окружности шара содержатся сцены, посвященные освоению Сибири. Планировалось окружить памятник коваными цепями, снабдить подсветкой и струящейся водой. Но из-за недостатка средств он остался незаконченным.
Место расположения памятника «Держава»
В 2003 году Вадимом Кирилловым был возведен памятник марафонцу в честь традиционного ежегодного городского марафона. С тех пор каждому победителю вручают кубок с фигурой бегуна, а его имя высекается на постаменте скульптуры.
Место расположения скульптуры «Марафонец»
В 2010 году состоялось торжественное открытие памятника «Рождение счастья». Он изображает пару аистов, стоящих возле гнезда с яйцами. К сожалению, памятник был выломан вандалами и украден.
Тогда городские власти решили заказать копию скульптуры, которая и была установлена на прежнем месте. Композиция завоевала большую популярность среди новобрачных.
И это неудивительно, так как молодоженам всегда желают скорого визита аиста.
Место расположения скульптуры «Рождение счастья»
Одним из самых необычных памятников Омска является памятник «Весы бытия», или «Динамическое равновесие». Этот памятник сооружен скульптором А. Н. Капраловым в 1999 году. Скульптурная композиция выполнена в виде весов и образовывает подобие традиционного креста.Верхняя часть весов заполнена «колючими» фигурками людей и разнообразными предметами, соединенными самыми необычными способами.
Вертикальную основу памятника представляет лестница, ведущая к трону. По замыслу скульптора весы изображены в равновесии, а трон немного наклонившимся. Все части памятника несут смысловое значение. Лестница является символом восхождения, трон — власти, а крест говорит о тяжести пути и решений, которые человеку приходится принимать.
Все части композиции объединяются в виде весов, отображающих человеческую линию жизни. Образ весов указывает на то, что человек постоянно находится в колеблющемся состоянии, так как не может выбрать между духовной и материальной частью, между потреблением и созиданием. Перекошенность трона говорит о том, что идеального правления не существует.
Место расположения памятника «Весы бытия»
Памятник Любе был установлен И. Вахитовым и С. Норошевым в честь Любови Федоровны – жены Густава фон Гасфорда, губернатора города. Люба почти сразу же после приезда в Омск заболела чахоткой.
С каждым днем она угасала. Долго гулять у девушки не было сил и поэтому она постоянно сидела на лавочке. В таком образе Любовь Федоровну и запомнили жители города.
Девушка умерла, не прожив в городе и года.
Место расположения памятника Любе
Невдалеке от Любы расположена еще одна скульптура, созданная авторами предыдущего памятника. Это фигура слесаря, выглядывающая из канализационного люка. С ним любят фотографироваться жители и гости города. В народе слесаря называют «Степанычем».
Степаныч поддерживает с местными жителями дружеские отношения. Говорят, что он помогает навсегда избавиться от проблем с сантехникой. Для этого его нужно крепко обнять.
А в благодарность за помощь горожане в праздники ставят перед слесарем рюмочку водки.
Место расположения памятника слесарю
Источник: https://www.2do2go.ru/articles/1294/neobychnye-pamyatniki-omska
Скульптуры Омска: памятники крестьянке из Саргатки, голливудскому актёру и дереву
Вот уже полгода тянется скандал из-за авторских прав на скульптуры «Любочка» и «Степаныч».
Но, поверьте, в Омске и без них хватает памятников, за которыми стоят необычные идеи и вокруг которых слагаются сюжеты городских легенд. Наш обзор — далеко не полный.
Если учесть все статуи, бюсты, стелы, обелиски и подлинные вещи из прошлого, превращённые в памятники, то подборка окажется вдвое длиннее.
Пожарная каланча (1915)
Пожарную каланчу построили в Омске ещё во время Первой мировой войны. Тогда пожарных на место ЧП не вызывали — они приезжали сами. Дозорный с высокой башни-каланчи наблюдал за городом. Если над каким-нибудь кварталом появлялся дым, туда на конных повозках мчалась пожарная команда.
tourprom.ru |
В 2002 году, чтобы оживить архитектурный памятник, на каланчу установили манекен пожарного. Правда, в современной спецодежде. У фигуры гнутся руки и ноги, поэтому под порывами ветра она меняет позы. Омские спасатели прозвали своего «коллегу» с каланчи Василичем.
foretime.ru |
Памятник Борцам Революции (1923)
Это первый омский памятник-скульптура. Он возведён на братской могиле 120 погибших революционеров. В этой скульптуре убитый мужчина олицетворяет Парижскую коммуну. Женщина, которая подхватила его флаг, — это революционная Россия. Вот такая «Хеталия» по-омски.
photos.wikimapia.org |
Памятник жертвам восстания 22 декабря 1918 года (1925)
Мемориал посвящён убитым в боях и расстрелянным участникам Куломзинского восстания — большевикам и их сторонникам. После распада СССР памятник оказался заброшенным.
Его облюбовали местные «гопники»: на ступеньках было очень удобно сидеть большой компанией. После посиделок «реальных пацанов» мемориал начал разрушаться.
Но наконец Совету ветеранов удалось привлечь к памятнику внимание властей, и в 2014 году на средства муниципального бюджета его отреставрировали.
Источник: https://www.om1.ru/realty/news/109518/
Статуя «Люба» в Омске
Статуя «Люба» (Омская Любочка) — одна из наиболее популярных достопримечательностей города Омск. «Любочка» очень привлекает туристов и вызывает у них интерес уже около 20 лет — статуя была установлена в 1999 году.
Статуя «Люба» имеет очень интересную и занятную историю, уходящую корнями в прошлое, ведь установлен памятник был в честь человека из другой эпохи — XVIII века.
Иными словами, данная скульптура является очень интересной и необычной.
Располагается «Омская Любочка» в историческом центре города — на пересечении улиц Ленина и Карла Либкнехта.
Известно, что статуя «Люба» изображает супругу Густава Гасфорда (генерала-губернатора Омска в 1851 году) — Любовь Гасфорд, молодую девушку двадцати трех лет. Дама была старше своего супруга более чем на 30 лет.
Именно в 1851 году они совместно переехали в Омск, но вскоре случилось ужасное — Любовь серьезно заболела, а вскоре — скончалась.
Любовь Федоровна всегда с особым вниманием относилась к бедным и обездоленным, именно благодаря этому качеству ей удалось снискать любовь омичей.
Практически через 150 лет, в 1999 году, было решено установить памятник на любимом месте Любови Гасфорд — улице Ленина.
Создавая эскизы памятника, авторы опирались на исторические архивные записи и дневники из тех времен.
Они пытались соблюсти точность: девушка изображена сидящей на скамейке, потому что так любила делать и сама Любовь Гасфорд. Чтение было ее любимым занятием — именно поэтому «Любочка» сидит с книгой.
Описание статуи «Люба» в Омске
Несмотря на то, что в распоряжении скульптора не было точного изображения лица Любови Гасфорд, ему удалось уточнить образ другими деталями.
Во-первых, Любовь очень любила читать книги, присев на свою любимую скамейку, поэтому автор именно так ее и изобразил. Во-вторых, в точности удалось повторить прическу девушки — аккуратно уложенные в прическу локоны.
Материалом для изготовления статуи «Люба» стала нержавеющая сталь — благодаря ее качествам «Омской Любочке» не страшны никакие погодные условия.
За 20 лет своего существования статуя «Люба» успела полюбиться омичам и многочисленным туристам.
Исходя из наличия потертостей на статуе и на скамейке возле нее, горожане довольно часто приходят сфотографироваться с «Омской Любочкой» или просто присесть рядом с ней.
Место, в котором расположена данная статуя — исторический центр города — является очень атмосферным и посещаемым, поэтому пройти мимо «Омской Любочки» равнодушным очень сложно.
Интересно, что на месте расположения «Омской Любочки» позднее появился проспект, именуемый в честь статуи — Любинский. Также именем Любови Гасфорд назван еще один объект в Омске — роща в пригороде, по которой очень любила прогуливаться девушка.
Достопримечательности рядом
Интересно, что в данной локации прямо напротив «Омской Любочки» располагается другой арт-объект — статуя слесаря-сантехника «Степан Степаныч».
Ее расположение является очень интересным, так как Степаныч, изображенный в натуральную величину, не стоит, а наполовину вылез из канализационного люка.
По его внешнему виду можно сказать, что он будто вышел отдохнуть и понаблюдать за городской суетой.
Также неподалеку от «Любы» располагается Храм святой мученицы Татианы, построенный относительно недавно.
Место, в котором располагается «Омская Любочка», является одним из центральных в городе, поэтому от него удобно добраться до других объектов и продолжить туристический маршрут. Например, зайти в один из ближайших ресторанов, торговый центр или посетить парк, в котором находятся сразу несколько интересных объектов: памятник Врубелю, стела и музей имени Врубеля.
Почему стоит посетить
Статуя «Люба» является своеобразным символом Омска — у нее есть своя история, уходящая корнями далеко в прошлое города. Поэтому ее стоит посетить хотя бы по этой причине. Также, будучи гостем в Омске, можно сделать на этом месте одну из ярких и запоминающихся фотографий. По словам туристов, «Люба» обладает своеобразным очарованием и пройти мимо нее практически невозможно.
Как добраться
Статуя «Люба» располагается в историческом центре города — на перекрестке улиц Ленина и Карла Либкнехта, между домами № 7 и 5. Добраться до этой точки можно разными способами.
Во-первых, можно воспользоваться общественным транспортом.
Например, от железнодорожного вокзала Омска можно добраться на троллейбусах № 4 и 8 до остановки «Любинский проспект», а также на автобусах № 28, 73, 78, 138, следующих до этой же остановки.
Кроме того, чтобы из любой точки города добраться до статуи «Люба», можно воспользоваться местными службами такси — Uber или Яндекс. Такси.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/omsk/placeofinterest/28432
Необычные городские скульптуры Омска » Умурзак Шанов — официальный сайт скульптора
02 Февраль 2015
Омск поражает количеством уникальных скульптур, принято считать этот город самым настоящим хранилищем городских скульптур. Город полон не только историческими памятниками, многочисленные скульпторы постоянно дарят городу свои необычные творения.
«Степаныч» и задумчивая «Любаша»
Особой популярностью в Омске пользуется скульптура, которая представляет собой слесаря, выглядывающего из канализационного люка. Скульптуру эту в народе называют «Степаныч» и связывают с ней массу обычаев и примет.
К примеру, ни один праздник в городе не обходится без того, чтобы не угостить «Степаныча» рюмкой водки. Каждый день скульптура собирает вокруг себя толпы туристов, желающих сфотографироваться со «Степанычем» на память.
Кроме памятника слесарю в Омске есть скульптура, изображающая пожарника, расположенная на известной в городе пожарной каланче.
Не менее известна в городе скульптура, посвященная, жене омского губернатора Густава фон Гасфорда, жившая здесь в XIX веке. К сожалению, девушка, будучи совсем молодой, заболела чахоткой и умерла, не прожив и года в Омске.
Поскольку долгие прогулки на свежем воздухе были ей категорично запрещены, она любила сидеть в парке на лавочке, размышляя о жизни. Каждый житель Омска знает эту историю, и все относятся к скульптуре с особой любовью. Архитекторы И. Вахитов и С.
Норошев, авторы этой скульптуры, называют ее «Любаша».
Скульптура Дон Кихота, расположенная рядом с ТЮЗом практически полностью сделана из металлического лома. Динамическая скульптура изображает спокойно сидящего Дон Кихота на стремительно мчащемся вперед коне. Увы, многие несогласны с тем, что место, где установлена скульптура, соответствует ее эстетике.
Скульптуры, заставляющие, думать о жизни
Известный скульптор А. Капралов является автором интересной скульптуры в виде огромной рыбы, на спине которой построен небольшой город с множеством домов и антенн на их крышах. Автор скульптуры называет свое творение «Коммунальный карась». По его мнению, скульптура идеально отображает всю бессмысленность и иллюзорность материальной жизни.
Есть в Омске скульптура, смысл которой не могут объяснить ни обычные местные жители, ни городские архитекторы. Скульптура изображает детей, кормящих пингвинов. Возможно, именно бессмысленность и странность скульптуры каждый день привлекает внимание туристов и жителей города.
Авторству «Коммунального карася» А. Капралову принадлежит еще одна необычная скульптура, расположенная недалеко от музея изобразительного искусства. Скульптура «Весы бытия» своим видом заставляет задуматься о проблеме выбора, преследующей каждого человека всю его жизнь.
Вверху весы заполнены маленькими фигурками людей, занимающихся различными делами. Основа весов – лестница, ведущая к пустому перекошенному трону, который, кажется, вот-вот упадет, нарушив равновесие. Автор попытался наполнить скульптуру символическими деталями, каждая из которых ясно выражает основную задумку.
Неровно стоящий трон символизирует отсутствие идеального правления.
Улыбающийся городовой и реклама магазина
Приковывает взгляды туристов еще одна необычная омская скульптура – «Папарацци». Ироничная скульптура представляет собой некое существо, являющееся наполовину вороной и человеком соответственно. Многие горожане считают эту скульптуру рекламной, ведь она расположена рядом с большим салоном сотовой связи.
Еще одна необычная скульптура – городовой, покручивающий свой ус. Бравый городовой заслужил на то, чтобы быть отлитым из бронзы и охранять Серафимо-Алексеевскую часовню.
Криминальная обстановка в начале XX века в городе была самой спокойной благодаря бдительной службе городовых. Обмундирование бронзового городового строго соответствует тому, что было принято носить в конце XIX века.
Несмотря на револьвер и свисток, бравый городовой отображает романтическое настроение.
Посещение Омска невозможно без обзора известных городских скульптур. Одни заставляют улыбаться, другие задуматься о бытие и сложности выбора. Каждая скульптура заслуживает особого внимания и имеет свою историю, увлекательную и интересную. Омск полон не только необычными городскими творениями, но и классическими историческими памятниками.
Источник: http://www.sculptor-shanov.com/neobjychnjye-gorodskie-skuljjpturjy-omska.html
Омск. Городские скульптуры
Посетить Омск и не познакомиться со «Степанычем» и «Любушкой», не увидеть «Дон Кихот», не понять что же такое «Коммунальный карась» – непростительно, даже если Вы здесь всего лишь проездом. Городские скульптуры Омска заслуживают пристального внимания, они лаконично довершают облик города, каждая из них по праву считается достопримечательностью.
Городская скульптура «Степаныч» скульптора С.В. Норышева и дизайнера И.А. Вахитова — это пожалуй самый яркий памятник Омска, эмблема города и гордость жителей. Она установлена на Люблинском проспекте в 1998 году.
Автор задумал «Степаныча» насколько близко к народу, что он сразу снискал любовь зрителей. Отличительной особенностью почерка скульптора можно назвать ту особенность, что его работы доступны зрителям, их можно потрогать и рассмотреть вблизи, что располагает у общению. «Степаныч» по праву считается достопримечательностью Любинского проспекта в частности и Омска в целом.
В августе 1999 года на пересечении улицы Либкнехта и Любинского проспекта появилась одна из наиболее любимых омичами городских скульптур — «Любушка» работы скульптора С.В. Норышева и дизайнера И.А. Вахитова.
Интересен тот факт, что «Любушка» списана с реальной личности — супруги генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда, которая прожив в городе совсем немного стала символом доброты и исторической памяти Омска.
Можно в уверенностью утверждать, что 9 из 10 омичей хранят в своей коллекции фотографии с этой барышней. Кроме скульптуры «Любушка» в честь Л. Гасфорд в Омске есть Люблинская улица и Люблина роща.
Городская скульптура «Динамическое равновесие» А.Н. Капралова — расположена у Музея изобразительных искусств М.А. Врубеля по улице Ленина 3, установлена в 1999 году.
Примечательно, что это первая городская работа скульптора.
«Динамическое равновесие» по форме напоминает весы с размещенными на них фигурками предметов и людей и по замыслу автора символизирует жизнь человека, вечный выбор между духовными и материальными аспектами.
В 2000 году в честь празднования Дня города Омск украсила скульптура «Дон Кихот» А.Н. Капралова, которая была установлена у Театра юного зрителя. Интересен тот факт, что за столь короткий промежуток времени «Дон Кихот» стал настоящей визитной карточкой города и одним из любимых персонажей омичей.
Одна из наиболее аллегоричных городских скульптур заняла свое место на улицах Омска 2006 году на пересечении улиц Чапаева и Герцена. Работа А.Н. Капралова имеет двойное название: «Между небом и землей» или «Коммунальный карась».
Скульптор в собирательном сказочном образе рыбы затронул тему коммунальных квартир и того времени, когда люди жили в состоянии между землей и небом.
Каждый человек увидит в ней то, что захочет, но не стоит удивляться, если в следующий раз вновь найдутся новые детали.
Хотелось бы отметить, что это далеко не полный перечень городских скульптур Омска. Очень хотелось бы упомянуть о других работах:
Городская скульптура «Книга» А.Н. Капралова
Городская скульптура «Фемида» А.Н. Капралова
Городская скульптура «Марафонец» В. И. Кириллова
Скульптуры на фронтоне Омской государственной научной библиотеки им. А.С. Пушкина работы Городская скульптура В.А. Трохимчука, М.М. Ершова, Л.Я. Калибаба, В.И. Еремина.
Искренне надеемся, что с каждым годом все больше замечательных произведений будет находить свое место на улицах Омска и радовать жителей и гостей города.
Источник: http://www.proezdom.com/omskaya_oblast/omsk/omsk-gorodskie-skulptury
Топ 30 — памятники Омска
Омск по праву считается одним из культурных центров России. Частью культурного наследия стала и омская монументальная скульптура.
На улицах Омска можно встретить и масштабные монументы – «Памятник труженикам тыла» или «Слава Героям», и миниатюрные арт-объекты. Некоторые из них («Люба», «Сантехник Степаныч») стали своего рода символами города.
Известен город и своей садово-парковой скульптурой. Некоторые из садовых статуй созданы еще в 1950-е гг. и находились в бывшем Саду пионеров.
Отдельные скульптурные композиции вызвали споры и неоднозначное отношение к себе. Самый яркий пример – «Весы бытия» работы А. Капралова.
Монументы в честь известных людей также неоднократно становились объектами дискуссий – например, «Бедный художник» (памятник Ван Гогу) или «Крест несущий», установленный в честь Ф. М. Достоевского.
Чтобы составить свое личное мнение о памятниках Омска, необходимо увидеть эти произведения своими глазами.
Самые известные исторические и современные памятники города. Список, фото с названиями и описанием
Достопримечательности улиц и площадей Омска. Статуи и монументы, обелиски и стелы, мемориалы, скульптуры, арт объекты и малые архитектурные формы!
Мемориал «Вечный огонь»
В Омске находятся сразу два мемориала с Вечным огнем. Первый из них расположен в сквере Борцов Революции, созданном в 1966 г., и зажжен в 1967 г. в память о революционерах.
Второй – в парке Победы, в знак памяти о героизме и мужестве омичей, которые сражались в Великой Отечественной войне. Зажжен этот Вечный огонь только в 2015 г, в ходе празднования 70-летия Победы.
По состоянию на 2018 год, он горел всего 17 дней в году – на праздники воинской славы.
Памятник труженикам тыла
Этот памятник был установлен в 2010 г., на пересечении улиц Лизы Чайкиной и Богдана Хмельницкого.
Композиция включает в себя 9 фигур – символические образы рабочих, крестьян, медсестры, детей – мальчика-пастуха и девочки с колосками, и матери с ребенком на руках.
Прообразом памятника стал эшелон, который доставляет на фронт все необходимое. Общий вес монумента – более 80 тонн, а высота составляет более 10 метров.
Мемориал «Слава Героям»
Мемориал был открыт в честь 40-летия Победы. Это обелиск высотой 22 метра, напоминающий формой развернутое знамя. В его выступах расположены фигуры – солдаты Великой Отечественной войны, колхозница с серпом в руках, и рабочий с молотом.
Это символ совместного подвига фронта и рабочих тыла. Рядом находятся плиты с именами уроженцев Омского края, получивших звание Героя. При этом в список вошли и удостоенные наград в послевоенные годы.
Скульптурную композицию завершает девушка с голубем в руках – символ мира.
«Сантехник Степаныч»
Этот арт-объект изображает сантехника в каске, который наполовину высунулся из люка. Он был установлен в 1998 г. на ул. Ленина.
Благодаря добродушному выражению лица и улыбке, сантехник быстро пришелся по душе жителям и гостям Омска, и получил прозвище «Степаныч». Он стал одним из символов города, его изображают на открытках и сувенирах.
Есть у жителей города и традиция – по праздникам поставить перед сантехником рюмочку, или оставить рядом пачку сигарет.
Памятник Г. К. Жукову
Монумент в честь маршала Победы Г. К. Жукова открыли в Омске в 1995 г. Маршал изображен в полный рост, в парадном мундире с плащ-палаткой за спиной. Снятая фуражка символизирует дань памяти погибшим в годы войны.
Высота памятника вместе с искусственным холмом, на котором он расположен – 11 метров. У основания расположены барельефы с названиями фронтовых дивизий, которые были образованы в Омске. Автор проекта – омский скульптор А. Цымбал.
Памятник находится на пересечении улицы, носящей имя маршала, и ул. 10-летия Октября.
Памятник Ф. М. Достоевскому
Монумент был установлен в 2001 г, к 180-летию со дня рождения писателя. Он создан как дань памяти о годах, которые Ф. М. Достоевский провел в Омском остроге.
Это бронзовая фигура писателя во весь рост, с Евангелием в руке – это единственная книга, которую разрешалось читать заключенным. Надпись на памятнике лаконична – «Достоевскому».
Находится монумент в начале улицы, также названной в честь писателя.
Памятник Дон Кихоту
Арт-объект создан в двух копиях, которые установлены в 2001 г. в разных местах города – возле Театра детей и молодежи, и у Библиотеки им. А. С. Пушкина.
Композиция выполнена способом сварки из металлических элементов, таким образом, что у зрителя создается ощущение мчащегося коня и неподвижного при этом всадника. Это дает повод для различных интерпретаций.
Чаще всего образ истолковывают, как попытку подчинить мчащееся вперед время. Авторы композиции – И. Вахитов и А. Капралов.
«Люба»
Это памятник в честь женщины из XVIII в. – жены омского губернатора Любови Гасфорд. Эта девушка, которая была младше своего супруга более чем на 30 лет, быстро завоевала любовь жителей города.
До самой своей смерти в возрасте 23 лет, Любовь Гасфорд всегда приходила на помощь омичам, помогала бедным. Памятник установлен в 1999 г. на любимом месте женщины, где она часто сидела с книгой в руках.
В то время это была роща возле Омского острога, а сейчас это улица Ленина.
Тарские ворота
Ворота были установлены у северного рубежа Омской крепости в 1792 г и названы по имени г. Тара. По городской легенде, в 1959 г.
они были снесены за одну ночь из-за прихоти жены партийного руководителя – её раздражала молодежь, которая собиралась у ворот. В 1991 г. символ города был восстановлен. Внутри ворот сейчас находится музей, рядом разбит сквер.
У жителей города есть поверье, что, если пройти под воротами, загадав желание, то оно сбудется.
Памятник В. И. Ленину
Первоначальный памятник был установлен вскоре после войны, в 1948 г. Он был выполнен из гипса и стоял на бывшей Пушкинской (ранее – Ильинской) площади. А в 1957 г.
его заменили гранитным монументом работы азербайджанского скульптора Ф. Абдурахманова. Памятник был открыт в торжественной обстановке в апреле 1957 г., накануне годовщины со дня рождения В. И. Ленина.
В том же году имя Ленина было присвоено и площади.
Памятник Борцам Революции
Идея воздвигнуть этот памятник появилась сразу после установления в Омске советской власти. В 1923 г. на могиле 120 революционеров, погибших от рук армии Колчака, установили монумент работы скульптора В. Виноградова. Интересно, что надписи на памятнике менялись.
Первоначальная надпись гласила «Славным коммунарам Всероссийской коммуны, расстрелянным Колчаком в ноябре 1919 года». Другая надпись подчеркивала преемственность от Парижской коммуны. Некоторое время на памятнике находились слова И. Сталина о жертве революционеров. Сейчас после реставрации в 2007 г.
на монументе появилась новая табличка.
«Встреча влюбленных»
Памятник представляет собой композицию из бронзовых статуй юноши и девушки, сидящих за столиком. Установлен он на набережной р. Омь, возле речного вокзала. По рассказам жителей города, автор идеи памятника – один из городских бизнесменов, который таким образом решил увековечить свою встречу с будущей женой в Омске. Говорят, что он установлен именно на месте встречи будущих супругов.
«Крест несущий»
Это один из памятников Ф. М. Достоевскому. Скульптор изобразил писателя несущим крест, который будто неразрывно связан с его фигурой.
Это символ тяжести долга и ответственности за всех «униженных и оскорбленных», и одновременно – память о заключении писателя в Омском остроге. Автор скульптуры – А. Капралов.
Как и «Дон Кихот», композиция выполнена путем сварки отдельных элементов. Памятник установлен в 2000 г. возле Омского академического театра драмы.
Памятник Д. М. Карбышеву
Мемориал в честь уроженца Омска, героя Великой Отечественной войны, генерала Д. М. Карбышева был открыт в 1961 г. на Театральной площади города. Сквер, в котором расположен памятник, носит имя героя. Монумент представляет собой бюст Д. Карбышева на высоком основании из гранита. За ним установлено 8 гранитных плит со словами о подвиге и героизме Д. М. Карбышева.
Памятник городовому
Арт-объект расположен на Любинском проспекте. Фигура городового одета в форму XIX в. – двубортный зимний китель, а на кокарде изображен порядковый номер – 21. Авторы – С. Норышев и И.
Вахитов, создавшие также «Любу» и «Сантехника Степаныча». Работа выполнена по частному заказу, поэтому памятник неоднократно становился объектом разбирательств – мэрия объявляла его бесхозным. Летом 2019 г.
фигура городового была повреждена вандалами – была отломана сабля.
Мемориал воинам-омичам, жертвам локальных войн
Памятник был открыт в парке Победы 22 февраля 2005 г., накануне Дня Защитника Отечества. Он посвящен памяти жертв локальных войн и конфликтов второй половины XX века. Композиция состоит из круга, выполненного из мрамора и стали, и символа земного шара в середине. Наверху стальной дуги, венчающей памятник, расположен факел для Вечного Огня. Автор мемориала – И. Вахитов.
Памятник детям блокадного Ленинграда
Мемориал работы С. Голованцева установлен 21 февраля 2014 г. в год 70-летия прорыва блокады Ленинграда. Это скульптурные изображения мальчика и двух девочек на гранитном постаменте.
В руках дети держат вещи, напоминающие о доме и мирной жизни: у мальчика в руках чайник, у девочек – скрипка и кукла.
В надписи на памятнике говорится, что в годы войны из блокадного Ленинграда в Омскую область эвакуировано более 17 тысяч детей.
«Олень»
Скульптура была установлена в 1958 г, как украшение Сада пионеров. Автор – омский скульптор М. Хахаев. После того, как на месте парка был восстановлен Успенский собор, статую оленя на некоторое время убрали – некоторые усматривали в ней кощунство.
Предполагалось её перенести в другое место – на ул. Тарскую или пл. Победы. Сейчас скульптура находится на прежнем месте, но уже не в парке, а на Соборной площади.
В городе есть и другие фигуры оленей – возле Управления службы ветнадзора и на Иртышской набережной.
Памятник Ван Гогу
Памятник расположен на Любинском проспекте, у входа в ресторан. Художник изображен сидящим, со своими знаменитыми «Подсолнухами» в руке. Споры вызвало решение изобразить рядом с фигурой Ван Гога фужер и бутылку с абсентом. Автор композиции, скульптор А. Капралов, объясняет это любовью художника к алкоголю. Второе название памятника – «Голодный художник».
Памятник солдатской матери А. А. Ларионовой
Монумент открыт в 2000 г. рядом с Музеем воинской славы. Он установлен как дань памяти солдатской вдове и матери Анастасии Ларионовой, которая проводила на фронт семерых сыновей. Ни один из них не вернулся.
Скульптура изображает женщину, стоящую босиком у калитки. Рядом с ней – семь березок, символизирующих короткую жизнь её сыновей. Копия памятника была установлена и на родине А.
Ларионовой в селе Михайловка Омской области.
«Шар Бухгольца»
Название памятника – «Держава», но поскольку он находится на площади И. Бухгольца – основателя Омска, сподвижника Петра I, в народе он получил название «Шар Бухгольца». Это шар диаметром 7 метров, выполненный из металла. Барельефы на нем изображают основателя Омска, а также исследователей Сибири Г. Потанина и С. Ремезова. Установлена «Держава» в 1997 г., накануне Дня города.
«Марафонец»
Скульптура стоит на Соборной площади Омска. Это первый монумент в России в честь марафонского движения. Статуя бегуна, который бежит навстречу финишной ленте, расположена на постаменте, где ежегодно появляются новые имена победителей в Омском марафоне. Её авторы И. Бухарцев и Г. Чиркин также ежегодно принимают участие в марафонском забеге.
«Дети, кормящие пингвинов»
Как и статуя оленя, эта скульптура украшала омский Сад пионеров. Это бронзовая статуя, изображающая мальчика и девочку в летней одежде, которые кормят пингвинов. Дата создания в источниках разнится – либо 1936 г., либо 1950-е гг. Автор также неизвестен. Статуя сейчас находится на прежнем месте, только уже на Соборной площади.
Памятник святым Петру и Февронии
Этот памятник был открыт 8 июля 2011 г. – в День семьи, любви и верности. В православном календаре это день памяти святых покровителей семьи – князя Петра и его жены Февронии. Памятник установлен в сквере возле Омской филармонии, неподалеку от Никольского собора. Он изображает Петра и Февронию, которые держат друг друга за руки. Автор проекта – скульптор С. Норышев.
«Весы бытия»
Это один из самых необычных арт-объектов города. «Весы бытия» или «Динамическое равновесие» представляют собой весы из металла почти 6 метров высотой. Очертания скульптуры одновременно напоминают и весы, и крест, и трон.
Лестница служит перекладиной креста и, в то же время, опорой для весов. На перекладинах – металлические фигуры: рыцарь, монах, мельница и другие. Композиция символизирует проблему жизненного выбора человека, и непостоянство положения каждого.
Автор – А. Капралов.
Памятник Чокану Валиханову
Это монумент в честь казахского ученого, путешественника и просветителя. Чокан Валиханов вырос и учился в Омске. Бронзовая статуя изображает ученого в юности, а постамент украшен рисунками Валиханова и казахским орнаментом. Установлен памятник неподалеку от здания Кадетского корпуса, где проходил обучение Ч. Валиханов. Автор монумента – казахский скульптор Наурзбаев.
«Летчик и техник»
Памятник открыт 15 мая 2019 г. и находится возле Омского аэропорта. Бронзовая скульптура создана по подлинным фото из архивов. Она символизирует сотрудничество летных экипажей и техников аэропорта, их ответственность и мужество. Автор работы – В. Костенко, профессор кафедры художественного дизайна Омского педагогического университета.
Памятник М. А. Врубелю
Художник М. А. Врубель – уроженец Омска, поэтому идея создания памятника ему зародилась давно. В 2006 г. монумент в честь художника установили возле Омского областного музея, который также носит имя М. Врубеля. Художник изображен во весь рост на лестнице, ведущей вверх, с карандашом и альбомом в руке. Высота скульптуры составляет 3 метра.
Стела 170-летию железных дорог России
Открытие памятной стелы в 2007 г. было приурочено к 110-летию создания Транссибирской магистрали. Мемориальная композиция представляет собой очертания Омской области на карте с символическим изображением железной дороги. Рядом находится статуя железнодорожника в форме XIX века.
«Космос-3М»
Это памятник ракете-носителю «Космос-ЗМ», которая производилась на объединении «Полет» в Омске с 1967 году. Монумент установлен в честь 70-летнего юбилея производственного объединения и как знак уважения его сотрудникам, внесшим вклад в освоение космоса. Это настоящая ракета, снятая с производства. Она расположена возле здания ПО «Полет».
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-omska/
Скульптура
Коллекция скульптуры Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля является одной из крупнейших в Сибири и насчитывает около 300 единиц хранения.
Основу её составили произведения русских и европейских скульпторов ХVIII – начала ХХ в. Работы поступили в 1920-х гг.
из Государственного музейного фонда, сформированного из собраний музея Академии художеств, Зимнего, Мраморного, Юсуповского дворцов и других коллекций.
В число лучших произведений, прибывших в Омск, вошли работы отечественных скульпторов М. М. Антакольского «Нестор-летописец», А. М. Опекушина «Петр I в кресле», П. К. Клодта «Кобыла с жеребенком», Е.
А. Лансере «Джигитовка лезгин», Ф. П. Толстого «Медальоны, посвящённые войне 1812 года». В них отразились страницы истории и быта России, изложенные с любовью и большим художественным мастерством.
Западноевропейская скульптура представлена рабочей моделью статуи «Блаженная Людовика Альбертони» яркого мастера итальянского барокко Л. Бернини, произведением великого датского скульптора Б. Товальдсена «Геба», статуей Э. Сантарелли «Девочка, стоящая на коленях», поражающей зрителя виртуозным мастерством обработки мрамора.
Автор «Медного всадника» Э. Фальконе представлен работой «Купальщица», он, как и другие его соотечественники А. Мерсье («Давид»), А. Буше («Бег»), И. Мулэн («Пляшущий юноша с лопатой»), Л. Штейнер (Танцовщица), передал в своем творении красоту человеческого тела, воплотив её в бронзе в лучших традициях европейского искусства.
Во второй половине ХХ в. географические, временные и стилистические рамки коллекции скульптуры расширились. Она обогатилась произведениями советских мастеров, посвятивших свое творчество воспеванию таланта и трудового энтузиазма советского человека. В их числе «Марина Цветаева» П. И. Бондаренко, «Красна девица» М. М. Воскресенской, «На стройке» Ю. Л.
Чернова, «Маресьев» К. О. Комова, «Женский портрет» С. И. Нурсапаева, «Е. Весник» В. Е. Цигаля, «А. С. Пушкин» Т. М. Соколовой, «Обнажённая» А. П. Семынина, «Поэты России» А. А. Бичукова, «Портрет Л. Владимирова» Э. Ю. Радаускайте, «Грачья Нерсесян» А. О. Шираза, «Портрет А. Ф. Гедике» С. Д.
Лебедевой, отличающиеся выразительной пластичностью и тонким психологизмом персонажей.
Раздел советского искусства дополнили работы двух поколений талантливых скульпторов Омска, отразивших в своих творениях особенности жизни региона и показавших яркие образы земляков – «Портрет Героя Социалистического труда И. Ф. Региды» А. А. Цымбала, «Вечность» В. А.
Трохимчука, «Портрет моторостроителя В. М. Садчикова» Н. А. Бабаевой, «Автопортрет» С. В. Норышева, «Портрет Героя Советского Союза В. А. Голоскокова» Б. Ф. Лоренцова, «Работница» Ю. А. Овчинникова, «Тайм» В. И. Костенко, «За чтением» В. А. Погодина, «Бродячий актер» А. Н.
Капралова.
Значительным событием в жизни музея стало поступление в его коллекцию гипсового отлива М. А. Врубеля «Роберт и монахини», оригинал которого находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
Источник: http://vrubel.ru/skulptura.html