Слайд 1Описание слайда:
Скульптура Готики: фото, история, описание скульптур
Слайд 2Описание слайда:
Среди шедевров готического искусства можно назвать собор Нотр-Дам в Париже.
Слайд 3Описание слайда:
Всем известны скульптуры горгулий и чудовищ, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.
Слайд 4Описание слайда:
Интересны скульптуры, украшающие раку с мощами волхвов в алтаре Кельнского собора. Каждое изображение индивидуально, каждое выполнено с необыкновенной точностью.
Слайд 5Описание слайда:
Порталы Шартрского собора позволяют познакомиться с готической скульптурой наиболее близко.
Ветхозаветные персонажи, картины страшного суда, изображения Христа и Богородицы — каждая работа скульпторов достойно особенного внимания, каждая уникальна по своему исполнению, содержанию.
Отдельно нужно сказать о деревянных скульптурах, которые отлично сохранились в соборе. Поражает мастерство авторов, отлично чувствовавших все возможности дерева, как материала для скульптуры.
Слайд 6Описание слайда:
«Царством скульптуры» называют Реймсский собор. Здесь можно увидеть тысячи рельефов и сотни скульптур. Мастера, создававшие Реймсский собор, вложили в свои произведения столько внутреннего содержания и динамизма, что даже отодвинули архитектурные красоты на второй план. Скульптура «Улыбающегося ангела» просто завораживает.
Слайд 7Описание слайда:
Скульптурная группа «Неразумные девы» Магдебургского собора выполнены в реалистичной манере, они полны эмоционального драматизма и образуют самостоятельную группу, привлекающую внимание посетителей.
Слайд 8Описание слайда:
Выразительность и художественная стройность готической скульптуры вдохновляют и современных скульпторов. На одном из фасадов Вестминстерского аббатства находится галерея мучеников 20 века, все фигуры выполнены в соответствии с канонами готической скульптуры
Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-skulptura-gotiki-foto—istoriya—opisanie-skulptur
Особенности готической скульптуры и рельефа
Готический стиль – художественное направление в искусстве, характеризующееся легкостью, остроконечностью, возвышенностью архитектурных и декоративных элементов. Начало развития готического направления приходиться на период расцвета средневекового искусства. Готика как субкультура зародилась в ХII веке во Франции, где и были созданы величайшие шедевры этого направления.
В западной Европе и других странах готическое искусство господствовало до конца ХVI века, а некоторые соборы и храмы того периода сохранились до наших дней. Сегодня стиль «готика» — это тончайшее, загадочное направление в искусстве, которое впечатляет изящностью линий, разнообразностью декоративных элементов и вместе с тем сдержанностью архитектурного ансамбля.
Современные архитекторы, скульпторы, дизайнеры применяют готические элементы не только для украшения фасада помещений, но и для разнообразия убранства интерьера.
Особенности скульптуры и рельефа в стиле «Готика»
Декоративная специфика готического стиля в основном относится к скульптуре и архитектурному рельефу. В других культурных направлениях этот стиль практически не получил развития.
Гротескные статуэтки, скульптуры, монументы, рельефы использовались для украшения церквей, соборов, храмов, культурных и административных учреждений. Готическое направление пришло на смену романскому стилю в искусстве.
В романский период сооружения возводились массивными, устрашающими, монументальными, поскольку нередко служили защитой от нападений врагов и завоевателей.
Готические здания, напротив, возводились легкими, изящными с массой остроконечных башен и элегантным декором в виде скульптурных композиций, барельефов, лепнины, витражей.
Статуи и рельефы, украшенные затейливой резьбой, ребристой текстурой и оригинальными узорами, в основном использовались для украшения возводящихся зданий. Их размещали в галереях, оконных проемах, на остроконечных арках, фасадах, контрфорсах.
Элементы в стиле готика помогали сформировать общую декоративную композицию сооружения, придать четкость архитектурным очертаниям.
Распространение готического стиля стало настоящим прорывом в сторону индивидуальности и выразительности скульптурных композиций. Согласно готическим канонам рельефы становились более выпуклыми, объёмными, а фигуры, монументы, скульптуры – округлыми. Скульптурные фигуры изображались достаточно высокими, худыми, пластичными с плавно изогнутыми линиями и контурами.
Убранство монументов характеризуется длинными одеждами с аккуратно уложенными складками и плавными контурами. Практически всегда элементы убранства наделяли остроконечной формой – обувь с острым носком, шапки, верхняя одежда и т.д. Фигуры изображались в естественных позах, с одухотворенными лицами. Облик статуи всегда имел индивидуальные черты и эмоциональный окрас.
Рельеф во времена господства готики стал самодостаточным направлением в искусстве. Рельефный декор теперь не ограничивается растительными мотивами, а включает разнообразные геометрические орнаменты и узоры. Переломным каноном в готическом рельефе стало изображение не излюбленных плющей, винограда, а местной флоры (дуб, клен, ясень).
Орнаментальные узоры изображают практически на всех колоннах и капителях, нередко специфические узоры можно увидеть в качестве декора дверных, оконных проемов, потолка.
Готические узоры практически лишены внутренней связи с общей архитектурной композицией, однако поражают красотой, разнообразием и оригинальностью даже в качестве просто декоративного элемента.
источник
Мотивы готической скульптуры
Возвышенные готические образы практически всегда имели библейские и мифологические мотивы. Это связано с тем, что готические скульптуры использовались в основном для украшения соборов, часовен, церквей.
Авторы изображают религиозных персонажей, мифических героев и чудовищ. Так, в гротескный период произошло переосмысление образа Бога – он приобретает более реальные черты и утрачивает свою сверх одухотворенность.
Статуи Христа приобретают земные черты, нравственный облик, твердый, мужественный характер и добрую натуру.
Все чаще скульпторы изображают сцены из «людской» жизни Сына Божьего, в которых прослеживается его близость к человеку. Ключевым религиозным персонажем этого периода также становится Мадонна.
В статуях готики – это высокая, стройная женщина с аккуратными линиями лица. Часто Мадонна изображается с малышом на руках, ее нежный взор всегда устремлен на ребенка, а руки нежно прижимают его к груди.
Готическая Мадонна наполнена женским очарованием и душевной мягкостью, изящностью изгибов тела и красотой одежд.
Также в готической скульптуре можно встретить образы, имеющие бытовой характер. Нередко фасадное и интерьерное убранство дополнялось готическими фигурами священнослужителей, ремесленников, сборщиков фруктов, мясников, торговцев, рыцарей. Так, новые нотки приобретает картина «страшного суда», где среди грешных теперь можно увидеть монахов, рыцарей, феодалов, богачей.
Скульптурная группа «Каменный календарь» рассказывает о крестьянах, укладе их жизни, специфике работ в определенное время года.
Рельеф готики наполнен символическими узорами и аллегориями, изображающими особенности труда, свободных наук (арифметика, астрономия, грамматика), ремесла.
Готическое направление стало своеобразным переходом от возвышения священников, царей, судей, богачей к реалистическому изображению иерархии в обществе.
источник
- Готические шедевры
- В готический период в искусстве выдающиеся архитекторы, скульпторы оставили в наследство современникам шедевральные произведения. Наиболее известными памятниками культуры, которые выполнены по канонам готического направления, считаются:
- Собор Парижской Богоматери – его возведение было начато в период романской архитектурной техники, однако с популяризацией готики строительная композиция дополнилась специфическими элементами. Сегодня визитной карточкой готического собора являются десятки остроконечных шпилей, которые завершают высотный архитектурный ансамбль здания. Каждая стена украшена массивными витражами со специфическим окрасом. Именно сочетание гротескных цветов делает проникающий дневной свет таинственным, а интерьер загадочным, неземным. Остроконечные формы наблюдаются и в других архитектурных элементах – окна, арки, дверные проемы, монументальный декор. Фасад сооружения украшен десятками скульптур библейских персонажей и мифических чудовищ. Так, над главной аркой расположен скульптурный комплекс «Галерея царей», выполненный в стиле ранней готики. Скульптуры характеризуются ребристой текстурой, легкостью линий, разнообразием рельефного декора. Венцы здания украшают горгульи, другие мифические персонажи. Интерьер собора декорирован множеством мелких статуэток, фигур, которые располагаются даже в самых тайных уголках здания. Более крупные скульптурные элементы по готическим канонам расположены в районе арок, окон, капителей, башенок, других ключевых интерьерных элементов. Стены и потолки сооружения декорированы гротескным замысловатым рельефов с затейливой текстурой и оригинальным окрасом. Весь скульптурный декор готического собора характеризуется пластичностью, индивидуальностью изображаемого образа, мягкостью линий;
- Шартрский собор, Франция – с момента возведения внешний облик строения практически не изменился. Это уникальный пример особенностей средневековой готики. Фасад культурного памятника украшен десятками башен остроконечной формы, хотя основание архитектурных элементов еще выполнено в массивном романском стиле. Стены, арки, порталы, двор церкви украшают скульптурные композиции, оригинальные рельефы. Скульптур, как и принято в гротескном декоре, наделены оригинальными чертами, от них веет характером и индивидуальностью. Своды, колонны, арки имеют стрельчатую форму, которая характерна для готической архитектуры и украшены объемными горельефами;
- Кафедральный собор Кельна, Германия – поражает размерами готических башен, которые будто бы касаются облаков. Это грандиозное сооружение – самый яркий пример готической специфики в скульптуре и архитектуре. Интерьерная и фасадная отделка подчинена единому замыслу – все статуи, фигуры, горельефы, другие декоративные элементы устремлены вверх, как молитва к Богу. Ажурные горельефы, разноцветные витражи, резные лавки, объемные монументы создают ошеломляющее впечатление от изысканности и, одновременно, скромности готического стиля. Грандиозность гротескного убранства одухотворяет внутреннее пространство собора, дает человеку ощущение возвышенности;
- Сент-Шапель, Париж – небольшая часовня, впечатляющая скульптурным убранством в готическом стиле. Фасад и интерьер религиозного сооружения украшают сотни мелких фигур, статуй, десятки монументальных композиций. Каждая скульптура характеризуется изяществом, элегантностью, самодостаточностью. Большинство произведений готики в этом храме безымянны, однако это не мешает скульптурам и рельефам восхищать аккуратностью линий, богатством текстуры, оригинальностью узорных элементов.
Готика подарила мировой архитектуре сотни великолепных памятников, которые до сих пор радуют ценителей искусства по всему миру.
источник обложки
Источник: https://www.gessostar.ru/goticheskaya-skulptura-i-relef/
Готический стиль в скульптуре и живописи
Скульптура из Нотр-Дам
Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе. По сравнению с романским стилем скульптура приобретает все большую свободу и самостоятельность.
Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны.
На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т.н. «галереи королей». От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145-1155) к порталам трансептов Шартра (1200-1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок.
1220-1230) постепенно возрастает самостоятельность фигур по отношению к архитектурным деталям, появляется стремление к отходу от романской условности и геометризма, к передаче движения, естественности жеста и мимики.
В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т.н. «Прекрасные Мадонны»). Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т.н. S-образной фигуры.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в.); статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. 1260). Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230-1270-х т.н.
«придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре связано с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель).
Ангелы из Реймса
В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции.
Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы), и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250); пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225-1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. 1250), Распятия над алтарями.
Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики, интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга). В эпоху поздней готики появляются т.н.
«благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. Мульчер, ок. 1430). В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. алтарь, совмещающий в себе архитектурное готическое обрамление с высоким рельефом и живописью (алтарь Св. Крови, Т.
Рименшнейдер, 1499-1504; Санкт-Вольфгангский алтарь, М. Пахер, 1471-1481), а также надгробия.
В скульптуре Италии 13-14 вв. влияние готики стало одной из составляющих Проторенессанса, что проявилось в проповеднических кафедрах Н. и Дж. Пизано, скульптуре фасадов (Дж. Пизано, Сиенский собор), в скульптуре Арнольфо ди Камбио. Более активные влияния готической экспрессии характерны для рельефов Л. Маитани (фасад собора в Орвьето, 1310-1330).
Дальнейшая эмансипация скульптуры от архитектуры в период поздней готики проявилась в сложении ансамблей, где главную роль играет статуя: «Колодец Моисея» К. Слютера в Шанмоле, ок. 1400).
Достигается предельная конкретность в деталях внешности («готический натурализм») при сохранении общей условности фигур.
Появляются первые образцы портрета, прежде всего погребального (надгробие Филиппа Смелого в Дижоне (1381-1410), Филибера Прекрасного и Маргариты Австрийской в Бру (1516-1531).
Живопись в Средневековье
В связи с расширением зоны окон и уменьшением площади стены главным видом монументальной живописи становится витраж, соединяющий в себе функции освещения интерьера и цветового акцента.
Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отраженного в материальном. После реформы этой техники в середине 12 в.
(приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы.
К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу» (т.н. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Расцвет переживает книжная миниатюра, благодаря значительному увеличению количества книг, расширению их типологии и появлению светских мастерских. Во Франции в начале 13 в. в т.н.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр перед текстом и т.н.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания: рыцарский роман, бестиарии, хроники, исторические сочинения и др. В конце 13-14 вв.
ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. 1290), дролери (от фр. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. 1325).
К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер часослова маршала Бусико, ок. 1410). Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в.), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. 1265).
Мадонна (фрагмент). Чимабуэ
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В Италии с 13 в.
(Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
в Нидерландах).
В декоративно-прикладном искусстве готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т.н. Крест Параклета, конец 12 в.), алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник.
Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж).
Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в.
Источник: http://gothicsstyle.ru/2011/05/03/goticheskij-stil-v-skulpture-i-zhivopisi/
Готическая скульптура
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения.
Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.
Клаус Слютер, Колодец пророков, 1395–1406 годы, монастырь Шанмоль, Дижон, Франция
В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей.
Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах.
Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик.
Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой.
Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения.
В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства.
Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Скульптор и архитектор Андреа Пизано, двери флорентийского баптистерия, рельефы и статуи флорентийского собора
Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде.
Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям.
Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.
Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному.
Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12–13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме.
Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.
Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала – с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности.
Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала – в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина.
Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
В статуях святых – Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом.
Каждый образ – определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив.
Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства – люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но отвлеченным понятием чести, верности, великодушия.
В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна.
Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле.
Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы.
Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен святой Иосиф (группа «Сретение», 1240-е годы) – элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.
Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-страннника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой.
В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы.
Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 века).
Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре.
Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е годы) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций.
Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию.
Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.
Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой.
В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер.
Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В 1385 году герцог Бургундии Филипп Смелый основал картезианский монастырь Шанмоль в окрестностях Дижона во Франции.
С 1390-х годов по заказу герцога лучшие мастера возводили монастырские здания и создавали произволения скульптуры. Одним из них был нидерландский скульптор Клаус Слютер, который исполнил для монастыря шесть каменных статуй пророков в человеческий рост.
В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов.
Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230–1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором.
Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.
Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом.
Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х годов 13 века одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике.
В 14 столетии доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.
История зарубежного искусства ►
Источник: http://smallbay.ru/article/gothic_sculpture.html
Готическая скульптура
Скульптура в готическом стиле неразрывно связана с архитектурой того периода.
Портал собора Нотр-Дам
Что такое Готическое искусство?
Термин «готика» имеет необычную историю и коннотацию. Современники стиля никогда не использовали этот термин, описывая свои работы.
Наверняка, они были бы удивлены, узнав, что в скором времени люди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения, изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский».
Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. В общем смысле этот термин описывает здания с остроконечными арками, выполненными в вертикальном стиле, в отличие от используемого в предшествующем романском искусстве горизонтального стиля.
Три неразумные девы. Магдебургский собор.
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Однако в изоляции от архитектурного контекста произведения достаточно сложно дать определение готической скульптуре, это, скорее, относительное понятие.
Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. В то время как греческая скульптура развивала идеи простоты и наглядности, готика демонстрирует сложность, гротескность и элегантность.
Именно эта сложная смесь идей и элементов дает понять, что перед нами произведение, выполненное в данном стиле.
Скульптуры Реймского собора.
Чтобы оценить всю красоту и внушительность такой скульптуры лучше, конечно, отправиться в соборы того времени, особенно — расположенные в северной Франции, сочетающие в себе острые шпили и башни, затейливую резьбу и текстуру, ребристые своды и парящие колонны. Сопряженные виды искусства, а именно витражи и скульптуры, естественно сочетаются с архитектурными композициями, удачно дополняя их.
Готическая часовня Сент-Шапель в Париже
Безусловно, в отрыве от изначального места расположения, большинство готических скульптур будут восхищать зрителя изяществом и самодостаточностью. Множество статуй тринадцатого и четырнадцатого веков могут встать в один ряд с ранними произведениями итальянской эпохи Возрождения. Однако, эти скульптуры остаются на своих местах, что связано с безымянностью их авторов.
Собор
В готический период соборы возвышаются над городом, показывая религиозную важность, экономическое и политическое влияние. Скульптура этого периода в первую очередь задумывалась для украшения этих архитектурных памятников, прочно ассоциирующимися у нас с готикой.
Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Это время характеризуется также строительством и реконструкцией многих церквей, общественных и гражданских зданий, рынков и т.д.
Новые здания отражали промышленные и коммерческие роли городов, и несмотря на огромные ресурсы, которые были необходимы для строительства величественных сооружений, этот процесс предоставлял работу для большого количества людей.
Помимо социальной и экономической функций, собор стал центром, в котором разрабатывались основные элементы новой готической архитектуры: заостренные арки, ребристые своды и т.п. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.
Скульптуры Страсбургского собора
Статуи и рельефы
Также как драгоценные камни украшали изделия ювелиров, статуи служили декором для новых сооружений. Скульптуры располагались на фасадах, помогали формировать рисунок и очертания зданий, украшали арки, порталы и контрфорсы.
Монументальные скульптурные произведения можно увидеть в фронтонах, галереях, оконных рамах, за пределами здания, а также в интерьере помещения, наряду с фресками и другими произведениями изобразительного искусства.
В основе этих композиций преимущественно лежали известные политические сцены и библейские и ветхозаветные сюжеты.
Роза западного фасада. Нотр-Дам.
Готический стиль архитектуры и скульптуры в частности преобладал в Северной Европе до 16-го века, хотя уже в 15-ом веке начал вытесняться композициями мастеров Возрождения. Переросшее в международный готический стиль (1375–1425) в Западной Европе (особенно во Франции и Италии) данное направление уступило место искусству Ренессанса.
Источник: https://artrue.ru/sculpture/goticheskaya-skulptura.html
Готика. Архитектура. Скульптура
Готический храм. Кельн
Вторым великим стилем средневековья была готика. Готический стиль зародился во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке.
Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени — «готов», хотя они к этому стилю не имели никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.
Витражи в готическом храме
Витражи
Витражи в готическом храме
Великий русский писатель Н.В.
Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектура…есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека…В ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений; эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура.»
Внутреннее помещение храма — нервюры, арки, витражи.
Реймский собор
Готика — художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти в Восточной Европе.
Его возникновение и развитие связаны с ростом и богатством монастырей, а также превращением городов в крупные центры торговли и ремесел.
В романскую эпоху главное назначение замков и монастырей было защитить, укрыть от врага, поэтому сооружения были тяжеловесными, массивными, и главной трудностью было сооружение прочных и тяжелых перекрытий.
Собор Парижской Богоматери
В эпоху готики стремились , наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м ( з а о с т р е н н ы м кверху ) аркам окон, дверных проемов.
Церкви больше не похожи на крепости , как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями — будто они вовсе не из камня. Огромные окна из цветных стекол — витражи — занимают столько места, что почти не остается стен.
Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра ), которые переплетаются между собой. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Все части постройки будто устремляются ввысь.Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
На входившего в церковь производили огромное впечатление ее простор, высота, торжественная величавость. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным.
Готический витраж
Шартрский собор во Франции
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Родиной готики считается Франция. Всемирную известность принесли соборы Парижа , Амьена и Реймса — во Франции, соборы Кёльна и Наумбурга — в Германии, соборы в Вене, Праге.
Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов: белого, зеленоватого, серого, иногда розового. В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами. Стенами были обнесены и тогдашние города.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
Собор Парижской Богоматери
Собор в Солсбери, Англия.
Готический собор
Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная ) скульптура, как в Греции.
Обычно фигуры очень высокие , стройные, вытянутые, плавно изогнутые , в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Позы естественные, одухотворенные. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы ( мадонны ) с младенцем Христом на руках.
Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Граф Эккехард — типичный феодал, властный и решительный, держится невозмутимо и с достоинством.
Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута; на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта; очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща.
Граф Эккехард и его жена Ута.
Ветхозаветные пророки. Собор в Шартре.1145- 1155.
Скульпторы научились передавать переживания людей, их характеры.
Изображения простых людей за работой, за домашними делами, чтением.
Скульптура стала не только рельефной, но и объемной
Готическая книжная миниатюра
Начала также развиваться и миниатюрная живопись в качестве иллюстраций к книгам. С замечательной живостью и изяществом изображали времена года, развлечения знати.
Готическая книжная миниатюра
Готические черты ярко проявлялись также в художественных предметах быта и одежде. Обувь с удлиненным носком, высокие, конической формы дамские головные уборы («хеннен») и другие детали одежды вторят заостренным формам тогдашней архитектуры и отмечены печатью тонкого вкуса.
Готический костюм
Источник: http://cvetamira.ru/gotika-arhitektura-skulptura
Монстры средневековой готики
В наши дни слово “готика” обычно ассоциируется либо с мрачными молодыми людьми в черной одежде, регулярно посещающими старые кладбища и наизусть цитирующими Эдгара По, либо с этими же самыми ребятами, стоящими на сцене какого-нибудь подвального рок-клуба и угощающими своих слушателей смесью из кантат Баха и “сумбура”. Следует ли говорить, что подобные представления о “готике”, мягко говоря, неверны?…
Термин “готика” (от итал. gotico — “готский”) образован от названия германского племени готов. Он был введен в обиход итальянскими гуманистами эпохи Возрождения и использовался последними для уничижительного обозначения всего средневекового искусства, считавшегося в то время “варварским”.
Готический стиль развивался на основе католической церкви, а потому был культовым по своему назначению и религиозным по тематике. Готика напрямую соотносилась с вечностью (с высшими, иррациональными силами), устанавливая безраздельное господство архитектуры в системе искусств.
Скульптура и живопись (представленная преимущественно витражами) служили лишь прикладным средством реализации архитектурных идей. Мощная энергетика готических соборов — огромных, величественных, устремленных к небу — и по сей день оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на людей.
- Важнейшую роль в создании такой грозной атмосферы играют готические монстры — существа далеко не ангельского вида, которые, как ни странно, вполне гармонично вписываются в общество святых и великомучеников, составляющих роскошный церковный интерьер.
- Химера и ее родня
Наиболее популярными готическими монстрами являются горгульи (франц. gargouille, англ. gargoyle — от позднелатинского gargulio — глотка) и химера. Их часто путают, называя горгулий химерами и наоборот. Различие между ними весьма условно, однако оно скрывает в себе некоторые весьма любопытные секреты происхождения этих классических представителей готического бестиария.
Прежде всего, следует оговориться, что под “химерой” в данном контексте подразумевается не легендарное чудовище из древнегреческой мифологии, а скорее общеизвестный принцип создания фантастических существ путем соединения частей тела каких-либо непохожих друг на друга животных в одно целое.
Впервые этот принцип был применен именно в мифологии. Самое известное упоминание о Химере содержится в шестой песне “Илиады”. Там описывается огнедышащее существо — дочь Ехидны и Тифона, имевшее туловище козы, хвост змеи, а переднюю часть, как у льва.
- По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка.
“Теогония” Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов. Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища — змеиная, а на другой — львиная.
В мифах повествуется о химере, трехобразном звере с пастью льва, хвостом дракона и туловищем козы. Некоторые естествоведы говорят, что это было не животное, а некая гора в Киликии, где некогда водились львы, козы и множество змей. Беллерофонт превратил ее в место, пригодное для жизни, поэтому и говорится, что он убил химеру.
Плутарх высказывал предположение, что Химера — это имя некоего пирата, на корабле которого (очевидно, имелся в виду борт или паруса) были нарисованы лев, коза и змея.
Готические химеры совершенно непохожи на свой многоликий древнегреческий прототип. Они приобрели всемирную известность благодаря статуям человекообразных фигур с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями, установленным у подножия башен Собора Парижской Богоматери.
Древние греки считали, что Химера вызывает штормы, опасности на земле и на море. Средневековые архитекторы отошли от хтонической сущности этого чудовища, используя химеру в качестве аллегорического воплощения человеческих грехов (падшие души, которым был запрещен вход в церковь и которые были превращены в камень за все свои земные грехи).
- В иносказательном смысле слова термин “химера” употребляется для обозначения ложной идеи, пустого вымысла, а также какого-либо фантастического существа-гибрида.
Готическая химера ничем не отличается от горгульи (горгулии) — та же уродливая тварь с телом обезьяны (или человека-горбуна), козлиными рогами, крыльями летучей мыши и т.п. животными частями тел. Для обозначения такого монстра мы чаще всего используем термин “горгулья”, однако отождествлять этих двух чудовищ было бы не совсем верно.
С практической точки зрения горгулья представляет собой особый элемент архитектурного дизайна, призванный выполнять не только художественные, но и вполне бытовые функции.
Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти — вспомним латинскую этимологию слова “горгулья”), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. Иначе говоря, горгульи — это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры.
- Горгульи справа и слева
- Несмотря на то, что горгульи являются типичными готическими чудовищами, их собственное происхождение уходит корнями в глубь веков — к древней Греции и Египту.
- Цивилизация древнего Египта знала рекордное по тем временам количество зооморфных богов, а египтяне были одними из первых народов, начавших активно применять образы подобных существ в живописи и архитектуре.
- Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). Кроме химеры, здесь также уместно вспомнить гарпий,
- кентавров
- и грифонов (грифов).
- Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов — ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов — бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его.
Водосточные желоба как элемент устройства домов древней Греции, встречались нечасто, однако в том случае, если они выходили не по углам крыши, а под ней (в середине стены) — тогда водосток оформлялся в виде каменной головы льва с распахнутой пастью (позже лев стал одной из составляющих образа горгульи). Это символизировало могущество Греции, защищало жителей дома от врагов и отпугивало злых духов.
Постройка готических соборов велась на протяжении многих поколений. Поэтому нам сегодня довольно трудно определить точный возраст горгулий.
Водостоки часто были сделаны из дерева — они разрушались и требовали демонтажа своих скульптурных деталей, что также не вносило никакой ясности в вопрос о дате появления горгулий на свет.
С достаточной долей уверенности мы можем предположить, что первые горгульи (в их хрестоматийном варианте) появились к началу XII века.
В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую — ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для изваяния очередного монстра.
На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. Первоначально они имели весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали звериные черты.
К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей — горгульи стали изящнее и легче, однако удельная доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла.
- В XV веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсировав эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз.
- Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили за рамки религиозной тематики, и к XVI веку превращались в обычных каменных уродцев — отталкивающих, но уже почти не страшных для рядового обывателя.
- Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, поэтому вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями, играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма.
- Против этой теории говорят частые случаи установки горгулий на секулярных зданиях, а также то, что значительная высота готических соборов не позволяла людям разглядеть все богатство их наружного декора с земли.
Достаточно обоснованными кажутся и те предположения, согласно которым горгульи, следуя своему древнегреческому происхождению, выполняли обязанности по защите дома от злых духов. Это может объяснить их редкостную уродливость — каменные истуканы либо отпугивали силы тьмы, либо заставляли их думать, что данное здание уже занято другими адскими тварями.
- Кроме того, Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные горгульи могли быть своеобразными “слугами” церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.
Источник: https://www.softmixer.com/2011/07/blog-post_7073.html