Скульптура древнего рима — фото и описание

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация: Скульптура Древнего Рима

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»? Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Скульптура Древнего Рима

2 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Спор по поводу того, существует ли такое понятие как «римский стиль», по вполне понятной причине в основном касается именно скульптуры.

Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов, репутация римских мастеров как имитаторов представляется оправданной, так как большое число работ, скорее всего являются переделками и вариантами греческих образцов всех периодов развития скульптуры.

Спрос на скульптуру в Риме был огромным, и это отчасти диктовалось любовью римлян к старине, отчасти желанием как можно пышнее украсить интерьеры. Вместе с тем, без сомнения, некоторым видам скульптуры отводились в Древнем Риме важные и серьезные функции.

Именно эти виды скульптуры и получили наибольшее развитие в римском искусстве. Самыми интересными и примечательными из них стали скульптурный портрет и повествующий рельеф,— жанры, имеющие глубокие корни в жизни римского общества.

3 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Скульптурные портреты Наиболее характерными чертами римских портретов стали холодная и прозрачная «фотографичность». Так и хочется сказать, что в этих работах отсутствует вдохновение — не в осуждение, а чтобы отметить основное отличие римского мастера по сравнению с греческими или даже этрусскими портретистами.

Такая серьезность была намеренной и считалась достоинством.

Если эллинистический портрет впечатляет тонким психологизмом проникновения скульптора во внутренний мир модели, то римский с первого взгляда поражает отсутствием чего бы то ни было кроме тщательного воспроизведения черт лица; по существу, характер изображенного человека проступает непреднамеренно.

4 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

В статуе из Примапорты очевидно желание придать облику Августа божественный вид. Одежда реалистично воспроизводит текстуру поверхности, удивительно точно передавая впечатление ткани, кожи, металла. Черты лица тоже подверглись идеализации.

Незначительные физиономические подробности притушеваны, внимание сосредоточено на глазах, что делает взгляд «вдохновенным». Вместе с тем, имеет место явное портретное сходство, возвышенное не подавляет индивидуального.

Это становится особенно очевидным при сравнении с другими бесчисленными скульптурными портретами Августа. Возможно, эта статуя, найденная на вилле жены Августа, создавалась в соответствии с его личными указаниями.

Она отличается высоким художественным уровнем исполнения, редко встречающимся в портретах правителей, которые создавались в условиях массового производства. Статуя Августа из Примапорты

5 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Статуя римлянки

6 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Конные статуи Статуя Марка Аврелия на коне примечательна не только как единственный из дошедших до нас конных памятников императорам, но и как одна из немногих древнеримских статуй, остававшихся доступными для всеобщего обозрения на протяжении всего средневековья.

Традиция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря, когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносно. Это скорей образ миротворца, а не военного героя.

Таким и был взгляд этого императора на самого себя и на свое правление.

7 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Портретные бюсты Скульптор очень точно передал характер деспота, который, по свидетельству современников, «в своей утонченной жестокости дошел до того, что бывал особенно ласков с теми, кого он предназначал к смерти, так что больше боялись его ласки, чем его гнева», ИМПЕРАТОР КАРАКАЛЛА

8 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Это не просто бюст, это один из нескольких сохранившихся фрагментов гигантской (только голова имеет в высоту 2,44 м) статуи, которая когда-то находилась в огромной базилике Константина. В этой голове все настолько нарушает обычные пропорции, что она подавляет зрителя своей величественностью.

Задачей скульптора было создать впечатление некоей превосходящей все мыслимые масштабы мощи, что подчеркивается массивными, неподвижными чертами лица; особенно впечатляет пристальный гипнотический взгляд огромных лучистых глаз.

Это изображение в сущности говорит не столько о том, как выглядел Константин на самом деле, сколько о том, как он воспринимал себя сам и каким был для его восторженных подданных.

9 слайд Скульптура Древнего Рима - фото и описание Описание слайда:

Император Нерон

10 слайд Описание слайда:

Рельефные изображения Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Ее правители стремились увековечить свои деяния с помощью рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, триумфальные арки и колонны.

11 слайд Описание слайда:

Вершиной искусства рельефа в Древнем Риме являются две большие панели, повествующие о деяниях императора Тита и украшающие триумфальную арку, воздвигнутую в 81 г. н. э., чтобы увековечить его победы. На одной из них показана часть триумфальной процессии в честь завоевания Иерусалима.

В число изображенных трофеев входят семисвечник и другие священные предметы. Несмотря на большой объем работы скульптору с удивительным успехом удалось передать движение многолюдной толпы. В правом углу рельефа процессия поворачивает и, удаляясь от нас, проходит через триумфальную арку.

Она как бы исчезает в ней: арка размещена под углом, так что мы видим только ближнюю ее часть с входом — радикальный, но эффективный прием.

12 слайд Описание слайда:

Колонна Траяна

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-skulptura-drevnego-rima-3384307.html

Скульптуры Рима,которые обязательно нужно увидеть

Главная

Искусство

Произведения искусства

Май 25, 2019

Величайшее культурно-археологическое наследие Вечного города, сплетенное из разных исторических эпох, делает Рим уникальным.

В столице Италии собрано невероятное количество произведений искусства – настоящих шедевров, известных во всем мире, за которыми стоят имена великих талантов.

В данной статье мы хотим рассказать про самые знаменитые скульптуры в Риме, которые обязательно стоит увидеть.

На протяжении многих веков Рим является центром мирового искусства. С древних времен в столицу Империи свозили шедевры творений человеческих рук.

В эпоху Возрождения понтифики, кардиналы и представители знати строили дворцы и церкви, украшая их красивейшими фресками, картинами и скульптурами.

Многие вновь возведенные здания этого периода подарили новую жизнь архитектурно-декоративным элементам античности — древние колонны, капители, мраморные фризы и скульптуры были взяты от сооружений времен Империи, реставрированы и установлены на новое место.

Кроме этого эпоха Возрождения подарила Риму и бесконечное количество новых гениальных творений, среди которых работы Микеланджело, Канова, Бернини и многих других талантливых ваятелей. О самых выдающихся произведениях искусства и их создателях можно почитать на странице Искусство Рима

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Спящий Гермафродит

Капитолийская волчица

Наиболее значимой для римлян является «Капитолийская волчица», хранящаяся сегодня в Капитолийских Музеях. Согласно легенде, повествующей об основании Рима, близнецов Ромула и Рэма вскормила волчица у Капитолийского холма.

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Капитолийская волчица

Принято считать, что бронзовая статуя была изготовлена этрусками в V веке до нашей эры. Однако современные исследователи склонны предполагать, что «Волчица» изготовлена гораздо позже – во времена средневековья, а фигуры близнецов были добавлены во второй половине XV века. Их авторство доподлинно не установлено. Вероятней всего их создал Антонио дель Поллайоло.

Советуем почитать:

Скульптура Древнего Рима - фото и описаниеКапитолийская волчица — главный символ Вечного города

Лаокоон и сыновья

Знаменитая скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита. Датируемая примерно Iв. до н.э.

, она является мраморной римской копией, сделанной неизвестными мастерами с древнегреческого бронзового оригинала, который, к сожалению не сохранился.

Одна из самых знаменитых скульптур Рима находится в Музее Пио-Клементина, входящем в комплекс Музеев Ватикана.

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Лаокоон

Статуя была обнаружена в начале XVI века на территории виноградников, располагавшихся на холме Оппио, которые принадлежали некому Феличе де Фредис. В базилике Санта Мария ин Аракоели на надгробии Феличе можно увидеть надпись, повествующую о данном факте. На раскопки были приглашены Микеланджело Буонарроти и Джулиано да Сангалло, которым предстояло оценить находку.

Случайно найденная скульптура произвела в то время сильнейший резонанс, оказав влияние на развитие искусства по всей Италии в эпоху Возрождения. Невероятная динамичность и пластичность форм античного произведения вдохновили многих мастеров того времени, таких как Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андреа дель Сарто и др.

Скульптуры Микеланджело

Знаменитый скульптор, архитектор, художник и поэт был признан величайшим мастером еще при жизни. В Риме можно увидеть лишь несколько скульптур Микеланджело Буонарроти, так как большинство его работ находятся во Флоренции и Болонье.

В Ватикане, в Соборе Святого Петра, хранится его самая знаменитая скульптура – Пьета. Микеланджело изваял шедевр, когда ему было всего 24 года. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера.

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Пьета

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА БЕЗ ОЧЕРЕДИ

Еще одной знаменитой работой Микеланджело Буонарроти можно полюбоваться в соборе Сан Пьетро ин Винколи. Там находится монументальное надгробие папы Юлия II, создание которого растянулось на четыре десятилетия. Несмотря на то, что изначальный проект фунерального памятника так и не был реализован в полной мере, его главная фигура — скульптура Моисея, украшающая монумент, производит сильнейшее впечатление и выглядит настолько реалистично, что в полной мере передает характер и настроение библейского персонажа.
Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Моисей

Скульптуры Лоренцо Бернини

Имя Джованни Лоренцо Бернини тесно связано с Римом – благодаря знаменитому скульптору Вечный город обрел новый облик. По его проектам возводили дворцы и церкви, обустраивали площади и фонтаны. Бернини вместе со своими учениками оформил Мост Святого Ангела, создал невероятное количество скульптур, многие из которых до сих пор украшают улицы Рима.

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. Фрагмент

Чувственные мраморные фигуры, обладающие изящными мягкими формами и особой утонченностью, поражают своим виртуозным исполнением: холодный камень выглядит теплым и мягким, а персонажи скульптурных композиций — живыми.

Среди наиболее знаменитых работ Бернини, которые обязательно стоит увидеть своими глазами, первое место в нашем списке занимают «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», составляющие коллекцию галереи Боргезе. Подробнее об этих произведениях, а также о других шедеврах галереи Боргезе.

Апполон и Дафна

Билеты он-лайн

ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ. Официальный сайт заказа билетов

Отдельного внимания заслуживает еще один шедевр Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони». Знаменитая скульптура, созданная в качестве фунерального памятника по просьбе кардинала Палуцци, изображает сцену религиозного экстаза Людовики Альбертони, жившей на рубеже XV и XVI веков. Скульптурная группа украшает капеллу Альтьери, находящуюся в базилике Сан Франческо а Рипа в районе Трастевере.

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони

Другое подобное скульптурное произведение Бернини — «Экстаз Святой Терезы», хранится в базилике Санта Мария делла Виттория в капелле Корнаро. Великий мастер изваял его по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро в конце XVII века, изобразив главную фигуру – Святую Терезу, как бы погруженную в состояние духовного озарения. Рядом, на фоне сверкающих золотом солнечных лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой. Сюжетом для знаменитой скульптуры послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия.

Экстаз Святой Терезы

Где остановиться в центре Рима

Паолина Боргезе скульптора Антонио Канова

Еще одним шедевром мирового значения является нежная и романтичная «Паолина Боргезе», выполненная в первом десятилетии XIX века в неоклассическом стиле известным скульптором Антонио Канова. Скульптура, изображающая Паолину Бонапарт – сестру Наполеона, была заказана по случаю ее бракосочетания с римским принцем Камилло Боргезе.

Читайте также:  Картина "прогулка", марк шагал - описание

Паолина

Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Источник: http://39rim.ru/samyie-znamenityie-skulpturyi-v-rime-kotoryie-obyazatelno-stoit-uvidet.html

4. Искусство Древнего Рима

jackanapesmsumyao_yaoС самого начала развития Рима как столичного города ведение в нем строительных работ пред полагало использование арки и развившихся на ее основе трех типов сводов: бочарного (полуци линдрического), крестового (представляющего собой пересечение под прямым углом двух бочар ных) и, наконец, купольного. В равной степени необходимым оказался и бетон — смесь известня кового раствора и гравия с бутом, то есть кирпичной и каменной крошкой. Техника строительства из бетона была изобретена тысячелетием раньше на Ближнем Востоке, но римляне расширили область его применения и сделали основным методом строительства. Преимущества очевидны: прочный, дешевый и пластичный, именно он дал возможность создать грандиозные архитектурные сооружения, которые до наших дней остаются памятниками «былого величия Рима». Римляне умели спрятать непритязательную поверхность бетона под облицовкой — кирпичной или каменной кладкой, мраморными плитами или гладким слоем штукатурки.

Скульптура Древнего Рима - фото и описаниеСкульптура Древнего Рима - фото и описание

Колизей. Арка и свод служат существенным и неотъемлемым элементом римской монументальной архитектуры, свидетельствуют не только о высокой технике строительства в Древнем Риме, но также о свойственном римлянам чувстве упорядоченности и постоянства, вдохновлявшем их на создание подобных сооружений. Эти качества вновь впечатляют нас в Колизее, огромном амфитеатре, построенном в центре Рима для боев гладиаторов. Его сооружение было завершено в 80 г. н. э. Это настоящий шедевр инженерной мысли. Его бетонная плоть прорезана многокилометровыми сводчатыми коридорами и лестницами, облегчающими проход огромного количества людей к арене и от нее. Его внешний декор — благородный и монументальный — повторяет скрытые под ним особенности конструкции, но как бы «одевает» их резным камнем и акцентирует находящиеся в замечательном равновесии вертикальные и горизонтальные элементы, представленные полуколоннами и антаблементами, содержащими бесконечные ряды арок. Колонны всех трех классических ордеров размещены одни над другими в соответствии с присущим им «весом». Колонны дорического, самого древнего и строгого ордера, размещены на первом этаже, затем следуют колонны ионического и коринфского ордеров.

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Пантеон. Наиболее удивительным примером такого рода может служить знаменитый Пантеон в Риме, огромный круглый храм, построенный в начале II в. н. э. Из всех уцелевших до настоящего времени зданий это обладает лучше всего сохранившимся, а также наиболее впечатляющим интерьером. Круглые храмы существовали задолго до Пантеона, но столь сильно отличались от него по форме, что он не может быть поставлен в один ряд с ними. Вход в храм выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов. Соединение этих двух элементов кажется несколько нарочитым, но следует помнить, что в настоящее время мы не можем видеть здание так, как предполагалось изначально: теперь уровень прилегающих улиц значительно выше, чем в древ ности. То, что создание опоры для огромной полу сферы купола не является трудноразрешимой технической задачей для строителей, видно из тяже ловесной незамысловатости поддерживающей его стены. Ничто во внешнем облике храма не предполагает даже в малейшей степени изящества и воздушной легкости интерьера; Высота от пола до отверстия в своде (его называют «окулус», что значит «глаз») в точности соответствует диаметру основания купола; таким образом, храм удивительно пропорционален. Вес купола распределен по восьми составляющим монолит секциям стены. Между ними архитектор смело разместил прикрытие колоннами ниши — углубления в массивной бетонной стене; они не сквозные, но обеспечивают иллюзию открытого пространства позади опор, создавая впечатление, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Многоцветные мраморные панели отделки, а также каменные плиты пола по-прежнему находятся на своих местах, но купол первоначально был вызо лочен, чтобы напоминать «золотой свод небес».

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Базилика Константина . У построенной в начале IV в. н. э. базилики Константина тоже были предшественники. Первые такие здания появились в Греции периода эллинизма. Это были предназначенные для различных целей общественные сооружения с довольно длинным прямоугольным залом внутри. При римском владычестве такие постройки стали типичными для каждого крупного города; они использовались преимущественно для проведения судебных заседаний — суды, отправлявшие правосудие от имени императора, должны были размещаться в достойном их помещении. Однако здание, построенное Константином, отличается от других базилик, напоминая по форме главные помещения терм Каракаллы и Диоклетиана — так звали правивших ранее императоров, при которых они были возведены. Только размеры базилики больше. Пожалуй, это было самое большое из крытых помещений во всем Древнем Риме. До сегодняшнего дня дошел только северный боковой неф — три огромные секции, перекрытых бочарными сводами. В верхней части центрального нефа находился ряд больших окон, так что несмотря на огромные размеры в базилике было достаточно света и воздуха.  

Скульптура

Спрос на скульптуру в Риме был огромным, и это отчасти диктовалось любовью римлян к старине, отчасти желанием как можно пышнее украсить интерьеры. Вместе с тем, без сомнения, некоторым видам скульптуры отводились в Древнем Риме важные и серьезные функции. Именно эти виды скульптуры и получили наибольшее развитие в римском искусстве.

Самыми интересными и примечательными из них стали скульптурный портрет и повествующий рельеф,— жанры, имеющие глубокие корни в жизни римского общества назвать выдающейся, однако в ней присутствует своеобразный, присущий «образу предка» дух, которого, разумеется, не было в первоначальных восковых масках. Он проявился, когда они стали мраморными.

Это не просто придало им долговечность, но сделало величественными, особенно в духовном смысле.Скульптурный портрет произошел от очень древнего патриархального римского обычая: после смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска, хранившаяся затем в особом шкафу,- своего рода семейном алтаре. Эти маски предков несли во время похоронной процессии. Такое почитание предков восходит к обычаям первобытного общества. В патрицианских семьях даже периода империи продолжали неуклонно придерживаться этих же традиций. Воз можно, стремление патрициев воспроизвести недолговечные восковые изображения в мраморе и затем выставить их для всеобщего обозрения объясняется желанием обратить внимание на древность рода и тем самым упрочить свое ведущее положение в обществе. Статуя Августа из Примапорты. По мере приближения к эпохе принципата Октавиана Ав густа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в древнеримских скульптурных портретах все более явно прослежи вается новое направление. Его отличительные черты наиболее полно проявились в великолепной статуе Августа из Примапорты. При бег лом взгляде на нее нельзя сказать с уверенностью, бог это или человек. И это понятно: скульптор явно хотел одновременно изобразить и того и другого. Здесь, в Древнем Риме, мы вновь встречаемся с существовавшей еще в древности в Египте и на Ближнем Востоке, концепцией обожествленного правителя. Она проникла в греческую культуру в IV в. до н. э.; таким обожествленным правителем стал Александр Македонский, а затем его последователи. От них эта традиция перешла к Юлию Цезарю и другим римским императорам.

Конные статуи Марк Аврелий на коне, примечательна не только как единственный из дошедших до нас конных памятников императорам, но и как одна из немногих древнеримских статуй, остававшихся доступными для всеобщего обозрения на протяжении всего средневековья. Тра диция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря, когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлиан ском форуме. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным — под правым передним копытом его коня когда-то находилась скорчившаяся фигурка варварского вождя. В высшей степени одухотворенный образ могучего коня передает ратный дух, но сама фигура императора, лишенная доспехов и вооружения, выражает стоическую отрешенность. Это скорей образ миротворца, а не военного героя. Таким и был взгляд этого императора на самого себя и на свое правление (1б1— 180 гг. до н. э.).

Портретные бюстыВ эпоху называемых «солдатских императоров» — наемники из дальних провинций империи, захватившие власть благодаря поддержке расквартированных там легионов, сменяли один другого через короткие промежутки времени. Бюсты некоторых из них, принадлежат к наиболее сильным про изведениям в этом жанре искусства.

Реализм в духе портретов эпохи республики, с которым они воспроизводят черты изображаемого человека, не знает компромиссов, но скульптор ставит перед собой задачу более сложную, чем просто передать портретное сходство: все темные страсти челове ческой души — страх, подозрительность, жесто кость — внезапно находят здесь свое воплощение с почти невероятною прямотой.

Портрет Филиппа Аравитянина, правившего с 244 по 249 г., В чертах Филиппа отразилась вся жестокость его времени, но каким-то странным образом он вызывает в нас жалость: в его облике присутствует какая-то психологическая обнаженность, в результате чего перед нами предстает существо жестокое, но загнанное в угол и обреченное. Прежде всего нас поражает выразительность глаз. Создается впечатление, что взор прикован к чему-то не видимому нами, но представляющему угрозу. Вырезанные очертания радужной оболочки глаз и обозначенные углублениями зрачки — приемы, не применявшиеся в более ранних портретах — позволяют показать направление взгляда. Волосы тоже переданы средствами, противоречащими классическим канонам, и напоминают плотно прилегающий к голове чепец с поверхностью, передающей их текстуру. Лицу специально придан небритый вид: его по верхность в области нижней челюсти и вокруг губ сделана шероховатой с помощью коротких следов резца.

Рельефные изображения Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Ее правители стреми лись увековечить свои деяния с помощью рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, триумфальные арки и колонны.

Арка Тита. Вершиной искусства рельефа в Древнем Риме являются две большие панели, по вествующие о деяниях императора Тита и укра шающие триумфальную арку, воздвигнутую в 81 г. н. э., чтобы увековечить его победы. На одной из них  показана часть триумфальной процессии в честь завоевания Иерусалима. В число изображенных трофеев входят семисвечник и другие священные предметы. Несмотря на большой объем работы скульптору с удивительным успехом удалось передать движение многолюдной толпы.Колонна Траяна. Задачи, стоявшие перед изобразительным искусством эпохи империи, за частую были несовместимы с реалистической трактовкой пространства. Воздвигнутая в 106—113 гг. н. э. в память победоносных походов императора против даков, населявших в древности территорию Румынии, колонна Траяна (илл. 97) обвита сплошной лентой рельефа, образующего фриз, композиция которого с точки зрения количества фигур и «плотности» повествования превосходит все создан ное к тому времени. При этом большая часть труда резчиков оказывается «напрасной», ибо зрители — согласно удачному высказыванию одного из ученых — «должны бегать кругами наподобие цирковой лошади», чтобы следовать разворачивающемуся повествованию, и едва ли могут что-ни будь рассмотреть выше четвертого или пятого витка без бинокля. Спиральный фриз был новой и ко многому обязывающей формой исторического повествования, требовавшей от скульптора решения многих трудных задач.Почти все дошедшие до нас произведения принадлежат к жанру настенной росписи, причем подавляющее большинство их обнаружено либо при раскопках Помпеи, Геркуланума и других поселений, погиб ших при извержении Везувия в 79 г. н. э., либо найдены в Риме и его окрестностях. Они принад лежат к узкому промежутку времени, продолжи тельностью менее двух столетий.

Читайте также:  Портрет молодого человека с черепом (ванитас), франс хальс — описание

Римский иллюзионизм

Роспись украшающая один из углов «комнаты Иксиона» в раскопанной в Помпее «доме Веттиев» Здесь все иллюзорно: и стены, раскрашенные под мраморные плиты, и оканто ванные, как бы заключенные в рамы, мифологи ческие сцены, создающие впечатление вставленных в стену картин, написанных на деревянных досках, и открывающийся за нарисованными окнами вид на фантастические архитектурные сооружения — все это напоминает несколько нестройное слияние тем, исполняемых разными музыкальными инстру ментами. Архитектурные фрагменты тоже отличаются какой-то странной и нереальной живописностью, воспроизводящей, по-видимому, театраль ные задники того времени. Искусная имитация различных материалов и отдаленных пейзажей со здает иллюзию реального трехмерного пространст ва, но при первой же попытке проанализировать, как соотносятся элементы этой «трехмерной» картины, мы начинаем понимать, что римский художник не имел отчетливого представления о том, как передать глубину пространства, что выстраиваемая им перспектива бессистемна и внутренне противоречива. Вилла мистерий. огромный фриз в одном из помещений «Виллы мистерий» поблизости от Помпеи. Художник разместил изображенные им фигуры на узком зеленом основании. Фоном для них служат повторяющиеся красные панели, разделенные черными полосами — что-то вроде кадров диафильма, где разыгрывается какое то странное и торжественно-скорбное обрядовое действо. Кто они, в чем состоит смысл этого цикла? Многое остается загадкой, но очевидно, что здесь изображены различные ритуалы из дионисийских мистерий — древнего полутайного культа, завезенного в Италию из Греции. Две реальности — действительная и мифологическая — как бы сливаются здесь воедино. Их взаимопроникновение мы ощущаем во всех фигурах, в которых действительно чувствуется нечто общее — благородство осанки и выразительность поз, изумительное мастерство, с которым выписаны тела и драпировки, а также увлеченность, с которой они участвуют в разыгрываемой мистерии. Многие позы и жесты позаимствованы из греческого изобразительного искусства классического периода, но в них нет вторичности — следствия углубленного изучения пред шествующих образцов — и связанной с этим не которой неестественности, которая свойственна тому, что мы зовем классицизмом.

Живописные портреты Согласно сообщению Плиния, живописный пор трет был широко распространен в Древнем Риме еще во времена республики, однако ни одного такого произведения до нас не дошло. Зато в распоряжении искусствоведов имеется достаточно полная группа портретов из Фаюмского оазиса в Нижнем Египте. Этим мы обязаны сохранившемуся до времен Римской империи (а может быть и возродившемуся) древнеегипетскому обычаю прикреплять портрет умершего к его завернутому в ткань мумифицированному телу.

Изображенный на портрете темноволосый мальчик кажется живым — столь осязаемо воплотили правду жизни лучистые краски художника. Особо выделены глаза. В какой-то мере стилизованы и некоторые другие черты, но к счастью, в данном случае это не сказалось на качестве портрета, а лишь подчеркивает детскую привлекательность безвозвратно утраченного роди телями ребенка.

Источник: https://jackanapesmsu.livejournal.com/29849.html

Скульптуры Древнего Рима: полный гид — Путеводитель Рим ТМ

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Скульптуры Древнего Рима были созданы в столь внушительном количестве, что смакуется легенда, будто бы раньше число статуй превышало число жителей. Любопытно разобраться, насколько эти разговоры близки к действительности. С древних времен известны таланты мастеров Рима в области архитектуры и инженерии. До наших дней сохранились доказательства гениальности творцов в виде монументальных сооружений, потрясающих по конструктиву вилл, домусов и прочих строений. Однако скульптуры Древнего Рима остались в значительно меньшей величине, чем хотелось бы всем неравнодушным к искусству.

К сожалению, немалая часть бронзовых и мраморных скульптур на заре нашей эры была уничтожена по причине несогласия христианских проповедников с работами мастеров.

В сражениях с варварскими племенами жители Рима не чурались сбрасывать скульптуры с огромной высоты для того, чтобы остудить атакующий порыв захватчиков.

Мраморные изделия после разрушения использовались иначе: при помощи отжига в Риме превращали осколки некогда потрясающих скульптур в известняк, который находил применение в строительстве.

Из-за кровопролитных событий на стыке цивилизаций скульптуры Древнего Рима, составляющие важную часть культурного наследия, сохранились в достаточно небольшом количестве.

Сейчас ознакомиться с лучшими образцами можно при посещении Галереи Боргезе, музеев Ватикана и Капитолия, Терм Диоклетиана, Палаццо Массимо и Виллы Джулия. Коллекция скульптур собрана благодаря стараниям кардиналов, аристократов Рима и первых лиц духовенства.

Было непросто заполучить лучшие работы, которые передавались от старших членов семей к младшим. Скульптуры Древнего Рима хранятся в музеях, заслуживающих отдельного разговора.

Скульптуры Древнего Рима

С чего все начиналось

Создавая скульптуры Древнего Рима, мастера брали многие решения из классической греческой школы.

Так как расстояние от Вечного города до некоторых районов Греции было не столь велико, римляне регулярно привозили домой эллинистические статуи, представляющие огромную культурную ценность.

После детального анализа используемой технологии и характерных особенностей творений, в Риме приступали к созданию копий.

Большая популярность эллинистического искусства и скульптур из соседнего государства в первую очередь объясняется продвижением в сторону греческих земель с захватническими целями.

Опытные мастера нередко приезжали в Рим для того, чтобы украсить частные владения знати новыми работами.

Постепенное культурное объединение, проявлявшееся не только в копировании техники создания скульптур, оказало огромное влияние на развитие искусства в Риме.

Скульптуры Древнего Рима также применялись в политических целях, выступая одним из инструментов для насаждения идей и принципов государственного строя народу. Высокий статус изобразительного искусства был использован первыми лицами государства для того, чтобы воплотить в жизнь «проклятие памяти».

В Риме ранее считалось нормой уничтожать упоминания в документах, скульптуры и настенные надписи, которые были посвящены тиранам или политикам, неугодным подавляющему большинству.

Одним из самых ярких примеров «проклятия памяти» в Риме можно назвать действия, связанные попытками стереть из истории императора Нерона.

Скульптуры Древнего Рима: на что обратить внимание в музеях Ватикана

Музеи Ватикана – кладезь скульптур, которые были созданы в Древнем Риме и успешно сохранились до наших дней. Комплекс музеев основал Папа Юлий II в самом начале XVI столетия. Более двух веков спустя все желающие получили право свободно гулять по достопримечательности, рассматривая скульптуры и прочие работы, созданные в Риме.

Не забудьте заранее приобрести билеты на посещение музеев и избежать ожиданий в очередях. Сделать это можно по ссылке на официальном сайте.

На данный момент здесь есть музеи скульптуры, позволяющие во всех подробностях узнать, как развивалось искусство в Вечном городе:

  1. Пио Кристиано хранит в своих стенах скульптуры Древнего Рима, созданные в период раннего христианства.
  2. В григорианском музее находятся скульптуры, сохранившиеся в Риме со времен древней цивилизации этрусков.
  3. Музей Профано ознакомит гостей с классическими работами мастеров из Древней Греции.
  4. Кьярамонти включает в свой состав ряд галерей, представляющих примерно 1 000 скульптур и всего, что связанно с данным видом искусства: бюсты великих людей Рима, фризы и погребальные саркофаги.
  5. Музей Пио–Клементино понравится желающим узнать, как выглядели классические скульптуры Древнего Рима.
  6. Музей, посвященный египетской культуре, представляет собой огромное хранилище скульптур, украшений и архитектурных элементов, привезенных в Рим из Египта.

Скульптуры Древнего Рима: Музей Пио–Клементино

Скульптуры Древнего Рима на выставках в Национальном Музее города

При посещении можно заметить внушительные коллекции работ, непосредственно связанных с развитием культурных течений в Вечном городе. В 1889-м на карте Рима появился археологический музей, однако в начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение провести реорганизацию и разместить в пределах музея несколько выставочных площадок со скульптурами древности.

Палаццо Массимо

Потрясающие скульптуры Древнего Рима хранятся на 1-м этаже Палаццо Массимо. Здесь можно проследить развитие искусства с момента правления Флавиев до заката античной культуры. Фактически все имеющиеся работы представляют собой копии греческих скульптур, воплощенные из мрамора.

Скульптуры Древнего Рима: Палаццо Массимо

Гордостью Палаццо Массимо являются обнаруженные в Риме в конце XIX века скульптуры из бронзы, которые были созданы мастерами из Греции.

Палатинский Антиквариум

Музей, основанный в XIX столетии, находится на центральном холме Рима. Целью создания было размещение найденных скульптур археологами, которые трудились во времена Наполеона III неподалеку от Палатина.

Достаточно скромное на вид двухэтажное здание содержит материалы, по которым можно проследить историю холма.

Самый большой интерес представляют скульптуры, относящиеся к периоду республиканства, а также правления Августа и Юлия-Клавдия.

Скульптуры Древнего Рима: Палаццо Альтемпс

Дворец, возведенный по специальному заказу для семейства Риарио, также будет интересен всем тем, кто изучает скульптуры Древнего Рима. Говоря точнее, нужно обратить внимание на один из залов с разделом под названием «История коллекционирования». Здесь находятся скульптуры коллекций Бонкомпаньи-Людовизи. В Палаццо Альтемпс хранится работа «Самоубийство Галата».

Скульптуры Древнего Рима: «Самоубийство Галата»

Она представляет собой мраморную скульптуру, облик которой был скопирован в Риме с творения греческих мастеров из бронзы.

Скульптуры Древнего Рима в Musei Capitolini

Первый в истории музей Рима был основан понтификом в конце 1471-го. Широкая публика получила право оценивать собранную коллекцию в XVIII столетии.

Таким образом, Musei Capitolini можно считать первым общественным музеем мира, владельцы которого решились на допуск всех и каждого к образцам художественного искусства.

Достопримечательность, хранящая скульптуры Древнего Рима, за годы своего существования обзавелась множеством работ.

Скульптура Геркулеса Капитолийского

Бронзовая скульптура, созданная в Древнем Риме, которая была найдена в процессе раскопок на Бычьем форуме. Историки считают, что работа предстала в окончательном виде за 2 столетия до начала нашей эры. Скульптура имела большое значение для язычников того времени.

Скульптуры Древнего Рима: Капитолийский Брут (Bruto Capitolino)

Творение из бронзы. Согласно данным историков Рима, оно является одним из древнейших в Вечном городе. Дело в том, что скульптура была создана около трех столетий до начала нашей эры. Бюсту приписывается статус шедевра Древнего Рима. Капитолийский Брут – изображение основателя республики и одного из консулов.

Схожие черты были найдены при сравнении бюста с монетами, созданными за полвека до нашей эры, когда власть в Риме принадлежала Бруту (тому самому, что убил Юлия Цезаря).

В процессе раскопок удалось найти только голову, состояние которой было оценено как хорошее, несмотря на многовековое забвение. Для украшения глазных яблок мастера из Рима использовали слоновую кость.

Считается, что изначально была создана скульптура, однако другие части безвозвратно утеряны.

Скульптуры Древнего Рима: Мальчик, извлекающий занозу (Spinario)

Образец искусства древности, который неоднократно пытались скопировать умельцы эпохи Возрождения. В настоящий момент многие крупные музеи мира имеют собственную версию той самой бронзовой скульптуры.

Оригинал по-прежнему находится на территории Рима. Основой для создания стала легенда о пастушонке, бежавшем в Рим из Виторкьяно с целью оповестить о скорейшем нападении этрусков.

Мальчик героически терпел боль, причиняемую занозой в ноге.

Данная скульптура была создана в пределах III-I столетий до нашей эры из бронзы. Она – один из первых образцов, переданных Риму Сикстом IV.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.

Скульптуры Древнего Рима: Амур и Психея

Выполненная из мрамора скульптура, которая ныне хранится в Musei Capitolini, представляет собой еще одну копию образца эллинистического искусства. Работу нашли совершенно случайно на Авентинском холме еще в XVIII столетии, после чего незамедлительно отправили в один из самых знаменитых музеев Рима.

Скульптуры Древнего Рима можно увидеть не только при посещении музеев: всем заинтересованным в теме рекомендуется отправиться на виллу Джулия, где сохранились образцы, относящиеся к этрусской цивилизации. Заслуживающие внимания скульптуры Древнего Рима представлены в Галерее Боргезе и на территории других культурных объектов столицы Италии.

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
Читайте также:  Анри де тулуз-лотрек: картины и биография

Источник: https://Rometm.ru/skulptury-drevnego-rima/

Культура и искусство Древнего Рима

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь.

О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.
Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы – яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 178.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-iskusstvo-drevnego-rima-kratko.html

Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Древнейшая культура на территории Италии была создана племенами этрусков, которые в IX веке до н. э. занимали территорию на северо-западе полуострова, а около середины VI века до н. э. овладели областями Средней Италии. Этруски славились обработкой металлов – железа и особенно бронзы.

Наиболее ранние сохранившиеся на территории Рима скульптурные памятники – произведения этрусских литейщиков. Среди них бронзовое изваяние Капитолийской волчицы (вторая. четверть. V в. до н. э.).

Статуя была установлена на Капитолийском холме Рима в честь легендарного основания Вечного города Ромула (Рим по латыни – Roma), одним из двух братьев-близнецов, вскормленных, по легенде, волчицей после убийства их матери весталки Реи Сильвии.

Выдающееся создание этрусского скульптора – портрет мужчины (кон. III–нач. II в. до н. э.), который долгое время считали изображением Марка Юния Брута, первого консула Римской республики, возглавившего заговор против Юлия Цезаря (44 г. до н. э.).

Во II веке до н. э. Рим подчинил себе Грецию. С этого времени в практику римлян вошел обычай делать копии с прославленных греческих статуй. Под воздействием греческой пластики возникают монументальные общественные памятники. Герои этих изображений – римские граждане, предстающие в момент публичных деяний.

Представитель известного римского рода Авл Метелл изображен в позе оратора, произносящего речь на форуме (ок. 100 г. до н. э.). Статуя, несомненно, портретна.

Второй тип общественной статуи – изображение тогатуса, римлянина, облаченного в официальную римскую мужскую одежду тогу (покрывало, плащ) и совершающего жертвенное возлияние (I в. до н. э.).

Специфической особенностью римского ваяния был портретный бюст. Ранние портреты точно отображают индивидуальные физиономические особенности, но не претендует на исчерпывающую характеристику портретируемого («Портрет старого римлянина», сер. I в. до н. э.).

В эпоху Республики получает распространение римский повествовательный рельеф. Около 30 года до н. э. перед храмом Нептуна в Риме, который был построен цензором Гнеем Домицием Агенобарбом, был сооружен алтарь.

Рельефы, украшающие его, однако относятся к более раннему времени (115–100 гг. до н. э.). На трех сторонах изображены морские божества и свадебный поезд бога морей Нептуна и Амфитриты.

Четвертый рельеф, иной по стилю, представлял реальную сцену – запись имущества римских граждан (ценз) и связанное с ней жертвоприношение богу Марсу.

К концу I века до н. э. Рим превратился в крупнейшую мировую державу. Эпоха Августа (27 г. до н.э.–14 г. н. э.) казалась «золотым веком» – временем мира, спокойствия и процветания. Статуя Октавиана Августа, найденная в Прима Порта (посл. четв. I в. до н. э.

), являет его во всем величии народного трибуна с поднятой в ораторском жесте рукой и победителя, о чьих подвигах рассказывают рельефы на панцире. У ног императора – крылатый Эрот на дельфине, свидетельство божественного происхождения его рода. Другая статуя Августа (нач. I в. н. э.

) представляет его в тоге римского сенатора – она подчеркивает патриотизм цезаря и уважение к обычаям древности.

Портреты императоров, видных исторических деятелей и простых римлян занимают большую часть экспозиции зала.

Они интересны как документальные свидетельства истории Рима и как памятники, отражающие эстетические вкусы и умонастроения ее различных периодов.

Портрет друга и родственника Октавиана Августа – полководца Агриппы (25 г. до н. э.) еще сохраняет индивидуальность образа энергичного человека сильной воли, твердого характера.

Одним из значительных памятников эпохи ранней империи стал алтарь Мира (13–9 гг. до н. э.) Он был сооружен в Риме на Марсовом поле по решению Сената после победоносного присоединения Августом к римской державе Испании и Галлии.

Рельефы алтаря прославляли Рим, императора и возвещали эпоху стабильности и процветания, провозглашенную Августом.

Скульптурные фризы изображали священный пейзаж с Аполлоном, прародителя римлян бога войны Марса, персонификации моря, Италии и Рима, легендарного предка Вечного города – Энея, а также жертвенные процессии во главе с Августом, его супругой Ливией и членами императорской фамилии.

В эпоху императоров из династии Флавиев (вторая половина I в.) подчеркнуто помпезными и величественными становятся изображения императоров, что не мешает стремлению к точности передачи характера. Представление о них может дать статуя императора Нервы (96–98 гг.н.э.) в образе Юпитера.

Правдивы портреты преемников Августа, созданные в первой половине I века н. э. – низменного и коварного деспота Нерона, матери Нерона Агриппины-младшей, императора Тита Флавия Веспасиана (69–79 гг. н. э.). Беспощаден по своей правдивости портрет вольноотпущенника-ростовщика Луция Цецилия Юкунда (60-е гг. I в. н. э.

), который был найден в его доме в Помпеях.

Во II веке н. э. римский портрет достиг одной из вершин в своем развитии. Наиболее характерен портрет императора Адриана (время его правления 117–138 гг. н.э.). Для искусства эпохи Адриана характерна связь с эллинской культурой.

В образе идеально прекрасного юноши предстает изображение любимца императора Антиноя (ум. 130 г. н. э.). Портрет Антиноя (перв. четв. II в.

) отличает тончайшая моделировка поверхности мрамора, которая передает облик изнеженного и капризного юноши.

Признаки надвигающегося кризиса отчетливо наметились в правление Марка Аврелия (161–180 гг. н.э.) и его преемника Коммода (180–192 гг. н.э.).

Портрет «философа на троне» императора Марка Аврелия, представленного в жреческом венке и покрывале наиболее ярко выразил мироощущение, отмеченное пессимизмом и покорностью судьбе. Элегическая задумчивость и отрешенность лежат на лицах юноши (ок.

150 г. н.э.) и молодого негра (150–160 г. н.э.) – не исключено, что это изображение эфиопа философа Мемнона.

В III веке Римская держава вступила в полосу глубокого кризиса, который усилил духовные искания и предельно обнажил человеческие характеры. Один из наиболее ярких образов, созданных в начале этой эпохи, – портрет императора Каракаллы (ок. 125 г. н.э.).

К IV столетию в искусстве римского скульптурного портрета обозначились тенденции к повышенной духовной экспрессии и гиперболизации образов. К этому периоду относятся портреты Константина Хлора (293–306 гг. н.э.), правителя западных провинций империи и Максимина Дазы (305–313 гг. н.э.), жестокого и суеверного правителя Египта и Сирии.

Представление о монументах, которыми украшали храмы, площади и общественные здания римских городов, дают колоссальная аллегорическая скульптурная группа Нила (втор. пол. I в. н. э.) и трехметровая статуя Юноны Соспиты (втор. пол. II в. н. э.). Изображение Нила находилось перед храмом Сераписа и Исиды в Риме.

Большое место в экспозиции зала занимают гальванопластические воспроизведения металлических изделий, посуды и утвари, предметов гладиаторского снаряжения. Небольшие бронзовые статуэтки служили приношениями богам. Особенно был популярен образ бога торговли Меркурия – его погрудное изображение в крылатом головном уборе украшает даже гирю.

Разнообразны формы подставок для светильников (в виде дерева, хмельного силена, головы негра). Многие вещи происходят из раскопок Помпей. Среди них товарные весы, отличающиеся уникальным архитектурным оформлением. Примечательны образным решением фигурные бронзовые гири в виде свиней.

Характерны для римского быта складные столики с богато украшенной столешницей. Для нагрева воды римляне использовали бронзовые сосуды, напоминающие русский самовар – внутри сосуда помещался металлический цилиндр, куда клали раскаленные угли. Во время раскопок Помпей в казарме для гладиаторов были обнаружены шлем и поножи, в которых они выступали на арене.

Гладиаторское снаряжение украшено мифологическими сценами и изображением победоносной богини Ромы.

Показать полный текст

Источник: https://www.pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor2/25_rome/index.php

Ссылка на основную публикацию