Сельский праздник в кабачке «полумесяц», давид тенирс младший, 1641

  • Сейчас просматривают: 5
  • Всего просмотрели: 41938

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641 Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.

На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи – куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641 Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641 Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641 Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ

обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641 Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.

Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.

Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.

Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.

За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.

В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641 Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.

Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.

Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.

  • Вот он украшает стелу шумерского царя (каменное изваяние, по оценкам учёных, датируется 2000 г. до н. э.)
  • А вот этот же символ на монетах римской империи, которые были в ходу до 29 года до н. э.
  • Использовали символ полумесяца и тамплиеры, о чём свидетельствует эта эмблема.

Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).

Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.

Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.

Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое.

Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить.

По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.

Многих верующих волнует вопрос – в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.

На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.

Вот как говорит об этом один исламский учёный:

«Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией — Османии. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама.

Итак, звезда и полумесяц — это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настраивает на на понятии «нет Бога помимо Аллаха, и нет никаких изображений».

Поэтому предложение о санкции ислама на подобные [изображения] является ошибочным.

Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?»

Но ведь есть же какие-то сложившиеся правила, поясняющие – куда должен смотреть полумесяц у мусульман? Правила существуют, но только для минаретов в некоторых исламских государствах.

Считается, что нижний край полумесяца должен быть повёрнут в сторону Мекки. Хотя вместе с тем есть мечети, где рога полумесяца смотрят в небо.

Это лишь подтверждает то, что никаких строгих регламентов не существует!

Вот, что говорит по этому поводу Коран:

«И (только) Аллаху принадлежит и восток, и запад (и все то, что между ними) [Аллах является Владыкой и Правителем всего]; и куда бы вы не обратились, там в действительности лик Аллаха. Поистине, Аллах объемливающий (Своим знанием, могуществом, зрением) и знающий все!»

Мы понимаем, что вопросов у мусульман возникает много, некоторые из них требуют немедленных ответов. Мы знаем это потому, что постоянно получаем заказы на изготовления мусульманских надгробий и не имеем права допустить ошибку, оскорбив чувства верующих. Вот почему мы так внимательно относимся к религиозным обрядам и символам, изучаем их и делимся информацией с нашими клиентами.

Вы тоже можете узнать больше о мусульманских обрядах из наших статей.

А если вам нужен памятник в виде купола мечети или с эмблемой полумесяца, мы покажем вам традиционные варианты, рассчитаем стоимость, исходя из размеров, комплектаций, выбранной полировки и оформления. Позвоните и в ближайшее время варианты памятников с указанием цены будут у вас на почте!

+7 (499) 348-15-43 Позвоните нам или оставьте свой номер телефона, Мы готовы позвонить Вам прямо сейчас, помочь выбрать, ответить на все вопросы

Источник: https://danila-master.ru/articles/v-kakuyu-storonu-smotrit-polumesyac-u-musulman.html

Символ полумесяца и его значение в истории мировых культур

Богатое историческое наследие, дошедшее до наших дней в виде символов, не может получить достойной оценки современниками вследствие отсутствия знаний по их правильному толкованию.

Различные теории историков, построенные на предположениях, не раскрывают сути важных посланий, оставленных нашими предками.

Как следствие, существенная составляющая нашего культурного и духовного наследия отсутствует как в общеобразовательной системе, так и в обществе в целом.

В 2006 году вышло в свет научно-исследовательское издание Валентина Мойсеенко «Крест с полумесяцем – вечные символы» [3].

Издание представляет собой иллюстрированную историю символов креста и полумесяца в Украине, содержит большое количество примеров размещения полумесяца на крестах, гербах, посуде, украшениях.

Приведенные примеры своим количеством и разнообразием ярко свидетельствуют о том, что наши предки в разные времена считали полумесяц необычным символом, который уважительно вплетали в различные сферы своей жизни.

Относительно значения данного символа автор высказывает предположение, что оно происходит со времен палеолита и возникло в результате наблюдения далекими предками регулярных неполных солнечных затмений, при этом видимой остается только нижняя часть солнечного диска [3, с.19].

В том же 2006 году Борис Успенский пишет книгу «Крест и круг: из истории христианской символики» [4]. В своей работе автор исследует символику славян и других народов мира.

Среди других символов рассматривается символ полумесяца, значение которого в христианской традиции автор связывает с образом Богородицы [4, с.233]. В 2013 году издаётся книга Анастасии Новых «АллатРа» [1].

Книга проливает свет на большое количество тёмных пятен истории, науки, других сфер жизни и возрождает исконное значение древних символов.

Что таят послания наших предков и как знания о них могут повлиять на нашу жизнь? Есть ли связь между одинаковыми символами разных культур и разных времён? Насколько правдивыми являются древние мифы?

Цель данной статьи – найти ответы на эти и другие важные вопросы, связанные с загадочным символом полумесяца.

Фундаментом (центральным тезисом) нашего исследования определим знания о том, что символ полумесяца тесно связан с образом Богородицы в христианской традиции. Приведём примеры изображений на рис. 1.

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Рис. 1 Изображение символа полумесяца на иконах Богородицы

  1. Виленская восточная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, находится в Вильне в часовне на Острых Воротах и носит название «Остробрамская»;
  2. Икона Пресвятой Богородицы «Покров Пресвятой Богородицы»;
  3. Мирожская икона Богородицы «Мирожская Оранта».

Что означает символ полумесяца, изображённый рожками вверх, и насколько древним является его происхождение? Обратимся к мифам о сотворении мира. Вселенная представлена в виде женского начала, Великой Матери мира, Прародительницы всего живого, Хозяйки Вселенной.

Считалось, что белые шаманы, осуществляя своё астральное путешествие в верхний небесный мир, проходили «дороги всех миров Вселенной» для получения полноты своей магической силы, но главную её часть получали только от небесных владычиц.

Читайте также:  Панно "танец", матисс, 1932-1933

Таким образом, они наделялись высшей творящей силой, или согласно терминологии книги “АллатРа”, силой Аллата, которой их одаривала небесная Владычица мира. [1, с.253].

«В восточнославянской мифологии покровительницей женского начала, судьбы, плодородия, воды, прядения и ткачества была богиня Макошь, также известная как невидимая Большая пряха мира, одним из атрибутов которой был рог изобилия, полумесяц рожками вверх.

В целом надо отметить, что у восточных славян ещё в дохристианский период были уникальные древние знания о создании мира и человека, о знаках и символах. Всё это было отражено и в культуре, и в верованиях, и в архитектуре зданий славянских храмов и капищ» [2, с.

40].

«В космической мифологии индейцев Центральной Америки наиболее древней по происхождению является богиня-мать, создавшая мир, богиня плодородия и духовной чистоты. Кстати говоря, в большинстве племён, например Южной Америки, до вторжения европейцев преобладал материнский род.

Увеличение количества социальных технологий и их усложнение приводит к тому, что единственная богиня становится прародительницей пантеона. Появляются богини луны, дождя, кукурузы и так далее.

Интересен тот факт, что в изображении некоторых из них до сих пор сохранились древние элементы и атрибутики богини-творца мира: одежда с сетчатым узором, прялка, а также определённые знаки, в том числе круг, равносторонний крест, знаки АллатРа и Аллат» [2, с.43].

Подытоживая изложенные древние мифы, приходим к выводу, что наши предки знали об универсальной божественной силе творения и обозначали её символом полумесяца рожками вверх (Рис. 2).

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Рис. 2 – Изображение символического знака «Аллат»

Насколько реальна сила Аллата, описанная в древних мифах? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим его с позиции науки.

Далее из книги «АллатРа»:

«Вообще надо отметить, что именно благодаря Аллату началось наделение жизнью материи и упорядочивание всего сущего.

И ещё один очень важный момент в образовании Вселенной, который даёт понимание, что именно она представляет собой сейчас. Стремление силы Аллата к единой упорядоченной форме (в сторону Бога) задало движение Вселенной «изнутри вовне» и начало раскручивать её по правильной спирали, на расширение. Так была задана функция на созидание.

(Движение «изнутри вовне» у народов со времён верхнего палеолита символически изображалось в виде правильной свастики («прямой», «правой» свастики), то есть в виде креста с концами, загнутыми в левую сторону. Она символизирует движение по часовой стрелке — в правую сторону.

Кстати, в переводе с санскрита древнеиндийское слово «svastika» от «su» — «связанное с благом», то есть «су-асти» — «прекрасное есть», «благое существование»).

Но одновременно, закручивая Вселенную по правильной спирали, сила Аллата породила и противодействующую ей силу. Последняя начала раскручивать движение внутри Вселенной по обратной спирали, в противоположном основному действию Аллата направлении — «снаружи вовнутрь», объединяя материю в единый материальный Разум (Животный разум).

Так была задана функция на разрушение, противодействие силам Аллата. (Движение «снаружи вовнутрь» у народов символически изображалось в виде неправильной, агрессивной, обратной свастики, то есть в виде креста с концами, загнутыми в правую сторону. Она символизирует движение против часовой стрелки — в левую сторону.

В мифологии зарождение противоборствующей силы зафиксировано в образе появления огня из воды)» [1, с.57].

В дополнение рассмотрим фрагмент доклада по физике [2]. Данный доклад содержит информацию о происхождении и строении элементарных частиц, о первичных основах, из которых создается материя, взаимосвязь элементарных частиц и другие уникальные знания.

Для примера приведём описание структуры септона:

«Септон нельзя отнести даже к наименьшей неделимой «частичке» По, так как он является тем, что образует частичку По (и реальную, и фантомную), но не является таковой по своей составной сути.

Структура септона состоит из вкрапления силы Аллата и окружающих её шести «атиподов-отражений» ‒ антиаллатов, то есть в целом ‒ из 7-ми элементов.

В качестве образного примера, исходя из ряда ассоциаций трёхмерного мира, можно сказать, что это своеобразная минимашина, механизм переработки сил Аллата в антиаллат, за счёт которого и существует весь материальный мир» [2, с. 49].

Из изложенного следует, что сила Аллата вполне реальное явление, и даже больше – она создаёт наш материальный мир.

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Рис. 3. Изображение символа полумесяца в статуях божеств разных культур

  1. Символ полумесяца на головном уборе египетской богини Исиды;
  2. Символ полумесяца на головном уборе индийского бога Шивы;
  3. Символ полумесяца в виде рогов древнеславянского бога Велеса.

Поэтому сформулируем следующий вопрос: связаны ли между собой значения символов полумесяца в разных культурах? Для ответа на него рассмотрим, как люди изображали своих божеств в разное время и в разных культурных традициях (Рис. 3).

Проанализировав черты, присущие божествам из разных культур, отмеченных символом полумесяца (примеры на рис. 1, рис. 3, а также приведены в мифах в начале статьи), находим в них существенные общие свойства.

Таким божествам присуща неограниченная способность творить всё живое и неживое в мире, покровительство плодородию, безграничная любовь к своим созданиям, а также способность наделять людей силой духовного мира (различные сверхчеловеческие способности).

Рассмотренные примеры показывают, что люди в разных культурах имели глубокие знания о мироздании и воплощении фундаментальных законов Вселенной.

Теперь мы подошли к главному вопросу. Обладая глубокими знаниями о строении Вселенной и имея единую сакральную символику, что наши древние предки хотели передать через послания, оставленные в символах?

«Для человека Знания эти символы свидетельствовали о многом и были тем, чем сейчас для нас является открытая книга, написанная понятным языком.

Древние надписи (оставленные на каменных блоках, скалах, сводах пещер и так далее), особенно в которых стояли знаки и символы, указывающие на конкретные духовные практики, как правило, были и обозначением места, где люди занимались этими практиками.

Место для духовных практик выбиралось особое, часто в труднодоступных пещерах или открытых участках. Кстати, раньше на скалах подобные надписи имел право делать только человек Знания, который обладал личным опытом в подобных практиках.

Сегодня учёные условно называют таких древних людей, оставивших наскальные надписи, «палеолитическими шаманами». Хотелось бы обратить внимание, что до сегодняшнего дня сохранились даже такие места, где велись записи целых поколений и туда приходили обучаться люди на протяжении тысячелетий… [1, с.410]

Позже символы стали чаще использоваться в более мобильном варианте в качестве оберегов как постоянное напоминание о двоякой природе человека, о главенстве духовного.

И надо отметить, что они наносились со знанием дела (в частности, какой символ куда ставился и зачем) на нагрудные украшения, дома, ритуальную посуду, священные фигурки, которые почитались в те времена, как в современном мире люди почитают религиозную атрибутику.

Эти символы также размещались на определённых предметах в качестве информации, особым образом зафиксированной в знаках, в том числе и о тех событиях, которые должны совершиться в будущем, или как залог их свершения.

Впоследствии это трансформировалось в своеобразное предметное письмо, к примеру, на том же «жезле вестников», на котором имелись соответствующие памятные знаки.

Благодаря этому, посланец одного народа или общности людей как бы подтверждал свои полномочия и возложенные на него особые поручения перед представителями другого народа или общности… [1, с.410]

Чаще всего подобные символы изображались на камне или предметах как передача духовного опыта потомкам. Для тех, кто шёл по духовному пути, эти записи Знаний были духовно значимыми… [1, с.411]

Ещё с десяток тысяч лет назад духовные знания больше ценили, чем ныне. Как говорили на Востоке, настоящее сокровище — это Знание, которое повсюду сопровождает того, кто им обладает… [1, с.411]

Кстати, у древних людей такие надписи расценивались как передача самой важной информации следующему поколению, ибо всё в этой жизни бренно, кроме духовного.

В древности люди лучше понимали, что жизнь в этом мире слишком скоротечна, очень быстро заканчивается, вследствие различных причин, в том числе и природных катаклизмов. И чтобы не утратились Знания, их оставляли на «вечном камне».

Безусловно, всё вышесказанное относится к сакральным, священным, ритуальным надписям, поскольку кроме них у древних людей существовали, как и в современном обществе, бытовые, календарные, родовые, исторические и другие записи» [1, с.412].

Выводы:

Во-первых: древние мифы не являются интересной сказкой, они являются способом передачи путём аналогий и ассоциаций исконных знаний о реальных силах и законах Вселенной.

Во-вторых: единый символ (полумесяц рожками вверх), избранный разными людьми в разное время для обозначения силы Аллата, указывает на единый источник знаний об этой силе. Общая духовная основа – залог единства народов.

В-третьих и главных: послание праотцов заключается в том, что всё в этой жизни тленно, кроме духовного. Учитывая это напутствие, людям крайне необходимо развивать своё духовное начало, возрождать вечные ценности и ориентировать свою жизнь на маяк наивысшей цели – духовной свободы.

Научная статья была подготовлена для выступления на Международной научной конференции: «Мифы и символизм в этнокультуре украинцев», которая состоялась 24 сентября 2015 года в г. Киеве.

Дмитрий Щерба, участник МОД «АЛЛАТРА»

Литература:

  1. Новых А., «АллатРа», К.: АллатРа, 2013 г. (ссылка на страницы выполнена согласно редакции русскоязычного издания);

  2. Доклад «ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА» интернациональной группы учёных Международного общественного движения «АЛЛАТРА» под ред. Анастасии Новых, 2015 г.;

  3. Валентин Мойсеєнко, «Хрест із півмісяцем – вічнії символи», К.:, 2006 г.;

  4. Успенский Б.А., «Крест и круг: из истории христианской символики», М.: Языки славянских культур, 2006 г.

Источник: https://allatravesti.com/simvol_polumesyaca_v_istorii_mirovyh_kultur

Полумесяц в основании Креста?

www.tserkov.info

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц», Давид Тенирс Младший, 1641

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Читайте также:  Прерванное свидание, брюллов - описание картины

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца.

Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр.

6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Источник: https://www.pravmir.ru/polumesyac-v-osnovanii-kresta/

А. Майкапар — Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея — всемирно известное собрание европейской живописи XIV–XVIII веков. Сохранившиеся после англо-американских бомбардировок и находившиеся в плачевном состоянии картины были спасены советскими реставраторами и возвращены в Дрезден после их демонстрации в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Сегодня Дрезденская картинная галерея — художественный музей, располагающий уникальными коллекциями картин художников Италии и Нидерландов.Дрезденская картинная галерея, собрание живописи в Германии, входящее в состав Государственных художественных собраний в Дрездене, одно из крупнейших в мире.

Основано в 1560 как дворцовое собрание курфюрстов Саксонских, расширено с 1722 и с постройкой специального здания (1847-56, архитектор Г. Земпер, М. Хенель) открыто для публики.В Галерее старых мастеров — картины Я. ван Эйка, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Веронезе, А. Дюрера, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Рембрандта, Я. Вермера, Д.

Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и др. В Галерее новых мастеров — произведения европейских художественных школ XIX–XX вв.

Адриан ван Остаде — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра. Он учился у Франса Халса, позже на его творческую манеру сильно повлиял Рембрандт, но особое воздействие оказал талантливый фламандский жанрист Адриан Браувер. Так Остаде стал бытописателем голландцев.

Героями его картин, как правило, являются простые люди, отсюда соответствующие сюжеты: сцены в таверне (порой с потасовками), подвыпившая братия, музыканты навеселе (целая галерея: скрипач, флейтист, волынщик, рылейщик, удивительно даже, сколько простолюдинов умело играть на музыкальных инструментах, а особенно на скрипке).

На представленном полотне сюжет благопристойный. Некоторые считают, что это автопортрет живописца.

Как бы то ни было, вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.

Герард Терборх (1617–1681) Женщина, моющая руки. Около 1655. Дерево, масло. 53×45

Герард Терборх — выдающийся мастер жанровой живописи голландской школы XVII века.

В начале своей карьеры он писал в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, а с конца 1640-х начал специализироваться на сценах в интерьерах с небольшим числом действующих лиц — как правило, это были пары, дамы за чтением, письмом и музицированием. Не исключено, что изображенная здесь дама — сестра художника.

Художник жил в нужде, этим объясняется то, что в качестве моделей он использовал узкий круг близких людей, в частности сестру Гезину. Скорее всего именно она представлена на картине «Женщина, моющая руки».

Обычно подобного рода сюжеты трактуются исследователями как аллегория распутной жизни, но в данном случае содержание произведения, вероятно, представляет аллегорию добродетели.

Ее символы — задернутый полог кровати (во многих других полотнах он раздвинут), умывание рук дамой (со времен суда над Христом Понтия Пилата этот жест символизирует нежелание участвовать в чем-то предосудительном), отсутствие ювелирных украшений на столе (в других похожих сценах у самого же Терборха такие украшения «читаются» как оплата любовных утех) и наконец собака, оберегающая душевное спокойствие хозяйки. Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне (см. том 11 коллекции «Великие музеи мира»).

С живописной точки зрения Терборх в этой работе проявил себя как непревзойденный мастер передачи материи, в частности белого атласа (платье девушки) и разноцветной скатерти стола.

Давид Тенирс Младший (1610–1690) Сельский праздник в кабачке «Полумесяц». Фрагмент 1641. Холст, масло. 93×132

Давид Тенирс Младший (Младший, поскольку был назван так же, как его отец, Давид Тенирс Старший) превзошел своего родителя и, как считается, учителя.

Лучшие картины художника были созданы в 1640-е, когда он стал придворным живописцем эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского. Тенирс собрал для правителя художественную коллекцию и стал ее хранителем.

В этом статусе Тенирс проявил себя очень ярко: он не только составил каталог коллекции, но и сделал небольшого размера копии многих картин, в том числе ценных полотен мастеров венецианской школы эпохи Возрождения.

Ему приписывают более 2000 собственных произведений, хотя, конечно, он был не столь плодовитым. В Дрезденской галерее хранится девять работ художника.

Значительную часть наследия Тенирса составляют многочисленные работы со сценами жизни простонародья.

Представленная картина — типичный пример популярного в голландском искусстве жанра кермеса — деревенского праздника с непременным маленьким музыкальным ансамблем, веселыми танцами поселян, забавными бытовыми сценками.

Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» пишет о Тенирсе следующее: «Оргия принимала все более и более фламандский характер. Кисть самого Тенирса могла бы дать о ней лишь смутное понятие».

Вермер Дельфтский (1632–1675) У сводни 1656. Холст, масло. 143×130

Ян Вермер Дельфтский — крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи.

Картина «У сводни» — одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены. Как почти всегда в искусстве малых голландцев, сцена заключает в себе аллегорический смысл.

В данном случае, как и у Рембрандта в его автопортрете с Саскией, сюжет восходит к евангельской притче о блудном сыне.

У Вермера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью. Художник средствами живописи передает содержание мизансцены, являющей зрителю, можно сказать, театральную сцену с живыми и ясными диалогами. Кавалер слева, обращающий свой взгляд к зрителю, как бы приглашает принять участие в пирушке.

Вермер Дельфтский (1632–1675) Девушка, читающая письмо у раскрытого окна 1657. Холст, масло. 83×64,5

Мотив письма часто встречается в картинах Вермера и всегда воплощен в образе героини, читающей послание от возлюбленного, который находится далеко от нее.

Примечательно, что на представленном полотне художник планировал изобразить амура с письмом. Об этом свидетельствуют проведенные исследования работы в рентгеновских лучах, которые проявили рисунок амура.

Таким образом, символическое значение всей сцены не подлежит сомнению. Исследователь Норберт Шнейдер даже увидел в натюрморте и смятой скатерти на столе символы нарушенного обета супружеской верности и внебрачных отношений.

Яблоки и персики являются аллюзией на библейскую историю грехопадения.

Якоб ван Рейсдаль (1628–1682) Еврейское кладбище 1655–1660. Дерево, масло.84×95

Почти в одно время с Рембрандтом творил другой замечательный голландец — Якоб ван Рейсдаль — величайший мастер пейзажа, работы которого отличаются не только высоким мастерством, но и глубоким философским содержанием.

Пейзажи мастера насыщены драматизмом и философскими раздумьями. Именно эти черты творчества с исключительной силой проявились в наиболее сложном и трагическом произведении «Еврейское кладбище».

В его основу положено изображение одного из уголков реально существующего старинного еврейского кладбища, расположенного недалеко от Амстердама. На заднем плане — развалины старой синагоги, действовавшей вплоть до 1675 и разрушенной ударом молнии.

На переднем — несколько мраморных надгробий, одно из них принадлежит бывшему личному врачу французского короля Генриха IV, второе — главному раввину Амстердама, а третье — какому-то состоятельному горожанину.

Читайте также:  Городской музей амстердама - стеделейк, голландия

Картина выполнена в темных сине-зеленых тонах, фон создает грозовое небо со зловещими, низко висящими тучами. Точно передана тяжелая кладбищенская тишина, вековая скорбь пронизывает каждый уголок.

Возникает чувство неотвратимости смерти, кратковременности и тщетности земного существования. Вольфганг Гете назвал Рейсдаля поэтом и мыслителем.

Эфемерность человеческой жизни подчеркивается буйством растительности, могучими деревьями, вечностью природы…

При жизни художника картина называлась «Аллегория жизни человеческой».

Примечателен выбор сюжета: почему для выражения своего миропонимания автор отобразил именно еврейское, а не более близкое ему протестантское кладбище? Почему именно этой работе художник удел ил такое исключительное внимание? Кроме многочисленных подготовительных зарисовок Рейсдаль сделал два законченных варианта произведения: дрезденский (1650–1653) и детройтский (1660). Никаких объяснений этому художник не оставил.

Думается, что философское содержание картины «Еврейское кладбище» было навеяно мастеру чтением Экклезиаста. Эта книга оказала на него очень сильное впечатление. Изображение ручья, бурлящим потоком бегущего между камней, связано с чтением Ветхого Завета. В книге пророка Исаии сказано: «Вода, особенно „живая“, бьющая ключом, символизирует жизнь и счастье».

Габриэль Метсю (1629–1667) Торговец дичью 1662. Дуб, масло. 61х45

Габриэль Метсю, голландский художник и рисовальщик, писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, натюрморты и портреты. В 1660-е талант Метсю наиболее полно проявился в области бытового жанра, отразившего в той или иной степени влияние Стена, Терборха, де Хоха, Вермера.

Источник: https://nice-books.ru/books/other-literature/gidy-putevoditeli/page-8-270805-a-maikapar-drezdenskaya-kartinnaya-galereya.html

10 культовых символов, значение которых мы понимали неправильно

  • 20+ ситуаций, которые доказывают, что с дураком спорить — себе дороже
  • 7 продуктов, которые мы зря считали вредными все это время
  • 12 европейских актрис, которые со временем стали только лучше
  • Как сейчас выглядят и чем занимаются звезды «Ералаша», которых мы помним еще детьми
  • Я живу в Израиле 18 лет и каждый день удивляюсь еврейским обычаям и традициям
  • 10 маркетинговых секретов бренда Crocs, который обул весь мир в пластиковые тапочки
  • 16 остросюжетных СМС-переписок, в которых все пошло не по сценарию
  • 17 людей, которые пытались всех обмануть, но ничего не вышло
  • 12 изобретений, за которые наши потомки скажут нам спасибо
  • 19 российских знаменитостей, которым возраст оказался к лицу
  • Звезда инстаграма показала, что у всех бывают неудачные фото. Она уверена, что такие снимки могут спасти кому-то жизнь
  • 10 звезд, которые начали карьеру, снявшись в низкопробных ужастиках
  • Глубокий рассказ о том, как часто мы распыляемся на бесполезные вещи, пока жизнь пролетает мимо
  • Мы собрали 8 причин перестать жаловаться на свою тяжелую долю (Если вы не японка)
  • Я уже 7 лет живу в Норвегии и хочу рассказать о том, что меня до сих пор здесь изумляет
  • В интернете популярен шуточный сайт, который определяет, на кого из звезд вы похожи. Мы проверили его на наших знаменитостях

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/10-kultovyh-simvolov-znachenie-kotoryh-my-ponimali-nepravilno-1507865/

Манцикерт: полумесяц начинает и выигрывает

Опубликовано в Воентернете

В битве при Манцикерте (1071 год) противостояние тактики византийцев и турок-сельджуков закончилось в пользу мусульман. Турки добились победы благодаря впервые примененному построению полумесяцем, с конными лучниками на флангах — редкий случай, когда религиозный символ оказывается эффективен и на поле боя.

Начну немного издалека. После распада грозного Арабского халифата казалось, что мусульманский мир медленно, но верно движется к кризису. Но «упавшее знамя» подхватил народ, который остался в истории под именем «турок-сельджуков», они же — «сарацины», с которыми бились крестоносные рыцари Европы (о них пойдет речь чуть позже).

Как гласит легенда, свое имя народ получил от одного из основателей — некого Сельджука, вождя туркменского племени. Прямой потомок Сельджука, Тогрул-бек, к середине XI века объединил кочевые племена в новую мощную силу и взял Багдад — историческую столицу мусульман Ближнего Востока.

Племянник и наследник Тогрула, султан Алп-Арслан, вступивший на престол в 1063 году (имя, кстати, означает «бесстрашный лев»), правильно оценил настроения своих поданных, которые устали от междоусобных склок. Главной целью новых завоеваний были объявлены земли христианской Византии.

Кстати, еще в 1058 году сельджуки захватили принадлежавшую Византии Армению, из-за которой, к слову, в дальнейшем и разгорелся весь сыр-бор.

Воины турок-сельджуков (на переднем плане). Слева — знаменитый конный лучник. Современная иллюстрация.

Византийская империя пыталась дать достойный ответ новой угрозе. Под давлением армии новым императором провозгласили Романа IV Диогена, известного военачальника и неплохого стратега. Однако на деле это только усилило раскол, в том числе в армейских кругах.

Многие полководцы считали Диогена выскочкой, хотя до поры до времени предпочли держать своё мнение при себе. Ведь первоначально Роману сопутствовал успех: в течение нескольких лет он отбросил сельджуков к их исходным границам.

Но… Армения (надо полагать, не без заверений в помощи со стороны Арслана) отказалась возвращаться под византийский скипетр и провозгласила свою независимость.

Впрочем, британский историк Джек Уоткинс указывает другую версию: по его словам, перемирие после первых успехов Романа было составлено таким хитрым образом, что Армения оказывалась, как сейчас сказали бы, в зоне влияния Арслана. Таким образом, формально любые действия Романа против армян давали султану повод для отражения «агрессии».

Памятник султану Алп-Арслану (годы правления: 1063-1072).

Так или иначе, в 1071 году войско византийцев, насчитывавшее, по разным оценкам, от 50 до 70 тысяч человек, выступило в «армянский поход». Известие о том, что навстречу им движется армия сельджуков, не остановило Романа Диогена, а скорее, даже обрадовало: ему, казалось.

Представился шанс покончить с этим опасным врагом. Тем более, кочевое войско по размерам уступало византийцам вдвое или даже больше того — около 25 тысяч человек.

Однако армия сельджуков была более спаянной, её основу, как традиционно во всех кочевых армиях Средневековья, составляла конница и грозные конные лучники.

Воинство Романа включало не менее 10 тысяч профессиональных византийских солдат (читай — пеших легионеров) и целое море наемников — франкских и нормандских тяжелых рыцарей, легкую конницу уже знакомых нам кочевников-печенегов, пешую варяжскую гвардию, конные и пешие отряды огузов, грузин и даже, как ни странно, самих армян.

Карта войны Византии с турками-сельджуками. Большой красной стрелой обозначен бросок императора Романа на Манцикерт.

Всё это разношерстное войско для начала застряло у города-крепости Манцикерт, которую Роману удалось взять, но «побочным эффектом» стало то, что Арслан успел сосредоточить свои войска на расположенной рядом степной равнине, удобной для действий легкой конницы.

18 (по другим сведениям — 25-го) августа Роман Диоген вывел войско из крепости и начал готовиться к решающей битве, строя планы, как сбить сельджуков с их позиций. Промедление стоило императору того, что Арслан, заслав лазутчиков к печенегам и огузам, убедил их не участвовать в сражении на стороне христиан.

Утром следующего дня Роман с удивлением обнаружил, что почти вся его легкая конница «испарилась» в неизвестном направлении. А султан тем временем подготовил свой главный тактический сюрприз.

Истории известны случаи применения религиозной символики для психологического эффекта — чтобы подавить моральный дух противников. Такой была, например, битва на Мульвийском мосту, где оспаривали римский престол Максенций и будущий император Константин Великий: последний победил благодаря христианскому знаку из начальных букв слова «Христос».

Но Алп-Арслан, пожалуй, оказался первым, кто превратил символ своей религии в полноценный боевой приём. Его войско выстроилось в форме мусульманского полумесяца, причём «вогнутого» по отношению к врагу. Это считалось гибельным, ведь центр мог легко прогнуться и распасться под ударами врага, а фланги не успели бы прийти на помощь.

Арслан не побоялся нарушить правила: на «крыльях» его полумесяца встали конные лучники.

Получалось, что любой, кто пытался бы приблизиться к центру его армии, был бы немедленно осыпан стрелами с флангов! Позади армии Арслан рискнул оставить довольно крупные резервы, которые прикрыли бы в случае необходимости отход конных лучников, заодно охватывая противника со всех сторон.

Схема сражения при Манцикерте (1071). Турецкие войска обозначены красным цветом, на «крыльях» передового полумесяца — конные лучники.

План византийца Романа Диогена в этой ситуации воспроизвести сложно, но всё-таки можно. Он решил попытаться атаковать своими лучшими войсками центр сельджуков, а в случае неудачи — отойти в Манцикерт и занять там оборону. Но всё пошло прахом из-за измены военачальников.

Сигналом к отступлению должен был стать опущенный императорский штандарт.

Но когда несколько яростных атак византийцев не дали результата и Роман скомандовал отходить, его военачальники завопили: «Измена! Император бросил знамя и бежит с поля боя!» Организованный отход быстро превратился в беспорядочное бегство, при этом начальник византийского арьегарда Андроник Дука, который в случае необходимости должен был помочь уходящей армии, проигнорировал приказ и ушёл в крепость, не сделав ни единого выстрела в сторону противника. Остальные части армии Романа были разбиты, сам император, мужественно сражаясь, попал в плен. История гласит, что Алп-Арслан милостиво обошёлся с побежденным и даже посочувствовал ему по поводу нерадивых полководцев.

Битва при Манцикерте на средневековой французской миниатюре.

Конечно, с политической точки зрения это поражение не привело в одночасье к падению Византийской империи, но последствия оно имело тяжелые. Натиск сельджуков на земли Византии возобновился, и само государство остановить его уже не могло. Помощь пришла с Запада — в виде Крестовых походов, но о них я начну рассказывать в следующих заметках.

Любопытный факт. А вот на море построение полумесяцем испанской Армады в битве с англичанами в 1588 году дало обратный эффект. Интересно, что расчет испанцев был почти тем же: взять английскую эскадру в «кольцо огня» (с помощью дальнобойных орудий). Однако англичане уклонились от общей свалки и навязали противнику серию мелких схваток, за счёт чего в итоге победили.

Гибель одного из кораблей испанской Армады в бою с англичанами.

Источник: https://artofwars.livejournal.com/13009.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector