Шахматы на протяжении своей многовековой истории периодически находят отражение в изобразительном искусстве. Именно взаимосвязи живописи с шахматами и посвящена данная статья.
- Произведения живописи отразили многие этапы в истории шахмат: процесс изменения правил, мастерства игроков, а также внешний облик шахматных фигур, присущий разным эпохам.
- Многие из живописцев, создававших картины с изображением шахматной доски с фигурами, достаточно неплохо разбирались в шахматах, поэтому порой эстетическое удовольствие от созерцания творения художника можно успешно совместить с анализом самой шахматной позиции.
- Ниже представлены некоторые избранные произведения живописи художников прошлых веков, в которых, помимо основной художественной композиции, представляет интерес также и то, что происходит на шахматной доске, изображённой на картине.
- ***
«Мат в три хода» (англ. Check Mate in Three Moves) — картина художника Хильдура Нильсена Праля (1885 г.).
- На полотне датского художника изображены три человека, которые склонились над шахматной доской в поисках решения.
- На самой доске изображена позиция из шахматной задачи известного шахматного композитора Германа фон Готтшаля, опубликованная в журнале «Kleine Problemschule» в 1885 году:
- ***
«Шахматист» (англ. The Chess Player) — картина шотландского художника Джона Макдональда Эйкена (1922 г.).
Позиция на шахматной доске данного полотна шотландского художника воспроизводит шахматную задачу проблемиста Emil von Feyerfeil'а из журнала «Schachminiaturen» (1902 г.):
***
«Шахматная задача» (фр. Problème d’échecs) — картина канадского художника Чарльза Джилла (1905 г.).
Позиция на шахматной доске с картины Джилла воспроизводит шахматную задачу проблемиста Crichton M. Baxter'а из журнала «L'Illustration» (1869 г.):
***
«Молодой человек, склонившийся над шахматной доской» (англ. A Young Man Sitting on a Settle Leaning over a Chess Table) — картина британского художника Берила Фоулера (1904 г.).
Позиция на доске с полотна Фоулера воспроизводит шахматную задачу проблемиста Jesse Paul Taylor'а из журнала «The Westminster Papers» (1877 г.):
***
«Шахматистки» (англ. The Chess Players) — картина ирландского художника Джона Лавери (1929 г., Галерея Тейт, Лондон).
- По одной из версий, если предположить, что правая часть доски — это первая горизонталь, позиция на картине являет собой изящную «двухходовку» с промежуточным цугцвангом:
- Интересные факты:Картина первоначально создавалась Джоном Лавери как эскиз к большой картине «Семья Говарда де Уолдена», но позже стала самостоятельным полотном.
- ***
«Бен Джонсон и Уильям Шекспир» (англ. Ben Jonson and William Shakespeare) — картина, предположительно, голландского художника Карела ван Мандера (1603 г., Частное собрание семьи Хейманов, Нью-Йорк).
Изображает шахматную партию двух английских драматургов — Бена Джонсона и Уильяма Шекспира.
- Примерная позиция на картине (ход чёрных):
- Шекспир держит в правой руке чёрного слона (стоявшего, вероятно, на b4) и готовится взять белого ферзя на c3 (объявив тем самым мат).
- ***
«Сам с собою, или Игра в шахматы» — картина русского художника Григория Мясоедова (1907 г., Музей шахмат, ЦДШ).
По версии Исаака Линдера на картине изображён первый русский шахматный мастер и теоретик шахмат А.Д.Петров. Линдер предполагал, что картина была написана по фотографии (гравюре) шахматиста уже после его смерти.
Позиция на картине:
По всей видимости, ход чёрных. И после …Фd2 они продолжают нагнетать давление, несмотря на материальный перевес белых.
***
«Шахматисты» (итал. Giocatori di scacchi) — картина итальянского художника Париса Бордоне (между 1540 и 1545 г., Берлинская картинная галерея).
Позиция на картине Бордоне (ход чёрных, которым они ставят мат: …Фb7-b1#):
Увеличенный фрагмент шахматной доски с картины Бордоне:
- Интересные факты:
- Обращалось внимание на расчерченный на квадраты пол в галерее на заднем плане, который становится продолжением пространства шахматной доски, как аллюзия на параллель между жизнью и шахматной партией.
- ***
«Шахматисты» (англ. Chess Players) — картина английского художника Джеймса Норткота (1807 г., Вустерский музей искусств).
- Позиция на картине Норткота (ход белых):
- Интересные факты:
- В своё время Александра Костенюк заинтересовалась сюжетом картины и разместила сообщение о ней в своём личном блоге (на английском языке), что привлекло к ней внимание широкой аудитории.
- ***
- Я искренне надеюсь, что вышеприведённые примеры некоторых произведений живописи помогут шахматистам по-другому взглянуть на тот мир искусства, который простирается за пределами 64-х клеток.
- ***
- Коллаж в заголовке статьи выполнен на базе свободных изображений (Pixabay/Morguefile).
- Предыдущие статьи:
Источник: https://www.chess.com/blog/Gottfrid/shakhmaty-v-iskusstve
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Конфликт поколений испокон веков был самым значительным фактором отношений между отцами и детьми, начиная с царских родов и заканчивая семьями простолюдинов. Не обошел он стороной и семейство художников Мясоедовых, чуть было не закончившийся трагически.
Иван Грозный убивает сына. Автор Илья Репин.
Многие помнят историю создания картины Ильей Репиным «Иван Грозный убивает сына», а также знают о роковых обстоятельствах, настигших моделей и самого создателя этого полотна. Так, Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, в состоянии глубочайшей депрессии выбросился с четвертого этажа.
А художник Григорий Мясоедов, послуживший моделью для образа царя Ивана Грозного, однажды в гневе чуть было не убил своего маленького сынишку, в будущем ставшего также художником… «Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица», — говорил потом художник.
У самого же автора полотна, вскоре отсохла правая рука, и до конца жизни Репин был вынужден работать левой. Мистика, скажете… Как знать?…
Портрет Григория Мясоедова. Иван Крамской. / Фото Ивана Мясоедова.
Однако речь сегодня не о картине Репина, а о судьбе художника-передвижника Григория Мясоедова, имя которого после его смерти было забыто… И как бы вы думали из-за чего? К забвению талантливого живописца руку приложил самый родной человек.
Сразу после кончины Григория Григорьевича сын Иван, тот самый, которого отец чуть не убил, за бесценок распродал все вещи и отцовскую коллекцию живописи.
Музейщики, правда, уберегли около двух десятков холстов и альбомы с зарисовками художника, по которым мы сегодня можем судить о творчестве русского живописца Григория Мясоедова, творившего во второй половине 19 столетия.
Что же помешало двум родным и талантливым художникам — отцу и сыну, жить под одной крышей и находить общий язык? Неужто пресловутое полотно Репина? Об этом и многом другом далее, в обзоре.
Страницы из биографии Мясоедова-старшего
Портрет Григория Мясоедова. Автор Илья Репин.
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец, вошедший в историю русской культуры прежде всего как основатель движения передвижничества в среде художников.
Он был бессменным — в течение почти сорока лет — членом правления Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1860-х годов именно Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников, и именно он стал автором первого его устава.
Поэтому русская история искусства буквально обязана Мясоедову самыми яркими своими страницами.
- Григорий Мясоедов — русский живописец.
- Лишенный родительского благословения
Григорий Мясоедов из старинного дворянского рода Тульской губернии. Одаренный мальчик в детстве много читал и рисовал. Отец всячески поощрял интерес сына к художеству и литературе. Но находить общий язык двум Григориям по складу их характеров было совсем непросто — однажды они так разругались, что родитель полностью лишил отпрыска материальной помощи. И Григорий-младший так и уехал в Санкт-Петербург, не получив отцовского благословения на то, чтобы стать художником.
В столице Мясоедов становится вольнослушателем Академии Художеств, и на протяжении всех 10 лет учебы будет бедствовать. «Жил на Васильевском острове в бедной комнате.
Работал на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем разукрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины.
Обедали в бараке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла», — так вспоминал нелегкие студенческие годы Григорий.
Страдная пора (Косцы). (1887 год). Государственный Русский музей, С.-Петербург. (Одно из самых известных произведений художника Григория Мясоедова было приобретено императором Александром III).
Тем не менее Академию молодой художник окончил хорошо и получил пенсионерскую поездку в Европу за счет государственной казны. Жил и работал в Италии, а созданные там картины переправлял в Россию.
За них ему присудили большую и малую золотые медали. Творческая жизнь пошла вгору, а с ней и доходы.
И теперь, казалось, молодой преуспевающий художник уже позабыл ссору с отцом, но для своего сына в будущем Григорий станет таким же «грозным» и непоколебимым.
Григорий Мясоедов. Автопортрет.
Характер — это судьба
Характеризуя художника с психологической точки зрения, нужно отметить, что сферой реализации всего творческого и жизненного потенциала у Григория Мясоедова была не семья, а среда. Он был весьма сложным человеком, в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких.
Его резкий характер полностью отражала его внешность: «Высокий, с умным лицом, длинным и искривлённым набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными въедливыми глазами». И речь его звучала оригинально, выражая передовые мысли, а иногда парадоксы.
Очень часто она сопровождалась иронией, едким сарказмом, насмешкой.
Григорий Мясоедов с сыном Иваном.
Его первый брак был несчастливым и бездетным. Жена художника, не выдержав несносного характера мужа, оставила его. Позже 47-летний Мясоедов сошелся со своей ученицей, молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила живописцу сынишку Ванечку.
Однако тот совершенно был уверен, что сын не его кровиночка, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя «мамой».
Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец — его опекун.
Г.Г. Мясоедов.
Ксения действительно мало чем напоминала жену, она по большей части хлопотала по хозяйству, выполняя функции экономки, кухарки и няни. А Григорий Мясоедов, будучи уверен в том, что в свое время девица поймала его «словно перепела в сети», благосклонно принимал ее заботу, позволял ей жить рядом.
Горемычное детство Ивана
Едва малыш подрос, Мясоедов и вовсе отдал отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселёву в Москву. (Как раз в то время он позировал Репину для образа Ивана Грозного). Киселевы детей любили, у них было семеро своих. И с Ванечкой Мясоедовым, который был ребенком с причудами, достаточно не плохо мирились. Однако, спустя несколько лет, отец признал, что в маленьком Иване течет его кровь. И случилось это благодаря казусу, который произошел в доме Киселевых. Накануне там собралось множество гостей, в том числе прибыл и сам Григорий Мясоедов. Когда гости пожелали увидеть воспитанника Киселевых — Ваню, те долго отпирались, но пришлось все же привести сорванца на обозрение собравшихся. И тут 7-летний Мясоедов-младший, представ перед множеством глазеющих на него гостей, не долго думая, направился к художнику Николаю Маковскому, брату известного Константина Егоровича… и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. Все остолбенели, а у Мясоедова-старшего вмиг развеялись все сомнения — «мой сын»,- с гордостью подумал он. И в тот же день он забрал свою кровиночку домой, под Полтаву.
Мальчик-итальянец, Музей *Спасское*. Тула.
Однако и после этого никаких существенных изменений в отношениях отца к сыну не произошло. В момент агрессии художник однажды так ударил мальчугана, что даже подумал, что убил отпрыска. Но,слава Богу обошлось. В 1899 году умерла от туберкулёза мать Ивана, единственная добрая душа, которая любила его.
А узнал он всю правду о ней после ее смерти, когда Григорий Григорьевич случайно оговорился. Новость о том, что он не приемыш вовсе, а родной сын художника, потрясла его до самых глубин души.
Мясоедов-младший фактически отрёкся от отца, он переселился во флигель и месяцами не разговаривал с нерадивым родителем.
Графический автопортрет Ивана Мясоедова.
Однако, не смотря на все передряги в семействе Мясоедовых, отец старался дать сыну достойное образование, в частности художественное. Почти 10 лет Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом.
Затем была Академия Художеств в Петербурге и увлечение силовым спортом…
Но всю жизнь яростная нелюбовь отца к сыну была камнем преткновения, который определил направление всех будущих жизненных дорог Мясоедова-младшего — «дорог извилистых, непредсказуемых, подчас очень скользких».
Одним словом была жизнь у Ивана Мясоедова очень бурная и насыщенная, полная приключений и достойная подробного рассказа в следующем обзоре. Там же можно будет прочесть и о расплате Мясоедова-старшего и о сладостной мести Мясоедова-младшего.
Галерея живописных полотен Григория Мясоедова
Пристань в Ялте. 1890 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Г.Г. Мясоедов.
Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. (1873 год). Государственная Третьяковская галерея. Г.Г. Мясоедов.
Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Г.Г. Мясоедов.
Сам с собою, или Игра в шахматы. 1907 год. Музей шахмат. Г.Г. Мясоедов.
Портрет старика. Частная коллекция. Г.Г. Мясоедов.
Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Г.Г. Мясоедов.
Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником. 1898 год. Частная коллекция. Г.Г. Мясоедов.
Дорога во ржи. 1881 год. Третьяковская галерея. Г.Г. Мясоедов.
Поздравление молодых в доме помещика. 1861 год. Русский музей, Санкт-Петербург. Г.Г. Мясоедов.
- Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150919/44143/
Источник: https://newsland.com/community/3744/content/za-chto-khudozhnik-peredvizhnik-miasoedov-edva-ne-sviol-na-tot-svet-malenkogo-synishku/6879673
Художник Григорий Григорьевич Мясоедов | Картины
Три сестры в парке
Искусствоведы утверждают, что художник Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.
Григорий Григорьевич Мясоедов — это прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи.
Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты в области изобразительного искусства.
А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.
Биография художника Григория Мясоедова
Автопортрет
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.
В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.
Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.
В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок».
Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу.
Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это событие в живописи.
Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений». По этой причине огромное количество работ просто не дожили до нашего времени.
Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.
Картины художника Григория Григорьевича Мясоедова
Страдная пора
Дорога во ржи
Молебен на пашне о даровании дождя
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Поздравление молодых в доме помещика
Чтение Положения 19 февраля 1861 года
Земство обедает
Пристань в Ялте
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)
Монахи. Не туда заехали
Смотрины невесты
У чужого счастья
Лесная река
Опахивание
Лесной ручей близ Полтавы
Осеннее утро
Сам с собою или Игра в шахматы
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-grigorij-grigorevich-myasoedov-biografiya-i-kartiny.html
Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец
Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец
Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец
Портрет работы И.Репина (1904)
Биография
Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 г.
получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств).
Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте).
По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.
Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.
Групповая фотография членов ТПХВ (1885)
С конца 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.
Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.
Адреса в Санкт-Петербурге
1888 год — дом Елисеева — Волховский переулок, 2, кв. 39.
Творчество
Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.
), «Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III).
Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
«Автопортрет»
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны.
Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности.
Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).
Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).
Интересные факты
ВИКИПЕДИЯ
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 ) — «Корчма на литовской границе».,1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина
«Смотрины невесты». 2-я пол XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Поздравление молодых в доме помещика», 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
« Чтение Положения 19 февраля 1861 года», 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Земство обедает»», 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- «Дорога во ржи», 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- «Страдная пора (Косцы)», 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Дорога во ржи
- Молебен на пашне о даровании дождя
«Пристань в Ялте», 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
- «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей», 1904-0906.
- «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907. Музей шахмат
- Опахивание
- Осеннее утро
- Лесной ручей
- Лесная река
Осенний пейзаж
«Родник»
- Три сестры в парке
- Сумерки
«Первый оттистк. Портрет И.И.Шишкина»
«Портрет скрипача В.Г.Вальтера»
Портрет В.М.Гаршина
«Испанец»
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/20272067.html
Художник Григорий Григорьевич Мясоедов. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
Три сестры в парке
Искусствоведы утверждают, что Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.
Он прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи. Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.
Биография Григория Мясоедова
Автопортрет
Григорий Григорьевич родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.
В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.
Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.
В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок).
Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу. Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это события. Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений».
Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.
Картины художника Григория Мясоедова
Страдная пора
Дорога во ржи
Молебен на пашне о даровании дождя
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Поздравление молодых в доме помещика
Чтение Положения 19 февраля 1861 года
Земство обедает
Пристань в Ялте
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)
Монахи. Не туда заехали
Смотрины невесты
У чужого счастья
Лесной ручей близ Полтавы
Осеннее утро
Сам с собою или Игра в шахматы
***
http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kart…edov-biografiya-i-kartiny.html
«««««««««««««««««««««««««««««««««`
Источник: http://aelita544.ru/post403772159