Давайте попытаемся разобраться с основными образами знаменитого триптиха. И смыслами, которые, возможно, вложил в них Иероним Босх.
Левая створка
1. Фонтан жизни
Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.
Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.
2. Адам и Ева
Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.
3. Хищники и жертвы
На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.
4. Утки-лебеди
Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена Босха «низкими тварями», поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза».
Справа — царственный лебедь, непорочный символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено, что это противопоставление. Впрочем, лебедь движется в ту же сторону, что и презренные земноводные.
Возможно, утки и лебедь, напротив, воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному, и земному.
5. Птицы
Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент.
Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме.
Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.
6. Полумесяц
Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры.
Центральная часть
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Иероним Босх. 1500-е, 220×195 см
- 1. Голые и смешные
Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала.
Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
2. Ягоды
В зависимости от культурного или религиозного контекста, разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру, ежевика была символом чистоты Девы Марии, а земляника — знаком праведности и трудолюбия.
Однако в целом, гигантские ягоды, очевидно, выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь, сексуальной.
Должно быть слово «клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации, что и у нас сейчас.
- Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
- 3. Фонтан вечной молодости
Большинство исследователей сходится в том, что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости, а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха (вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро «разбросанные» Босхом, чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.
4. Круг зверей
Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.
5. Пернатое Зло
И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке «грязная» утка.
И удод, о котором современники Босха говорили, что он «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями.
И вездесущая сова, которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.
6. Прозрачная сфера
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».
7. Критика духовенства
Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Извлечение камня глупости»). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
- 8. Рыба
Нет сомнений, что рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку.
Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать.
В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.
Правая створка
Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Иероним Босх. 1500-е, 220×97.5 см
1. Меланхоличное чудовище
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов.
Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
2. Птицеголовый монстр
По общепринятому мнению, птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.
3. Музыкальный ад
Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи.
Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси.
Похоже, Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.
- 4. Тройка, семерка, туз
Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды.
Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости.
К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.
- 5. Задницы
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет.
И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.
- 6. Лестницы
Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.
- 7. Ножи
Ассоциации, которые связаны с ножами, не нуждаются в сложных трактовках: мученическая смерть, пытки, воздаяние за грехи.
Куда больший интерес вызывает клеймо «М», которым помечены клинки «Сада земных наслаждений». По мнению некоторых исследователей, «М» может означать начальную букву в слове «мир» — «mundus».
А может и имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
8. Свинья
Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах.
На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову.
Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.
9. Коньки
Часто встречающиеся у Босха персонажи на коньках, скорее всего, имеют инфернальное происхождение: согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».
Андрей ЗимоглядовИсточник: Аrtchive.
Источник: https://cameralabs.org/10859-sad-zemnykh-naslazhdenij-chto-oznachayut-glavnye-simvoly-v-zagadochnom-triptikhe-ieronima-boskha
Сад земных наслаждений. Иероним Босх
Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.
Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное — упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.
Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий.
В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы.
Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.
ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ
Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).
Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены.
Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.
ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)
На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму.
Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.
Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека.
В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное — он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя.
Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.
Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины.
По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу — один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары.
Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.
Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум — наша погибель. У каждого человека ад — это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ (АД)
Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.
Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.
В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.
Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом.
Это сильный намек на обманчивость чувств.
На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…
Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения — центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим.
Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны.
Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.
2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
“Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” — спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.
Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу.
Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены.
Человек предполагает, а Бог располагает.
Поделись в соц. сетях:
Рекомендуем к прочтению:
Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.
«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/garden/delights.htm
Сальвадор Дали и «Сад земных наслаждений» Босха
Андрей Стамболи прислал мне фотографии малоизвестных рисунков Сальвадора Дали, сделанные в доме-музее художника в Фигерасе. С точки зрения Андрея, эти рисунки представляют из себя предварительные эскизы типов и персонажей триптиха «Сад земных наслаждений», авторство которого приписано Иерониму Босху.
Андрей Стамболи утверждает, что автором этого произведения на самом деле является Сальвадор Дали.Я хочу выразить глубокую признательность и благодарность Андрею – именно присланные им рисунки и его нахальное утверждение насчет «Сада земных наслаждений» подвигли меня к написанию этого поста.
Вообще-то я не считаю, что стиль Дали похож на Босха, однако стилистические параллели между этими конкретными рисунками и картинами Босха поразительны. Более того, внимательное разглядывание «Сада земных наслаждений» позволило обнаружить, по сути, автограф Сальвадора Дали.
- Однако, обо всем по порядку.
- Рисунки Сальвадора Дали из коллекции дома-музея в Фигерасе:
Для начала, я хотел бы представить некоторые из рисунков.Рис. 1; Рис. 2; Рис. 3Рис. 4; Рис. 5; Рис. 6Рис. 7; Рис. 8; Рис. 9Рис. 10; Рис. 11; Рис. 12; Рис. 13
Центральные персонажи рисунков являют собой образцы средневекового шутовства, карнавализма и гротеска – вполне себе Босховские (и отчасти Брейгелевские) типы. То есть это не тот Дали, которого мы привыкли видеть, это какая-то удивительная смесь Дали и Босха.
Однако, объявить Дали изобретателем всех этих типажей вряд ли возможно: произведения Иеронима Босха были известны если не широкой публике, то хотя бы искусствоведам как минимум с начала ХХ века; вот некоторые примеры:
«Святой Иоанн Евангелист на Патмосе» — приобретено в 1908 Берлинской Gemäldegalerie у William Fuller-Maitland из Лондона;
«Святой Иероним» — приобретено в 1908 году Музеем изящных искусств Гента у семьи Colbert (Франция);«Воз сена» — существует две копии этого триптиха, обе находились в монастыре Эскориал неподалеку от Мадрида, в 1907 году одна из них была передана в Мадридский музей Прадо;триптих «Искушение святого Антония» — передан в 1911 году в Лиссабонский Museu Nacional de Arte Antiga королем Португалии Мануэлем II.
Несколько произведений Босха, согласно имеющимся документам и свидетельствам, были некогда вывезены из Венеции в Вену. После плачевного для Австро-Венгрии окончания Первой Мировой войны они были возвращены. Например, триптихи «Святые отшельники» и «Распятый мученик» были переданы в 1919 году из Венского Kunsthistorisches Museum во Дворец Дожей в Венеции.
Ряд других произведений Босха имеет истории, очень похожие на приведенные выше примеры.* * *
Триптих «Сад земных наслаждений» был передан в Прадо лишь в 1939 году, до этого, согласно документальным свидетельствам, он находился в монастыре Эскориал в течение трех с лишним столетий.
Этот триптих имеет сильное сюжетное и стилистическое сходство с триптихами «Воз сена» (мы упомянули его ранее) и «Страшный суд» (находится в Венской Академии изобразительных искусств с первой половины XIX века).
Иероним Босх. Сад земных наслаждений.
Иероним Босх. Воз сена.
Иероним Босх. Страшный суд.
Все три произведения имеют также сходство на уровне отдельных персонажей. Вот, например, странные существа (демоны?) с мордами, напоминающими одновременно крыс и рыб:
- Фрагменты «Воза сена», «Страшного суда» и «Сада земных наслаждений»
- Фрагменты «Сада земных наслаждений»: птицы с ибисо-образным клювом
- Фрагменты «Сада земных наслаждений»: ложкообразные клювы
- «Сад земных наслаждений»: фрагмент правой панели
- Фрагмент рисунка Сальвадора Дали
- «Сад земных наслаждений»: фрагмент правой панели
- Фрагмент рисунка Сальвадора Дали
- Фрагменты рисунка Дали и правой панели «Сада земных наслаждений»
- «Сад земных наслаждений»: фрагмент левой панели
- Сальвадор Дали. Фрагменты картин «Великий мастурбатор» и «Мрачная игра»
- Фрагменты одного из рисунков С.Дали и левой панели «Сада земных наслаждений»
- «Сад земных наслаждений», левая панель
- Занавес.
В то же время «Сад земных наслаждений» содержит целую галерею образов, которых мы не найдем на других произведениях Босха. Например, странные розовые и серо-голубые конструкции (растения? строения?) на левой и центральной панелях триптиха. Больше всего они мне напоминают хитиновые покровы и конечности каких-то ракообразных или насекомых – и возникает прямая ассоциация с рисунком Дали, приведенным выше (рис. 2).Далее, мы видим птиц с характерным для ибисов длинным клювом, загнутым вниз – и это особенность именно «Сада земных наслаждений» (отметим, что множество птиц населяет все три триптиха). Тут возникает ассоциация с птицей с рис. 1, приведенного в начале статьи.Любопытно, что в этом триптихе присутствует еще одна птица семейства ибисовых – обыкновенная колпица, причем ее образ варьируется от реалистических вариантов до существ абсолютно макабрического вида:Ложки – прямая ассоциация с ложкообразными клювами – присутствуют у Дали на рис. 2, 5 и 9.Посмотрим теперь на следующий фрагмент правой панели триптиха:Мы видим сразу две детали, вызывающие ассоциации с рисунком Дали, изображающим «арбалетчика» (рис. 6): длинные морды тварей, раздирающих воина в латах, и собственно арбалет (висящий на дереве):На правой панели триптиха имеется еще одно изображение арбалета (висит внутри «полого человека»):Обратим внимание на уши, как бы скрепленные стрелой. Похожую конструкцию мы находим и у Дали (рис.8):Плоские профили головы скреплены чем-то вроде стержней со шляпками.А вот еще одна параллель:Уши (? крылья? покрывало?) с рисунка Дали очень похожи на головной убор существа с правой панели триптиха.Разглядывание творений Босха (или приписываемых Босху) затягивает, и находятся все новые и новые поводы для комментариев. Например, можно попытаться понять, каким образом довольно реалистичное изображение слона попало на левую панель «Сада земных наслаждений» (а слон, как известно, был одним из любимых образов у Дали):Существует немало материалов, посвященных слону Ханно, появившемуся в Европе в 1514 году, но «Сад земных наслаждений» датируют более ранними годами (1516 – год смерти Босха). Еще имеется скупая информация относительно слона, который был вроде бы подарен ок.1477 года Альфонсо V Португальским Рене Анжуйскому, однако, насколько мне известно, нет изображений, освещающих это событие, тем более таких, которые мог бы видеть Босх. Откуда ж слон? Однако же, оставим дальнейшее изучение деталей ради главного – ради того, что я считаю автографом Сальвадора Дали, намеренно оставленным им на триптихе «Сад земных наслаждений». * * *В 1929 году Дали создал очень интересный образ – необычного вида автопортрет в профиль. Этот автопортрет появился на картинах «Великий Мастурбатор», «Мрачная игра», «Фантасмагория»; в последующие годы Дали также воспроизводил этот образ в некоторых своих работах.Этот же профиль мы видим на одном из рисунков Дали (рис. 13). И его же мы видим на левой панели «Сада земных наслаждений»:Изображение с левой панели триптиха – довольно крупное, оно хорошо заметно практически на любых репродукциях:Таким образом, всемирно известный триптих «Сад земных наслаждений» содержит автограф Сальвадора Дали.
Источник: https://nezvanov.livejournal.com/9716.html
«Сад земных наслаждений» Босха»
Сюжет
Начнем с того, что ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха не признано единственно верным. Все, что мы знает об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей.
Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.
На левой створке — история о сотворении первых людей и их коммуникации с Богом. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы, но без перегибов — лишь как подтверждение богатства фантазии Бога и многообразии живых существ, созданных им.
По всей видимости, не случайно, что выбран именно эпизод знакомства Адама и Евы. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.
«Сад земных наслаждений» Босха. (wikipedia.com)
Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений.
С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1−2).
Изображение на обратной стороне створок. (wikipedia.com)
Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа XV—XVI вв.еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен).
Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников.
В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны».
Ад же изображен максимально кровожадно и недвусмысленно. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Все это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире.
Кстати, не так давно студентка Христианского университа Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.
Контекст
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха. Это вообще был тренд в то время.
Простому обывателю ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь — как тут остаться чистеньким?! Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили, и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Увлечение длилось несколько десятилетий.
Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
«Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего. (wikipedia.com)
С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Дали объявил себя его наследником.
Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного).
Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник.
Интересен вот еще какой факт. Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Эта техника стала очень популярной намного позднее — среди импрессионистов.
Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.
Мы видим, что его картины полны символизма из противоположных лагерей: христианских, еретических, алхимических.
Но что на самом деле зашифровал Босх в таком сочетании, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.
Судьба художника
Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.
Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранилось семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».
Босх родился в семье потомственных художников. Сложно сказать, сам ли он выбрал этот путь или выбирать не приходилось, но, по всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев.
Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся.
Ему как художнику поручали задания, где нужно было орудовать красками и кистями: роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств и т. п.
В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало модно.
Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани.
Они выкладывали круглые суммы, вешали у себя полотна и устрашали гостей всеми смертными грехами, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.
Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов! Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Все же это были люди другой психологии.
Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Все его наследие по родственникам раздала супруга после смерти художника. Собственно, больше раздавать после него было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.
Источник: https://diletant.media/articles/28850397/
Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.
В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.
Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.
Закрытые створки триптиха. Сотворение мира
Иероним Босх. Закрытые створки триптиха “Сотворение мира”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.
Левая створка триптиха. Рай
Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха “Сад земных наслаждений”). 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.
Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений
Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:
Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.
Правая створка триптиха. Ад
Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье “Главные монстры картины Босха”.
Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
Символы картины Босха
Почему же на картине такое множество персонажей и символов?
Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.
Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.
Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.
Грехи Средневековья
Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.
- Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.
На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.
Продолжение следует
Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха?
Ответ вы можете найти в продолжении – статье “Сад земных наслаждений Босха. 7 самых невероятных загадок картины”.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-sad-zemnyh-naslazhdeniy/