В правом верхнем углу сделана надпись: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году,когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».
В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет. С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо — и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).
Альбрехт был тогда подмастерьем у ювелира – своего отца.
Автопортрет с повязкой, 1491 год
Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491—1493-м годах. Их автору чуть-чуть за двадцать. Здесь уже использован не серебряный карандаш, а перо и чернила. А сам Дюрер — больше не подмастерье ювелира, а начинающий художник.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1493 год
Это первый из автортретов Дюрера, написанных маслом. Всего их известно три: первый — луврский, второй хранится в Прадо (Мадрид), а третий и самый знаменитый — в Старой пинакотеке Мюнхена.
Автопортрет, 1498 год
«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».
Между двумя автопортретами — этим и предыдущим — прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера.
В эти пять лет Дюрер не только женился,но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником, универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир.
В этом автопортрете из Прадо,в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.
Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год
«Старый Дюрер, зайдя как-то в мастерскую сына, увидел картину, только что законченную им. Христа — так показалось золотых дел мастеру, зрение которого окончательно испортилось. Но, всмотревшись пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса, а своего Альбрехта. На портрете был одет его сын в богатую меховую шубу.
Зябко стягивала ее борта рука с бледными, беспомощными в своей худобе пальцами. Из мрачного фона, словно из небытия, выступало не просто лицо — лик святого. В глазах застыло неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».
Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 Праздник четок (Праздник розовых венков), 1506 год
В правом углу алтарной картины«Праздник четок», написанной по заказу немецкой общины в Венеции, художник изображает себя в пышном одеянии. В руках он держит свиток, где написано, что Альбрехт Дюрер завершил картину в пять месяцев, хотя на самом деле работа над ней продлилась не меньше восьми: Дюреру было важно доказать сомневающимся итальянцам, что в живописи он так же хорош, как и в гравюре.
Алтарь Иова (Алтарь Ябаха). Реконструкция, 1504 год
Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно,был заказан Дюреру курфюстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.
Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика. В реальности художник интересовался музыкой, пробовал играть на лютне,но есть в этом образе нечто еще более несомненно дюреровское — присущая ему экстравагантность в выборе одежды. Дюрер-барабанщик изображает себя в черной чалме и необычной по крою короткой оранжевой накидке.
Автопортрет в обнаженном виде. Альбрехт Дюрер, 1509 год
Немецкий филолог и историк XVI века Иоахим Камерарий Старший для издания книги Дюрера о пропорциях написал очерк жизни и творчества художника.
Внешность Дюрера в нём Камерарий описывал так: «Природа наделила его телом,выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот,мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна,что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание».
То, с какой откровенностью Дюрер изображает не чью-нибудь, а собственную наготу, вплоть до ХХ века оставалось чем-то беспрецедентным и настолько шокирующим, что во многих изданиях этот поколенный автопортрет Дюрера стыдливо обрезался на уровне пояса.
Здесь Дюреру 51 год. Он ощущает себя глубоким стариком.
Автопортрет, 1521 год
А этот автопортерт — не картина и не гравюра, а визуализация диагноза из письма,написанного Дюрером доктору, у которого хотел получить консультацию. Вверху сделано пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».
Более подробно об автопортретах Дюрера можно прочитать в лонгриде Артхива на эту тему.
Источник: http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/10-avtoportretov-dyurera-pervogo-evropeyskogo-khudozhnika-osmelivshegosya-risovat-samogo-sebya/
Альбрехт Дюрер 1471 -1528 Автопортрет 1484 Вена Альбертина
1495, Инсбрук
Альбрехт Дюрер Вид города Триент с севера, 1495, Бремен, Кунстхалле
Фридрих Саксонский 1496
Портрет Освальда Креля, 1499
Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1498, Мадрид, Прадо
Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Мюнхен, Старая Пинакотека
Апокалипсис 1497 -1498 15 листов 39, 5 х28, 4 Мученичество Иоанна Евангелиста
Альбрехт Дюрер Апокалипсис Четыре апокалиптических всадника, 1498, ксилография
Альбрехт Дюрер Апокалипсис Битва Архангела Михаила с дьяволом, 1498, ксилография
«Большие Страсти» , 1497 – 1500 (39 х28) Моление о чаше Несение креста
Жизнь Марии опуб. 1511 г. Благовещение Иоакиму
Иоаким и Анна у золотых ворот Благовещение
Введение во храм Рождество Марии
Альбрехт Дюрер Алтарь Паумгартнеров, о. 1500, Мюнхен, Старая Пинакотека
Альбрехт Дюрер Алтарь Паумгартнеров, о. 1500, Мюнхен, Старая Пинакотека
Альбрехт Дюрер Поклонение волхвов, 1504, Уффици, Флоренция
Мадонна с младенцем Ок. 1498
Оплакивание 1500 -1503
Альбрехт Дюрер Заяц, 1502, Вена, Альбертина
Альбрехт Дюрер Большой куст чертополоха, 1503, Вена, Альбертина
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея
Альбрехт Дюрер Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея
Альбрехт Дюрер Мадонна с чижиком
Христос среди книжников. 1506.
Портрет молодой женщины 1505
Портрет венецианки 1506 -1507
Адам и Ева, 1504 Аполлон, 1504
Альбрехт Дюрер Адам и Ева, 1507, Мадрид, Прадо
Мученичество 10 000 христиан при персидском царе Сапоре, 1508
Портреты императовов Карла Великого и Сигизмунда, 0 1512 Для палаты реликвий государственной власти
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Альбрехт Дюрер Ландауэрский алтарь (Поклонение Троице), 1511, Вена, Музей истории искусств
Мадонна с младенцем и св. Анной, 1519
Альбрехт Дюрер Рыцарь, смерть и дьявол, 1513,
Альбрехт Дюрер Меланхолия, 1514,
Альбрехт Дюрер Св. Иероним в келье, 1514,
Носорог. 1515.
Аист 1515
Портрет матери, 1514
Альбрехт Дюрер Портрет учителя Дюрера, Михаэля Вольгемута, 1516
Альбрехт Дюрер Портрет императора Максимилиана I, 1518 -1519
Альбрехт Дюрер Портрет молодого человека, 1521, Дрезден, Картинная галерея
Альбрехт Дюрер Портрет неизвестного, 1524, Мадрид, Прадо
Альбрехт Дюрер Портрет Якоба Муффеля
Портрет Иоанна Клебергера, 1526
Альбрехт Бранденбургский, 1519
Альбрехт Бранденбургский, 1523
Фридрих Саксонский, 1524
Виллибальд Пиркхаймер, 1524
Филипп Меланхтон, 1526
Эразм Роттердамский, 1526
Альбрехт Дюрер Четыре апостола, 1526, Мюнхен, Старая Пинакотека
«Осмеяние Христа» 1503 Матиас Нитхарт Готхарт ГРЮНЕВАЛЬД (ок. 1475/80 – 1528)
Створки «Алтаря Геллера» . 1509 — 1511
Грюневальд Распятие, 1505, Базель
Грюневальд Распятие, 1505, Вашингтон, Национальная галерея
«Изенгеймский алтарь» Кольмар Музей Унтерлинден 1513 -15 Будничное раскрытие
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Закрытый, будничный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Закрытый, будничный вид Центральная створка, Распятие
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Закрытый, будничный вид Центральная створка, Распятие
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Закрытый, будничный вид Центральная створка, Распятие
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Закрытый, будничный вид Св. Антоний
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Закрытый, будничный вид Св. Себастьян
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид
Воскресное раскрытие
Воскресное раскрытие Ангельский концерт, Мария с Младенцем
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 15121515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 15121515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид Благовещение
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид Воскресение Христа
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 15121515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид Воскресение Христа
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Первое раскрытие; воскресный вид Воскресение Христа
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид Посещение св. Антонием св. Павла Пустынника
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид Искушение св. Антония
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид Искушение св. Антония
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 15121515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид Искушение св. Антония
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид Искушение св. Антония
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Второе раскрытие; праздничный вид Искушение св. Антония
Грюневальд Изенгеймский алтарь, 1512 -1515, Кольмар, Музей Унтерлинден Пределла
Мадонна с младенцем «Штуппахская мадонна» 1517 -1519
Встреча св. Эразма и св. Маврикия 1517 -1523
Распятие Богоматерь
Штудии 1512 — 1514
Портрет Гвидо Гверси
Лукас Кранах Старший Распятие, 1503, Мюнхен, Старая Пинакотека
Лукас Кранах Старший Алтарь церкви Марии в Торгау, 1509, Франкфурт-на-Майне, Институт Штеделя
Лукас Кранах Старший Портрет Иоанна Куспиниана и его жены Анны. 1502 -1503, Винтертур
Лукас Кранах Старший Отдых на пути в Египет, 1504, Берлин, Государственные музеи
Лукас Кранах Старший Венера и Амур, 1509, Петербург, Эрмитаж
Лукас Кранах Старший Адам и Ева, 1510 -е, Флоренция, Уффици
Лукас Кранах Старший Портреты Генриха Благочестивого и Екатерины Мекленбургской, 1514, Дрезден, Картинная галерея
Лукас Кранах Старший Портрет Мартина Лютера и Екатерины фон Бора, 1530, Флоренция, Уффици
Лукас Кранах Старший(мастерская) «Неравные пары» , после 1530 -го
Лукас Кранах Старший Автопортрет, 1550
Альбрехт Альтдорфер Лесной пейзаж с битвой св. Георгия, 1510, Мюнхен, Старая Пинакотека
Альбрехт Альтдорфер Дунайский пейзаж, 1520 -е, Мюнхен, Старая пинакотека
Альбрехт Альтдорфер Битва Александра Македонского с Дарием, 1529, Мюнхен, Старая пинакотека
Ганс Гольбейн Младший Портрет Якоба Майера и Доротеи Каннегиссер, 1516, Базель, Публичное художественное собрание
Ганс Гольбейн Младший Портрет Якоба Майера, 1516, Базель, Публичное художественное собрание
Ганс Гольбейн Младший Мертвый Христос, 1521
Ганс Гольбейн Младший Серия гравюр «Пляски смерти»
Ганс Гольбейн Младший Портрет Эразма Роттердамского, 1523, Париж, Лувр
Ганс Гольбейн Младший Портрет Томаса Мора, 1527
Ганс Гольбейн Младший Портрет семь Томаса Мора, 1527, Базель, Публичное художественное собрание
Ганс Гольбейн Младший Мадонна Якоба Майера (Дармштадтская Мадонна), Дармштадт, замок
Ганс Гольбейн Младший Портрет семьи художника, ок. 1528 -1529, Базель, Публичное художественное собрание
Ганс Гольбейн Младший Портрет Георга Гиссе, 1532, Берлин, Государственные музеи
Ганс Гольбейн Младший Портрет французских послов Жана де Дентвилль и Жоржа де Сельв, 1533, Лондон, Национальная галерея
Ганс Гольбейн Младший Портрет английского короля Генриха VIII
Ганс Гольбейн Младший Портрет Джейн Сеймур
Ганс Гольбейн Младший Портрет Анны Клевской
Ганс Гольбейн Младший Портрет Кристины Датской, герцогини Миланской, 1538, Лондонская Национальная галерея
Ганс Гольбейн Младший Автопортрет в возрасте 45 лет, 1543, Флоренция Уффици
Ганс Гольбейн Младший
Источник: https://present5.com/albrext-dyurer-1471-1528-avtoportret-1484-vena-albertina/
Альбрехт ДЮРЕР — велиий немецкий художник эпохи Возрождения
![]() |
А. ДЮРЕР (1471—1528) Автопортрет. 1493 г. Пергамент наклеен на холст. 56.5×44.5 см Париж. Лувр. |
Автопортрет 1493 года — один из первых живописных автопортретов в европейском искусстве. Дюрер написал его в г. Страсбурге, где работал подмастерьем у местного живописца, и послал родителям в Нюренберг. Портрет, по-видимому, писался для невесты художника — Агнессы Фрей. В руках у Альбрехта цветок чертополоха, называемый по-немецки «Мужской верностью».— любовный символ средних веков. Дюрер изобразил себя на портрете в нарядном праздничном костюме и рядом с обозначением года, 1493, он сделал надпись: «Дела мои идут как предопределено свыше». В это время Дюреру было 22 года. У него красивое, тонкое лицо, рыжеватые длинные волосы, серые глаза. Нервные руки прекрасной формы дополняют облик, изящный и благородный.
Портрет, может быть, несколько архаичен: жестковаты складки одежды, есть некоторая плоскостность и статичность. Но в портрете в полной мере присутствует обаяние настоящего искусства. Альбрехт Дюрер стал первым мастером европейского Севера, писавшим автопортреты. До этого в средневековом
сознании людей личность художника не считалась столь значимой и достойной изображения. Новая эпоха Ренессанса
принесла и осмысление важности творца.
Мастер изобразил себя в легком трехчетвертном повороте к зрителю, эта композиционная схема была найдена им
в раннем карандашном автопортрете, созданном еще в юности, в возрасте 13 лет.
Существует предположение, что этот портрет был создан Дюрером в качестве подарка для его невесты. Цветок
чертополоха в руке может толковаться как символ верности. Есть и иное мнение, согласно которому надпись в верхней
части полотна — «Мои дела определяются сверху», следует рассматривать как девиз художника, верящего в то, что
его жизнь предопределена Божьим промыслом.
В этом случае «Автопортрет» является «иллюстрацией» его кредо,
подкрепляемой вторым значением цветка чертополоха — символа страданий Христа.
![]() |
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528) Портрет молодого человека. 1521 г. Дерево, масло. 45,5х31,5. Дрезденская картинная галерея |
В искусстве эпохи Возрождения реалистический портрет занимает совершенно особое место. Именно в нем полнее всего выразилось содержание идей гуманизма, которыми руководствовались художники. Теоретики итальянского искусства уже в XV веке ставили перед живописью задачу «запечатлеть облик человека».
Дюрер углубил эту задачу: не только внешность, но и характер, темперамент человека, его духовный склад стремился передать в своих портретах великий немецкий художник. Энергичное лицо юноши, с пытливым взглядом, с волевыми, сжатыми губами — типичное лицо современника великих географических открытий и бурной политической борьбы в годы Реформации в Германии.
Предположительно, это — портрет кельнского купца Бернгарда фон Рестена, о котором упоминает в своем дневнике Дюрер.
Альбрехт Дюрер, главный представитель искусства эпохи Возрождения в Германии, родился и жил в Нюрнберге, учился у своего отца золотых дел мастера, позднее — в мастерской Михаэля Вольгемута.
Стремление познакомиться ближе с достижениями современного искусства побудило Дюрера совершить путешествие по Германии, Италии, Нидерландам.
Дюрер — один из образованнейших и разносторонне одаренных людей своего времени: живописец, теоретик искусства, инженер.
В каждом виде и жанре искусства Дюрер выступает как новатор. Он глубоко изучает натуру, выявляет ее закономерности. Полнее всего гуманистическая концепция мировоззрения Дюрера проявилась в жанре портрета.
Выражая общую для всех гуманистов идею величия и достоинства человеческой личности, Дюрер не подпадает под влияние других национальных школ или отдельных художников. Сын своей страны и своего времени, он прежде всего утверждает национальные идеалы.
Главным содержанием его портретов становится преобразующая сила духа и воли человека.
Внутренней собранностью и целеустремленностью отмечен «Портрет молодого человека». Твердые, чуть угловатые черты энергичного лица крепко вылеплены светом и тенью. Взгляд прозрачных глаз бесстрашно и решительно устремлен вдаль. Изломы полей шляпы подчеркивают взволнованность образа.
Точно передавая индивидуальные черты облика модели, Дюрер подчеркивает и типические качества характера героя своего времени, бурной эпохи Реформации и крестьянских войн в Германии, разрушивших устои феодализма.
Дюрер утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от ее социального положения.
![]() |
Мадонна. Дерево, масло. Вена. Историко-художественный музей |
Творчество Альбрехта Дюрера представляет немецкое Возрождение во всех его основных завоеваниях. Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге, учился у своего отца ювелирному делу, затем поступил в мастерскую Михаила Вольгемута.
Два раза он ездил в Италию, приобщившись таким образом к достижениям итальянской художественной культуры.
Разносторонность его интересов проявилась не только в живописи и графике, он занимался также архитектурой, теорией фортификации, был сведущ в различных областях естественных, математических и гуманитарных наук.
В своих книгах он разработал научные основы искусства и, более всего, теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы. Этот пытливый интерес ученого обнаруживает себя в искусстве Дюрера, обретая новый смысл обобщения и восхваления красоты мира и человека.
«Мадонну» Дюрера отличает от итальянцев большая степень конкретности человеческого образа и большая пристальность внимания к частностям. Структура, материальность, свойства и качество деталей привлекают его, когда он пишет покрывало мадонны, пряди ее волос или завитки на голове младенца.
Мадонна держит на руках ребенка, и Дюрер стремится передать не только нежность прикосновения ее рук, но весомость, объемность тела, анализирует его строение.
Любопытно, как он сопоставляет рисунок сложно развернутого тела и вьющихся прядей, в первом случае стремясь выявить движение, во втором — достигнуть декоративности. Облик мадонны покоряет своей простотой.
Красота материнства раскрыта Дюрером в обычной горожанке, но благодаря удивительной цельности натуры я целомудренности чувства, она воспринимается как прекрасный возвышенный образ.
![]() |
Четыре апостола. 1526 г. Дерево, масло. Каждая часть 215,5х76 см. Мюнхен. Старая Пинакотека |
С тех пор, как в 1526 году Дюрер преподнёс картину «Четыре апостола» в дар
Нюрнбергу, она до 1627 года висела в главном зале ратуши, где заседал магистрат и принимались важные для города решения. То, что картина с самого начала предназначалась Дюрером для общественного здания, а не для церкви придало ей новое содержание. Картина почти совсем лишена религиозных чувств.
Четыре мошных человека символизируют гражданскую доблесть и верность служению народу. Здесь подчёркивается героический пафос и духовная сила людей. На левой створке алтаря на переднем плане изображена фигура Иоанна с одухотворённой головой ученого, за ним — тяжёловесный медлительный Петр.
Она углубились в чтение. В общем настроении двух людей, представленных на левой створке, преобладает духовная сила человека. В правой створке — с фигурами Павла и Марка — главенствует сила действенная героическая. Павел, изображённый на переднем плане, схватился за меч.
Одежда этого проповедника, кажется, сделана из того же материала, что и меч. Из тёмного фона выступает лицо Марка с горящим взглядом.
Монументальная постановка фигур строгая симметрия, светотеневая моделировка, материальность фактуры — все выявляет смысл, изображения Часто о картине «Четыре апостола» говорят, как о воплощении четырех человеческих темпераментов.
Портрет Филиппа Меланхтона. 1526 г.
Награвированное на меди профильное изображение немецкого философа-гуманиста, красиво и тонко исполненное даёт яркое представление о страстной и волевой натуре портретируемого, одного из выдающихся и характернейших представителей эпохи Возрождения в Германии, возглавившего после смерти Лютера немецкую реформацию.
Портрет Эразма Роттердамского. 1526 г.
Гравюра на меди. Изображение философа-гуманиста, автора выдающегося произведения эпохи немецкого Возрождения «Похвала глупости», служит превосходным примером портретного искусства Дюрера. Необычный по композиционному решению, сделанный с безжалостной правдивостью и холодным изяществом, он является одним из драгоценных проявлений гениальной проницательности дюреровского искусства
Архангел Михаил поражает дракона. Гравюра на дереве. Государственный Эрмитаж.
Святой Антоний. 1519 г.
Эта гравюра на меди свидетельствует о сложных философских и художественных исканиях Дюрера. Великолепный пейзаж — вид старого немецкого городка — в сочетании с закутанной в плащ мужской фигурой производит сильное впечатление. Художник с большой убедительностью передаёт состояние одиночества человека и безмолвное слово вымершего города.
Четыре всадника. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1498 г.
В этой прославленной гравюре, относящейся к знаменитой серии, проникнутой пафосом борьбы, созвучной тревожному настроению, царившему в Германии в конце 15-го века, в образах четырёх всадников Дюрер олицетворяет войну, мор, суд и смерть — явления, характерные для того времени.
Меланхолия. 1513-1514 гг. |
Одна из наиболее прославленных гравюр на меди художника. Ее сложная символика по идее Дюрера служит как бы олицетворением неутоляемой, а потому и трагической духовной жажды. Мощный и вместе с тем горький образ «Меланхолии» одно из наиболее глубоких произведений мастера. Художник воплощает мысли, волновавшие людей эпохи Возрождения: об истинной ценности человеческих знаний, о твердости убеждений, о стремлении преодолеть преграды, стоящие перед человеческим разумом,
Блудный сын. Около 1498 г.
Гравюра на меди. В этом листе религиозный сюжет, заимствованный из «Библии», трактуется художником в плане бытовой сцены.
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/12/blog-post_5088.html?m=1
Селфи XV века: автопортреты Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471—1528) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса
Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.
Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Наконец, посетив еще и Страсбург, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.
Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.
Самый первый автопортрет 13-летнего Дюрера, который он нарисовал серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца – ювелирных дел мастера Альбрехта Дюрера-старшего. На полотне написано: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был ещё ребёнком. Альбрехт Дюрер»
«Автопортрет с чертополохом» Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника.
Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Здесь художнику двадцать два года.
Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре.
Автопортрет, 1493. Лувр, Париж
На мадридском «Автопортрете» (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера.
В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.
Автопортрет, 1498. Молодой и наряженный по моде, вернувшийся из путешествия по Италии, художник написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Музей Прадо, Мадрид
В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа». Здесь идеализированный облик, известный по более ранним автопортретам, сменился на строгое, пронзительное изображение.
Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный.
В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.
Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», — гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал ,они всегда имели черты сходства с самим художником.
Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен
«Дюрер – больной», — написал художник в 1510 гогу, изобразив себя обнажённым. На животе он нарисовал жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».
«Дюрер — больной», 1510. Кунстхалле, Бремен
Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное – этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном».
Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми».
Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.
Мария Гринфельдт
Источник: https://365mag.ru/culture/selfi-xv-veka-avtoportrety-al-brehta-dyurera
Альбрехт Дюрер — гений «Северного Возрождения» / Выставка в Днепре
li_ga2014Впервые в Днепре — лишь оригиналы немецкого живописца
Автопортреты Дюрера еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.
1484
Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет.На этом карандашном рисунке Дюрер- тонкий чувствительный юноша
В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).Здесь ему двадцать два года. Утонченным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волновые линии длинных светлых волось.
1498На мадридском автопортрете (1498, Прадо)
Дюрер появляется процветающим человеком. Его руки отдыхают на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой одетым в платье богатого бюргера.
В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, которая владеет высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.
1500
В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старра Пинакотека). Здесь самозамилування мастера, заметное в его более ранних автопортретах, переминяеться трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, очи приковывают внимание, тональные соотношения дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный.
В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.
Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение, формировались под воздействием трех людей, которые сыграли наиболее важную роль в его жизни: отца, ювелира, выходца, из Венгрии; крестного Кобергера, что оставил ювелирное искусство и занялся издательским делом; и ближайшего друга Дюрера — Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, который познакомил молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских художниковДюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаеля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с большим гравером Мартином Шонгауером, но не залогов его в живых. 1492-1494 он провел в Базеле, наибольшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.
В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По пути мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.
Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготовляли ксилографии. Печатая значительное количество отпечатков, Дюрер с 1497 стал прибегать к услугам агентов, которые продавали его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; славу ему принесло издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса» кони летят над телами упалих людей. Эмоциональная напряженность достигается с помощью противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается странный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 протежировал курфюрст саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварели, из которых наиболее знаменитый -«Большой кусок дерна»(1503, Вена,Художественно исторический музей).Написанные разными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной старательностью и точностью.Выполненная в 1504 гравюра «Адам и Ева» ,отличается монументальностью и классическими тенденциями. Обе фигуры — плод исследований пропорций человеческого телаТеперь художник обратился к гравюре на металле, что давало возможность оперировать больше тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер опять приехал в Венецию. Отношение Дюрера в Венецию было двойственным.Для него этот город был одновременно и гнездом плутов и воров, и местом, «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию (Мадонна на троне с будущими ей святыми по сторонам).На этой картине Мадонне с Ребенком поклоняются император и папа римский, а за ними — толпа народа, в какой Дюрер изобразил многих своих современников.Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 более важное место занимают картины.Дюрера, очевидно, не привлекал широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи),и он продолжает писать в твердом линеарномом стиле. Для этого периода характерны такие картины,как «Адам и Ева»(1507, Прадо). Гибкие тела продленных пропорций с признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504.
. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написалПоклонение Троицы (ВенаХудожественно исторический музей).
Троица изображена на центральной осе (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и розп’ятий Христос); вокруг -святые, образовывающие четыре группы:вверху налево — мученики во главе с Богоматерью; справа — пророки,пророчици и сивиллы под проводом Ивана Хрестителя;внизу налево — деятели церквиведомые двумя папами,а справа — миряне во главе с императором и королем.В самому низу изображенный пейзаж с озером, на березе которого показана одинокая фигура самого Дюрера,
- блестящие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и туч.
Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 года были посвящены преимущественно гравюре. В 1513-1514 он создал три самих знаменитых своих листы: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».На первом из них рыцарь-христианин едет по гористойместности, сопровождаемый Смертью с песчаными часами и дьяволом.Образ рыцаря возник, возможно, под воздействием трактата Еразма РоттердамскогоРуководство христианского воина (1504).
Рыцарь — аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги ,борясь со смертью.
Лист Св. Иероним в келье,напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни.Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев.
Сквозь окна в это мирное уютное жилье льется светло, однако и сюда вторгаются символы, которые напоминают о смертях: череп и песочные часы.
На гравюре Меланхолия Iизображена крылатая женская фигура, которая сидит среди разбросанных беспорядочно приборов и инструментов.
Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный образ Богоматери с ребенком и св. Анной (1519-1520, Метрополитен).Последний являет собой композицию, которая состоит из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, которая поклоняется Ребенку Христу.
Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские, оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.В 1526 Дюрер создал Портрет Еразма Роттердамского (гравюра на меди),чьи умеренные религиозные взгляды, очевидно, совпадали с его собственными
. Диптих «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старра Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.
Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрары (1488).
Интересно посмотреть вживую….
Экспонироваться работы Дюрера будут в музее с 6 октября до 21 декабря 2017по материаламhttp://museum.net.ua
Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/447587.html
Художник Альбрехт Дюрер
«Праздник всех святых»
(Алтарь Ландауэр) 1511,Музей истории искусств, Вена
«Христос среди книжников» Собрание Тиссен-Борнемица, 1506, Мадрид
«Адам и Ева» 1507, Прадо, Мадрид (самое красивое изображение Адама и Евы !! )
«Автопортрет» 1493
«Автопортрет » 1500
«Мадонна с грушей» 1512, Музей истории искусств, Вена
«Молящаяся Мария»
Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.
Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).
При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511).
Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
“Меланхолия I ” (1514)
«Рыцарь, Смерть и Дьявол» 1513
- «Четыре всадника Апокалипсиса»
- «Праздник четок» 1506, Национальная галерея, Прага
- «Святой Иероним» 1521
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521).
Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы.
Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).
В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью.
Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, — хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем.
Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, — он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, — особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен.
Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению…”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528).
Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Ecce Homo (Сын человеческий)
Около 1495, Кунстхалле, Карлсруэ
- «Четыре апостола»
- «Портрет отца Дюрера в 70 лет» 1497
- «Поклонение волхвов» 1504
- «Император Максимиллиан I» 1519
- «Алтарь Паумгартнера» 1500-1504
- «Семь печалей девы» 1497
- «Императоры Карл и Сигизмунд» 1512
- «Портрет юноши» ок. 1504
- «Портрет молодой венецианки» 1505
- «Мария с младенцем и святой Анной» 1519
- «Портрет женщины» 1506
- «Портрет Иеронима Хольцшуэра» 1526
- Алтарь Ябаха, наружняя сторона левой створки » Иов, терпящий унижение от жены» Около 1500-1503
- «Портрет неизвестного в красной мантии» (св. Себастьян) Около 1499
- «Портрет Освальда Крелля» 1499
- «Alliance Coat of Arms of the Dure and Holpe Families» 1490
- «Портрет Фелиситас Тухер» Диптих, правая сторона 1499
- «Портрет Ганса Тухера» Диптих, левая сторона 1499
- «Оплакивание Христа»
- «Портрет мужчины на зелёном фоне» 1497
- «Портрет Михаэля Вольгемута» 1516
- «Апостол Филипп» 1516
- » Мадонна с яблоком» 1526
- «Куст травы» 1503
- «Мария с младенцем перед аркой ворот» 1494-97
- «Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского»
- «Два музыканта»
- «Кающийся св. Иероним»
- «Мадонна с щеглом»
- «Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер» 1490-93
- «Портрет Альбрехта Дюрера» отец художника 1490-93
Цитата сообщения Александр_Ш_КрыловПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Альбрехт Дюрер
Источник: https://16-centure-ru.livejournal.com/117757.html