Не вспоминай тех чудных дней Что вечно сердцу будут милы, — Тех дней, когда любили мы. Они живут в душе моей. И будут жить, пока есть силы — До вечной — до могильной тьмы. Забыть… Все, что связало нас? Как слушал я стук сердца страстный, Играя золотом волос…
Клянусь, я помню, как сейчас, Твой томный взор, твой лик прекрасный, И нежных уст немой вопрос. Как льнула ты к груди моей, И глаз твоих полу призыв, Полу испуг — будил желанье… И мы сближались все тесней, Уста к устам, весь мир забыв, Чтоб умереть в одном лобзании!..
Потом склоняла ты чело, И глаз лазуревую негу Густых ресниц скрывала сень, Она — как ворона крыло, Скользя по девственному снегу, — На блеск ланит кидали тень… Вчера пригрезилась во сне Любовь былая наша мне… И слаще было сновидение, Чем в жизни новой страсти пыл; Сиянье глаз иных — затмил Твой взор в безумии наслаждения.
Не говори ж, не вспоминай Тех дней, что снов дарят нам рай, Тех дней, что сердцу будут милы, Пока нас не забудет свет, Как хладный камень у могилы, Вещающий, что нас уж нет!..
Джордж (Лорд) Байрон — «Не вспоминай…»
Hals, Dirck — De buitenpartij, 1627
Давид Жак-Луи (1748 — 1825) — Прощание Телемаха и Эвхариды
Картина французского художника Жака Луи Давида «Путешествие Телемаха». Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». Эвхарида (греч. Eucharis, очень изящная), в древнегреческой мифологии, была одной из нимф, спутниц Калипсо.
Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. Однако, Телемах был вынужден прервать их романтические отношения, чтобы продолжить поиски своего пропавшего отца Одиссея.
На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо.Рау Жан (1677 Монпелье — 1734 Париж) — Орфей и Эвридика
Westall, Richard — Vertumnus And Pomona
Collier, John — Horace And Lydia
Hera In The House Of Hephaistos — Sir William Blake Richmond
Rebecca and Sir Brian de Bois-Guilbert Léon Cogniet (1794–1880)
Fritz Zuber-Buhler (1822–1896) Woodland Idyll
Bayeu y Subías, Francisco El paseo de las Delicias, en Madrid 1785
Bayeu y Subías, Ramón 1778
Bayeu y Subías, Ramón 1778
Kaemmerer, Frederick Hendrik — A Flirtation (Also Known As The Lady In Red)
Buytewech, Willem Pietersz. — Een deftig gezelschap op een terras, 1616-1620
Castillo, José del La pradera de San Isidro 1785
Cesare Auguste Detti (1847-1914) The royal audience
Cesare Auguste Detti
Codde, Pieter — Galante dames en heren, 1633
Эсайас ван де Вельде — Компания в дворцовом саду
Ланкре Никола (Париж 1690-1743) — Танцы у фонтана
Буше Франсуа (Париж 1703-1770) — Фонтан любви
Бомпиани Роберто (Рим 1821-1908) — Древнеримское застолье
The Riven Shield — Philip Richard Morris
Goya y Lucientes, Francisco 1786
Goya y Lucientes, Francisco 1787
Graat, Barend — Een gezelschap in een tuin, 1661
Frédéric Soulacroix
Henry Gillard Glindoni
Henry Guillaume Schlesinger (1814-1893)
Henry Gillard Glindoni
John Haynes Williams (1836-1908) The Introduction signed
Love Sonnets by Robert Alexander Hillingford
Ludovico Marchetti (1853-1909) Before the Tournament
Scholten, Hendrik Jacobus — De prinses van Oranje bezoekt het atelier van Bartholomeus van der Helst, op de achtergrond de ’Schuttersmaaltijd’ van 1648, 1850-1870
Rubens, Pedro Pablo El jardín del Amor 1635
Moritz, Louis — De Muziekles, 1808 Мне сладких обманов романа не надо, Прочь вымысел! Тщетно души не волнуй! О, дайте мне луч упоенного взгляда И первый стыдливый любви поцелуй! Поэт, воспевающий рощу и поле! Спеши, — вдохновение свое уврачуй! Стихи твои хлынут потоком на воле, Лишь вкусишь ты первый любви поцелуй! Не бойся, что Феб отвратит свои взоры, О помощи муз не жалей, не тоскуй. Что Феб ! Что парнасские хоры! Заменит их первый любви поцелуй! Не надо мне мертвых созданий искусства! О, свет лицемерный, кляни и ликуй! Я жду вдохновения, где вырвалось чувство, Где слышится первый любви поцелуй! Создания мечты, где пастушки тоскуют, Где дремлют стада у задумчивых струй, Быть может, пленят, но души не взволнуют, — Дороже мне первый любви поцелуй! О, кто говорит: человек, искупая Грех праотца, вечно рыдай и горюй! Нет! цел уголок недоступного рая: Он там, где есть первый любви поцелуй! Пусть старость мне кровь беспощадно остудит, Ты, память былого, мне сердце чаруй! И лучшим сокровищем памяти будет — Он — первый стыдливый любви поцелуй!
Джордж (Лорд) Байрон — «Первый поцелуй любви»
Франс ван Мирис I — Магазин тканей
Франс Франкен II — Танцевальный вечер
Antonio Ermolao Paoletti
A Flirtatious Couple by Jean Henri de Coene
Aerts, Hendrick — Gefantaseerd renaissance paleis., 1602
Albert Schrader
Coene, Jean Henri de — The Proposal
Benjamin Eugène Fichel (French, 1826-1895) Game of chess
Brice, Ignace — De poelier.
, 1827
Card Players in a Drawing Room Pierre Louis Dumesnil the Younger ( 1698–1781)
Charles Francois Pecrus French, 1826-1907 The Love Letter, 1859
Труа Жан Франсуа де (1679 Париж — 1752 Рим) — Перед балом
Якоби Валерий Шуты При Дворе Императрицы Анны Иоанновны
Никколо Мария Росси — Прогулка вице-короля Неаполя графа Харраха из королевского дворца.
ок1730
Жак-Луи Давид — Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) и его жена (Мари-Анна-Пьеретта Паульц, 1758-1836)
Джордж Морланд The Angler’s Repast
Вильбо Жак (Шато-Порсьен 1729-1806) — Портрет герцога Шуазеля с компаньонами
The Soldier's Return by Marcus Stone, 1900
Jean Carolus Choosing the Ring
Gaisser Jacob 1825-1899
FRANZ XAVIER SIMM Theatre scene
Gallant Scene by Jose de (Chavez y Ortiz) Chavez, 1876
GEORGE GOODWIN KILBURNE (1839-1924)
Haigh Wood Charles Fair Deceivers
Jens Juel (1745-1802) — Niels Ryberg with his Son Johan Christian and his Daughter-in-Law Engelke, née Falbe, 1797
John Arthur Lomax
JOSEPH FRANQOIS DUCQ Interior of an Artist’s Studio with a Couple examining Engravings
Luis Alvarez Catalá
Luis Alvarez Катала The Artist-s Model
Carl Schweninger jun. (1854–1903) The Tryst
Воздушный океан частицами своими Трепещет вкруг меня, воспламенясь, горит; Дробятся небеса лучами золотыми, Колеблется земля и радостно дрожит. Я слышу — на волнах гармонии небесной Несется шелест крыл и поцелуев звук… Я светом ослеплен… О, что за свет чудесный? — Любовь, любовь прошла! гремит ответ вокруг…
Густаво Беккер — «Любовь»
A. L. Grace (British, 1870 — 1900)
Thomas Kent Pelham (1860-1891) Gossips
Gilbert, Victor Gabriel → Бал
Giuseppe De Nittis, Italian, 1846-1884 — Return from the Races
Baron, Henri → Обед в Тюильри [Dinner at the Tuileries] 1867
Oscar BLUHM Elegant Ladies at the Races
P. RIBERA La femme trompée Huile sur toile signée, datée et située, Paris.
Sörensen, Jacobus — Portret van de heer en mevrouw Thijssen op het ijs, 1845
Marcus Stone R.A. A Honeymoon
Ренуар Пьер-Огюст (1841 Лимож — 1919 Кань) — Променад
Vincente Gonzalez Palmaroli
JULES SALLES WAGNER (1814-1898) THE HANDSOME VISITOR
John Callcott Horsley, English, 1817-1903 — Lovers under a Blossom Tree
Coene, Jean Henri de — Marktnieuws, 1827
Camille leopold Cabaillot lassalle (1839-1881) The railway carriage
ALICE BARBER STEPHENS (1858-1932)
Malczewski, Jacek — Portret Karola i Malgorzaty Lanckoronskich (Portrait Of Margaret And Charles Lanckoronski), 1905
Basile Lemeunier
ТРУТОВСКИЙ Константин — Сцена у колодца
ТРУТОВСКИЙ Константин — На сеновале
Artz, David Adolph Constant — Jongen en meisje in het duin., 1870-1890
Вильгельм Петерс → Под перекрёстным огнём, 1896
Neuhuys, Albert — Vissersvrijage, 1880
СПАСИБО,
Маргарита мудрец
- Активность: 90k
- Репутация: 9915
- Пол: Женщина
Маргарита мудрец
Источник: https://obiskusstve.com/489628279185869047/zhivopis-ne-vspominaj-teh-chudnyh-dnej-chto-vechno-serdtsu-budut-mily/
Картины про несчастных невест в русском искусстве
?
Categories: Свадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои — купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печальненько.Особенно усердствовали на эту тему передвижники, но общего настроения не избежали и другие художники-жанристы.Итак, окунемся в бездны слез!
Конечно,«НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА
И также его «прерванное венчание»
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.
Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».
А еще«прерванное обручение»
адриана волкова
В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский.
На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал!
По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.
«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья.
Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь.
А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.
На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой.
Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое.В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова «Перед свадьбой» (1872) года: тут уже страдающая мать.
На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна!Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было совершенно не комильфо.
Брак рассматривался как сделка, а невеста — как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873).На полотне Николая Неврева «Смотрины» (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.
«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»ФИРСА ЖУРАВЛЕВА
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.
- Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут разговор идет только между отцом и дочерью.Картину, пытаясь угадать предысторию, называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…
В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест).
А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених? Не волнуйся, милая, он скоро помрет!
В сравнении с этими картинами произведения Федотова — прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.
«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест.
В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной.
Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся!
Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…
Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы.
«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА
Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры.
Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д.
Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного.
Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ»ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА
Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует.
Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха.
Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех.
Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И придет это все в итоге к трагедии не только этой семьи, но целой страны.
Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1152965.html
Белая гвардия и Гражданская война на картинах русских художников
Опубликовано пользователем сайта
Дмитрий Шмарин
«Автопортрет на фоне картины «Расказачивание»
Дмитрий Александрович Шмарин родился в Москве в 1967 году, отец – коренной москвич, мать происходит из семьи кубанских казаков. По окончании детской художественной школы и МСХШ при Суриковском институте, в 1985 году Дмитрий поступил в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Темой трагедии казачества пронизано всё его творчество.
«Расказачивание»
По приказу ВЦИК от 24 января 1919 года о поголовном уничтожении казачества большевики стали хладнокровно истреблять казачье сословие, начав с Донских станиц. Не выдержав надругательств, казаки восстали, но восстание было подавлено с чудовищной жестокостью.
Ранней весной 1919 года в станицах Вешенская и Казанская производились расстрелы. Казаков выбивали семьями, – от мужчин, способных держать оружие, до несмышленых детей. Вместе с казаками убивали и станичных священников.
Для исполнения кровавого приказа в качестве палачей русского народа были призваны отряды китайцев и латышей, не гнушалась власть и уголовниками. Страшный миг предстояния казаков перед лицом смерти Дмитрий Шмарин избрал сюжетом для своей картины «Расказачивание».
Достойное смирение перед волей Божией поражает не менее, чем суровое мужество в стоянии за правду людей, представленных на полотне. На фоне призрачной серой нежити, – большевистских палачей, ярко сияют белые рубахи приговоренных мучеников, синевой горит васильковая юбка казачки, рыдающей на плече у мужа.
Вдалеке, в прозрачной дымке, подчеркивая трагичный и торжественный покой, тихо светятся купола станичного храма, мирно дремлют светлые хаты, широко расстилается Донская степь. Все замерло… В работе
«За Русь Святую» ранит сердце образ «белых витязей», – русских детей, подростков, наравне со взрослыми вставших в боевые ряды.
«Молитва перед дорогой»
«Ледяной поход»
«Белые пришли»
- «Расстрел белых в Крыму»
«Прощание. Осень»
- Дмитрий Белюкин
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И.
Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). Художником больших тем называют Дмитрия Белюкина искусствоведы. Пожалуй, не будет преувеличением сказать – главных тем.
Ведь в своих работах он размышляет о смысле жизни и истории, пытается заглянуть в будущее России через ее прошлое… В свои 50 лет Дмитрий Белюкин удостоен высших для российского художника регалий, выставки его имеют успех, репродукции с картин публикуются на обложках книг, в учебниках истории.
В Москве открыта постоянная галерея его работ. И главное — никто не сможет упрекнуть его в том, что за все годы творчества он хоть в чем-то изменил своему изначальному кредо.
Выдержка из интервью:
— Ваш отец в 1990-е написал серию «Галерея предков», есть в ней и портрет его деда, вашего прадеда Сергея Кузьмича Белюкина из деревни Кораблинка Серебрянопрудского района Рязанской (ныне Московской) области. Мне кажется, в этом суровом старике с тонкими чертами лица отражены характерные черты вашего рода…
— Возможно. Большая была семья, образованные крестьяне, которым, вероятно, порадовался бы Петр Аркадьевич Столыпин… Они выписывали сельскохозяйственные журналы, покупали технику.
Отец нередко вспоминал деревенское детство. Он запросто мог мне вырезать дудочку или городки.
Чтобы в лесу попить воды из родника, делал из бересты ковшик, который мы потом оставляли на ближайшем дереве для других.
- А сейчас нет не только нашего дома в деревне Кораблинка, нет и самой деревни. XX век стер ее с лица земли…
- Некоторые работы Дмитрия Белюкина:
- Казак Сухой
- «Есаул Кострыкин и Биплан»
- «Эвакуация корниловцев из Крыма»
- «Исход»
- Фрагмент картины «Исход»
- «Осколки»
Художник Иван Владимиров (1869 – 1947) автор известной картины “Ленин и Сталин в Разливе” известен еще и своими акварельными зарисовками социалистической революции. Делал он их в 1917 году с натуры, то что видел своими глазами. Вот здесь показано как революционные массы устраивают погром в Зимнем Дворце:
- А здесь – пролетарии грабят винный склад:
- Местный поп и помещик перед революционным судом. Вскоре они будут казнены:
- Большевики изымают у крестьян хлеб:
- Февраль 1917, арест белогвардейских генералов:
- Агитатор в деревне с портретом Троцкого в руках, вот так и одурачивали народные массы:
- Павел Рыженко
Павел Рыженко(род. в 1970 г.) – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле «классического русского реализма». Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее».
О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый «электорат», а народ с богатой историей и самосознанием.
Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, «мишурной» культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия».
«Прощание с погонами»
Живопись Рыженко — это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».
«Прощание Государя с войсками»
Одно из самых известных произведений Павла Рыженко – триптих, посвящённый трагической судьбе Императора Николая Второго и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Ставка в Могилёве.
Здесь ещё несколько дней назад Николай Романов был самодержцем всероссийским, правителем великой Империи. И, вот, он вернулся сюда, отрёкшись от престола, вернулся не Императором уже, а полковником Романовым, вернулся, чтобы проститься с дорогими своему сердцу войсками.
Согбенный, идёт он вдоль их молчаливого ряда, заглядывая в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощения… А они в последний раз отдают честь своему Царю, которого не суждено им больше увидеть. На Россию движется страшная, непоправимая уже беда. Катит по ней, по определению Солженицына, роковое красное колесо… Молох запущен, и его не остановить уже.
Россия шагнул в бездну, и скоро она поглотит и её, и Государя, и верные ему войска… И эту атмосферу надвигающейся, набирающей обороты катастрофы передаёт февральская вьюга, изображённая на картине.
Словно дымом, укутано мглою небо, ветер гнёт деревья, полощет знамёна, поднимает хлопья снега и швыряет их в лица русских воинов и русского Царя, заметает их, слепит глаза… Своим отречением Государь окончательно раскрыл двери Империи для февральских оголтелых ветров, разгулявшихся теперь на её просторах. И ветра эти сдуют скоро с лица земли Великую Россию…
- «Заточение в Царском селе»
- «Ипатьевский дом после цареубийства»
- Приблизительно к тем же роковым для Русской земли годам относится картина Павла Рыженко «Веночек», поразительная по глубинной, неизбывной печали своей, проникающая в самую душу и вызывающую в ней странную, необъяснимую тоску и горечь утраты…
На картине ранняя весна. Снег едва стаял, и оттого вся земля напоминает собою болото. Деревья окутаны лёгкой зеленоватой дымкой. За их ветвями маячит серое, дождливое небо, унылое и скорбное. Кажется, что вся природа плачет в этот миг, сочувствуя пришедшему с фронта солдату.
Выжил он в страшной войне, дошёл, раненый, до дома, а здесь уж и нет никого.
Никто героя не ждёт… И пришёл солдат на погост, поклонился родной могилке, уронил скупую слезу… Вспомнил он былые мирные годы, вспомнил, как уходил отсюда защищать родную землю, как прощался с тою, что покоится теперь на этом заболоченном кладбище. Многое вспомнил солдат.
Думал он сказать «здравствуй» дорогому себе человеку, а приходится снова прощаться, теперь уже навеки… Кто покоится под этим серым деревянным крестом с веночком из жёлтых цветов? Мать ли солдата? Или жена? Нам этого не узнать… Мы можем лишь видеть бесконечную скорбь пришедшего с войны героя, и скорбеть вместе с ним…
- До слёз драматичен и трогателен сюжет картины «Зонтик»:
- «Зонтик»
Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?
- И ещё несколько работ но уже разных художников, посвящённых этой теме.
- Олег Ожогин «Офицер»
- Ю. Репин «Портрет Василия Михайловича Максимова»
В. Мирошниченко. Петр Николаевич Врангель
Р.В. Былинская. Александр Васильевич Колчак
Д. Трофимов. Антон Иванович Деникин
Илья Глазунов «Разгром храма в пасхальную ночь»
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/66266_belaya-gvardiya-i-grazhdanskaya-voyna-na-kartinakh-russkikh-khudozhnikov
П. В. Рыженко «Прощание с конвоем»
«В чем, на ваш взгляд, секрет художника сегодня?» — спросили однажды Павла Рыженко. Он ответил: «Секрет художника в ответе на вопрос: как в России, в 21–м веке, остаться человеком? …Надо быть совестливым. Надо жить с совестью,…она, как компас, выведет верно, не ошибётся».
Павел Викторович Рыженко — заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова, родился в 1970 году в городе Калуге. Рисовал с пяти лет. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу при Институте им. Сурикова. Затем была служба в армии. В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова, которого очень уважал и любил. С 1999 года преподавал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. С 2007 года работал в Студии военных художников им. М.Б.Грекова. Ушёл из жизни в 2014г.
Когда Павел Рыженко учился в Академии, в какой-то момент он понял, что не может жить по-прежнему. В 23 года крестился, потом хотел уйти в монастырь. Был послушником на Валаамском подворье в Приозерске. Но понял, что это не его путь. Он должен писать. И уже с позиции Веры стал рассматривать творчество, сюжеты будущих своих картин.
В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, преп. Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. Художник шёл к успеху «через собственный труд, покаяние, работу над своей душой». Его работы – настоящие шедевры классической школы живописи.
Одной из известных работ художника является триптих «Царская Голгофа». Сегодня мы познакомимся с первой картиной этого триптиха «Прощание с конвоем» (2004г.).
Мы видим суровый зимний день. Войска Императорского конвоя — казаки, выстроены в несколько шеренг. Император Николай II прощается с ними, после своего отречения от Престола, в марте 1917 года. Из документов известно, что прощание происходило не на улице, а в здании казарм и в Ставке, но картина, по словам вдовы художника, символична, и я думаю, такие подробности не так важны.
Хмурость, ветреность дня подчёркивают тяжесть и безысходность ситуации, нависшей над Россией. В лице конвоя бывший Государь прощается со всем своим народом. Когда-то эти люди были очень преданы ему, они присягали служить Верой и Правдой. Николай II был с ними на фронте, в госпиталях и в тылу. Многих он знал лично, кто-то из них служил, быть может, его отцу, Александру III.
Русская армия на протяжении веков выступала под знаменами «За Веру, Царя и Отечество». В личный конвой Государя отбирались лучшие из лучших казаков и офицеров, чтобы даже ценой своей жизни они готовы были защитить Престол и Отечество. И что мы видим?
Некоторые офицеры уже сорвали погоны и нацепили красные банты. Как же тяжело было смотреть на это предательство Николаю II.
Словно земля ушла из-под ног, и не на что стало опереться. На переднем плане казаки, их глаза опущены, – стыдно смотреть в глаза отцу, которого предали. Но совесть ещё жива в их душах. Один не выдержал позора и упал в ноги царю, другой рыдает, закрывшись папахой. У многих есть нательные святые образки, которые каждому лично подарила Императрица Александра Фёдоровна перед отправкой на фронт.
И не жгут ли эти образки теперь сердце под шинелью? Возможно, казаки были обмануты, думая, что армия нужна России, не зависимо от политического строя. А некоторые и не понимали, что фактически предают Отечество. Осознание придёт позже. Конвойцы не приняли ни Февральский переворот, ни Октябрьский.
И беда их в том, что они, в большинстве своём, не заняли ни одну из сторон, покинув пределы России.
Посмотрим на Государя. Мы видим, как тяжело Ему далось решение об отречении от Престола: усталая осанка, опущенные плечи. Но ведь это не Он отрёкся от Отечества, — это бóльшая часть России отреклась от царя! Он честно и открыто смотрит на тех людей, которые верой и правдой служили ему.
Он прощает их, понимая противоречивость времени. Николай II пишет в своём дневнике: «…прощался с офицерами и казаками конвоя и Сводного полка — сердце у меня чуть не разорвалось!» Так искренне Он любил их…
А в небе уже кружится вороньё, пророча смуту и террор.
Вдали, в открытом автомобиле привстал представитель новой власти в чёрных одеждах, ждёт не дождётся своей «добычи», предвкушая момент «Царской Голгофы». Скорей уничтожить Государя, его ни в чём неповинную семью, а за ними и всю православную державу – такой целью задалась новая власть.
Эта картина, как набат, призывающий услышать уроки прошлого…Она заставляет нас задуматься о своём месте в истории, принять правильное решение, чтобы не пришлось потом бежать из России. Да и куда бежать? По словам Рыженко, «картины художника должны быть не только надеждой, но и подсказкой, как исправить самого себя». На мой взгляд, для нас эта картина — хорошая подсказка.
Текст подготовила Лилия Нестерова.
Источник: http://iz-sssr.ucoz.ru/publ/opisanija_kartin/p_v_ryzhenko_proshhanie_s_konvoem/6-1-0-64
Тайна безумия Ван Гога: о чем говорит его последняя картина?
Аластер Сук BBC Culture
Правообладатель иллюстрации Van Gogh
Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель BBC Culture исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.
- 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.
- К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания — с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.
- После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.
- Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.
- Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.
Умирая, Ван Гог выговорил: «Вот так я и хотел уйти!»
- Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.
- В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.
- Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.
- Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник
Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.
О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет — но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.
«Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, — писал Тео своей жене Йоханне. — Умирая, он выговорил: «Вот так я и хотел уйти!», после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле».
- Выставка «На грани безумия» в Музее Ван Гога в Амстердаме дает подробное и целостное представление о последних полутора годах жизни художника.
- Точный диагноз Ван Гога посетителям не называют (за прошедшие десятилетия выдвигались самые разные гипотезы — от эпилепсии и шизофрении до алкоголизма, психопатии и пограничного расстройства личности), зато среди экспонатов есть проржавевший револьвер, найденный в полях за замком в Овере где-то в 1960 году.
- Анализ револьвера показал, что из него стреляли и что он пролежал в земле от 50 до 80 лет, — иными словами, вполне вероятно, что это именно тот револьвер, с помощью которого Ван Гог покончил с собой.
- Корни всех бед
- Кроме того, на выставке можно взглянуть на недавно обнаруженное письмо, о котором много говорилось в средствах массовой информации.
- Его написал лечащий врач Ван Гога в Арле Феликс Рэй, снабдив повествование рисунком, показывающим, какую именно часть уха отрезал себе художник.
В течение долгих лет биографы спорили о том, лишился ли Ван Гог всего уха или только мочки. Письмо, найденное независимым исследователем Бернадеттой Мерфи, которая написала о своем открытии книгу «Подлинная история уха Ван Гога», неопровержимо доказывает, что несчастный безумец отхватил себе ухо целиком.
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Письмо французского провинциального врача Феликса Рэя, показывающее, какую часть уха отрезал себе Ван Гог в декабре 1888 года
Разумеется, письмо стало на выставке гвоздем программы. Однако во время недавнего посещения музея мое внимание привлек другой экспонат — неоконченная картина шириной около метра под названием «Корни деревьев» (1890 год).
Ван Гог работал над ней утром 27 июля, за несколько часов до попытки самоубийства. Это было его последнее полотно.
На первый взгляд эта насыщенная картина кажется почти абстрактной: как можно «прочитать» эту массу синих, зеленых и желтых мазков, между которыми просвечивает холст?
Правообладатель иллюстрации Van Gogh Image caption «Корни деревьев» Ван Гога — сложное «сплошное» полотно без какого-либо определенного акцента
Но постепенно сквозь беспорядочные пятна проступает пейзаж: обнаженные корни и нижние части деревьев на фоне светлой песчаной почвы на крутом известняковом склоне. В верхнем левом углу картины проглядывает небольшой клочок неба.
За исключением этого крохотного кусочка весь холст занят тесным сплетением узловатых корней, стволов, ветвей и буйной растительности. Как отмечает Мартин Бэйли, историк-искусствовед и автор книги «Южная студия: Ван Гог в Провансе», которая сейчас готовится к публикации, «верхушки деревьев обрезаны очень необычным образом — примерно как на японских гравюрах, которыми так восхищался Ван Гог».
Ван Гог писал вопреки своей болезни, а не благодаря ейНинке Баккер, сотрудница музея
- На самом деле, «Корни деревьев» — во многом экстраординарная картина: это новаторская сплошная композиция без какого-либо определенного акцента.
- Возможно, она стала предтечей дальнейших форм развития современного искусства, таких как абстракция.
- И в то же время невозможно не воспринимать это полотно в ретроспективе, зная, что вскоре после работы над ним Ван Гог попытался покончить с собой.
- Что же эта картина говорит нам о состоянии его психики?
Прощай, жизнь?
От картины, все всякого сомнения, веет возбуждением, она вся словно пропитана эмоциональной неустойчивостью.
«Это одна из тех картин, глядя на которые можно почувствовать психические муки Ван Гога», — рассказывает Бэйли.
Более того, тема этой работы, по-видимому, тоже имеет значение. Несколькими годами ранее Ван Гог создал этюд, изображающий корни деревьев, который, как он написал в своем письме Тео, должен был символизировать жизненную борьбу.
Незадолго до смерти в другом письме брату он сообщил, что его жизнь «подрублена под самый корень».
Могло ли это полотно быть задумано Ван Гогом как прощальное?
Правообладатель иллюстрации Van Gogh Image caption В картине «Пшеничное поле с воронами», тоже написанной в июле 1890 года, использована та же беспокойная техника, но общая атмосфера более темная и зловещая
Впрочем, когда я поделился своими соображениями с сотрудницей музея Нинке Баккер, которая отвечает за изобразительную часть коллекции, она предостерегла меня от поспешных выводов.
«В работах последних недель жизни Ван Гога — таких как «Пшеничное поле с воронами» или «Пшеничное поле под грозовыми тучами» — заметно сильное эмоциональное возбуждение, — поясняет она. — Очевидно, он пытался выразить свое собственное эмоциональное состояние».
«Однако картина «Корни деревьев» получилась очень яркой и полной жизни. Это очень смелая работа. Трудно поверить, чтобы человек, написавший такое утром, в конце того же дня попытался свести счеты с жизнью».
«Мне сложно утверждать, будто Ван Гог сознательно задумал эту картину как прощание, — это был бы чересчур рациональный поступок», — считает Баккер.
Наконец, Нинке Баккер решительно пресекает предположения о том, будто болезнь Ван Гога и сделала его гениальным художником.
«Все эти искореженные узловатые корни оставляют впечатление чего-то беспорядочного, крайне эмоционального. Но эта картина не является порождением больной психики», — полагает она.
«Он знал, что делает. До самого конца своей жизни Ван Гог писал вопреки своей болезни, а не благодаря ей. Об этом не следует забывать».
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.
Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-cul-37158960
Картины с описанием
Картина, похожая на детский рисунок — яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица, желтый коврик на полу — все это создает ощущение детской радости, когда ребенок берет любой яркий
Картина создает радостное ощущение жизни — синяя река, деревья, отражающиеся в воде, а на другом берегу среди гущи сочной травы двое влюбленных — он и она…
Картина наполнена таинственной лунной ночью — столик у окна, принадлежащий женщине, о чем говорят украшения на столе; флаконы с духами, цветы…А за окном все заливает голубая луна…
Картина напоминает работы импрессионистов — мелкими мазками изображены цветущие деревья в саду. Сочетание нежных розовых и темных красок создает впечатление декоративности.
Художник любил использовать в своих картинах красный цвет. Здесь он изобразил комнату с красными обоями, такая же скатерть на столе, женщина раскладывает в вазы фрукты. За большим окном пейзаж с цветущим садом, цветами.
На картине изображена часть мастерской художника, но все внимание зрителя обращено на аквариум. Гармония зелено-розовых тонов интерьера разбивается всплесками горячих красных пятен — это золотые рыбки и их дрожащее отражение.
Матисс часто писал сад, деревья в саду или, как здесь, молодых женщин под сенью деревьев. На переднем плане, на скамье, укрытой ковром, наслаждается отдыхом, запахами листвы лежащая молодая женщина в белом платье.
Полотно напоминает картины Синьяка — морской пейзаж, написанный мелкими разноцветными мазками, похожими на точки.
Берег моря, обнаженные купальщицы наслаждаются морем, солнцем, общением с друзьями пикником.
Картина лаконична по содержанию, но полна глубокого смысла. Группа любителей музыки самозабвенно наслаждаются музыкой. Двое исполняют, а трое слушают сладостные звуки скрипки и свирели.
Этот натюрморт уже совсем другой — на голубой. расписанной синими узорами, скатерти расположены глиняный кувшин, зеленого стекла графин и желто-красные яблоки.
И снова натюрморт написан в духе неоимпрессиониста Синьяка. На столе, покрытой пестрой скатертью, расположилась разная посуда , небрежно брошено полотенце. Все изображение написано мелкими мазками, а радостное.
На квадратной салфетке круглый поднос, на котором ваза с цветами — тюльпанами, ромашками. Сочетание ярких, сочных мазков желтого, красного, синего цветов делает натюрморт радостным.
В центре картины — молодая женщина в белой блузе и ярких красных шальварах лениво расположилась на ярком полосатом матрасе в комнате гарема. Закинув одну руку за голову, она о чем-то мечтает, ожидая своего господина.
Здесь художник изобразил свою семью в спокойной домашней обстановке — на диване за любимым рукоделием вышиванием сидит жена Амели. С книгой в руке стоит дочь Маргет, как бы в раздумье от прочитанного остановившись на полпути.
Крупным планом выступает лицо безмятежно спящей молодой женщины. Уютно устроившись на белой подушке, укрывшись пестрым одеялом, она сладко спит, чуть приоткрыв рот. Возможно, ей снится какой-то хороший, добрый сон.
Пять женских тел танцуют в хороводе. Никаких деталей, только сцепленные руки и плавные изгибы женских тел, только танец. Картина передает живую динамику движений, самозабвенность танцовщиц, отдающихся волшебству музыки и танца.
На фоне черного плиточного пола стол под красной скатертью. На нем блюдо с устрицами, бутылка. желтые лимоны, чашка с голубым узором, а в центре — белая ваза с большим букетом красных и белых тюльпанов.
Мастерская художника, в которой сам художник сидит за мольбертом к нам спиной и лица его мы не видим. А перед ним, в центре комнаты, ему позирует обнаженная женщина, его натурщица, модель.
Геркулес (лат), Геракл (греч.) — самый популярный из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Его мать, жена царя Амфитриона, была из рода Персея.
Перед нами девочка из известного семейства Говардов. Она изображена на фоне парка, у куста роз в вазе. Художник, как всегда, с большим искусством передает переливы белого шелка юбки и черного — накидки.
Очень нарядный, изысканный групповой портрет матери с детьми. Женщина очень красивая, с нежным спокойным лицом, с высокой прической каштановых волос. Она о чем-то задумалась, но думы ее не печальны.
Китти Фишер — английская натурщица и куртизанка. Дочь чеканщика, лютерантка. Славилась красотой и скупостью. Она была очень известна и востребована.
Сара Сиддонс (1755-1831) — величайшая актриса своего времени. Прославилась исполнением трагических, мрачных ролей, особенно созданием классических и мрачных ролей леди Макбет.
Картина привлекает своей интимностью, изяществом изображения. Богиня красоты и любви Венера кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов.
На фоне темного вечернего неба сидит на скамье одинокая молодая женщина в белом легком платье с атласными лентами, с цветком на груди. Пышную пудреную прическу украшает шляпа с перьями и синей лентой.
На портрете молодая женщина на фоне парка облокотилась на тумбу. Ее стройная фигура одета в длинное, струящееся к полу платье с шарфом, перекинутым через руку. Пышную прическу украшает шляпка.
Как всегда на фоне природы в картинной позе стоит молодой человек в военном красном мундире с перчатками в одной руке и шпагой в другой.
Перед нами портрет молодой знатной леди в роскошном платье, в напудренном парике, украшенном перьями. Женщина изображена на фоне пейзажа, опираясь на дерево. Ее лицо красиво изысканной, нежной красотой, а глаза светятся добротой и умом.
Портрет молодой графини в роскошном одеянии: белое атласное, с пышными рукавами, платье; плащ-накидка из красного бархата, красиво отделанная белым горностаевым мехом, украшенная драгоценными камнями, скрепленная у пояса золотым шнуром.
Здесь практически не видно пейзажа, лишь огромное тревожное небо с темными дождевыми облаками. На фоне этих облаков, в контрасте с ними, на весь холст изображена молодая девушка.
Поздний вечер. природа утопает в темных сумерках. По парку гуляет молодая красавица — брюнетка с большим страусиным пером в руке — возможно, отмахиваться от москитов. Чуть ниже ее статуя, указывающая, что это парк, а еще ниже пруд.
Джейн Флеминг, урожденная фламандка, служила леди Спальни Шарлотте Макленбург. Вышла замуж за графа Харрингтона в 23 года.
Гарик Дэвид — знаменитый английский актер, выступал в театре «Друри-Лейн». Один из реформаторов сцены и основоположник реализма в европейском театре. Прославился в пьесах У.Шекспира (25 ролей).
На фоне богатой плюшевой занавеси с кистями, мраморной колонны и парка вдали в свободной, раскованной позе сидит молодая богатая красавица в домашнем белом, воздушном платье, с слегка растрепанной прической, без украшений.
На портрете Томас Брюс Брюденель, граф Айлсбури. Он одет в роскошный коричневый бархатный костюм, вышитую узорами рубашку с кружевными манжетами; сверху наброшен богатый горностаевый плащ. На голове пудреный парик.
Лорд Хитфилд, адмирал, был защитником Гибралтарской крепости, которую он отстаивал от нападения французов и испанцев. После освобождения от врагов он стал губернатором крепости.
В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек.
Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.
Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком.
В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности.
Портрет написан на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте.
Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И.С.Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене.
Завораживающий южный пейзаж, почти осязаемое ощущение теплой лунной ночи на берегу моря. На переднем плане гущи деревьев, высокий пирамидальный тополь. Чуть дальше белый дом с беседкой, калитка, выходящая прямо на берег.
Это знаменитое сражение прославило российский флот. Объединенный флот союзников (русские, французы, англичане) вошел в Наварринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот.
На творчество Айвазовского оказала влияние романтическая школа. Особенно пленило воображение художника море, как образ «свободной стихии», воспетый романтиками. Художник написал свыше трех тысяч марин (морской пейзаж).
Раннее утро. Море. На море полный штиль. К берегу причалили лодки с людьми — одни только что подошли, другие готовятся отплыть, — это, скорее всего, рыбаки, одни рано вышли в море, и уже плывут обратно, а другие только что уходят на ловлю рыбы.
Это одно из своих основных произведений, полное величия и силы. Внешне картина настолько проста, что ее невозможно описать, и вместе с тем это одно из наиболее выразительных полотен Айвазовского.
Дорога над пропастью…по самому краю движется обоз с людьми и лошадьми все выше и выше, кажется, к самому богу, в небо…А под ногами клубятся облака, и где-то глубоко внизу города, села, люди, там жизнь.
Утро. На море легкий, едва заметный бриз. Рыбаки уже вышли на ловлю рыбы — кто на паруснике, кто на простой лодке. Вдали возвышается Везувий, а над ним поднимается жаркое южное солнце, заливая золотым светом все вокруг.
В центре картины деревья с пышными кудрявыми кронами, слева мечеть с с устремляющимися в небо стрелами минаретов. Справа край моря и город. На переднем плане у зеленого пригорка группа отдыхающих людей. День летний, жаркий.
Мыс Фиолент — мыс на юго-западном побережье Крыма. Самое древнее название — Партениум (или мыс Девы с греч.) и связано с греческим мифом об Ифигении, которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы.
Перед нами корабль, упорно противостоящий волнам. Но эта буря не внушает страха, напротив, разыгравшаяся стихия обладает завораживающей силой. А край голубого неба олицетворяет собой ту надежду, тот свет, что всегда присущ картинам Айвазовского.
Грандиозное полотно Айвазовского. На картине изображено Средиземное море. У берега — рыбачья лодка. Рыбак отдыхает на берегу. Рыбачка охраняет его сон. Полдень. Зной. Море спокойное, величавое, уходящее в бесконечную даль.
Глядя на эту картину, хочется затаить дыхание — от нее веет такой тайной, какой-то неизведанностью, ожиданием необычного…Ветрами, водой и временем в скале образовался грот, в котором видны несколько входов в пещеры.
Полотно хочется назвать «Алая картина»…Раннее утро. Но солнце уже поднялось над морем и все небо и море залило золотисто-алым солнечным светом. И только край моря у песчаного берега отливает нежным лазоревым светом.
Пенятся зеленые волны, накатывают на высокий каменистый берег, а в волнах бьется, словно раненая птица, корабль, пытается уплыть от страшных скал, избежать смерти, но не в силах…Стихия сильнее — тянет, рвет паруса, они падают и комкаются рваным
Источник: http://cvetamira.ru/art?page=1
Описание картины Ивана Айвазовского «Прощание»
Описание картины Ивана Айвазовского «Прощание»
«Прощание» – новое звучание в творчестве знаменитого мастера морских пейзажей. Иван Айвазовский пишет эту картину в 1868 году, в то самое время, когда из его техники уходит цепкий реализм, который ранее вознес его на вершину славы. На примере данного произведения можно проследить появление импровизации и порывистости, отступление от слепой «имитации» окружающего мира.
В новом свете предстаёт и композиционная модель изображения, выбранная художником. Большая часть занята небом, приковывающим внимание своей широтой и переливающимися оттенками пурпурно-алой гаммы.
Полупрозрачность и нежность красок придаёт воздушность, эффект предрассветной дымки, смягчающей яркость восходящего солнца. Сюжет пропитан покоем и меланхолическим звучанием.
Пленительная элегия перекликается с безмятежностью морской глади.
Иван Константинович воссоздал лиричное настроение, которое, с учетом алых всполохов, не вызывает грусть или печаль. Нежно золотистые мазки разбавляют сцену разлуки, заставляя думать о радости скорой встречи.
Прощание семьи на берегу моря трогательно и в какой-то мере «сладостно». Романтическая напряженность, присущая Айвазовскому, не тревожит чувства. Корабль, словно мираж, застыл вдалеке, а лодка у берега терпеливо ждёт, когда путешественник взойдет на неё.
Всё вокруг укрыто утренней дымкой гармонии и тишины.
Новый способ построения диалога с современной действительностью, тем не менее, не исключал испробованных художественных трюков в картинах.
Иначе говоря, художник не отказывался от своих принципов, а преобразовывал их. Особенно явно это проступает в цвете.
Иван Константинович меняет «утрированные» краски на более сдержанные и исполненные большей универсальности. Это придаёт некую «фантазийность» и особую воздушность сюжету.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-proshhanie/