Портрет яспера схаде ван веструма, франс хальс — описание

Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585–1666), голландский живописец. Учился в 1600–1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме.

Ранним портретам (“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса, Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622, Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”, “Евангелист Матфей”, около 1623–1625, – оба в Музее западного и восточного искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание Портрет женщины с веером, 1640-е,

Национальная галерея, Лондон

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание Портрет Стефана Герадса, 1652,

Королевский музей, Антверпен

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание Портрет Изабеллы Койманс,

1652, Частное собрание

В конце 1620–х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса.

Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества – от офицерства и богатых бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625–1636, Государственный музей, Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея, Берлин-Далем, – все около 1630).

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

Живописная манера Халса обретает ко времени 1630–х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание Портрет мужчины с перчаткой,

1650, Эрмитаж, Петербург

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание Цыганка, 1628–1630,

Музей Лувр, Париж

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание Портрет юноши с черепом, 1628,

Национальная галерея, Лондон

В этот же период Халс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса).

С 1640–х годов психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты госпиталя Святой Елизаветы”, 1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага).

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной одежде”, около 1650–1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для престарелых”, 1664, Музей Франса Халса). В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи 17 века – Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.

Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”. Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши.

Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни.

Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения.

Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта.

Творчество Франса Хальса ►

Источник: http://smallbay.ru/artholland/hals.html

Франс Халс

Франс Халс

Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).

[veo class=»veo-yt» string=»n1yW9ct7hkE»]

Детство и начало карьеры

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

[veo class=»veo-yt» string=»YyUgTZA2WcY»]

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год).

Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства.

Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.

Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

  • «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
  • «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
  • «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).

[veo class=»veo-yt» string=»9KfMlAzrANA»]

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

  • «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
  • «Виллем Крус» (1660 год) и др.
Читайте также:  Корабль среди бурного моря, айвазовский, 1887

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

  • «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
  • «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

[veo class=»veo-yt» string=»EWZlB_cLvy0″]

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку (173

Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/frans-hals.html

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

Франс Халс.

Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме. 1641 г. Музей Франса Халса, Харлем.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

Франс Халс. Регентши приюта для престарелых в Харлеме. Около 1664 г.

Музей Франса Халса, Харлем.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

  • Франс Халс.
  • Цыганка.
  • Гг.
  • Лувр, Париж.

Это один из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал смелы­ми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини.

глубина психологических характе­ристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, напи­санный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает пе­чальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

Основная тема позднего творче­ства Халса — усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разоча­рований. Около 1бб4 г. он написал по заказу правления городского при­юта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен.

Ху­дожник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запав­шие глаза, сухие губы, бессмыс­ленная злоба, печаль об ушедших годах… Его героини уже распрости­лись с красотой, бодростью, жела­нием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.

На втором портрете фигуры ре­гентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица — и старые, и сравнительно молодые — одина­ково бесформенны, дряблы и без­участны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Ху­дожник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.

В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэто­му город в память о его заслугах на­значил ему пенсию. Когда мастер умер, он был с почестями погребён в Харлемском соборе.

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

(1606—1669)

Творчество Рембрандта, без сомне­ния, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди со­братьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя впоследствии их самих стали называть «малыми голландцами» —

чтобы подчеркнуть, насколько пере­рос их Рембрандт.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене в семье владель­ца мельницы. Он окончил школу и пожеланию родителей в 1620 г. по­ступил в Лейденский университет. Однако вскоре юноша оставил его ради занятий живописью.

Через три года Рембрандт перебрался в Ам­стердам, где посещал мастерскую местного живописца. В 1625 г.

де­вятнадцатилетний художник — без средств и покровителей и, видимо, даже без звания мастера — возвра­тился в родной город и принялся за работу.

Не избалованный заказами, Рем­брандт вначале писал портреты близких и особенно часто самого себя, смеющегося или задумчивого. По сути, так продолжалось учение: художник изучал выражения лица, соответствующие определённым чувствам, настроениям.

В 1632 г. Рембрандт навсегда пе­реехал в Амстердам. Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса — доктора Тулпа («тулп» — «тюльпан» по-нидерланд­ски — был изображён на фасаде его

дома). На картине сдержанный и элегантный доктор вскрывает труп, что было в те времена незаурядным событием.

Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу: все они робеют перед зрелищем мертвеца и, внимательно сверяя уви­денное с иллюстрацией в огромной книге, восхищаются познаниями лек­тора.

А тот действует привычно, лег­ко и в отличие от своих боязливых слушателей не страшится взглянуть в лицо смерти. Слуга, стоящий в глуби­не картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Уве­ренно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов.

«Анатомия доктора Тулпа» при­несла Рембрандту признание публи­ки. Теперь амстердамские богачи наперебой заказывали художнику свои портреты.

В 1634 г. Рембрандт женился на юной Саскии ван Эйленбюрх.

На портрете этого года жена художни­ка, в цветочном венке и просторном причудливом платье, преображается в богиню цветения Флору, окружён­ную лесным полумраком.

Выбор на­ряда не случаен: Саския готовилась стать матерью. В автопортрете 1635 г. художник изобразил себя весёлым и нарядным кавалером за пиршествен­ным столом с красавицей Саскией

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

Рембрандт ван Рейн.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/1076.html

Живопись Франса Халса

Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616). «Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».Евангелист Лука

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

«Семейный портрет Исаака Массы и его жены»

Портрет Яспера Схаде ван Веструма, Франс Хальс — описание

«Регентши приюта для престарелых»

В 1644 Хальс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.

Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В.

Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664).»

«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.»

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме.

1200x12631200x8681200x8421200x4431200x14171200x9631200x866964x12001200x8251200x8791200x15521200x8431200x8231200x14901200x14441200x11361200x17411200x15791200x9421200x15061200x9491200x17501200x15721200x15521200x16081200x17931200x19181200x14921200x6551200x1421

Тут http://nevsepic.com.ua/ и тут http://art-in-focus.ru/

Читайте также:  Комплекс музеев естествознания в барселоне, испания

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5130476.html

Франц Халс (ок.1580 — 1666)

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века.

Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия.

Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период — в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт.

Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое.

Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.

Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов.

В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 — 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.

предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св.Адриана» и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни.

Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу — муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи.

Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета — регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.

Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.

Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.

Источник: http://cvetamira.ru/franc-hals-ok1580-1666

Читать онлайн "Всеобщая история искусств в шести томах. Том 4 (с иллюстрациями)" автора Колпинский Юрий — RuLit — Страница 53

Франс Хальс. Портрет Яспера Схаде ван Веструма. Ок. 1645 г. Прага, Национальная галлерея.

С 1640-х гг., когда в голландской культуре обозначаются симптомы общего» перелома и первые признаки размежевания в среде самих художников, когда правящие круги обнаруживают свое истинное лицо, изменяется и отношение буржуазной публики к искусству Хальса.

Демократизм и глубокая правдивость его образов уже чужды вкусам богатых заказчиков, предпочитающих поверхностные вылощенные произведения академического искусства, а в портрете — прежде всего умение художника польстить модели.

В то время как многие художники в угоду господствующей моде изменили реалистическим принципам, Хальс вместе с лучшими голландскими живописцами остался на позициях реализма, и в силу Этого он неизбежно должен был утратить прежнюю популярность.

Именно в поздний период мастерство художника достигает своей вершины, а его понимание человека становится особенно глубоким. В его образах все чаще проскальзывают нотки грусти, разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»; Кассель).

Живописная маэстрия Хальса приобретает особую изощренность, колористическая гамма — большую строгость. Прекрасным образцом поздней живописи. Хальса являются пражский портрет Яспера Схаде и эрмитажный «Портрет мужчины в черной одежде».

В этом портрете тончайшие красочные оттенки карнации особенно выигрывают при сопоставлении с господствующими в картине основными тонами — черной одеждой, белыми воротником и манжетой и темно-оливковым фоном. Как и у Веласкеса, черный цвет у Хальса лишен тяжести и глухости, он воспринимается именно как цвет, равный по выразительности цветам спектра и, подобно им, обладающий огромным количеством оттенков.

Франс Хальс. Групповой портрет регентш приюта для престарелых. Фрагмент.

Франс Хальс. Групповой портрет регентш приюта для престарелых. 1664 г, Гарлем, музей Франса Халъса.

Вершина творчества Хальса — два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664; Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет.

В этих портретах, может быть, меньше блеска, чем в хальсовских групповых композициях прошедших десятилетий, но несравненно острее раскрыты индивидуальные образы и гораздо сильнее их эмоциональное воздействие в целом. Тлением смерти веет от портрета регентш — чопорных высохших старух в накрахмаленных воротниках и наколках. Еще более выразителен портрет регентов.

Вместо прежних крепких жизнерадостных бюргеров перед нами лишенные устойчивости, развинченные фигуры людей, сидящих в неловких позах; жесты некоторых из них нелепы, криво надвинутые шляпы как будто сползают с голов, мутные взгляды устремлены на зрителя.

С характеристикой образов органически связано колористическое решение: в картине доминируют сочетания черного, серого и белого; розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов — единственное пятно чистого цвета — вносит в сумрачный колорит картины особую напряженность.

Виллем Бейтевег. Веселое общество. После 1614 г. Будапешт, Музей изобразительных искусств.

Искусство Хальса, представлявшее собой важнейший этап в развитии реалистического метода, имело огромное значение для своего времени. Воздействие его проявилось не только в области портрета, но и в бытовом жанре, мастера которого восприняли от Хальса стремление к живой и правдивой характеристике героев, его оптимистическое мироощущение.

Ученики и последователи Хальса — его брат Дирк Хальс (1591—1656), Юдифь Лейстер (1609—1660)—наряду с такими мастерами, как Биллем Бейтевег (1591/92—1624), Питер Кодде (1599—1678) и Виллем Дейстер (1599—1635), явились создателями столь характерной для Голландии интимной жанровой картины.

Они наметили ее тематику, ее границы и возможности, они начали разрабатывать связанные с бытовой картиной художественные проблемы, впоследствии более полно развитые голландскими жанристами середины и второй половины 17 в. Они писали главным образом сцены развлечений и пирушек с участием бюргеров и офицеров, эпизоды солдатского быта.

Несмотря на то, что в этих работах принципы голландской жанровой картины находятся еще в стадии становления, многие из произведений названных мастеров обладают своей оригинальностью и большой художественной выразительностью.

Они привлекают духом активности и действенным характером героев, простые и свободные манеры которых далеки от чинной размеренности персонажей у многих жанристов второй половины столетия. Наиболее одаренные из названных мастеров — Бейтевег и Дейстер — выделяются среди своих собратьев естественным изяществом и незаурядным живописным артистизмом.

Читайте также:  Картина "заросший пруд", василий дмитриевич поленов - описание

Питер Санредам. Интерьер церкви в Ассендельфте. 1649 г. Амстердам, Рейксмузей.

В 1630-х гг. складываются принципы голландского реалистического пейзажа. Возникновение пейзажа как жанра относится к 16 в., но в произведениях мастеров того времени, например Питера Брейгеля, природа показывалась еще очень обобщенно, как часть общей картины мироздания. Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности.

В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера реалистического пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее. Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. 1600—1670).

Ян ван Гойен. Вид Дордрехта. 1640-1650-е гг. Амстердам, Рейксмузей.

Ян ван Гойен, работавший в Лейдене и Гааге,— автор небольших пейзажей с изображениями широких голландских рек с городами и селениями на их низких берегах.

Он избегает распространенного прежде кулисного построения; горизонт у него очень низкий, небо занимает две трети картины, дали теряются в тумане. Такое композиционное решение хорошо передает равнинный характер местности.

Гойен любит изображать серые, пасмурные дни, когда воздух насыщен влагой, а надувающий паруса ветер гонит низкие облака («Вид реки Вааль у Неймегена», 1649, в ГМИИ им. А. С. Пушкина; «Вид реки Маас у Дордрехта», 1643, в Эрмитаже).

Колорит его картин выдержан обычно в единой коричневато-серой тональной гамме. Близки к полотнам Гойена по |правдивой передаче голландской природы и по живописному решению более умиротворенные по своему настроению пейзажи Саломона ван Рейсдаля («Переправа на пароме» в Эрмитаже).

Геркулес Сегере. Пейзаж с водопадом. Офорт. 1630-е гг.

Геркулес Сегерс. Горный пейзаж. После 1630 г. Флоренция, Уффици.

Геркулес Сегерс. Пейзаж с городом Ренен. 1620 -е гг. Берлин.

Несколько особняком стоит крупнейший мастер ранней эпохи голландского пейзажа — амстердамский живописец Геркулес Сегерс (1589/90—ок. 1638). К сожалению, сохранилось очень немного его произведений. Сегерс в своих пейзажах обычно стремится к созданию синтетической картины природы.

Его виды голландских равнин с разбросанными на них селениями и необозримыми далями захватывают своей широтой («Пейзаж с городом Ренен», и «Долина реки Маас»— обе в Берлине), его альпийские ландшафты наделены особой грандиозностью.

«Горный пейзаж» Сегерса (Уффици) своей художественной мощью и драматизмом настроения предвосхищает пейзажи Рембрандта. В живописи Сегерс придерживается единой тональной гаммы, но он обогащает ее сильными контрастами светотени.

Сегерс был большим мастером гравюры и много работал над техникой цветного офорта; его пейзажные офорты замечательны оригинальностью замысла и свежестью восприятия мотивов природы.

Источник: https://www.rulit.me/books/vseobshchaya-istoriya-iskusstv-v-shesti-tomah-tom-4-s-illyustraciyami-read-347247-53.html

Jasper Schade van Westrum

Jasper Schade van Westrum, 1645 Oil on canvas, 80 cm × 67.5 cmArtistFrans HalsYear1645 (1645)CatalogueSeymour Slive, Catalog 1974: #168MediumOil on canvasDimensions80 cm × 67.5 cm (31 in × 26.6 in)LocationNational Gallery in Prague, Prague

Jasper Schade (1623–1692), was a Dutch representative to the States-General who is best known today for his portrait by Frans Hals.

Biography

Zandbergen in Huis ter Heide, Utrecht

He was also known for his buitenplaats Zandbergen on the Amersfoortseweg that was built by Jacob van Campen.[1] His portrait by Hals hung there for centuries, though it was in the possession of National Gallery in Prague by 1890.
This portrait is admirable for the loose brushwork used to depict the gold brocade of his jacket. Research has revealed that it was painted alla prima or wet-in-wet.[2] Measuring only 31.5 × 26.6 inches, this portrait could have easily been completed while Schade was on a day trip to Haarlem, taking it with him, still wet. The painting was documented by Cornelis Hofstede de Groot in 1910 who wrote:

«221. JASPER SCHADE VAN WESTRUM (died October 25, 1692), President of the Court at Utrecht. B. 124 ; M. 68. Half-length ;
life size. A youth, turned three-quarters right, looks at the spectator. On his long curls he wears a black felt hat with two bows.

He wears a shot-silk costume with a plain close-fitting linen collar. The sleeves are slashed with white, and the coat opens to show the white shirt. The prevailing tone is olive green.

At the top of the picture are the arms of Schade van Westrum ; sable, a fess or, with two realistic lions as supporters. [Compare 168.] Dated 1645 ; canvas, 29 1/2 inches by 26 inches. See Moes, Iconographia Batava, No. 6803, i. Engraved by C. Waltner. Sale. John W.

Wilson of Brussels, Paris, March 14, 1881. [See 1873 catalogue, p. 83.[3]] In the Rudolphinum, Prague ; given by Prince Liechtenstein.»[4]

Schade planned the road his home was built on and planted the trees there that later became a large forest.

[5] He later went on to serve as deacon of the chapter of Oud-Munster at Utrecht, and representative to the States-General of the Netherlands from Utrecht.

His wedding portrait was painted nine years later in 1654, along with that of his wife Cornelia Strick van Linschoten, by Cornelis Jonson van Ceulen, a Dutch painter who had himself just returned from London.

Wedding pendants by Cornelis Janssens van Ceulen

  • Pendants with his wife Cornelia Strick van Linschoten (1628-1703), 1654, by Janssens van Ceulen

References

  1. ^ Oud-Zandbergen in Canon of Utrecht
  2. ^ Exhibition catalog, Frans Hals: Eye to eye with Rembrandt, Rubens and Titian, Frans Hals Museum, 2013
  3. ^ 1873 catalogue, p. 83. record on archive.org
  4. ^ Hofstede de Groot on Jasper Schade van Westrum; catalog number 51
  5. ^ Jaspar Schade van Westrum in Castles of Utrecht
  • Frans Hals: Exhibition on the Occasion of the Centenary of the Municipal Museum at Haarlem, 1862-1962, pp 66–67, publication Frans Hals Museum, 1962

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Jasper_Schade_van_Westrum

Франц Халс — это… Что такое Франц Халс?

  • Лютня — Лютня. ЛЮТНЯ (польское lutnia, от арабского аль уд, буквально дерево), струнный щипковый музыкальный инструмент арабо иранского происхождения. В Европе распространился со времен арабского завоевания Испании (с 8 в.).   Девушки, играющие на арфе и …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Масса, Исаак — Исаак Масса Isaac Abrahamszoon Massa …   Википедия
  • Портрет — (франц. portrait, от устаревшего portraire изображать)         изображение или описание (например, в литературе) какого либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П.… …   Большая советская энциклопедия
  • Нидерланды — I (Nederland)         Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название Голландия).          I. Общие сведения Н. государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км …   Большая советская энциклопедия
  • Портрет —         (франц. portrait, от устар. portraire изображать), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший… …   Художественная энциклопедия
  • Список лауреатов Нобелевской премии по физике — Реверс медали, вручаемой лауреатам Нобелевской премии по физике и химии Нобелевская премия по физике (швед. Nobelpriset i fysik)  престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за научные достижения в области физики. Одна из пяти… …   Википедия
  • Список художников —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия
  • Западноевропейская живопись в музеях Украины — В художественных музеях Украины хранятся значительные собрания западноевропейской живописи. В них можно насчитать десятки первоклассных полотен. Наряду с произведениями всемирно прославленных художников – Тициана, Гварди, Риберы, Веласкеса,… …   Википедия
  • Живопись Западной Европы в музеях Украины — В художественных музеях Украины хранятся значительные собрания западноевропейской живописи. В них можно насчитать десятки первоклассных полотен. Наряду с произведениями всемирно прославленных художников – Тициана, Гварди, Риберы, Веласкеса,… …   Википедия
  • Художники А —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1170251

Ссылка на основную публикацию