Портрет вари адоратской, фешин николай — описание

Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. Яркий представитель русского модерна и импрессионизма.

Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. В 1923 году эмигрировал в США. Если в России его считают великим русским художником, то Американцы называют Николая Фешина национальным американским живописцем.

Именно поэтому художника называют русско-американским или художником двух континентов.

Его картины находятся в самых известных музеях, как Америки, так и России. Самое большое собрание его полотен вместил Музей изобразительных искусств на его исторической родине — в Татарстане.

Если вы хотите знать больше о художниках, стилях живописи, истории искусства, то на сайте http://knigi-iskusstvo.ru вас ждёт большой выбор книг по искусству. Советская живопись, Рублёв, Японская гравюра и другие замечательные книги на полках виртуальной библиотеки.

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Николай Фешин

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Беспризорник

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Бравый индеец

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Дама в черном

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Девочка с острова Бали

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Зимний пейзаж. Таос

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Ия Фешина

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Мальчик

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Мексиканская бабушка

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Осень

Подсолнухи

Портрет В.И.Ленина

Портрет Вари Адоратской

Портрет Ии

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы

Принцесса

Русский дом

Старик в серой шляпе

Старый индеец

Таосский знахарь

Храмовая танцовщица

Хуан. Пеон

Черемисская свадьба

Чернокожая танцовщица

???? Блинцов | 2013-04-23, 12:16 | ???? 1 365

Источник: https://art-assorty.ru/3195-nikolay-feshin-kartiny.html

Адоратские

Продолжение*

Адоратские

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Владимир Викторович Адоратский родился в Казани в 1878 г. В 1903 г. окончил юридический факультет Казанского университета, с 1900 г. начал участвовать в революционном движении, в 1903 г. был вынужден отправиться в эмиграцию в Берлин и Женеву, где вступил в РСДРП. Брак Серафимы Михайловны (Сапожниковой) и Владимира Викторовича был заключен не позднее 1903 г. В 1904 г. у Адоратских родилась дочь Варя.

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описаниеФото 40. Владимир Викторович, Серафима Михайловна и Варя Адоратские. Около 1908

Вернувшийся в Россию в 1904 г. Владимир Викторович был арестован и сослан в Астраханскую губернию. В 1906 г. его выслали в Швейцарию. За ним последовала жена с маленькой Варей. В 1908 г. Адоратские возвращаются в Россию.

В 1911-12 гг. живут в Париже, Лондоне, Берлине, затем в очередной раз возвращаются в Россию.

После того, как мать Владимира Викторовича отказалась давать ему деньги, Константин Михайлович материально помогал семье сестры, точнее – содержал её.

По семейным воспоминаниям, Адоратский, человек очень умный, принадлежал к породе прекраснодушных идеалистов, увлеченных идеями революции и не замечавших реальной жизни. Как-то в нем сочетались ум и наивность. За это Ленин, с которым Адоратский сдружился в эмиграции, шутя называл его Адурацким.

Надежда Михайловна, желая поддержать Фешина, заказала ему портреты Серафимы Михайловны (1910 г.) и Вареньки (1914 г.).

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описаниеФото 41. Н.И. Фешин. Портрет С.М. Адоратской. 1910.

Портрет Вари Адоратской – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина.

Вслед за серовскими портретами Веры Мамонтовой и Мики Морозова, портрет Вари продолжает цепочку трогательных детских образов. Все мило в этой картине, только взгляд Вари серьезен и полон тревоги.

Можно сказать, предчувствие, предвидение будущего, и трудно понять, у кого возникло это предчувствие, у модели или у художника.

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описаниеФото 42. Н. И. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описаниеФото 43. Вера, Юра, неизвестная, Маня, Варя Адоратская. На даче. Около 1912. Из архива автора

В 1914 г., к моменту начала Первой мировой войны, Адоратские оказались в Мюнхене и были задержаны в Германии в качестве гражданских пленных. В 1918 г.

Ленин (с ним, а позднее и со Сталиным, Адоратский состоял в дружеской переписке) обменял их на какое-то немецкое семейство. Семья поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве.

В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина. Был действительным членом Академии наук СССР.

Для семьи Сапожниковых Адоратский был добрым дядей Володей, который помогал родственникам: он достал документ за подписью Ленина, позволивший Сапожниковым вернуться из Сибири в Казань, а затем переехать в Москву.

С сожалением приходится отметить, что в общественной деятельности Адоратский показал себя с иной стороны. Он стал первым советским философом, начавшим превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового пролетариата». В декабре 1929 г.

, в связи с 50-летием Сталина, к ведущим ученым-марксистам обратились с предложением восславить Сталина как великого философа – классика марксизма. Директор Института Маркса-Энгельса-Ленина академик Д.Б. Рязанов и директор Института философии академик А.М.

Деборин отказались, а В.В. Адоратский предложение принял и выступил в «Известиях» с соответствующей статьёй. Этот шаг предопределил его последующее возвышение и статус формального главы советской философии.

Был ли Владимир Викторович искренен в своем преклонении перед Сталиным – не знаю, но думаю, что да.

Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул. Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства. Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых.

Никто из семьи не был репрессирован. Казалось бы, очень благополучная судьба. Так ли это было на самом деле? Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи.

Серафима Ивановна с молодых лет стала инвалидом: постепенно лишаясь слуха и зрения, она постоянно теряла равновесие и даже по комнате часто не могла передвигаться самостоятельно. Варе приходилось ухаживать за матерью. Позднее эти заботы разделила с ней Надежда Михайловна, переехавшая из Казани в Москву.

У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже).

Всю жизнь Варя прожила с родителями. С отцом они были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение. Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы (она в совершенстве знала несколько европейских языков), печатала на машинке. Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ.

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описаниеФото 44. Адоратский В.В.

В июле 1941 г. академик и недавний директор ИМЭЛ В.В. Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по состоянию здоровья (тяжёлая болезнь, кровотечение из почек) не мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах. Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ.

Читайте также:  Музей-заповедник «усадьба попова», украина, васильевка

Варя обратилась к сменившему её отца на посту директора ИМЭЛ М.Б. Митину с просьбой сохранить Адоратскому зарплату, что позволило бы ему эвакуироваться в более сносных условиях, но Митин отказал, заявив, что такими вопросами не занимается. Как академик, Адоратский был эвакуирован с эшелоном АН СССР.

В дороге он заболел острым полиартритом, в ноябре 1941 г. в Алма-Ате был снят с поезда и помещён в больницу, откуда выписался в апреле 1942 г. Жил в неотапливаемом доме, в котором из-за холода мог находиться только на кухне, и кухонный стол служил ему одновременно рабочим местом.

Конечно, Адоратским приходилось не так трудно, как большинству населения в то время, но они привыкли к другому образу жизни и, как все представители правящей элиты, не понимали обычных людей. В письмах к отчаянно голодавшим родственникам Варя жаловалась, что им часто дают плов без мяса.

А для родственников и простая рисовая каша была недосягаемой мечтой.

Владимир Викторович из-за ревматизма часто находился в больнице. Болезнь глаз не позволяла ему работать при искусственном освещении. Тем не менее, он продолжал работать.

В Алма-Ате в эвакуации находился Институт философии АН СССР, Адоратского зачислили его сотрудником, и материальное положение семьи значительно улучшилось. В октябре 1943 г. Адоратские вернулись из эвакуации в Москву. Владимир Викторович скончался в Москве 5 июня 1945 г.

После смерти отца Варвара Владимировна продолжала работать на договорных началах переводчиком в ИМЭЛ. Через 12 лет скончалась Серафима Михайловна.

По семейным воспоминаниям, в начале 1960-х дача на Николиной горе была отобрана у В.В. Адоратской и возвращена прежним хозяевам, которые лишились дачи после их ареста в начале 30-х.

Несомненно, это было справедливое решение. Но не была ли любимая дача последней ниточкой, удерживавшей в жизни одинокую больную женщину? Варвара Владимировна ушла из жизни в 1963 году.

Вот такая судьба была уготована очаровательной девочке с портрета Фешина.

Именем В.В. Адоратского названа одна из улиц Казани, хотя, честно говоря, ничего полезного для своего родного города Владимир Викторович не сделал.

Имени же Сапожниковых, благотворителей и меценатов, не носит ни один объект города. Было бы справедливо, если бы глазной клинике или улице, на которой она стоит, присвоили бы имя Серафимы Ивановны Сапожниковой.

Но, увы, ничего этого нет, – таковы изгибы отечественной топонимики.
——————————————-

Фото 39. Источник

Фото 44. Источник

© Н.А. Тахтамышева 2014 г.

* Статья Н.А. Тахтамышевой публикуется с продолжением, впервые. Активная ссылка при цитировании обязательна.
Начало: Н.А. Тахтамышева «Благородный купеческий род. Сапожниковы. Гороховец»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Благородный купеческий род. Сапожниковы. Казань»
Продолжение: Н.А.

Тахтамышева «Михаил Федорович Сапожников – первый почетный гражданин Гороховца»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Сапожниковы. Казань. Братья и сестры»
Продожение: Н.А. Тахтамышева «Сапожниковы. Казань. Дом на Воскресенской»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Константин Михайлович Сапожников. Казань»
Продолжение: Н.А.

Тахтамышева «Надежда Михайловна Сапожникова. Казань»
Окончание: Н.А. Тахтамышева «Сапожниковы. Москва»

Источник: http://foto-progulki.ru/adoratskie_kazan

Николай Фешин. Мастер детского портрета

Николая Ивановича Фешина называют художником двух континентов. Искусствоведы США прочно связывают его мастерство с Таосской школой (штат Нью-Мексико, США). Об удивительной атмосфере фешинского творчества С.Т. Коненков, знаменитый скульптор и его добрый знакомый, писал: «Красота, заключенная в его полотнах, сеет добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

Николай Фешин (1881–1955) родился в Казани в семье мастера по художественной резьбе. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем — учеба в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств (класс Ильи Репина).

В автобиографии художник вспоминает особое отношение Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ.

Прежде всего он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой».

В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питтсбурге, США, где заслужили высокую оценку. По свидетельству американской критики, «Фешин, родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий мужественной силой…»

Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910-го по 1920 год. Особенно он знаменит своими детскими портретами, к которым относится «Портрет Вари Адоратской» (1914).

Это самая известная картина Николая Фeшина, которая продолжает цепочку детских образов вслед за Верушей Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанную ощущением счастливой беззаботности детства.

На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка.

А вот что вспоминает об этом сама юная модель: «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани… Я очень любила тетю Надю (Н.М. Сапожникова, ученица и друг Н.И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской. Она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика. Было решено, что Н.И. будет писать меня у тети Нади в мастерской.

Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть — постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно, и приходилось покоряться. Н.И. нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов.

То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Натюрморт он писал иногда без меня. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту.

Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».

Эти воспоминания спустя 40 лет после написания портрета передала в музей «Дома на набережной» в Москве сама В.В. Адоратская. В этом знаменитом доме Варя жила со своими родителями. Портрет приобрела Надежда Сапожникова. Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть Варе Адоратской.

Николай Фешин умер в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года. Усилиями его дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914–2002) в 1976 году прах Н.И. Фешина был перезахоронен в Казани.

Читайте также:  Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, франсиско де сурбаран — описание картины

По материалам интернет-сайтов

Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание

Источник: http://www.alefmagazine.com/pub3761.html

Художник николай фешин (1881—1955)

Работы Н.И. Фешина до настоящего времени покоряют зрителя психологической содержательностью, красотой пластического языка, изысканностью колористического решения, совершенством рисунка.

Фешин рано обрел известность и признание не только на родине, но и за рубежом, его справедливо сравнивали с крупнейшими мастерами европейского и русского искусства начала двадцатого века.

Ранняя весна.

Осенний пейзаж.

Выпускник Казанской художественной школы и Высшего художественного училища при Российской Императорской академии художеств, занимавшийся в мастерской Ильи Репина, он всегда привлекал внимание, по словам Н. Никонова, своей «сверхтехничностью в искусстве».

  • Зимний пейзаж.

Фешин Николай. Деревушка.1910-е

Фешин Николай. Ранняя весна.

Его нередко сравнивали и с Абрамом Архиповым, и с Филиппом Малявиным, и с Валентином Серовым, реже упоминали о некоей близости в понимании живописных задач с Михаилом Врубелем, хотя и для этой версии можно найти достаточно убедительные аргументы.

Действительно, первые самостоятельные работы Фешина несут на себе печать определенной близости живописно-пластическим, колористическим и композиционным приемам, присущим и Репину, и Сурикову, как, например, в ряде портретов отца, в которых угадывается суриковская мощь, сила и размах.

  1. Портрет Вари Адоратской, Фешин Николай — описание
  2. Nikolai Fechin (Russian, 1881-1955), Portrait of My Father.

Фешин Николай. Натюрморт. 1910-е. Холст, масло., 33 x 28.Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Фешин Николай. Портрет Катеньки. 1912.

Художник изначально отдавал предпочтение в выборе моделей близкому кругу родных и друзей. Он неоднократно обращался к одним и тем же персонажам, благодаря чему достигал в портрете проникновенной глубины и редкой психологической выразительности.

  • Фешин Николай.Портрет дочери Ии

Ия с дыней. 1923. Холст, масло. Частная коллекция, США

Николай Иванович Фешин. Портрет жены (1920-е).

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

  1. Николай Иванович Фешин. Портрет Вари Адоратской (1914)

Портрет М.Т. Тепловой. 1906 Чувашский гос. худ. музей.

Николай Фешин. Девочка. Этюд. 1900. Холст, масло

Николай Фешин. Александра на Волге (1912).

Николай Фешин. Портрет мадемуазель Китаевой.1912

С начала 1910-х поверхность его картин и сама изобразительная трактовка образной драматургии обретает новые, неповторимые качества.

Художник порой отказывается от использования такого традиционного инструмента, как кисть, пользуясь преимущественно мастихином, краска кладется на холст тонким, почти прозрачным слоем, что придает его картинам особую воздушность и музыкальность.

Фешин работает мастихином, подобно тому, как скульптор — стеком или резцом, создавая объемную форму.

Николай Фешин.Миссис Фешин с дочерью.1925

Николай Фешин. Александра. 1926—1927

  • Николай Фешин.
  • Николай Фешин.
  • Николай Фешин
  • Николай Иванович Фешин: Мальвы
  • Фешин, Николай Иванович. Лилии с раковиной (1934-1955)

Фешин оставался до конца своих дней высокотехничным мастером, уровень профессиональной культуры которого являлся незыблемым показателем и критерием высокого искусства.

 Он был художником с русской душой, личностью, наделенной большим природным талантом, блестящим рисовальщиком и живописцем, творчество которого выдержало испытание временем, заняло достойное место в истории искусства двадцатого века.

Больше о художнике —  http://www.tg-m.ru/articles/2-2012-35/vse-novo-i-vse-volnuet

Оригинал записи на  Liveinternet.ru

Источник: https://anabelle215.livejournal.com/56481.html

Урок развития речи. Сочинение по картине "Портрет Вари Адоратской" 8класс

Цели урока:

  • систематизировать приобретённые учащимися знания об описании;
  • активизировать портретную лексику учеников;
  • формировать умение наблюдать, выделять главное, особенное в описываемой личности, отличать описательный тип от других типов речи;
  • формировать коммуникативные умения: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение выражать собственное отношение к герою;
  • подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности
  • Оборудование: презентация
  • Подготовка к восприятию произведения живописи.
  • Словарная работа.
  • Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция.
  • Что такое портрет?
  • (описание внешности человека(лица или всей фигуры)).
  • Учитель.

Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя.

Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, но и уметь описывать свои наблюдения.

Приведём примеры описания внешности из художественных произведений.

“Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.

Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

(А.С.Грин “Алые паруса”).

“Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса, чувствовали, что он улыбается.

Девушка, которую он назвал своею сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена”.

(И.С.Тургенев “Ася”).

Сделать портрет можно красками, карандашом, фотографией, вылепить из глины, высечь из мрамора или вырезать из дерева.

Мы познакомимся сегодня с художником Н.И.Фешиным, который был мастером создания портрета.

Сообщения учителя

Фешин Николай Иванович (1881-1955) — академик живописи; действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916).

Родился Николай Иванович Фешин в Казани в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Здесь реставрировали иконостасы. С малых лет он помогал отцу, составлял орнаменты для иконостасов, участвовал в выполнении различных заказов, ездил с ним по сёлам. Однако болезнь сделала маленького Николая отчуждённым от сверстников. Единственной отдушиной мальчика было рисование.

В 1895 году Фешин завершил учёбу в начальном училище и в этом же году поступил в Казанскую художественную школу, которую окончил в 1901 году.

Как один из лучших выпускников Казанской художественной школы, Фешин был принят в Высшее художественное училище при Петербургской академии художеств. Здесь он проходил обучение в мастерской известного живописца Ильи Репина. В картинах Фешина чувствуется яркий почерк мастера, он был его учеником.

Первый успех пришёл к нему после выполнения картины «Черемисская свадьба» (1908). Известны также картины этих лет «Дама в лиловом», «Портрет Н.М. Сапожниковой » и другие.

Читайте также:  Эрмитаж готовится к своему 250-летию » музеи мира и картины известных художников

Щедрый дар живописца, природное чутьё, умение опоэтизировать человека породили искусство смелое, взволнованное, покоряющее зрителя глубиной и искренностью чувства.

В сферу его интересов входила не только живопись. Он был превосходным мастером рисунка, театральным декоратором, скульптором и резчиком по дереву. Быт народа, обычаи, обряды составляют сюжеты его картин.

Работы Фешина отличаются своеобразным колоритом. Цвет его полотен сдержан, приглушён и одновременно богат в оттенках.

В 1909 году была написана конкурсная картина «Капустница», за которую он получил звание художника. Картина посвящённая быту народов Поволжья и представляет собой праздничную обстановку семей, которые собираются для рубки капусты. За эту работу художник также был удостоен заграничной путёвки.

В 1908 году после поездки Фешин был утверждён Академией художеств в должности преподавателя Казанской художественной школы и преподавал здесь вплоть до 1923 года.

В период преподавания, художник совмещает и творческую, и педагогическую деятельность, а также успешно участвует в международных художественных выставках.

Одна из известных и прекрасных работ художника этого периода — это «Портрет Вари Адоратской». Есть и много других портретов — портрет отца, «Портрет архитектора П. Абрамычева», «Леди в розовом», «Портрет Н.М. Сапожниковой».

В 1916 году Н.И. Фешин собранием Императорской Академии художеств был удостоен звания академика живописи.

В 1923 году художник покидает Россию. Теперь его жизнь надолго связана с Америкой. Весьма важный творческий период его жизни связан с Нью-Йорком. Здесь он получил второе дыхание. Он имел успех, его признали и люди искусства, и публика. Шедеврами этого периода творчества стали картины «Ия с дыней» (Ия — это его дочь), «Мать и дочь» и другие произведения.

Таос — стал следующим пристанищем в жизни Фешина. Объездив Америку, семья остановилась в этом небольшом городке. Во-первых, из-за болезни художника, он был болен туберкулёзом.

Во-вторых, необычайная красота природы, местный колорит — индейцы, ковбои, испанская архитектура — всё это привлекало внимание многих художников.

Одна из картин художника этого периода называется «Танец кукурузы», также есть работы посвящённые индейцам.

Дом, в котором жила семья Фешиных, художник построил собственными руками по собственному проекту, украсив резьбой и скульптурами. Этот дом в 1979 году был внесён в Национальный Регистр Исторических мест в Соединённых Штатах Америки как памятник архитектуры.

В 1981 году здесь был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.

В настоящее время работы известного художника сосредоточены в фонде Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Его картины украшают залы Третьяковской галереи, Русского музея и других музеев России.

Последние годы жизни художник провёл в Лос-Анжелесе. Здесь он продолжил своё творчество, создавал картины, занимался декоративно-прикладным искусством: резьбой по дереву, керамикой, работой по металлу.

Николай Иванович Фешин умер в 1955 году в Лос-Анджелесе.

Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.

2. Главным жанром в искусстве Н.И.Фешина является портрет. Портреты художника сочны и гармоничны по свету.

В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда.

Художник пишет небольшие портреты – этюды, написанные на ярком солнце, часто против света. Свет в таких работах создаёт мерцающее сияние вокруг головы, золотистым маревом наполняет этюд.

Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914). Портрет этот вызывает в памяти лучшие детские образы русской живописи конца19 – начала 20 века. Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны.

Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом.

Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты.

Беседа по картине.

Словарно-стилистическая работа.

  • Что вы чувствуете и о чём думаете, когда смотрите на этот портрет?
  • Что вы видете?

(Перед нами портрет девочки. По-видимому, автор с большой нежностью и любовью относился кдетям, поэтому от картины настроение светлое, радостное. Н.И. Фешин глубоко понимал духовный мир детей).

  • Как художнику удалось передать такое настроение?

(Картина написана яркими, сочными красками).

(Нежно-голубая (цвет скатерти), светло-коричневая (горшочки цветов), жёлтая, золотистая (фрукты), нежно-розовая (щёки, губы). Картина вся наполнена солнечным светом, золотом).

  • Что можно сказать об этой девочке?
  • Какой, по-вашему, у неё характер?

(Эта девочка подвижная и озорная. Об этом говорят вещи, разбросанные на столе, возможно, оттого, что она всё время в движении, сама девочка тоже сидит на столе. Художник выбрал момент, когда девочка на какое-то мгновение остановилась, и ему захотелось запечатлеть её. Характер у неё настойчивый и решительный).

  • Нравится ли вам эта девочка?
  • Что привлекает вас в её портрете?
  • Какова её внешность (лицо, волосы, взгляд, глаза, брови, нос, рот, одежда).
  • Какие причастия можно употребить при описании? Какие прилагательные?

(Девочка привлекательная. В её портрете привлекает всё).

  1. Лицо (сосредоточенное, круглое, румяное).
  2. Волосы (аккуратно сплетены в две косички, искрящиеся на солнце).
  3. Взгляд (устремлённый вдаль, сосредоточенный, восхищённый, остановившийся).
  4. Глаза (широко раскрытые, широко расставленные, сияющие, светящиеся, карие).
  5. Брови (редкие, дугообразные).
  6. Нос (слегка вздёрнутый).
  7. Щёки (пылающие, нежно-розовые).
  8. Рот (плотно закрытый).
  9. Губы (слегка припухшие, пухлые, нежно-розовые).
  10. Одежда (легкое белое платье, подпоясанное большим бантом; на ногах носочки с разным орнаментом).
  • На фоне чего изображена девочка?

(Стена комнаты, книжный шкаф, подоконник, цветы).

  • Почему художник выбрал именно этот фон?

(Зелёный цвет – цвет жизни, молодости, место, где девочка проводит счастливые минуты за игрой).

  • Что хотел показать Н.И.Фешин?
  • Какова главная мысль?

(Н.И.Фешин показал на своей картине прелесть и чистоту ребёнка, беззаботность и неповторимость прекрасной поры в жизни человека – детства).

Составление примерного плана сочинения.

I. Вступление.

Тема картины и живописные средства её раскрытия.

II. Основная часть.

  • Образ девочки Вари.
  • 1. Внешний облик:
  • а) черты лица (взгляд, глаза, брови, нос, губы, рот, волосы);
  • б) поза, фигура;
  • в) одежда.

2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героини).

3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.

III. Заключение.

Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине Н.И. Фешина “Портрет Вари Адоратской”, используя материалы урока

Источник: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-sochinenie-po-kartine-portret-vari-adoratskoy-klass-1401949.html

Ссылка на основную публикацию