marfa_nikitina4
Густав Климт «Поцелуй»
Густав Климт (1862-1918), 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2012 году, является известнейшим австрийским живописцем. Он — один из самых ярких представителей стиля модерн. Густав Климт окончил венскую Школу прикладного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле.
Густав Климт рано стал востребованным, а значит, состоятельным художником. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт основал и возглавил в 1897 году венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» — движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.
«Портрет Сони Книпс», 1898.
Соня Книпс была первой, чей портрет художник нарисовал в тот период, когда он был лидером Венского Сецессиона. В нем еще не видно окончательно сформированного индивидуального стиля Климта – в этом портрете художник объединил несколько стилей.
Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами.
В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов, что приводит к игре орнаментальных форм. С другой стороны — это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта.
Среди наиболее восхитительных работ художника — панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе.
«Поцелуй» — одна из самых известных картин Густава Климта. На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит — символ роскоши и декадентства.
Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта «Поцелуй» приобрела огромную известность сразу после своего появления. Необычный для работ Климта факт: картина была куплена правительством Австро-Венгрии еще до закрытия выставки 1908 года, на которой она была представлена.
В наши дни «Поцелуй» считается одним из самых выразительных образов в истории живописи XX века. Напряженность атмосферы усиливается за счет глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями.
Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.
Художник выбирает для картины любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт.Эта «квадратность» предоставляла широчайшие возможности для декоративного решения задачи, к которому был столь склонен Климт «золотого периода».
Данный всепримиряющий и гармонизирующий формат (а для «Поцелуя», по общему мнению, характерно примирение до того враждовавших у Климта мужского и женского начал), позволял, кроме того, «растить» изображение хоть куда — прямоугольник в этом смысле всегда ограничивает художника, задавая жесткие наравления.
Предшествовавшие «Поцелую» эпатажные работы художника делили аудиторию на две неравные части: большую — яростных противников; и меньшую — единомышленников и поклонников. «Поцелуй», обозначивший высшую точку «золотого периода» творчества художника и ставший эмблемой венского Сецессиона, получив безоговорочное признание, на время примирил тех и других.
Завораживающее золотое сияние, притушенный эротизм (на картине открыты лишь лица и руки героев) и очевидная целомудренность изображения вызвали восторг публики (в том числе консервативной и пуританской).
- Самое знаменитое полотно Климта «Поцелуй» является и наиболее растиражированным после «Джоконды» произведением искусства.
- Несколько слов стоит сказать о судьбе некоторых картин Климта.Выяснилось, что 5 картин Густава Климта, хранящихся в австрийских государственных
музеях (в т. ч. «Берёзовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее» и др.), находятся там вопреки воле последнего владельца, Фердинанда Блох-Бауэра.
Наследница Фердинанда Блох-Бауэра, Мария Альтман (в девичестве Блох-Бауэр), вернула себе полотна после многолетних судебных препирательств. Затем она продала знаменитый портрет Адели Блох-Бауэр (которая была тётей госпожи Альтман) за рекордно высокую цену — 135 миллионов долларов.
Адель Блох-Бауэр, 1907
«Золотую Адель» приобрёл коллекционер Роналд Лаудер — наследник создательницы косметической империи Эсте Лаудер. До этого самой дорогой картиной считалось полотно Пикассо «Мальчик с трубкой»,проданное за 104,1 миллиона долларов в 2004 году.
К концу жизни Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.Климт оставался загадкой и для современников и для своих родных.
Анна Ремез («Золото Климта») пишет: Климт был человеком сдержанным, даже замкнутым, но когда дело касалось художественных идеалов, превращался в несгибаемого борца. Он сумел сплотить вокруг себя бунтарей от искусства, став во главе общества «Сецессион».
И хотя его имя было на устах всей Вены, умудрялся скрывать свою частную жизнь от посторонних глаз. «Кто хочет что-нибудь узнать обо мне как о художнике — а только он и достоин внимания, — должен всмотреться в мои картины и попытаться понять, кто я и чего хочу», — писал он в «Заметках к несуществующему автопортрету».
В феврале 1918 года он скончался от последствий инсульта, оставив множество незаконченных картин. На мольберте стояла «Невеста», одна из самых загадочных работ великого ловца ускользающей красоты.
- Что читать:Вайдингер Альфред «Густав Климт»Гальянд Мария Соль Гарсия «Климт»Нере Жиль «Густав Климт»Анна Ремез «Золото Климта»
- Густав Климт «Комментарий к несуществующему автопортрету»
Источник: https://marfa-nikitina4.livejournal.com/212483.html
Музы Густава Климта. Часть I – Вдохновение по "принуждению" ?
Сразу признаюсь в любви этому художнику, ибо его творения очень
театральны, декоративны и одновременно символично-философские. Вот и
решил я рассмотреть творчество Густава Климта через призму женщин,
вдохновлявших его «на подвиги», его Муз.
Густав Климт. Gustav Klimt. 14 июля 1862, Баумгартен — 6
февраля 1918, Вена
Австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.
Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его
работ отличает откровенный эротизм.
-
Я же хочу в этой части поговорить о причинах, заставляющих Климта в
1890-е годы, красиво названные fin de siecle (конец века) и в начале
века ХХ-го , писать женские портреты и о женщинах, на них изображенных. -
В 1887 году Климт основывает венский «Сецессион» и становится его
президентом. -
«Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византинизму,
всем видам плохого вкуса… Наш «Сецессион» не является борьбой
современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех
художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при
этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства». -
Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика,
духовного отца сецессионистов, может служить девизом для «Венского
Сецессиона», президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был
Климт.
Не существует искусства без покровительства, и меценаты для
«Сецессиона» были найдены прежде всего среди еврейских семейств венской
буржуазии: Карл Витгенштейн, сталелитейный магнат, Фриц Вэрндорфер,
текстильный магнат, а также семьи Книпс и Ледерер, которые поддерживали
именно искусство Модерна. Все они были среди тех, кто заказывал картины
Климту, и он специализировался на портретах их жен.
Портрет Сони Книпс. 1898 г. Портрет Сони Книпс был первым в этой «галерее жен».
Семья Книпс была связана с металлургической промышленностью и
банковским делом. Йозеф Хофман проектировал их дом, а Климт написал ряд
картин, в том числе в 1898 году и портрет Сони в центре гостиной.
В портрете объединены несколько стилей. Хорошо известно, что Климт
преклонялся перед гиперболой Макарта, и поза Сони Книпс указывает на
влияние творца портрета знаменитой актрисы Бургтеатра Шарлотты Вольтер
в образе Мессалины, которое проявляется, например, в асимметричном
положении фигуры и в акцентировании силуэта.
С другой стороны,
трактовка платья, вовсе нехарактерная для Климта, напоминает легкую
клеть Уистлера. Гордое, сдержанное выражение, которое Климт придал этой
даме из общества, является типичным для художника; с этих пор оно вновь
и вновь появляется у его роковых женщин.
Портрет молодой дамы из
общества выражает равнодушие и отчужденность, характерные для всех
роковых женщин начиная с этого времени.
Отступление:
Портреты дам из общества дали Климту материальную независимость.
Таким образом, он не был обязан угождать общественным вкусам или
следить за тем, как его старательно продуманные и блестяще выполненные
работы втаптывают в грязь.
Напомню, что 1886 году Густав Климт выполнил настенные полотна с
аллегорическим изображением трех факультетов «Юриспруденция»,
«Философия» и «Медицина». Произведения шокировали венскую публику и
вызвали скандал.
Он полагал, что его картины можно будет выкупить за ту же сумму, за
которую их приобрели.
Из объяснений Климта венской журналистке Берте Цукеркандль:
«Главные причины, по которым я решился просить вернуть мне картины, не
вызваны раздражением на различные нападки… они могли возникнуть во мне
самом.
Все выпады критики почти не трогали меня в то время, и к тому же
нельзя было отобрать счастье, которое я испытывал, работая над этими
произведениями. В целом я очень нечувствителен к нападкам.
Но я становлюсь гораздо чувствительнее, если понимаю, что кто-то, кто
заказал мою работу, недоволен ею. Как в том случае, когда замазывают
картины».
В
конце концов, правительство согласилось на то, чтобы промышленник
Август Ледерер выкупил «Философию» за часть первоначальной цены. В 1907
году Коломан Мозер приобрел «Медицину» и «Юриспруденцию».
Пытаясь спасти картины во время Второй мировой войны, их перевезли в
замок Иммендорф на юге Австрии. 5 мая 1945 года замок и все, что в нем хранилось, были уничтожены в
огне при отступлении войск СС. Все это я написал с целью подчеркнуть, что иногда приходится дружить с
сильными мира сего, если речь идет о собственном творчестве и
независимости.
Портрет Маргарет Стоннборо-Витгенштейн 1905 г.
Портрет Геты Фельшвани. 1902 г.
Портрет Серены Ледерер. 1899 г.
Климт хотел быть полностью свободным, хотел думать и писать независимо
от официальных заказов, и в этом он получил поддержку от нескольких
лояльных покровителей.
Для сына греческого предпринимателя из Македонии, который был связан с
Востоком и преуспел в банковском деле и текстильной промышленности,
Николауса Думбы он, например, выполнил две картины над порталом в
музыкальном салоне его дворца: на первой был изображен Шуберт за
фортепиано , на второй — Музыка II —греческая жрица с аполлоновой
кифарой.
Портрет Марии Хеннеберг 1901-02 г.г.
Это был тот Климт,
которого любила Вена, Климт, пленивший даже наиболее
консервативную публику, вознаграждавший ее с лихвой за аплодисменты.
Климт сохранил этот привлекательный стиль для покровителей из высшего
венского общества. Это проявилось и в его портрете Сони Книпс, и в
нежности последующих портретов «жен»: Герты Фельшвани, Серены Ледерер,
Марии Феннеберг и Фриды Райдлер.
Однако у женщин на этих портретах всегда одинаково безмятежное,
мечтательное выражение лица: они взирают на мир и на мужчину
меланхолично и отрешенно. «Боязнь свободного пространства» Климта
проявилась здесь одновременно с величественными позами героинь.
В мнимой пассивности его моделей неизменно присутствует нечто
подавляющее.
Одной из популярнейших идей fin de siecle (конца века) было господство
женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила салоны; художники и
интеллектуалы тоже участвовали в дискуссии.
Климт знал, как угодить процветающим еврейским гражданам Вены, которые
поддерживали «Сецессион». Он писал портреты их жен, придавая им
безграничное очарование и некоторый налет надменности. Тем не менее
Климт не только следовал требованиям заказчика, казалось, он избавлялся
от всех ограничений и писал так, как хотел.
Нужно отметить, что в портретах Климта платья играют не меньшую роль,
чем сами модели. Они искусно служат для раскрытия индивидуальности
женщины, усиливая восприятие лица, шеи и рук.
В качестве классического примера можно привести Энгра, портреты
которого также полны чувственной красоты. Для обоих художников одежда
выполняла такую же необходимую функцию, что и тело.
Высказывание Гаэтана Пико об Энгре в равной степени может быть отнесено
и к Климту:
«В творчестве Энгра нет ничего более искусного, более изысканного, чем
гармония шеи и ожерелья, бархата и плоти, накидки и прически; или
границы соприкосновения груди и глубоко декольтированного платья, руки
и длинной перчатки. Если на этих портретах женщины одеты в какое-то
особое платье, так это потому, что от них исходит свет желания; они
идут к нам в прикрытой наготе…»
Портрет Фриды Райдлер 1906 г.
Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт 1914-16 г.г.
Вывод ясен: нам ни о чем не говорят имена на этих портретах Климта, просто,
благодаря поискам экономической помощи и меценатства для «Сессиона», мы
имеем сейчас возможность любоваться замечательными женскими портретами
Климта, основанными на адской смеси импрессионизма, ориентального
искусства и символизма, взбитыми в замечательный коктейль –
своеобразные климтовские почерк, стиль и манеру.
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/01/i.html
(no title)
Климт — Портрет Сони КнипсНе самозванка — я пришла домой,И не служанка — мне не надо хлеба.Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,Твой день седьмой, твое седьмое небо.Там на земле мне подавали грошИ жерновов навешали на шею. — Возлюбленный! — Ужель не узнаешь?Я ласточка твоя — Психея! Пригвождена к позорному столбу,Я все ж скажу, что я тебя люблю.Что ни одна до самых недр — матьТак на ребенка своего не взглянет.Что за тебя, который делом занят,Не умереть хочу, а умирать.Ты не поймешь, — малы мои слова! — Как мало мне позорного столба!Я с вызовом ношу его кольцо— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—Его чрезмерно узкое лицоПодобно шпаге.Безмолвен рот его, углами вниз,Мучительно — великолепны брови.В его лице трагически слилисьДве древних крови.Он тонок первой тонкостью ветвей.Его глаза — прекрасно-бесполезны! —Под крыльями распахнутых бровей —Две бездны.В его лице я рыцарству верна.— Всем вам, кто жил и умирал без страху.Такие — в роковые времена —Слагают стансы — и идут на плаху. Мы с тобою лишь два отголоска: Ты затихнул, и я замолчу. Мы когда-то с покорностью воска Отдались роковому лучу. Это чувство сладчайшим недугом Наши души терзало и жгло. Оттого тебя чувствовать другом Мне порою до слез тяжело. Станет горечь улыбкою скоро, И усталостью станет печаль. Жаль не слова, поверь, и не взора, Только тайны утраченной жаль! От тебя, утомленный анатом, Я познала сладчайшее зло. Оттого тебя чувствовать братом Мне порою до слез тяжело.Вчера еще в глаза глядел,А нынче — всё косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел,-Всё жаворонки нынче — вороны!Я глупая, а ты умен,Живой, а я остолбенелая.О, вопль женщин всех времен:»Мой милый, что тебе я сделала?!»И слезы ей — вода, и кровь -Вода,- в крови, в слезах умылася!Не мать, а мачеха — Любовь:Не ждите ни суда, ни милости.Увозят милых корабли,Уводит их дорога белая…И стон стоит вдоль всей земли:»Мой милый, что тебе я сделала?»Вчера еще — в ногах лежал!Равнял с Китайскою державою!Враз обе рученьки разжал,-Жизнь выпала — копейкой ржавою!Детоубийцей на судуСтою — немилая, несмелая.Я и в аду тебе скажу:»Мой милый, что тебе я сделала?»Спрошу я стул, спрошу кровать:»За что, за что терплю и бедствую?»»Отцеловал — колесовать:Другую целовать»,- ответствуют.Жить приучил в самом огне,Сам бросил — в степь заледенелую!Вот что ты, милый, сделал мне!Мой милый, что тебе — я сделала?Всё ведаю — не прекословь!Вновь зрячая — уж не любовница!Где отступается Любовь,Там подступает Смерть-садовница.Самo — что дерево трясти! -В срок яблоко спадает спелое…- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Ты проходишь на Запад Солнца, Ты увидишь вечерний свет, Ты проходишь на Запад Солнца, И метель заметает след. Мимо окон моих — бесстрастный — Ты пройдёшь в снеговой тиши, Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души. Я на душу твою — не зарюсь! Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя. И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому лику Только издали поклонюсь. И, под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твоё святое, Поцелую вечерний снег. — Там, где поступью величавой Ты прошёл в гробовой тиши, Свете тихий — святыя славы — Вседержитель моей души. Рыцарь ангелоподобный —
Долг! — Небесный часовой!
Белый памятник надгробный
На моей груди живой. За моей спиной крылатой
Вырастающий ключарь,
Еженощный соглядатай,
Ежеутренний звонарь. Страсть, и юность, и гордыня
Все сдалось без мятежа,
Оттого что ты рабыне
Первый молвил: — Госпожа!
Ты все мне поведал — так рано!Я все разгадала — так поздно!В сердцах наших вечная рана,В глазах молчаливый вопрос,Земная пустыня бескрайна,Высокое небо беззвездно,Подслушана нежная тайна,И властен навеки мороз.Я буду беседовать с тенью!Мой милый, забыть нету мочи!Твой образ недвижен под сеньюМоих опустившихся век…Темнеет… Захлопнули ставни,На всем приближение ночи…Люблю тебя, призрачно-давний,
Тебя одного — и навек!
М.Цветаева
Источник: https://elsa555.livejournal.com/57677.html
Женщины Климта: модели и любовницы художника
Австрийская столица продолжает чествовать венский модерн, главные представители которого — Густав Климт, Эгон Шиле, Отто Вагнер и Коломан Мозер — ушли из жизни ровно 100 лет назад.
На этот раз в музее Леопольда открылась масштабная выставка «Густав Климт. Художник века». На ней в числе прочего будут представлены и знаменитые женские портреты художника.
Рассказываем, кого писал Климт и в каких отношениях состоял со своими моделями.
«Две девушки», 1919
— «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… », — писал Густав Климт. Основоположник венского модерна редко изображал на своих полотнах мужчин.
А вот женщины царили на его картинах. В последнее десятилетие XIX века Климт стал уходить от академизма в живописи и тогда же отказался от государственных заказов. Но ему нужно было как-то зарабатывать на жизнь.
И тогда Климт стал писать портреты богатых жительниц Вены, которые ему заказывали их мужья.
«Даная», 1907-08
— Густав Климт никогда не был женат и жил вместе с матерью и сестрами. При этом художнику приписывали десятки романов, как с натурщицами, так и с состоятельными дамами, и даже от трех до сорока внебрачных детей. Кстати, страстному роману с Лиа де Кастро посвящен фильм «Климт», в котором художника сыграл Джон Малкович.
Кадр из фильма «Климт», 2005
— Первым в «галерее жен» Климт выполнил портрет Сони Книпс, чья семья была связана с металлургией и банковским делом. Несмотря на то, что изображение Сони заказал ее супруг, ряд исследователей предполагает, что девушка состояла в связи с художником. Для портрета Климт использовал непривычно темный размытый фон.
А вот лицо модели прописал предельно реалистично, передав встревоженность и напряженное внимание героини. Особое внимание привлекала поза Сони Книпс. Она сидит в кресле, слегка наклонившись вперед, и кажется, что вот-вот встанет и уйдет. Климт отказался от лишних деталей на полотне.
Но сделал акцент на платье Книпс — розовом воздушном наряде, пояс которого перехватывал узкую талию.
«Портрет Сони Книпс», 1898 © 2018 LAKS GmbH
— Одной из самых знаменитых моделей-аристократок Климта стала Адель Блох-Бауэр. Она была дочерью генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра, а в 18 лет вышла замуж за значительно более зрелого сахарозаводчика и покровителя искусств Фердинанда Блоха.
«Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912
Племянница Адели Мария Альтман так описывала тетю: «Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная». Адель позировала для нескольких полотен Климта, например, в образе Юдифи. Но самым знаменитым стал портрет аристократки «Золотая Адель».
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907
— Как и многие другие Адель была любовницей художника. Ее муж знал о связи и придумал неплохой ход. Он заказал Климту портрет супруги в расчете на то, что любовники пресытятся друг другом за время работы. Так и случилось.
Климт писал «Золотую Адель» четыре года, создав более 100 набросков. Готовое полотно он представил в 1907-м, а сегодня картину называют «австрийской Мона Лизой».
В своем завещании Адель Блох-Бауэр просила передать ее портреты австрийской Государственной галерее. Но племянница Мария Альтман отсудила себе «Золотую Адель» и четыре другие картины Климта.
В итоге знаменитый портрет наследница в 2006 году продала за $135 млн американскому предпренимателю и основателю Новой галереи в Нью-Йорке Рональду Лаудеру.
— Самые длительные и близкие отношения у Густава Климта были с Эмилией Флёге. Последними словами художника были «Эмилия должна прийти…». Они познакомились в начале 1890-х годов. Старшая сестра Эмилии была женой брата художника Эрнста. А после его смерти Густав Климт стал опекуном его дочки.
Из-за болезненной любви к Климту и ревности к его многочисленным любовницам Флёге даже обратилась к психиатру Зигмунду Фрейду, который посоветовал ей научиться жить самостоятельно. И Флёге научилась. В 1904 году она вместе с сестрой основала дом моды, который успешно одевал богатых венок.
А Климт придумывал для дома эскизы тканей и декорировал залы для демонстраций коллекций.
— В 1902 году Климт написал портрет Эмилии Флёге, для которого она позировала в платье собственного сочинения.
Художник отказался от четко проработанного фона — этот прием в начала XX века стал для него излюбленным. Фигура Флёге была изображена плоской, а объемными лишь руки и лицо.
Самой модели портрет не понравился, а ее семья отказалась принять его. В 1908 году картину приобрел Венский исторический музей.
«Портрет Эмилии Флёге», 1902 © 2018 LAKS GmbH
— В том же 1902 году Климт выполнил портрет еще одной обеспеченной жительницы Вены — Гертруды Лев. Отец девушки был известным врачом австрийской столицы, практиковавшим в собственном частном санатории.
Портрет Гертруды, который критики описывали как «самую тонкую лирику, которую только способна создать палитра художника», очень понравился заказчикам.
Долгое время картина висела в квартире Гертруды Лев, но в 1939 году владелица полотна была вынуждена расстаться с ним. Семья Лев бежала в США от преследований нацистов, а портрет после войны оказался у внебрачного сына Климта Густава Учицки.
В 2015 году его вдова выставила полотно на аукцион Sotheby’s. Продажа «Портрета Гертруды Лев» стала сенсацией торгов. Картина ушла за рекордную сумму $39 млн, став самым дорогим лотом вечера.
«Портрет Гертруды Лев», 1902
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5d038ffd96b195c8b50e0f/5b4538706da19500a9f6f75c
Читать
М. Силина
Галерея Бельведер Вена
Официальный сайт музея: www.belvedere.at
- Адрес музея: Prinz Eugen-Straβe, 27 (Верхний Бельведер), Rennweg, 6, (Нижний Бельведер), Вена.
- Проезд: До Верхнего Бельведера: трамвай D, остановка «Schloss Belvedere», трамвай №0, 18, автобус №13А, 69А, остановка «Südbahnhof», метро U1, остановка «Südtirolerplatz».
- До Нижнего Бельведера: трамвай N 71, остановка «Am Heumarkt», трамвай D, остановка «Guβhausstraβe».
- Телефон: +43 1 795 57 0.
- Часы работы: Четверг — вторник: 10:00–18:00, среда: 10:00–21:00.
- Цены на билеты: Комбинированный: взрослые — 19 €, лица старше 60 лет, студенты (до 27 лет), члены групп численностью от 10 человек — 15 €.
- Детям и подросткам (до 19 лет) вход свободный.
- Информация для посетителей: Стоимость аудиогида по Верхнему Бельведеру — 4 €, по Нижнему — 3,50 € (на немецком, английском, французском, итальянском, испанском, японском и русском языках), также в музее можно заказать экскурсию.
«Bistro Menagerie» в Верхнем Бельведере предлагает большой выбор классических венских десертов, пирогов и закусок. В Нижнем Бельведере к услугам посетителей уютное кафе «B-Lounge».
В книжном магазине музея представлен широкий ассортимент литературы, подарочных товаров и открыток.
Здание музея
Бельведер — это не только музей, обладающий великолепной коллекцией шедевров европейского искусства, но и ценнейший исторический ансамбль, возникший во времена расцвета Австрийской империи.
Фонтан перед музеем
Замки Бельведер были построены в начале XVIII века знаменитым архитектором эпохи барокко Иоганном Лукасом фон Гильдебрандтом в качестве летней резиденции принца Евгения Савойского.
Комплекс состоит из Верхнего и Нижнего Бельведера, Оранжереи, здания Королевских конюшен, а также грандиозного сада и считается одним из самых изысканных и впечатляющих барочных сооружений Европы.
Он по праву причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Историческую ценность, безусловно, представляют Верхний и Нижний Бельведер. Первоначально они были построены для приема гостей и проживания принца. Помещения Верхнего Бельведера уже с 1770-х отданы под королевскую картинную галерею.
В богато украшенном Мраморном зале зритель сможет полюбоваться фресками и орнаментально-декоративными композициями североитальянского художника Карло Инноченцо Карлоне.
Двухэтажный Мраморный зал Нижнего Бельведера украшен потолочными фресками на античные сюжеты мастером Мартино Альтомонте.
Здесь посетитель насладится скульптурами барокко авторства Доменико Пароди; сохранившимися с первой трети XVIII века декоративными и фресковыми композициями Садового павильона; сценами с изображениями времен года в Зале гротесков Нижнего Бельведера и многими другими шедеврами искусства XVIII века.
Деталь архитектурного убранства здания музея
Бельведер обладает наиболее полной и представительной коллекцией австрийского искусства с эпохи Средних веков до современности. Здесь также располагается самое крупное собрание работ Густава Климта, включающее такие всемирно известные шедевры, как «Поцелуй» и «Юдифь I».
Музей по праву гордится произведениями Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Изюминка экспозиции — картины французских импрессионистов.
Национальную славу составляют богатейшая коллекция работ эпохи бидермейер, реалистического направления первой половины XIX века, и шедевры Венского сецессиона, одного из влиятельных художественных объединений эпохи модерна рубежа XIX–XX веков.
Собрание делится на несколько разделов. Средневековое искусство представлено великолепными живописными и скульптурными алтарными композициями XV–XVI веков.
Лишь небольшая часть из них помещена в Верхнем Бельведере: это шедевры Конрада Лайба, Руэланда Фрюауфа, Махаэля Пахера, а также уникальный Цнаймский алтарь (1440-е).
Около 220 работ экспонируются в Сокровищнице Средних веков в здании Королевских конюшен.
Ворота Бельведера
Эпоха барокко показана в музее во всем блеске, и в первую очередь самим архитектурным комплексом Бельведер и декорациями эпохи Габсбургов. Они — настоящая энциклопедия барокко.
Важное место занимают скульптуры Франца Ксавера Мессершмидта, а также работы плеяды иностранных мастеров XVII–XVIII веков, основателей, преподавателей и первых учеников венской Академии художеств.
Среди них — Фридрих Генрих Фюгер, Иоганн Баптист Лампи и, безусловно, Франц Антон Маульберч.
Классицизм и романтизм, основные направления первой половины XIX века, представлены произведениями Жака Луи Давида, Франсуа Жерара, Фридриха Генриха Фюгера и знаменитой Ангелики Кауфманн.
Символическое понимание природы нашло отражение в творчестве художников романтизма.
Среди них выделяются Каспар Давид Фридрих и группа «Назарейцы», которые черпали вдохновение в шедеврах Альбрехта Дюрера и Рафаэля.
Эпоха бидермейер (1815-1848) блестяще представлена коллекцией работ виднейшего австрийского художника Фердинанда Георга Вальдмюллера.
Творчество австрийского художника Антона Ромаско олицетворяет переход от исторической живописи к психологическим характеристикам сцен в духе импрессионизма и экспрессионизма. Французская классика импрессионизма — работы Поля Сезанна, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога, Клода Моне, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро и Пьера Огюста Ренуара.
Творческий метод Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, а также Поля Гогена представляет интерес как сам по себе, так и в контексте влияния на передовых австрийских мастеров первых десятилетий XX века — Оскара Кокошки, группы «Мост» в составе Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде, а также Василия Кандинского, Франца Марса, Габриэля Мюнтера и Пауля Клее из группы «Синий всадник». Заслуживает отдельного упоминания творчество выдающегося художника венского модерна Эгона Шиле, создавшего свой незабываемый, моментально узнаваемый стиль.
Бельведер по праву гордится коллекцией произведений австрийского искусства рубежа XIX–XX веков, которую музей собирает с 1903.
В нее входят полотна Жана Франсуа Милле, Огюста Родена, Эдварда Мунка и многих других знаменитых европейских мастеров. Вершиной этой коллекции является самое полное в мире собрание картин Густава Климта.
Его работы, а также шедевры Коломана Мозера, Йозефа Хоффмана и Отто Вагнера, составили славу Венского сецессиона.
Музей предлагает целый ряд образовательных программ для детей и взрослых, благодаря которым можно не только познакомиться с коллекцией, но и узнать об истории искусства, получить первые понятия об искусствоведческих терминах, принципах анализа картин.
Галерея Бельведер дает довольно необычную возможность научиться создавать декоративные произведения с золотым покрытием по методу великого Густава Климта. Сотрудники музея разработали также целую серию обучающих, познавательных и развлекательных программ для детей от младшего до школьного возраста.
Особо нужно отметить культурно-развлекательные вечера барочной музыки.
Искусство XV–XVIII веков
Даниель Гран. Обучение Марии. Около 1750
Михаэль Пахер (1435–1498) Бичевание Христа Около 1495–1498
Тирольский художник и скульптор Михаэль Пахер — один из самых знаменитых мастеров на всей немецкоязычной территории Альп.
В эпоху Северного Возрождения на территории современных Германии, Австрии и Швейцарии под влиянием великих достижений мастеров итальянского Ренессанса произошли важные изменения в области религиозной живописи.
Именно Михаэль Пахер стал одним из первых художников Севера, перенявшим принципы прямой перспективы, которые в итоге стали основой классической европейской живописи. Использование прямой перспективы давало возможность разнообразить ракурсы поз и декораций и выписывать архитектурные элементы без оптических искажений.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=547106&p=9