Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова первоначально был задуман как этюд для образа дьякона в картине «Крестный ход в дубовом лесу». В процессе работы приобрел значение не только самостоятельного портрета, но и картинного образа. В отличие от портретов-типов крестьян портрет протодиакона воплотился в монументальном образе. Эта его монументальность определялась, в конечном счете, значительностью и богатством раскрытого в нем художником содержания, потребовавшего соответственно значительной формы. Репин берет размер более натуры и, в отличие от сравнительной простоты композиционного решения крестьянских портретов, дает сложный, основанный на контрапосте разворот фигуры. Композиционная подача фигуры в целом и здесь служит раскрытию содержания образа, его психологии, которые в данном портрете противоречивее и сложнее.
В передаче мощного торса, больших сильных рук, пышущего жаром старческого лица в венце седых волос, с взлетающими вверх черными бровями, с пронзительными хищными глазами Репин утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Его, «язычника», именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове.
«Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев.
Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее.
Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной, искаженной социальными условиями жизненной силы. Обреченная на духовное лицемерие и грубое насилие, она сама является порабощенной, изуродованной.
Критика здесь служит одновременно и утверждением положительного идеала, восхищением подлинной природой того, что подвергается обличению в изуродованном виде. В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона».
В этом внутренняя основа того эстетического восхищения, которое вызывает в нас это мастерское изображение самого по себе совсем неприглядного явления. Недаром Репин отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Это черта, которая не могла не увлечь особенно такого художника, как Репин.
Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. Репин на материале своего времени и своей страны, на языке реализма XIX века создал новый общечеловеческий образ, подобно тому, как это совершил в XVII веке Веласкес. Это и есть выражение репинского демократизма.
«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репина в частности. Типический образ здесь либо отыскивается художником непосредственно в натуре, либо мыслится как реальная натура.
Процесс типизации есть, таким образом, прежде всего процесс изучения, наблюдения жизни, чтобы суметь увидеть в ней самое нужное и его раскрыть. Это не следует, однако, понимать узко буквально, как пассивное созерцание или копирование натуры.
Это результат множественности наблюдений, но результат, наконец понятый на натуре и затем в той или иной мере доработанный или переработанный художником. Поэтому сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни».
Взятый живым из жизни, он вместе с тем богаче и многограннее, чем первичная идея, замысел художника, как мы это видели уже в «Бурлаках». И это его богатство тем более раскрывается, развертывается, чем более художник увлекается своей натурой, вдохновляется ею.
Восхищение Репина характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». Репин до того еще не писал так широко и сочно. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность.
С каким разнообразием написано в широком обобщении одеяние протодиакона и более детализированно трактованное его мясистое лицо! В изображении лица и рук Репин великолепно передает натуру: опухлость щек и большого красного носа, струящуюся массу седых волос бороды, узловатость рук.
Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой Репин будет затем долго работать. В этой манере пишутся такие картины, как «Царевна Софья» и «Иван Грозный», такие портреты, как «Забелин», «Пирогов», «Стрепетова».
Эта сочная живописная манера, с любовью как к звучности цвета, так и к материальной телесности, характеризуется большой экспрессивностью выражения эмоций, передачи действия, тяготением к преимущественно чувственному выявлению духовной жизни изображаемых персонажей.
«Протодиакон» — первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. По силе выразительности они не уступают лицу и играют существенную роль в общем композиционном построении изображения.
Правая рука, лежащая на животе, смотрится так же фронтально, как и лицо, а вместе с тем своим положением как бы продолжает трехчетвертной поворот туловища, в то время как левая рука снова выводит взгляд в сторону лица. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности».
Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Тем самым в общей композиции появляется дополнительное, большее, чем это нужно для самой массы фигуры, пространство, то есть пространство картины, а не портретного фона.
В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Мастером в изображении рук проявляет себя Репин и в других портретах.
А. Фёдоров-Давыдов
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/protodiakon/
Репин Илья Ефимович
(1844 — 1930)
Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870 – 1873, ГРМ). Картина пробуждала не только сострадание к угнетенному рабским трудом народу, но и веру в его силы, способность к борьбе против угнетения.
По возвращении Репина в 1876 г. из поездки во Францию начинается период высшего расцвета его творчества. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального , портретного своеобразия каждого лица.
Характеристики привилегированной части толпы – помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения.
Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости.
Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах – В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П.
Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом – портретируемого лица.
Одна из главных тем жанровых полотен Репина – типичные моменты жизни русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 1880-1892; «Отказ от исповеди», 1879-1885 и «Не ждали», 1884-1888, все ГТГ).
В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие – изумления, недоверия, радости – безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.
Герой картины, отрекшись от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение.
Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной напряженности. Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь.
В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 – 1891, ГРМ) – иная мысль, связанная с поисками жизнеутверждающего идеала, героических характеров.
Последний высокий взлет репинского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901 – 1903, ГРМ), выполнив серию этюдов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой.
Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в глубоком понимании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правда характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности – залог непреходящей ценности искусства Репина.
Источник: http://art.liim.ru/hr/hr10.html
Илья Репин. Мужик с дурным глазом. Описание картины. Шедевры русской живописи
В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.
«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»
В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.
Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию.
На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником.
Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.
«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».
Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной.
Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»
«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка».
Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии.
Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.
Источник: http://www.tanais.info/art/repin12more.html
Илья Репин – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge
Репин Илья Ефимович — великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.
Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета.
В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Репин Илья Ефимович — великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.
Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета.
В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/25.html
Творческий путь И. Е Репина — высший этап живописи передвижников
Илья Ефимович Репин (1844 – 1930)
Репин родился в селе Чугуеве Харьковской губернии, учился у местных иконописцев. Затем учеба в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Знакомство с Крамским оказало на молодого художника сильное влияние. Затем – Академия. На Золотую медаль молодой Репин пишет картину «Воскрешение дочери Иаира» 1872г.
Сюжет – Христос, придя в город, воскрешает только что умершую дочь священника. Репин рассказывал, что для написания картины он вспомнил смерть маленькой девочки, свидетелем которой он был в детстве. Отсюда атмосфера молчания и некоторой торжественности, запомнившаяся ему.
Цветовая гамма картины – сдержанная, белые в контрасте с черными, темными. Картина экспонировалась в зале Академии в то время, когда в соседних залах началась демонстрация первой выставки Передвижников.
Стасов, давший блестящий анализ этой выставке, отметил и картину молодого дебютанта, что говорит, как о проницательности критика, так и о мастерстве еще незнаменитого художника.
«Бурлаки на Волге» (1870- 1873)
На Неве Репин увидел, как бурлаки тянули баржу около праздничной публики. Этот момент стал рождением замысла. Затем Репин едет на Волгу и наблюдает работу бурлаков, происходит усложнение замысла.
Если первоначальный эскиз был решен в диагональном плане: ватага бурлаков шла прямо на зрителя, поднимаясь в гору, то ширь волжского пейзажа подсказала горизонтальный формат картины. Репин решил разместить фигуры по принципу классического фриза.
В этом сказалось обучение художника в Академии с ее пристрастием к широкому, панорамному видению. Одновременно был изменен и первоначальный очень экспрессивный характер картины. Полотно стало эпически спокойным и уравновешенным.
Все фигуры на картине конкретны, типичны и обобщенно создают картину народа в целом. Впереди – Канин, тип греческого философа, странствующего мудреца, сильный, крепкий, умные живые глаза выдают любопытство к миру, работу мысли. А замыкает шествие безжизненно повисший на лямке, вот-вот готовый упасть в песок бурлак. Между ними – целая вереница типов и характеров.
Рядом с Каниным – некий Геркулес, со всклокоченной головой, жилистыми руками – настоящий бунтарь. Это тип Савелия богатыря святорусского, одного из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», с которой произведение Репина имеет много точек соприкосновения.
С другой стороны от Канина – третий, в лохмотьях, волосы перевязаны тряпкой, всюду побывал, отведал жизни, стал похож на фаталиста: индуса или эфиопа. С трубкой во рту – вероятно, отставной солдат, высокий и жилистый. Первую группу замыкает больной, изможденный старик, который вытирает руками пот на лбу.
Между второй и первой группой – отклонившийся в противоположную сторону, выделенный кроме того и цветом мальчик, который хотел бы вырваться из лямки. На нем розовая рубашка. Взгляд его быстрый и сердитый, в нем недовольство, протест молодости против безмолвия, покорности тех, кто спереди и сзади.
В последней группе интересен кто-то с профилем грека, дико оглядывающийся вокруг. Замечательна Волга, широкая, бесконечная, раскинувшаяся, словно млеющая и заснувшая под палящими лучами солнца. Где-то справа дымит пароход, слева – баржа. Картина рисует полную погруженность в глубину народной жизни.
Наиболее глубокую оценку этому произведению дал сразу же после его появления Стасов.
После создания «Бурлаков..» Репин поехал во Францию, где отметил интересное творчество импрессионистов, только что входивших в жизнь. Там он освоил некоторые приемы новой живописи, но в целом поиски формальной новизны не увлекли его.
После возвращения начался самый значительный период творчества Ильи Ефимовича. Портрет, бытовой жанр, историческая картина – вот излюбленные жанры Репина.
Особенно замечательны его портреты – изображение индивидуального характера при значительной типизации образа.
«Протодьякон» 1877г.
Стасов так охарактеризовал это замечательное полотно, появившееся на очередной выставке передвижников: «Образ ложно направленной, искаженной социальными условиями жизненной силы.
Портрет отличается горячей гаммой красок, сочной манерой письма, густым мазком. Изображен чугуевский дьякон Иван Угланов.
Сам Репин говорил, что увидел в этом человеке «экстракт наших дьяконов, львов духовенства, ничего духовного, все – плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, бессмысленный и торжественный».
Так портрет протодьякона стал грандиозным образом правды и жизни. Репин достиг колоссальной силы типизации в этом произведении.
В 80-ые гг. Репин создает портреты выдающихся представителей общественной мысли, науки и культуры: М.П. Мусоргского, Стасова, Л.Н. Толстого.
«Портрет М. П. Мусоргского» 1881 г.
Он написан за несколько дней до смерти композитора, когда приметы болезни стали явно заметны. Но Репин очень сдержан в изображении этих примет: мы видим красные пятна, одутловатое лицо. Но рядом с малиновым отворотом халата пятна не так ярко выступают на лице композитора и нейтрализуются.
Сильный свет дан спереди, что сглаживает чрезмерные тени и рельеф морщин, сладок лица. Мы видим не столько неизлечимо больного человека, сколько духовную красоту человека, преодолевающего страдания плоти. Голова развернута влево, а фигура – вправо. Это придает позе живую, непринужденную естественность. Взгляд идет вдаль и вверх.
А губы по-детски трогательные, но выражение лица отрешенно строгое.
«Портрет Л. Н. Толстого» 1887 г.
Личность великого писателя наделена героической значительностью, масштабна. А на первый взгляд спокойна и сдержанна. Толстой в кресле, темная фигура выделяется на светлом фоне. Толстой поднял голову от книги и вперил взгляд перед собой. Словно какая-то мысль поразила его, и он требует от зрителя ответ. Это искатель истины.
«Крестный ход в Курской губернии» 1883 г.ГТГ
Полотно – результат развития портрета в творчестве Репина. До Репина несколько художников создали произведения на тему религиозности народа: «Сельский крестный ход на пасхе» Перова, «Встреча иконы» Савицкого. Но Репин первый придал своему полотну масштабность.
Перед нами конфликт народа и власти, но он не демонстрируется впрямую, а очень глубоко входит в ткань произведения. Вот сотские с палками оттесняют толпу калек и странников к обочине. Образовался прорыв – свободное пространство, и зритель может заглянуть внутрь толпы.
Здесь есть и привилегированная публика: надутая барыня с иконой, военный в мундире, вытянувшийся словно на параде, пузатый купец, румяный дьякон в сияющей золотом ризе, две мешанки, несущие пустой футляр от иконы, зажиточные крестьяне с водруженным на их плечи стеклянным фонарем, разубранным лентами.
Каждый из них занят собой, сознает свою значительность. Так рождается картина «сословной спеси» в разных вариантах. Отсюда – общий дух картины: социально-критическая ирония. Главный конфликт – между этой публикой и бедняками.
Особенно выразителен образ калеки – бедняка и горбуна. Его фигурка полна порыва, он от лица всего угнетенного и униженного мира прорывается к правде. Ведь Христос, воскрешение которого празднуется в этот день, приходил именно к таким несчастным.
Именно в этом смысл участия несчастных в Крестном ходе.
Великолепна передача толпы, ее мелькание, лица, стихийность. Возникает стройность композиции при, казалось бы, хаотичном движении. И при этом никаких подсказок зрителю, кто плох, а кто хорош. Смысл полотна открывается постепенно – это признак зрелого реализма. Сама живопись Репина на этом полотне красива.
Если Перов изображал дикую картину и при этом работал темными красками, рисунок на его полотне «Сельский ход на пасху» был еще не выразителен, то Репин ярок, разнообразен, интересен. Замечателен аккорд голубого и желтого при передача апрельского неба и пестроты церковного облачения.
Эта картина – высший этап развития русского реализма в живописи.
В эпоху «хождения в народ» Репин создает ряд произведений, в которых предстает типичная биография революционера – народника: «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотка и Сибирь», по словам Некрасова.
Таковы «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и «Не ждали». Все они были созданы. В 84 – 88 гг когда уже стал ясен крах народнических идей. В это время многие герои «хождения в народ» возвращались на Родину.
Пришло время осмыслить происходящее.
«Не ждали»ГТГ
Эта картина – вопрос. Был ли прав вернувшийся теперь из ссылки дворянин – интеллигент, когда ушел из дома, чтобы проповедовать то, что ему было дорого. Рада женщина за роялем, рад мальчик – гимназист.
Над роялем портреты Шевченко и Некрасова – властителей дум 60-ых годов, тех, на чьих произведениях воспитывался вернувшийся теперь герой. Они продолжают висеть на стенах – значит, и молодое поколение не отказывается от прежних идеалов. Воздух наполнен голубизной, светом, только недавно прошла гроза.
На картине – секундное замешательство. Но, конечно, в центре произведения – немой диалог между сыном и матерью.
Так прав ли был сын, ушедший «в народ»? Зритель тоже является свидетелем происходящего. Перед нами не история «блудного сына», а история человека, который ждет понимания и оправдания. Главная фигура привлекает к себе всеобщее внимание. В этом смысл композиции.
Фигура вернувшегося выделена на светлом фоне, на нее указывает служанка, на нее глядят с разной реакцией все. Важно окно, за которым есть своя жизнь, дверь, которая только что открылась.
Самим строем картины, ее светлой цветовой гаммой, обилием воздуха и света Репин как бы говорит, что дело таких людей, как его герой, не было напрасно.
Историческая живопись Репина. Репин выбирает из истории героев в особом состоянии душевной возбужденности, аффекта.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» 1885 г
Это не столько точный исторический документ, как у Ге, сколько обличение современных ужасов и протест против смертоубийства. Содержание картины – наказание деспота за пролитую кровь муками совести. Состояние Грозного доведено почти до безумия.
Царевич же изображен в духе христианского всепрощения и в его чертах лица есть нечто от самого Христа. Основная гамма картины – цвет пролитой крови. Тяжелые красные ковры, темно-красная обивка кресел – все дает ощущение «бунта крови» в душе убийцы.
«Запорожцы пишут письмо Турецкому султану» 1891 г.
Здесь все больше дает себя знать поиск жизнеутверждающего начала. Сюжет картины – запорожцы пишут ответ Махмуду Четвертому на его требование перейти к нему в подчинение. Ответ вполне ясен. На полотне – не хаос разрозненных воль, а коллектив, спаянный идеей товарищества. Именно такой образ Запорожской Сечи создал Гоголь в своем прославленном произведении.
Интересно сравнить это полотно и «Бурлаков..» И там и здесь мы видим коллективы людей, но в «Бурлаках..» они спаяны принудительной связью, из которой кто-то хотел бы и вырваться, а в «Запорожцах» связь идет через любовь к свободе, поэтому перед нами добровольное общество.
Последний взлет творчество Репина пережило в период создания грандиозного полотна «Торжественное заседание Государственного Совета» 1901 – 1903 гг. Здесь дана замечательная по остроте характеристика изображенным персонажам. Живопись сочная, в чем-то перекликающаяся с поисками импрессионистов.
Репин воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.
3
Источник: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-put-i-ie-riepina-vysshii-etap-zhivopisi-pieriedvizhnikov.html
Описание картины Портрет Протодиакона – Илья Репин
Протодиакон – это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина “Протодиакон”. Написана эта картина в 1877 году.
И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной силой. Итак, как по условию жизни он обречен на духовное лицемерие в нем автор не изобразил ничего духовного.
Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос.
На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Взгляд изучающий и грозный. Одежда на нем богатая и дорогая.
Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата.
В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Этим образом автор хочет показать натуру сильную, влияющую, но и с тем, же хитрую и небескорыстную.
Репин одновременно хочет представить нам человека, которым можно восхищаться, за его подлинное притворство и также вырисовывает все нюансы, как говорится, обличает его.
И хотя Илья Репин очень рисковал, рисуя картину именно в разоблачающем для духовенства и церкви смысле, но все, же его картина приобрела большую популярность. Образ протодиакона отнесли к наиболее ярким образам художника. В это картине виднеется его сила в сочетании индивидуальной характеристики и социального обобщения.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Портрет Н. И. Пирогова – Илья Репин В то время, когда в Москве с большим размахом отмечался юбилей профессиональной деятельности великого русского хирурга и ученного, Илья Репин……
- Павел Михайлович Третьяков – Илья Репин Павел Михайлович Третьяков является основателем картинной галереи, меценатом, успешным предпринимателем. С ним любили общаться многие художники, он был замечательным добрым……
- Портрет Антона Григорьевича Рубенштейна – Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Портрет своего друга – знаменитого композитора и дирижера……
- Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина – Илья Репин Мастерство Репина-портретиста поражает богатством и разнообразием созданных художником образов. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры,……
- Портрет К. П. Победоносцева – Илья Репин При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел……
- Негритянка – Илья Репин Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника……
- Белорус – Илья Репин В Российской Империи белорусы – самые несчастные и забитые люди. Репин разрушает этот стереотип, создав портрет белорусского парня. Перед нами……
- Портрет Л. Н. Толстого – Илья Репин Л. Н. Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной……
- Портрет композитора М. П. Мусоргского – Илья Репин Известный русский живописец Илья Репин за свою жизнь написал множество замечательных портретов. Но портрет Модеста Петровича Мусоргского занимает особое место……
- Портрет В. С. Сурикова – Илья Репин Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги. Репинский Суриков полон……
- Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила – Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Своего друга – знаменитого композитора и дирижера А…….
- Отказ от исповеди – Илья Репин Исповедоваться в поступках, не считая их грехами, отказывается революционер, так можно коротко описать сюжет полотна великого живописца. Всего два человека……
- Арест пропагандиста – Илья Репин В 1880 году Репин начал писать “Арест пропагандиста”. Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила……
- Не ждали – Илья Репин Картина Репина “Не ждали” имеет два варианта. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина……
- Домаха – Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от……
- Монахиня – Илья Репин Моделью послужила Софья Алексеевна Репина, сестра жены художника. По воспоминаниям Л. А. Шевцовой-Споре, племянницы В. А. Репиной, И. Е. Репин……
- Садко – Илья Репин Картину “Садко” Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по……
- Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу – Илья Репин Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне…….
- Осенний букет (Дочь Вера) – Илья Репин Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Живя в 1890-х годах в имении “Здравнево” в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной……
- Бурлаки на Волге – Илья Репин Для того чтобы написать “Бурлаков на Волге”, Репину потребовалось несколько лет напряженного труда. Он предпринял несколько поездок на Волгу, завел……
Описание картины Портрет Протодиакона – Илья Репин.
Источник: https://art.goldsoch.info/portret-protodiakona-ilya-repin/
Илья Ефимович Репин
Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец.
Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники И. М. Бунаков и Л. И. Персанов. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н.
Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы.
В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГРМ).
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
«Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России», — писал В. В. Стасов. Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати.
Имя Репина стало широко известным.
Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Подлинный расцвет творчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году.
Он вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блестящим портретистом.
Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Здесь и озлобленный, исстрадавшийся крестьянин «Мужик с дурным глазом» (1877, ГТГ), и «Протодьякон» (1877, ГТГ),- «экстракт наших дьяконов…
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…
» Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорнищ» (1881, ГТГ), и «будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ).
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, — «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год… я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно»
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Первый замысел картины относится к 1878 году.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И. И. Бродский, навестила его. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло на убыль.
В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался.
Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников.
Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика.
По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи.
http://fishki.net/1619506-ilja-efimovich-repin.html?mode=rec…
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43395745133/Ilya-Efimovich-Repin