Портрет надежды михайловны сапожниковой, николай фешин — описание

  • Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Александр Дейнека. Шахтер, 1925 / фото Sotheby’s
  • Александр Дейнека
    «Шахтер», 1925
    Sotheby’s /Art of the Soviet Union / 28 ноября 2017
  • Эстимейт £3,500,000 — £4,500,000

Уникальная работа Александра Дейнеки «Шахтер» представлена из американского собрания Рэймонда Джонсона — одной из величайших частных коллекций советской живописи. Картину вдохновила поездка художника на Донбасс. Холст представляет собой фрагмент масштабного полотна «В забое» («В штреке»). После успешной презентации этого произведения на Первой выставке ОСТа (Общества станковистов) Александр Дейнека по неизвестной причине разрезает полотно на части. Левая сторона картины, известная ныне как «Шахтер», до последних дней жизни художника хранилась в его мастерской. Эксперты Sotheby’s цитируют мастера: «…на огромных холстах по тому времени, решённых почти в чёрном и белом, с лёгкой добавкой красных охр, я старался передать ритмичность, торжественно-напряжённое состояние труда… Всё в тёмной, тяжелой гамме, от белых мест остались только пятна шахтерских ламп».

  1. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Николай Фешин. Портрет Надежды Сапожниковой, 1908 / фото Sotheby’s
  2. Николай Фешин
    Портрет Надежды Сапожниковой, 1908
    Sotheby’s / Russian Pictures / 28 ноября 2017
  3. Эстимейт £1,200,000 — £1,800,000

Первый портрет, на котором художник изобразил подругу, ученицу и художницу Надежду Сапожникову. Именно этот портрет стал дебютным произведением художника, показанным на международной выставке Института Карнеги в США.

Первым владельцем картины был нью-йоркский коллекционер и предприниматель Джордж Арнольд Херн, который приобрел ее в 1910. В 1918 холст находился у финансиста Уильяма Стиммела.

До 1964 портрет можно было увидеть в одной из коллекций Ранчо Санта Фе, затем более полувека произведение хранилось в Художественном музее Сан-Диего.

«Портрет Надежды Сапожниковой является исключительным по виртуозности.

Крупномасштабный портрет, в котором статическая природа сидящей фигуры превращается в динамический вихрь, изображая взрывную энергию молодости… Модель не является видением или мечтой; в ее жилах течет настоящая кровь.

Костюм используется только лишь для того, чтобы нарушить банальность повседневности, искусство способно приукрасить жизнь, но не заменить ее», — с особым очарованием описывает картину русского и американского живописца Sotheby’s.

  • Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Георгий Рублев. Партийное собрание на фабрике, 1933 / фото Sotheby’s
  • Георгий Рублев
    «Партийное собрание на фабрике», 1933
    Sotheby’s /Art of the Soviet Union / 28 ноября 2017
  • Эстимейт £400,000 — £600,000

Полотно Рублева, известного как «русский Матисс», хранилось до сих пор среди картин влиятельного советского собрания Рэймонда Джонсона.

«Настоящая работа принадлежит к серии зарисовок художником повседневной советской жизни, но в отличие от его более ранних изображений кафе, парикмахерских, фермеров, партии и концепции «партийности» социалистического реалиста, его отмечает гораздо более явное присутствие примитивного стиля…», — сообщают эксперты Sotheby’s.

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
Александр Дейнека. Герои первой пятилетки, ок. 1936 / фото MacDougall’s

  1. Александр Дейнека
    «Герои первой пятилетки», ок. 1936
    MacDougall’s / Important Russian Art Auction / 29 ноября 2017
  2. Эстимейт £2,000,000 — £3,000,000

Редчайшее советское полотно представлено аукционным домом MacDougall’s из влиятельного частного американского собрания. Дейнека написал 12-метровый холст для «Зала Славы», который стал художественным апогеем советского павильона Всемирной выставки, прошедшей в 1937 году в Париже. На картине художник изобразил марширующих советских людей — шахтеров, металлургов, ткачих, инженеров, летчиков.

«Полотно грандиозно: марширующие прямо на зрителя полулюди, мощная, бесцветная толпа. И при этом невероятным контрастом передана радостная легкость, витающая в воздухе и практически ощутимая зрителем — радость начала Нового мира, исходная точка бытия.

Коммунистическая нирвана… Представляя на торги уникальную, более раннюю монументальную работу художника «Герои первой пятилетки», можно с уверенностью сказать, что именно в ней Дейнека нашел ту универсальную формулу триумфального шествия героев, которую он впоследствии не раз использовал в своем творчестве и которую растиражировали его преемники.

В ней окончательно сформировалась творческая установка на воплощение эпоса современности в монументальном формате», — сообщает аукционный дом.

  • Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Наталья Гончарова. Натюрморт с чайником и апельсинами, 1909-1910 / фото Christie’s
  • Наталья Гончарова
    «Натюрморт с чайником и апельсинами», 1909-1910
    Christie’s / Important Russian Art / 27 ноября 2017
  • Эстимейт £500,000 — £700,000

Главным живописным произведением торгов Christieʹs в Лондоне станет «Натюрморт с чайником и апельсинами» кисти амазонки русского авангарда Натальи Гончаровой. На протяжении многих лет картина считалась работой Михаила Ларионова, супруга художницы.

Однако эксперты пришли к твердому заключению, что все — от выбора предметов и художественных приемов до надписи рукою Гончаровой «Мерт[вая] натура № 15а. 600 рублей» свидетельствует об авторстве Натальи Гончаровой. Холст датируют 1909-1910 годом.

Натюрморт был куплен отцом сегодняшнего владельца в 1966 году в Париже у Александры Томилиной-Ларионовой, второй супруги и наследницы художника Михаила Ларионова.

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
Давид Штеренберг. Портрет отца и сестры, ок. 1914 / фото Sotheby’s

  1. Давид Штеренберг
    Портрет отца и сестры, ок. 1914
    Sotheby’s / Russian Pictures / 28 ноября 2017
  2. Эстимейт £250,000 — £350,000

Картина, на которой художник изобразил отца и сестру, была написана в парижский период, в разгар пребывания Давида Штеренберга в легендарном «Улье», пристанище бедных гениев. В это время рядом находились Модильяни, Матисс, Сутин и Аполлинер.

Художник написал картину, по всей вероятности, летом 1914 года, а его вдохновением послужила поездка к семье в Житомир. В конце 40-х портрет был подарен вдовой художника его сестре, изображенной на картине, Малке, бабушке нынешнего владельца.

  • Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Василий Поленов. Герцеговинка в засаде, 1876 / фото Bonhams
  • Василий Поленов
    «Герцеговинка в засаде», 1876
    Bonhams / The Russian Sale / 29 ноября 2017
  • Эстимейт £300,000 — £400,000

Начало войны 1876 года балканских народов против Турции застало Поленова в Париже. Многие российские деятели искусства и культуры выражали солидарность Сербии и Черногории.

«Работая в своей мастерской на улице Бланш, в ответ на балканские события художник создает две работы — «Черногорка» и представленная «Герцеговинка в засаде», — очень разные по исполнению, но в то же время близкие по романтическому восприятию художником образов балканских женщин.

Осенью того же года «Герцеговинка в засаде» была представлена на выставке в Академии Художеств в Петербурге, где имела большой успех. Редактор Ф.В. Чижов в своем дневнике от 12 сентября 1876 года, делясь впечатлениями от посещения выставки, отмечает: «У Васи Поленова выставлено множество вещей…

Две черногорки, одна в ущелье с пистолетом, очень не дурна, другая просто человек, на фоне желтого атласу…», — сообщает Bonhams. Первым владельцем картины был известный коллекционер Лео Масковский.

  1. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Руфин Судковский. Шторм у берегов Одессы, 1881 / фото MacDougall’s
  2. Руфин Судковский
    «Шторм у берегов Одессы», 1881
    MacDougall’s / Important Russian Art Auction / 29 ноября 2017
  3. Эстимейт £400,000 — £800,000

Первым пладельцем морского пейзажа Судковского был князь Сан-Донато Павел Демидов, представитель одной из самых богатых династий России. «Глядя на его картины, порой хочется заслониться от накатывающей темной неистовой волны, и кажется, что ветер доносит до зрителя соленую влагу.

Подобного эффекта художник достигает и в полотне «Шторм у берегов Одессы». Написанная уже признанным мастером, эта работа стоит в одном ряду с такими его холстами из музейных собраний, как «Очаковская пристань» (1881), «Буря на море» (1881) и «Одесский волнолом» (1885).

В «Шторме у берегов Одессы» Судковский добивается невероятной реалистичности в изображении пенящихся волн, разбивающихся о камни. Вылепленные крупными белыми мазками гребешки волн словно оживают на фоне гладкого по фактуре, сурового тeмного неба.

Художнику удалось совместить романтическое настроение с эпическим, наполнить картину глубоким философским содержанием. Глядя на это буйство стихии, зритель неизбежно ощущает торжественное величие и неумолимость природных сил», — рассказывают эксперты MacDougall’s.

  • Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Петр Кончаловский. Панорама Новгорода, 1925 / фото Bonhams
  • Петр Кончаловский
    «Панорама Новгорода», 1925
    Bonhams / The Russian Sale / 29 ноября 2017
  • Эстимейт £130,000 — £150,000

Вернувшись в Россию после путешествия по Италии и Франции, Петр Кончаловский посетил с семьей Великий Новгород. Художник возвращался в этот город вновь и вновь, очарованный древней новгородской архитектурой, русским пейзажем. Кончаловский писал местных рыбаков, реку Волхов, озеро Ильмень. Среди картин новгородской серии Кончаловского — «Новгород.

Детинец» (1925), «Новгород. Церковь Петра и Павла», (1925), «Новгород. Возвращение с ярмарки (1926), «Кремль в Нижнем Новгороде» (1925).

На картине Петра Кончаловского, выставленной на лондонские торги аукционным домом Bonhams, запечатлена Покровская башня Новгородского детинца, за кремлевской стеной виднеется зеленый купол каменного храма XIV века — церкви Покрова Богородицы.

  1. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание
    Василий Верещагин. Святое Семейство, 1884-1885 / фото Christie’s
  2. Василий Верещагин
    «Святое Семейство», 1884-1885
    Christie’s / Important Russian Art / 27 ноября 2017
  3. Эстимейт £300,000 — £500,000

Картина «Святое Семейство» кисти Верещагина вместе другими евангельскими работами художника — «Воскресение Христа» и «Голгофа» впервые была показана на выставке в Вене в 1885 году.

Экспозиция картины, на которой Христос был изображен в кругу семьи, которая занималась повседневными делами, вызвала резкое осуждение со стороны католической церкви.

Один из монахов облил полотна кислотой — части картин требовалась незначительная реставрация, но вся правая сторона «Воскресение Христа» была утрачена.

В Лондоне Верещагин показал «Святое Семейство» в 1887 году, а затем в ноябре 1888 года экспозиция проходила в Нью-Йорке, где имела оглушительный успех. За время американского турне картин Верещагина выставку посетили сотни тысяч. В 1891 году работы вернулись в Нью-Йорк, где все 110 картин, включая «Святое Семейство» ушли с молотка на аукционе за $84,300.

Источник: http://orloffmagazine.com/content/osennie-russkie-torgi-2017-obzor-glavnyh-kartin

Сказание о купце Сапожникове

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание

Евгения Твардовская

«Хранители Наследия» посвятили ряд публикаций современным меценатам и благотворителям, которые — чаще всего абсолютно без всякой выгоды для себя — способствуют сохранению наследия: восстанавливают усадьбы своих предков,  создают общедоступные музеи, инвестируют в дорогостоящую научную реставрацию памятников архитектуры.

Эти люди продолжают замечательную российскую традицию; но, к сожалению, как часто забываются имена их славных предшественников — тех, кто своими делами и благотворительностью внес серьезный вклад в культурное и экономическое развитие родных мест. Как правило, эта деятельность сопровождалась возведением зданий – школ, богаделен, народных домов, храмов. Многие из них стоят до сих пор и формируют нынешний облик исторических городов и сел.

Мы решили напомнить о таких людях. Нашим первым историческим героем стал купец 2-ой гильдии, благотворитель, почетный потомственный гражданин города Гороховца Владимирской губернии, почетный смотритель Гороховецкого городского двуклассного училища – Михаил Федорович Сапожников

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание

Его не стало 102 года назад, 11 апреля 1913 года. Поражает не только масштаб благотворительной деятельности — один из вкладов М.Ф. Сапожникова равнялся сразу трем годовым бюджетам Гороховца, но и то, что многие из построенных на его средства городских общеполезных и учебных учреждений до сих пор успешно работают, причем в исторических стенах.

Читайте также:  Коронование марии, фра филиппо липпи

О жизни Михаила Федоровича Сапожникова известно немного. В Государственном архиве Владимирской области сравнительно недавно найден формулярный список М.Ф.

Сапожникова, благодаря которому можно лишь частично восстановить факты его биографии. Родился он в Гороховце около 1836 года, в небогатой купеческой семье. Окончил Гороховецкое приходское училище.

В юном возрасте покинул этот город и в дальнейшем жил в Казани.

У Сапожникова было пять магазинов по торговле тканями: два в Казани, два в Самаре и один в Астрахани. Торговля шла бойко, потому что во всех торговых точках был безупречный порядок и высокая культура обслуживания. В одном только астраханском магазине работало 50 приказчиков.

В Гороховце за Сапожниковыми с 1842 года числился усадебный двухэтажный дом с приворотной избой. Теперь это один из самых знаменитых памятников гражданской архитектуры Гороховца XVII столетия – палаты Ершовых – Сапожниковых. С 1981 года здесь располагается экспозиция историко-архитектурного музея.

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание

Супругу Сапожникова звали Серафима Ивановна, у них родились четыре сына: Михаил, Константин, Николай, Владимир — и семь дочерей: Елена, Александра, Софья, Вера, Надежда, Серафима, Маргарита.

Михаил Федорович всю жизнь прожил вне Гороховца, но делал для своего родного города очень многое, никогда его не забывал. Кажется, что чем успешнее шли его дела, чем богаче становилась его семья, тем больше Сапожников думал о бедных людях, тем большую личную ответственность он ощущал перед теми, кому нужна помощь, к кому судьба не была столь благосклонна.

Благотворительную деятельность Михаил Федорович начал в январе 1882 года с пожертвования в 4 100 руб. на содержание Гороховецкой богадельни. И за пять лет перечислил ей более 13 тыс. руб. Городская дума, желая отметить первое крупное пожертвование Сапожникова, поместила в своем зале его портрет.

А в августе 1885 года ему было присвоено звание почетного гражданина города Гороховца. В 1906 году для богадельни он строит отдельное каменное здание на территории своей же гороховецкой усадьбы, выделив на это 30 тыс.руб. Долгие годы в народе она так и будет именоваться – «Сапожниковская богадельня».

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание

В мае 1888 года М.Ф. Сапожников прислал в Городскую думу официальный документ ‑ купчую крепость ‑ на приобретенную им недалеко от Гороховца сенокосную пожню в количестве 42 дес. 646 кв. саженей стоимостью 5 тыс. руб.

и просил принять ее в дар городу с тем, однако, условием, чтобы получаемый с нее доход был использован следующим образом: 1) выдавать ежемесячно по усмотрению думы трем престарелым мужчинам или женщинам, находившимся в Гороховецкой богадельне, по два рубля каждому в месяц; 2) остающуюся часть дохода с сенокосной пожни обращать в процентные бумаги или вносить в кредитное учреждение для составления особого капитала на постройку нового дома для богадельни.

На проценты с неприкосновенного капитала, вложенного им, а также дохода с пожни и содержалась богадельня.

Благодаря Сапожникову в верхней части Гороховца — на Новой Линии -появился водопровод. В 1904 году М.Ф. Сапожников, пожертвовал 10 тыс. руб. на создание городского общественного банка, который впоследствии был назван его именем. Примечательно, что в губернском Владимире попытка создать городской общественный банк в начале 1870-х годов оказалась неудачной.

Другой вид кредита для небогатых людей – городской ломбард – также был открыт на средства Сапожникова. Он содержал фонд для бедных невест.

Достаточно было молодой нуждающейся барышне написать заявление, чтобы получить на свадьбу 25 руб.

Михаил Федорович расширил и здание городского самоуправления, пристроив особые помещения для ломбарда и банка и под ними три торговые лавки, стоимость которых равнялась 18 тыс. руб.

Но главная заслуга Сапожникова заключалась в его заботах о развитии народного образования в Гороховце. Многие годы он состоял почетным смотрителем городского училища, был попечителем нескольких начальных училищ. В начале XX в.

на его средства были построены или приспособлены уже имевшиеся здания — для всех учебных заведений, существовавших в Гороховце, а именно: помещения для женской гимназии (1910 г.

), для приходского мужского училища, для женского начального училища, на расширение помещения для высшего начального училища (1901 г.). Причем расход был произведен им весьма значительный, совершенно непосильный для провинциального города.

Только на строительство гимназии и трех училищ Сапожниковым было затрачено всего – 95 тыс. руб. – почти три годовых городских бюджета Гороховца. (По Всероссийской переписи 1897 года в Гороховце проживало 2 783 человека, в бюджете города на 1914 год насчитывалось 34 223 руб.)

Помимо этого, от Сапожникова поступали средства для стипендий, на учебники и пособия для бедных учеников, выделялось сукно на форму беднейшим ученикам.

В последние годы своей жизни Михаил Федорович выделил 37 тыс. руб. на строительство кладбищенской Всехсвятской церкви и 35 тыс. руб. на строительство городской больницы. 

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание

Спустя год после его смерти газета «Старый владимирец» сообщала: «21 мая в Гороховце была освящена вновь выстроенная церковь и заложена городская больница.

На постройку церкви и больницы средства даны умершим гороховецким благотворителем М.Ф. Сапожниковым. Городская больница начата постройкой в очень удачно выбранном месте.

Тишина, царящая здесь, не будет беспокоить больных, рядом прекрасная сосновая роща; вообще в санитарном отношении это лучшее место в городе».

Оказывая удивительно щедрую материальную помощь гороховчанам, Михаил Федорович уклонялся от каких-либо чествований. Вряд ли кто из горожан и видел его. Интересный архивный документ был обнаружен в переписке по поводу награждения Сапожникова за его очередное пожертвование на «общеполезные дела».

4 февраля 1910 года исполнявший должность владимирского губернатора вице-губернатор В.Э. Фукс обратился к начальнику Владимирского губернского жандармского управления с просьбой сообщить ему сведения о политической благонадежности «проживающего в городе Гороховце потомственного почетного гражданина М.Ф.Сапожникова».

На что получил ответ: «Сапожников постоянно проживает в Казани».

Михаила Федоровича Сапожникова не стало на 77-м году жизни. Город Гороховец по его завещанию получил капитал в 100 000 рублей, проценты от которого употреблялись на народное образование.

А 28 мая 1913 года гласные Гороховецкой городской думы решили увековечить память благотворителя, установив в училищных зданиях мраморные доски с обозначением имени жертвователя и указанием времени их постройки.

Лишь через год Министерство народного просвещения разрешило поставить его портрет в женской гимназии, высшем начальном городском приходском и женском начальном училищах, а портрет С.И.Сапожниковой, жены Михаила Федоровича — в женской гимназии.

В августе 1914 года с чиновниками согласовывались тексты памятных досок.

Например, на доске в здании приходского училища предполагался следующий текст: «Здание это построено в 1906 году на средства потомственного почетного гражданина Михаила Федоровича Сапожникова, умершего 11 апреля 1913 года». После всех необходимых согласований и процедур доски все-таки установили.

Дело благотворительности в Гороховце продолжил сын Сапожникова — Константин Михайлович.

Среди многочисленного потомства Сапожникова, больше всего известна его дочь – Надежда Михайловна. Ее имя вошло в историю отечественного изобразительного искусства. В 27 лет она поступила в Казанскую художественную школу, где ее педагогом стал Николай Иванович Фешин.

Он написал несколько портретов Надежды Михайловны. Особенно известен «Портрет Н.М.С. в шали», который чаще, особенно на международных выставках, называли «Портрет M-lle Сапожниковой».

Фешин дебютировал с ним и с «Портретом моего отца» в Америке, на международной выставке «Carnegie — Institute» в Питсбурге, где весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар.

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описание

Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный… представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению…».

Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: «…

И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого Салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера…»

Надежда Михайловна Сапожникова, начиная с 1909 года, сама постоянно участвовала в казанских художественных выставках, представляя свои портретные работы, реже — этюды. Умерла она в Москве в возрасте 67 лет.

Благодарная память о купце и благотворителе Михаиле Сапожникове жива в Гороховце и сегодня. В ближайшем будущем эта память должна стать зримой.

Сергей Рыбаков, член Совета Федерации от Владимирской области, рассказывал недавно в интервью «Хранителям Наследия»: «До революции в каждом учебном заведении на почетном месте находился его портрет. И мы хотим возродить эту традицию.

Во-первых, сделаем медаль его имени и будем награждать благотворителей, ну, а во-вторых, поместим памятные таблички на все дома, построенные на деньги Сапожникова. Не поверите, но все они стоят до сих пор!».

При подготовке публикации использованы материалы историков М. Поповой и А. Анкудинова.

Источник: http://hraniteli-nasledia.com/articles/zhivaya-istoriya/skazanie-o-kuptse-sapozhnikove/

Николай Фешин «пожал лавры полного триумфа»

Л.ПОХВАЛИНСКАЯ 17 апреля 2010 года

В фондах Национального музея РТ хранятся два небольших альбома с подлинными прижизненными фотографиями Николая Фешина. Хронологически они охватывают период его жизни, начиная с 1909 года.

Листая альбомы, мы видим знаменитого художника в домашней обстановке, с друзьями на охоте. А вот он, вдохновенный, с кистью и палитрой в руках…

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описаниеПортрет Николая Фешина из редакционного архива

Первый альбом открывается портретом Фешина с очень характерным для него острым взглядом, направленным прямо в объектив фотоаппарата.

Этот же взгляд передан в другом, несколько необычном портрете – на маленькой фотографии выхвачено крупно только лицо художника, похоже, в момент какого-то неожиданного восторга, когда Николай Иванович, озорно придерживая рукой широкополую шляпу, что-то крикнул, засмеялся. Голова откинута назад, глаза блестят от неудержимого смеха.

Есть в альбомах две однотипные фотографии 1915 года, сделанные, вероятно, в один день. На обеих – стол с точеными фигурными ножками, ярко освещенное окно с подоконником, расположенным высоко над столом, пестрая штора на окне, ковер на полу и на переднем плане – глубокое кожаное кресло. На одном снимке Николай Иванович сидит в кресле, на другом – Надежда Михайловна Сапожникова.

Она училась в Казанской художественной школе. Она была умной, одаренной женщиной. Будучи ученицей Фешина, в свою очередь, обучала его языкам. Другая фотография в альбоме 1909 года подтверждает это: на обороте – автограф: «На добрую память учительнице и ученице Надежде Михайловне от признательного ученика и учителя. Н.Фешин».

На выставке в Музее изобразительных искусств – несколько портретов Сапожниковой. Самый ранний относится к 1910 году, репродукции с него встречаются крайне редко. Тем интереснее одна из фотографий в альбоме: на ней Фешин изображен в группе людей, сидящих в зале, где на стенах развешаны многочисленные картины. В центре крупно – портрет Сапожниковой 1910 года.

Читайте также:  Оскар кокошка: биография и картины с названиями

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой, Николай Фешин — описаниеНиколай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой

Это о нем вспоминает С.Коненков, когда приводит цитату из статьи в газете «Ивнинг пост» 1910 года, опубликованную после первого вернисажа Фешина за рубежом. Тогда одновременно с ним показали свои работы именитые европейские художники: Клод Моне, Писсарро, Ренуар, Гастон ля Туш, и первенство было отдано Фешину.

Газета писала:

«…

Один только русский художник Николай Фешин своим портретом м-lle Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера. Фешин, родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувств, столь типичной для настоящего русского».

Известно, что Сапожникова покровительствовала художнику, который очень нуждался. Портреты сестры, племянницы, а также свои она покупала обычно по очень высоким ценам. Не случайно, конечно, что описываемые альбомы были бережно сохранены в семье ее сестры и по завещанию племянницы Надежды Михайловны – Варвары Владимировны Адоратской переданы в дар музею.

  • Рассматривая эти драгоценные реликвии, мы ощущаем эпоху, в которую были созданы творения великого земляка.
  • Л.ПОХВАЛИНСКАЯ
  • Использована публикация «Вечерней Казани», 4 февраля 1982 года
  • Читайте в «Казанских историях»
  • Фешин в Казань вернулся…
  • «Пять вечеров с Николаем Фешиным» в Казани
  • В гости к Николаю Фешину
  • «Николай Фешин. От Казани до Таоса»

Источник: http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/16161-nikolaj-feshin-pozhal-lavry-polnogo-triumfa

Николай Иванович Фешин — Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель

Надежда Михайловна Сапожникова родилась в Казани 26 марта 1877 года (по старому стилю). Ее отец, Михаил Федорович Сапожников, обладавший выдающимся умом и очень сильным характером, происходил из города Гороховца Владимирской губернии.

В Казани у него был мануфактурный магазин. В семье было одиннадцать детей, но мать Надежды Михайловны — Серафима Ивановна, воспитывала их сама, без гувернантки.

Старшие дети помогали матери воспитывать младших, и Серафима Ивановна находила время посещать публичные лекции в университете.

Несмотря на то, что семья была хорошо обеспечена, родители сумели воспитать в детях скромность, трудолюбие, умение все делать самим. Надежда Ивановна была седьмым ребенком в семье, с детства отличалась очень жизнерадостным и живым характером и была любимицей отца.

Она его совсем не боялась, в отличие от ее братьев и сестер, и бойко разговаривала с ним за столом во время обеда, умела настоять на своем. Здоровье у нее было хорошее, болела она редко, но если уж заболевала, то кричала: «Умираю, умираю!», и становилась очень капризной.

Хотя красотой Надежда Михайловна не отличалась, у нее было открытое и приветливое выражение лица, что всегда располагало к ней людей.

В 1888 году Надежда Михайловна поступила в Мариинскую гимназию, училась она всегда хорошо, в гимназии у нее проявились большие способности к рисованию. Учитель гимназии ставил пятерки ее сестрам, которые не отличались большими способностями к рисованию, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует».

В 1895 году Надежда Михайловна окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время Надежда Михайловна занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучением иностранных языков. Одновременно Надежда Михайловна преподавала в воскресной школе Адмиралтейской слободы.

В 1904 году Надежда Михайловна закончила курсы медсестер и занималась практикой в больнице.

Однако, обладая от природы участливым и жалостливым сердцем, она так переживала за больных и столько проливала над ними слез, что вынуждена была оставить это занятие.

Преподавательница рисования по фарфору, француженка мадам Пор, обратила внимание на способности Надежды Михайловны к рисованию и посоветовала ей заняться этим серьезно.

В 1904 году, когда ей было уже 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. В школе она делала заметные успехи, но ее несомненный живописный талант и художественная одаренность ярко обнаружились с возвращением в 1908 году в Казань Николая Фешина.

Фешин, окончивший Казанскую художественную школу в 1901 году, учился тогда в качестве вольнослушателя в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств и за год до окончания ее был приглашен директором школы Г.А. Медведевым преподавать в Казани живопись и рисунок.

Это был уже сложившийся мастер с огромным талантом и неповторимой индивидуальной техникой письма, с первых же дней появления в Художественной школе завоевавший непререкаемый авторитет. Его ученик Н.М.

Никонов вспоминал, что «вся казанская школа в этот период была, в сущности, «фешинской», все ученики подражали ему».

Подражала фешинской манере письма и Сапожникова, и именно влияние Николая Ивановича, неповторимого портретиста, подвигло ее выбрать основным направлением своего творчества портретный жанр.

Однако, в отличие от иных учеников, слепо подражавших манере письма Фешина, на что даже обратил внимание журнал «Аполлон», Сапожникова, впитав уроки своего учителя, не растворила в них свою индивидуальность. Не тот был у нее характер.

Наоборот, в ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог Константин Константинович Чеботарев, появились «чисто сапожниковские острота и верность характеристик», что и было замечено казанской прессой и публикой на периодической выставке Художественной школы в 1909 году.

Надежда Михайловна была общительна и приветлива, вскоре она подружилась и с Николаем Ивановичем Фешиным, преподававшим в художественной школе рисунок и живопись. Их простые дружеские отношения поддерживались до самого отъезда Н.И. Фешина в Америку в 1923 году.

В течение многолетней дружбы с Сапожниковой Николай Иванович написал несколько ее великолепных по мастерству портретов, первый из которых появился уже в 1908 году. Назывался он по-разному: «Портрет Н.М.С.

в шали», чаще, особенно на международных выставках, — «Портрет М-lle Сапожниковой».

Фешин дебютировал с ним и с «Портретом моего отца» в Америке, на международной выставке «Carnegie — Institute» в Питсбурге, где весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар.

Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный… представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению…».

Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: «…

И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого Салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера…».

Конечно, в успехе картины Фешина была во многом «повинна» и сама модель. Один из портретов Надежды Михайловны, написанный в 1916 году, где она изображена в бальном платье с веером в руке на фоне золотистой стены, прекрасно передающий неординарный характер Сапожниковой, есть в коллекции фешинских работ Казанского Музея изобразительных искусств РТ.

В 1910 году Надежда Михайловна оканчивает Художественную школу и отправляется для завершения своего образования в Западную Европу.

Поехала она туда вместе с Николаем Ивановичем: Берлин, Мюнхен, Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь, Вена.

Позже Надежда Михайловна для «развития художественного вкуса» (по словам преподавателя Петербургской академии художеств) отправляется в Париж, где посещает свободную художественную мастерскую Ван Донгена.

Вернувшись в Казань в 1912 году, она построила себе во дворе дома своего отца небольшой флигель, весь второй этаж которого занимала мастерская.

Фешин бывал в этой мастерской почти каждый день, где Сапожникова угощала его своим знаменитым кофе и пельменями, и, будучи человеком обеспеченным, поддерживала материально.

Она заказывала ему собственные портреты и портреты своих родственников (просто денег он бы не принял).

Именно здесь были написаны многие значительные работы Фешина, в том числе и знаменитый «Портрет Вари Адоратской» (этот несомненный шедевр русской живописи можно было поставить в один ряд с романтическими полотнами Репина и Серова), племянницы Сапожниковой и дочери знаменитого революционера, именем которого названа одна из казанских улиц. Также из собрания музея — два этюда с Надежды Михайловны (1915), портрет Екатерины Матвеевны Конуриной (1916), портрет профессора Фофанова (1916?), портрет Надежды Михайловны в белом старинном платье (1916), портрет Надежды Михайловны во весь рост у клавесина (1916).

На этюдах и портретах Н.И. Фешин везде верно передал черты лица Надежды Михайловны. Хотя она и очень похожа, однако эти портреты не передают ее обаяния. В жизни она часто улыбалась, лицо ее всегда было оживленно, а когда она позировала, то сидела спокойно, задумавшись, что было ей не свойственно.

Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/virtual/museums/kazan/feshin_sapozhnikova

Гороховецкий историко-архитектурный музей

Заведующий сектором ЭВД

Ладушина И.А.

Сапожниковы в Казани. Надежда Сапожникова — ученица Фешина

Фамилия Сапожниковых известна в Гороховце практически каждому. Не только потому, что городской музей располагается  в доме купца Сапожникова.

     Но самом Михаиле Федоровиче Сапожникове каких-либо сведений практически не сохранилось. В Государственном архиве Владимирской области найден формулярный список М.Ф.Сапожникова, благодаря которому можно лишь частично восстановить отдельные факты его биографии.

Выходец из купеческого сословия, родился он в Гороховце около 1836 года, окончил Гороховецкое приходское училище. Затем уехал в Казань, где успешно вел свое дело, торговал мануфактурой, тканями, готовым платьем. Там же приобрел двухэтажный каменный дом с надворной постройкой и землей.

Кроме того, Михаилу Федоровичу принадлежало родовое имение ‑ участок земли, совместно с родным дядей в Гороховце он владел двухэтажным домом с землей и 5 десятин земли сенных покосов.

Когда пришла пора, женился на Серафиме Ивановне, у них родились четыре сына: Михаил, Константин, Николай, Владимир и семь дочерей: Елена, Александра, Софья, Вера, Надежда, Серафима, Маргарита.

    Родной город Сапожниковы не забывали. Почти все гражданские учреждения Гороховца выстроены семейством Сапожниковых, подарены городу. Михаил Федорович построил здания женской гимназии и богадельни, жена его Серафима Ивановна прогимназию, а сын Константин – Храм Всех Святых и больницу, которая служит до сих пор.

     Но сегодня речь пойдет о дочери Михаила Федоровича – Надежде Сапожниковой.

         Надежда Михайловна Сапожникова родилась в Казани 26 марта 1877 года . В семье было одиннадцать детей, но мать Надежды Михайловны — Серафима Ивановна, воспитывала их сама, без гувернантки.

       Прежде чем подробно остановиться на личности Надежды Михайловны, нужно сказать о том, что все материалы о ее биографии основываются, в основном, на воспоминаниях ее племянницы Варвары Владимировны Адоратской.

       Несмотря на то, что семья была хорошо обеспечена, родители сумели воспитать в детях скромность, трудолюбие, умение все делать самим.

Надежда Ивановна была седьмым ребенком в семье, с детства отличалась очень жизнерадостным и живым характером и была любимицей отца. Она его совсем не боялась, умела настоять на своем.

Читайте также:  Лебеди, отраженные в слонах, сальвадор дали, 1937

Хотя красотой Надежда Михайловна не отличалась, у нее было открытое и приветливое выражение лица, что всегда располагало к ней людей.

       В 1888 году Надежда Михайловна поступила в Мариинскую гимназию, училась она всегда хорошо, в гимназии у нее проявились большие способности к рисованию. Учитель гимназии ставил пятерки ее сестрам, которые не отличались большими способностями к рисованию, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует».

         В 1895 году Надежда Михайловна окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время Надежда Михайловна занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучением иностранных языков. Одновременно преподавала в воскресной школе Адмиралтейской слободы.

       В 1904 году Надежда Михайловна окончила  курсы медсестер и занималась практикой в больнице.

Однако, обладая от природы участливым и жалостливым сердцем, она так переживала за больных и столько проливала над ними слез, что вынуждена была оставить это занятие.

Преподавательница рисования по фарфору, француженка мадам Пор, обратила внимание на способности Надежды Михайловны к рисованию и посоветовала ей заняться этим серьезно.

      Ее отговаривали друзья отца.

Не известно, был «за» или «против» увлечения живописью Михаил Федорович,  и как он воспринял ее решение поступить в ученицы Художественной школы, но даже если бы он и был против, это ничего не меняло: дочь его с малых лет обладала недюжинной волей и энергией, всегда знала, чего хочет, и выросла в интеллектуально образованную, с мужским складом ума «энергическую» женщину (как ее называли знакомые), легко преодолевающую преграды, перед которыми спасовали бы и иные мужчины.

     В 1904 году, когда ей было уже 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. В школе она делала заметные успехи, но ее несомненный живописный талант и художественная одаренность ярко обнаружились с возвращением в 1908 году в Казань Николая Фешина.

  Николай Иванович Фешин родился в  1881 году  в Казани.  Отец художника был владельцем иконостасной мастерской, занимающейся позолотно-столярными работами.

     Публичную школу художник закончил в 1895 году. В этот же период Фешин изготавливает для одной из церквей в Казани чертёж иконостаса и получает первые деньги

      В 1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казани и, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по 1909 г.

      Одновременно с обучением в училище Фешин посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902–1907 гг). Прямым учеником Репина Фешин  не является, хотя именно от него получил знания об основных принципах современной живописи, а также познакомился с творчеством импрессионистов.

    Летом 1904 года художник работал во Владимирской губернии в слободе Мстера

    В 1906 году Фешин был приглашен как руководитель для рисовальных классов при стекольном и фарфоровом императорских заводах, но отказался от этого приглашения..

     В 1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств.

      В 1908 году заведующий художественной школой в Казани Г.А. Медведев предложил Фешину занять место преподавателя по живописи и рисунку, художник принял это приглашение.

    Это был уже сложившийся мастер с огромным талантом и неповторимой индивидуальной техникой письма, с первых же дней появления в Художественной школе завоевавший непререкаемый авторитет. Его ученик Н.М. Никонов вспоминал, что «вся казанская школа в этот период была, в сущности, «фешинской», все ученики подражали ему».

    Николай Иванович написал в тот период несколько портретов, в том числе. и Сапожниковой Н.М. (в шали).

     30 октября 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника и был наделен правом пенсионерской заграничной поездки.

      1909–1915 гг. — период участия в зарубежных выставках: в Питсбурге, Нью-Йорке,  Интернациональной Римской выставке,  Сан-Франциско.

        В 1910 г. Фешин совместно с Н.М. Сапожниковой совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским городам.  

     В 1916 г. Фешину присвоили звание академика живописи.

     В 1919 г. Центральный музей Татарии первым приобрёл работы Фешина.

     В октябре 1922 г. Фешин закончил преподавание в художественной школе Казани.  В 1923 г. 1 августа Фешин Николай Иванович с семьей приехал в Нью-Йорк.

    Таким был учитель Надежды Михайловны.

    Подражала фешинской манере письма и Сапожникова, и именно влияние Николая Ивановича, неповторимого портретиста, подвигло ее выбрать основным направлением своего творчества портретный жанр. Однако, в отличие от иных учеников, Сапожникова, впитав уроки своего учителя, не растворила в них свою индивидуальность.

Не тот был у нее характер.

Наоборот, в ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог Константин Константинович Чеботарев, появились «чисто сапожниковские острота и верность характеристик», что и было замечено казанской прессой и публикой на периодической выставке Художественной школы в 1909 году.

      Надежда Михайловна была общительна и приветлива, она подружилась и с Николаем Ивановичем Фешиным. В ней было то, что Николай Иванович ценил больше всего в своих учениках: художественная одаренность, трудолюбие, наличие яркой личности и острого ума.

К тому же ученица была четырьмя годами старше самого Фешина, что размывало и в конечном итоге свело на нет границу «учитель — ученик».

Кроме того, Надежде Михайловне, как и Фешину, были присущи чуткость и душевная доброта, несмотря на некоторую отстраненность от казанского «общества» и избирательность в знакомствах.

  Их простые дружеские отношения поддерживались до самого отъезда Н.И. Фешина в Америку в 1923 году.

  В течение многолетней дружбы с Сапожниковой Николай Иванович написал несколько ее великолепных по мастерству портретов, первый из которых появился уже в 1908 году. Назывался он по-разному: «Портрет Н.М.С. в шали», чаще, особенно на международных выставках, — «Портрет М-lle Сапожниковой».

Фешин дебютировал с ним и с «Портретом моего отца» в Америке, на международной выставке «Carnegie — Institute» в Питсбурге, где весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар.

  Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный…

представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению…«. Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: «…

И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого Салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера...».

       Также из собрания музея — два этюда с Надежды Михайловны (1915), портрет Екатерины Матвеевны Конуриной (1916), портрет профессора Фофанова (1916?), портрет Надежды Михайловны в белом старинном платье (1916), портрет Надежды Михайловны во весь рост у клавесина (1916).

   На этюдах и портретах Н.И. Фешин везде верно передал черты лица Надежды Михайловны. Хотя она и очень похожа, однако эти портреты не передают ее обаяния. В жизни она часто улыбалась, лицо ее всегда было оживленно, а когда она позировала, то сидела спокойно, задумавшись, что было ей не свойственно.           

      Начиная с 1909 года Сапожникова сама постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике — в «Ведомостях», «Телеграфе» и иных изданиях картины ее не оставались без оценки, всегда положительной. Портреты знакомых ей людей носили точный реалистичный рисунок и не оставляли сомнений в талантливости их автора.

       Вместе с Фешиным ее работы экспонировались на I и II Государственных выставках в Казани; в 1919-1924 годах она преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, а после отъезда Фешина в 1923 году в Соединенные Штаты она приняла его мастерскую.

      Интересны воспоминания выпускницы Казанской Художественной Школы, а затем и преподавателя рисования в начальных и средних классах Веры  Вильковиской. Все это время Вера работает в мастерской Надежды Михайловны Сапожниковой. Мастерская эта в культурной жизни Казани начала XX столетия занимает особое место.

Живописец-портретист, меценат, коллекционер, преподаватель – такой была Надежда Михайловна. В 1910 — начале 1920-х годов её мастерская находилась в Телеграфном переулке, и была одним из центров художественной жизни Казани, где собирались художники — преподаватели и ученики школы. Многие из них также работали в мастерской.

В мастерской Сапожниковой занимались не только живописью, но и декоративно-прикладным искусством — керамикой, вышивкой, резьбой по дереву.

      В опубликованных воспоминаниях о Николае Фешине можно часто найти упоминание о вечерах и работе в мастерской Сапожниковой. Особого внимания в этой связи заслуживают дневниковые записи К. К. Чеботарева, ныне хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства. К. К.

Чеботарев писал: «В те годы мастерская Сапожниковой становилась своеобразным маленьким центром, вокруг которого начали концентрироваться оригинальные творческие индивидуальности. В 1914, 1915, 1916 гг. в мастерской Сапожниковой каждый вечер рисовали обнаженную натуру Сапожникова, В.Э Вильковиская, А. Г. Платунова, Л. М. Поздеева, В. Ильина.

На эти дружеские сеансы „мальчишки“ ни в коем случае не допускались. Для нас время от времени устраивались другие сборища. Сверхъестественные пельмени, неповторимо вкусное кофе и очень много разговоров об искусстве. К. Чеботарев, П. Зотов, Д. Мощевитин, В. Попов, В. Молчанов, А. Гаврилов и многие другие.

Разве я могу вспомнить, разве я знаю всех, на кого распространялось широкое меценатство Надежды Михайловны…»

      В 1925 году Сапожникова оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 году навсегда покинула Казань — без учителя и друга родной город становился все более и более пустым и холодным.

     Она жила в Москве, где преподавала рисунок, но после перенесенной болезни легких, ушла на пенсию и жила в Подмосковье. Во время войны она отказалась ехать в эвакуацию. Она умерла в возрасте 67 лет.

Один из ее соседей держал козу,  уезжая осенью в город, оставил ее Надежде Михайловне. Как-то коза убежала, и Надежда Михайловна, легко одетая, выбежала за ней, после чего простудилась и не перенесла болезни.

Источник: http://giamus.ru/sapozhnikovy-v-kazani-nadezhda-sapozhnikova-uchenica-feshina/

Ссылка на основную публикацию