Портрет мусоргского, репин, 1881

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

В 1903 году Репин окончил огромный портрет-картину «Заседание государственного совета». Это был официальный заказ, но художник так глубоко раскрыл образы царских сановников, что картина стала своеобразным разоблачением.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Репин много сделал и как профессор Академии художеств, передавай ученикам свое мастерство, свое страстное отношение к искусству. После Октябрьской революции оказавшись за рубежом, Репин продолжал издали воздействовать на современных художников своим авторитетом.

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ
  • Саврасов Алексей
  • (1833 – 1897)

Следующим художником, который оказал сильнейшее влияние на развитие русской живописи, а именно пейзажа стал Алексей Саврасов. Он фактически стал мастером одной картины. Это его пейзаж «Грачи прилетели» (1871).

Конечно, художник до своей знаменитой картины успел создать множество пейзажей, стать известным педагогом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Но именно «Грачи прилетели» стала вехой в развитии русского искусства, никому до Саврасова в пейзаже не удавалось создать такой обобщенно-драматичный образ русской жизни.

Это было время, когда художники пытались обращаться к темам и сюжетам не итальянской, о своей русской природы. Но только в пейзажах Саврасова эта тема впервые приобрела такое концентрированное-обобщённое звучание. В этом пейзаже зазвучали эпические ноты всей драмы русской жизни.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Написано была картина, когда Саврасову исполняется 41 год. Это был это переломный, по-своему трагичный период в его жизни, от которого он так и не сумел оправиться. В это время Саврасов покидают Московское училище и становится вольным художником. По-своему трагичное восприятие действительности прозвучала в его лучшем пейзаже «Грачи прилетели».

Иван Иванович Шишкин

(1832 – 1898)

Иван Иванович приобрел славу замечательного пейзажиста уже с первых своих выступлений на передвижных выставках. Основой его искусства были внимательное изучение действительности, трезвость и объективность в оценке своих впечатлений, отчётливая точность в передаче всех деталей, одинаково характерное и для его картины, и для этюдов с натуры.

Шишкин любил русскую природу, могучую, обильную, несущую в себе благо людям. Мимолетные чувства человека, возникающие под влиянием в печали и радости, редко проникали в его картины. В большинстве своем они величаво спокойны и эпически широки.

В картине «Рожь» 1878 года, изображая бескрайнюю степную Неву, художник воспевает неиссякаемую богатую силу русской земли.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Больше всего Шишкин любил лес, истинным поэтом которого он был. Тонкостволые нежные берёзы или печальные плакучие ивы – редкие гости в его картинах. Стихия Шишкина – полный нетронутой силы хвойные леса, величественные дубовые рощи.

«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий 1889

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Художник к поре своей творческой зрелости (к 1880 годам) преодолел излишнюю описательность и сухость некоторых своих ранних работ, и в лучших картинах достиг замечательной гармонии обобщенного монументального образа природы при тщательной проработки деталей.

Сосновый бор.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Архип Иванович Куинджи

(1841 – 1910)

Куинджи родился в Мариуполе Украина в семье сапожника родители рано умерли, поэтому воспитывал его дядя. Семья дяди тоже была не богатой, и будущему художнику рано пришлось зарабатывать себе на хлеб.

Его интерес к рисованию родственниками никак не поддерживался, и единственная связь с искусством была у Куинджи во время работы ретушером у фотографа. Один из дальних родственников сжалившись над мальчиком посоветовал ему поехать в Феодосию к Айвазовскому, но у Айвазовского Куинджи тоже только растирал краски.

Повзрослев Куинджи решает поступать в Академию художеств, но поступить туда ему даётся только после двух неудачных попыток.

Трудный путь в искусстве наложил отпечаток на характер Куинджи. Он всегда слыл странам художником. Но ученики его обожали: со временем Куинджи стал преподавать в Академии художеств.

Непонятность Куинджи как человека заключалась в том, что он вел затворнический образ жизни, и обладая миллионами, жил невероятно скромно. Все свои сбережения он завещал в качестве премии и стипендии талантливым студентам.

Со временем он купил небольшую дачу в Крыму и вывозил туда своих учеников на пленэр. Своим ученикам он всегда помогал материально.

Его живопись казалась современникам совершенно фантастической по цвету и свету. Несмотря на внешний этюдный характер большинства его композиций, писались эти картины по несколько лет.

Но они не утрачивали своей свежести, а многолетние наслоение на холст светоцветовых эффектов видимо создавала такой мощный энергичный магнит его полотен, которые несмотря на свою внешнюю простоту привлекал к себе множество зрителей.

В этой внешней простоте и непонятной притягательности также заключается загадка творчества Куинджи. Куинджи был глубоко верующим человеком. Его волновало явление света в природе, и воспринимается свет художником как Божественный дар. Это естественно находила отражение в его живописи.

Одна из первых работ Куинджи, которая произвела фантастическое впечатление на зрителя стала «Лунная ночь на Днепре». Но ещё до этой картины он написал свой «Вечер на Украине», «Украинская ночь». Через несколько лет появляются его «Сумерки», «Закат в лесу», «Радуга». И каждый раз эти пейзажи вызывали шквал отзывов разного характера.

  1. «Лунная ночь на Днепре» 1880
  2. Портрет Мусоргского, Репин, 1881
  3. Вечер на Украине» (1878)
  4. Портрет Мусоргского, Репин, 1881
  5. «Радуга» (1900—1905)
  6. Портрет Мусоргского, Репин, 1881
  7. Сумерки. 1885-1890
  8. Портрет Мусоргского, Репин, 1881
  9. Со временем Куинджи стал более нелюдим, тем более произошел болезненный для него разрыв с товариществом передвижных художественных выставок.
  10. Многие работы увидела публика лишь после смерти художника. «Берёзовая роща», 1879

Источник: https://studopedia.net/13_14715_i-e-repin-portret-kompozitora-m-p-musorgskogo-.html

Портрет композитора М.П.Мусоргского

  • Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Портрет Мусоргского писан в Петербурге, в феврале 1881 года, в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».

В этом портрете с особой ясностью проявляется качество Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемых. Неоднократно отмечалось, что, глядя на лучшие репинские картины и на портрет Мусоргского в особенности, чувствуешь, что между художником и портретируемым не было никакой преграды, никакой предвзятости.

Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин создает образ большой жизненности и впечатляемости. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.

Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе-задумчивым выражением. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность.

Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни, и сквозь кору всего «слишком человеческого». Недаром Репину так удавались портреты творческих людей.

Читайте также:  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна ручеллаи), дуччо ди буонинсенья, 1285

При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Крамской был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — передавал Стасов слова Крамского.

Портрет был действительно новаторским и по решению портретной задачи и по характеру живописи. Законченный, целостный, глубоко содержательный образ сохранял све. жесть и остроту первого впечатления. Портретная характеристика не развертывается постепенно перед зрителем, а дана как бы сразу; она метко схвачена художником и остро выявлена в своих характернейших чертах.

Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.

В этом отношении он родствен картине «Не ждали», к которой близок и по своему светлому легкому и прозрачному колориту. С большой тонкостью сочетаются оливково-зеленый цвет халата с малиновыми отворотами, желтовато-розовый цвет лица, рыжеватые волосы и почти белый, слегка голубоватый фон.

Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин накладывает их очень легко жидко разведенной краской.

Новаторством был светлый фон, на котором фигура и лицо портретируемого смотрятся как более темное пятно. Это придавало особое значение силуэту в характеристике модели и в композиционном строении портрета.

Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др.

, вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Это те новые приемы портретной характеристики, тот новый стиль портретной живописи, который получит развитие в творчестве репинского ученика В.

Серова.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/portret_kompozitora_m_p_musorgskogo/

Мир в сети : Портрет Мусоргского (Репин, 1881 год)

Портрет Мусоргского, Репин, 1881 Гонки на клавиатуре
Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.

Опубликовала Нора Леонидовна Фридман 24.03.2014 в 0:42
21 марта исполнилось 175 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни.
Портрет Мусоргского создавался Репиным в Петербурге, в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале.
Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г.)
В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого.
Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И.Е. Репина В.В. Стасову от 16 февраля 1881 г.).
О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора — небольшой рассказ из википедии (в сокращении):

Мусоргский умирал.
Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года). Они внимательно щупали пульс. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца…
Утро 5 марта 1881 года.

Дверь в просторную палату тихонько отворилась.
Вошел Илья Ефимович Репин, открыл этюдник, достал палитру и, пристроив холст к маленькой тумбочке, начал работать.
Репин не знал, что это последний сеанс, но спешил окончить портрет дорогого его сердцу человека.
Задумчив, мечтателен взор композитора.

Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его  никогда. Гениальный создатель опер „Хованщина», „Борис Годунов» не считал свою задачу законченной. Самое заветное впереди…
Художник боится потерять мгновения.
Кисть чуть слышно касается палитры. Бережно притрагивается к холсту.

Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России.
Торопится, торопится Репин.
Ведь живописец видел взоры врачей и все понял…
Жизнь. Сама жизнь. Уходящая, трепетная, мерцающая — перед нами. Ничего лишнего.

Ни одного неверного мазка не нанесла кисть художника.

Необъятная глыбища человеческого характера — могучего и нежного, доброго и ранимого — была увековечена в те долгие четыре дня.

Когда Илья Ефимович Репин пришел на пятый сеанс, Мусоргский был совсем плох.
Через несколько суток консилиум врачей признал состояние Мусоргского безнадежным.

Источник: https://nabiraem.ru/blogs/press/92475/

"Репин и Мусоргский (история одного портрета)"

  • Елизавета Ежова
  • кандидат педагогических наук
  • МОУДО ДШИ п. Развилка, Ленинский район, Московская область

И. Репин и М. Мусоргский (история одного портрета).

Ежова Елизавета Борисовна

Liz-e@yandex.ru

Илья Репин вошел в историю русского искусства как крупнейший художник-портретист. Он создал множество портретов людей: разных сословий, разных характеров, разного возраста. Особое место среди многочисленных портретов И. Репина составляют портреты современников – людей искусства, в том числе и музыкального искусства. Известны портреты И. Репина, изображающие:

Антона Григорьевича Рубинштейна — одного из величайших пианистов мира, композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля, основоположника профессионального музыкального образования в России;

Павла Михайловича Третьякова — известного московского собирателя картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную картинную галерею в России, которая  в 1892 г. вместе со зданием была подарена им городу Москве;

  1. Михаила Ивановича Глинки – русского композитора, основоположника национальной композиторской школы;
  2. Митрофана Петровича Беляева — русского музыкального деятеля, нотоиздателя, пропагандиста русской музыки;
  3. Николая Андреевича Римского-Корсакова – русского композитора, дирижёра, педагога;
  4. Александра Порфирьевича Бородина – русского химика, композитора, общественного деятеля;
  5. Владимира Васильевича Стасова – русского художественного и музыкального критика, историка искусства;
  6. Саввы Ивановича Мамонтова — русского театрального и музыкального деятеля, мецената, основателя Московской частной русской оперы;
  7. Цезаря Антоновича Кюи – русского композитора, музыкального критика;
  8. Александра Константиновича Глазунова – русского композитора, дирижёра, музыкально-общественного деятеля;
  9. и, наконец, Модеста Петровича Мусоргского

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал портрет и уже заранее знал, что Мусоргский болен неизлечимо, это обстоятельство накладывало на художника особую ответственность и особую сосредоточенность в работе.

И хотя, каждый художник заметит быструю работу, но, ни один не скажет, что эта быстрая работа, каким-либо образом, повлияла на качество изображения великого композитора.

Наоборот замечают, что некоторые художественные приёмы: широта и свобода письма, осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне: форма смоделирована градациями цвета, имеют прогрессивный характер, предвосхищая стиль письма художников Валентина Серова и Константина Коровина.

Иван Крамской отмечал: «Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно – всякий это видит. Но как нарисовано всё. Какой рукою мастера, как вылеплено. Как написано! Посмотрите на эти глаза: они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением!» (2).

И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета? В 1881 году И. Репин жил в Москве. О болезни композитора он узнал из газеты и, не раздумывая, сразу бросился к Мусоргскому в Петербург. Они уже давно были знакомы через Стасова. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство.

То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник! Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит.

За работу возьмется — уж о другой промышляет, что дальше тянет. Так-то, коренник. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, — кнута боюсь… Я и чую, в которую сторону толкать надо, и везу, тяну свой гуж, и возницы не надо, а ну как препятствие: гуж-то оборвется, ась? аль сам надорвешься.

То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой неподкрашенный и без сусального… Только ковырни — напляшешься — если истинный художник.

Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию), и вол, и козел, и баран, и кляча, и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». Печально есть.

Художник-живописец давно умеет краски смешать и делает свободно, коли бог разума послал; а наш брат мусикант подумает да отмерит, а отмеривши, опять подумает — детство, сущее детство. Ну, удастся мне — спасибо; нет — в печали пребывать буду, а народ из головы не выйдет — шалишь… Мусорянин» (3).

До самого конца Мусоргского, Репин оставался ему преданным другом, именно он первый заговорил о надгробном монументе Мусоргскому. Репин первый внес самую крупную лепту на это: весь тот гонорар, который ему назначен был за портрет.

Далее друзья и поклонники М. Мусоргского поддержали И. Репина и также пожертвовали свои гонорары, среди них: композиторы – Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.К. Глазунов, архитектор И.С. Богомолов, молодой скульптор  И.Я.

Гинцбург и другие деятели искусства.

Репин и Мусоргский родственные души не только во взглядах в искусстве, но и беззаветной преданности искусству без остатка. В конечном итоге, Мусоргский, к сожалению, не оставил после себя детей – продолжателей дела своего, а дети Репина не оправдали надежды своего отца и только расточали его наследие.

Слова Репина можно отнести как к одному, так и к другому Гению искусства – они есть смысл жизни и творчества Великого композитора и Великого художника: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.

Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.

И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5).

Список литературы:

Источник: https://infourok.ru/repin-i-musorgskiy-istoriya-odnogo-portreta-1548274.html

Репин Илья Ефимович. «Портрет композитора М.П.Мусоргского» 1881 г

Репин Илья Ефимович. «Портрет композитора М.П.Мусоргского» 1881 г.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881 «Портрет композитора М.П.Мусоргского» 1881 г. Холст, масло 69 x 57 Государственная Третьяковская галерея

Москва

«Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист … вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей» , где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он? Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый…» — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. Портрет был выполнен за четыре дня — 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося » перед лицом вечности» , наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое » сословное амплуа» . Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица; яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.

Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: » Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно — всякий это видит.

Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением!» Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза.

Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета.

В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина.

http://ilya-repin.ru/master/repin7.php

kolybanov.livejournal.com

Источник: https://govza.ru/2016/02/15/repin-ilya-efimovich-portret-kompozi/

История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитора мусоргского удалось запечатлеть репину

Единственным прижизненным портретом великого композитора Модеста Мусоргского был знаменитый портрет кисти Ильи Репина. Художник написал его всего за 4 сеанса, за 10 дней до смерти композитора, в то время, когда тот находился в лечебнице.

И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Фрагмент

Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлеть внешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера. Именно таким видели Мусоргского современники, таким он представляется и сейчас – с горделивой осанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом – следами долгих лет алкогольной зависимости.

Слева – Модест Мусоргский, офицер лейб-гвардии Преображенского полка, 1856. Справа – Модест Петрович Мусоргский (справа) с братом, 1858 | fanread.ru и static.newworldencyclopedia.org

Репин ни в чем не льстил композитору – он изобразил его в больничном халате, накинутом поверх нижнего белья, с красноватым носом, недвусмысленно указывающим на нагубную привычку, с непричесанными волосами. При этом его лицо и поза полны достоинства и мужественности. Он словно предчувствует скорую кончину, но готов принять то, что его ожидает.

Модест Петрович Мусоргский, 1865 | file2.answcdn.com и muslib.ru

Светлый фон, напоминающий облака, контрастирует с видом больничного халата.

От этого атмосфера картины становится еще более драматичной, но не мрачной, не угнетающей – напротив, она производит впечатление грандиозности и величия.

Благодаря стремлению Репина отобразить действительность во всей ее неприглядной правде этот портрет называют самым лучшим и самым «похожим» из всех изображений Мусоргского.

И. Репин. Эскиз портрета М. П. Мусоргского

На портрете передано и физическое, и душевное состояние композитора.

Идеолог «Могучей кучки», членом которой был Мусоргский, Владимир Стасов был потрясен этой работой: «Это невероятно! И подумать только, написано всего за четыре сеанса! Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь внешний облик Мусоргского».

И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

Картина была написана за несколько дней до смерти композитора. И этот портрет стал своеобразным подведением итогов, словно на нем запечатлена история всей жизни Мусоргского.

Некоторые критики писали, что в глазах композитора на этом портрете звучит его музыка – неукротимая и мощная. Дочь В.

Стасова вспоминала: «Светский по виду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства…».

М. П. Мусоргский, 1873

Введите ваш текст

Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Большой театр, 1912 | expert.ru и mussorgsky.ru

Интересы Мусоргского одной музыкой не ограничивались – он увлекался философией, историей, литературой. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею.

Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». И замысел удался – и премьера оперы, и все последующие спектакли проходили в переполненных залах. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.

Композитор Модест Петрович Мусоргский | people.su

Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Композитору довелось пережить и разгромные рецензии на опережающую свое время музыку, смерть матери и смерть любимой женщины, имя которой он никогда никому не называл, и постоянную нужду в деньгах.

Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.

Последствия алкоголизма оказались фатальными: цирроз печени, болезнь сердца и воспаление спинного мозга.

М. П. Мусоргский, 1876

http://www.ku

Источник: https://www.colors.life/post/541192/

Илья Репин. Портрет композитора М.П.Мусоргского. Описание картины. Шедевры русской живописи

Знакомство И.Е.Репина и М.П.Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В.В.Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу.

Илья Ефимович любил Модеста Петровича, преклонялся перед его даром… Быть может, он и не поехал бы в феврале 1881 года из Москвы (где начал «Запорожцев») в Петербург, на вернисаж передвижников, если б не весть о смертельной болезни «Мусорянина». «…Прочитал я в газете… что Мусоргский очень болен, — пишет Репин Стасову. – Как жаль эту гениальную силу…»

Модеста Петровича он нашел в Николаевском военном госпитале, слабого, но надеявшегося на выздоровление и ожидавшего дня именин. Однако особым своим зрением Репин увидел: дело плохо.

Он решил осуществить давнишнюю мечту – оставить потомкам портрет музыканта. Четыре дня – все светлое время темного петербургского февраля – Репин проводит в палате Модеста Петровича.

Тот встает, надевает казенный халат с красными отворотами, присаживается то на стул перед голубоватым окном, то на широкий холодный подоконник.

Во время портретных сеансов тихо – Мусоргский и Репин слушают друг друга молча.

Страдающее, прощающееся с жизнью и песней, открывшее синие очи в последнем взгляде на все дорогое смотрит на нас лицо Мусоргского в портрете Репина – жемчужине русской портретной галереи. Мусоргский слышит свою музыку – вот сюжет этого холста, произведения героического и монументального, хотя оно излучает нежность, даже интимность художнического чувства.

Любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал впоследствии Крамской о портрете Мусоргского.

16 марта М.П.Мусоргский скончался. Деньги, полученные от Третьякова за портрет, Репин пожертвовал на памятник композитору. 22 марта 1881 Репин спрашивал Стасова: «Получили ли Вы 400 р.

, которые не хотели взять тогда на нужды нашего милого друга Модестиуса покойного. Я не мог их держать даже у себя; так они меня тяготили!..

Неужели же я стану торговать или эксплоатировать как-нибудь изображением такого человека».

На выставке «9-я ТПХВ 1881-1882» в Санкт Петербурге портрет был помещен после открытия выставки, состоявшегося 1 марта, и в каталог не попал.

Офорт с портрета исполнен И.Е.Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. Репин гравировал портрет в мастерской В.В.Матэ, пользуясь его инструментами и указаниями.

Источник: http://www.tanais.info/art/repin31more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector