Казалось бы, о всемирно известных картинах и художниках, которые их создавали, известно практически всё.
Однако время от времени полотна, возраст которых оценивается в несколько столетий, открывают искусствоведам и учёным свои тайны.
Благодаря новым технологиям достаточно часто на известных (и не очень) картинах находят образы, которые много веками были спрятаны под «парадным» слоем полотен.
1. Статуя La Republique на картине «Пильщики в лесу»
Образ головы над левым плечом пильщика.
С помощью инфракрасной рефлектограммы было обнаружено изображение головы над левым плечом одного из мужчин на картине Жана-Франсуа Милле «Пильщики в лесу». При дальнейшем изучении и тщательном сканировании обнаружились другие части скрытого изображения.
Это была фигура известной французской статуи La Republique.
Альфред Сенсье, биограф художника, позже подтвердил, что этот образ был первоначально написан Милле, но позднее он был закрашен, поскольку Милле повторно использовал один и тот же холст, чтобы сэкономить деньги.
2. Выброшенный на берег кит на картине «Сцена на берегу»
Выбросившийся на берег кит.
Картина «Сцена на берегу» была создана Хендриком ван Антониссеном в 1641 году, а в 1873 она была передана в дар музею Фитцуильяма.
На картине изображен пляж зимой, на котором без видимой причины собралось множество людей. Когда картину попытались отреставрировать, счистив слой пожелтевшего лака, обнаружился неожиданный секрет.
На горизонте показалось изображение чего-то, похожего на парус, и человека, смотрящего на него.
После дальнейшей очистки реставраторы обнаружили, что человек на самом деле стоит на спине кита, выброшенного на берег, а «парус» — это плавник кита. Более поздний анализ показал, что кит был закрашен в 18-м или 19-м веке. Эксперты полагают, что кита закрасили, чтобы не вызывать возмущение изображением мертвого животного.
3. Крестьянка на картине «Лоскут травы»
Картина выполнена синим и зеленым, а портрет коричневым и красным цветами.
Винсент Ван Гог, чьи произведения сегодня весьма ценятся в мире искусства, написал свой шедевр «Лоскут травы» в Париже в 1887 г. Уже в наше время ученые из Нидерландов и Бельгии обнаружили, что под слоем краски этой картины скрывается чей-то портрет.
Хотя окончательная картина выполнена в основном синим и зеленым цветами, портрет сделан полностью в коричневом и красном цвете. Это было обнаружено в 2008 году с помощью инновационной методики картирования цвета с помощью флуоресцентных рентгеновских лучей. Личность женщины, похожей на крестьянку, неизвестна.
По мнению экспертов, Ван Гог часто писал новые картины поверх своих старых холстов из-за стеснения в средствах. Вот и портрет этой дамы был закрашен и забыт.
4. Автопортрет Сёра на картине «Пудрящаяся девушка»
Автопортрет художника выглядел комично.
Джордж Сёра закрасил часть своей картины «Пудрящаяся девушка» умышленно и по личным соображениям. На картине изображена Мадлен Кноблох — гражданская жена художника.
А в зеркале на стене, в котором отражается ваза с цветами, стоящая на столе, первоначально было отражение самого художника. Известно, что перед тем, как впервые показать картину публике, Сёра попросил своего друга оценить его работу.
Товарищ отметил, что автопортрет художника в дамской комнате выглядит довольно комичным. Поэтому Сёра и решил закрасить его.
5. Мужчина в униформе на картине «Портрет дона Рамона Сатуэ»
Недописанный портрет.
Неоконченный портрет человека в форме обнаружился при изучении с помощью рентгеновской спектрометрии картины Франсиско Гойя «Портрет дона Рамона Сатуэ». Детали лица не были завершены, поэтому человек так и остался неопознанным.
Эксперты выдвинули предположение, что это был портрет Жозефа Бонапарта, родного брата Наполеона. Дело в том, что только Жозеф и ещё 15 генералов имели право носить этот тип формы.
И именно во время правления Жозефа (1808 – 1813) Гойя был придворным живописцем.
6. Лицо Изабеллы Медичи до ретуширования
Настоящее лицо Изабеллы Медичи.
После того, как некоторые эксперты выразили свои сомнения в подлинности портрета Изабеллы Медичи, реставраторы Художественного музея Карнеги в Питсбурге провели детальное исследование портрета итальянской аристократки 16-го века.
В результате картину признали подлинной, но экспертов музея ждал сюрприз. Под верхним слоем краски они нашли другую картину с настоящим лицом де Медичи.
По-видимому, эта картина претерпела радикальные изменения уже в 19-м веке, когда ее отретушировали и частично переписали, чтобы сделать дворянку несколько моложе и красивее.
7. Два борца на картине «Натюрморт с луговыми цветами и розами»
Художник рисовал изображения борцов, а после закрашивал их.
Начиная с 1974 года, велись споры относительно того, действительно ли «Натюрморт с луговыми цветами и розами» принадлежит кисти Винсента Ван Гога. Эксперты изучали формат картины, состав красок и даже расположение подписи.
Они пришли к выводу, что слишком много деталей этой картины не совпадают с другими работами Ван Гога. Из-за сомнений в подлинности картина была в конечном счете удалена из каталога Ван Гога.
Только, когда под слоем краски обнаружили более старое изображение двух борцов, полотно наконец было признано «подлинным ван Гогом». Искусствоведы знают, что художник часто рисовал изображения борцов, а после закрашивал их.
8. Бретелька на картине «Портрет мадам Икс»
Картина сразу же стала поводом для споров.
Когда Джон Сингер Сарджент впервые выставил «Портрет мадам Икс» на Парижском Салоне 1884 года, картина сразу же стала предметом споров и неодобрения многих гостей и критиков.
На то время картину сочли неприличной, поскольку на ней была изображена очаровательная дама в простом черном платье с одной из бретелек, кокетливо спущенной с плеча. Дамой на картине была Виржини Готро — эмигрантка из Нового Орлеана, признанная красавица светских парижских салонов.
Семья Готро посчитала это унижением и потребовала снять портрет с выставки. Опасаясь, что его картина будет снята с салона, Сарджент решил исправить ситуацию и поднял бретельку на плечо дамы.
9. Тайная куртизанка на картине «Женщина у окна»
Жертва искусства на алтаре морали.
Как и картина Сарджента «Портрет Мадам X», полотно Джакомо Пальма иль Веккьо «Женщина у окна» было перерисовано в угоду общественному мнению того времени.
Во время реставрации обнаружилось, что верхний слой картины был нанесен гораздо позже (вероятно, в 19 веке). Изначально на картине была изображена блондинка в платье со смелым декольте, подчёркивающим грудь.
У женщины также была несколько другая форма подбородка и другое выражение глаз. Первая версия картины позволяет предположить, что на ней изображена куртизанка.
10. Другая женщина на картине «Мона Лиза»
Под изображением Джоконды были найдены два других портрета.
«Мона Лиза» — одна из самых известных картин в мире. Личность женщины, изображённой на картине, вызывает споры на протяжении многих веков. По одной из версий, женщина на этой картине является Лизой дель Джокондо (она же Лиза Герардини), женой известного флорентийского купца.
Но недавнее открытие может разрушить эту теорию. Под изображением Джоконды были найдены два других портрета. Один из них, как полагают, и изображает настоящую Лизу.
Паскаль Котт, французский ученый , который обнаружил и реконструировал два других изображения, отметил, что результаты могут разрушить многие мифы и изменить видение шедевра Леонардо да Винчи.
Другие же историки искусства утверждают, что скрытые изображения просто показывают творческий процесс да Винчи — от набросков до окончательной формы. В 2016 году представители Лувра в Париже официальных комментариев не давали.
- Источник
- К.Т.И.
- Рисунки/графика
- Факты
Источник: https://cont.ws/post/220776
Если долго мучиться… (Как создавался "Портрет мадам Икс")
?
Category: Знаменитый портрет 1884 года кисти Джона Сингера Сарджента.Воплощение элегантности и надломленной красоты конца 19 века.Модели (мадам Виржини Готро) картина не понравилась. Да и вообще в свете был большой скандал.Мне впервые попались кучей эскизы этого портрета, очень интересно посмотреть, как художник искал это волшебство.
- (За историю картины спасибо википедии).
- Мадам на фотографии Надара.
Портрет был написан не по заказу собственно мадам Готро, а по просьбе Сарджента, который впервые увидел её в 1881 году, был поражён красотой и через друга (ее любовника) попросил у нее позволения написать её портрет.Сарджент рассчитывал, что эта картина привлечёт большое внимание на предстоящем Парижском Салоне и вызовет интерес потенциальных клиентов. Хотя мадам Готро уже отклонила несколько подобных просьб, она согласилась на предложение Сарджента в феврале 1883 года, возможно, потому что художник был таким же американцем-экспатриантом, как и она сама, и оба они нуждались привлечении внимания для достижения более высокого статуса во французском обществе.
Готро была уроженкой Нового Орлеана (в девичестве Avegno). Из креольской семьи, дочь плантатора итальянского происхождения, майора зуавов, убитого во время Гражданской войны. В 1867 матерью, по происхождению француженкой, в 8 лет была привезена в Париж, обе быстро поднялись по социальной лестнице. Виржини вышла замуж за парижского банкира Пьера Готро, вела бурную любовную жизнь. Ее внебрачные отношения были настолько хорошо известны, что даже склонялись в желтой прессе.
Сарджент, есть ощущение, просто бредил ее профилем.
Работа над портретом зимой 1883 года продвигалась медленно из-за бурной общественной жизни мадам Готро и того, что она не обладала усидчивостью модели, которой необходимо в течение долгого времени позировать художнику. По её предложению Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал серию набросков карандашом, акварелью и маслом.После этой поездки сохранилось около 30 рисунков, представляющих мадам Готре в различных позах.
- Этюд маслом «Мадам Готро поднимает тост» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер), так же как и окончательный портрет, изображает Вирджини Готро в профиль с обнажёнными руками на тёмном фоне, однако написан в более вольном стиле чем «Портрет мадам Икс».
- Фотография картины 1884 года с первоначальным положением бретельки.
В провинции работа над портретом продвигалась не быстрее, чем в Париже, так как мадам Готро и здесь вела напряжённую общественную жизнь, постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».Для окончательного варианта портрета Сарджент выбрал для Готро позу, когда корпус развёрнут к художнику, голова повёрнута в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Так создавалось напряжение, позволявшее подчеркнуть элегантные контуры модели.Даже после выбора композиции работа шла медленно, лишь к осени портрет был близок к завершению. До завершения работы над картиной Вирджини Готро была очень воодушевлена и уверена, что портрет окажется шедевром.Первый показ в Парижском Салоне под названием «Портрет мадам ***» в 1884 году вызвал скандал и шок у публики. Намерение художника сохранить анонимность модели было безуспешным. Любому представителю французского высшего общества было ясно, что на картине изображена мадам Готро.Подчёркнутая бледность кожи модели и розовый оттенок её уха были восприняты как намёк на косметику, применение которой считалось признаком вульгарности и дурного вкуса в высшем свете и ассоциировалось с женщинами низкого социального положения.(Однако Вирджини действительно подкрашивала волосы хной, темнила брови и использовала пудру для выбеливания кожи. Ну и с репутацией у нее было плоховато, так что Серджент написал все как есть).Мать Готро потребовала у Сарджента убрать портрет с выставки, однако он отказался. Сразу же после показа в Салоне картина стала объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья. Появились карикатуры на тему портрета.Позже художник переписал бретельку платья, подняв её на плечо и сменил название на «Портрет мадам Икс», чтобы сделать картину более безличностной и загадочной, однако ситуацию это уже не спасло. Реакция публики обернулась разочарованием как для модели, так и для художника.В итоге переписанный фрагментМадам Готро была унижена скандалом. Карьера Сарджента, которую он тщательно выстраивал в парижском обществе, была разрушена, богатые клиенты отменили все свои заказы, и художник был вынужден в скором времени переехать в Лондон, а затем в США, где прославился как талантливый портретист и написал портреты президентов и известных бизнесменов.
- Худ. Густав Куртуа
Сарджент выставил «Портрет мадам Икс» сначала в своей парижской, а потом в лондонской мастерской. С 1905 года картина была показана на нескольких международных выставках и в 1916 году продана в Музей Метрополитен, директору которого Сарджент написал: «Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент».Сегодня портрет считается «жемчужиной» собрания Метрополитен.Вторая, неоконченная версия портрета в такой же позе, но со спущенной правой бретелькой выставлена в Галерее Тейт в Лондоне.Семь лет спустя после портрета кисти Сарджента, Густав Куртуа (фр. Gustave Courtois) написал новый портрет мадам Готро с лицом в профиль, в платье схожего фасона, однако ещё более откровенном. На этот раз реакция публики была более благосклонной.Нос у нее тут заметно длиннее, кстати. Почему уши красные — не знаю!!!Кстати, к вопросу о разнице между «смотреть» и «видеть»: кто заметил, что на этой картине уши чересчур красные до того, как я на это указала? А кто заметил и запомнил, какого цвета уши собственно на «Портрете мадам Х»? Нормальные они или нет?В 1897 году Вирджини Готро позировала для портрета работы Антонио де ла Гандара. Именно этот портрет она считала своим лучшим изображением.
Худ. Антонио де ла ГандараУши опять красные, очевидно ее характерный признак
***Биография Виржини Готро и её отношения с Джоном Сарджентом стали сюжетом нескольких романов.
Книга Деборы Дэвис легла в основу балета Кристофера Уилдона Strapless, т.е.«Без бретельки» (Королевский балет, 2016). Партию главной героини исполнила балерина Наталья Осипова.
Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1161637.html
Секреты известных картин. «Портрет Мадам Икс» Джона Сингера Сарджента
Портрет, о котором мне сегодня хочется рассказать, известен благодаря невероятной элегантности модели. В какой-то момент кажется, что это одетая статуя, настолько мраморной выглядит белизна её кожи. Проследите за плавностью линий от носика к прическе, от шеи и до талии – именно изгиб становится главным художественным средством, модель выглядит невероятно утонченно.
Начнем с самого начала. Автор портрета Джон Сингер Сарджент лавировал между традиционным реализмом и новыми находками импрессионизма. Он обучался у Каролюса-Дюрана, который ратовал за спонтанность в творчестве. Итогом периода обучения становится «Портрет Мадам Икс».
Джон Сингер Сарджент. Портрет Мадам Икс. 1884 г.
К концу 70-х годов перед Сарджентом стояла задача завоевать парижскую публику и найти заказчика. Он много путешествует в это время, неустанно работает.
Близкие друзья в своих воспоминаниях о нем отмечают, что его интересовало все необычное, удивительное и возбуждающее фантазию.
К 1884 году Джон уже получил довольно неплохую репутацию, он выставляет в Салоне свои работы и именно этот год становится поворотным в его карьере.
В 1884 году в Салоне была выставлена работа под названием «Портрет Мадам Икс». Женский портрет, написанный на холсте вертикального прямоугольного формата, высотой 234,85 см. Получается, что фигура на портрете чуть больше, чем в натуральную величину. И когда зрители стояли перед этой работой, её размер, безусловно, оказывал на них влияние.
Сарджент в своей парижской мастерской
На портрете изображена (и это ни для кого не было секретом) Виржини Амели Готро. Она была родом из Нового Орлеана и мечтала, чтобы ее называли Амели.
Когда её отец умер от ранения, полученного на гражданской войне, мать, озабоченная судьбой дочери, решила вернуться во Францию. Там она, прежде всего, пытается выдать Амели замуж.
И довольно быстро девушка выходит замуж за парижского банкира Пьера Готро.
Пьер обожал свою молодую жену, баловал её дорогими подарками, украшениями, нарядами. Ей это было необходимо, так как Виржини стремилась занять достойное место в парижском обществе. Хотя это было не так просто, ведь её происхождение было незнатным.
Вот что пишут её современники: «Амели не отличалась традиционной красотой, но её внешность обладала невероятной притягательностью. Острый подбородок, тоненький выступающий носик, высокая длинная шея, тонкая талия, плавные гибкие плечи, но главное это невероятная белизна кожи».
Джон Сингер Сарджент. Портрет Мадам Икс (фрагмент). 1884 г.
Как потом будет писать Сарджент: «Её кожа переливалась лавандовыми оттенками». Ходили слухи, что Амели Готро усиливала эту белизну тем, что высыпала на себя «тонну» пудры, и к тому же принимала мышьяк. Но современные исследователи доказали, что мышьяк она точно не принимала.
Сарджент познакомился с девушкой в феврале 1883 года. Это была выгодная встреча для них обоих. Она стремилась получить признание парижского общества, а Джон хотел, чтобы его признали как художника-портретиста.
К этому времени художники, очарованные её красотой, уже пытались добиться согласия на написание портрета, но она всем отказывала.
А в Сардженте Виржини увидела своего соотечественника (он был таким же экспатриантом, как и она сама) и, возможно, поэтому согласилась.
Было проведено как минимум 30 сеансов, со множеством эскизов, карандашных набросков, живописных вариантов, пока Сарджент нашел интересующую его позу девушки.
Д. С. Сарджент. Мадам Икс за чтением книги. Между 1883 и 1884 гг.
Д. С. Сарджент. Мадам Готро (Мадам Икс). Около 1883 г.
Когда портрет был закончен, модель и художник были довольны. Они предвкушали победу и фурор, который произведет эта работа. Портрет действительно произвел фурор, но скандальный. В конце концов мадам Готро покинула Салон в слезах и потребовала, чтобы художник убрал портрет с выставки.
Что же не понравилось парижской публике? Во-первых, поза, в которой стоит девушка. Посмотрите на её руки, как она опирается на стол. В этом жесте видна уверенность, властность и даже высокомерие. Левой рукой она держит перчатки. Обычно их так держат мужчины, как бы готовясь к какому-то действию. В этом портрете публика увидела личность, которая побеждает.
Во-вторых, её платье чрезмерно декольтировано. Изначально по замыслу Сарджента бретелька на правом плече была спущена. Визуально эта легкая небрежность, спонтанность, которая так нравилась Сардженту, была прочитана, как эротический момент. Все это было непристойно для женщины из высшего общества.
Фотография картины 1884 года с первоначальным положением бретельки
Долгие годы портрет находился в мастерских Сарджента. В 1916 году, после смерти Амели Готро, художник продал работу в музей Метрополитен, с условием, чтобы музей выставлял её только под названием «Портрет Мадам Икс».
- Источники изображений: 1, 2, 3
- Источники и дополнительные ссылки по теме:
- Портрет мадам Икс
Джон Сингер Сарджент. Биография и информация
Описание картины «Мадам Х (Мадам Пьер Готро)»
Если долго мучиться… (Как создавался “Портрет мадам Икс”) - Автор статьи — @galamaga
Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»
Источник: https://golos.id/vp-painting/@vp-painting/ru-sekrety-izvestnykh-kartin-portret-madam-iks-dzhona-singera-sardzhenta
В рамке : портреты знаменитостей сквозь творческую призму джона сарджента
Немало художников прославились благодаря тому, что писали портреты знаменитых людей. Ведь изображение обычного человека известность приносило реже. Но иногда с полотном была связана совсем нежелательная слава, а истинного признания художнику приходилось ждать долгие годы. От многих Джона (John Singer Sargent) отличала страсть к путешествиям. Многие его соотечественники покидали США редко и ненадолго, а он уже в раннем детстве узнал, как велик и разнообразен мир. Но несмотря на это, мальчик с родителями колесил по Европе, и первые годы жизни будущий художник провел с семьей в Италии, Швейцарии и Франции.
Его образование было бессистемным, но разносторонним, он отлично владел немецким, итальянским и французским языками.
К тому же он получал множество разнообразных впечатлений, которые в дальнейшем воплотились в изображениях сцен жизни улиц, в особенности итальянских.
Уроки живописи, которые поначалу давал приходящий учитель, приносили плоды, и на семейном совете было решено, что Джон продолжит образование в Академии художеств во Флоренции. Спустя четыре года желание писать не исчезло, и он отправился в Париж.
В 1876 году впервые выставил свою картину в Салоне, но большинство его работ того периода не так интересны, как более поздние полотна.
Его пейзажи носили приятный ненавязчивый характер и напоминали скорее Но подлинному таланту еще предстояло открыться, хотя в созданных им портретах, написанных без наигранности и показного лоска, уже присутствовали неоспоримое мастерство и глубина.
Став самостоятельным, не перестал путешествовать и побывал во многих странах, а после поездки всем сердцем полюбил родину.
Именно в Париже художник написал множество прекрасных работ, среди которых есть прелестное полотно «Гвоздика, лилия, лилия, роза» – нежнейшее по настроению и духу, волшебное по своей реалистичности и неземному покою. Оно как бы отдаляет зрителя от реальности и создает атмосферу некоего безвременья. Эта особенность присуща многим работам , она заставляет забыть, что людей, изображенных на картине, отделяет от нас без малого два столетия.
Художник пробовал себя и в других жанрах, преимущественно пейзаже, а также в батальной живописи. «Портрет мадам Икс» сыграл немалую роль в судьбе . Спустя 30 лет после его создания он продал картину музею Метрополитен, заметив, что это, вероятно, лучшее из его произведений.
Источник: https://russiaartnews.com/news/inframe/portrety-znamenitostej-skvoz-tvorcheskuju-prizmu-dzhona-sardzhenta-