Портрет льва николаевича толстого, крамской, 1873

Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873

Третьяков задумал собрать как можно больше портретов замечательных людей, тех, кем гордится наш народ. И в этом собрании очень не хватало портрета писателя Льва Николаевича Толстого. А Толстому казалось, что нехорошо, нескромно сидеть перед художником. И совсем стыдно, когда твое изображение висит в музее и тысячи людей его рассматривают.

Летом 1873 года Крамской жил в деревне недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого.

Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил. И художник решил попытать счастья.

Однажды утром он пришел в Ясную Поляну. Ему сказали, что Толстой отлучился по хозяйству. Крамской отправился его искать. В сарае бородатый работник колол дрова.

— Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич?

— Отчего не знать? Это я и есть.

Смущенный Крамской представился и объяснил, зачем явился. Толстой сказал ласково, что портрета делать не надо, но что картины Крамского он знает и охотно с ним побеседует. Они вошли в дом и разговорились о литературе, о живописи. Художник все больше нравился Толстому. Но всякий раз, когда Крамской возвращался к портрету, Толстой качал головой:

— Нет, нет, этого не нужно…

  • Вдруг Крамской сказал:
  • — А знаете, Лев Николаевич, ведь ваш портрет все равно будет в галерее.
  • — Как так?

— Я не сделаю, другие сейчас не сделают, но после нас, через тридцать, через пятьдесят лет художники Толстого напишут. И все тогда будут жалеть, что никто не написал его с натуры.

Толстой долго думал. Потом сказал, что он бы согласился, если бы портрет был не для галереи, а для его семьи, для его детей.

— Да я сразу два портрета напишу! — нетерпеливо предложил Крамской.- А выставлен будет портрет только с вашего согласия.

Он и в самом деле быстро и увлеченно написал два почти одинаковых портрета. Один остался в Ясной Поляне, а другой уже больше ста лет находится в Третьяковской галерее. Портрет, написанный Крамским, очень понравился Толстому. И с тех пор художники стали частыми гостями Ясной Поляны.

Толстой на портрете Крамского крепок и силен. Такой человек может выполнять трудную крестьянскую работу: пахать, косить, колоть дрова. Но Толстой у Крамского силен не только телом. Это человек могучей мысли.

Художник вспоминал потом, как поражал его Толстой своей убежденностью, неодолимой силой каждого слова.

Когда Толстой смотрел в глаза собеседнику, тому казалось, что Лев Николаевич знает все, о чем он сейчас думает, что чувствует.

Толстой, написанный Крамским, смотрит прямо на зрителя. Когда стоишь перед портретом, чувствуешь на себе этот пронзительный взгляд.

Толстой, как никто, умел понять человека, обнаружить в нем то, чего и сам человек часто в себе не замечал, разгадать самые тонкие движения его души.

Крамской сумел передать на портрете эту необыкновенную способность Толстого, великого человека, великого писателя.

Как раз в ту пору, когда был написан портрет, Толстой работал над романом «Анна Каренина». Скоро в романе появился новый герой — художник Михайлов. Читателям сразу приглянулся этот занятный человек, запомнились его рассуждения об искусстве, поведение, удивительная способность творить не переставая.

Вот он увидел на листе бумаги пятно стеарина от свечи. Тотчас в его воображении пятно превратилось в фигуру чем-то рассерженного человека.

На улице Михайлов взглянул на подбородок продавца сигар — и, сам того не замечая, запомнил его, будто спрятал куда-то, откуда вынет, когда понадобится.

Позже Михайлову снова попался лист бумаги с пятном, похожим на рассерженного человека, и он вдруг понял, что именно у этого человека должен быть подбородок продавца сигар.

Так, непрерывно схватывая впечатления и пряча их в памяти, работал Толстой. Так работал и Крамской. Первые читатели «Анны Карениной» заметили, что художник Михайлов, о котором рассказал писатель, очень похож на живого художника Крамского. Пока Крамской, внимательно изучая Толстого, писал его портрет, Толстой тоже готовился писать портрет художника.

И.Н.Крамской «Н.А. Некрасов в период «Последних песен»»

Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873

«Нужно сказать еще, что портрет Некрасова будет мною сделан еще один… в малом виде, вся фигура на постели, и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил… В этом маленьком голова уже кончена — словом я кажется, работаю».

А еще через несколько дней: «Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова?.. когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня 3 марта «Баюшки-баю»! Просто, решительно одно из величайших произведений русской поэзии!)».

Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете — картине «Некрасов в период «Последних песен». Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл «Последние песни».

В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником.

Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса.

Крамской писал: «…я дежурил всю неделю, и даже больше … работал по 10-15 минут в день, и то урывкам и …я ограничился одною головою, даже без рук…». А спустя два месяца: «…

Некрасова же завтра кончаю…» На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным.

Но Крамской говорил: «Нужно еще посмотреть».

Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом — столик с лекарствами.

Сначала Крамской хотел поставить в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием, а у ног Некрасова поместить его любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли.

Грустная картина про умирающего человека, который любил охотиться, но больше уже никогда не пойдет на охоту, показалась ему не совсем верной.

До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни — с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи.

И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни oхотничьих ружей, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти — он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством.

Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал ее «Некрасов в период «Последних песен». Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека.

В картине Крамского — это образ умирающего поэта, отдавшегося страстному творческому порыву. Художник стремится к подлинной достоверности изображения.

Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт.

И даже ставит дату на портрете, однако это не дата его окончания — портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 году. 3 марта 1877 года — это день, когда было создано стихотворение «Баюшки-баю». Портрет угасающего поэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва — страдание плоти не убивает, не смеет убить дух человека.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s34797t3.html

Иван Крамской. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Описание картины. Шедевры русской живописи

Написать Толстого, портрет которого так хотел получить Третьяков в свою галерею, Крамской берется в 1873 году, когда летом оказывается с семьей в Козловке-Засеке, в пяти верстах от Ясной Поляны.

В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого».

Однако уговорить писателя позировать было непросто, и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения — крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали». И все же Толстой согласился позировать, при этом художник должен был написать два портрета — один для Третьякова, другой для семьи писателя.

Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873

Они о многом говорили во время сеансов.

Смысл их бесед отразился в романе, над которым Толстой работал в те же дни августа 1873 года: и черты облика Крамского, и его характер послужили материалом для образа художника Михайлова в «Анне Карениной».

Изучая Друг друга, они словно обмениваются портретами — эти два мыслителя, беспощадно и трезво подвергавшие анализу всякое жизненное явление, умеющие обнажить суть события или характера.

Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку.

И сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах: внимательно, но не мелочно обозначает конструкцию глаза, чуть трогает красным и белым слезничок, сложно пишет радужку, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой.

Создается впечатление острого, пронизывающего взора.

Много позднее В.И.Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, напишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза — глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности.

Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души. В то же время в самой их устремленности и остроте — ничем не сдерживаемая непосредственность.

Это не зоркость умного расчета, а наоборот — простодушность в самом прекрасном смысле этого слова». Впервые эти глаза для России написал И.Н.Крамской.

Поочередно работая над двумя портретами, Крамской, может быть, в первый раз, сам не может до конца понять, что возникает, словно само собою рождается под его кистью.

В том холсте, который останется в Ясной Поляне, художник воплощает свои непосредственные впечатления от общения с Толстым — великим и все же близким окружающим его людям.

Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф.М.Достоевский в одной из своих ранних критических статей.

«Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить,- пишет художник Третьякову,- чувствую, что он какой-то странный. Если бы это была не моя вещь, если б я мог его видеть в первый раз, как другие, то, разумеется, что я не затруднился бы приговором, но теперь просто не могу ясно дать себе отчет».

В письмах этой поры — почти растерянность автора перед своим творением. Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее.

Слишком могучим оказалось влияние модели, слишком напряженным общение, не дававшее возможности холодного анализа, захватившее всего художника, вызвавшее порыв такого вдохновения, что кисть работала словно бы сама по себе, не сдерживаемая трезвым контролем рассудка.

В творческом горении сплавлялись воедино интуиция и профессиональные навыки, сознание и неосознаваемые движения души, чувство и разум. В итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, образ-прозрение, первое изображение человека, при жизни признанного гением не только земли русской, но и всего человечества.

От портрета, висящего в зале Третьяковской галереи, в памяти остается ощущение огромной, словно из монолита вырубленной глыбы с буравящими, насквозь пронизывающими глазами. Крамской монументализировал невысокого Толстого, и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению.

Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А.И.Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях».

Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения, и его, по определению В.И.Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества.

Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный.

Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».

В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого) Репин также пишет: «Портрет его страшно похож».

В этой работе Крамского — вся сущность реалистического социально-психологического портрета: такое отражение главного в характере, что, как говорил Белинский, «вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».

Нонна Яковлева. Творчество Ивана Крамского

tphv.ru

Источник: http://www.tanais.info/art/kramskoy6more.html

Сочинение по картине Портрет Л.Н. Толстого Крамского

Картина Ивана Николаевича Крамского «Портрет Льва Николаевича Толстого» написана в 1873 году. Портрет выполнен в темных и спокойных тонах, но портрет не кажется темным.

Лев Николаевич изображен сидящим на стуле вполоборота в серо-синей рубахе большого размера, напоминающей деревенскую одежду, но приглядевшись ближе можно отметить прекрасный покрой рубахи, что означает индивидуальные пошив.

Его руки расслаблены и аккуратно сложены на коленях, а выразительный взгляд направлен на зрителя. Деревенская одежда характеризует его как простого человека, подчеркивая его близость к народу, сочетая в себе простоту и элегантность.

Лицо писателя изображено достаточно выразительно. Взглядом он проникает в душу каждого, кто смотрит в его глаза. В его глазах отражается разнообразие мыслей и можно сделать вывод, что поток творческих мыслей ни на минуту не покидает Льва Николаевича. Во взгляде читается не только колоссальная сила духа, целеустремленность, но и твердость характера.

Помимо рубахи, во внешнем виде писателя есть еще детали, делающие его похожим на обычного деревенского мужчину и подчеркивающие его исконно русские корни. К таким деталям можно отнести густую бороду, неухоженные усы, худое лицо и широкий нос. Однако, несмотря на эти детали, внешний вид Льва Николаевича элегантен. Большая рубаха ничуть не портит его образ.

В углу картины можно увидеть часть ноги Льва Николаевича. Мы видим на нем простые темные штаны, созданные из грубого полотна.

Рассматривая портрет можно увидеть спинку стула, которая выполнена из темного дерева. Простой стул также приближает известного художника к народу.

Комната, в которой живописец изобразил великого писателя, также максимально проста. Ее немного наполняет солнечный свет, нет различных мелких деталей, которые могли бы отвлечь внимание зрителя.

Иван Николаевич смог передать через написанный портрет всю мудрость, душевность, искренность и целеустремленность писателя, запечатлев его не только внешний вид, но и передал состояние внутреннего мира. Портрет излучает энергию силы и спокойствия.

Живописец специально изобразил Льва Николаевича в простой одежде, показывая, что, несмотря на его популярность и богатство, он всегда оставался верен себе и не пытался быть выше других, что характеризует его как сильного духом человеком с выраженной индивидуальностью.

Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873 Крамской — Портрет Л.Н. Толстого

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Работа учителя
    Работа учителем является сложной, но очень необходимой. От профессионализма данного категории специалистов зависит развитие будущего населения.
  • Сочинения на тему Семья
  • Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Война и мир сочинение
    В величайшем, без преувеличения романе «Война и мир» одно из центральных мест отдано двум героям, ими стали Пьер Безухов и Наталья Ростова. Эти два героя полюбились и запомнились не одному поколению читателей. Многие переживали вместе
  • Печорин — герой своего времени 9 класс сочинение-рассуждение
    Роман «Герой нашего времени» был написан величайшим русским поэтом XIX века – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это был настоящий оплот творчества писателя. Сам роман несёт в себе собрание определённых повестей
  • Сочинение Профессия архитектор или Почему я хочу стать архитектором 5 класс
    Нам в школе часто говорят о выборе профессии. Я понимаю, что это очень важно для нас , ведь от выбора профессии зависит наше будущее. В первом классе я хотела быть певицей, потом художницей.
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
    Прекрасный русский художник, который относится к великолепной плеяде передвижников, которые создали огромное количество прекрасных произведений искусства. Наш герой, работал в портретном жанре, так как

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/kramskogo-portret-ln-tolstogo

«Портрет писателя Льва Николаевича Толстого» работы Крамского Ивана Николаевича. — Легенды нашей эпохи

Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873

В обширном ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с «мужицкими» чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: «На гения смахивает!» – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе «Анна Каренина», над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

«Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.

– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.

– Как так – Очень просто… Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно…

«Написать его мне очень хочется», – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость.

И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом.

» (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича. В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.

Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.

1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее.

Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он «стал лучше второго».

Источник: https://humaninside.ru/gde-kultura/11125-portret-pisatelya-lva-nikolaevicha-tolstogo-rabotyi-kramskogo-ivana-nikolaevicha.html

Как иван крамской писал портрет льва толстого

Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873

Письма к П. М. Третьякову

  • 1
  • 5 сентября 1873 г.
  • Козловка-Засека

Граф Лев Николаевич Толстой приехал, я с ним видался и завтра начну портрет.

Описывать Вам мое с ним свиданье я не стану, слишком долго — разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали, наконец я начал делать уступки всевозможные и дошел в этом до крайних пределов.

Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: «Я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет Ваш должен быть и будет в галерее».

— «Как так?» — «Очень просто, я, разумеется, его не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно». Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно.

Чтобы, наконец, кончить, я начал ему делать уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, затем время поступления его в галерею Вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью Вашею.

Последнее обстоятельство было настолько уже безобидно для него, что он как бы сконфузился даже и должен был согласиться.

А затем оказалось из дальнейшего разговора, что он бы хотел иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии и о согласии наконец впоследствии сделать ее, то есть копию, которую и отдать Вам; чтобы не дать ему сделать отступление, я поспешил ему доказать, что копии точной нечего и думать получить, хотя бы и от автора, а что единственный исход из этого, это написать с натуры два раза совершенно самостоятельно, и уж от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к Вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра, то есть в четверг. Об исходе дела я и тороплюсь сообщить Вам, а затем надеюсь, что портрет его, хотя и будет им задержан, но не надолго — так как не будет причины ему удерживать его у себя. Не знаю, что выйдет, но постараюсь, написать его мне хочется.

  1. 2
  2. 15 сентября 1873 г.
  3. Козловка-Засека
  4. Многоуважаемый Павел Михайлович!

Я очень хорошо понимал, что сделать один портрет графа Толстого, с тем чтобы копию для Вас, или оставить оригинал у графа на неопределенное время, значит сделать дело вполовину.

Я знаю, что Вам копии не нужно, и до этого я бы не допустил, самое неприятное, хотя еще и возможное, — это сделать портрет и оставить его у графа с тем, чтобы он считался Вашей собственностью и что поступит он к Вам в галерею, когда заблагорассудится Толстому; как я Вам и писал; но прошу Вас успокоиться, даже и этого не будет, так как я пишу разом два, один побольше, другой поменьше. Я постараюсь, разумеется, никого не обидеть, и если мне не удастся уже сделать оба портрета одинакового достоинства, то ручаюсь Вам за то, что лучший будет Ваш. Если же, сверх ожидания, выбор будет затруднителен или я встречу со стороны графа какое-либо посягательство, то постараюсь выговорить условия такого рода, чтобы выбор был представлен Вам лично.

Не удивляйтесь, что я пишу так уверенно, это происходит оттого, что я, начавши работать и более ознакомившись с графом, вижу, что и он чувствует себя как бы обязанным не стеснять меня выбором.

Все это было видно из разговоров, так, например, после третьего сеанса он и жена его были довольны портретом, на следующий раз я привожу другой холст и начинаю новый, больший, а тому даю время сохнуть.

Когда и этот портрет был поставлен на ноги, графиня говорит мне — лучше этого, второго, сделать нельзя, то же говорит и граф, прибавляя, что ему будет совестно оставить этот лучший у себя.

Я молчу, представляя себе говорить впоследствии, а на этот раз ограничиваюсь замечанием, что надо оба портрета сделать так, чтобы выбор был затруднителен, и принимаюсь за прежний. Граф изъявляет сомнение, чтобы его можно сделать так же, но я продолжаю работать, и вчера наконец мне удалось и первый поправить настолько, что он, по общему их отзыву, стал лучше второго. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий.

Оба портрета далеко, очень далеко, не кончены ни в сходстве, ни в живописи, они только решительно подмалеваны, и относительно типа, т. е. общего сходства, я обеспечен в обоих. Вот и все, что мною сделано, в чем и даю Вам отчет. Теперь идет перерыв на неделю, так как граф уехал на охоту.

Источник: http://a.kras.cc/2018/08/blog-post_92.html

И. Н. Крамской. «Портрет Л. Н. Толстого, 1873 г.»

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А.

Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать.

Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 г.

Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета.

Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «…граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии… На гения смахивает».

Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого.

В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, 1887 г.»

…Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними.

Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время… Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального.

.. человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов.

Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза…

глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, — на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой.

Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину «Л. Н. Толстой на пашне».

Цензура запретила это на звание, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «…После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю— выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением.

Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни.

И лучше, и глубже понять его.

Слово учителя. «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы», — вспоминал Репин».

Отчет группы искусствоведов, в задание которой входил подбор фонозаписи и рассказ о музыке, любимой Л. Н. Толстым.

Ученик. «Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Думаю, эти мелодии будут близки и нам».

Прослушиваются музыкальные отрывки: Ф. Шопен. Вальсы. Исполняет Бэлла Давидович (ф-но). 1) до диез минор, соч. 64, № 2, 2) ля бемоль мажор, соч. 64, № 3; Варя Панина. Старинные романсы. «Я пережил свои желанья».

Затем идет обзорное знакомство с разделом книжно-иллюстративной выставки, посвященной музыке, которую любил Л. Толстой.

На полке могут быть представлены грамзаписи: Ария дон Жуана и дуэт «Ручку дай, ангел мой» из оперы Моцарта «Дон Жуан»; дуэт Глинки «Не искушай меня без нужды» в исп. Н. и М. Фигнер; Гопак в исп.

Трояновского на балалайке; Цыганские романсы в исп. Вари Паниной; Шопен Ф. Вальсы в исп. Бэллы Давидович (ф-но); Л. Бетховен. Сонаты в исп. Эмиля Гилельса (ф-но).

Слово учителя. (Этот материал можно также увязать с работой по ОК: разделы — музыка, театр, наука). «В 50—70 годы ХIХ века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 г.

), который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России. На сцене театра утвердилась драматургия А. Островского, раскрылся актерский талант П. М. Садовского.

В созвездие славных сынов России, творившие рядом с Толстым, можно включить и таких крупных ученых, как Обручев, Сеченов, Пирогов, Бутлеров, Менделеев, Боткин…

В общении с замечательными людьми мужал и крен талант Л. Н. Толстого. И потому слово его было столь и притягательным для каждого мыслящего человека».

В заключение 1-го урока учитель замечает, что к опорному конспекту, а также к характеристике портретов Л. Толстого класс еще вернется при изучении творчества писателя. К тому времени знания учащихся будут более основательными. Многое о личности писателя расскажут его записные книжки, о которых речь пойдет на втором уроке.

Урок 2

Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Исп. Э. Гилельс (ф-но).

Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта — дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник — правдивое зеркало жизни великого писателя.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза — значит писать не совсем откровенно.

Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910).

Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога…

Его дневник — и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего — орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:

— Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?

— Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

— Ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?

Один из учащихся отчитывается о работе группы. Вот содержание его сообщения.

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», — напишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу.

Здесь сделаны и первые записи в дневнике, который писатель вел — с небольшими перерывами — до конца своих дней.

Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей. Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти…

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее — и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

(Правила и программа Л. Н. Толстого написаны на классной доске, школьники могут перенести их в свои тетради.)

Правила: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают…» и т. д.

Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

«1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию, статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию.

8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи».

Самое удивительное, что большую часть этой обширной про граммы Л. Н. Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки.

Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей.

Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится «мировым посредником». При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних.

В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику… В старости, оглядываясь на прожитую жизнь.

Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.



Источник: https://infopedia.su/1x9fcb.html

Портрет писателя Л.Н.Толстого. Картина Крамског

Иван Крамской. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
1873. Холст, масло. 98 x 79. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Написать Толстого, портрет которого так хотел получить Третьяков в свою галерею, Крамской берется в 1873 году, когда летом оказывается с семьей в Козловке-Засеке, в пяти верстах от Ясной Поляны.

В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого».

Однако уговорить писателя позировать было непросто, и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения — крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали». И все же Толстой согласился позировать, при этом художник должен был написать два портрета — один для Третьякова, другой для семьи писателя.

Они о многом говорили во время сеансов.

Смысл их бесед отразился в романе, над которым Толстой работал в те же дни августа 1873 года: и черты облика Крамского, и его характер послужили материалом для образа художника Михайлова в «Анне Карениной».

Изучая Друг друга, они словно обмениваются портретами — эти два мыслителя, беспощадно и трезво подвергавшие анализу всякое жизненное явление, умеющие обнажить суть события или характера.

Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку.

И сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах: внимательно, но не мелочно обозначает конструкцию глаза, чуть трогает красным и белым слезничок, сложно пишет радужку, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой.

Создается впечатление острого, пронизывающего взора.

Много позднее В.И.Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, напишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза — глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности.

Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души. В то же время в самой их устремленности и остроте — ничем не сдерживаемая непосредственность.

Это не зоркость умного расчета, а наоборот — простодушность в самом прекрасном смысле этого слова». Впервые эти глаза для России написал И.Н.Крамской.

Поочередно работая над двумя портретами, Крамской, может быть, в первый раз, сам не может до конца понять, что возникает, словно само собою рождается под его кистью.

В том холсте, который останется в Ясной Поляне, художник воплощает свои непосредственные впечатления от общения с Толстым — великим и все же близким окружающим его людям.

Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф.М.Достоевский в одной из своих ранних критических статей.

«Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, — пишет художник Третьякову, — чувствую, что он какой-то странный. Если бы это была не моя вещь, если б я мог его видеть в первый раз, как другие, то, разумеется, что я не затруднился бы приговором, но теперь просто не могу ясно дать себе отчет».

В письмах этой поры — почти растерянность автора перед своим творением. Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее.

Слишком могучим оказалось влияние модели, слишком напряженным общение, не дававшее возможности холодного анализа, захватившее всего художника, вызвавшее порыв такого вдохновения, что кисть работала словно бы сама по себе, не сдерживаемая трезвым контролем рассудка.

В творческом горении сплавлялись воедино интуиция и профессиональные навыки, сознание и неосознаваемые движения души, чувство и разум. В итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, образ-прозрение, первое изображение человека, при жизни признанного гением не только земли русской, но и всего человечества.

От портрета, висящего в зале Третьяковской галереи, в памяти остается ощущение огромной, словно из монолита вырубленной глыбы с буравящими, насквозь пронизывающими глазами. Крамской монументализировал невысокого Толстого, и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению.

Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А.И.Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях».

Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения, и его, по определению В.И.Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества.

Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный.

Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».

В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого) Репин также пишет: «Портрет его страшно похож».

В этой работе Крамского — вся сущность реалистического социально-психологического портрета: такое отражение главного в характере, что, как говорил Белинский, «вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».
Нонна Яковлева. Творчество Ивана Крамского

Источник:  http://www.tanais.info/art/kramskoy6more.html

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/portret-pisatelya-l-n-tolstogo-kartina-kramskogo.html

Как Иван Крамской рисовал Льва Толстого – Документ

Письма Крамского к П. М. Третьякову

1

5 сентября 1873 г. Козловка-Засека

Граф Лев Николаевич Толстой приехал, я с ним видался и завтра начну портрет.

Описывать Вам мое с ним свиданье я не стану, слишком долго — разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали, наконец я начал делать уступки всевозможные и дошел в этом до крайних пределов.

Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: «Я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет Ваш должен быть и будет в галерее».

— «Как так?» — «Очень просто, я, разумеется, его не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно». Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно.

Чтобы, наконец, кончить, я начал ему делать уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, затем время поступления его в галерею Вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью Вашею.

Последнее обстоятельство было настолько уже безобидно для него, что он как бы сконфузился даже и должен был согласиться.

А затем оказалось из дальнейшего разговора, что он бы хотел иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии и о согласии наконец впоследствии сделать ее, то есть копию, которую и отдать Вам; чтобы не дать ему сделать отступление, я поспешил ему доказать, что копии точной нечего и думать получить, хотя бы и от автора, а что единственный исход из этого, это написать с натуры два раза совершенно самостоятельно, и уж от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к Вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра, то есть в четверг. Об исходе дела я и тороплюсь сообщить Вам, а затем надеюсь, что портрет его, хотя и будет им задержан, но не надолго — так как не будет причины ему удерживать его у себя. Не знаю, что выйдет, но постараюсь, написать его мне хочется.

  • 2
  • 15 сентября 1873 г. Козловка-Засека
  • Многоуважаемый Павел Михайлович!

Я очень хорошо понимал, что сделать один портрет графа Толстого, с тем чтобы копию для Вас, или оставить оригинал у графа на неопределенное время, значит сделать дело вполовину.

Я знаю, что Вам копии не нужно, и до этого я бы не допустил, самое неприятное, хотя еще и возможное, — это сделать портрет и оставить его у графа с тем, чтобы он считался Вашей собственностью и что поступит он к Вам в галерею, когда заблагорассудится Толстому; как я Вам и писал; но прошу Вас успокоиться, даже и этого не будет, так как я пишу разом два, один побольше, другой поменьше. Я постараюсь, разумеется, никого не обидеть, и если мне не удастся уже сделать оба портрета одинакового достоинства, то ручаюсь Вам за то, что лучший будет Ваш. Если же, сверх ожидания, выбор будет затруднителен или я встречу со стороны графа какое-либо посягательство, то постараюсь выговорить условия такого рода, чтобы выбор был представлен Вам лично.

Не удивляйтесь, что я пишу так уверенно, это происходит оттого, что я, начавши работать и более ознакомившись с графом, вижу, что и он чувствует себя как бы обязанным не стеснять меня выбором.

Все это было видно из разговоров, так, например, после третьего сеанса он и жена его были довольны портретом, на следующий раз я привожу другой холст и начинаю новый, больший, а тому даю время сохнуть.

Когда и этот портрет был поставлен на ноги, графиня говорит мне — лучше этого, второго, сделать нельзя, то же говорит и граф, прибавляя, что ему будет совестно оставить этот лучший у себя.

Я молчу, представляя себе говорить впоследствии, а на этот раз ограничиваюсь замечанием, что надо оба портрета сделать так, чтобы выбор был затруднителен, и принимаюсь за прежний. Граф изъявляет сомнение, чтобы его можно сделать так же, но я продолжаю работать, и вчера наконец мне удалось и первый поправить настолько, что он, по общему их отзыву, стал лучше второго. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий.

Оба портрета далеко, очень далеко, не кончены ни в сходстве, ни в живописи, они только решительно подмалеваны, и относительно типа, т. е. общего сходства, я обеспечен в обоих. Вот и все, что мною сделано, в чем и даю Вам отчет. Теперь идет перерыв на неделю, так как граф уехал на охоту.

Источник: https://diletant.media/articles/36796566/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector