Портрет кардинала дзелада, антон рафаэль менгс — описание

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описание«Портрет молодого человека с яблоком», 1505г. Это племянник герцога Урбинского — Франческо Мария делла Ровере. Написал его двадцатидвухлетний Рафаэлло Санти(Санцио), сын придворного художника того же герцога. Позже Рафаэлло переиначит свое имя на латинский лад и будет зваться Рафаэлем. Псевдоним взял, получается что так. Прозвище.

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описание«Определение авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля,» — говорят эксперты.Если это написал Рафаэль — ему было 22 года. Восьмилетним его отдали учиться ремеслу в мастерскую Перуджино. В тот же год умерла мать. В 11 лет потерял отца, малярия. В семнадцать он уже официально звался «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино» и имел контракты, как взрослый. Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеПортрет Елизаветы Гонзага. Около 1503Дерево, масло. 53 х 37 смПосмотрите на выражение лица:Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеОна, одна из образованнейших женщин своего времени, превратила урбинский двор в заметный центр ренессансной культуры. Но ренессанс — и это надо помнить — не только расцвет гуманизма, кружки любителей философии и искусства при дворах, но и постоянные войны, кровавая борьба кланов, предательства, наёмные армии и т.п.. Оттого, возможно, и тень на лице. Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описание«Авторство портрета до сих пор точно не установлено. Ряд исследователей полагает, что портрет целиком или частично исполнил Джованни Санти, отец Рафаэля,»- говорят всё те же эксперты, но в галерее Уффици под ними табличка с именем Рафаэля.Скромно на стенке между окон висит в галерее его автопортрет:Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описание1506г. Рафаэлю 23 года.»Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах» (Вазари, Биография Рафаэля,1568)Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеКонтур фигуры тонок, чуть волнист — во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо. Посмотрите на это воротничок, рубашка ли выглядывает, не пойму:Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеВажное свидетельство:

«Этот превосходнейший живописец изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микельанджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.

В бытность свою во Флоренции Рафаэль имел, не говоря о многих других, близкое общение с фра Бартоломео из Сан Марко, который ему очень нравился и колориту которого он всячески старался подражать, сам же он, со своей стороны, обучил доброго инока правилам перспективы, которой раньше монах не занимался.» *

Когда его наконец пригласили в Рим среди прочих художников расписывать папские покои, первое что он сделал, ни много, ни мало — «Афинскую школу». Мда.»…

и Рафаэль дал в ней такой образец своего мастерства, что он этим как бы объявил о своем решении занять неоспоримое первенство среди всех, кто бы ни брался за кисть.»Папа Юлий был так восхищен этой работой, что велел сбить все старые и новые росписи, дабы расчистить место Рафаэлю.

Вот наверное коллеги его возненавидели, чьё посбивали, со стен-то.Много всего прекрасного натворил сей гений.Слава его была безмерна, папы осыпали почестями, он построил себе дворец в Риме (штукатурил его Браманте), дружил по переписке с Дюрером и менялся с ним рисунками.

«…

А был он человек такого размаха, что содержал рисовальщиков по сей Италии, в Поццуоло и даже в Греции, и не находил себе покоя, пока не соберет все то хорошее, что могло бы пойти на пользу этому искусству.» *

А в конце его жизни какая-то тёмная история: Папа Лев Х сулил ему кардинальскую шапку, потому что был должен художнику кучу денег. А друг-кардинал уговаривал жениться. На своей племяннице. Рафаэль обещал, хотя и не очень хотел. Точнее очень не хотел, если верить Вазари. Его видать сильно любили разные женщины, и он их любил.

И вот несчастье: «… В ожидании чего (кардинальства — М.А.) Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам.

  

И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование…» *

Он родился и умер в страстную пятницу, прожив ровно 37 лет.

«Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.» *

Источник: https://aldashin.livejournal.com/692489.html

Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs) — художник

22 марта 1728, в Богемии родился самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, превосходный портретист Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs). Художник умело сочетал точную передачу индивидуальных черт модели с барочной парадностью.

При жизни современники видели в нём нового Рафаэля, и он имел международную славу.

Он писал портреты самых могущественных людей того времени, таких как папа Климент XIII, король Пруссии Фридрих II Великий, королей Саксонии, Испании, Великой княжны Екатерины Павловны и других.

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеПапа Климент XIII, 1758

Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов, и был прекрасным знатоком современного и античного искусства, призывающим соединить античную красоту с лучшими чертами творчества.

Менгс стремился к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, а также техники пастельного и акварельного рисунка.

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеОлицетворение трех частей дня в греческой мифологии / Personifikasi tiga bagian hari dalam mitologi Yunani, 1765

Антон Рафаэль Менгс был за возврат к классическим нормам и отказ от излишеств стиля рококо.

Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, не существующей в природе, но являющейся результатом отбора наилучшего. Он критиковал живописцев XVII в.

за избыточную драматизацию и повышенный религиозный пафос, и за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами. А художников XVIII в,, он критиковал за отсутствие моральных и образовательных устремлений.

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеLa Adoración de los pastores, 1770

Anton Raphael Mengs, как теоретик, пользовался большим уважением в интеллектуальных кругах Европы, оказывая сильное влияние на развитие живописи того времени. Менгс был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида.

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеFresco de Anton Raphael Mengs

Его книга Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые опубликована в Цюрих 1762 с переизданием) использовалась во многих академиях как учебник.

Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеSemiramis erhält die Nachricht vom Babylonischen Aufstand, 1756

Вскоре после смерти художника (29 июня 1779 г, Рим) его слава угасла, хотя Менгсу и отдавали должное как великому портретисту. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним».

И хотя Менгс считал себя первым неоклассицистом, но прежде всего он был одним из последних мастеров барокко, о чем говорил Рудольф Виттковер: «В конечном счете, он (Менгс) в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описаниеLot and his Daughters (Лот и его дочери)

PS: В наше время появляется очень много работ великих художников, в том числе и те, что возможно принадлежат творчеству Менгса. Но, к сожалению, большая часть из таких картин подделка. Поэтому, в этой публикации JuicyWorld.org постарались опубликовать только те работы, по которым нет споров об авторстве художника

Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описание(Palacio Real de Madrid) Порка Христа, 1769

Христос на Масличной горе, 1769
Portrait of William Burton Conyngham, 1854-57
Портрет Катерины Регины (Екатерина Павловна (1788-1819) — великая княжна, 4 дочь Павла I
Фердинанд IV, король Неаполя
Anton Raphael Mengs / Sir James Gray, 1761

Ritratto del cardinal Zelada, 1773
Портрет Доменико Аннибале, 1750
Карл III Испанский, 1761
Сон Иосифа / The Dream of St. Joseph, 1773-1774
The Triumph of History over Time, ceiling Vatican Library, 1772

Персей и Андромеда, ок 1774-1777 (Эрмитаж)

Virgen María en actitud dolorosa, 1765
Иоан креститель проповедует в пустыне, 1760 / St. John the Baptist Preaching in the Wilderness
Saint Peter, 1773-1776

The Holy Family with the Infant St John the Baptist, 1763

Annunciation, 1779
Anton Raphael Mengs / Автопортрет, 1773

Могила Антона Рафаэля Менгса в Santi Michele e Magno (Рим)
Prince of Asturias, Future Charles IV of Spain (1765)
La marquesa de Llano, 1775
Helios as Personification of Midday (1765)
Diana as Personification of the Night (1765)

  • Booking.com

Источник: https://juicyworld.org/anton-raphael-mengs/

Живопись Батони Помпео Джироламо

?

Николай Подосокорский (philologist) wrote, 2011-05-12 04:09:00 Николай Подосокорский philologist 2011-05-12 04:09:00 Categories:

Диана и Купидон. 1761 г.

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Его картины отличаются кювелирной отточенностью и изяществом формы.

Первые  картины, в которых уже виден стиль  Батони, относятся к началу 1730-х годов.Батони живописал  алтарные образы и аллегорические сюжеты.

  Искусство Батони  находило неизменное признание у современников, у аристократов.

  Портрет кардинала Дзелада, Антон Рафаэль Менгс — описание

Аполлон и две музы

Одна из лучших картин мифологической тематики раннего периода творчества живописца Помпео Батони также известна под названием «Аполлон, дающий уроки музыки». Аполлон (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с кифарой или луком и стрелами.

Среди античных изображений Аполлона наиболее известны древнегреческие статуи (сохранились в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (около 370 года до нашей эры, скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (середина 4 века до нашей эры, скульптор Леохар).

Вилянувский дворец в пригороде Варшавы Вилянуве строился с 1679 года в стиле барокко для короля Яна Собесского. Отделка дворцовых интерьеров затянулась до 1730-х годов, времени правления короля Августа Сильного.

Читайте также:  Городской музей амстердама - стеделейк, голландия

Затем Вилянувский дворец принадлежал различным аристократическим семействам вплоть до 1805 года, когда граф Станислав Потоцкий открыл во дворце Вилянув один из первых в Польше музеев.

«Хирон возвращает Ахилла

его матери Фетиде» 1770

Основное  картины на мифологические и аллегорические сюжеты: «Падение Симона-мага», 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; «Ахилл у дочерей царя Ликомеда», 1745, Флоренция, Уффици; «Диана и Купидон», 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Святое семейство», 1777; «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», 1765; «Воздержанность Сципиона Африканского». В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко («Падение Симона-мага»).

«Воздержанность Сципиона Африканского» 1772

Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями.

Стиль становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы. Рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.  Но эмоциональность часто побеждает, классика становится легкой, игривой.

   В живописи   Батони сказываются и реалистические мотивы, характерные для итальянской живописи XVIII века.

«Святое семейство со св.Елизаветой и Иоанном Крестителем» 1777

Но и тут живописание  оставалось двойственным, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в «Святом семействе» композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе.

Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.

Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Помпео Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью.

Ritratto del principe Abbondio Rezzonico

Лучшие портреты кисти Батони написаны с глубоким проникновением в характер изображаемого человека.  Герои его картин обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц.

«Портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара».

В 1761 году живописец Помпео Батони вместе с другими работавшими в Риме мастерами принял участие в росписях виллы Альбани, осуществлявшихся под руководством немецкого художника Антона Рафаэля Менгса.

Знакомство с Менгсом сыграло существенную роль в интересе Помпео Батони к портрету. К одной из лучших портретных работ зрелого периода творчества Батони  относится портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, написанный в  начале 1760-х годов.

В этом портрете Помпео Батони сумел точно передать  внутреннее душевное состояние человека.

 Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику Батони удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка.

  Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «философское» состояние.

Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи — классицизма конца XVIII столетия.

«Портрет Эдварда Августа, герцога Йоркского»

История города Йорка и Йоркского герцогства началась в 71 году нашей эры, когда римляне, завоевав север Британии, построили здесь свой оплот — крепость Эборакум, вскоре ставший центром римских владений. Йорк посещали императоры Адриан и Септимий Север. С отступлением римлян на месте крепости осталось селение Эофорвик.

В англосаксонскую эпоху это поселение стало центром королевства Нортумбрия, откуда активно распространялось христианство. Значение Йорка серьезно возросло после норманнского завоевания. Здесь были воздвигнуты мощные укрепления. Вплоть до Промышленной революции 19 века Йорк оставался вторым по значению городом Англии.

В Йорке действуют: Художественная галерея, Музей Йоркшира с находками римского и кельтского времени, Йорвик-Викинг-центр с экспозицией, посвященной набегам викингов, Музей в крепости времен Вильгельма Завоевателя, Национальный музей железных дорог.

Среди памятников архитектуры: кафедральный собор, городская стена (14 век, включает в себя остатки строений римлян), городские ворота (старейшие — Монк-Бар; в комплекс ворот Уолмгейт-Бар входит дозорная башня), романо-готический собор (11-15 века), аббатство Сент-Мэри и замок герцогов Йоркских (оба — 13 век), жилые дома (15-16 века).

«Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком».

  Геркулес, латинская форма имени Геракла. В переносном смысле — человек  огромной физической силы. Многие произведения живописца Помпео Батони, ведущего мастера римской  школы неоклассицизма, связаны с тематикой гражданского и морального долга.  Картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» — одно из  лучших произведений такой аллегорической тематики.

Эту аллегорию создал в V веке до нашей эры философ Продик. Когда юный Геркулес пас стада  своего земного отца царя Амфиона на Киферонских пастбищах, к нему  явились две женщины, олицетворявшие Добродетель и Порок. В картине художника Помпео Батони женщины представлены в образах  Афродиты, богини любви и чувственных наслаждений, и Афины, богини  мудрости и воинской доблести.

Афродита соблазняла его радостями жизни,  Афина призывала к ратным подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству.  О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Афины. Путти держат  палицу героя и львиную шкуру. Тут же изображены трехглавый страж  подземного царства Аида пес Цербер и семиглавая гидра.

Строгая Афина  указывает на храм на вершине скалы — аллегорию трудного пути к признанию доблести и славе. Нарядная Афродита протягивает Геркулесу розу. У ее ног сложены атрибуты  суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, фрукты.

Добродетель — философский термин, означающий положительное  нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению  нравственного закона.

Порок, в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении  действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «порока» выделяется из  более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразной нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу). Порок — противоположность добродетели, персонаж средневековых и  ренессансных пьес, аллегория невоздержания.

  • Сусанна и старцы» 1760-е
  • «Бракосочетание Амура и Психеи» 1756
  • «Чувственность» 1747
  • «Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств» 1747

  Описание картин отсюда: http://smallbay.ru/batoni.html

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post165661315/

Источник: https://philologist.livejournal.com/630662.html

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

Рафаэль жил в эпоху, когда портреты анфас только появились в Италии. Каких-то 20-30 лет до этого жителей Флоренции или Рима изображали строго в профиль. Или же заказчик изображался коленопреклонённым перед святым. Такой тип портрета назывался донаторским. Ещё раньше портрета как жанра и вовсе не существовало.

Слева: Филиппино Липпи. Фреска “Благовещение”. 1490 г. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим. Святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Деве Марии кардинала Оливьеро Карафу, спонсора постройки часовни.

Справа: Гирландайо. Джованна Торнабуони. 1487 г. Музей Тиссена-Борнемисса, Мадрид, Испания.

В северной Европе первые портреты, в том числе анфас появились раньше лет на 50. Это связано с тем, что в Италии изображение одного человека долгое время не приветствовалось. Так как это было символом отрыва от коллектива. Но все же желание увековечить себя было сильнее.

Рафаэль увековечил себя. И помог остаться в веках своему другу, возлюбленной, главному покровителю и многим другим.

1. Автопортрет. 1506 г

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Автопортрет всегда может многое рассказать о характере художника. Вспомните, насколько яркие краски любил Рафаэль. Но себя он изобразил скромно одетым, в чёрное. Лишь белая рубашка выступает из-под черного кафтана. Это явно говорит об его скромности. Об отсутствии заносчивости и высокомерия. Таким его и описывают современники.

Вазари, биограф мастеров Возраждения так описывал Рафаэля:  “Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав…”

Он был приятен внешне. Был добродетелен. Только такой человек мог написать самых прекрасных Мадонн. Если хотят подчеркнуть, что женщина прекрасна и душой, и телом, то нередко говорят “прекрасна, как Мадонна Рафаэля”.

Об этих прелестных образах читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.

2. Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г

Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.

В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.

Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя Перуджино.

Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.

Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.

Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.

Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.

3. Портрет папы Юлия II. 1511 г

Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511 г. Национальная галерея Лондона

Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.

Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов.

Читайте также:  Портрет иоганна фридриха великодушного, лукас кранах старший, 1509

Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви.  Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.

Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.

Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили пресущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.

4. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг

Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг. Лувр, Париж

Рафаэль был приятным в общении человеком. В отличие от многих других художников, замкнутость никогда ему не была свойственна. Открытая душа. Доброе сердце. Не удивительно, что у него было много друзей.

Одного из них он и изобразил на портрете. С Бальдассаре Кастильоне художник родился и вырос в одном городе Урбино. Вновь они встретились в Риме в 1512 году. Кастильоне прибыл  туда в качестве посла герцога Урбинского в Риме (в то время почти каждый город был отдельным государством: Урбино, Рим, Флоренция).

В этом портрете уже почти ничего нет от Перуджино и да Винчи. Рафаэль выработал свой стиль. На тёмном однородном фоне невероятно реалистичное изображение. Очень живые глаза. Поза, одежда многое говорят о характере изображённого.

Кастильоне был истинным дипломатом. Спокойный, рассудительный. Никогда не повышал голос. Не даром Рафаэль изображает его в серо-черном. Это мудрые цвета, которые остаются нейтральными в мире, где соперничают яркие краски. Таким и был Кастильоне. Он был умелым посредником между противоположностями.

Кастильоне не любил внешний блеск. Поэтому его одежда благородная, но не броская. Никаких лишних деталей. Никакого шёлка и атласа. Лишь маленькое пёрышко в берете.

В своей книге “О придворном” Кастильоне пишет о том, что главное для благородного человека – мера во всем. “Человек должен держаться немного скромнее, чем позволяет его социальное положение”.

Именно это скромное благородство яркого представителя Эпохи Возрождения и сумел передать Рафаэль.

5. Донна Велата. 1515-1516 гг

Рафаэль. Донна Велата. 1515-1516 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Портрет Донны Велаты написан в той же манере, что и портрет Кастильоне. На пике мастерства. Буквально за год-два до этого написана Сикстинская Мадонна. Более живую, чувственную и красивую земную женщину сложно представить.

Однако до сих пор доподлинно неизвестно, что за женщина изображена на портрете. Я бы серьезно рассматривала две версии.

Это может быть собирательный образ несуществующей никогда красавицы. Ведь Рафаэль именно так и создавал образы своих знаменитых Мадонн. Как он сам писал своему другу Бальдассаре Кастильоне, “красивых женщин так же мало, как и хороших судей”. Поэтому он вынужден писать не с натуры, а воображать красивое лицо. Лишь вдохновляясь окружающими его женщинами.

Вторая, более романтичная версия гласит, что донна Велата являлась возлюбленной Рафаэля. Возможно именно об этом портрете пишет Вазари: “Женщина, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся, как живая”.

Многое говорит о том, что эта женщина была ему близка. Недаром Рафаэль напишет ещё один её портрет несколько лет спустя. В той же позе. С тем же жемчужным украшением в волосах. Но с оголенной грудью. И как выяснилось при реставрации 1999 года, с обручальным кольцом на пальце. Несколько веков оно было закрашено.

Почему кольцо закрасили? Означает ли оно, что Рафаэль женился на этой девушке? Ответы ищите в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

***

Рафаэль создал не так много портретов. Слишком мало он жил. Он умер в 37 лет, в день своего рождения. К сожалению, жизнь гениев часто оказывается короткой.

  • о Рафаэле в статье “Мадонны Рафаэля: 5 самых прекрасных лиц”.
  • Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
  • Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/rafael-portretyi/

Менгс антон рафаэль

Немецкий жи­во­пи­сец и тео­ре­тик ис­кус­ст­ва.

Обу­чал­ся ри­сун­ку у от­ца, дрез­ден­ско­го жи­во­пис­ца Ис­ма­эля Ис­ра­эля Менг­са (1688 или 1690–1764). В 1740–44 на­хо­дил­ся с от­цом в Ри­ме, где учил­ся у М. Бе­нефь­я­ля и С. Кон­ки, изу­чал ан­тич­ность и итал. иск-во 16–17 вв.

Ра­бо­тал в Дрез­де­не при дво­ре сак­сон­ско­го кур­фюр­ста Ав­гу­ста III (1745–46 и 1749–54; при­двор­ный ху­дож­ник с 1751), в Мад­ри­де при дво­ре ко­ро­ля Кар­ла III (1761–69 и 1774–76; «пер­вый ху­дож­ник ко­ро­ля» с 1766), Ри­ме и Не­апо­ле. Чл. ака­де­мии Св.

Лу­ки в Ри­ме (с 1752).

На­чи­нал как порт­ре­тист (порт­рет от­ца, 1747–48, Ху­дож. ин-т, Чи­ка­го, и др.); позд­нее по­сто­ян­но об­ра­щал­ся к это­му жан­ру, не­ред­ко ис­поль­зуя схе­му па­рад­но­го порт­ре­та 17 в. [И. И. Вин­кель­ман (1761–62, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью- Йорк), исп.

ко­роль Карл III (1761, Пра­до, Мад­рид) и его де­ти (1767, Ко­ро­левский дво­рец, Мад­рид), ав­то­порт­ре­ты (в т. ч. 1773–74, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; 1774–75, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; 1776–79, Гос. му­зеи, Бер­лин) и др.]. В 1755 по­зна­ко­мил­ся в Ри­ме с И. И.

 Вин­кель­ма­ном, влия­ние ко­то­ро­го от­ра­зи­лось во всём даль­ней­шем твор­че­ст­ве М. и его эс­те­тич. воз­зре­ни­ях [из­ло­жил их в тру­де «Мыс­ли о кра­со­те и вку­се в жи­во­пи­си» («Gedanken über die Sch ̈onheit und ̈uber den Geschmack in der Malerey»), 1762]. В 1780-е гг. по­кро­ви­тель М.

, по­сол Ис­па­нии в Ри­ме Х. Н. де Аса­ра, из­дал пол­ное со­б­ра­ние его тео­ре­тич. ра­бот.

В ран­ней рос­пи­си пла­фо­на ц. Сант-Эу­се­био в Ри­ме (1757–58) уже на­ме­ча­ет­ся от­каз от прин­ци­пов ба­роч­но­го ил­лю­зио­низ­ма, ко­то­рые М. на­зы­ва­ет «лож­ным сти­лем», и по­иск идеа­лов «вы­со­ко­го сти­ля» (ста­ти­ка и урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции, под­ра­жа­ние Ра­фа­элю).

Эти­ми же чер­та­ми от­ме­че­но и по­лот­но «Суд Па­ри­са» (ок. 1757, Эр­ми­таж), где фи­гу­ры Па­ри­са, Ге­ры, Афи­ны и Аф­ро­ди­ты упо­доб­ле­ны скульп­тур­но­му рель­е­фу; М. во­пло­ща­ет в них иде­ал «бла­го­род­ной про­сто­ты и спо­кой­но­го ве­ли­чия». В клас­си­ци­стич. ду­хе трак­то­ва­на ан­тич­ная те­ма и в др.

кар­ти­нах («Юпи­тер и Га­ни­мед», 1760, Па­лац­цо Кор­си­ни, Рим, и др.). Сле­дуя сво­ей эс­те­тич. тео­рии, он пы­тал­ся со­че­тать приё­мы све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки Кор­ред­жо, звуч­ность па­лит­ры ве­не­ци­ан­ских мас­те­ров, плав­ную му­зы­каль­ность ри­сун­ка Ра­фа­эля, гар­мо­нию ком­по­зи­ций Н.

 Пус­се­на, рас­су­доч­ность бо­лон­ско­го ака­де­миз­ма; по­иск это­го син­те­за при­да­ёт твор­че­ст­ву М. ощу­ти­мую сти­ли­стич. эк­лек­тич­ность.

В рос­пи­си пла­фо­на («Апол­лон и му­зы на Пар­на­се», 1760–61) и лю­не­тов Вил­лы Аль­ба­ни (ны­не Вил­ла Тор­ло­ния) в Ри­ме хо­лод­ные ла­зур­ные то­на со­че­та­ют­ся с пят­на­ми яр­кой зе­ле­ни де­ревь­ев и кра­соч­ных одежд ге­ро­ев, ро­ж­дая ощу­ще­ние ис­кус­ст­вен­но­сти ко­ло­ри­та.

В ан­тич­ных ре­ми­нис­цен­ци­ях от­ра­зи­лись как учё­ная эру­ди­ция ху­дож­ни­ка, так и ув­ле­че­ния вла­дель­ца вил­лы, кар­ди­на­ла А. Аль­ба­ни. В позд­них по­лот­нах на ре­лиг. сю­же­ты («Бла­го­ве­ще­ние», ок. 1774–1776; «Ио­анн Кре­сти­тель, про­по­ве­дую­щий в пус­ты­не», ок.

1774, обе – Эр­ми­таж; «Бла­го­ве­ще­ние», 1779, ка­пел­ла Ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Мад­ри­де, и др.) фор­мы круп­ных фи­гур ста­но­вят­ся бо­лее обоб­щён­ны­ми, но уси­ли­ва­ет­ся ра­цио­наль­ность по­строе­ния ком­по­зи­ции. Для кар­тин на ми­фоло­гич. сю­же­ты М. час­то за­им­ст­ву­ет ком­по­зиц. ре­ше­ния из ка­мей, мо­за­ик, хра­ня­щих­ся в му­зе­ях Ри­ма, от­кры­тых не­за­дол­го до то­го фраг­мен­тов жи­во­пи­си Гер­ку­ла­ну­ма и Пом­пей («Пер­сей и Ан­дро­ме­да», 1774–77, Эр­ми­таж).

Позд­ние фре­ски, ис­пол­нен­ные в Ко­ро­лев­ском двор­це в Мад­ри­де («Три­умф Ав­ро­ры», 1762–64; «Апо­фе­оз Гер­ку­ле­са», 1762–69 и 1775; «Апо­фе­оз Трая­на», 1774–75) и в За­ле па­пи­ру­сов Б-ки Ва­ти­ка­на («Ал­ле­го­рия ис­то­рии», 1772–73), яви­лись не­удач­ной по­пыт­кой со­еди­не­ния ба­роч­ной ил­лю­зио­ни­стич.

пер­спек­ти­вы и тен­ден­ций стан­ко­виз­ма; ис­кусств. жи­во­пис­ное про­стран­ст­во дис­гар­мо­ни­ру­ет с ар­хи­тек­ту­рой. Луч­шие из ра­бот М. (в т. ч. рос­пи­си Вил­лы Аль­ба­ни) по­ло­жи­ли на­ча­ло но­вой де­ко­ра­тив­ной клас­си­ци­стич. тра­ди­ции в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, ко­то­рая бу­дет про­дол­же­на в нач.

19 в.

Се­ст­ра М. – жи­во­пи­сец Те­ре­за Кон­кор­дия Менгс (1725–1806 или 1808).

Сочинение:

Opere di A. R. Mengs, primo pittore del re cattolico Carlo III. Roma, 1787.

Автор статьи: Е. Д. Фе­до­то­ва.

Литература

  • Honisch F. A. R. Mengs und die Bild­form des Frühklassizismus. Recklinghaysen, 1965
  • Sutter M. Die kunsttheoretischen Begriffe des Malerphilosophen A. R. Mengs. Münch., 1968
  • Einem H. von. A. R. Mengs. Gött., 1973
  • Pel­zel T. A. R. Mengs and Neoclassicism. N. Y., 1979
  • Cioffi Martinelli R. La ragione dell’arte: teoria e critica in A. R. Mengs e J. J. Winckel­mann.Napoli, 1981
  • А. Р. Менгс. (Кат. вы­став­ки). Л., 1981; Фе­до­то­ва Е.Д. Менгс. М., 2003

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/miengs_anton_rafael

Антон Рафаэль Менгс, его биография. Работа Менгса- Аллегория прилежания в рисунке, находящаяся в Павловском дворце

Нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с рассказа еще об одном живописце, имя которого связано с Павловским дворцом. Речь пойдет об Антоне Рафаэле Менгсе и его картине «Аллегория прилежания в рисунке». О том, для чего мы уделяем внимание полотнам галереи и их создателям, мы уже говорили в прошлый раз. Итак…

Антон Рафаэль Менгс — выдающийся живописец XVIII века. Согласно «Википедии», Менгс — «сын саксонского придворного художника Израэля Менгса. Начала рисования изучал вместе со своей сестрой… под руководством отца.

С 1741 по 1744 годы вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров (Рафаэля, Корреджо)… В 17 лет получил должность кабинетного художника… В 1751 году назначен главным придворным художником… В 1755 году художник получил от папы Клемента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры».

Весной 1756 года он начал на вилле Альбани фресковую роспись плафона и люнетов («Парснас»… «Рим» и «Гений»). Эта работа Менгса считается ключевым произведением немецкого классицизма…

В конце 1759 года прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, писал портреты членов королевской семьи… В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под картиной Рафаэля…»

Мы не приводим цитату полностью, а лишь делаем выдержки, касающиеся ключевых моментов жизни художника.

Если кто-то из гостей, подойдя к копии картины «Аллегория прилежания в рисунке» (разговор об этом полотне у нас впереди), спросит об авторе оригинала, то хозяева дома не будут пожимать плечами, а легко и непринужденно скажут о Менгсе то, что было озвучено сейчас. Если гостям этого покажется мало, то информация, которая прозвучит далее, утолит жажду знаний самого дотошного гостя. А посему мы продолжаем…

Как сообщает тот же источник, «при жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского…

Блестящий портретист, Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели.

Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Клемента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II».

Читайте также:  Амуры (аллегории живописи), франсуа буше — описание картины

Российская императрица была покорена работами Менгса и не жалела денег на приобретение его полотен. Картина Антона Рафаэля Менгса «Благовещенье» является настоящей жемчужиной «Эрмитажа».

«Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, — продолжает источник, — … проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения.

Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана, Корреджо…

Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварельного и пастельного рисунка. Слава художника угасла вскоре после смерти.

В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним», тем не менее, отдавая должное ему как портретисту. Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров барокко…»

Вот таким был Антон Рафаэль Менгс. Что же касается его картины «Аллегория прилежания в рисунке», находящейся в галереи Павловского дворца, то полотно по праву считается шедевром живописи. На картине изображена девушка с накинутой одеждой, которая едва скрывает грудь.

Правая рука, держащая перо, плотно прижата к листу бумаги, который, в свою очередь, лежит на твердой поверхности импровизированной подставки. Кажется, что вот-вот на листе появится первый штрих, но этого не происходит, потому что девушка смотрит в сторону.

Ее интересует предмет, рисунок которого должен появиться на листе. От глаз посетителей галереи скрыт этот загадочный предмет, но для истинного любителя живописи вовсе неважно, что он собой представляет. Важно спокойствие и, в то же время напряжение, исходящее от героини картины.

Мы видим, что в эту самую секунду девушку занимает только одно — изучение натуры, объекта, которому предстоит отразиться на листе бумаги. Ничто не может отвлечь художницу от ее занятия. Кажется, что она не обращает никакого внимания на упавшую деталь одежды, обнажившую плечо и спину.

Кстати, красота девушки может стать предметом отдельной дискуссии. Такие лица часто изображали художники эпохи Возрождения и классицисты.

Хотелось бы уделить внимание еще одному полотну, находящемуся в картинной галерее Павловского дворца. Мы говорим о картине Луки Джордано «Изгнание из рая».

К этому библейскому сюжету обращались многие живописцы, среди которых Микеланджело, Рафаэль, Мазаччо, Мариотто Альбертинелли и другие художники, прославившие свое имя в веках. К этому же сюжету обратился и Джордано.

Но, прежде чем говорить о картине, уделим внимание этому живописцу.

В следующий раз, сделав лирическое отступление от темы «Картинная галерея в Павловском дворце», мы поговорим о Л. Джордано.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: liveinternet, gallerix, lj.rossia, allpaintings, postershop

Источник: http://www.dkd.ru/design/book/892/

«Портрет кардинала» авторства Эль Греко

Дата создания: 1600 год. Тип: холст, масло. Направление: маньеризм.

Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Портрета кардинала

Эль Греко

Хотя Эль Греко был известен своими религиозными и запрестольными работами, отражающими сущность испанского фундаментализма того времени, он также являлся выдающимся портретистом, чьи картины стоят наряду с произведениями Диего Веласкеса и Ван Дейка.

Живописный стиль Греко был сформирован рядом различных факторов, в том числе его изучением иконописи, традиционного византийского искусства и маньеризма, интересом к венецианской живописи, а также влияниям испанской мистики в городе Толедо.

Кроме того, мастер заимствует некоторые приемы работы с цветом у Тициана, драматичность освещения у Тинторетто, искажение тел у Пармиджанино и композиционные особенности у Микеланджело, оставаясь при этом прекрасным мастером, со своеобразным стилем.

Описание портрета

Фернандо Ниньо де Гевара, чей портрет изображен на полотне, являлся одним из самых выдающихся деятелей Испании, служил в качестве Великого Инквизитора, архиепископа и президента канцелярии Гранда.

После смерти, кардинал был погребен в монастыре Толедо Сан-Пабло. Считается, что этот портрет создавался для украшения его могилы.

 Фернандо являлся одним из ряда высокопоставленных людей, работая с которыми Эль Греко стал известен как один из лучших портретистов эпохи.

Это картина увлекательна по нескольким причинам, в частности, благодаря необычному отношению художника и кардинала.

За девять лет до создания этого портрета, Эль Греко лишается заказов со стороны представителей власти, однако, по-прежнему находит признание и восторженность среди покровителей со стороны церквей и монастырей Толедо. Но в центр общего внимания он не попадает.

С точки зрения художника заказ для влиятельного и известного Фернандо Ниньо де Гевары следовало сделать максимально лестным, представляя кардинала в наиболее выгодном свете. Вместо того, греческий живописец создал произведение, поражающее болезненной честностью и реализмом.

Обычно Эль Греко подписывал свои работы фразой «Доменико Теотокопулос сделал это». В этом портрете подпись художника можно видеть на листочке бумаги, лежащем в ногах кардинала.

Кардинал изображен сидящим на бархатном кресле в малиновой мантии, а его фигура слегка наклонена по диагонали, что добавляет большей глубине композиции.

Руководитель испанской инквизиции смотрит на нас сквозь очки, и окружается символами своего высокого положения.

Восхитительный наряд усиливает ледяная выдержка и отстраненность этого безжалостного генерала-инквизитора, пообещавшего преследовать еретиков повсюду.

При ближайшем рассмотрении, однако, видно, что Эль Греко издевается и насмехается над кардиналом, поскольку все внимание зрителя фокусируется на неживой декоративности.

Огромное внимание уделяется цвету, складкам, драпировке одежд и другим деталям, изображенным в мельчайших подробностях. Сам же инквизитор занимает гораздо меньше места, и несмотря на пышные облачения, представлен маленьким человеком.

Его характер также подвергается критике. Кардинал будто прячется за стеклами очков.

Портрет Парависино, например, содержит совершенно иной настрой и является более романтичным.

«Портрет кардинала» авторства Эль Греко обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Портреты

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/portret-kardinala.html

Антон Рафаэль Менгс — Биография

Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.

Сын саксонского придворного художника Измаила Менгса — датчанина по происхождению. Начала рисования изучал вместе со своей сестрой Терезой Конкордией под руководством отца. С 1741 по 1744 годы вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров (Рафаэля, Корреджо). В Риме Менгс учился у Марко Бенефиала (англ.)русск.

и Себастиано Кончи. Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. В 1746 году приехал в Рим вторично. Перешёл в католицизм и сочетался браком с римской натурщицей Маргеритой Гуацци. В 1749 году вернулся в Дрезден. В 1751 году назначен главным придворным художником, с годовым жалованием 1000 талеров.

Уже в новой должности получил заказ на исполнение алтарной композиции «Вознесение» для придворной церкви в Дрездене. Он выехал в Рим, чтобы начать работу над картиной рядом с произведениями итальянских художников, и посетил попутно Венецию и Флоренцию.

Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Рафаэля, в том числе фрески последнего «Афинская школа».

В конце 1755 года Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области теории живописи. Покровительствовал Менгсу испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара.

В 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры». Весной 1756 года он начал на вилле Альбани фресковую роспись плафона и люнетов («Парнас», тондо «Рим» и «Гений»). Эта работа Менгса считается ключевым произведением немецкого классицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени».

В конце 1759 года прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский наследовал за отцом испанский королевский престол, Менгс вернулся в Рим.

В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки. В Испании одним из учеников Менгса был Агустин Эстеве (исп.)русск..

В октябре 1766 года из-за ссоры с Винкельманом Менгс навсегда прекратил общение с ним. С 1772 по 1773 год Менгс находился в Неаполе, снова работая над портретам членов королевской семьи. В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под картиной Рафаэля. В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки.

В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары. Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры. Из-за болезни — он плохо переносил мадридские холодные зимы — Менгс вернулся в 1777 году в Рим. Умер 16 июня 1779 года. Похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо. В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион.

Менгс поддерживал хорошие отношения со многими знаменитыми современниками, кроме Винкельмана, например, с маркграфиней Вильгельминой Байрейтской и Джакомо Казановой, который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах.

При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.

Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник.

Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage13796/biography

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector