Портрет иоганна фридриха великодушного, лукас кранах старший, 1509

Лукас Кранах Старший и его сын, Лукас Кранах Младший — художники Ренессанса, одного из самых блестящих периодов немецкого искусства. В Германии 2015 год был объявлен годом Кранахов, а в 2017-том мир отмечал 500-летие Реформации — у нас имеются веские причины вспомнить о немецких мастерах.
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

4 октября отмечаем дни рождения великих Кранахов: оба родились в четвертый день второго месяца осени, а у Младшего к тому же в 2015-том — 500-летний юбилей!
Художник родился в городке Кронах в Верхней Франконии, отсюда и его славное, известное всему миру имя. После недолгого обучения у своего отца-художника он отправился в Баварию, и затем — в Австрию. В Вене он сблизился с кругом гуманистов. Одна из ранних его работ — диптих «Куспиниан», основателя общества гуманистов — доктора, профессора университета, — и его супруги.
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

В 1505 году Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый пригласил художника в Виттенберг.
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Курфюрст намеревался превратить этот провинциальный город в крупный культурный центр. Он основал университет, пригласил опытных преподавателей. Кранаха пригласил как придворного живописца. О высоком почитании его таланта говорит тот факт, что художнику назначают годовое жалование в сто гульденов, в то время как его предшественник получал всего сорок.

В Виттенберге художник прожил почти 50 лет. Он верно служил трем курфюрстам в качестве придворного живописца, советника и даже камердинера, и стал «самым долголетним художником Ренессанса». Кранах открыл в городе мастерскую, владел аптекой, книжной лавкой, типографией и был наиболее богатым и влиятельным бюргером Виттенберга. Дважды его избирали бургомистром.Кроме придворных заказов, Кранах выполнял и городские — считают, что «Алтарь Святой Екатерины» был выполнен по заказу виттенбергских профессоров. Святая Екатерина — покровительница ученых. На центральной створке алтаря, как установили историки, — портреты преподавателей университета.
Кранах постоянно был загружен работой и не мог лично выполнять все заказы, поэтому многие произведения выполнялись другими художниками в его мастерской. Ее производительностью были поражены даже современники: при Кранахе Старшем было выполнено около 5 000 картин!
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

В 1508 году Саксонский курфюрст пожаловал Кранаху герб в виде крылатого змея с короной на голове и рубиновым кольцом. Этим знаком художник стал подписывать собственные работы и работы, выполненные в его мастерской, как говорят искусствоведы «нивелируя этим самым свое творчество».

В 1506—1509 годы Кранах создает большинство своих гравюр. Некоторые из них по тонкости рисунка и выразительности образов соперничают с лучшими работами Дюрера, — к таковым относят гравюру «Святой Георгий». Именно в гравюре Кранах впервые обращается к античным сюжетам и начинает изображать обнаженную натуру.
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509
В живописи Кранах работает в различных жанрах. Для саксонских церквей он делает большие алтари. Создает свой тип Мадонны, который повторял во многих своих картинах и который подхватили его последователи. Для высокопоставленных заказчиков Кранах пишет «кабинетные картины» маленького формата.Виттенберг был университетским городом. Преподаватели-гуманисты насаждали интерес к античности, а двор, желавший слыть просвещенным, превратил увлечение классической литературой, историей и мифологией в моду. Кранах откликнулся на эту моду и написал множество картин на мифологические сюжеты.На одной из картин с обнаженным «греховным» телом художник написал: «Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Возможно, это уже первые морали, которые художник вскоре будет «проповедовать» в своих картинах во времена Реформаторства.
В эту атмосферу расцвета искусств врывается Реформация. Кранах знакомится с Мартином Лютером и становится его близким другом (а еще шафером на его свадьбе и позже крестным отцом его детей). Художник присоединяется к новому учению и направляет свой талант на службу реформатора церкви.Событие, послужившее толчком к перевороту сознания творца, было обнародование 95 тезисов Мартина Лютера: они были вывешены в 1517 году на дверях церкви в Виттенберге. В них он подверг сомнению папскую власть и утвердил веру в то, что между Богом и человеком не нужны посредники, тем более такие, как католическая церковь, погрязшая в грехах корыстолюбия и разврата. В 1520 году Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но Лютер публично сжег папскую буллу. Так начался раскол церкви.Кранах написал множество портретов Лютера, чем немало поспособствовал в распространении протестантизма. Самым любимым образом в народе стал такой романтический герой, изображенный на гравюре Кранаха, как юнкер Йорк. Некоторое время Лютер скрывался в замке Вартбург. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и начал называться Йорком. В это время Лютер впервые сделал перевод Библии на немецкий язык, а его друг-художник создал к ней иллюстрации.
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509
Кранах разработал концепцию изображения религиозных сюжетов в духе новой веры. Они проповедовали оправдание и прощение грехов человека через веру, а не через индульгенции, как предлагала католическая церковь.Еще одна грань таланта Кранаха — дар портретиста. На картинах предстают изящные дамы в изысканных костюмах — будто героини древнегреческих мифов на новый лад, а мужчины — доблестные, мудрые и храбрые вельможи.

Готовясь к самому яркому событию в этом году в Германии — 500-летнему юбилею Лукаса Кранаха Младшего, искусствоведы несколько лет изучали его творчество и с изумлением для себя обнаружили в нем… великого мастера! Ранее его скромно называли лучшим учеником Лукаса Кранаха Старшего, зато сейчас немцы заявляют о новом (то есть заново открытом) гении.Лукас Кранах Младший учился у своего отца и мастерскую унаследовал еще при его жизни. Благодаря своей предприимчивости и работоспособности, мастерская по-прежнему процветала и была одной из самых успешных в Европе. Кранах-сын, также, как и отец, был мэром Виттенберга.

Кранах Младший, как и Старший, писал алтари, портреты, аллегорические и мифологические сцены…

Пожалуй, получалось у него порой не хуже, чем у знаменитого Старшего: взгляните на работы потомка!Открытием в творчестве младшего из династии художников стала серия графических работ. Портреты ранее приписывались его отцу, и только последние исследование доказали авторство Лукаса-сына.

К открытию проекта «Кранах 2015» в этом году вышли сразу две крупных монографии о младшем из художников.

«Лукас Кранах Младший и реформация образа» («Lucas Cranach der Jüngere und die Reformation der Bilder», Elke Werner, Anne Eusterschulte, Gunnar Heidenreich) — результат международной конференции.

Участники «открыли новые перспективы изучения его творчества, как художника, бизнесмена и политика».

Вторая книга — «Лукас Кранах Младший — биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jüngere — Eine biografische Annäherung» Stefan Rhein) — стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.

Источник: https://artchive.ru/publications/938~Dva_Lukasa_Dva_Kranakha_khudozhniki_na_sluzhbe_u_Saksonskikh_kurfjurstov_i_Reformatsii

Кранахи: династия художников-реформаторов

Лукас Кранах Старший — реформатор немецкой живописи. Его новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века его работы ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму.

Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Кранахи фактически были родоначальниками Саксонской школы живописи, популярной на протяжении всего XVI столетия.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей Маргаритой и Варварой Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Венера и Амур, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Плоды ревности Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Женский портрет, 1526 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Фридрих, Мудрый курфюрст Саксонский, 1536 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа, 1529 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Юдифь с головой Олоферна Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Меланхолия, 1532 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Мадонна, 1514 Влюбленный старик, 1525 Распятие, 1503 Святые Доротея, Агнесса и Кунигунда, 1506 Христос и неверная жена, 1520 Адам и Ева, 1531 Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье, 1526 Золотой век, 1530 Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст Саксонии, 1535 Полулежащая Диана, 1515 Умирающий, 1518 Портрет Карла V, 1533 Святое Семейство, 1509 Фонтан юности, 1546 Портрет саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526 Мадонна с младенцем

Лукас Кранах МладшийЛукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов.

Со временем он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе.

Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано, и о его жизни сохранились весьма скудные сведения.

Далила обрезает волосы Самсону Портрет принцессы Элизабет Саксонской Христос и грешница Венера и купидон Портрет курфюрста Августа Первого Саксонского

Ганс Кранах

Портрет мужчины, 1534 Геркулес у Омфалы, 1537 Портрет дамы как Юдифь с головой Олоферна

Источник: https://www.colors.life/post/590506/

Кранах Лукас СтаршийКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды. Лукас Кранах работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В ранних произведениях Лукас Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (“Распятие”, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).

В других картинах немецкого живописца, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (“Отдых на пути в Египет”, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды.

Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены немецким художником в “Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография, 1516).

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Одновременно в творчестве художника нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати и в очень большом количестве размножавшиеся в мастерской художника. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель).

Читайте также:  «изенхеймский алтарь», маттиас нитхардт (грюневальд) — описание картины

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ имени А.С.

Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и других местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т.д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие.

Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника.

Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы.

Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода.

Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного.

В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку.

Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года.

Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 – Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.

Примечание. 1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.

2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/cranach.html

Художник недели: Лукас Кранах Старший

На XXXIV Антикварном салоне в Москве демонстрируется «Мадонна с ангелами» мастерской Лукаса Кранаха из частного собрания. О мастере эпохи Возрождения мы рассказываем в рубрике «Художник недели»

Лукас Кранах Старший.

Один из самых популярных немецких мастеров XVI века.

Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности.

По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х — 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону.

Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, — в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене.

Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, — религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.

Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления — оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу.

Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.

В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года.

В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример — дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны.

Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» — первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).

Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью.

Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом.

Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой — крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин — в основном на мифологические и библейские сюжеты.

Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны.

Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством — почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты.

В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской.

Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.

Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины — высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком — крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером.

Читайте также:  Портрет яспера схаде ван веструма, франс хальс — описание

После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный.

Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

16 октября 1553 года Лукас Кранах скончался в Веймаре.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха — одним из ее основателей.

Дунайская школа живописи — направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Время от времени работу Лукаса Кранаха или его мастерской можно встретить и на аукционах. Известно, что его живописные работы продавались на аукционах 110 раз.

Рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов была отдана за парные портреты курфюрста Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна-Фридриха на Christie's 6 июля 1990 года.

Этот диптих можно видеть сейчас в Национальной галерее (Лондон).

Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются. В июле прошлого года его «Алтарный триптих семьи Фейлитш» ушел за 6 533 538 долларов (4 297 250 фунтов) при эстимейте 4 000 000–6 000 000 фунтов в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s.

Практически все лучшие работы Лукаса Кранаха Старшего принадлежат коллекциям больших музеев; его живопись и графика есть в коллекциях всех значимых музеев мира. Поэтому каждое появление в открытой продаже работ, атрибутируемых именно мастеру, а не его кругу или мастерской, представляет собой значимое событие в мире искусства.

Мария Кузнецова, AI

Источники: bibliotekar.ru, megabook.ru, dic.academic.ru, artprice.com, artinvestment.ru

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509 Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Источник: https://artinvestment.ru/invest/painters/20130405_kranach.html

Книга: Лондонская Национальная галерея

Иллюстрация № 18″ /> Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер — британский живописец, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов.

Полное авторское название картины — «Фрегат» Бесстрашный», буксируемый на свою последнюю стоянку, чтобы быть уничтоженным. 1839».

Оно говорит не столько о намерении живописца создать законченное произведение, сколько о желании оставить документальное свидетельство прощания с легендарным кораблем, сыгравшим важную роль в победоносном Трафальгарском сражении, в котором английский флот доказал свое превосходство над франко-испанским, после чего Наполеон отказался от притязаний на море. В битве, состоявшейся 21 октября 1805, был смертельно ранен адмирал Горацио Нельсон. В 1806 Тернер написал на эту тему картину (корабль был «Виктория»).

В представленном полотне спустя более чем 30 лет художник прощается с другим легендарным фрегатом Британского флота — «Бесстрашным». Мастер отнесся к нему как к одушевленному существу.

Джон Рёскин, написавший в 1856 книгу «Гавани Англии», заметил о картинах Тернера, что благородной темой живописи корабль становится, когда терпит крушение или разрушается, то есть воплощает символ судьбы человека.

Живописцу уже было за 60, к этому возрасту он непревзойденно владел мастерством в передаче водной и воздушной стихий. Зритель почти физически ощущает море, изображенное на его картинах.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851) Дождь, пар и скорость 1844. Холст, масло. 91×121,8

Конец 1430-х был временем всеобщего увлечения и восхищения железными дорогами. Вспоминается знаменитый романс Глинки на стихи Н.

 Кукольника «Попутная песня», написанный по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом в 1837, в то же время, когда Тернер делал наброски к представленной картине.

Как схожи переданные в этих гениальных произведениях чувства! Рефрен песни:

Дым столбом — кипит, дымится Пестрота, разгул, волненье,

Разве не звучат эти русские стихи «синонимом» английской картины?

Художник с его мятежным духом оценил скорость и комфорт этой формы передвижения. Джон Рёскин, страстный поклонник живописца, создавший пятитомный трактат «Современные художники», свидетельствует, что Тернер загорелся идеей создать эту картину, когда ехал в поезде во время шторма и выглянул в окно.

Открывшийся взору вид поразил его, и мастер выразил свои впечатления в полотне. Правда, написать так, как упоминает Рёскин, художник не мог. Зрителю представляется, что паровоз движется ему навстречу.

При импрессионистичности образа узнается реальная местность — Мейденхедский виадук через Темзу, построенный незадолго до появления работы.

Искусство Германии

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Ганс Бальдунг (Грин). Мужской портрет. 1514

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Альбрехт Дюрер (1471–1528) Портрет отца 1497. Холст, масло. 51×40,3

Отец Дюрера, венгр по происхождению, был ювелиром. Художник не раз писал его, по крайней мере еще в 1490 (Галерея Уффици, Флоренция). Представленная работа подписана так: «1497. Альбрехт Дюрер Старший в возрасте 70 лет». Известно несколько версий портрета. Хотя голова модели выписана тщательно, картина не была закончена.

На данном портрете отец, естественно, выглядит старше, чем на упомянутом раннем полотне, его губы стали тоньше, черты лица — острее, взгляд — проницательнее. Одним словом, он постарел, и художник бескомпромиссно констатирует это. Через пять лет отец скончался.

На следующий год после создания этого портрета Дюрер написал автопортрет, ныне хранящийся в музее Прадо в Мадриде. Вполне возможно, что две работы висели в одной комнате в доме художника или даже были задуманы как парные: они одного размера и полуфигурные. Несмотря на различие моделей в одежде (естественное при их разнице в возрасте), портреты гармонично сочетаются.

В 1636 главами города Нюрнберг оба полотна были преподнесены герцогу Арунделю для передачи в дар английскому королю Карлу I. В 1650 картины продал Кромвель. «Портрет отца» остался в Англии, и впоследствии, в 1904, его приобрела Национальная галерея.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Лукас Кранах Старший (1472–1553) Портрет Иоганна Фридриха Великодушного 1509. Дерево, масло. 42×31,2

Лукас Кранах Старший (Лукас Зюндер, взявший в качестве своей фамилии название родного города, который в те времена именовался Кранах) — немецкий живописец и график эпохи Возрождения, мастер портрета, жанровых и библейских композиций, придворный живописец саксонских курфюрстов, сторонник идей Реформации и друг Лютера.

На представленном портрете изображен старший сын курфюрста Саксонского Иоганна Твердого Иоганн Фридрих, впоследствии получивший прозвище Великодушный. Он стал курфюрстом Саксонским в 1532 после смерти отца.

Художник состоял на службе при дворе и был воспитателем Иоганна Фридриха. На этом портрете наследнику всего шесть лет, мальчик с пышными волосами и миловидным лицом похож на девочку. Нарядное платьице зеленого цвета и шляпа с пером усиливают это впечатление.

Только печальные глаза ребенка смотрят не по-детски мудро.

Эта работа является парной к портрету отца (обе картины экспонируются в Национальной галерее). Однако такое соотношение изображений отца и сына необычно.

Как правило, парными создавались портреты представителей одного поколения, например супругов или братьев; вместо сына должна была быть запечатлена жена Иоганна Твердого и мать Иоганна Фридриха Великодушного София Мекленбургская, но она умерла при родах.

Спустя более 20 лет Кранах напишет еще несколько портретов курфюрста и останется верным ему, даже когда тот будет в опале у императора Карла V. Однако в поздних работах уже невозможно узнать того шестилетнего мальчика.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498-1543) Послы 1533. Дерево, масло. 207×209,5

Редкая картина вызывает такие горячие споры и дискуссии по

Источник: https://litvek.com/book-read/342858-kniga-a-maykapar-londonskaya-natsionalnaya-galereya-chitat-online?p=4

Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника

Лукас Кранах (1472–1553) – немецкий художник, гравер.

Содержание

  • Биография Лукаса Кранаха Старшего
  • Творчество Лукаса Кранаха Старшего
  • Работы художника
  • Картины Лукаса Кранаха Старшего
  • Библиография

Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию.

В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Читайте также:  Старая и новая пинакотека, пинакотека современности, мюнхен, германия

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех.

Творчество Лукаса Кранаха Старшего

Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру.

Портреты Кранаха чрезвычайно успешны.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар).

Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр.

Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Работы художника

  • Геркулес у Омфалы
  • Диана и Актеон
  • Ева
  • Мадонна под яблоней. Деталь_ голова Мадонны
  • Отдыхающая Диана

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Диана и Актеон

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Мученичество Св. Катерины

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Отдыхающая Диана

  • Отдыхающая нимфа источника
  • Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской
  • Портрет женщины
  • Портрет Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского
  • Портрет Иоганна Гайлера фон Кайзенберга
  • Портрет кардинала Альбрехта Бранденбурского на фоне пейзажа в виде св. Иеронима
  • Портрет молодого мужчины в берете
  • Рождество
  • Св. Анна с Марией и младенцем Христом

Библиография

  • А. Н. Немилов, Л. Кранах Старший. (Альбом), М., 1973;
  • L. Cranach der дltere. Der Kьnstler undseine Zeit, В., 1953;
  • L. Cranach. Das gesamte graphische Werk, В., 1972;
  • L. Cranach. Kьnstler und Gesellschaft,В., 1973;
  • Friedlдnder M. J., Rosenberg J., The paintings of L. Cranach, L., 1978.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.

ru, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Лукас Кранах Старший: картины художника

Лукас Кранах Старший — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/kranah-starshij-lukas.html

Лукас Кранах Старший. Шедевры мировой живописи

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Святые Женевьева и Аполлония

Лукас Кранах Старший (1472-1553) -один из самых известных немецких художников эпохи Возрождения. Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию. В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

 В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех. Он состоял в личной дружбе со многими влиятельными людьми своего времени, наиболее известным из которых был, пожалуй, религиозный реформатор Мартин Лютер.

Кранах написал много портретов как самого Лютера, так и членов его семьи. Живо интересовавшийся новыми религиозными учениями, художник стал явным сторонником Реформации.

В Германии бушевала религиозная война. Курфюрст Саксонский, Иоганн Фридрих, также ревностный сторонник Лютера, в течение двух лет находился в изгнании в Аугсбурге и Инсбруке; Кранах последовал за своим сюзереном и другом.

Затем он ненадолго вернулся в Виттенберг, потом переехал в Веймар, где и умер в доме тестя. В творчестве Кранах был очень разносторонен.

Многочисленные портреты его работы отличаются жизненной силой и точностью психологических характеристик.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509Картины Кранаха на религиозные темы и мифологические сюжеты чаще всего населены белокурыми и белотелыми красавицами. В них, то с младенцем на руках, то обнаженных, художник воспроизводил тип современных ему немецких женщин.

Работа Святые Женевьева и Аполлония относится к 1506 году. Их изображения вместе с образами Святых Христины и Одилии служили внешними створками знаменитого алтаря Святой Екатерины (хранится в Дрезденской галерее).

На темном фоне картины изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, старался выразить свой идеал женской красоты.

Над Святыми — золотой орнамент из плодов и листьев, еще одно свидетельство, что это внешние створки алтаря.

Портрет Иоганн Фридрих Великодушный в возрасте шести лет написан художником в 1509 году. Перед нами белокурый мальчик, пышные волосы и миловидное лицо делают его похожим на девочку, а нарядное платьице зеленого цвета и шляпа с пером усиливают это впечатление. Только печальные глаза ребенка смотрят с портрета не по-детски мудро.

Картина Венера и Амур — произведение зрелого мастера, она написана в 1530 году. На небольшом полотне художник изобразил прекрасную женщину и маленького Амура, подающего ей медовые соты.

Эта навеянная литературными источниками и двусмысленная в своем эротизме сюжетная композиция имела большой успех и неоднократно варьировалась художником. Особую пикантность Венере придает то, что на ней, обнаженной, роскошная, опушенная перьями шляпа.

Ее шею украшают золотые цепи. Венера держится за ветку, на которой висят прекрасные яблоки.

Художник будто намекает, что это, может быть, и не Венера, а Ева. Фигуры Венеры и Амура смотрятся светлыми силуэтами на фоне темной листвы леса, в которой можно разглядеть головы оленя и косули. Правый край картины занят чудесным пейзажем, написанным с точностью миниатюриста

Венера и Амур

Источник: http://londonconsultant.blogspot.com/2012/06/blog-post_30.html

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного — Лукас Кранах

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, Лукас Кранах Старший, 1509

Портрет Иоганна-Фридриха Великодушного. Эта работа выполнена в характерном для того периода стиле и обладает несомненными художественными достоинствами.

Удивляет прозвище Иоганна Фридриха. Согласитель, что прозвище Великодушный не так уж часто встречатеся в истории. В средние века в европейских странах часто давали прозвища правителям.

Это не было обидным, так народ выражал свое отношение к королю, герцогу и т. п. В Германии, например, были Людовик Благочестивый, Карл Лысый, Генрих Стоптивый и т. п.

Чем же заслужил Иоганн-Фридрих свое прекрасное прозвище?

Иоанн-Фридрих — старший сын саксонского курфюста Иоганна Твердого, родился в 1503 году. О нем известно, что после смерти отца он правил вместе со своим братом Эрнестом. Секуляризация духовных владений в Цейтце и Вирцене привела к распре между ним и его двоюродным братом Морицом Саксонским. Это были трудные для Германии времена, шла Шмалькальденская война.

Иоганн-Фридрих возглавлял Шмалькальденский союз лютеранских князей. Основной целью союза была защита протестантских государств от католической Лиги во главе с императором Карлом. V.

В сражении при Мюльберге в 1546 году Иоанн-Фридрих был взят в плен и низложен. Император Карл V приговорил его к смерти, но потом помиловал.

Иоганн-Фридрих подписал виттенбергскую капитуляцию, по которой герцог Мориц получил Саксонское курфюршество, а Иоанн еще несколько лет он провел в заточении.

В сражении при Мюльберге в 1546 году Иоанн-Фридрих был взят в плен и низложен. Император Карл V приговорил его к смерти, но потом помиловал.

Иоганн-Фридрих подписал виттенбергскую капитуляцию, по которой герцог Мориц получил Саксонское курфюршество, а Иоанн еще пять лет он провел в заточении.

Все эти годы художник Лукас Кранах Старший добровольно провел в заточении вместе со своим бывшим воспитанником, пленным курфюстом Иоганном Фридрихом Великодушным. Поразительное благородство!

Для того, чтобы спасти свою жену и сыновей, а также чтобы спасти Виттенберг от разрушения, Иоганн Фридрих признал капитуляцию в пользу Морица Саксонского. Его правительство ушло в отставку.

Тем временем Мориц Саксонский в 1552 году воспользовался положениями Аугсбургского исповедания, напал на императора близ Инсбрука и в 1552 году освободил своего кузена. По наумбургскому договору 1554 г. за Иоганном Фридрихом были земли Эрнестинской линии Саксонской династии.

Иоанн Фридрих не обладал честолюбием, направленным на великие цели. Он был государем, какого может желать себе всякая страна. Его личная жизнь и даже жизнь его двора и его лагеря отличались строгой нравственностью.

Он любил посещать свои земли, устраивая кое-где сельские празднества для своих подданных, наведывался в Виттенбергский университет, в котором учились его сыновья.

Это был человек правдивый, трудолюбивый, твердо отстаивавший свои права, исполненный чистых побуждений, искренний, прямодушный в своих убеждениях. Тем самым полностью оправдал свое прекрасное прозвище Великодушный.

Иоанн-Фридрих Великодушный был женат на Сибилле Клевской, которая славилась своей красотой и блистала при дворе курфюрста. У супругов было четверо сыновей. Иоганн-Фридрих Великодушный умер в 1554 году, через месяц после смерти своей любимой жены Сибиллы Клевской.

Источник: https://paintingplanet.ru/portret-ioganna-fridrixa-velikodushnogo-lukas-kranax/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector