Портрет императрицы марии александровны, франц ксавье винтерхальтер, 1857

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. 1857г. Эрмитаж

Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина (1832-1885), урожденная Шереметьева.

ХУДОЖНИК FRANZ-XAVIER WINTERHALTER

Имя этого немецкого художника, к сожалению, известно в России малому кругу людей, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится достаточное количество его работ. Многие знают его картины, но не знают, кто их автор..Тем не менее, Винтерхальтер был одним из самых великих и лучших портретистов XIX века в Европе.

Кроме того, Винтерхальтер являлся придворным художником короля Луи-Филиппа, Наполеона III и императрицы Евгении. Писал так же портреты королевских особ Австрии и Бельгии.ФРАНЦ КСАВЬЕ ВИНТЕРХАЛЬТЕР родился в маленькой деревушке (Mensenschwad) Германии. Он изучал живопись в академии Монако.

В 1835, после того, как он нарисовал портрет Леопольда Бадена, Винтералтер был назначен его главным живописцем . Это послужило началом его карьеры.Все королевские семьи Англии, Франции, и Бельгии стали заказывать у него свои портреты.При Наполеоне III Винтерхалтер стал главным портретистом имперской семьи и суда Франции.Среди его многих поклонников была также Королева Виктория .

В 1842г. Винтерхальтер посетил Англию , и потом возвращался туда еще несколько раз, чтобы нарисовать Викторию, Альберта и их большую семью. Его кисти принадлежит более 120 портретов этих царственных особ.Винтерхалтер также рисовал портреты аристократии Англии, главным образом это были члены суда.

Российские аристократы, бывавшие в Париже также любили заказывать свои портреты у этого замечательного художника.Несмотря на свою популярность, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свою работу у от серьезных критиков.

Винтерхалтер умер во Франкфурте в 1873г.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Портрет С.П. Нарышкиной.1858г. Эрмитаж

Нарышкина Софья Петровна, урожденная Ушакова — жена камергера двора, одна из богатейших женщин.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Императрица Евгения.1854г.

Императрица Евгения — супруга Наполеона III.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Императрица Евгения.1857г.

  • Императрица Евгения — супруга Наполеона III.
  • Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Ольга Николаевна, королева Вюртембергская
  • Великая княжна Ольга Николаевна, королева Вюртембергская — дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, супруга Карла I, короля Вюртембергского.
  • Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Принцесса Алиса
  • Принцесса Алиса, мать последней русской императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.
  • Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Портрет леди
  • Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857  Принцесса Елена

Принцесса Елена — член британской королевской семьи, пятый ребёнок королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Елена была воспитана частными наставниками, выбранными её отцом и его близким другом и советником, бароном Стокмаром. Своё детство она провела с родителями, путешествующими по разным местам жительства королевской семьи в Великобритании. Близкая атмосфера королевского дворца закончилась 14 декабря 1861 года со смертью её отца, принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, когда королева Виктория вошла в период интенсивного траура. В 1866г. Елена вышла замуж за обедневшего немецкого принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейнсого. Пара оставалась в Великобритании, вблизи королевы, которой нравилось, что её дочери рядом, и Елена вместе со своей самой младшей сестрой, принцессой Беатрисой, стала неофициальным секретарем королевы Виктории.Елена была наиболее активным членом королевской семьи, выполняя обширную программу королевских обязательств. Она была активным патроном благотворительных учреждений, и одним из членов-учредителей награды награды «Королевский красный крест», основала Королевскую школу рукоделия, была президентом Ассоциации королевских британских медсестёр.

Елена стала первым членом королевской семьи, отпраздновавшим золотую свадьбу (в 1916 году, но её муж умер год спустя). Елена пережила его на шесть лет, и умерла 19 июня 1923 года в возрасте 77 лет.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Портрет княгини Софьи Александровны Радзивилл. Эрмитаж

Княгиня Софья Александровна Радзивилл (1804-1889)-дочь сенатора князя А.М.Урусова, супруга Князя Леопольда Людвиговича Радзивилла (1808-1884, Париж), генерал-адьютант, генерал от кавалерии.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Портрет графини Софьи Андреевны Бобринской. Эрмитаж

Софья Андреевна Бобринская (1829-1912), урожденная Шувалова, фрейлина,супруга Александра Алексеевича Бобринского (1823-1903), обер-гофмейстера, петербургского губернатора, члена Гос.совета

Портрет Варвары Римской -Корсаковой. Пензенская картинная галерея им.К.А. Савицкого

Родилась и выросла Варвара Дмитриевна в Костромской губернии, на берегах Волги, в семье очень богатых дворян Мергасовых.Семья будущего мужа Варвары Дмитриевны была широко известна в обеих российских столицах. Легендарная бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами.

А мама Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. По некоторым сведениям, именно с нее списана Софья, главная героиня бессмертного «Горя от ума».Из-за дуэли военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, и он подал в отставку. И — расстался с женой.

Варвара Дмитриевна, не видя другого выхода, без шума и скандалов перебралась во Францию.

Умерла Римская-Корсакова сорокапятилетней вследствие сердечной болезни.

Сын Николай продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Ланским в свое время вышла замуж в семью Араповых). Дочку Николай Николаевич назвал Варей — в честь своей матери.

Мадам Римская -Корсакова. Париж, Франция, музей Орсе

Самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера — портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.

  1. Великая княгиня Александра Иосифовна
  2. Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II.
  3. Елизавета Эсперовна Белоселькая-Белозерская, княгиня Трубецкая

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1840-1908), урожденная Белосельская-Белозерская, фрейлина имп. Марии Александровны, издательница родословной кн. Трубецких, супруга князя Трубецкого Петра Никитовича, действительного статского советника, Санкт-Петербургского уездного предворителя дворянства.

Ольга Эсперовна, урожденная княжна Белосельская-Белозерская. 1858г. Эрмитаж

Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869), урожденная Белосельская-Белозерская, жена графа Павла Андреевича Шувалова (1830-1908), государственного деятеля, дипломата, военного. Ольга Эсперовна не дожила, когда мужа произвели в генералы. Она умерла молодой, ей был 31 год….

  • Графиня Александра Николаевна Ламсдорф
  • Графиня Александра Николаевна Ламсдорф, урожденная Бек.
  • Клер де Беарн герцогиня Валломброза
  • Аделина Патти,1863

Аделина Патти – одна из величайших представительниц виртуозного оперного вокала и талантливая актриса. Современники находили голос певицы уникальным по мягкости, свежести, гибкости и блеску.Аделина Патти родилась 19 февраля 1843 года в Мадриде. Дебютировала Патти в 1859 году на сцене Итальянской оперы в Нью-Йорке. Ее редкой красоты голос и исключительная техника вызвали шумные овации публики.«24 ноября 1859 года явилось знаменательной датой в истории исполнительского искусства, – позже напишет Тимохин – В этот день аудитория нью-йоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейся оперной певицы: Аделина Патти дебютировала здесь в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти».После своего дебюта она пела во многих странах. Ее гастроли носили триумфальный характер. В 1862 году Патти выступила в Мадриде и Париже. Она сразу же сделалась любимицей французских слушателей.Следующим городом, где Патти ждал успех, стал Петербург. 2 января 1869 года певица спела в «Сомнамбуле», а затем были выступления в «Лючии ди Ламмермур», «Севильском цирюльнике», «Линде ди Шамуни», «Любовном напитке» и «Доне Паскуале» Доницетти. С каждым спектаклем росла известность Аделины. Уже к концу сезона публика признала в ней неповторимую, неподражаемую артистку.

27 сентября 1919 года Аделина Патти умерла. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

  1.   Аделина Патти,1868
  2. Аделина Патти, оперная певица
  3. Императрица Евгения.1860
  4. Императрица Евгения — супруга Наполеона III.
  5.   Евгения.
  6. Портрет великая княгини Елены Павловны. Эрмитаж
  7. Великая княгиня Елена Павловна, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, благотворительница, государственная и общественная деятельница, известная сторонница отмены крепостного права и Великих реформ середины XIX века.
  8. Портрет великой княгини. Эрмитаж

Великая княгиня Мария Николаевна — дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, герцогиня Лейхтенбергская. Она была также президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

  •    Александра Датская, принцесса Уэльсская
  • Александра Датская, принцесса Уэльсская, супруга Эдуарда VII, будущая королева Англии, сестра русской императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III и матери Николая II.
  •   Портрет принцессы роял Виктории
  • Принцесса роял Виктория (1840-1901) — дочь королевы Виктории и супруга кронпринца Прусского (впоследствии императора Фридриха III).
  • Королева Виктория

Виктория (1819-1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии.Названная при крещении в честь русского императора Александра Павловича — Александриной Викторией — она стала британским монархом с самой длительной историей правления. Её дети и внуки царствовали в Европе.При её правлении королевство Великобритания стало Британской империей, над владениями которой «никогда не заходило солнце».О её любви к мужу и скорби о его ранней кончине до сих пор пишут книги и снимают фильмы. Она стала источником «проклятия Кобургов» — редкой генетической болезни.

Она дала имя целой эпохе.

Императрица Сиси

Елизавета 1837 — 1898) — супруга императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии.

Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 мая 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии).

В Австрии (а впоследствии — и в мире) известна под уменьшительно-ласкательным именем Сиси (нем. Sissi), которым её называли родные и друзья.

Елизавета Австрийская

Портрет Марии Луизы Виктории Кентской.1843г.

Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, герцогиня Кентская (1786- 1861) — принцесса Саксен-Кобург-Заальфельдская , мать королевы Великобритании Виктории.Принцесса Мария Луиза Виктория родилась в семье герцога Франца Саксен-Кобург-Заальфельдского и его супруги Августы Рёйсс-Эберсдорфской.В 17 лет 21 декабря 1803г.

Виктория вышла замуж за князя Эмиля Карла Лейнингенского, второго князя Лейнингена, который умер в 1814г. В этом браке родилось двое детей:Карл Фридрих Вильгельм Лейнингенский, 3-й князь Лейнингена (1804—1856)Анна Феодора Августа Лейнингенская (1807—1872), в замужестве княгиня Феодора Гогенлоэ-Лангенбургская.Спустя четыре года, 11 июля 1818г.

Виктория вышла замуж во второй раз за герцога Кентского Эдуарда, младшего сына короля Георга III. В этом браке Виктория родила Александрину Викторию, будущую королеву Великобритании и Ирландии и императрицу Индии.

Читайте также:  Плоть на камнях сальвадора дали, 1926

Второй супруг Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской также умер рано, и все хлопоты по воспитанию младшей дочери легли на неё.

Не получая материальной поддержки от семьи своего умершего супруга, Виктория не могла бы себе позволить жизнь в Англии без помощи своего брата Леопольда, будущего короля Бельгии. Позднее Викторию связывали длительные отношения с Джоном Конроем, который за счёт матери будущей королевы стремился добиться власти и влияния.

От этой связи пострадали отношения между матерью и дочерью, которые часто даже не разговаривали.

Королева Виктория.1855г.

Портрет императрицы Марии Александровны. 1857г. Эрмитаж

Мария Александровна ( 1824, Дармштадт — 1880 Санкт-Петербург) — признанная дочь великого герцога Людвига II Гессенского; супруга российского императора Александра II и мать будущего императора Александра III.

Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская (1824—1841), после замужества получила титул великой княгини (1841—1855), после восшествия супруга на российский престол стала императрицей (1855 — 1880).

По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, и учреждён Красный Крест.

Императрица долго болела туберкулёзом и умерла в 1880г. при жизни мужа.

Последние годы были омрачены тем, что муж создал вторую семью (1866) с княжной Екатериной Долгоруковой, причём княжна с детьми от Александра жила в Зимнем дворце. Через месяц после её кончины Александр обвенчался с Долгоруковой, а ещё менее чем через год был убит.

Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль.1844г.

Франсиска Браганса ( 1824, Рио де Жанейро, Бразилия — 1898, Париж, Франция) — принцесса Бразилии и Португальская инфанта.Младшая дочь императора Бразилии Педру I и его первой жены Марии Леопольдины Австрийской.

В 1843 году вышла замуж за Франсуа Орлеанского, принца де Жуанвиль, третьего сына короля Франции Луи-Филиппа I.

  1. Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль
  2. Шарлотта

Шарлотта ( 1840 — 1927) — принцесса Бельгии из Саксен-Кобург-Готской династии, после замужества императрица-консорт Мексики.Единственная дочь короля Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского. Она была названа в честь первой жены Леопольда, принцессы Шарлотты Уэльской, умершей при родах. Принцесса приходилась двоюродной сестрой королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту, а также Фердинанду II Португальскому.27 июля 1857 года Шарлотта вышла замуж за австрийского эрцгерцога Максимилиана (1832—1867), младшего брата императора Франца Иосифа. Тот назначил Максимилиана вице-королем Ломбардо-Венецианского королевства и супруги несколько лет провели в Италии.

В 1863 году при поддержке французского императора Наполеона III Максимилиан получил титул и корону Императора Мексики. После прибытия в Мексику в 1864 году супруги короновались и остались жить в Мехико. Как императрица, Шарлотта сменила имя и стала именоваться Карлотой, на испанский манер.

По прошествии всего нескольких месяцев после коронации Наполеон III решил остановить свой мексиканский проект и Максимилиан лишился его поддержки. Новый император столкнулся с противодействием со стороны республиканцев и Соединенных Штатов.

Видя неустойчивость положения Шарлотта вернулась в Европу, где попыталась найти поддержку для мужа. Однако ее усилия были напрасны, у нее появились симптомы шизофрении и сильный стресс. В Мексику она так и не вернулась.

Печальные известия из Мексики и неудача миссии подорвали здоровье Шарлотты, она страдала шизофренией и последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке под Брюсселем. Она умерла так и не узнав что в 1867 году ее муж был расстрелян.

http://www.liveinternet.ru/users/iskuzi/post173888973/

Источник: https://elena-sem.livejournal.com/2335225.html

Салонные портреты Франца Винтерхальтера

«Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа. Они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут — одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества.

Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом«,- так весьма едко констатировал А. Дюма в 1859 году в своих записках.

Что ж, а ведь тогда еще не было фотографий и фотоаппаратов, потому талантливые художники пользовались весьма и весьма неплохим спросом и особенно те, кто был допущен к написанию портретов высшей знати.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Портрет графини Марии Браницкой 1865

***

  • В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы.
  • Ее глаза в иные дни обращены.
  • Там хорошо, там лишних нет, и страх не властен над годами,
  • и все давно уже друг другом прощены.
  • Еще покуда в честь нее высокий хор звучит хвалебно,
  • и музыканты все в парадных пиджаках.
  • Но с каждой нотой, боже мой, иная музыка целебна,
  • и дирижер ломает палочку в руках.
  • Не оскорблю своей судьбы слезой поспешной и напрасной,
  • но вот о чем я сокрушаюсь иногда:
  • ведь что мы сами, господа, в сравненьи с дамой той прекрасной,
  • и наша жизнь, и наши дамы, господа? 
  • (Б.Окуджава)

Кто только не позировал Винтерхальтеру: супруга Наполеона III императрица Евгения, придворные дамы парижского двора, российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Радзивилл, Мусиных-Пушкиных. Имя этого немецкого художника, к сожалению, сейчас известно в России малому кругу людей, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится много его интересных работ.

Франц Ксавьер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter 1805–1873) — немецкий живописец-портретист. Он был придворным художником французского императора Наполеона III, короля Луи-Филиппа.

Одной из характерных особенностей развития французского портрета середины XIX века было формирование именно в эти годы салонной манеры изображения. Особо удавались живописцу жен­ские портреты.

Как никто другой он умел передать блеск драгоценностей, фактуру дорогих тканей, тончайшую паутину кружев, изящество женских причесок, не забывая при этом подчеркнуть красоту модели.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Принцесса Алиса Великобританская,

герцогиня Гессенская, мать будущей императрицы Александры Федоровны и ее сестры Великой княгини Елизаветы Федоровны, 1857 г.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Портрет императрицы Евгении 

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К.  Портрет Елизаветы (Сисси), императрица Австрии 

Франц Винтерхальтер родился в маленькой деревушке Mensenschwad в Германии. Он изучал живопись в академии Монако. В 1835 году, после того, как он нарисовал портрет Леопольда Бадена, Винтерхальтер был назначен его главным живописцем. Это послужило началом его карьеры. Все королевские семьи Англии, Франции, и Бельгии стали заказывать у него свои портреты. При Наполеоне III, Винтерхальтер стал главным портретистом императорской семьи и суда Франции.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Императрица Евгения

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Императрица Евгения в окружении придворных дам, 1855 г.

Прошедший  академическую школу, Винтерхальтер охотно отступал от «высокого стиля», обращаясь, то к английским портретистам XVIII столетия, то к французскому рококо.

Последняя тенденция заметна в групповом портрете «Императрица Евгения в окружении придворных дам» (1855, Компьен, Музей дворца). Одетые в голубые, сиреневые, розовые платья, украшенные цветами и лентами, дамы эффектно размещены на большом холсте.

За ними простирается парк с декоративной вазой. Эта картина Винтерхальтера наводит на мысли о цветнике, за которым день и ночь заботливо ухаживают садовники. И в самом деле, хрупкие женщины с осиными талиями и бледными лицами напоминают экзотические цветы.

Но беспомощность обманчива, эти дамы закалены в придворных интригах. Их хрупкость и нарочитая изнеженность — лишь дань моде, законодательницами которой они и являются.

Но как далеко полотну Винтерхальтера до «галантных празднеств» XVIII века! Легкое кокетство, естественность, полунамек сменились надуманным жеманством, нарочито красивыми позами; тончайшие цветовые переходы — условной аранжировкой тонов; легкость, непринужденность мазка — педантичной жесткостью фактуры, «зализанностью» живописной поверхности.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Портрет О.Э. Шуваловой, 1858 г.

Хранящиеся в Государственном Эрмитаже портреты С. П. Нарышкиной и О. Э Шуваловой (оба написаны в Париже в 1858 г.) дают представление об однофигурных портретах Винтерхальтера. Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869), урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена Петра Андреевича Шувалова, генерал-адъютанта, шефа корпуса жандармов.

Хрупкая фигура Шуваловой буквально «утопает» в каскаде пышных складок изысканного платья.

Несмотря на то, что художник не ставил перед собой задачу раскрыть характер модели или передать ее душевное состояние, в строгих чертах задумчивого лица Шуваловой угадываются ум, скромность и сдержанность представительницы одного из древнейших родов России.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Портрет С.П. Нарышкиной , 1859 г.

Софья Петровна Нарышкина (1823-1877), жена камергера Константина Павловича Нарышкина, изображена в эффектном повороте, акцентирующем плавную линию обнаженного плеча. Изящный жест холеных рук, смелое сочетание темно-бордовых и лимонно-желтых тонов одежды придают облику модели претенциозную элегантность.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Портрет мадам Варвары Римской-Корсаковой, 1858 г.

(Музей Орсе, Париж)

Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, ставшая прототипом одной из героинь романа Льва Толстого «Анна Каренина», была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга. Надменный и капризный Париж склонялся в восхищении перед красотой той, кого называли «Венерой из Тартара». Она затмевала саму французскую императрицу Евгению, чем вызвала большое недовольство последней. Смелые наряды Римской-Корсаковой часто становились причиной скандалов (однажды её даже вывели из бальной залы за чересчур прозрачное платье). Об остроумии этой женщины ходили легенды, а её ноги поклонники считали «прекраснейшими в Европе».

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Винтерхальтер Ф.К. Портрет Варвары Римской-Корсаковой, 1858 г.

(Пензенская картинная галерея)

Франц Винтерхальтер писал русскую красавицу дважды. Один портрет висит в пензенском музее, второй занял почётное место в парижском музее Орсе. И, кажется, художник сам был не равнодушен к этой великолепной светской львице. На его картинах Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна. Историю пензенского портрета «русской Барби» можно прочесть вот здесь: Работа придворного портретиста в Пензенской галерее

Читайте также:  Левитан исаак ильич: картины, биография

Винтерхальтер Ф.К. Портрет императрицы Марии Александровны, 1857 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет императрицы Александры Федоровны

Винтерхальтер Ф.К. Два портрета графини Катаржины Потоцкой,
 урожденной Браницкой, 1854 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет Марии Васильевны Воронцовой,  в первом браке Столыпина (невестка М.С.Воронцова, генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии), урожденная Трубецкая

Винтерхальтер Ф.К. Два портрета княгини Т.А.Юсуповой, 1858 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет княгини Софьи Сергеевны Трубецкой, предполагаемой дочери императора Николая I, 1863 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет княгини Е,Э. Трубецкой,

урождённой княжны Белосельской-Белозерской, 1859 г.

Художник обыгрывает нарядные туалеты, иллюзорно передает фактуру атласа, бархата, меха. Он умело вписывает сидящие в грациозных позах фигуры в прямоугольный или овальный формат холста. Он сглаживает дефекты лиц, подчиняя их модному канону.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет принцесс Дагмары (жены императора Александра III) и ее сестры Александры (королевы Великобритании и Ирландии), 1868 г.

 Винтерхальтер Ф.К. Портрет королевы Вюртембергской Ольги, супруги Карла I, короля Вюртембергского, урожденная Великая княжна Ольга Николаевна Романова, 1865 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет Великой княгини Ольги Николаевны

Винтерхальтер Ф.К. Портрет Великой княгини Ольги Николаевны

Прежде чем попасть в особняк той или иной именитой заказчицы, их портреты экспонировались в Салоне, и за ними прочно закрепилось название салонных. Причем очень скоро это наименование уже перестало отвечать своему первоначальному значению.

Портреты могли и не экспонироваться на выставках, они могли сразу же стать украшением частных отелей, квартир, могли оставаться в мастерских художников.

Все равно это были салонные портреты, отвечавшие эстетическим запросам высших кругов французского буржуазного общества.

Винтерхальтер Ф.К. Портреты королевы Виктории

Винтерхальтер Ф.К.  Портрет знаменитой итальянской певицы Аделины Патти

Среди многих поклонников художника была также  и королева Виктория. В 1842 Винтерхальтер посетил Англию, и потом возвращался туда еще несколько раз, чтобы написать Викторию, Альберта и их большую семью. Его кисти принадлежит более 120 портретов этих царственных особ. Винтерхальтер также рисовал портреты аристократии Англии, главным образом это были члены суда. Российские аристократы, бывавшие в Париже также любили заказывать свои портреты у этого замечательного художника.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет Елены Павловны Бибиковой, княгини Кочубей

Винтерхальтер Ф.К. Два портрета княгини Елизаветы Александровны Барятинской-Чернышевой, 1858 г.

 Винтерхальтер Ф.К. Портрет княгини Марии Александровны Оболенской, 1860 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет графини Александры Николаевны Ламсдорф, 1859 г.
 Винтерхальтер Ф.К. Портрет Великой княгини Александры Иосифовны,
супруги Великого князя Константина Николаевича

 Винтерхальтер Ф.К. Портрет Великой княгини Елены Павловны,
супруги Великого князя Михаила Павловича, 1862 г.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет Великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской, дочь императора Николая I, 1857 г.

Но несмотря на свою популярность, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свою работу от серьезных критиков. Однако в наши дни его работы поистине бесценны, т.к.

передают стиль эпохи и радуют глаз красотой. Однко, Франц Винтерхальтер никогда не был в России и почти все его портреты великосветских русских дам написаны им в Париже.

Портреты эти рассеяны сегодня по музеям всего мира и частью, к сожалению, утрачены.

Винтерхальтер Ф.К. Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной,

  1. урожденной Шереметевой, 1857 г.
  2. ***
  3. О, не вздыхайте обо мне,
  4. Печаль преступна и напрасна,
  5. Я здесь, на сером полотне,
  6. Возникла странно и неясно.
  7. Взлетевших рук излом больной,
  8. В глазах улыбка исступленья,
  9. Я не могла бы стать иной
  10. Пред горьким часом наслажденья.
  11. Он так хотел, он так велел
  12. Словами мертвыми и злыми.
  13. Мой рот тревожно заалел,
  14. И щеки стали снеговыми.
  15. И нет греха в его вине,
  16. Ушел, глядя в глаза другие,
  17. Но ничего не снится мне
  18. В моей предсмертной летаргии. 
  19. (А.Ахматова)

Источник: https://romanovs-russia.blogspot.com/2017/01/blog-post.html

Художник Ф. Винтерхальтер. Почему принцессы и графини «выстраивались» в очередь к Францу Великолепному?

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Путь к успеху занял у Франца не так уж и много времени. Живописи он обучался в академии Монако. И, видимо, хорошая школа, умноженная на талант, принесла отличные плоды. Его портреты быстро завоевали популярность, появились именитые заказчики. А в 1835 году поступил и первый престижный заказ — написать парадный портрет великого герцога Баден Леопольда I. Результат Леопольду понравился, и Винтерхальтер был принят в придворный штат главным живописцем. С этого момента начался его стремительный взлет.

Теперь основными заказчиками портретов стали королевские семьи Англии, Австрии, Бельгии, России, Франции; да и мало ли в Европе было в то время владетельных домов, так что заказов хватало. Вслед за успехом последовало и «повышение по службе», Наполеон III назначил Винтерхальтера главным портретистом имперской семьи Франции.

Иметь портреты от Винтерхальтера хотели не только коронованные особы.

Вы можете себе представить принцесс и графинь, «стоящими» в очереди и пишущими чуть ли не на ладони порядковые номера? А великий романист Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут — одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом». Добавить, как говорится, нечего.

Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок.

Исконно русское — «а чем мы хуже?» — привело к тому, что в очереди появились известнейшие российские фамилии: Мусины-Пушкины, Трубецкие, Римские-Корсаковы, Нарышкины, Шуваловы, Юсуповы, Бобринские.

Сегодня только в Эрмитаже хранится 10 портретов наших соотечественниц, написанных Винтерхальтером. Несколько подобных портретов есть в провинциальных музеях, а сколько их в частных коллекциях и зарубежных музеях, подсчитать трудно.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Портрет явно подтверждает слова Петра Вяземского, что «в лице Алексея Алексеевича удачно сочетались блестящая образованность, высокая культура, прирожденное свободомыслие, искренний патриотизм, талант и неисчерпаемый дух исследователя».

Имя этого человека незаслуженно забыто, а ведь он создал в стране производство сахара и построил первую железную дорогу, соединившую Петербург и Царское Село. Благодаря ему в России стала развиваться добыча угля, а цена на сахар снизилась с 2 рублей до 13 копеек за фунт.

Это ли не пример для подражания современным бизнесменам?

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Но зрители редко обращают внимание на этот портрет, их привлекают образы прекрасных дам. А уж на этих-то портретах есть чем полюбоваться. Несомненный интерес представляет портрет императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Это ей поэт Федор Тютчев посвятил в 1864 году прекрасные строки: «Как неразгаданная тайна, Живая прелесть дышит в ней — Мы смотрим с трепетом тревожным На тихий свет ее очей. Земное ль в ней очарованье Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать».

Это была удивительная женщина, во многом благодаря ей в России стало развиваться женское образование. Под её патронажем открывались женские гимназии и епархиальные училища. Она стояла у истоков организации российского Красного Креста, вложив в него много труда и собственных средств. Под ее покровительством находились многие благотворительные общества.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857 Свой след в общественной и культурной жизни России оставила и императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Сохранилась её библиотека из более чем 9 тысяч книг, которая создавалась при непосредственном участии В. А. Жуковского. Многие книги в ней уникальны, это прижизненные и посмертные издания сочинений Байрона, Гюго, Гете, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В 1862 г. по случаю открытия Московского публичного и Румянцевского музеев библиотека была перевезена в Москву. Портрет Александры Федоровны — один из немногих, реалистично изображающих даму «в возрасте», ей тогда было 58 лет.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Художник много и плодотворно работал. Он не был мастером психологического портрета, да от него заказчики этого и не ждали. Их привлекало в его творчестве другое — искреннее поклонение красоте.

Давно уже ушел из жизни Франц Ксавьер Винтерхальтер, но живут созданные им портреты, передавая обаяние и красоту женщин той удивительной эпохи.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/14087/

Немного прекрасного… женские портреты франца ксавье винтерхальтера

?

kandi_bober (kandi_bober) wrote, 2018-03-01 04:02:00 kandi_bober kandi_bober 2018-03-01 04:02:00 Categories: Принцессы и графини «выстраивались» в очередь к Францу Великолепному, почтительно уступая место королевам и императрицам.Великий романист Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом».

Познакомимся с несколькими великолепными работами самого модного женского портретиста XIX века и узнаем немного об этих прекрасных дамах, среди которых есть и наши соотечественницы.

1.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Принцесса Елена (1846-1923). Миниатюрная копия Антон Hähnisch. 1861

Принцесса Елена — член британской королевской семьи, пятый ребёнок королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Она была воспитана частными наставниками, выбранными её отцом и его близким другом и советником, бароном Стокмаром.

Своё детство она провела с родителями, путешествующими по разным местам жительства королевской семьи в Великобритании. Близкая атмосфера королевского дворца закончилась 14 декабря 1861 года со смертью её отца, принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, когда королева Виктория вошла в период интенсивного траура.В 1866г.

Елена вышла замуж за обедневшего немецкого принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейнсого. Пара оставалась в Великобритании, вблизи королевы, которой нравилось, что её дочери рядом, и Елена вместе со своей младшей сестрой, принцессой Беатрисой, стала неофициальным секретарем королевы Виктории.

Елена была активным патроном благотворительных учреждений, и одним из членов-учредителей награды «Королевский красный крест», основала Королевскую школу рукоделия, была президентом Ассоциации королевских британских медсестёр. Она стала первым членом королевской семьи, отпраздновавшим золотую свадьбу (в 1916 году).

Читайте также:  Скульптура «христос-искупитель» (рио-де-жанейро), описание

Однако, её муж умер год спустя. Елена пережила его на шесть лет, и умерла 19 июня 1923 года в возрасте 77 лет.

  • 2.
  • Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857

Кармен-Ида Агуадо де лас Марисмас и МакДональд (1847-1880), герцогиня Монморанси, 1860 (Версальсий дворец, Париж).

Дочь Виконтессы Агуадо (1817-1905) — фрейлины французской императрицы Евгении де Монтихо, супруги Наполеона III.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857Princess Elizabeth Esperovna Belosselsky Belosenky, Princess Troubetskoi. 1859

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1840-1908), урожденная Белосельская-Белозерская, фрейлина имп. Марии Александровны, издательница родословной кн. Трубецких, супруга князя Трубецкого Петра Никитовича, действительного статского советника, Санкт-Петербургского уездного предворителя дворянства.

Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова родилась и выросла в Костромской губернии, на берегах Волги, в семье очень богатых дворян Мергасовых. В шестнадцать лет она вышла замуж за выпускника Московского университета, остроумного и веселого красавца, гусара, любимца «света» Николая Корсакова, семья которого оставила заметный след в истории русской культуры.Род Корсаковых был широко известен в обеих российских столицах. Легендарная бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами. А мама Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. По некоторым сведениям, именно с нее списана Софья, главная героиня бессмертного «Горя от ума».Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1857Franz Xavier Winterhalter Madame Barbe de Rimsky-Korsakov (Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой) 1864(Musee d'Orsay, Paris, France). Варвара Дмитриевна родила Корсаковутроих (или двоих?) детей. Но из-за дуэли военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, он подал в отставку… и  — расстался с женой. Не видя другого выхода, без шума и скандалов она перебралась во Францию, поселилась в Ницце, и волею судьбы оказалась при великолепном дворе Императора Наполеона III и императрицы Евгении.Будучи не только красавицей, но и очень эксцентричной, русская Барби поражала французский двор своими изысканными нарядами и неожиданными выходками: так на один из маскарадов она явилась в костюме жрицы Танит (Флобер «Саламбо»), который представлял собой всего лишь… газовую накидку. Не стоит говорить о том, что по тем временам столь откровенная демонстрация своего тела была настоящим вызовом обществу. С бала ее вежливо попросили удалиться. Ее сердца и руки добивались многие и всем она отказывала. Она хорошо разбиралась в искусстве и литературе, обладала талантом писательницы. Вокруг ее жизни до сих пор много тайн и загадок.Варвару Дмитриевну художник писал дважды. Поговаривают, что он даже был в неё тайно влюблен. Она блистала в европейских столицах, в Париже её называли «Венерой из Тартара». О её красоте и остроумии ходили легенды. Считается, что отдельные её черты Лев Толстой, знавший семью Корсаковых по их московской жизни, передал одной из героинь романа «Анна Каренина». Обратите внимание – на ней нет украшений, только маленькие серьги в ушах. Она обоснованно считала, что её красоте драгоценности не нужны. Любопытна география нахождения её портретов: Париж и Пенза.

Портрет работы Винтерхальтера Варвара Дмитриевна очень любила и хранила его в своем доме в Ницце. Также этот портрет украшал и обложку написанной ею книги. Правда следы этого труда теряются где-то во Франции. Возможно, в библиотечных собраниях Франции книга

её воспоминаний хранится до сих пор. Можно лишь предполагать, какой смысл вложен в её эпиграф: «Лишения и печали мне указали Бога, а счастье заставило познать Его».Варвара Дмитриевна умерла очень рано — в 45 лет от сердечной болезни. После ее смерти, ее сын Николай Николаевич, продал портрет матери Лувру, который затем передал его музею Орсэ. Также Николай продал её поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от её второго брака с Ланским в своеё время вышла замуж в семью Араповых). Дочку Николай Николаевич назвал Варей — в честь своей матери.

Но это не конец истории: как часто было принято в те времена, многие жившие становились героями литературных произведений. Вот и Варвару Дмитриевну с ее мужем можно встретить на страницах романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Там они выведены под фамилией Корсунских, Лидии и Егорушки. Вот такая маленькая история портрета русской Барби…

*******************************************************************************Продожение следует…

Источник: https://kandi-bober.livejournal.com/44894.html

Франц Винтерхальтер: портреты русских аристократок

Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805—1873) — немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Он быстро сделался модным и был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи…

После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени в подчинении Второй империи Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему.

Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855

В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята и выставлена для всеобщего обозрения, по сей день оставаясь, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

  • Франц Ксавер Винтерхальтер. Автопортрет с братом
  • Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере.

Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II

Приезжавшие в Париж русские дворяне были рады получить свой портрет от известного и модного мастера. В ряду особ, которых писал Винтерхальтер — российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна, Ольга Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Мусиных-Пушкиных.

Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1864

Пожалуй, самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера — портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.

Графиня Ольга Эсперовна Шувалова, 1858, Эрмитаж

  1. Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, 1857 , Эрмитаж
  2. Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I , 1856, Эрмитаж
  3. Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, Эрмитаж
  4. Великая княгиня Мария Николаевна герцогиня Лейхтенбергская, дочь императора Николая I, Эрмитаж
  5. Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская, дочь императора Николая
  6. Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1858
  7. Татьяна Александровна Рибопьер, княгиня Юсупова, 1858, Эрмитаж
  8. Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек
  9. Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859

Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843

  • Софья Петровна Нарышкина, 1858, Эрмитаж
  • Графиня Софья Андреевна Бобринская, урожденная Шувалова, Эрмитаж
  • Графиня Софья Трубецкая, графиня де Морни
  • Елизавета Николаевна.Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская (1817-1855), 1840 Саратовский художественный музей

Императрица Мария Александровна, 1857, Эрмитаж

Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская

Принцесса татьяна Александровна Юсупова,1858 г

Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская (1826-1904), 1858

Елена Павловна Бибикова, княгиня Кочубей (1812-1888), 1860

Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849

  1. Екатерина Чавчавадзе, княгиня Дадиани
  2. Правительница Мингрелии, родная сестра Нины Чавчавадзе, вдовы Александра Сергеевича Грибоедова.
  3. Лина Муравьева, урожденная княжна Гагарина, 1857

Источник: https://storyfiles.blogspot.com/2015/01/blog-post_57.html

Франц Ксавер Винтерхальтер с портретами прекрасных дам

Franz Xaver Winterhalter portraits of beautiful ladies

Немецкий живописец Франц Ксавер Винтерхальтер известен, в большей мере, своими портретами прекрасных дам 19 столетия. Родился он в 1805 году в Германии, но после получения профессионального образования перебрался в Париж, где и был назначен придворным художником при королевском дворе. Целая серия портретов великосветского семейства сделала художника невероятно популярным.

#художник #artist

И особенно популярным он стал у светских дам, поскольку умело сочетал портретное сходство с умением «подать» объект своего творчества. Однако, критики относились к нему очень и очень прохладно, что, однако, не мешало ему становится всё более популярным у дам высшего света не только Франции, но и всего мира.

Это про него сказал Александр Дюма
Дамы в течении месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера… они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья – два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет написанный Винтерхальтером…

  • Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урождённая Бек
  • Софья Трубецкая, графиня де Морни
  • Александра Датская, принцесса Уэльсская, жена Эдуарда VII, будущая королева Англии, сестра русской императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II
  • Принцесса Виктория, дочь английской королевы Виктории
  • Принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории, мать русской императрицы Александры Фёдоровны
  • Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I
  • Великая княгиня Александра Иосифовна
  • Софья Петровна Нарышкина
  • Графиня Софья Андреевна Бобринская, урожденная Шувалова
  • Елена Павловна Бибикова, княгиня Кочубей
  • Елена Ивановна Шувалова, ур.Черткова, в первом браке Орлова-Денисова
  • Лина княжна Гагарина-Стурдза
  • Императрица Евгения в окружении фрейлин
  • Удивительно то, что благодаря этому полотну история сохранила имена дам свиты императрицы.

Сама императрица сидит чуть левее центра картины в белом платье с сиреневыми бантами.
Слева от императрицы, в розовом платье принцесса Анна Эсслинг (d’Essling) (1802-1887), статс-дама.

Между ней и императрицей на первом плане две дамы в белом – баронесса Жанна де Пьер (de Pierres) (1821-1873) в белом платье с синими бантами, и виконтесса Луиза де Лезей- Марнезиа (de Lezay-Marnesia), в белом платье с розовым бантом (1826-1891).

Источник: https://dvkradinov.ru/artist/frants-ksaver-vinterhalter-s-portretami-prekrasnyih-dam.html

Ссылка на основную публикацию