Портрет графини е. в. санти, рокотов — описание

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II», 1763

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.

ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

В инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка по случаю 280-летия со дня рождения художника Федора Степановича Рокотова.

Крупнейший портретист своей эпохи, он был забыт почти на 100 лет, пока Сергей Дягилев не открыл его творчество заново в начале XX века.

И теперь именно благодаря его мастерству и таланту, мы знаем, как выглядели главные политические деятели Екатерининской эпохи.

Федор Рокотов «Портрет великого князя Петра Федоровича», 1758

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет великого князя Петра Федоровича», 1758

Федор Рокотов стал одним из самых загадочных художников в русской истории. Император и императрица, фавориты, придворные дамы, великие политические деятели и военачальники становились его моделями.

Будучи приближенным к Екатерине II человеком, он полвека наблюдал за интригами и скандалами, и, очевидно, знал самые большие тайны императрицы.

Но про самого Роктова история не оставила нам практически никаких свидетельств.

Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II», 1763

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II», 1763

Федор Рокотов учился в Петербурге в только что открывшейся Академии художеств, куда попал по приглашению князя Шувалова в 1757 году. Здесь Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П.

де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо.

Именно Пьетро де Ротари, автор серии прекрасных портретов, названных «Головки», привил Рокотову любовь к камерным образам, абстрактному фону и детальной прорисовке тканей и украшений.

Федор Рокотов «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах», 1763

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах», 1763

Рокотов писал парадные портреты, в которых статус модели, ее высокое положение при дворе, подчеркивались чаще всего через наряд. Таков портрет Григория Орлова, фаворита императрицы Екатерины II. Здесь он изображен в воинских доспехах со знаками отличия, орденами и лентами.

Федор Рокотов «Портрет Алексея Бобринского», 1763

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет Алексея Бобринского», 1763

Рокотов знал обо всем, что происходило при дворе, но не оставил никаких записей. У его современников мы также не встречаем воспоминаний о нем. Тем не менее, в его посвященности в интриги Екатерины II не остается сомнений. В 1763 году Рокотов пишет портрет незаконнорожденного сына императрицы и Григория Орлова, Алексея Бобринского.

Федор Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е

В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Его моделями становятся представители старой московской знати.

«Портрет неизвестной в розовом платье» – один из лучших примеров этого периода творчества художника. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета.

И хотя это еще далеко не психологический портрет, тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на внутреннюю богатую духовную жизнь героини.

Федор Рокотов «Портрет А.П.Струйской», 1772

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет А.П.Струйской», 1772

Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Художнику здесь было важно не конкретное состояние модели, а богатство и красота ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры.

Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. О Струйской восторженно писал поэт И.М.

Долгоруков: «…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».

Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке», 1770-е

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке», 1770-е

Портрет неизвестного в треуголке – одно из самых загадочных произведений Федора Рокотова. Существуют две версии, содержащие предположения о личности героя.

Согласно одной из них перед нами портрет графа Алексея Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова.

Другая точка зрения основана на данных рентгенограммы, показавшей, что произведение написано поверх изображения молодой женщины, лицо которой полностью сохранено в поздней живописи и без изменений вошло в портрет «неизвестного».

Федор Рокотов «Портрет княгини Е.Н.Орловой», 1779

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет княгини Е.Н.Орловой», 1779

Портрет Екатерины Орловой, законной супруги Григория Орлова, является одним из примеров того, как Рокотов усвоил и переработал стилистические особенности рокайльного портрета Ротари. Образ вписан в овал, внимание художника сосредоточено на лице портретируемого, но, тем не менее, он не забывает и о деталях, точно выписывая складки шелковых тканей наряда.

Федор Рокотов «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти», 1785

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

Федор Рокотов «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти», 1785

В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Исчезает та рокайльная дымка, которая придавала образу атмосферу недоговоренности и таинственности. На смену манящей полумгле приходят более отчетливые красочные тона, объемы становятся более определёнными. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних.

В работах 1780-1790-х годов художник более тщательно выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях, однако скованная мимика и напряженный взгляд отталкивают зрителя.

В лицах моделей, выхваченных сфокусированным лучом света из окружающего фигуру полумрака, все чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.

Федор Рокотов «Портрет П.Н.Ланской», 1790-е

Федор Рокотов «Портрет П.Н.Ланской», 1790-е

О последних двадцати годах жизни художника сведений сохранилось немного. Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года.

Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

Рокотов был предан забвению на 100 лет, вплоть до грандиозной «Историко-художественной выставки русских портретов» 1905 года в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым, собравшим на нее 2300 произведений.

Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/22022016/98040

РЕСТАВРАЦИЯ

РОКОТОВ Федор Степанович

(1732(1735?), с.Воронцово, Московская губ.(Москва?) – 12.12.1808, Москва)

Живописец, портретист.

Происхождение: вольноотпущенный князя П.И.Репнина, или его внебрачный сын. Возможно обучался искусству иконописи.

1750 – переезд в Петербург. Обучение в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе.

1760 – принят в ИАХ «по словесному приказанию» Шувалова. Учился у Л.Ж. Ле Лоррена, Л.-Ж.-Ф.Лагрене, Ф.Фонтебассо, а также у П.Ротари и Ж.Л.Токке.

1757 – «Портрет неизвестного». В разное время считался автопортретом и портретом гравера Е.П.Чемесова.

1758 – изображение кабинета И.И.Шувалова. Работа сохранилась в копии А.Зяблова.

1759 – изображение Е.М.Шуваловой. Влияние А.П.Антропова.

Кон.1750-х – нач.1760-х – портрет княжны Е.Б.Юсуповой. Рокайльная манера Токке.

1761 – портрет цесаревича Павла Петровича. Рокайльная манера Токке.

1763 – парадный коронационный портрет Екатерины II. Наиболее значительное произведение раннего периода творчества. Оригинальность и смелость состоят в том, что фигура сидящей императрицы представлена в трехчетвертном повороте при профильной постановке головы. Портрет неоднократно повторялся и копировался.

1762-1763 – парадный портрет фаворита Екатерины II графа Г.Г.Орлова в латах.

Сер.1760-х – портрет внебрачного сына Екатерины II А.Г.Бобринского.

Ок.1767 – уходит из ИАХ и переезжает в Москву «вольным живописцем».

С конца 1760-х гг. формируется классический «рокотовский» стиль. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, по-рокотовски, написанных удлиненных и прищуренных глаз.

Живописное начало преобладает над рисунком. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Источник света помещен сбоку. Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте, отчего на лицах моделей появляется неопределенное загадочное выражение. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма.

Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. Колорит строится на тонком сопоставлении нюансированных оттенков сближенных тонов в женских портретах и контрастных – в мужских.

Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности.

1775 – портрет В.И.Майкова

1772 – парные портреты А.П. и Н.Е.Струйских, друзей и покровителей Рокотовых. Они красивы по цвету: тёплые золотистые тона преобладают в женском портрете, контрастирующие с ними глубокие зелёные – в мужском.

Нач.1770-х – Портрет неизвестного в треуголке. Розовый сопоставлен с чёрным цветом бархата и серебром аграфа.

1770-е  — Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности. Преобладает пепельно-оливковая гамма.

Портреты, написанные в конце 1760-х и начале 1770-х имеют теплый подмалёвок, просвечивающий сквозь лессировки и сообщающий лицам изображённых особую живописность.

1770-е – Портрет неизвестной в розовом платье. Тончайшие переливы блекло-розовых и серебристо-серых тонов.

не ранее 1779 – вариант-повторение более раннего овального «Портрета Екатерины II». Удачное объединение образа государыни, наделенной многочисленными атрибутами власти, и уже немолодой, умной, любезной женщины. Вошёл в иконографию Екатерины II как «тип Рокотова».

1780-е – нач.1790-х – новый период творчества художника. Рокотов корректирует свой стиль в сторону усиления репрезентативности и декоративных качеств, все чаще избирает для портретов овальную форму. Костюмы изображённых, особенно женские, усложняются за счет дополнительных украшений – цветов и пышных бантов.

Читайте также:  Портрет мальчика, пинтуриккио

Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.

1780 – портрет В.Е.Новосильцевой

1785 – портрет графини Е.В.Санти

II половина 1780-х – парные портреты В.Н.Суровцевой и Суровцева.

1790-е – слепнущий Рокотов в основном развивает находки предыдущего десятилетия. Это – овальная форма, которую теперь иногда вписывает в прямоугольник холста; статичная уравновешенная композиция.

Нач.1790-х – портрет П.А.Воронцовой

I пол.1790-х – портрет Писаревой(?)

1790-е – овальные изображения супругов Бутурлиных. Художник использует только два цвета – чёрный и белый.

1790-е – парные овальные портреты неизвестного в красном мундире и неизвестной в белом чепце с голубым бантом.

Главные работы:

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет неизвестного» (1757, ГТГ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет княжны Е.Б.Юсуповой» (кон.1750-х – нач.1760-х, ГРМ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761, ГРМ; вариант – повторение 1763 – Ярославский ОХМ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет графа Г.Г.Орлова в латах» (1762 – 1763, ГТГ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова» (между 1762 – и 1764, ГРМ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет Екатерины II» (1763, ГТГ; вариант 1763 – ГМЗ «Павловск»)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет А.Г.Бобринского в детстве» (сер.1760-х, ГРМ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности» (кон.1760-х, ГТГ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

«Портрет графини М.А.Воронцовой» (кон.1760-х, ГРМ)

Портрет графини Е. В. Санти, Рокотов - описание

  • «Портрет Екатерины II» (не ранее 1769; вариант-повторение 1779 – ГРМ)
  • «Портрет неизвестного в треуголке» (нач.1770-х, ГТГ)

«Портрет Н.Е.Струйского»(парный портрету А.П.Струйской, оба – 1772, ГТГ)

«Портрет А.П.Струйской»(парный портрету Н.Е.Струйского, оба – 1772, ГТГ)

«Портрет В.И.Майкова» (1775, ГТГ)

  1. «Портрет великого князя Павла Петровича» (1770-е, ГРМ)
  2. «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770, ГТГ)

«Портрет В.Е.Новосильцевой» (1780, ГТГ)

«Портрет Д.Г.Ждановой» (1781, ГРМ)

«Портрет графини Е.В.Санти» (1785, ГРМ)

«Портрет князя И.И.Барятинского в юности» (нач.1780-х, ГТГ)

«Портрет Суровцева»(парный портрету В.Н.Суровцевой, оба – II пол.1780-х, ГРМ)

«Портрет В.Н.Суровцевой»(парный портрету Суровцева, оба – II пол.1780-х, ГРМ)

«Портрет графини П.А.Воронцовой» (нач.1790-х, ГРМ)

  • «Портрет Писаревой (?)» (первая половина 1790-х, ГРМ)
  • «Портрет неизвестной в полосатом платье» (1790-е, ГТГ);
  • «Портрет неизвестного в красном мундире» (парный портрету неизвестной в белом чепце, оба – 1790-е, ГРМ)
  • «Портрет неизвестной в белом чепце» (парный портрету неизвестного в красном мундире, оба – 1790-е, ГРМ).
  • ______________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе «Реставрация»: АЛЬБОМ «РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/rascvet_russkogo_portreta_vo_vtoroj_polovine_xviii_v_f_s_rokotov/14-1-0-69

Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)

Рокотов Федор Степанович. Автопортрет

Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову.

По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде.

Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.

Портрет поэта Майкова (1765 )

В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия.

Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.

Портрет неизвестной в розовом платье ( 1770г.)

Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки — полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая — то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.

Портрет Александры Петровны Струйской (1772г. )

Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.

Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. На губах едва заметная полуулыбка. Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной.

Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.

Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас,С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас?Ее глаза — как два тумана: полуулыбка, полуплач, ее глаза — как два обмана,Покрытых мглою неудач…Соединение двух загадок, полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок, предвосхищение смертных мук.Когда потемки наступают, и приближается гроза,

Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза

.( Николай Заболоцкий )

Портрет Николая Струйского

Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком.

Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию.
Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры Струйского.

Темные глаза кажутся горящими по контрасту с приглушенными бледно-розовыми, а где-то пепельными тонами лица; губы кривятся в странной полуулыбке.

Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, даже загадочность.Портрет плохо сохранился, красочный слой частично смылся, но это придает портрету еще больше загадочности.

Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780 )

На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно.

Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое понимающего человека. Особую же прелесть портрету придает мерцание легких, прозрачных, чуть холодноватых красок.
Если мы внимательно вглядимся в портреты Рокотова, то увидим, что загадочная полуулыбка, таинственный взгляд миндалевидных глаз переходят из портрета в портрет. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувства натуры, но он поэт и , наделяя свои модели одухотворенностью, изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую в человеке натуру.

Портрет неизвестного в треуголке (1770)

В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности.

Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным, свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность, как и все портреты Рокотова.

Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо.

Долго не могли определить, кто этот знатный юноша? На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Какое-то время считалось, что молодой человек — сын Екатерины II и графа Григория Орлова.

Но с помощью исследований удалось выяснить, что под портретом была первая живопись — молодая женщина с татарскими чертами лица, а поверх нее написан «Неизвестный в треуголке». Удалось также выяснить, что и первый, и второй портреты — изображение первой жены Николая Струйского Олимпиады, умершей при родах.

Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской.

Портрет графини П.А.Воронцовой в детстве (1790)

В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях.
Прасковья Артемьевна Воронцова (1786-1842) — графиня , младшая дочь графа А.И.

Воронцова и Прасковьи Федоровны , урожденной Квашниной — Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А.У.

Тимофеева — сына богатого откупщика.

Портрет Екатерины II

Екатерина представлена на этой картине Рокотова в расцвете своих лет и власти, Она изображена в профиль, со всеми регалиями императорской власти. Это апогей ее величия и славы…Парики иноземных послов, склонявшихся перед престолом, почти касались буклями драгоценных паркетов. Она была более русской, чем многие другие русские. В восхищении она называла Россию Вселенной.

Портрет В.Н.Суровцевой

На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа.

Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств.

Художник создает удивительную благородную гармонию серебристых и пепельных тонов прозрачной ткани, нежно-розового распустившегося цветка, фисташкового оттенка лент, теплого тона напудренных волос и лица молодой женщины.

Портрет создает настроение легкой задумчивости, мечтательности.

Портрет Е.Н.Орловой

Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, урожденная Лопухина. В 21 год вышла замуж за 48-летнего графа Орлова-Чесменского. Свадьба состоялась в имении Остров Московской губернии.

Читайте также:  «законодательное чрево», оноре домье — описание

Почти вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней. Сама Екатерина II благословила этот брак.
Но супруги прожили в браке всего три года.

За этот период Евдокия родила дочь, а возрасте 24 лет родила сына и в тот же день скончалась. Сын умер через год.

Молодая графиня Евдокия Орлова была тихой и скромной женщиной, отличалась красотой и приятной внешностью. При этом обладала добрым характером, была набожной. Не любила нарядов и никогда не надевала драгоценности.

Портрет императрицы Екатерины II (1780)

Портрет написан на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте.

У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным на нем девизом «Начатое совершает «.

Эти регалии, колонна, торжественно красные портьеры указывают на особое положение и статус модели.

Портрет написан в гамме серебристых розово-сиреневых тонов платья императрицы и сочных тонов красного бархата , которые подчеркивают белизну и свежесть ее лица.

Портрет князя И.И.Барятинского

Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И.С.Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене. Женат был на немецкой графине Марии Келлер и прожил с нею всю жизнь.

После отзыва его из Баварии поселился в своем имении, селе Ивановском, в центре его обширных владений. Всю оставшуюся жизнь он посвятил устройству имений и применению на практике агрономических познаний. В своем любимом Ивановском он построил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где богатство органично соединилось с утонченным вкусом.

У Барятинского был свой театр и оркестр. Он очень увлекался музыкой, устраивал в своем имении концерты.

Барятинский отличался остроумием, подчас довольно колким. Это был видный мужчина, высокий, стройный, с правильными чертами лица, с коротко подстриженными волосами с проседью.

Источник: http://cvetamira.ru/rokotov-fedor-stepanovich-1736-1808-ili-1809

Художник Федор Степанович Рокотов

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.

Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.«Портрет Александры Петровны Струйской»1772 г.Холст, масло 59,8 x 47,5Государственная Третьяковская галереяМосква.“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

«Портрет Александра Даниловича Меншикова»1727 г  

«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»1780-е гг.Холст, масло 67,5 x 52Государственный Русский музейСанкт-ПетербургВ начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»1760-еХолст, масло. 62.7 x 51.8 смГосударственная Третьяковская галерея «Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»1763г «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»1760гХолст, масло 60 x 47,8Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в красном платье»1760г Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. «Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»1760-e «Портрет неизвестной в треуголке»1770гХолст, масло 58 x 47Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в розовом платье»1770гХолст, масло 58,8 x 46,7Государственная Третьяковская галереяМоскваЖенский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием. «Портрет неизвестной»Холст, масло 57 х 46Самарский областной художественный музейСамара «Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»Конец 1760-х гг. «Портрет Ивана Григориевича Орлова»1762-1765гХолст, масло 58,5 x 46,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет Портрет А.И.Воронцова»1765гХолст, масло 55,8 x 46,5Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет И.И.Воронцова»1765г «Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»~1770гГосударственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Н.Е.Струйского»1772 «Портрет Е.Н.Орловой»1779г «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»1780гХолст, масло 70,5 x 59 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»~ 1790гХолст, масло 74 x 53 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет князя И.И.Барятинского»Начало 1780-х. «Портрет А.П.Кутайсовой»Начало 1780-х «Портрет А.Г.Бобринского в детстве»1760-еХолст, масло 59,5 x 47Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет И.Н.Тютчева»1768Холст, масло 141,9 х 106,2Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет П.И.Вырубова»1768Холст, масло 138 х 106Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»1785Холст, масло 72,5 x 56 (овал)Государственный Русский музейСанкт-Петербург“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. «Портрет Петра III»Холст, масло. 157 x 111 смНижегородский художественный музей «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»Тверская областная картинная галереяТверь«Портрет Екатерины II»Конец 1770—1880-е гг.  «Портрет Екатерины II»1763гХолст, масло 155,5 x 139Государственная Третьяковская галереяМосква

ортреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.

www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php  http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ=0

Источник: https://velannikova.livejournal.com/247807.html

Военный антиквариат

Наследие прошлых времён, обретшее для наших современников материальную и культурную значимость, принято называть термином «антиквариат». Это могут быть шедевры живописи или другие произведения искусства, поделки ремесленников, изделия фабричного или заводского изготовления.

Вещи, распространённые в обиходе, предметы одежды, оружие самых различных видов, личные аксессуары и многое другое — всё это является предметом интереса тех, кто считает большой удачей купить антикварные вещи в качестве вложения средств или в качестве пополнения для личной коллекции.

Продажа военного антиквариата

Продажа антиквариата, относящегося к периоду II мировой войны, традиционно привлекает широкий круг покупателей. Купить подобные товары можно у частных коллекционеров, а также у тех, кто занимается военной археологией.

Если вас интересует возможность купить военный антиквариат в Москве, то здесь, помимо индивидуальных продавцов, действуют специализированные магазины, которые рады предложить вашему вниманию предметы, имеющие отношение к фронту и тылу Великой Отечественной войны.

Военный антиквариат на сайте Antik1941.ru

Московский магазин военного антиквариата Antik1941.ru основан в 2004 году и сегодня представляет собой крупную специализированную площадку по продаже антикварных предметов времён ВОВ, I мировой войны, а также войны во Вьетнаме.

Многолетний опыт работы на профильном рынке и широкие связи позволили нашему магазину сформировать одну из наиболее обширных коллекций военного антиквариата, многообразие которой мы спешим представить клиентам Antik1941.ru.

Наш сайт предлагает покупателям следующие виды товаров:

  • оружие Второй мировой войны, а также других военных кампаний, упомянутых выше;
  • военная форма Красной армии, Вермахта и других противоборствующих сторон;
  • предметы солдатского и офицерского быта: посуда, одежда, личные вещи и многое другое.
Читайте также:  «натюрморт с поставцом», антонио переда — описание картины

О наших товарах и о работе магазина

Все вещи и оружие, которые предлагает наш интернет-магазин, являются подлинными, что гарантируется многолетним опытом работы и нашим авторитетом среди покупателей. Товары, которые содержит каталог Antik1941.ru, соответствуют своему описанию, результаты которых доступны покупателям.

Вместе с этим цены в нашем магазине — одни из лучших на рынке. Доставка приобретённого военного антиквариата осуществляется курьером по Москве, а также в регионы России при помощи почтовых служб.

Уточнить детали по любому из представленных товаров, а также узнать подробнее о возможностях доставки вы можете по телефонам, указанным на сайте.

Наш интернет-ресурс — отличная находка для профессиональных антикваров, коллекционеров и любителей истории. Часто к нам заходят и те, кто желает сделать оригинальный подарок.

Торговля военным антиквариатом становится всё более популярной в последние годы, и тяга к великим моментам и загадкам истории всё чаще тревожит сердца наших соотечественников. Многие сходятся во мнении, что ничто не может приблизить человека к эпохе лучше, чем вещи родом из, казалось бы, забытых времён.

С помощью антиквариата война и её быт становятся доступны не только с точки зрения суровой фронтовой хроники, но и на наглядных примерах, коими являются экспонаты нашего антикварного магазина.

О непричастности к пропаганде нацизма

Именно Antik1941.ru собрал потрясающую коллекцию военного антиквариата, которая регулярно пополняется новыми поступлениями. Наиболее обширные коллекции — это атрибутика и предметы рабоче-крестьянской Красной армии и Третьего рейха.

Многочисленные вещи, принадлежавшие немецкой армии и её солдатам, довольно часто имеют нанесённую на них фашистскую символику. Спешим заверить, что продажа подобных предметов никак не должна ассоциироваться у наших покупателей с пропагандой запрещённой идеологии.

Всё дело лишь в исторической достоверности коллекции и в желании преподнести историю с её истинной позиции.

Источник: https://www.antik1941.ru/new_catalog/?mode=descr&item_id=31537

Портреты женщин XVIII века художника Рокотова

Фёдор Степанович Рокотов, обладающий редким даром художника, принадлежит к числу портретистов восемнадцатого столетия. Его неповторимое чувство цвета, виртуозное владение кистью передавать «души изменчивой приметы» были оценены современниками и продолжают восхищать и пленять зрителей, приходящих в музейные залы сегодня.

Фёдор Степанович родился примерно в 1735 – 1736 году, происходил из крепостных князя П.И. Репнина. Детство Рокотова прошло в усадьбе князя, в селе Воронцово.

Исследователи жизни Рокотова, о котором крайне мало известно, обнаружили, что ещё в раннем возрасте Рокотов был освобождён от крепостной зависимости, занимал в доме князя особое положение, получил для того времени весьма приличное образование.

Возможно, он был незаконным ребёнком из семейства Репниных?? Скорее всего, это так, поэтому у него с раннего возраста были покровители среди придворного круга. Благодаря графу И.И. Шувалову Рокотов был зачислен в Академию художеств, куда он попал уже подготовленным мастером живописи.

Стремительный успех Рокотова в дальнейшем объясняется его участием в коронационных торжествах по случаю восхождения на императорский трон Екатерины II. Композиция его парадных портретов знатных особ, в том числе и царицы Екатерины II, совершенно не похожи на предшествующие царские изображения.

В портрете Рокотова Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись в кресле, будто ведёт с кем-то доброжелательную беседу. В этом портрете Екатерина II воспринималась зрителями того времени как надежда просвещённых людей, идеал правосудия. Ведь в начале своего царствования сама Екатерина поддерживала идеи просветительства и свободолюбия. Этот портрет принёс художнику славу.

В рокотовских портретах запечатлены многие просвещённые люди его времени. Он был знаком с М. В. Ломоносовым, архитектором В.И. Баженовым, А.П. Сумароковым, В.И. Майковым. Свои изображения стремились заказать талантливому художнику многие знатные люди того времени.

Прочные дружеские связи установились у Рокотова с семействами Обресковых, Воронцовых, Струйских, его опекали со стороны Репниных, Голицыных, Юсуповых.

Заказов у него всегда было много. Он создавал буквально картинные галереи портретов представителей одного рода, среди которых были персонажи разных поколений. Художник нарисовал почти всю дворянскую Москву.

Картина сверху и картина снизу — портрет неизвестнойХудожник Фёдор Степанович Рокотов

Под многими портретами Рокотова стоят надписи «неизвестный» или «неизвестная», но все они привлекают своим обаянием, внутренним миром, загадочностью, в которой ощущаются затаённые чувства и переживания. По-видимому, эти люди были для Рокотова близкими по духу.

Одним из интереснейших портретов можно назвать парный портрет Струйских. Николай Еремеевич Струйский с огромным уважением относился к Рокотову. На портрете мы видим человека немного напряжённого, с лихорадочным горящим взглядом и кривой улыбкой. В нём сочетались благородство, жестокость и страсть до фанатизма к поэзии.

В 1771 году он вышел в отставку и поселился в своём имении Рузаевка, где полностью предался сочинению стихов. Писал он «денно и нощно», даже завёл собственную типографию, в которой печатал свои стихи. Но в том же зале искусства, где он восторгался литературой и поэзией, подчас собственной, происходили жестокие судилища над своими крепостными, порой с применением пыток.

Струйский восхищался талантом Рокотова. В 1772 году он заказал два портрета – свой собственный и любимой жены Александры. Сашеньке было в ту пору 18 лет.

Ее глаза — как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Портрет А. Струйской восхищает своей красотой, сдержанностью, гармонией. Сквозь дымку рокотовской кисти перед нами открывается волшебное видение с нежным взглядом, с полуулыбкой и печалью.

Александра Петровна Струйская вдохновила на поэтические строки не только своего мужа, но благодаря живописному мастерству Рокотова, и других поэтов своего времени. Она стала воплощением женского очарования, которым любовались и современники художника, и его потомки. А спустя почти два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий написал:

…Ты помнишь, как «из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С пopтpeтa Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Эта женщина своей красотой и загадочностью пленяла поэтов. Была ли счастлива она? Этим вопросом невольно задаёшься, когда смотришь на портрет Струйской. Одни современники утверждали, что брак был их счастливым, другие отрицали это. Среди друзей и знакомых Струйский прослыл не только чудаком и оригиналом, но и самодуром.

Его первая жена прожила недолго и умерла от родов, через некоторое время он потерял и двух дочек-близняшек, родившихся в этом браке. Струйский был безутешен в своём горе и уехал в свое поместье Рузаевку, где и произошла встреча с юной Александрой.

Сашенька еще не успела выйти в свет, когда в поместье ее отца, помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, заехал богатый сосед. Увидев Сашеньку, Струйский позабыл о своей скорби и немедленно посватался. Помещик Озеров даже и не смел мечтать о таком богатом женихе, поэтому согласие на брак не замедлило.

Портрет А.П. Струйской

Поженились они в 1772 году. В этом же году и заказал Н. Е. Струйский портреты – свой и любимой жены. Рокотов, изображая свои модели, не старался приукрасить ни душевные качества, ни внешность. И поэтому мы замечаем, какие же они разные – Струйский и Александра Петровна. В отличие от неврастеничного и лихорадочного Струйского портрет его жены поражает своей сдержанностью и гармонией.

Несомненно, Рокотов находился под влиянием красоты и обаяния её личности. Задумчивые, выразительные и грустные глаза, взгляд направлен куда-то вдаль, будто она всматривается в своё будущее. Именно полуулыбка» и «полуплач» заставляет нас думать — а было ли оно это счастье?

Современники утверждали, что жила она в созерцании красоты, которую создал вокруг неё Струйский. Для неё он построил дворец в поместье, похожий на шкатулку для драгоценностей, посвящал ей свои поэтические оды. В его стихах, где она звалась Сапфирой, он выражал свою любовь и поклонение. В их браке родилось восемнадцать сыновей и дочерей, из которых десять умерли в младенчестве.

Красота и загадочность портрета пленяет нас до сих пор. Возможно, по причине влюблённости художника в свою модель. А может быть, Рокотов изобразил Александру Струйскую, наделив её душевными качествами своего идеала?

Портрет, написанный великим живописцем, сохранил для нас красоту и является одним из лучших женских портретов XVIII века.

Художник прожил свою жизнь в полном одиночестве, не испытывая нужды или недостатка в чём-то. Фёдор Степанович помогал своим племянникам, выкупив их из крепостной зависимости, и покидая свою земную жизнь, оставил им наследство.

Художник умер 12 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре, но время не сохранило его могилу.

Однако сохранились его портреты, перед которыми мы стоим задумчиво, вглядываясь в лица давно ушедших и оставшихся известными или неизвестными.

Поместье в Рузаевке не сохранилось до наших дней и исчезло, как и многие сотни других дворянских гнёзд в пламени революции. Но память о нём осталась благодаря тому, что в Рузаевке жила одна из самых красивых женщин XVIII века – Александра Струйская. Её портрет кисти Рокотова до сих пор притягивает посетителей Третьяковской галереи.

Источник: https://mylitta.ru/2377-rokotov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector