Портрет анри матисса, андре дерен — описание

Да, можно сказать, что авангардизм придумали Дерен (1880-1954) с Вламинком. Конечно, он появился бы и без них, многие художники в начале того века понимали, что что-то с этим искусством надо уже делать, а некоторые из них были прямо-таки беременны авангардизмом.

Но основные принципы фовизма – а фовизм был первым авангардистским направлением – артикулировали именно Вламинк и Дерен.

Но, поскольку Вламинк нигде искусству не учился, можно предположить, что более активную роль в изобретении этого до сих пор волнующего умы явления сыграл интеллектуал Дерен.

Дерен-то как раз искусству учился. Его отец был кондитером, что уже предполагало наличие некоторых художественных традиций в семье – ведь кондитеры создают торты и прочую свою кондитерскую требуху в соответствии с законами красоты и общепринятой гармонии.

Школу молодой Андре закончил с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам». Учился у местного – дело было в парижском пригороде Шату – живописца Жакомена.

Поступил, чтобы стать инженером, на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже – все-таки тогда в мелкобизнесовой среде профессия художника основательной не считалась.

В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками по фовизму Матиссом, Пюи и Марке, которые уже тогда проявляли некоторое недовольство современным им искусством. Да, еще он ходил в Лувр и смотрел там старых мастеров. Писал он в то время такие картинки:

  • Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Похороны
  • То, что называется «этюдная манера» — широкий, размашистый мазок, экспрессия, общее впечатление важнее подробностей.
  • Году в 1900 Дерен познакомился, наконец, со своим земляком Вламинком, и, шатаясь по родному Шату, они начали формулировать принципы нового искусства, а потом, когда Дерена забрали в армию, закончили это дело в письмах.

Новое искусство получилось веселым, безбашенным и шокирующим – впрочем, о фовизме я уже писал, повторяться не буду. Среди фовистов – а название, напомню, происходит от французского les fauves и обозначает «дикие» — Дерен был одним из самых диких и буйных.

  1. Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Шату-Сюр-Сен близ Версаля
  2. Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Вид Коллиура
  3. Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Биг Бен
  4. Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Мост. Вид на реку

Вот так это выглядело. Заметно, что Дерен здесь творчески развивает достижения пуантилистов Сера и Синьяка, организуя живописную поверхность при помощи мелких однотипых мазков.

Но, если Сера и Синьяк клали эти мазочки ровными горизонтальными рядами, то Дерен этого не делает, но и не мажет как попало, а  располагает мазки так, чтобы передать направление движения – воды, света или чего еще.

Впрочем, пуантилью он пользуется не всегда и иногда кладет краску широкими мазками. Получается все равно дико и весело.

Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Дорога среди гор

В 1907 году Дерен, достаточно уже известный художник – почти все его работы, например, купил знаменитый арт-дилер Канвейлер – знакомится с бандой Пикассо.

В то время фовизм начинает потихоньку уставать и перестает радовать публику новизной, а ведь нет в авангардизме, одним из главных принципов которого является заточенность на постоянное новаторство, греха большего.

Пикассо же с ребятами усердно развивали наследие Сезанна и бодро двигались в сторону кубизма – уже были написаны «Авиньонские девицы». Дерен, почувствовав за новым направлением силу и правду жизни, вступил в его ряды.

  • Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Натюрморт
  • Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Натюрморт на столе
  • Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Натюрморт с черепом

Но встал где-то сбоку, полностью доктрину кубизма не принял – самостоятельный был мужчина. Конечно, благодаря кубизму предметы у Дерена обрели вес, объем, структуру и четкость силуэта, он стал использовать обратную перспективу и несколько точек зрения, палитра сделалась сдержанной, мазки стали спокойными.

Но вот предмет у Дерена на плоскости не раскладывается и уж, конечно, никак не показывается изнутри. Тем более, не разбирается на составные части. Т.е. попав в кубизм в его первый, сезанновский период, Дерен на дальнейшие метаморфозы кубизма – аналитический, синтетический периоды и рококо-кубизм – не обращал никакого внимания.

У него появилась собственная радость – свой период, готический.

Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание Субботний вечер

Стол и стулья

Термин «готический» здесь не более точен, чем «импрессионизм», «фовизм» или «кубизм». Так, некая ассоциация, родившаяся у кого-нибудь из критиков благодаря мрачному колориту, вытянутым пропорциям и ломким силуэтам, что особенно видно в «Субботнем вечере».

Но, конечно, это совершенно отличается от того, что в это время делали его соратники по авангардизму.

Подобные намеки на готику можно было найти разве что у немцев-экспрессионистов, но никак не во Франции, от которой Дерен все-таки не отрывается – уроки родного ему кубизма видны на каждом шагу.

Еще Дерен в это время, т.е. между где-то 1911 годом и началом войны, пишет работу, которую так и тянет назвать по аналогии с готикой как-нибудь так, чтобы актуализировать в ней сходство с северным Ренессансом. Но не получается. Вернее, получается, но криво – северно-ренессансное что-то выходит. Короче, вы поняли.

Пейзаж

Что здесь удивительного? Высокая точка зрения, первый план и за ним – провал в пространство, в самую дальнюю даль, где, несмотря на расстояние, хорошо видны детали. Брейгеля вспомнили?

Падение Икара

Очень нехарактерная картинка для того искусства у Дерена получилась, не единственная такая у него, кстати. Но вполне логичная для развития искусства самого Дерена, о чем разговор еще будет.

Готический период для Дерена закончился с началом Первой мировой войны, которую он всю отвоевал в качестве рядового. Хочется пошутить по поводу готики-готов-немцев-войны-с-ними*, но не буду. В тексте про Дерена шуток быть не может – он был человек серьезный.

После войны Дерен вместе с общим мощным авангардистским трендом впадает в неоклассику. Вот где ему пригодилось то, что он в молодости переступал порог Лувра (его друг Вламинк не переступал и этим гордился) и ездил в Италию.

Какая-то легкая, неуловимая классичность вообще свойственна Дерену после фовизма. Аполлинер и до неоклассики называл его «античным». Эта классичность/античность чувствуется в ритме, в устойчивости предметов и фигур, в пропорциях, в спокойствии как главном состоянии его работ.

А вообще, эволюция Дерена как-то странно совпадает периодизацией в истории искусства. Период его фовизма и кубизма можно назвать архаикой, т.к. оба эти направления во многом ориентировались именно на архаические формы искусства, да и сами выглядят дико.

Потом у него наступила готика, потом – северный Ренессанс. И теперь вот, к началу 20-х гг., он добрался до итальянского высокого Ренессанса и классицизма.

Поворот авангардизма к неоклассике был спровоцирован несколькими причинами. Вместе с дадаизмом закончился период бури и натиска. Авангардизм состоялся, показал всем кузькину мать, захватил большой плацдарм и теперь, в надежной тени традиции, мог заняться перегруппировкой сил.

К перегруппировке склоняла и послевоенная ситуация. Первая мировая война, эта странная и страшная бойня, радикальным образом поставила вопрос – каким должен быть новый мир и, соответственно, новое искусство.

В таких взвешенных состояниях всегда тянет к корням (в 1917 году Дерен писал, что мечтает о «милых лицах женщин и детей» и пейзажах, которые можно видеть «без дыма и пороха»).

Кроме того, в то время, после 20 с лишним лет неустанной борьбы с традиционным искусством обращение к его формам выглядело как очередное новаторство, т.е. с этой стороны неоклассицизм полностью вписывался в авангардистскую парадигму.

  1. Пьеро и Арлекин
  2. Обнаженная с кошкой
  3. Фрукты

Дерен так и не слез с неоклассики до самой смерти. Он варьировал в качестве источников искусство разных мастеров – Энгра, Рафаэля, Ватто, Пуссена, Коро, Робера.

Естественно, это не было подражанием, это была традиция, пропущенная через мясорубку авангардизма – все его уроки не были забыты.

Они видны и в вольном обращении с воздушной и линейной перспективой, и в манере наложения краски, и в неправильностях анатомии, и в обобщенной светотеневой моделировке, и в несоответствии цвета в картине природному.

А тем временем, пока авангардизм занимался перегруппировкой, тихонько подкралась Вторая мировая война. Дерен остался в оккупированной Франции. В 1941 году группу французских мастеров культуры — Дерена в том числе – пригласил в Германию на свою официальную и официозную выставку Арно Брекер. Это был главный скульптор Рейха.

В 20-х годах он работал в Париже и познакомился со многими французскими авангардистами. Брекер был во многом создателем нацистского искусства – его работы были сделаны в духе неоклассики, так ласкавшей глаз практически всех начальников тоталитарных режимов.

Неоклассика эта мало чего общего имела с той, о которой я говорил чуть раньше – это было сухое, достаточно подражательное, пафосное и совершенно идеологизированное искусство.

Арно Брекер. Ариец

Нацисты сделали из визита французской делегации пропагандистскую акцию, типа, французы в лице представителей своей культурной элиты приняли новый порядок вещей и готовы к сотрудничеству. В делегацию, кроме Дерена, входили Майоль, Ван Донген, Кокто, Вламинк.

Вообще, по крайней мере, Ван Донгена, Вламинка и Дерена нацисты должны были бы отнести к дегенеративному искусству, но тут они, видимо, из политических соображений на это дело плюнули. Когда же Франция была освобождена, Дерен был объявлен коллаборационистом и пострадал в этом смысле больше остальных делегатов. За дело, конечно – а не езди куда попало.

Нет, его не судили, но он стал нерукопожатным и в обществе практически не появлялся. Работы его в это время, понятное дело, были довольно мрачными.

  • Дорога и дерево
  • Так он и умер, в затворничестве.
  • Натурщица
  • Последняя работа Дерена, над ней он работал в день смерти.
  • Бонус:
  • Тайная вечеря

Это работа кубистического периода. Очень нехарактерный для кубистов сюжет.

* Опять же к вопросу об относительности терминов. По одной из версий, готика названа так ренессансными итальянцами потому, что ассоциировалась у них с отсталыми немцами (готами). Это при том, что готику придумали французы, аббат Сугерий из Сен-Дени, собственно.

Вадим Кругликов

Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/05/2/89329.phtml

Матисс и Дерен в Кольюре. Рождение фовизма

Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание

Город Пек. Зима 1904-1905

По завершении выставочного сезона в конце весны парижские художники перебирались работать на средиземноморское побережье, как правило, на Лазурный берег.

Летом 1905 года Матисс не присоединился к своим друзьям Мангену, Марке и Камюэну в Сан-Тропезе, а отправился с семьей в рыбацкий порт Кольюр у самой границы с Испанией, недалеко от Перпиньяна, где проживала сестра жены художника.

Тридцатипятилетний отец троих детей, в то время был только заявлявшим о себе художником, сомневающимся, ищущим свой путь.

Кольюр вполне подходил художнику для летней работы – городок был тихим, жизнь скромной и дешевой. Сестра Амели помогала Матиссам с детьми.

На пятьдесят франков, присланных Бертой Вейль от продажи картин, вполне сносно можно было прожить какое-то время. Кроме того, помогли друзья – сто франков прислал Манген, Камюэн тоже прислал все, что мог.

Матисс был не намного богаче здешних рыбаков, заработок которых в то лето был рекордно низким – примерно один франк в день.

Художник арендовал комнату под мастерскую в доме, расположенном на самом дальнем из трех городских пляжей.

Вся жизнь порта была сосредоточена на каменистом берегу, куда весь Кольюр по утрам выходил встречать рыбацкие шхуны, возвращавшиеся с уловом домой. На берегу возникал шумный рыбацкий рынок со скандалами и перепалками.

Все это происходило прямо под окнами Матисса, который рисовал рыбацкие шхуны со свисавшими парусами; сети, разложенные для просушки; отдыхающих или работающих рыбаков.

Первая половина лета прошла вполне спокойно. Матиссы общались с местными художниками, посетили мастерскую скульптора Аристида Майоля, где познакомились с художником Даниэлем де Монфредом, другом Гогена, показавшим Матиссу таитянские скульптуры Гогена. Вместе с друзьями Матисс съездил в гости к местному виноградарю Гюставу Файе, в коллекции которого увидел живопись Гогена.

В середине лета 1905 года Матисс почувствовал симптомы надвигающейся тревоги. Из страха остаться со своими проблемами один на один он написал старым товарищам – Мангену, Марке и Камюэну, – умоляя присоединиться к нему в Кольюре. Но никто не откликнулся.

25 июня он отправил взволнованную открытку Андре Дерену, который в отличие от них ответил сразу же. Дерену в июне исполнилось двадцать пять, и он был многим обязан Матиссу.

Читайте также:  Купчиха и домовой, кустодиев, 1922

Матисс приводил к нему в мастерскую знакомых, помогал на протяжении всех трех суровых лет службы в армии; благодаря ему Дерен в 1905 году впервые участвовал в Салоне Независимых и продал Воллару почти все, что было у него в мастерской. Матисс ездил к его родителям в Шату, чтобы убедить их позволить сыну стать художником.

Для солидности  Матисс взял с собой жену. Они с Амели принарядились, чтобы выглядеть респектабельными буржуа. На Дерена-старшего приезд супругов Матисс произвел такое сильное впечатление, что он выделил Андре тысячу франков, на которые тот и отправился в Кольюр.

Дерен появился 7 или 8 июля, вызвав настоящее замешательство в «Отель де ла Гар», где никто не знал, как вести себя с этим долговязым парижским денди.

«Он выглядел как великан, тощий, одетый во все белое, с длинными тонкими усиками и кошачьими глазами, в красной каскетке на голове, – так описал его Матье Мюксарт, посыльный отеля, которого отправили на станцию за багажом Дерена.

– Моя тележка была доверху заполнена его дорожными сундуками, чемоданами и большим зонтом от солнца». Подобно всем, впервые оказавшимся в Кольюре, Дерен был сражен обилием света и красок.

«Женщины с грациозными движениями, в черных жакетах caracos и мантильях, красно-зелено-серая керамика, ослики, шхуны, белые паруса, разноцветные лодки, – писал он своему другу Морису Вламинку. – И этот свет, бледно-золотистый, стирающий тени. Работа предстоит адская. Все, что я делал до сих пор, кажется мне бессмысленным и глупым».

Гостиница, в которой жили художники, стояла за железной дорогой, в самом начале недавно проложенного шоссе, довольно далеко от шума и суеты порта. Оба работали неистово. Часто их мольберты стояли совсем рядом, и они писали любимый обоими вид на крыши или на скалы Уиля.

Вечерами они рисовали друг друга, не обращая внимания на завсегдатаев гостиничного бара, а потом тащили холсты и краски на чердак. Парадоксальное чувство юмора, энергия и напор, неожиданные переходы от грусти к искрометной радости делали Дерена неотразимым. Тем летом он покорил всю семью Матиссов.

В июле Матисс с семьей переехал поближе к порту, сняв верхний этаж просторного дома, стоявшего прямо на пляже Борамар. Дерен теперь приходил туда, и они вместе работали в новой мастерской Матисса.

На многих написанных ими в то лето картинах был изображен вид на море или гавань со старинной колокольней, открывавшийся через окно  мастерской. Стояла невыносимая жара. Свежий взгляд молодого друга и чутье живописца подталкивали Матисса к решительным действиям.

Уже в течение нескольких месяцев его мучали сомнения в истинности пути, на который его призывал Синьяк,  – стать приверженцем дивизионизма. Он уже давно намеревался выбросить за борт весь теоретический багаж «отца-основателя», теперь сомнений в его решимости больше не было.

Однако более нетерпеливый Дерен, относящийся ко всему не столь трепетно, как Матисс, «прыгнул» первым. К концу июля он торжествовал, полагая, что сумел истребить из своей живописи все следы дивизионизма. «Ночь светла, день ярок и всепобеждающ, – весьма образно писал Дерен 1 августа.

– Свет испускает повсюду мощный вопль победы». Сталкиваясь с этим светом на своих холстах, Дерен и Матисс чувствовали себя то победителями, то побежденными. Матисс даже попросил Синьяка прислать ему ободряющие слова Сезанна о примирении линии и цвета.

«Линия и цвет не противостоят друг другу… Когда цвет достигает наибольшей яркости, форма приобретает наибольшую выразительность».

Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание

Танцовщица (Сидящая женщина). 1906-1907

Творческий кризис продолжался у Матисса все лето. Он метался в разные стороны. В том, что происходило с ним и Дереном тем летом, говорил потом Матисс, было нечто жуткое, даже демоническое. Он рассказывал, что цвет высвобождал в них какую-то колдовскую энергию.

«В ту пору мы напоминали детей, оказавшихся лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту… Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».

Но это длилось недолго – Матисса испугало разрушительное неистовство собственного освободительного инстинкта.

  Спустя сорок лет Дерен скажет зятю Матисса Жоржу Дютюи, что огульное разрушение всех табу оказалось для них с Матиссом тяжелым испытанием: «Мы уже не могли отступить назад, чтобы взглянуть на все происходящее со стороны и выждать. Краски превратились для нас в заряды динамита. Они были готовы взорваться ослепительным светом».

Матисс написал Дерена в то кольюрское лето: худощавое молодое лицо с черными дырами-глазами и свисающими усами, окаймленное расходящимися во все стороны мазками лимонно-желтого, бирюзового, вишнево-красного и светло-голубого. Дерен, в свою очередь, писал Матисса не меньше трех раз.

Самый большой, довольно традиционный по цвету (за исключением зеленой тени, похожей на синяк, вокруг одного глаза) портрет он подарил Амели. На нем он изобразил Матисса в очках в золотой оправе, курящим трубку, мудрым и надежным старшим товарищем, способным внушить доверие таким людям, как его собственные родители.

Но Дерену был знаком и иной образ друга – мятущийся, беспокойный. Таким он предстает на другом портрете: испачканная красной краской рука, сжимающая кисти, белое лицо и большое красное пятно вокруг шеи, больше похожее на окровавленный бинт, чем на бороду.

Этот портрет одержимого, если не вовсе выжившего из ума художника, Матисс хранил до конца своих дней. Напряжение, в котором летом 1905 года находился Матисс, передалось и его близким, тоже оказавшимся на грани нервного срыва.

Матисс больше никогда не освободится от мучительной бессонницы, настигшей его в Кольюре; ночи, во время которых Амели читала ему вслух порой до самого рассвета, казались бесконечными.

Портрет Анри Матисса, Андре Дерен — описание

Слева: Анри Матисс. Портрет Андре Дерена. 1905. Справа: Портрет Анри Матисса. 1905

После двух лихорадочных месяцев в Кольюре Матисс больше никогда не работал с Дереном.

Молодой, дерзкий Дерен первым откликнулся на призыв Матисса и приехал к нему; он придал Матиссу храбрости, но одновременно позаимствовал у старшего товарища мужество, в котором оба так нуждались, оставаясь один на один с холстом. Тому и другому нужно было сделать еще один, последний  шаг – от старого мира к новому.

Сегодня довольно трудно понять, как новая живописная трактовка света и цвета в нехитрых сценах повседневного приморского быта – виднеющихся за горшками с алыми геранями на подоконнике, рыбацких шхунах или сидящей на скалах босой Амели, завернувшейся в полотенце, могла показаться и самому «нарушителю спокойствия», и публике посягательством на основы цивилизации. Но Матисс и в самом деле не просто отбросил перспективу, упразднил тени и отверг академическое разделение линии и цвета. Он попытался ниспровергнуть тот способ видения, который был выработан и принят западным миром веками, еще со времен Микеланджело и Леонардо, а до них – мастерами античной Греции и Рима. Иллюзию объективности прошлого он заменил сознательной субъективностью – это было уже искусство ХХ века, принявшее за основу визуальные и эмоциональные реакции самого художника.

Источники:

Хилари Сперлинг «Матисс». Серия «ЖЗЛ», Москва, Молодая Гвардия, 2011

Видеозапись торгов на аукционе Christie’s 9 февраля 2011 года – цена картины Андре Дерена «Лодка», написанная в Кольюре летом 1905 года, достигла 5 865 250 фунтов стерлингов.

Источник: http://modernartconsulting.ru/2012/06/birth-of-fauvism/

Портрет Андре Дерена

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Анри Матисса.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Анри Матисса  на натуральном  холсте.

Анри Матисс французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Родился в семье успешного торговца зерном. Его мать помогала мужу в лавке и расписывала керамику. Он был старшим сыном в семье.

В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. Отец предполагал, что его дело унаследует старший сын, но Анри Матисс по окончании средней школы и лицея Анри Мартен в городке Сен-Кантен, поступил в Школу юридических наук в Париже. В 1888 году, получив юридическое образование, устроился на работу клерком у присяжного поверенного в Сен-Кантене. 

Впервые начал рисовать после операции аппендицита в 1889 году во время пребывания в больнице. Мать купила ему принадлежности для рисования, чтобы ему не было скучно.

В течение 2-х месяцев он копировал цветные открытки. Выписавшись из больницы, решил стать художником.

Опять же против отцовской воли стал заниматься в Школе рисунка Кантен де ля Тур, где обучали чертежников для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств.

В 1895 году все-таки выдержал вступительные экзамены в Школу изящных искусств и был принят в мастерскую Гюстава Моро. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров.

Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло родила дочь Маргариту.

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, который познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога. Позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством. После выставки Анри Матисс стал член-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

В 1898 году Анри Матисс женился на Амели Парейр. Она родила ему двух сыновей. Незаконнорожденную дочь они с женой тоже взяли к себе. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

По совету Камиля Писсарро в свой медовый месяц он отправился с женой в Лондон исследовать картины Уильяма Тёрнера. Затем супруги побывали на Корсике, также в Тулузе и Генуе. В феврале 1899 года они вернулись в Париж, из-за смерти Гюстава Моро и разногласий с его приемником Фернаном Кормоном Анри ушелиз Школы изящных искусств.

После очередного краткого обучения в Академии Жюлиана, художник поступил на курсы Эжена Каррьера. Его первой пробой в скульптуре была копия работы Антуана-Луи Бари, сделанная им в 1899 году.

В 1900 году, наряду с работой над картинами, Анри начал посещать вечерние курсы Антуана Бурделя в Академии де ля Гран-Шомьер.

По утрам он рисовал в Люксембургском саду, а по вечерам посещал занятия скульптурой.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом.

В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

В апреле и июне 1902 года впервые были куплены его произведения. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара

Лето 1905 года Матисс провёл в рыбацкой деревне на Средиземном море. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника.

Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Матисс был признан лидеромфовистов.

Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 годами.

Читайте также:  Старая и новая пинакотека, пинакотека современности, мюнхен, германия

Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Перед отправкой в Россию панно были выставлены в Париже.

На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения.

По совету и при поддержке меценатов он основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с января 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев.

В 1909 году Матисс оставил резиденцию на набережной Сен-Мишель в Париже и переехал в Исси-ле-Мулино, где купил дом и построил студию. В течение длительного времени члены его семьи служили для него моделями и исполняли все просьбы художника, например, дети должны были молчать во время еды, чтобы не нарушать концентрированности отца.

В 1911 году он отошёл от педагогической деятельности и полностью посвятил себя творчеству.

В 1912 году состоялась первая выставка Матисса в США.

В 1914 году с началом Первой мировой войны немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, но ему отказали по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных противником территориях, брат попал в плен, сыновья и друзья воевали на фронтах. Только жена и дочь остались возле художника.

В 1916 году Матисс по совету врачей из-за обострений последствий бронхита некоторое время провёл в Ментоне, а зиму 1916—1917 года в Симье, пригороде Ниццы, в номере отеля Бо-Риваж, откуда переехал в отель Медитерран. В 1921 году он поселился в двухэтажной квартире на площади Шарль-Феликс в Симье. С мая по сентябрь художник регулярно возвращался в Исси-ле-Мулино, где работал в своей мастерской.

В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Матисса и Пикассо.

В 1920 году по просьбе Сергея Павловича Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета.

В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы.»

В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками, и работал не только с европейцами французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Он вернулся к занятию скульптурой, которое оставил в предыдущие годы.

В 1930 году Альберт Барнс, коллекционер из США, заказал Матиссу настенную декорацию для своего частного музея. В том же году художник приехал на Таити, где работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнса.При создании панно Танец II (1932) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы.

В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.

Во время масштабной работы по росписи фонда Барнса Матисс нанял в секретари молодую русскую эмигрантку, Лидию Николаевну Делекторскую, служившую для него также моделью. Но жена художника настояла на её увольнении, и она была уволена. Однако, супруга все равно подала на развод. Матисс остался один, и попросил Лидию Делекторскую вернуться к обязанностям секретаря.

С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию. Но он остался во Франции, в Ницце, которую не покидал уже до самой смерти.

В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль.

Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги, которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.

В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). В 1944 году его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.

В 1947 году Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для женского монастыря в Вансе. 4-х летняя изнурительная работа над капеллой Четок, по словам самого Матисса, была результатом всей его сознательной жизни.

Освящение Капеллы Чёток состоялось 25 июня 1951 г.

3 ноября 1954 года художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Анри Матисса не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/matiss-anri/portrait-andre-derain

Андре Дерен — Краткая биография художников — Изобразительное искусство

Самый первый авангардист на Земле.

Андре Дерен (10.06.1880 — 08.09.1954) — французский живописец, один из главных представителей фовизма. Путь Дерена как художника — это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например классицизмом.

Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера. В 1895 он закончил среднюю школу и был награжден премией за вьщающиеся успехи по рисованию и естественным наукам. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже.

Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи.

В 1898 Дерен поступил в «Академи-Карьер», где познакомился с Анри Матиссом, и решил сделать живопись своей профессией.

1900: Путь к фовизму. В 1900 Дерен познакомился с художником Морисом де Вламинком, вместе с которым открыл в Шату мастерскую.

В период трехлетней воинской службы (1901-1904) времени для занятий живописью у него было достаточно, тогда же появились такие его работы, как, например, «Бал в Сюрезне» (1903), где он изображает себя среди группы солдат на танцевальной вечеринке. Лето 1905 Дерен провел с Матиссом и Полем Синьяком в Коллиуре, где писал экспрессивные картины-ландшафты.

Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, он отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов.

Когда в 1905 эти художники выставили свои работы в «Осеннем салоне», критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных — «cage aux fauves».

Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование «дикие» (Fauves).

После того как в 1906 Дерен увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с неправильными и искаженными изображениями. Такова, например, работа «Лондонский мост» (1905/06), а также работы, появившиеся во время его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) — например, «Л'Эстак» (1906).

1907: Обращение к кубизму. В 1907 под впечатлением работ Сезанна и экспериментов Пабло Пикассо и Жоржа Брака Дерен обратился к кубизму. Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной.

С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия.

Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм.

1914: Неоклассицизм. После первой мировой войны, которую Дерен прошел простым солдатом, он стал ориентироваться на неоклассицизм, а тематикой его работ стали обнаженные натуры.

Кроме того, в 1919 он иллюстрировал сборник стихов Андре Бретона «Mont de piete» («Гора благочестия») и создал свою первую оформительскую работу для сцены (декорации к пьесе Поля Клоделя «Объявление»).

Большим успехом Дерена были также декорации и костюмы, созданные для «Русского балета» Сергея Дягилева.

С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма.

1941: Во время второй мировой войны. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940).

Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка.

Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями.

По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как «Угрюмый пейзаж» (ок. 1952). С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе.

Первые шаги в живописи

В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена.

Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок. Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта.

Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.

Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали. По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.

Служба в армии

Три года (1901 – 1904) Дерен служил в армии. В это время он много читал, рисовал, написал пьесу и начал работу над романом «Три ласки». Его юмористические рисунки Вламинк пытается опубликовать в журналах «Улыбка» и «Смех».

Влияние Матисса. Рождение фовизма

После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь.

Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех.

Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.

В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов.

Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы. Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его.

Это было что-то абсолютно новое. Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм.

Выставки. Заказы

Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок.

Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков.

Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.

Сотрудничество с Пикассо

Читайте также:  Рим в декабре: погода, туры, полезные советы

Возвратившись из Лондона. Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П.

Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г. Они много работали, спорили, обсуждали.

В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.

Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой. Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры.

Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г.

у него маленький этюд ко второй версии композиции.

В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность. Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.

Международное признание

Кризис закончился. Дерен снова стал много работать и вскоре его картины стали выставляться в крупнейших городах Европы (Прага, Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Москва, Петербург и др.) В 1913 г. его работы показывают на Арсенальной выставке Нью-Йорка и Бостона.

Годы Первой мировой

Когда началась Первая мировая война. Дерен отправился на фронт, где участвовал во многих боях. Однажды немецкий журналист напечатал сообщение о том, что Дерен погиб.

Эти сведения, к счастью, оказались ошибкой, а Дерен даже серьезных повреждений избежал на этой войне.

Но четыре с лишним года, проведенные в постоянной близости от смерти, крови и человеческих бед, серьезно отразились на эмоциональном состоянии Дерена.

После войны. Премия Карнеги

Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз.

Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами. Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии.

Он стал по-настоящему модным художником.

В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника. Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.

В Шамбурси

В 1929 г. Андре Дерен купил в Шамбурси дом, куда перевез свою семью (прожив 20 лет вместе, Алиса Принсет и Дерен официально оформили отношения в 1926 г.). В 1935 г. художник продал недвижимость в Париже и уединился в Шамбурси. Но в выставках по-прежнему участвовал, работал для театральных постановок.

Французский скульптор, а так же график, керамист, декоратор и художник Андре Дерен родился в 1880 году недалеко от Парижа, где и получил художественное образование.

Источником вдохновения для Дерена являлись работы Мориса Вламинка, а позднее картины Анри Матисса, которые оказали самое значительное влияние на становление живописного стиля молодого художника.

Картины Андре Дерена написаны в духе фовизма, для которого характерны сильная эмоциональная подача произведения за счет использования динамичных стихийных мазков и ярких чистых контрастных цветовых сочетаний. При этом фовисты стремились свести форму к простейшим очертаниям и отказывались от объема, свето-тени и линейной перспективы.

Создавая пейзажи Дерен стремился передать бурную и стихийную жизнь природы. За счет преобладания в работах интенсивных цветов, использовании контрастов, чистого колорита и крупных пятен его произведения очень декоративны.

Впервые картины Андре Дерена были замечены публикой на Осеннем Салоне, проходившем в Париже в 1905 году. Выставленные полотна отличало смелое использование резких интенсивных цветов и крайне обобщенного рисунка.

Работы демонстрируют тонкое знание цвета и рисунка, что присущее всему фовизму в целом.

Позднее художник начинает экспериментировать с пространством, а точнее с его построением, к чему его подвигло увлечение Сезанном. Композиции на картинах Андре Дерена становятся рационалистически чёткими, а формы приобретают весомость и геометричность.

По цветовому решению произведения намного сдержаннее и даже хмурые, а основной колорит, использующийся мастером находится в палитре зеленовато-бурых, серых и свинцовых оттенках.

Постепенно в творчестве Дерена начинают преобладать застылые и сумрачные образы, а темами его работ все чаще становятся тоскливые и однообразные будни провинции.

К 20-м годам картины Андре Дерена явственно отражают собственный стиль, для которого характерен классический рисунок, строгое и бесстрастное настроение. Именно это и прославило художника, как одного из значимых художников современности.

Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/art/2-kratkaya-biografiya-hudojnikov/1445-andre-deren

NeWestMuseum Музей нового западного искусства

Родившись в парижском предместье Шату, Дерен — по настоянию отца — поступил в столичный инженерный коллеж, но вскоре его бросил и начал заниматься в Академии Камилло [Camillo], где преподавал Эжен Каррьер [Eugène Carrière] (1898); там он познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. Много времени проводил в Лувре, копируя картины старых мастеров. В 1900 году Дерен сблизился с Морисом Вламинком, вместе с которым они устроили мастерскую в заброшенном ресторанчике в Шату. В экспрессивных по цвету пейзажах Дерена этого периода проявляется влияние Винсента Ван Гога.

Вскоре художника призвали в армию, где он провел три «адски скучных и тяжелых» года (1902–1904). По возвращении Дерена Матисс убедил его родителей назначить сыну небольшое пособие для продолжения обучения, благодаря чему тот смог посещать Академию Жюлиана [Académie Julian]. Весной 1905 года художнику удалось продать в Салоне Независимых несколько своих картин.

А летом по приглашению Матисса Дерен отправился в рыбацкий городок Коллиур [Collioure] на побережье Средиземного моря. Работая вместе над пейзажами и портретами, они исследовали взаимодействие открытых цветов и добивались с их помощью максимальной экспрессивности образа.

«Краски становились динамитными патронами должны были выстрелить светом», — описывал этот опыт Дерен (1905, «Просушка парусов»; «Вид Коллиура»).

В картинах Матисса и Дерена, представленных в Осеннем салоне 1905 года, критики увидели зарождение нового направления, которое окрестили фовизмом (от французского «fauve» — дикий).

К основоположникам стиля вскоре примкнули Вламинк, Альбер Марке, Анри Манген и некоторые другие.

Амбруаз Воллар решил приобрести все работы из мастерской Дерена и даже оплатил его поездку в Лондон, в результате чего на свет появилась серия «Лондонских мостов».

1 / 2

  • Андре ДеренМост Ватерлоо1906Холст, масло. 80,5 х 101Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
  • © AKG / East News
  1. Андре ДеренМост Черинг Кросс, Лондон1906Холст, масло. 81,2 х 100,3Национальная галерея искусства, Вашингтон
  2. © Bridgeman / Fotodom

Колористические находки сочетались в творчестве Дерена с пуантилистической техникой. Его восхищал Анри Руссо. Он активно интересовался искусством примитивных культур и восточных цивилизаций, одним из первых начал коллекционировать африканское искусство.

В этот период Дерен создал ряд декоративных панно с многофигурными композициями идиллического характера («Золотой век» [«L'âge d'or»], 1906, Музей современного искусства, Тегеран).

Ретроспектива Гогена в Осеннем Салоне 1906 года придала новый импульс творческим поискам художника, и это влияние особенно заметно в его резьбе по дереву, ксилографии и керамике.

Разочарование в фовизме наступило очень скоро; Дерен стремился к геометрическим обобщениям, мечтал о создании образа «прочного, вечного и более сложного». Осенью 1906 года он познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками, жившими на Монмартре в общежитии «Плавучая прачечная» («Bateau-Lavoir»). 

  • «Плавучая прачечная» на Монмартре, где находились студии Пабло Пикассо и других художников1955
  • © AKG / East News

Вместе с поэтами: Гийомом Аполлинером [Guillaume Apollinaire], Максом Жакобом [Max Jacob], Андре Сальмоном [André Salmon], — они образовали художественно-литературную группу.

Дерен стал иллюстрировать книги своих новых друзей: первым опытом был сборник стихов Аполлинера «Гниющий чародей» [«L'Enchanteur pourrissant»] (1909), за ним последовали книги Жакоба («Бурлескные и мистические произведения брата Матореля» [«Œuvres burlesques et mystiques de Frère Matorel»], 1912) и Андре Бретона [André Breton] («Ломбард» [«Mont de Piété»], 1916).

1 / 3

Иллюстрация Андре Дерена из книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей»Paris: Henry Kahnweiler, 1909

Иллюстрация Андре Дерена из книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей»Paris: Henry Kahnweiler, 1909

Иллюстрация Андре Дерена из книги Макса Жакоба «Бурлескные и мистические произведения брата Матореля»Paris: Henry Kahnweiler, 1912

Для Дерена, как и для Пикассо, ориентиром в поисках собственного пластического языка являлся Сезанн, а открывшаяся в Осеннем салоне 1907 года ретроспективная выставка «отшельника из Экса» послужила своего рода катализатором тех художественных открытий, которые они вскоре совершат. Взяв за основу тезис Сезанна о том, что следует «интерпретировать природу с помощью простейших форм — цилиндра, сферы и конуса», Дерен, Пикассо, а также Жорж Брак [Georges Braque] добивались в своих работах предельного обобщения формы и таким образом пришли к созданию кубизма. Однако уже зимой 1908 года Дерен уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике; одним из немногих сохранившихся примеров его первых кубистических опытов может служить картина «Купальщицы» [«Baigneuses»] (1907, Национальная галерея, Прага).

  1. Андре ДеренКупальщицы1908Холст, масло. 180 х 223Национальная галерея, Прага
  2. © AKG / East News

В 1907 году началось сотрудничество Дерена с Даниэлем-Анри Канвейлером. Обретенная финансовая независимость вскоре позволила художнику переехать из Шату в Париж.

До 1913 года Дерен продолжал писать кубистические пейзажи и натюрморты, но начиная с 1910 года он все дальше отходил от бунтарских экспериментов Пикассо и Брака и все настойчивее обращался к живописи мастеров раннего Возрождения.

В предшествующий Первой мировой войне период Дерен создал ряд произведений религиозно-символического характера, среди которых наиболее значимой является картина «Суббота» (около 1912 года). 

По образному и формальному строю «готический» стиль этих работ приближается к средневековому искусству. С началом войны Дерен был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом, «вечно под огнем, в грязи, в холоде, без сна» (из письма к Вламинку).

По возвращении с фронта Дерен — уже один из наиболее влиятельных деятелей французской культуры своего времени — написал эстетический трактат «Об основах живописи», оставшийся неопубликованным.

Он продолжал пополнять свою коллекцию восточного и африканского искусства, собирать античную керамику и скульптуру, произведения эпохи Ренессанса, голландских и французских мастеров.

В 1920-е годы Дерен пришел к неоклассицизму, в ряде работ выступая как блестящий стилизатор. Центральное произведение этого периода — «Арлекин и Пьеро» [«Harlequin and Pierrot»] (около 1924, музей Оранжери, Париж) — отличают рафинированность рисунка и скульптурная пластика фигур. 

  • Андре ДеренАрлекин и Пьеро1924Холст, масло. 175 х 175Музей Оранжери, Париж
  • © Bridgeman / Fotodom

C создания в 1919 году декораций и костюмов к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка» началось многолетнее сотрудничество Дерена с музыкальным театром.

Художник продолжал заниматься книжной иллюстрацией и, в частности, выполнил 400 цветных ксилографий для книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле [François Rabelais].Дерен широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги [Prix Carnegie].

В 1937 году в Пти-Пале [Petit Palais] прошла ретроспектива художника, включавшая три десятка произведений. С 1930-х годов Дерен обосновался в Шамбурси [Chambourcy].

В октябре 1941 года немецкие власти склонили художника принять участие в поездке по Германии, обещая не только вернуть ему захваченный дом, но и освободить группу узников нацистских концлагерей.

  1. Французские художники, среди которых Морис де Вламинк и Андре Дерен, на вокзале в Париже перед отъездом в ГерманиюОктябрь 1941
  2. © Rue des Archives / Vostock Photo

В той поездке приняли участие несколько видных художников: Вламинк, Отон Фриез, Кес Ван Донген и другие.

Однако мало основательные обвинения в коллаборационизме прозвучали во французской послевоенной печати именно в адрес Дерена, что заставило его вести уединенный образ жизни и сторониться «прогрессивной» общественности.

Оккупанты обманули художника: дом удалось вернуть только в декабре 1944 года, после Освобождения [Liberation]; разумеется, не были отпущены на свободу и узники.

Источник: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/d/deren_a/index.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector