Главная » 2017 » Май » 18 » Леонид Андреев, в творчестве, и на портретах Репина
Леонид Андреев, в творчестве, и на портретах Репина |
*** ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Источник: http://svistuno-sergej.narod.ru/news/leonid_andreev_v_tvorchestve_i_na_portretakh_repina/2017-05-18-1368
Портрет актрисы Марии Федоровны Андреевой
Живопись русских художников Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет актрисы Марии Федоровны Андреевой». Холст, масло, 134 × 85 см. На протяжении семидесяти лет Марию Андрееву называли другом-женой Горького, пламенной революционеркой и товарищем-феноменом. Словно других слов в советской историографии для этой женщины больше не нашлось.
Ее судьба до боли напоминала типичную советскую модель успеха: прожила долго – постоянно работала – страстно боролась – умерла в почете. И все. Будто не было ни головокружительной профессиональной карьеры, ни бешеной ревности десятков поклонников, ни счастливой, но очень горькой любви.
По воспоминаниям современников, Андреева была «ослепительно красива»…
Сценическую деятельность Мария Андреевна начала в 1886 году на казанской сцене в антрепризе Медведева. Выйдя замуж за высокопоставленного чиновника А. А. Желябужского, прервала профессиональную артистическую карьеру, но со сцены не ушла.
Выступала как актриса-любительница – сначала в Тифлисе в Артистическом кружке (сыграла Ларису в Бесприданнице Островского, Марьицу в Каширской старине Аверкиева и др), потом в Москве в Обществе искусства и литературы, где стала партнершей К. С.
Станиславского и одной из наиболее ценимых им актрис на роли «героинь». Исключительные данные (редкая красота, грациозность, музыкальность) сочетались в ней с работоспособностью и преданностью сцене.
С декабря 1894 года Андреева сыграла в постановках Станиславского Олю Василькову в Светит, да не греет, Юдифь в Уриэле Акосте, Ларису в Бесприданнице, Раутенделейн в Потонувшем колоколе и др. Всего на сцене Общества сыграла 11 ролей.
Была пресса, любовь публики, успех. Сама великая княгиня Елизавета Федоровна писала ее портрет. Казалось, впереди только слава и лавры. Но Андреева вдруг увлеклась… «Капиталом» и прочей марксистской литературой. вступила в ряды РСДРП – втайне от мужа, втайне от театра, от коллег.
Одновременно она умудрилась завести бурный роман с Саввой Морозовым. Как известно, нельзя объять необъятное, и когда в ее жизни появился Максим Горький, артистическая карьера, так удачно начавшаяся, постепенно сошла на нет.
Самое большее, на что Андреева могла рассчитывать, – небольшие роли второго плана.
Именно революции, а не театру отдала она всю свою энергию, свой темперамент и организационный талант. Замужняя светская женщина, известная актриса – великолепная ширма для революционной подпольной организации.
Задания множились: от помощи в подготовке побега большевиков из Таганской тюрьмы до хранения лент с патронами в письменном столе. К тому времени статский советник Желябужский перестает интересовать Андрееву совсем. Дети пристроены у сестры.
Все силы могут быть «отданы борьбе»…
После октября 1917-го начался новый отсчет времени. Те, кто вкладывал в революцию силы, здоровье и деньги, мгновенно захотели получить компенсацию: новые посты и «портфели». Не забыта и Андреева: она становится комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области, то бишь Петрограда и всех его окрестностей.
В дневниках Корнея Чуковского есть запись от 18 апреля 1919 года, как в кабинет Шаляпина «влетела комиссарша Мария Федоровна Андреева, отлично одетая, в шляпке – «Да, да, я распоряжусь, вам сейчас подадут!..» Распоряжалась. Выделяла. Наказывала и миловала. Если ей самой требовалась поддержка – немедленно апеллировала к Ленину.
Обратилась к Блоку «прямо и бесцеремонно» – возглавить Большой драматический театр, но тот благоразумно отказался.
В начале 20-х годов в жизни писателя произошли существенные перемены. Место Марии Андреевой заняла другая особа, которая стала незаменимым секретарем и сердечным другом писателя – Мария Игнатьевна Будберг – «железная женщина», о которой Берберова написала целую книгу. Горький, расставшись с Марией Федоровной, сохранил с ней ровные отношения.
Зимой 1931 года Андреева получила свое последнее назначение – стала директором Дома ученых в Москве. Весь темперамент и энергию, не израсходованную до конца, она вложила в новое дело.
Дом ученых на многие годы стал одним из интереснейших мест общения интеллигенции столицы. Мария Федоровна приглашала туда многих выдающихся людей, частенько и сама выступала с воспоминаниями. Основные ее темы: Ленин и Горький.
В то время самые популярные и выигрышные темы. Отработанные елейные тексты шли на ура.
Мария Федоровна Андреева скончалась 8 декабря 1953 года в возрасте 85 лет.
Казалось бы, по всем каноническим большевистским меркам, она прожила прекрасную жизнь, принесла большую пользу делу революции, была соратницей Ленина и Горького, ее имя вписано в историю Художественного театра, она любила и была любима… Но, по воспоминаниям очевидцев, в гробу на ее лице была маска страдания. И никакого умиротворения и покоя…
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/repin_portret_aktrisy_andreevoy.html
Как создавался шедевр
В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге экспонируется одно из самых монументальных творений И. Е. Репина — знаменитая картина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
Для картины и всех сопутствующих ей этюдов создан специальный зал с верхним освещением. Государственный Совет — законосовещательный орган — был учрежден 30 марта 1801 года, вскоре после восшествия на престол императора Александра I.
До 1885 года Совет заседал в Зимнем дворце, а с 1885 года — в Ротонде Мариинского дворца, где и написана картина Репина. Из Мариинского дворца после 1917 года это огромное полотно (400 х 877 см) было передано в Музей революции, а в 1938 году прочно заняло свое место в Русском музее. Москвичи смогли увидеть картину И. Репина в 2002 году.
Она прибыла в специальном климатическом фургоне и экспонировалась в Георгиевском зале Кремля, а затем в Выставочном зале федеральных государственных архивов.
Илья Ефимович Репин (1844-1930).
И. Е. Репин. Эскиз картины 'Торжественное заседание Государственного Совета'. 1901 год.
Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев (1827-1907). 'Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что сделано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху' (И. Э. Грабарь).
Главнокомандующий войсками гвардии, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович (1847-1909).
Сенатор А. П. Иващенков (1842-1906).
Министр финансов С. Ю. Витте (1849-1915).
Обер-гофмейстер князь М. С. Волконский (1832-1907).
Генерал от инфантерии Н. Н. Обручев (1830-1904).
Министр иностранных дел граф В. Н. Ламздорф (1844-1907).
Председатель Государственного Совета великий князь Михаил Николаевич (1832-1909).
Подписка И. Е. Репина о передаче прав на картину 23 января 1904 года: '…право художественной собственности… уступаю правительству в лице Государственного Совета…'
Парадный портрет Николая II И. Е. Репин писал с натуры в 1895 году.
‹
›
Предложение запечатлеть юбилейное заседание Государственного совета Репин получил в апреле 1901 года. Переговоры вел вице-президент Академии художеств Иван Толстой. Конечно, не от него зависело приглашение художника: граф выполнял поручение министра императорского двора, согласованное с монархом. Репин согласился.
Увлекла масштабность замысла, родившегося в чиновничьих головах. Понимают ли правительственные бюрократы, что подобного группового портрета — по количеству персонажей — более 80 — не найти, пожалуй, во всей мировой живописи? Как раз это и подзадоривало.
Вступить в состязание с титанами прошлых веков, доказать, что и мы не лыком шиты, — как тут не загореться?! Однако мастер поставил условия. Главное — привлечь помощников. Труд предстоит огромный, требующий помимо прочего отменного здоровья. А у него болит от переутомления правая рука.
Приходится подвязывать ее лентой через плечо и под локоть, но перевязь сковывает движения, и все равно больно. Когда совсем невмоготу, он пробует писать левой, но у левой нет необходимой уверенности и навыка… Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали. Рембрандт, например, или Рубенс.
Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один.
На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов (1875-1941) участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) обещал стать гордостью русской культуры.
«На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил И. Е. Репин. — Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу.
Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха».
Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость — дело наживное.
«Творческая бригада» начала работу за несколько дней до торжества. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка.
Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер — в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, — был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью.
Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге.
Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом.
Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной.
Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей.
Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла.
Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. 57-летний профессор, превозмогая боль в руке, самозабвенно работал. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов!
Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане.
Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского (статс-секретарь Государственного Совета, а справа — служащего канцелярии (помощник статс-секретаря князь Д. П. Голицын-Муравлин).
В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ. Если три стоящие фигуры мысленно соединить, образуется треугольник, который дает ощущение пространства. Это прекрасно выявило перспективу.
И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках (помощник статс-секретаря В. А. Лыщинский) должен идти через зал по диагонали. Это внесло легкое неуловимое движение во всю картину.
Репин написал второй, уточненный эскиз. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение.
Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета! Произвольно искажен ход церемонии! Мыслимое ли дело — Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова… Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно! вызывающе! это скандал! что скажет его величество?!
Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец.
После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица… Заполнил два альбома.
Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден…
На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев — «совсем сова»; граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные»; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской — «сперва баки, затем уж лицо»…
В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон. Опытные академические служители сноровисто раскатали холст в Квадратном зале, натянули на подрамник, установили вдоль стены. Дворцовая прислуга обеспечила живописцев стремянками.
Подмастерья загрунтовали полотно и принялись чертить перспективу Ротонды с уходящими ввысь колоннами, двумя концентрическими кругами столов и кресел. Борис Кустодиев жаловался в письме невесте Юлии Прошинской: «Работа скучная и кропотливая — все линейки да циркуль, да угольник. Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким.
Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь — не знаю».
Все же за лето подготовительную работу одолели. Написали и верхнюю часть картины. Осенью сановники вернулись из отпуска, возобновились заседания Государственного Совета. Наступила пора портретных этюдов. Их, как и всю площадь картины, поделили: Куликов пишет левую часть, Кустодиев — правую, Репин — центральную.
Нередко все трое писали одного и того же «государственного натурщика», как посмеивались между собой ученики. Потом сравнивали, анализировали, у кого что получилось. Окончательное слово, разумеется, принадлежало профессору. Чаще он отбирал для картины собственную работу. Молодые не обижались, понимали: до Репина им далеко.
Хотя и у них случались удачи, появлялись счастливые поводы слышать слова одобрения. Это была прекрасная школа. По письмам Кустодиева чувствуется, как изменилось его настроение: «Самая картина только началась, и начинается интерес к ней, и работаем мы с удовольствием»; «Над ней работы много и работы интересной…
есть чему поучиться».
При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним.
Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить.
Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось.
Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля…
Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз. «Занят главным образом большой картиной, — сообщил Илья Ефимович в письме своему знакомому А. В. Жиркевичу 7 октября. — К ней постоянно делаю этюды с натуры, все с важнейших наших чиновников.
Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают позировать в зал Государственного совета, во всем параде. Такой блеск… Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я, — делают хорошие этюды. Но скоро настанет тьма, придется забастовать работой — зал очень темный».
Репин досадовал, что из-за осенних сумерек дело затягивается, хотя мог работать кистью не более трех часов в день. Правая рука почти не действовала. Писал в основном левой. Палитру, специально изготовленную по его чертежу, подвешивал на ремне к поясу.
Молодые подмастерья (в 1901-м Куликову было 26, Кустодиев у — 23 года) трудились под наблюдением мастера дольше: «Время провожу довольно однообразно. К 10 часам иду в Совет, и там до 4-х работаем» (Б. М. Кустодиев).
Увлеченность и упорство давали плоды. К лету 1902 года огромный групповой портрет уже был близок к завершению. По крайней мере, так казалось Борису Кустодиеву. «Недели через две такой усиленной работы, как сегодня, мы кончим картину…», — спешил он обрадовать невесту.
Однако ученик, хорошо зная наставника, все же недооценил его требовательности к себе и к помощникам, бескомпромиссного стремления к совершенству. Еще и в следующем году все трое писали портретные этюды. Некоторых членов Государственного совета просили позировать вторично.
Эти работы Репин рассматривал как подготовительный материал. По существу же многие из них являются законченными и вполне самостоятельными произведениями. Они обладают всеми достоинствами творчества крупнейшего русского портретиста той эпохи.
Искусствоведы отмечают уверенную лепку объема, безукоризненную точность мазка, богатый и гармоничный колорит, мастерскую передачу фактуры одежды и окружающей обстановки, тщательную проработку и умелое выделение светом самых выразительных деталей — лиц и рук.
Наконец все портреты написаны и перенесены в общую композицию. Репин в последний раз прошел своей рукой по картине снизу доверху и слева направо. Вспоминая об этой работе, он в январе 1917 года писал Леониду Андрееву: «Правая рука на перевязи — так я левой…
Но ведь я левой рукой написал весь «Государственный совет»…» Тем самым Илья Ефимович подчеркнул свое единоличное авторство и имел на это полное право: не умаляя роли его помощников, специалисты признают картину созданием именно репинского таланта и мастерства.
Групповой портрет, созданный Репиным, стал ценнейшим историческим памятником своего времени.
4 января 1904 года двери Мариинского дворца открылись для всех желающих.
Публика получила возможность в течение нескольких дней увидеть и оценить «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
Квадратный зал, где стояло взятое в раму полотно — одно из самых больших в русской живописи, стал местом паломничества. О картине писали и говорили как о выдающемся явлении художественной и общественной жизни.
Эта картина стала последним великим произведением необычайно плодовитого художника, самоотверженная преданность которого искусству привела к неизлечимой болезни: перетруженная рука стала сохнуть.
Наступил упадок жизненных и творческих сил, последний период славной биографии, отмеченный лишь редкими удачами. Это и последняя работа, выполненная в Петербурге.
Закончив ее, Илья Ефимович окончательно переселился в свою усадьбу «Пенаты» в дачном поселке Куоккала (ныне Репино) на Карельском перешейке, бывая в столице лишь наездами (см. «Наука и жизнь» № 2, 2002 г.).
Детальное описание иллюстрации
Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/4966/
Репин И.Е. Портрет Леонида Андреева (Летний отдых). 1905
Илья Ефимович Репин – выдающийся мастер исторического, бытового и портретного жанров. Портреты составляют важную часть репинского наследия. Глубокая психологическая характеристика, умение передать неповторимую индивидуальность модели, живописное мастерство делают Репина одним из лучших портретистов своей эпохи.
В коллекции Омского музея находится одно полотно кисти Репина – портрет Леонида Андреева. Ранее он хранился в галерее известного коллекционера И.Е. Цветкова. Портрет был исполнен летом 1905 года в Куоккале, где Репин жил постоянно с 1903 года в собственном имении, названном им «Пенаты».
Произведения, написанные в это время, отличаются от его более ранних работ. Они были связаны с общим ходом развития искусства рубежа XIX – XX века.
Репин этого периода интересен как живописец, в чьем творчестве отразились художественные искания времени, поскольку по натуре своей художник был преобразователем, реформатором, остро чувствующим дух перемен.
В репинских «Пенатах», где постоянно собиралась художественная интеллигенция, часто бывал писатель Леонид Николаевич Андреев.
По словам Александра Блока, это был человек, «носящий, вернее, таскавший в себе мировой хаос».
Используя приемы символизма, Андреев стремился к выражению общественных идей и настроений в иносказательной форме. Его рассказы вызывали чувство острого беспокойства и недовольства жизнью.
Репин писал Леонида Андреева дважды. Первый портрет, созданный в 1904 году и известный под названием «Портрет Леонида Андреева в белой рубахе», хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Этот портрет, светлая красочная гамма которого построена на тонких градациях белого цвета, передает характер мягкий, натуру чуткую, духовно богатую, но лишенную энергии действия.
Созданный образ не удовлетворил Репина, и он получил от Андреева согласие позировать снова.
Спустя год Репин пишет второй портрет писателя — красивого человека «со смуглым точеным, декоративным лицом», сидящего, раскинув руки, на садовой скамье. Непринужденность, раскованность позы сочетается с почти царским величием.
Недаром Репин называл Андреева «герцогом Лоренцо». Портрет получил название «Летний отдых». Но первое впечатление от него обманчиво. Оно нарушается всем строем портрета, который направлен на динамизацию и даже драматизацию образа.
Диагональная крестообразная композиция, сочетание контрастных и дополнительных цветов (красный и чёрный, красный и зелёный), поворот головы модели в три четверти создают внутреннюю динамику, эмоциональную напряжённость и глубокий психологизм в передаче образа портретируемого.
Зеленый и красный цвета заставляют друг друга звучать сильнее. Фигура, несмотря на светотеневую моделировку, воспринимается скорее как пятно, а фон приближается скорее к плоскости, чем к глубокому иллюзорному пространству.
Возникающая в результате этого некоторая декоративность портрета связывает его с произведениями модерна — стиля рубежа XIX – XX века.
Источник: https://izi.travel/ru/ea06-repin-i-e-portret-leonida-andreeva-letniy-otdyh-1905/ru
Описание картины Ильи Репина «Портрет Андреева»
Описание картины Ильи Репина «Портрет Андреева»
Картина «Портрет Андреева» – это портрет, на котором изображен знаменитый русский писатель Леонид Николаевич Андреев.
Второе название работы – «Летний отдых». Художник намерено придумал это, второе, название, чтобы запутать зрителей. На первый взгляд, нам кажется, что на холсте изображен человек, который расслабленно сидит на скамье где-то в глубинке сада. Теплый, летний день, светит солнце.
Вокруг – сочная, зеленая растительность, с россыпью маленьких белых цветочков. Но это впечатление обманчиво. Картина была написана в далеком 1904 году, когда во всем мире господствовало направление модерн.
Репин также не остался в стороне и, вдохновившись бунтарским движением, воплотил в данной работе весь революционный дух поколения.
Перед нами портрет Леонида Андреева. В первую очередь на картине выделяется одежда человека. Красная рубаха, которая выглядит, как кровавое пятно на фоне зеленой травы. Автор намеренно использует алый цвет, чтобы передать душевное состояние портретируемого.
Писатель Андреев был известен, как человек дерзкий, неугомонный. Он воплощал в себе мировой хаос. Кроваво-красная рубаха – отражение его внутреннего мира. Особенно интересно смотрится контраст между красной рубахой, белоснежной лавкой и зеленью на заднем плане.
Несмотря на то, что писатель сидит, чувствуется движение, энергия, исходящая от картины.
Отдельно стоит обратить внимание на лицо Андреева. Его взгляд, устремленный вдаль, задумчивый, но недовольный. Видна внутренняя борьба, напряженность.
Черты лица Андреева также говорят нам о его сильном, волевом характере – прямой нос, острый подбородок, широкий лоб и сжатые губы. Поза сидящего также говорит нам о драматичности образа.
Лицо немного повернуто в бок, руки охватывают всю длину лавки.
(No Ratings Yet) ← Описание картины Карла Павловича Брюллова «Турчанка»Описание картины Василия Максимова «Больной муж» → Описание Аленушки Васнецова
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-portret-andreeva/
Читать
Екатерина Алленова
Илья Репин
- БЕЛЫЙ ГОРОД
- Москва, 2000
- Автор текста Екатерина Алленова
Руководители проекта: А. Астахов, К. Чеченев
- Ответственный редактор: Н. Надольская
- Редактор: Н. Борисовская
- ISBN 5-7793-0220-0
- Отпечатано в Италии
- © Белый город, 2000
Репутация
Репутация Репина как художника, соединившего в своем творчестве лучшие черты русского реализма, — эта репутация сложилась еще при его жизни. «Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…
Изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы», — писал Яков Минченков в знаменитых Воспоминаниях о передвижниках.
«На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», — вторит Минченкову Александр Бенуа.
Оба мемуариста — представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом.
Действительно, искусство Репина являет собой квинтэссенцию тех тенденций и приемов воздействия на зрителя, которые были выработаны в контексте реализма второй половины XIX века — это в известной мере собирательный образ русского искусства того времени, включая жанровый репертуар, художественные средства, соотношение между жанрами.
Автопортрет. 1878
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Веры Алексеевны Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вид на школу военных топографов в Чугуеве. Между 1854-1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Василия Ефимовича Репина, брата художника. 1867
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Репин был портретистом, мастером бытовой картины, историческим живописцем.
Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Репин «умел все».
Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. В исторической и жанровой живописи художник показывает себя очень значительным портретистом — мера индивидуализации каждого персонажа, доведенная часто до качества портретное™, в его картинах значительно выше, чем у любого из современных ему мастеров.
В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим.
Репин, правда, не занимался специально пейзажем, но то, что было выработано во второй половине века в области пейзажа, тяготеющего к импрессионизму, — передача быстроты и изменчивости жизненных впечатлений, открытый стремительный мазок, богатство фактуры — все это присутствует в репинских работах. С равным мастерством Репин пишет интерьерные сцены и сцены на открытом воздухе, а в немногих произведениях, где самостоятельной живописной темой становится природа, художник не уступает лучшим достижениям не только русской, но и европейской пейзажной школы.
Бурлаки, идущие вброд. 1872
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иов и его друзья. 1869
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина Бурлаки на Волге, с которой Репин дебютировал перед широкой публикой, сразу сделала его лидером среди русских художников.
«Четыре года тому назад Перов был впереди всех, — писал Иван Крамской, — еще только четыре года, а после Репина бурлаков он невозможен».
Репин стал первым русским художником, воплотившим не раз высказанную Владимиром Стасовым идею «хоровой картины». Своими Бурлаками Репин, в сущности, положил начало одной из магистральных тем русского искусства.
Казалось бы, одной этой картиной роль и место Репина в русской живописи в качестве «эпического поэта русского народа» и выразителя народных дум, устремлений и характеров были уже определены. Но ближайшие работы Репина оказались «изменой» этому привлекательному демократическому идеалу.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В Париже
В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств.
Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его Бурлаки, путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре, где начал работу над картинами Садко и Парижское кафе.
Сюжеты этих произведений — фантастическая сказка и жанровая сцена «во французском вкусе» — кажутся совершенно «не репинскими».
Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте».
Крамской, «душа передвижничества», был всем этим поражен и озадачен. «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? …
Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специальная народная струна. …Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен…
изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток».
«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, — отвечал Репин, — нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление» — и такой ответ есть не что иное, как утверждение права творческой свободы.
Дама, играющая зонтиком. 1874 Эскиз для картины Парижское кафе
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дорога на Монмартр в Париже. 1875
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дама, опирающаяся на стул. 1875 Эскиз для картины Парижское кафе
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. В одно и то же время Репин способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.
Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками.
Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д.
Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно…» — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571305&p=6
Илья Репин (Ilia Repin). Fine Art
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2011-11-30 04:56:00 kolybanov kolybanov 2011-11-30 04:56:00 Оригинал взят у nikole_t в Илья Репин (Ilia Repin). Fine ArtИлья Ефимович Репин (Рѣпинъ) (1844—1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана.
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891
- «В Гефсиманском саду» 1880-е
- «Выбор невесты» 1884-1897
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» 1885
- «На дерновой скамье» 1876
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея»
- «Портрет члена Государственного великого князя Владимира Александровича» (1847–1909)
- «Портрет члена Государственного совета генерала от инфантерии принца Александра Петровича Ольденбургского» (1844–1932)
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» 1888
«Портрет О.С.Гейнс» (2-й вариант) 1890
«Портрет композитора М.П.Мусоргского» 1881
«Портрет композитора А. П. Бородина» 1888
«Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» 1881
«Портрет композитора Александра Константиновича Глазунова» (1865–1936)
«Портрет С.А. Репиной»
«Запорожец» 1884
«Портрет М.Ф. Андреевой» 1905
- «Портрет артиста Григория Григорьевича Ге» 1895
- «Портрет Беллы Горской» 1910
- «Горбун» 1881
«ПОРТРЕТ ПОЭТА С.М. ГОРОДЕЦКОГО С ЖЕНОЙ» 1914
«Портрет писателя А.Ф. Писемского» 1880
«Портрет Е.Н. Званцевой» 1889
«Портрет писателя Леонида Андреева» 1905
«Портрет жительницы Чугуева С.Л. Любицкой» 1877
«На солнце» 1900
«Портрет профессора Дмитрия Менделеева»
» Портрет пианистки С.И. Ментер» 1887
«Портрет музыкального деятеля М.П. Беляева» 1886
- «Блондинка (Портрет Ольги Тевяшевой)»
- «Портрет художника Василия Сурикова» 1877
- «Танцующая» 1920-е
- «Самосожжение Гоголя» 1909
- «Семейный портрет Деларовых» 1906
- «Обнаженная натурщица со спины»
- «Женщина с кинжалом»
«Портрет Ю.Б. Репман» 1881
- «Портрет неизвестной»
- «Итальянцы» 1870
- «Монахиня» 1878
«Поприщин — герой новеллы Н.В. Гоголя «
- «Портрет мальчика» 1881
- «Букет цветов» 1878
- «Портрет Василия Кирилловича Сютаева» 1882
- «Портрет Данте»
«Портрет С.И. Мамонтова» 1880
«Портрет художника В.Д. Поленова» 1877
«Портрет писателя В.М.Гаршина» 1883
«Портрет художника И.Н. Крамского» 1882
«Портрет художника Н.Н. Ге» 1880
«Портрет Алексея Толстого» 1896
«Портрет И.С.Тургенева» 1879
«Портрет Л.Н. Андреева» 1904
«Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году»
«Портрет В.Г. Черткова» Конец 1880 — начало 1890-х
«Портрет военного инженера А.И. Дельвига»
«Хирург Е.В. Павлов в операционном зале» 1888
- «Читающая девушка» 1876
- «Портрет Юркевича» 1879
- «Тайный советник»
- «Портрет графини Наталии Петровны Головиной, во втором браке Голощаповой» 1896
«Портрет М.И. Драгомирова»
«Мужские головы»
«Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И.Е.Цветкова» 1907
Серов В.А. «Портрет Репина» 1901
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/1086293.html