«поклонение пастухов», эль греко — описание картины

«Поклонение пастухов», Эль Греко — описание картины

Картина Эль Греко Поклонение пастухов: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Поклонение пастухов», Эль Греко — описание картины

Благодаря разному освещению картина разделяется на две части. Художник подвергает изображаемые тела экстремальному искажению. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи. Они приехали на верблюдах.

Интересно, что центральная фигура (второй волхв) – автопортрет художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась Королевская семья, Семья Фелиппа IV. Их движения нам кажутся танцевальными и эта энергия невероятно оживляет полотно. Ей присущи причудливые формы и позы. Джотто создал произведение, казавшееся современникам настоящим чудом.

Это полотно средневекового художника поражает своей трогательностью. Немецкий художник создал это полотно между двумя путешествиями в Италию. Этот художник считается выдающимся мастером религиозной темы. Художник показывает Христа без одеяния.

«Поклонение пастухов», Эль Греко — описание картины

Картина Эль Греко «Поклонение пастухов» (описание)

Дева Мария находится рядом со своим сыном, лежащим на белоснежной простыне. Лебединая песня знаменитого испанского художника греческого происхождения. Один из волхвов, царь Каспар, стоя на коленях, склоняется для поцелуя к ногам Христа. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Святой Иосиф будто не участвует в происходящем и тянет упирающегося осла. Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы.

Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме.

Искусствоведы называют «Поклонение волхвов» одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494 и 1505 годами.

В то время как «пирамидальное» расположение центральных фигур относит нас к итальянской живописи эпохи Возрождения. Получился живописный сюжет-обманка.

Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Эта черта характерна для всех поздних картин Эль Греко.

Он не стал, как многие его предшественники, уделять внимание пышному кортежу волхвов. Место действия — мастерская самого художника (он выглядывает и-за большого холста справа), в центре композиции — пятилетняя инфанта Маргарита, которую окружают фрейлины и карлики-шуты. Самой светлой частью, естественно, является ложе Христа. Младенец беззащитен.

«Поклонение пастухов», Эль Греко — описание картины

Эль Греко, «Поклонение пастухов»

Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г.

Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия.

Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка).

А Младенец сам излучает свет играющий на лицах босоногих пастухов. В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива.

Поклонение пастухов — Эль Греко

Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. В картине живут еще и карлица-уродка и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Картина Менины всеми признанный шедевр художника. В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев.

Самая известная работа итальянского живописца Корреджо. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Картина изображает одну из придворных сцен.

«Поклонение пастухов», Эль Греко — описание картины

Описание картины «Поклонение пастухов»

Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец.

Перед этим он снял с себя корону, подчеркивая свое благоговение перед Богомладенцем. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Художественный мир Босха — один из самых загадочных и причудливых в истории искусства. Богомладенец изображен на нем с использованием минимальных выразительных средств.

«Поклонение пастухов», Эль Греко — описание картины

Картина Поклонение пастухов Эль Греко

Пастухи и ангелы празднуют чудо только что родившегося Богомладенца. Их тела переплетены и пронизаны лучами. В музее Прадо хранится самая знаменитая картина голландца — Сад земных наслаждений. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Лишь одного из них он подпустил к волхвам.

Несомненно, Корреджо был непревзойденным мастером искусства передачи света и контрастов.

Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Менины — не статичная работа, они проникнуты повседневным движением жизни. Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну.

Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов. Все происходящее в хлеву построено на игре жестов. Восточный мудрец смотрит на Спасителя серьезным и вдохновенным взглядом.

Ангелы и вовсе вплывают в картину на облаке. В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя.

В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо. Картина отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения.

Читайте также:  Картина «бурлаки на волге», репин

После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

Вместо этого в своей картине Дюрер изобразил несколько всадников на дальнем фоне. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/poklonenie-pastuhov-el-greko/

Картина «Поклонение пастухов»

Поклонение пастухов — один из эпизодов Нового Завета, входящий в рождение Христа..

История сюжета

Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к ним явился ангел и поведал о рождении спасителя.

Ангел подает пастухам знак, который направляет их в Вифлеем на поиски того самого младенца.
После долгих поисков пастухи все же добрались до яслей Иисуса и поведали матери его об их встрече с ангелом.

Младенец Христос стал надеждой для всего человечества, поэтому пастухи пали перед ним на колени, надеясь на спасение.

Создание полотна

Полотно «Поклонение пастухов», написанное знаменитым испанским художником Эль Греко в 1612 году, входит в цикл картин, посвященных библейским сюжетам. Данная картина относится к позднему периоду творчества художника, отличительными чертами которого являются мрачные цвета, загадочность и чувство безысходности.

В его работах данного периода образы людей приобретают все больше нереальных черт: пропорции людских тел сильно искажаются и приобретают пугающие нездоровые очертания, которые порой напоминают собой языки пламени, вырывающиеся из костра. Сильно вытянутые фигуры людей словно парят над землей, символизируя духовное слияние человека с Богом. Одежды мистических героев будто существуют отдельно от хозяев, они всегда остаются запечатленными в необычном движении.

Благодаря разному освещению картина разделяется на две части. Самой светлой частью, естественно, является ложе Христа. Дева Мария находится рядом со своим сыном, лежащим на белоснежной простыне.

Младенца окружают фигуры пастухов, лица которых слегка освещены светом, исходящим неведомо откуда. На второй, более темной, части картины изображены ангелы, зависшие в воздухе и с трепетом наблюдающие за новорожденным.

Существует мнение, что пастух, находящийся на переднем плане полотна, является автопортретом Греко.

Цветовая гамма картины делает ее мрачной и загадочной, стирая границы между реальностью и воображением. Таинственный свет, идущий от младенца Христа, делает фигуры людей расплывчатыми, что привносит в полотно нотку мистики.

Любимая картина Эль Греко

Эль Греко писал несколько полотен на этот библейский сюжет, но данная работа является его любимой и последней. Он создал ее специально для монастыря Санто-Доминго-эль-Антигу, где и находится его могила. Данное полотно долгое время служило украшением алтаря надгробия Эль Греко.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/kartina-poklonenie-pastuxov.html

Поклонение пастухов

И.Босх. Поклонение Младенцу

Рождество Христово распадается на несколько сюжетов, одним из которых является Поклонение Младенцу, включающее поклонение Ему  Девы Марии, пастухов и волхвов. Поклонение пастухов встречается в живописи гораздо реже, чем  поклонение Девы Марии и волхвов, и рассказывает о нем единственный  евангелист – Лука.

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк., 2:8-17).

Корреджо. Поклонение пастухов. 1529—1530

Согласно Евангелию,  сначала произошло Благовещение пастырям  о Рождестве Спасителя и только потом – об их  поклонении, и даже не об этом, а о том, что они нашли в пещере Марию, Иосифа и новорожденного Младенца в яслях.

В живописи этот сюжет, выраженный всего в одном предложении из десяти слов, в течение нескольких веков оброс многими деталями и подробностями, превратившись в благочестивый культ Поклонения, подобный поклонению волхвов.

Корни этого благочестия уходят в  двенадцатый-тринадцатый века, когда основатель ордена бернардинцев мистик Бернард Клервосский развил учение о поклонении и любви к Младенцу и Деве Марии. Он первым сделал акцент на бедности обстановки, в которой родился Спаситель, а Франциск Ассизский довел культ бедности до предела.

Позднее эту тему развивали францисканский монах Псевдо-Бонавентура и Бригитта Шведская, опубликовавшая незадолго до смерти свои  «Откровения…». Эти мистические видения и стали основанием для изображения Рождества Христова и Поклонения Младенцу, в том числе и Поклонения пастухов.

Читайте также:  Рыночный воз, томас гейнсборо, 1786

А.Мантенья. Поклонение пастухов. 1450

К этой теме обращались такие известные художники как Рембранд, Эль Греко, Караваджо, Мантенья, Босх, Рени, ван Хонтхорст,  Джорджоне и многие другие. Особенно большое распространение этот сюжет получил в Италии, где возник первый орден нищенствующих монахов-францисканцев, поклонявшихся святой бедности и пастухи изображались как их братья: нищими оборванцами.

Сначала, в соответствии с Евангелием, пастухи изображались просто взирающими на Чудо-Младенца,  потом  они постепенно стали изображаться поклоняющимися Ему. Менялось и число пастухов: сначала два, как у Джорджоне, потом – четыре. В конце концов, установилась традиция изображать количество пастухов, равным трем, по числу волхвов.

Появились и дары, которые пастухи  принесли Богомладенцу, подобно дарам царей-магов, хотя в Евангелии об это не сказано ни слова. Главным даром пастухов стал, конечно, ягненок, как символ жертвенного животного. По преданию пастухи пасли на горах ягнят, предназначавшихся для жертвоприношений в Иерусалимском храме.

Джорджоне. Поклонение пастухов. Ок. 1503

Из этого стада они и принесли ягненка Богочеловеку, ставшему жертвенным Агнцем за грехи мира, отменив все кровавые жертвы. Так интерпретируется не случайность благовещения о Рождении Младенца именно пастухам, а не волхвам-язычникам.

В семнадцатом веке количество даров пастухов увеличивается: теперь они несут еще и птицу, корзину яиц, кувшин молока и другие плоды сельского хозяйства. В руках пастырей, как правило, пастушеский посох, символ их служения.

Позднее пастухи стали образом епископского и священнического служения, а также (поскольку рассказали другим о том, что увидели в Вифлеемской пещере) первыми евангелистами.

В живописную программу изображения поклонения пастухов стала входить и музыка. Она льется на Святое семейство сверху в образе ангельского хора воспевающего «Слава в Вышних Богу и на земле мир…». У некоторых художников ангельский хор поет по нотам, которыми записана реальная музыка Средневековья.

Якопо Бассано. Поклонение пастухов

Музыка  исходит и от пастухов, атрибутом служения которых была дудочка, флейта или волынка, изображаемые на картинах с этим сюжетом. Позднее в Италии вошло в традицию играть в Рождество на дудочках перед образом Девы Марии с Богомладенцем в честь поклонения пастухов.

Охапка сены, которая также часто изображается в картинах с этим сюжетом или со сценой Рождества, заимствована из рассказа Псевдо-Бонавентуры. Свеча, которую оставил Иосиф, и яркий свет, исходивший от Новорожденного, это из Видения о Рождестве Спасителя Бригитты Шведской.

Псевдо-Бонавентура: «Когда настал час родить – было  это около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов.

Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери.

Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли».

Караваджо. Поклонение пастухов

Видение Бригитты Шведской: «Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты (…), плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело (…).

Вместе с Нею был добродетельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было.

Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. (…)

И когда все было готово, Дева с превеликим почтением преклонила колени в позе молящейся и повернулась спиной к яслям, лицо Ее было обращено на восток, а взгляд устремлен к небу. Она пребывала в экстазе, погруженная в созерцание, Ее переполняло восхищение божественной нежностью.

И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, – свет божественный совершенно поглотил свет материальный».

Рембрандт. Поклонение пастухов. 1646

Особенно ярко это  изображено у Рембрандта в картине «Поклонение пастухов». Здесь пастухи обступили Младенца, а Божественный свет, исходящий от Него  настолько сильный, что заслоняет свет, исходящий от фонаря, который держит один из присутствующих. Сияние Младенца подобно огненному очагу, к которому пришли греться обступившие Его.

Здесь буквально физически ощущается преобразующая сила и тепло Божественного Света, падающего на лица пастухов, выражающих веру и экстаз от увиденного. Сила света подчеркивает ночную тьму ночи, в которую явился Спаситель. В происходящее включены все присутствующие, даже корова и мальчик с собакой.

Приставная лестница, ведущая на верхние полати  хлева, иносказательно говорят о будущих Страстях Господа, в которых лестница — один из  инструментов этих Страстей (Снятие с Креста). Высокие своды подчеркивают значимость события, а стропила придают композиции устойчивость.

Читайте также:  Портрет мусоргского, репин, 1881

Эль Греко Поклонение пастухов. ок. 1600

Такой же сильной, но противоположной по духу, является  картина Эль Греко «Поклонение пастухов». Ее называют вершиной и лебединой песней  художника. В ней он тоже играет со Светом, делая его идейным центром.

Младенца (Свет миру) окружают фигуры, удлиненные и извивающиеся как языки пламени. Свет вырывает из мрака две группы: ангелов — наверху и Деву Марию с Младенцем, лежащим на ослепительной белой пеленке,  внизу. Вокруг Младенца группа пастухов, погруженных в полумрак.

В картине выражен весь трагизм времени Эль Греко, катастрофа, завершающая Возрождение, на смену которому пришла католическая реакция. Отсюда  деформация тел и одежды,  извивающейся языками пламенем вокруг тел.

Свет, скользящий по людям, разрушает их материальность и вносит в картину, с одной стороны, мистицизм, а с другой — обреченность. Колорит картины «Поклонение пастухов» теряет рембрандтовскую преображающую силу, приобретая пепельно-серый тон, выражающий отчаяние и трагичность ситуации, в которой человеку ничего другого не остается, как покорно  преклонтиться перед высшей Божественной силой.

Эль Греко. Поклонение пастухам. 1610

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/poklonenie-pastuxov/

Поклонение пастухов. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

Период Рождество и детство

Полезная информация

  • Поклонение пастуховПоклонение пастырейангл. Adoration of the shepherds
  • ивр. סגידת הרועים
  • Из толкования отдельных мест Талмуда следует, что по верованиям иудеев мессия должен был родиться в «башне стада» близ Вифлеема.
  • В этом месте паслись стада, предназначенные для храмовых жертв и, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом.
  • Ангел, возвестивший именно пастухам о рождении Спасителя, сделал это с целью показать, что наступает время, когда не нужно будет им более выращивать скот для заклания, так как жертву за грехи человеческие принесёт Сын Божий.
  • Существуют другая точка зрения почему первым из людей о рождении Спасителя было сообщено пастухам.
  • Так Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет:

«Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всём этом».

Слова о том, что радость будет всем людям, показывает, что Спаситель родился не только для одних евреев, но для всего человеческого рода.

Слова «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» акцентируют на том, что Иисус от рождения был Богом (в противовес учению гностиков, считавших что он им стал только после Крещения).

Явившееся воинство ангельское воспели пастухам о той радости, которая в тот момент была на небесах. Позже во время входа Иисуса в Иерусалим уже люди теми же словами будут выражать свою радость (Мф.21:9).

  1. Песнь, воспетая ангелами, стала в православии стихирой праздника Рождества Христова и вошла в состав Великого славословия.
  2. В католической традиции песнь ангелов в качестве первой строки входит в знаменитую доксологию Gloria («Слава в вышних Богу»), составную часть мессы латинского обряда.
  3. Вне литургии «Gloria» часто исполняется по торжественным поводам, например, при избрании нового Папы.
  4. Считается что ангелы, уходя на небо, повторили вновь видение Иакова о лестнице.

Богословское толкование Поклонения  пастухов

  • Придя к яслям, в которых лежал Христос, пастухи рассказали о явлении благовестии ангелов, а Мария сравнила слова ангела, явившегося пастухам, с тем что было ей сказано в момент Благовещения.
  • Пастухи, по мнению отдельных богословов, представляют собой прообраз архиеерев — духовных пастырей:
  • «долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нём и другим».
  • Кроме того, увидев Младенца, пастухи рассказывают всем об этой новости — поэтому, собственно, они и есть первые евангелисты.
  • Важно, что в этой сцене действие разворачивается ночью, что подчёркивается Лукой.
  • Такие ноктюрны являлись исключением в религиозной сюжетике, которая преимущественно рассказывает о событиях при свете дня.
  • На противоположном конце цикла жизни Иисуса — ещё одна ночная сцена — арест Христа в ночном Гефсиманском саду.
  • Сцена «Благовестия пастухам» редко встречается в станковой живописи и фресках, зато чрезвычайно распространена в миниатюрах.

Сцена «Поклонения волхвов» обычно изображается вместе со сценой «Рождества», но существуют и отдельные изображения. Подобные изображения были чрезвычайно распространены и часто смешиваются с собственно Рождеством.

  1. Евангелист Лука, говоря об явившемся множестве ангелов, не пишет, что речь идёт о музыкальном хоре, но обычно они изображаются именно так.
  2. Картуши и ленты в руках ангелов обычно содержат слова, сказанные пастухам в предыдущей сцене Благовестия: «я возвещаю вам великую радость».
  3. Количество пастухов в писании не указано, но обычно изображают троих человек, также, как и волхвов.

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/history/316-poklonenie-pastuxov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector