«Погребение графа Оргаса» одного из великих художников испанца Эль Греко — картина, по праву занимает место среди мировых шедевров живописи. Интересная картина не только тем, что принадлежит кисти великого мастера, но и множеством интересных фактов, которые с ней связаны, и наличием так называемых «пасхалок».
1. Сюжет картины основан на местной легенде
Город Толедо — одна из визитных карточек Испании.
Народ испанского города Толедо любил и восхищался доном Гонсало де Руисом за его благотворительность и щедрость даже после смерти. После его смерти было обнаружено завещание, в котором оговорено, что каждый владелец недвижимости должен ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе. Местные жители утверждали, что, когда в 1323 году тело графа было погребено, с неба спустились святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его лично.
2. Картина была создана после удачного судебного процесса
Портрет пожилого мужчины (предположительно, автопортрет Эль Греко). Написан около 1600 года.
В 1562 году наследники графа перестали выплачивать пожертвования, которые обещал Де Руис. В итоге возник судебный процесс, после успешного проведения которого платежи были возобновлены, а приходской священник Андрес Нуньес решил найти способ почтить память благодетеля церкви. Он попросил Доменикоса Теотокопулоса (известного как Эль Греко) нарисовать сцену погребения графа Оргаса.
3. Требования к картине были очень специфические
Фрагмент картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*
Нуньес четко изложил, что он хотел видеть на картине. В соглашении от 18 марта 1586 было оговорено, что Эль Греко должен не только изобразить местную легенду о погребении графа святыми, но также изобразить видных граждан города, которые присутствовали на похоронах. Также картина также должна была закрывать всю внутреннюю стену церкви. Более того, Эль Греко должен был сделать все это всего за девять месяцев.
4. Картина огромная
Размеры «Погребения графа Оргаса» — 480 × 360 см.
5. На картине изображён библейский сюжет
Библейский сюжет в верхней части картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*.
В верхней части картины посередине изображен Иисус, по бокам которого несложно заметить Иоанна Крестителя и Деву Марию, Святого Петра в желтой одежде, Лазаря, который восстает из могилы. Слева изображены Давид, Моисей, и Ной. Внизу же святые Стефан и Августин в золотых одеяниях укладывают графа на вечный отдых.
6. Король Филипп и папа Сикст V
Оба изображены в верхней части «Погребения графа Оргаса», а это означает, что испанский король и папа находятся на небесах. С одной стороны, вроде бы ничего плохого, если бы не одно но. В 1588 году, когда картина была уже закончена, обе эти человека были ещё живы.
7. Скорбящие на картине
Люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго.
Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих. Также на картине можно найти сына Эль Греко и заказчика — Андреса Нуньеса.
8. Душа графа
Чуть выше мужчин, стоящих на земле, парит ангел в золотых одеждах. В руках он баюкает, как младенца, некую призрачную форму, которая (как считают искусствоведы) символизирует душу де Руиса, поднимающуюся на небо.
9. Эль Греко сделал семейный портрет
Мальчик на картине — младший сын Эль Греко.
На «Погребении графа Оргаса» есть изображения как самого художника, так и его сына. Искусствоведы считают, что Эль Греко изображен среди скорбящих слева от центра. Он единственный изо всех людей на картине смотрит прямо на зрителя. Его младший сын Хорхе Мануэль — мальчик слева, который указывает на сцену погребения.
10. «Погребение графа Оргаса» висит на том же месте, где и была размещена изначально
Картина Эль Греко в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе в Толедо.
Картина была размещена на месте захоронения (в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе) так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.
11. Картина немедленно привлекла внимание
Благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей, а также известных людей, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание.
12. Картина была отправлена в запасники
Но было время, когда о картине практически забыли. В 19 веке картину сняли и отправили в хранилище в подвале церкви. В 20 веке ее вновь разместили на старом месте и сегодня «Погребение графа Оргаса» является не только известным произведением искусства, но также популярной туристической достопримечательностью.
13. Благодаря картине Эль Греко вошел в историю
Несмотря не то, что Эль Греко не всегда был популярным, этой картиной всегда восхищались критики и считали ее примером гениального композиционного воображения.
14. Эль Греко изобразил Землю и Небо в разных стилях
В верхней части картины «Погребении графа Оргаса» используются смелые цвета, неоднородное использование света, отсутствие глубины и непропорциональные удлиненные формы, которые ассоциируются с типичным стилем маньеризма Эль Греко. В отличие от этого, в нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света.
15. Это была любимая картина Эль Греко
Изумившись тому, что ему так мало заплатили за картину (1200 дукатов), Эль Греко сказал о своем произведении: » Хотя оплата уступает стоимости моей возвышенной работы, мое имя будут вспоминать потомки, как одного из величайших гениев испанской живописи «. И хотя это высказывание художника может показаться нескромным, на самом деле так и вышло.
Кристина созерцатель Кристина созерцатель
Источник: https://obiskusstve.com/814391831834397393/15-maloizvestnyh-faktov-o-kartine-el-greko-pogrebenie-grafa-orgasa/
Неизвестные факты о картине Эль Греко «Погребение графа Оргаса», которые повергают в шок
Испанский художник греческого происхождения Эль Греко был великим мастером своего дела, но если сегодня он считается одним из лучших портретистов, то еще при жизни его талант могли оценить по достоинству лишь единицы.
В 1586 году основавшийся в Толедо Эль Греко получил заказ от священника нарисовать огромную картину, основанную на местной легенде. Роспись заняла у живописца два года, а эта работа впоследствии стала для него одной из самых значимых.
Умелец уместил в свою картину много скрытых деталей, о существовании которых догадываются лишь единицы. В этом материале мы поведаем интересные факты о культовой работе эпохи Испанского Ренессанса.
Жесткие условия
Заказчик требовал, чтобы картина Эль Греко занимала всю стену церкви. Кроме того, нужно было изобразить не только похороны, но и всех видных горожан, присутствующих на церемонии погребения. На всё про всё у великого художника было всего девять месяцев.
Огромные размеры
Эль Греко справился с поставленной задачей с достоинством. Размер его росписи был поражающим: 480 на 360 сантиметров!
Живые мертвецы
По задумке, Эль Греко должен нарисовать множество представителей знати, но некоторых из них он воздвиг на небеса, еще когда они были живыми. Неясно, был ли это способ показать почтение или он попросту желал их кончины.
Библейская тема
Картина состоит из нижней и верхней части. В самом верху изображен лик Иисуса, рядом с Ним нарисованы Дева Мария, Иоанн Креститель и Святой Петр. Также узнаваемы Давид, Лазарь, Моисей, Ной и другие библейские персонажи.
Семейный портрет
Хитрец Эль Греко увековечил в картине самого себя, причем его образ смотрит в глаза обозревателю картины. Нашлось место и сыну Эль Греко — он указывает на процесс погребения.
Разные стили
Мы уже говорили, что картина делится на две части. Если верхняя часть исполнена в более жизнерадостных тонах, то нижняя нарисована в более мрачных и символизирует траурную атмосферу происходящего.
Любимая картина художника
Несмотря на то, что Эль Греко заплатили ничтожную сумму денег за его старания, он не отчаивался, зная, что проделанная работа прославит его на весь мир. С этим он не прогадал, ведь картина стала популярной в считаные дни после завершения.
Времена забвения
В XIX веке картину на время сняли со стены церкви и поместили в хранилище у подвала. К счастью, работа Эль Греко не повредилась, вернулась на стену и сейчас притягивает в Толедо, словно магнит, толпы туристов со всего мира.
Картина нарисована по мотивам легенды
Сеньор Оргас дон Гонсало Руис был очень добрым и щедрым человеком, а местные жители его попросту обожали. Согласно легенде, святые лично спустились с небес, чтобы проводить душу Оргаса в последний путь.
Изображение души
В самом центре картины нарисован ангел в золотых одеяниях, уносящий душу дона Гонсало к Всевышнему.
Гробница графа
Примечательно, что место захоронения всеми любимого графа находится непосредственно позади громадной картины. Благодаря этому приему создается впечатление, будто святые находятся рядом с усопшим.
Картина увековечила Эль Греко в истории
Увы, при жизни Эль Греко был непризнанным гением, современники не понимали фантасмагорических и сюрреалистичных мотивов в его картинах. Только лишь картина о погребении графа Оргаса
стала своего рода живой энциклопедией творчества великого художника.
Заказчик в числе скорбящих
Эль Греко увековечил фигуру заказчика в своей картине, изобразив Андреса Нуньеса в образе одного из пришедших на церемонию. Кроме того, добродушный художник рисовал не только именитых людей и важных персон города, но изобразил и своего близкого друга Антонио.
Творчество Доменикоса Теотокопулоса вдохновляло многих писателей и поэтов, а ученые до сих пор ломают голову, изучая его стиль. Эль Греко был настолько индивидуален, что ни одно направление не способно охарактеризовать его наработки.
Ранее мы писали о знаковых картинах русских художников, которые показывали главные проблемы тогдашнего общества.
Источник: https://boom.ms/fakty-o-kartine-el-greko/
Картина «Погребение графа Оргаса»
Самая известная картина живописца эпохи Испанского Ренессанса, Эль Греко, 1586—1588 гг. Размеры 480 × 360 см. Картина размещена на месте захоронения графа так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.
Центральным сюжетом была выбрана местная легенда о толедском святом, доне Гонсале Руисе, он же граф Оргас, жившем в 13-14 вв. Согласно легенде, когда граф умер в 1312, сами святой Стефан и блаженный Августин спустились с небес, чтобы лично предать земле усопшего
Благочестивый набожный христианин, дон Руис, прославился благотворительной деятельностью. После его смерти было обнаружено завещание с указанием, что каждый владелец недвижимости должен был ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе, прихожанином которой и являлся граф.
В 1562 году наследники графа перестали выплачивать пожертвования. В результате судебного процесса платежи были возобновлены, а приходской священник Андрес Нуньес решил найти способ почтить память благодетеля церкви. Он попросил Доменикоса Теотокопулоса (известного как Эль Греко) нарисовать сцену погребения графа Оргаса.
Нуньес четко изложил, что он хотел видеть на картине. В соглашении от 18 марта 1586 было оговорено, что Эль Греко должен не только изобразить местную легенду о погребении графа святыми, но также изобразить видных граждан города, которые присутствовали на похоронах. Также картина также должна была закрывать всю внутреннюю стену церкви.
Более того, Эль Греко должен был сделать все это всего за девять месяцев.
Картина визуально делится на две части: «земную» и «небесную». Они отличаются и по цветовому решению, и по стилистическим характеристикам.
На разных небесных уровнях душу графа встречают Иоанн Креститель, Дева Мария, Лазарь, восстающий из могилы, ангелы и херувимы. В центре восседает Христос. Слева изображены Давид, Моисей, и Ной.
Внизу же святые Стефан и Августин в золотых одеяниях укладывают графа на вечный отдых.
На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Чуть выше мужчин, стоящих на земле, парит ангел в золотых одеждах. В руках он баюкает, как младенца, некую призрачную форму, которая (как считают искусствоведы) символизирует душу де Руиса, поднимающуюся на небо.
Христос, ангел с усопшей душой и дворянин внизу образуют вертикальную ось. Геометрические линии в построении композиции были очень свойственны Эль Греко.
Король Филипп и папа Сикст V оба изображены в верхней части «Погребения графа Оргаса», а это означает, что испанский король и папа находятся на небесах.
С одной стороны, вроде бы ничего плохого, если бы не одно но. В 1588 году, когда картина была уже закончена, обе эти человека были ещё живы.
Возможно, это было попыткой Эль Греко снискать расположение монарха, который не ценил картин художника.
Экспозиционная кульминация смещена к низу работы, где Стефан и Августин, склонившись, опускают Оргаса в землю. Святые одеты в золотые наряды, которые перекликаются с фигурой ангела и одеждами Петра в верхней зоне.
Таким образом, золотым цветом художник связал героев работы, относящихся к миру небесному, потустороннему.
В отличие от этого, в нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света.
Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих.
Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, — сын художника Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578. И отец, и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт.
Изумившись тому, что ему так мало заплатили за картину (1200 дукатов), Эль Греко сказал о своем произведении: «Хотя оплата уступает стоимости моей возвышенной работы, мое имя будут вспоминать потомки, как одного из величайших гениев испанской живописи». И действительно, благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей и известных современников, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание.
Но было время, когда о картине практически забыли. В 19 веке картину сняли и отправили в запасники в подвале церкви.
В 20 веке ее вновь разместили на старом месте и сегодня «Погребение графа Оргаса» является не только известным произведением искусства, но также популярной туристической достопримечательностью.
Несмотря не то, что Эль Греко не всегда был популярным, этой картиной всегда восхищались критики и считали ее примером гениального композиционного воображения.
Источник: https://musei-smerti.ru/kartina-pogrebenie-grafa-orgasa/
Церковь Сан-Томе
Музей одной картины, так еще называют церковь Сан-Томе. Работа Эль Греко «Погребение графа Оргаса» считается лучшим его творением и посмотреть ее можно только здесь.
Церковь Сан-Томе (Iglesia de Santo Tome), фото Jesus Moral Nuez
Среди множества архитектурных шедевров Толедо взгляд вряд ли остановится на скромной и неприметной церкви Сан-Томе (Iglesia de Santo Tomé). Но все же, многие туристы стремятся зайти внутрь. Здесь находится знаменитая картина «Погребение графа Оргаса», написанная Эль Греко.
Из мечети в церковь
Церковь Сан-Томе находится в еврейском квартале Толедо. Она небольшая, малоприметная. Как и большинство церквей города она была перестроена из мечети после того как королю Альфонсо VII удалось отвоевать Толедо у арабов. Название свое она получила в честь апостола Фомы.
Архитектура Сан-Томе
Колокольня, фото Son of Groucho
Построена церковь Сан-Томе в стиле мудехар и имеет три нефа. Бывший минарет мечети в XIV веке был восстановлен в мавританском стиле и стал колокольней. Колокольня построена из камня и кирпича, арочные окна подковообразные.
Внутреннее убранство
Среди художественных достопримечательностей: 3 алтаря, выполненные в стилях платереско и барокко; мраморная скульптура Девы Марии, мраморная купель для крещения, полотна Луиса Тристана.
Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»
Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса», фото Alberto Rodriguez
В капелле Консепсьон хранится картина «Погребение графа Оргаса».
Написана она была великим Эль Греко в 1576 году специально для церкви по заказу приходского священника Нуньес и посвящена легенде о погребении в 1323 году графа Оргаса, богатого горожанина и мецената.
Это одна из выдающихся работ мастера. Ее размеры 4,8 м на 3,6 м и вписана она в арку капеллы, поэтому никогда не вывозилась за пределы церкви.
На картине изображено погребение святыми Стефаном и Августином дона Гонсало Руиса де Толедо, графа Оргаса. В большинстве персонажей Эль Греко изобразил своих современников. В рыцаре можно узнать самого художник, а в маленьком паже — его сына Хорхе Мануэля.
Время работы
Церковь открыта для посещений ПН-ВС: 10:00 — 18:45 (с 1 марта до 15 октября); 10:00 — 17:45 (с 16 октября до 28 февраля).
Стоимость входного билета
Полный — €2,5; льготный — €2,2.
Как добраться
Ехать автобусом 5 от железнодорожной станции и автовокзала до Plaza de Zocodover.
Как я экономлю на отелях до 20%?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
Источник: https://ispaniagid.ru/iglesia-de-santo-tome-toledo/
Эль Греко
Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 в. занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541— 1.614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности.
Его творчество, аристократическое, утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни — острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 в.
Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 в.
, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все — даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом.
Эль Греко родился и получил первоначальное образование на острове Крит, в возрасте двадцати пяти лет переехал в Италию. Истоки его живописи многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Это реализм испанского искусства 16 в. с его интересом к духовному самоуглублению; наконец, это — итальянский маньеризм, привлекший Эль Греко лишь внешними художественными приемами. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения.
Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло здесь признания. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо — город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета. Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в силах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам.
Эль Греко — величайший мастер колорита.
Он любил пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными.
Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.
Эль Греко. Погребение графа Оргаса
Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире.
В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония.
На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы.
Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров — воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность.
Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба — что характерно для Эль Греко.
Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Здесь все находится в драматическом движении. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса.
Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков.
Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, пространство уплотнено фигурами, что усиливает сгущенность эмоциональной атмосферы. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы.
Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Ленинград, Эрмитаж).
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел
Здесь противопоставлены разные типы людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов.
Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей.
Круг портретируемых Эль Греко широк — он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа.
Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 в. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели.
За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи.
Он внешне сдержан, торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, разделенным по вертикали на две равные части.
Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии — с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.
Эль Греко. Поэт О. Парависино
Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом; портрет написан стремительным мазком.
Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу.
Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении, изменчивости, в этом он намного опережал свое время.
Ощущение жизни космических сил, во власти которых находится человек, нашло выражение в знаменитом пейзаже «Толедо в грозу» (1610—1614, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), исполненном глубокого философского смысла, тревожного мироощущения.
Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач.
Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придвор¬ным направлением, наступил в первой половине 17 в. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния.
Источник: https://artiques.ru/node/138
Картины, описание картин — Погребение графа Оргаса, 1586. — Музей Арт-Рисунок
Доменик о Теокопули (таково настоящее имя Эль Греко) — легендарный мастер, судьба которого таинственна и полна чудес. Его живопись занимает совершенно особое место в истории европейского искусства.
Родившийся на Крите, он стал «самым испанским художником», «живописцем кастильской набожности во времена Сервантеса, испанских миссионеров святой Терезы и Хуана де ла Крус».
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священник а Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время погребения кастильского вельможи графа Оргаса. Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес святой Стефан и блаженный Августин собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.
Заказывая Эль Греко картину, священники дали описание того, что должно было быть изображено на полотне. Этот документ сохранился до наших дней и свидетельствует , насколько точно художник следовал данным ему указаниям.
Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей, изображенных портретно. Друзья покойного — это в большинстве своем гордые испанские идальго.
Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте — эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других. В центральной части картины одетые в парадные мантии святой Стефан и блаженный Августин укладывают тело покойного в саркофаг.
Двое людей в картине смотрят прямо на зрителя. Мужчина, лицо которого видно над святым Стефаном (искусствоведы предполагают, что это может быть автопортрет художника), и мальчик, жестом как бы заостряющий внимание зрителя на совершающемся мистическом чуде, — это сын Эль Греко.
Нет ничего суетного, житейского, обыденного.
Нет следов церковного интерьера и ненужных предметов, ничего лишнего и второстепенного , что бы отвлекало от главного. Лишь строгие, скорбные лица, застывшие в глубокой задумчивости, и погребальные факелы.
В верхней части картины, замкнутой полукружием, изображена другая сцена — происходящее в то же самое время на небесах. Душа умершего изображена в виде спеленатого младенца. Рука Спасителя обращена к находящейся почти симметрично напротив Марии. Остальное пространство верхней части картины заполняют ангелы и святые.
Великолепно передана Эль Греко торжественно-тр аурная гамма серо-серебристы х и золотисто-желты х тонов с акцентами желтого, синего, черного, красного, оранжевого и желто-зеленого.
Картина «Похороны графа Оргаса» напоминает огромный красочный узор, все элементы которого взаимосвязаны, каждый мотив находит созвучие, темы варьируются, усложняются, сливаются.
Так же великолепно передана Эль Греко материальность предметов, различие фактуры тканей в одеждах идальго и тяжелых серых сутанах монахов, прозрачность белой накидки дьякона, отблески пламени свечей. Блеск темного металла доспехов графа Оргаса контрастирует со сверкающей золотом парчой облачения святых.
Картина «Похороны графа Оргаса» стала настоящим украшением Толедо. Многие иностранцы специально приезжали в город, чтобы только увидеть эту картину. Сами толедцы не устают любоваться ею, каждый раз находя в ней что-то новое, и с особым любопытством изучают представленные на ней портреты великих мужей.
Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/319-el-greco/detail/2179-094213b18
Описание картины Погребение графа Оргаса – Эль Греко
Картина испанского живописца Эль Греко “Погребение графа Оргаса”. Размер картины 480 x 360 см, холст, масло. Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины “Погребение графа Оргаса” на сюжет старинной легенды.
В большинстве своем картины художника, написанные на сюжеты Нового завета, обладают известным единообразием художественных решений. Греко часто возвращался к одним и тем же образам.
Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина “Погребение графа Оргаса”.
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном.
Торжественно-скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. Вверху разверзается небо, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины.
Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера.
В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне.
Вместе с тем изображение участников погребальной мессы – монахов, духовенства и особенно толеданского дворянства, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности.
Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду.
Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук – как бы всплесках внутреннего чувства.
Наконец, своего рода синтез конкретно-реального и отвлеченно-возвышенного несут в себе образы святых Августина и Стефана, которые на переднем плане бережно поддерживают тело усопшего. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых – само воплощение высшей духовной красоты.
Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность.
Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза святого Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития – побиения святого камнями.
Это не просто нарядная вышивка, а целая картина типичного для Эль Греко призрачного характера.
Введение подобного мотива как бы совмещает в изображении прекрасного юноши настоящее и прошлое, придает его образу многоплановый оттенок. И в колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения.
Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса.
Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана.
Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Похороны графа Оргаса – Эль Греко Икусство прославленного испанского художника, крупнейшего представителя маньеризма Эль Греко долго пребывало в забвении и лишь в начале XX в. было……
- Благовещение – Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко “Благовещение”. Размер картины 114 x 66 см, холст, масло. Особенности творчества Эль Греко, нашедшие развернутое……
- Автопортрет – Эль Греко Автопортрет испанского художника Эль Греко. Размер картины 53 x 47 см, холст, масло. Эль Греко Доменико, испанский художник. Грек по……
- Святое семейство с Марией Магдалиной – Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко “Святое семейство с Марией Магдалиной”. Размер картины 132 x 100 см, холст, масло. В конце……
- Положение Христа в гроб – Эль Греко “Положение Христа в гроб” кисти Доменико Теотокопули, впоследствии прозванного Эль Греко, одно из немногих уцелевших произведений раннего периода творчества мастера…….
- Портрет монаха Ортенсио Парависино – Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко “Портрет монаха Ортенсио Парависино”. Размер картины 112 x 86 см, холст, масло. Между образами святых……
- Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский – Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из……
- Погребение – Якопо Тинторетто Портретная живопись, никогда не выходя на первые места в творчестве Тинторетто, тем не менее, сильно занимала художника. Как портретист, художник……
- Непорочное зачатие – Эль Греко Художественный стиль позднего Эль Греко уникален и динамичен. Его характеризует явное движение от натурализма к мистической проникновенности. Усилилась тяга художника……
- Крещение Христа – Эль Греко Огромное, вытянутое в высоту полотно “Крещение Христа” – единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному……
- Аллегория испанской пословицы – Эль Греко “Аллегория испанской пословицы”, – одна из “ночных” картин, написанных Эль Греко в Италии. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы……
- Исцеление слепого – Эль Греко Произведения на сюжет Исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются……
- Святые Апостолы Петр и Павел – Эль Греко Эль Греко – автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов “апостоладос” . К ним тесно примыкает эрмитажная картина……
- Апостол Павел – Эль Греко Апостол Петр не был призван Христом, как Его 12 учеников, во время земного служения. Сначала в Новом Завете его называют……
- Мученичество святого Маврикия – Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко “Мученичество святого Маврикия”. Размер картины 448 x 301 см, холст, масло. Остро и последовательно визионерский……
- Портрет Винченцо Анастази – Эль Греко Во время своего недолгого пребывания в Риме молодого критского мастера Доменико Теотокопули, получившего мировую известность под именем Эль Греко, наиболее……
- Вид Толедо – Эль Греко “Вид Толедо создан в поздний период творчества мастера, когда его искусство все чаще окрашивалось в трагические тона. Пейзаж, изображенный художником,……
- Портрет графа Д. Н. Шереметева – Орест Кипренский Граф Дмитрий Николаевич Шереметев – сын графа Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, “примы” шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи……
- Портрет Уильяма Лейка, Второго графа Дартмура – Джошуа Рейнолдс Для этого портрета Уильяма Лейка, Второго графа Дартмура Рейнолдс выбрал позу, которую часто использовал Ван Дайк….
- Моление о чаше – Эль Греко Художники часто переносят на полотно не то, что видят, а то, что рисует им их собственное воображение. Но живописное пространство……
Описание картины Погребение графа Оргаса – Эль Греко.
Источник: https://art.goldsoch.info/pogrebenie-grafa-orgasa-el-greko/
15 малоизвестных фактов о картине Эль Греко «Погребение графа Оргаса»
Эль Греко и его картина *Погребение графа Оргаса*.
«Погребение графа Оргаса» одного из великих художников испанца Эль Греко — картина, по праву занимает место среди мировых шедевров живописи. Интересная картина не только тем, что принадлежит кисти великого мастера, но и множеством интересных фактов, которые с ней связаны, и наличием так называемых «пасхалок».
1. Сюжет картины основан на местной легенде
Город Толедо — одна из визитных карточек Испании.
Народ испанского города Толедо любил и восхищался доном Гонсало де Руисом за его благотворительность и щедрость даже после смерти. После его смерти было обнаружено завещание, в котором оговорено, что каждый владелец недвижимости должен ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе. Местные жители утверждали, что, когда в 1323 году тело графа было погребено, с неба спустились святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его лично.
2. Картина была создана после удачного судебного процесса
Портрет пожилого мужчины (предположительно, автопортрет Эль Греко). Написан около 1600 года.
В 1562 году наследники графа перестали выплачивать пожертвования, которые обещал Де Руис. В итоге возник судебный процесс, после успешного проведения которого платежи были возобновлены, а приходской священник Андрес Нуньес решил найти способ почтить память благодетеля церкви. Он попросил Доменикоса Теотокопулоса (известного как Эль Греко) нарисовать сцену погребения графа Оргаса.
3. Требования к картине были очень специфические
Фрагмент картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*
Нуньес четко изложил, что он хотел видеть на картине. В соглашении от 18 марта 1586 было оговорено, что Эль Греко должен не только изобразить местную легенду о погребении графа святыми, но также изобразить видных граждан города, которые присутствовали на похоронах. Также картина также должна была закрывать всю внутреннюю стену церкви. Более того, Эль Греко должен был сделать все это всего за девять месяцев.
4. Картина огромная
Размеры «Погребения графа Оргаса» — 480 × 360 см.
5. На картине изображён библейский сюжет
Библейский сюжет в верхней части картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*.
В верхней части картины посередине изображен Иисус, по бокам которого несложно заметить Иоанна Крестителя и Деву Марию, Святого Петра в желтой одежде, Лазаря, который восстает из могилы. Слева изображены Давид, Моисей, и Ной. Внизу же святые Стефан и Августин в золотых одеяниях укладывают графа на вечный отдых.
6. Король Филипп и папа Сикст V
Оба изображены в верхней части «Погребения графа Оргаса», а это означает, что испанский король и папа находятся на небесах. С одной стороны, вроде бы ничего плохого, если бы не одно но. В 1588 году, когда картина была уже закончена, обе эти человека были ещё живы.
7. Скорбящие на картине
Люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго.
Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих. Также на картине можно найти сына Эль Греко и заказчика — Андреса Нуньеса.
8. Душа графа
Чуть выше мужчин, стоящих на земле, парит ангел в золотых одеждах. В руках он баюкает, как младенца, некую призрачную форму, которая (как считают искусствоведы) символизирует душу де Руиса, поднимающуюся на небо.
9. Эль Греко сделал семейный портрет
Мальчик на картине — младший сын Эль Греко.
На «Погребении графа Оргаса» есть изображения как самого художника, так и его сына. Искусствоведы считают, что Эль Греко изображен среди скорбящих слева от центра. Он единственный изо всех людей на картине смотрит прямо на зрителя. Его младший сын Хорхе Мануэль — мальчик слева, который указывает на сцену погребения.
10. «Погребение графа Оргаса» висит на том же месте, где и была размещена изначально
Картина Эль Греко в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе в Толедо.
Картина была размещена на месте захоронения (в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе) так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.
11. Картина немедленно привлекла внимание
Благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей, а также известных людей, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание.
12. Картина была отправлена в запасники
Но было время, когда о картине практически забыли. В 19 веке картину сняли и отправили в хранилище в подвале церкви. В 20 веке ее вновь разместили на старом месте и сегодня «Погребение графа Оргаса» является не только известным произведением искусства, но также популярной туристической достопримечательностью.
13. Благодаря картине Эль Греко вошел в историю
Несмотря не то, что Эль Греко не всегда был популярным, этой картиной всегда восхищались критики и считали ее примером гениального композиционного воображения.
14. Эль Греко изобразил Землю и Небо в разных стилях
В верхней части картины «Погребении графа Оргаса» используются смелые цвета, неоднородное использование света, отсутствие глубины и непропорциональные удлиненные формы, которые ассоциируются с типичным стилем маньеризма Эль Греко. В отличие от этого, в нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света.
15. Это была любимая картина Эль Греко
Изумившись тому, что ему так мало заплатили за картину (1200 дукатов), Эль Греко сказал о своем произведении: «Хотя оплата уступает стоимости моей возвышенной работы, мое имя будут вспоминать потомки, как одного из величайших гениев испанской живописи«. И хотя это высказывание художника может показаться нескромным, на самом деле так и вышло.
©
Источник: http://infodays.ru/15-maloizvestnyx-faktov-o-kartine-el-greko-pogrebenie-grafa-orgasa/