Площадь согласия (виконт лепик с дочерьми, переходящий площадь согласия)

В Эрмитаже, по данным на 1 января 2015 г. (официальный сайт музея), хранится  — 3 миллиона 106 тысяч 071 экспонатов.  В том числе:

  • 1 124 919 – памятников нумизматики;
    771 897 – археологических памятников;
    623 730 – графических работ;
    359 107 – произведений прикладного искусства;
    56 948 – фотографий;
    17 028 – произведений живописи;
    13 974 – произведения оружейного искусства;
    12 792 – скульптуры;
    2 978 – документов;
    2 607 – предметов истории техники;
    344 – редких книг;
  • 273 – предмета печатной продукции;
  • 146 523 – прочих экспонатов.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Если останавливаться возле каждого экспоната хотя бы на минуту, то для осмотра всего  собрания потребуется 5,9 лет, это без учета времени передвижения по музейным залам. У нас такого времени  нет.  Паче того  мы не архивисты,  не каталогизаторы и даже не финиспекторы, чтобы сверять все бирки на предметах и записи в инвентарных книгах.

Мы – обходчики, наблюдатели и к тому же записчики, как говорила бабушка русского декаданса Зинаида Николаевна Гиппиус. И у нас есть цель – встреча с титаном, оставившим свою трость у входа в музей. Поэтому  поспешим вперед, придерживаясь направления в сторону зала № 269, откуда можно подняться по лестнице либо на лифте на третий этаж.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Однако пройти равнодушно мимо зала № 241, называемого Галереей истории древней живописи,  нам еще никогда не удавалось. И не удивительно: здесь выставлены скульптурные работы Антонио Кановы и его последователей – европейских скульпторов-неоклассицистов.

Ведь чем отличается скульптура от живописи?  В живописи более развит элемент условности. Вы с помощью своего воображения, настроения и того, что сейчас принято называть интеллектуальным багажом, а раньше именовали просто знаниями, проникаете внутрь картины.

И в зависимости от степени совпадения вашего внутреннего мира и предложенного художником живописного решения выбранной темы вы либо воспринимаете картину, либо отвергаете ее или равнодушно переходите к следующей. Совсем не те отношения складываются у человека со скульптурой.

Особенно с великими произведениями ваятелей.

Такие произведения искусства, независимо от того  исполнены ли они в мраморе, бронзе или ином материале, являют собой материализованную  красоту, которая вас окружает, становится вровень с вами (или вы с ней!), ненавязчиво вовлекает вас в диалог, и вскоре вы начинаете отчетливо понимать, что в жизни есть какие-то вещи, более важные, чем работа с 9.00 до 18.00, телевизор, шопинг, спортзал и здоровое питание.     

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

«Имя Антонио Кановы (1757 – 1822) занимает одно из самых значительных мест в истории итальянского искусства. Все созданное им, подобно произведениям Донателло, Микеланджело, Бернини, Россо или Марини знаменует высшие достижения итальянского пластического гения различных эпох.

С самих произведений скульптора, и со слепков с его работ и в наши дни рисуют студенты итальянских и европейских академий. Персей Кановы стал олицетворением Рима, подобно Моисею Микеланджело, или Давиду Донателло — неотъемлемой части образа Флоренции.

Пластический талант народа Италии воплотился в этой крупной, значительной и для европейского искусства фигуре», — пишет доктор искусствоведения Елена Федотова, автор книги «Канова. Художник и его эпоха».

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Скульптурная группа «Амур и Психея» исполнялась А.Кановой дважды. Один вариант хранится в Лувре, другой, заказанный князем Юсуповым, — в Эрмитаже. Выполненная в 1796 г., эта скульптура украшала один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых — Архангельское.

Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем. Богиня Венера, завидуя красоте Психеи, возлюбленной Амура, отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него.

Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Ее возвратил к жизни поцелуй Амура.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

«Последний момент этой сказки и изобразил скульптор Антонио Канова в своей группе «Амур и Психея». Амур только что спустился на колено, его крылья еще распростерты в воздухе. Припав на одно колено, он бережно приподнимает с земли Психею, нежно поворачивая к себе ее лицо.

Изящным, несколько манерным движением закинув руки на голову своего возлюбленного, оживающая Психея пытается приподняться ему навстречу.

За спиной Психеи на складках покрывала лежит небольшой, плотно закрытый крышкой сосуд, в который Амур уже успел спрятать подземный сон», — отмечала в своей книге «Антонио Канова и его произведения в Эрмитаже» сотрудница музея Нина Косарева.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое его новое произведение встречалось с воодушевлением.

Грации – это древнегреческие богини хариты, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни.

Согласно энциклопедии «Мифы народов мира» их имена – Аглая («сияющая»), Ефросина («благомыслящая») и Талия («цветущая»).

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Хариты. Мрамор, 3 век до н.э. Музей Кирены (Ливия)

Верный идеалам неоклассицизма, Антонио Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций — античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Достоинством этой группы современники считали новое решение.

В отличие от восходящей к античности композиции, где две крайние фигуры обращены к зрителю лицом, а центральная, обнимающая своих подруг, — спиной, Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

«Композиция Кановы очень компактна и уравновешенна. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы. Эта скульптурная группа пользовалась большим успехом у современников Кановы, настолько воплощая их идеал красоты, что о ней говорили: «Она прекраснее, чем сама красота», — говорится в музейном описании «Трех граций».

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Канова много раз встречался с Наполеоном Бонапартом, делал его статуи и мраморные изваяния  его родственников. Император даже пожаловал ему орден Почетного легиона, от которого, впрочем, скульптор отказался.

Поэтому бюст Бонапарта работы выдающегося мастера, представленный в этом зале, может дать нам довольно достоверное представление о внешнем облике и личности «величайшего военного гения мировой истории» (акад.Е.Тарле).

Глядя на него, не скажешь, что перед нами военоначальник, командовавший победоносными армиями и диктатор, покоривший практически всю Европу. Это скорее  представитель некой интеллигентной профессии. Может быть,  естествоиспытатель или политический мыслитель, а может быть, выдающийся писатель.

Кстати, французское собрание сочинений и писем Наполеона насчитывает 32 тома. О  блестящем уме и стиле Бонапарта говорят хотя бы его афоризмы, многие из которых вошли в наш культурный обиход. Например, такие:

  1. От великого до смешного один шаг.
  2. Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
  3. Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес.
  4. У политики нет сердца, а есть только голова.
  5. Не давать людям состариться — в этом состоит большое искусство управления.
  6. Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима.
  7. В ранце каждого солдата лежит жезл маршала.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

В России всегда было двойственное отношение к Бонапарту. С одной стороны, завоеватель, вторгшийся в нашу страну, с другой – романтический герой, преобразователь мира. Пушкин: «Мятежной вольности наследник и убийца».

Лермонтов: «Муж рока! ты с людьми, что над тобою рок;/Кто знал тебя возвесть, лишь тот низвергнуть мог:/Великое ж ничто не изменяет». Тютчев: «Два демона ему служили,/Две силы чудно в нем слились:/В его главе орлы парили,/В его груди – змии вились…». Трагический победитель мира Наполеон вошел в отечественную культуру.

Тогда как Гитлер, например, всего лишь часть нашей трагической истории и прикладное пособие в идеологическом противостоянии с фашизмом.

Напротив Наполеона у противоположной стены зала стоит бюст его победителя — российского императора Александра I, работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770-1844). Как-то Канова похвалил Торвальдсена, и современной ему публикой Торвальдсен воспринимался как наследник великого венецианца.

«Бюст удивительно интересный. Его верхняя часть и нижняя часть сильно различаются. Верхняя часть – это что серьезное, строгое и злое… А внизу – улыбка. Та знаменитая улыбка Александра I, над которой подхихикивали, что она лицемерная, лукавая и ещё что-то.

Но это действительно было для него характерно…Удивительно редкий случай, когда в парадном мраморном портрете мы видим такое движение чувств», — рассказывал о бюсте работы Торвальдсена директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в одной из своих авторских  передач на телеканале «Культура».

Еще один экспонат этого удивительного зала заслуживает особого внимания – это мраморный портрет  графа Михаила Семеновича Воронцова работы итальянского скульптора Пьетро Тенерани (1789-1869), учившегося у Кановы и работавшего подмастерьем у Торвальдсена.

Крестник Екатерины Великой, сын русского посланника  в Англии, племянник  первого директора Петербургской  Академии наук Екатерины  Дашковой, Воронцов был  героем Отечественной войны 1812 года.

 Во время бородинского сражения  генерал-майор Воронцов командовал 2-й сводно-гренадерской дивизией, стоявшей на Багратионовых флешах – направлении главного удара французов.

Потери дивизии составили более 9/10 личного состава (к концу боя в строю оставалось 300 человек из 4 тысяч, свидетельствует Википедия), но она удерживала определённую ей позицию.  Сам граф Воронцов, находясь во главе дивизии, получил штыковую рану в рукопашном бою.

Отправляясь  на излечение в своё имение во Владимирской губернии, граф М.Воронцов отказался от эвакуации своего имущества из  дома в Москве перед приходом французов, приказав вывести на предназначенных для этого подводах раненных.

В  селе Андреевском были размещены около 50 раненных генералов и офицеров, а также  более 300 нижних чинов. Граф взял на себя расходы на раненных.

После выздоровления каждый солдат, перед отправкой в действующую армию, снабжался одеждой и 10 рублями.

Портрет М.С.Воронцова работы Д.Доу

После разгрома Наполеона М.Воронцов более трех лет командовал русским экспедиционным корпусом во Франции, в 20-30-хх годах позапрошлого столетия был генерал-губернатором Новороссии, а с 1844 г. – наместником Кавказа.

При Воронцове  Одесса стала центром международной торговли, получило развитие виноградарство в Крыму, он построил великолепный дворец в Алупке, способствовал образованию пароходства по Черному морю.

  На Кавказе он основал порт Ейск, где ему поставлен памятник, способствовал развитию виноградарства и военных поселений.

О простоте и доступности кавказского главнокомандующего свидетельствует появившаяся после его смерти у военнослужащих поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер». Кстати, главная улица слободы Нальчик до революции 1917 г. называлась Воронцовской.

  • Однако в массовом сознании граф, а с 1852 г. светлейший князь,  Михаил Семенович Воронцов остался только адресатом злой эпиграммы Пушкина:
  •                            Полу-милорд, полу-купец,
  •                            Полу-мудрец, полу-невежда,
  •                            Полу-подлец, но есть надежда,
  •                            Что будет полным наконец. 

«При первой встрече с Пушкиным Воронцов принял поэта «очень ласково» и объявил, что тот переходит под его начальство. Пушкин стал частым посетителем дома Воронцовых, пользовался библиотекой князя (тот был известным библиофилом – И.Т.

), общался с ним в одесском светском обществе. К концу 1823 – началу 1824 отношения их стали натянутыми в связи с увлечением Пушкиным женой Воронцова – Елизаветой Ксаверьевной и кознями А.Н.Раевского (друга и соперника поэта – И.Т.)», — говорится в энциклопедии Л.А.

Черейского «Пушкин и его окружение».

Дальнейшее известно из школьных учебников – командирование Пушкина на  борьбу с саранчой, его дерзкий отчет о командировке, увольнение поэта со службы, ссылка в Михайловское, эпиграммы на генерал-губернатора Новороссии и большой цикл лирических стихов, посвященных его супруге («Всё кончено, меж нами связи нет», «Храни меня, мой талисман», «Пускай увенчанный любовью красоты», «Сожженное письмо» и др.).

Описанный эпизод свидетельствует о том, что ни при каких обстоятельствах сильным мира сего не стоит вступать в контры с талантливыми литераторами. Не зря же Август Стриндберг как-то написал:  «Берегись, сволочь, мы встретимся в моей будущей пьесе».

В защиту (если он нуждается в нашей защите?!) Воронцова можно сказать, что, во-первых, Пушкин тогда еще не был тем Пушкиным, которого мы все любим, именно в михайловской ссылке начнется превращение молодого таланта в национального гения, а во-вторых, согласитесь, трудно оставаться хладнокровным, когда молодой повеса постоянно скандализирует вашу супругу.

Канова, Торвальдсен и другие выдающиеся скульпторы прошлого прилагали все свое огромное мастерство, чтобы каждый созданный ими сюжет или запечатленный в материале портрет предстал перед глазами будущего зрителя во всей полноте своего зрительного образа, даже если это была не только известная историческая личность, а, скажем, мифологический сюжет, как «Амур и Психея».

Современные же скульпторы не уделяют столько внимания деталям, полагаясь на воображение зрителя, его знания и общекультурную подготовку, они многое оставляют за скобками, аппелируют к нашему воображению, сосредотачиваясь в основном на знаке, интеллектуальном послании (мессидже) зрителю. Как тот же Ли Уфан с его «Тростью титана».

Читайте также:  Миланский (кафедральный) собор, милан

А наше воображение в отличие от чувств легко подается самообману.

Э.Дега «Виконт Лепик с дочерьми переходит площадь Согласия»

Нечто подобное произошло с нами в этот раз.

Мы рвались на третий этаж, чтобы полюбоваться, как виконт Лепик с дочерьми переходит площадь Согласия (Эдгар Дега), постоять перед «Автопортретом в каскетке» Поля Сезанна, его «Курильщиком» и видами горы Сент-Виктор, проверить, как себя чувствует «Красная танцовщица» Кеса ван Донгена, так ли хороши, как прежде, парижские виды Альбера Марке и арльские пейзажи Ван Гога. Мы пришли на третий этаж и остолбенели. Кругом были голые стены! Но сидела хранитель зала.  И у вас состоялся примерно такой диалог:

  1. —  О, Господи, а где картины?
  2. —  Уехали!
  3. —  Все?
  4. —  Абсолютно все!
  5. —  И далеко уехали?

—  Через площадь! В Главный штаб все перевезли!

  • —  А,  вы зачем же здесь сидите?
  • —  Так, работа такая – смотритель!
  • Вид на Главный штаб и Дворцовую площадь из Эрмитажа
  • Позже на сайте Эрмитажа ты прочитаешь: «7 декабря 2014 года в День Святой Екатерины в год своего 250-летия в Эрмитаже состоялось торжественное открытие постоянных экспозиций в Главном штабе.

В отреставрированных залах Восточного крыла здания разместился новый музейный комплекс, где представлены живопись XIX столетия, картины импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний С.И. Щукина и И.А. Морозова, коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства.

Здесь организованы специальные площади для показа современного искусства, Музея гвардии, а также залы памяти Карла Фаберже». Ты же был последний раз в Эрмитаже два года назад, в августе 2014 г., когда отвозил в Петербург гостившую у тебя на юге внучку.

 И занятый своими литературными и житейскими делами пропустил такое важное событие. Благо что мы живем в век высоких технологий, есть интернет и есть замечательный сайт Эрмитажа (http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru), в котором можно совершать виртуальные прогулки. В том числе и по залам Главного штаба! — http://hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/staff/index.html#node19

ИГОРЬ ТЕРЕХОВ, редактор РИА «КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ»

Источник: http://kbrria.ru/blogi/igor-terehov/16537

Площадь Согласия

В столице Франции недалеко от Тюильрийского сада и знаменитых Елисейских полей есть площадь Согласия, построенная в XVII веке, и по сей день восхищающая своим величием и красотой французов и гостей страны. Теперешнее название – площадь Согласия – является символом окончания смутных времен и начала движения к более мирному и прекрасному будущему.

История возникновения

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль.

В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика.

Монарха очень любило купечество и старейшины Парижа за то, что он направил экономическое развитие страны в сторону улучшения, поэтому памятник ему стал подарком от главных лиц города.

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции.

С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина.

На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)
Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения.

Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле.

Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. На нем изображены древнейшие иероглифы (их возраст составляет 3600 лет).

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Во-вторых, рядом с обелиском, по разные стороны, были установлены два фонтана, каждый высотой по 9 метров. Их автор – архитектор Гитторф, заслугами являются и другие постройки на площади, ставшие достопримечательностями площади и всей столицы Франции. «Фонтан Морей» и «Фонтан Рек» были украшены статуями мифологических персонажей и колоннами.

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный.

Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия.

На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Достопримечательности площади Согласия

Луксорский обелиск

Настоящим украшением Площади Согласия в Париже является Луксорский обелиск. Этот великолепный столб высотой в 23 метра высечен из розового гранита. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет.

Обелиск Луксора подарил Франции вице-король Египта Мехмет Али за расшифровку нанесённых на нём иероглифов одним учёным из этой страны.

Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор». И, по распоряжению короля Луи-Филиппа I, установлен на Площади Согласия в октябре 1836 года.

Для этого, были использованы сложные подъёмные механизмы, позволившие водрузить обелиск на специально изготовленный для него гранитный постамент.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Нужно отметить, что золотой наконечник появился на верхушке обелиска гораздо позже – в 1999 году. Для его изготовления было использовано около 1,5 кг чистого золота.

Особенно красиво обелиск с золотым наконечником смотрится ночью, в свете фонарей и лучей прожекторов.
Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры».

Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского.

Фонтаны Площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид.

И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй – Фонтан Морей.

Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

  • Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.
  • Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)
  • Эти фонтаны отлично вписываются в общую архитектуру площади Конкорд, так ещё называют Площадь Согласия и замечательно освежают воздух в знойный день.

Статуи Площади Согласия

  1. Площадь Согласия гордится своим обелиском с необычной историей, величественными фонтанами и искусно выполненными статуями, дышащими вековой историей.

  2. 8 городов — скульптурная группа на площади Согласия
  3. Каждый угол Площади Согласия украшают своеобразные скульптуры, установленные при короле Луи-Филиппе, которые являются символами 8 главных французских городов:
  • Страсбурга;
  • Марселя;
  • Лиона;
  • Нанта;
  • Бордо;
  • Бреста;
  • Руана;
  • Лилля.

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Эти монументы не являются произведениями искусства, но поражают своими огромными размерами, а также тем, что в каждом их постаменте в ХIХ в, было по небольшой квартирке, сдаваемой под жильё. В наши дни под ними находится большая подземная стоянка.

Кони Марли

Кроме статуй 8 городов, на Площади Согласия в Париже есть ещё две замечательных скульптурных группы, называющиеся «Кони Марли» или «Укротители коней». Оригиналы этих статуй, украшавших площадь с 1795 года, в наши дни находятся в Лувре, а на их месте красуются искусно выполненные копии.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Это было сделано для того, чтобы сохранить их для истории – от большого количества выхлопных газов покрытие скульптур стало терять свой внешний вид.

По вечерам площадь украшена яркими огнями подсветки от фонтанов и зданий. Всего лишь два здания расположены в северной части площади. Это отель «Крийон», символ роскошества и богатства. Недалеко от него – здание Министерства военно-морского флота страны. Оба здания по внешнему виду представляют собой дворцы, напоминающие Лувр.

Тематические экскурсии

Обзорная экскурсия по парижу

Пешеходная экскурсия. Вы увидите: Елисейские поля, Триумфальная арка, Площадь Согласия, Музей Орси, Эйфелева Башня, площадь Трокадеро,…

Цена 25.00 €. Продолжительность: 2 часа.

Париж: всё самое главное за 3 часа!

Бонжур! Добро пожаловать в город Света! Айда знакомиться с его тайнами и секретами, гулять по историческому центру и, конечно же, увидеть Нотр Дам!…

Цена 45.00 €. Продолжительность: 3 часа.

С южной стороны площади расположен мост Согласия, построенный в XVIII веке, ведущий через Сену к дому Французской ассамблеи – Дворцу Бурбонов. Находясь на площади Согласия, можно увидеть знаменитую Триумфальную арку, сад Тюильри, церковь Мадлен.

Как добраться

Адрес: Place de la Concorde, Paris 75008 Метро:

Источник: https://frenchparis.ru/place-de-la-concorde/

Описание Площадь Согласия

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Французская живопись XIX-XX веков из частных собраний Германии», Издательство «Харри Н. Абрамс», Нью-Йорк- Санкт-Петербург, 1995 г. Площадь Согласия – описание история, отзывы туристов, расположение на карте, фото и видео – достопримечательности Парижа.

Фонтаны на площади Согласия в Париже

Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Но площадь Согласия нас удивила. Роберт Херберт усматривает способ подчеркнуть тренированное безразличие фланера.

В той части площади, а страсти на этой площади некогда кипели бурные это здесь, отрубили голову королю Людовику XVI, что ближе к Елисейским полям. Оказавшись на ней, с трудом верится, что еще каких-то 250 лет назад здесь было болото. По окончании кровавого периода место неожиданно получило название «площадь Согласия» (Place de la Concorde). Особенно, когда смотришь вокруг.

Что лучшие его друзья – Моне и виконт Лепик, после Вскоре зачисления в мастерскую Глейра Базиль писал своему семейству.

С сильными характерами, Мужчина и женщина, достигшие в жизни немалых высот, реализовавшие себя как личности и спрятанная глубоко внутри боль, застарелая рана, месте, на где когда-то жила любовь, разрушенная людским коварством, завистью, юношеским малодушием, собственной гордыней.

Позже гильотинированы были зачинщики термидорианского переворота во главе с Робеспьером. Размах площади и какая-то особая атмосфера заставили нас вернуться сюда и утром заказать экскурсию, Романтическая обстановка.

Читайте также:  «перед атакой. под плевной», верещагин — описание картины

Работа была задумана как одна из тех сцен современного Парижа, в которых в середине 1870-х годов концентрировались важнейшие аспекты творчества импрессионистов и которые в значительной мере были предвосхищены Эдуардом Мане («Балкон», 1868-69, Музей Орсэ, Париж «Железная дорога», 1872-73, Национальная галерея, Вашингтон).

Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире. Для перевозки ценного груза был даже построен специальный грузовой корабль «Луксор». В это время инженер Аполлинер Леба разрабатывал и монтировал подъемные устройства. По каким-то причинам не его желавшего выставлять, Она находилась у художника, затем была продана Дюран-Рюэлю.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Другие интересные строения на площади Согласия

Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры «Цезарь» и «Юпитер» с подзаголовками «Портрет собаки» (Лепик, о чем красноречиво напоминает и «Площадь Согласия», был ревностным собачником).

Для доставки его в Тулон был построен специальный корабль «Луксор» и на доставку ушло два года. Обелиск изъяли из храма бога Амнона в Фивах.

Ренуару для «Бала в Мулен де ла Галетт» (1876, Музей Орсэ, Париж), позировали его друзья, но во всех этих и других подобных случаях картины не воспринимались в качестве всего лишь портретов.

Привезенные из Италии и Нормандии, Акварели, навеянные голландскими впечатлениями, десятка офорты, два картин и этюдов – в подавляющем большинстве опять-таки пейзажи.

Не вертикальные, Первоначальные линии ее пальто, а скорее диагональные, как теперь, быть могут объяснены другим поворотом фигуры. Лепик очень рано познакомился с Дега, а также с его братьями.

Сегодня мы можем высеченные видеть на граните эпизоды из эпопеи с перевозкой обелиска и его установкой.

Будто ни им до отца, Вся производит сцена такое впечатление, ни отцу до них нет никакого дела. Еще три года он пролежал без дела берегу на Сены, Везли архитектурное чудо до берегов Франции 2 года.

Своей застылостью он должен оттенять и уравновешивать сумму движений персонажей правой части композиции, Чаще же указывается особое амплуа «прохожего» – вспомогательный его характер роли. На отливку которого 1, 5 ушло кг чистого золота, в 1999 году верхушка Луксорского обелиска была увенчана золотым наконечником.

На другой – штурм средневековой На крепости, одной воображение нарисует рыцарский поединок, на третьей – королевскую свадьбу. Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием.

  • Площадь Согласия в Париже, Франция
  • Другие интересные места поблизости
  • Дополнительная информация об издании
  • Эти книги тоже могут вас заинтересовать
  • Описание фильма «Площадь Согласия»
  • Смотреть фильмы, похожие на Площадь Согласия
  • Отзывы к фильму «Площадь Согласия» (0)

Он уже в то время был знаком с Дега, отличие в от своих новых товарищей по Школе изящных искусств.

Такие, Приметы нового Парижа, прорезанные Османном, как мощные железные конструкции моста Европы или четкие архитектурные перспективы, все, что так волновало Дега Кайботта, не трогает.

На которой пролилось столько крови, а в 1795 году площади, решили присвоить примирительное название Площадь – Согласия. Никто иной как Дега уговорил участвовать Лепика в первой выставке «Анонимного общества художников».

В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода. Оба оставались завсегдатаями Оперы.

На Пасху (в тот год католическая Пасха совпала по времени с православной), русский император-победитель Однако подарок подарком, но каким-то образом монолит весом в 230 тонн и длиной около 25 метров нужно было доставить в целости и сохранности через Средиземное море.

С Людовиком Алеви (1834-1908) известным драматургом и романистом, Дега связывала довольно тесная дружба в 1870-е годы.

Хотя в отличие от нынешних времен, Ей отведена большая часть и, холста именно она задает картине настроение, площадь у Дега очень спокойна и почти пуста, неожиданное для портрета. По-видимому, Однако это письмо дышит полемикой борьбы с Дега его и сторонниками в момент организации шестой выставки импрессионистов и, не может считаться объективной оценкой.

  • Другая информация о фильме «Площадь Согласия»
  • Луксорский обелиск на Площади Согласия
  • Фонтаны Гитторфа на Площади Согласия
  • Музей на набережной Бранли в Париже
  • Святая капелла Сент-Шапель, Париж
  • Палаццо Веккьо на Площади Синьории во Флоренции
  • Площадь Согласия входит в160эти экскурсии

Он и Она восемнадцать лет спустя. Видно, в частности, что изменились контуры собаки и силуэт Эйлау, что оказалась переписанной ее одежда. Гравюры Лепика высоко ценил Дега. Кайботт в 1881 г. в письме к Камилю Писсарро писал, что у Лепика нет никакого таланта.

Эту площадь строили с 1757 по 1777 год. ltbr/gtltbr/gtПлощадь Согласия – самая в большая Париже. Quotмоментальная фотография пришла примерно десятилетием открытий позже Дега, Кёрк Варнеду абсолютно справедливо предостерегал от преувеличения роли фотографии в искусстве Дега.

Поиск формы кистью, Рентгеноскопия хорошо картины показывает энергичную лепку любой детали. Как и более ранней, Мы знаем не обстоятельств создания этой картины, находящейся в Коллекции Бюрле. 16 августа 1835 года за 3 часа постамент был установлен на глазах у изумленной королевской и семьи двухсоттысячной толпы парижан и вот.

Словом, она не замышлялась как портрет Лепика для Лепика. Однако сама установка обелиска заняла лишь несколько часов.

В обширной литературе, посвященной шедевру Дега, о нем сказано ничтожно мало. Считается, что Лепика Дега изобразил в «Джентльменской гонке» (Музей Орсэ, Париж). Что персонаж слева такой – же жанровый портрет, Невозможно отказаться от мысли, как сам Лепик или ренуаровские герои «Мулен де ла Галетт». В каждомиз них была лестница в ров, где были разбиты цветники.

Речь идет, разумеется, не о каких-либо заимствованиях, а именно о способе видения, порождающем особую композиционную двупланность: по существу фризовое размещение фигур переднего плана при ограниченной глубине пространства, которое становится для них фоном. Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод «мобильного офорта». Вот почему я люблю омнибус.

На нем безукоризненно сидящий сюртук. Внук наполеоновского генерала и сын генерала- бонапартиста, Аристократ, уклонился от карьеры, военной он сохранив семейные бонапартистские пристрастия, предпочтя ей искусство — живопись, скульптуру, но больше всего гравюру.

Она представляет собой портрет, с одной стороны, а другой, с причем один из самых необыкновенных во всем творчестве мастера, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Стоит обратить внимание на такую подробность, Вникая в специфику построения «Площади Согласия», как экипаж и лошадь левой в части холста.

Причем не без примеси, романтической Стиль его живописи колебался между импрессионизмом и реализмом предшествующего поколения.

Личными моментами, Мотивация картины создания определяется интуитивными, а не потребностью воспроизвести заранее заданный рассказ. Он был установлен на гранитный пьедестал на площади Согласия 16 августа 1835 года в присутствии королевской семьи и 200-тысячной толпы парижан.

Никогда не видевшему картины и угадавшему эти ленты по черно-белой фотографии, Нельзя не отдать должное Кёрку Варнеду, потому, наверное, что исторический факт такого оплакивания ему хорошо был известен.

Однако, Никто, что сам этот индивидуализирован персонаж лишь немногим менее, не обращал внимания на то, чем виконт Лепик. Юпитер – великодушие и т. п.

В центре же площади былаустановлена статуя Бушардона, работы Меркурий – богатство – Аполлон –поэзию, На каждомпавильоне предполагалось поставить статуи античных богов, олицетворяющие достоинства короля.

  1. Площадь Согласия: популярные отели рядом
  2. Отзывы о160достопримечательностях Парижа
  3. Площадь Согласия – знаменитое место Парижа 31 марта 2014
  4. Подробнее о достопримечательности

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/opisanie-ploshad-soglasiya/

Виконт гуляет в любую погоду

Выставка живопись

Государственный Эрмитаж представил публике вернувшуюся после почти двухлетней реставрации «Площадь Согласия» («Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия», 1875) Эдгара Дега. Рассказывает КИРА ДОЛИНИНА.

Выставкой в прямом значении слова это мероприятие назвать трудно — картина водружена на то место, где она пробудет довольно долго, пока вместе со всеми своими соседями по залам импрессионистов и постимпрессионистов не переедет в новые помещения в Главном штабе.

Но то, что это значительное художественное событие, сомнений вызывать не может: полотно очистили, оно стало светлее, ярче и даже на несколько сантиметров больше. Реставраторы отогнули спрятанную за подрамник нижнюю полосу холста, которая зрительно довольно значительно повлияла на итоговый формат.

Куратор выставки Альберт Костеневич даже предложил в своих подчеркнуто художественных «Заметках о картине» почти детективное расследование, кто и зачем отрезал еще около 8 см авторской живописи, при наличии которых у собаки появились бы ноги, а у девочек Лепик — удлиненные фигуры. Доказательства весьма спорные, но читателю точно будет интересно.

Основное же послание «выставки» — картина была и есть одним из главных украшений эрмитажной коллекции. С чем спорить никто не возьмется.

Виконт Людовик Лепик вышел на прогулку. С двумя дочерьми, Жанин и Эйлау, и собакой — русской борзой, одной из многих потомков принадлежавшего виконту когда-то чемпиона породы по имени Альбрект.

Виконт — приятель Дега с юношеских лет, средний художник, но виртуозный гравер, выходец из бонапартистской семьи, внук наполеоновского генерала, лошадник, собачник, страстный любитель гребли, оперы, балета и археологических изысканий. Дега не раз писал его портреты, часто вместе с той или иной из его собак.

Как не раз Дега писал семьи своих родных и близких, создав, по сути, один из самых странных типов групповых портретов в европейской живописи — портреты семейного одиночества.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Александр Петросян, Коммерсантъ

Эта прогулка виконта Лепика, без сомнения, тоже семейный портрет. Но еще она — городской пейзаж. А еще — жанровая сцена. А все вместе — одна из важнейших картин в истории искусства.

Пустота в центре композиции, все смотрят, идут и едут в разные стороны, фигуры обрезаны совершенно нещадно, главный герой с полотна уже почти сошел, а вроде бы второстепенный (фигура слева, опознаваемая исследователями как писатель-новеллист Людовик Алеви) персонаж динамикой своего движения, наоборот, грозится занять центральное место буквально через минуту после изображенного момента.

«Сюжет» этот вроде как даже можно описать вполне себе повествовательными средствами и даже насочинять сверху возможную драму отношений, но все в этой картине настолько неустойчиво и неопределенно, что смысл ускользает, еще не успев оформиться в слова.

Тут, конечно, возникает соблазн объяснить этот эффект одним из главных постулатов импрессионизма — никакой нарративности в сюжете. Но, видит бог, Дега как раз практически никогда ему не следовал.

И если следовать общепринятому пониманию импрессионизма как «впечатления», то «Площадь Согласия» кроме блистательной живописи как таковой это «впечатление» идей.

Недаром исследователи, получив «Площадь Согласия» в ощущение (а доступной она стала лишь в 1995 году, когда ее выставили в Эрмитаже, признав ее наличие в России с 1945 года в виде трофея), разрабатывают самые разные смысловые пласты.

Эта картина политическая (бонапартистский подтекст и сама площадь Согласия как место традиционного в 1870-е годы оплакивания потери Францией Эльзаса во франко-прусской войне), мелодраматическая (возможные психологические подтексты отношений героев) и, конечно, принципиально парижская. Последнее чрезвычайно важно.

Культура парижского фланерства была воспета во многих, порой гениальных текстах, но у Дега она нашла, пожалуй, самый точный и краткий себе гимн. Жизнь как искусство смотреть на мир вокруг себя, не сливаясь с ним. Париж как рама. Его обитатели как бесконечный повод для создания картины.

Игра, от которой обе стороны, наблюдатель и наблюдаемые, получают равное удовольствие. Это прекрасно сформулировал сам Дега: «В конце концов, мы же созданы, чтобы смотреть друг на друга».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1940371

Площадь Согласия (портрет виконта Людовика-Наполеона с его дочерьми)

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Эдгара Дега.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Эдгара Дега на натуральном  холсте.

Дега Эдгар Илер Жермен родился в семье банкира.

В школу Изящных искусств в Париже поступил в возрасте 21 год. Занимался в классе французского художника Ламота. Через год неожиданно для всех бросает учебу и отправляется в Италию. В течение двух лет самостоятельно изучает произведения великих мастеров XVI века и Раннего Возрождения.

  • Вернувшись в Париж, Дега пишет картины на историческую тему, но не идеализируя античность, а приближая ее к реальности тех лет.
  • В 1860-е годы копирует старых мастеров в Лувре.
  • Дега свойственно неприятие академического салонного искусства, он также не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра и оперы.
Читайте также:  Скульптуры в омске: фото, описание

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин. Примером тому служит картина «Портрет в хлопковой конторе», которая явилась результатом его поездки в Северную Америку и представляет собой композицию, производящую впечатление случайного снимка репортера.

Будучи человеком замкнутым, Дега предпочитает проводить большую часть своего времени за работой.

Он с удовольствием посещает танцевальные классы в Опере, наблюдая за тяжелым трудом балерин. Образы танцовщиц часто появляются на его картинах.

В середине 1880-х годов Дега начинает использовать пастель. Причиной тому был обострившийся конъюнктивит, которым художник заболел во время военной службы в качестве добровольца при осаде Парижа.

С помощью пастели он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 году.

В своих поздних работах художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. Таким образом ему удавалось передать ритм и движение сцены.

Одна из излюбленных тем Дега — изображение лошадей перед стартом. Для того, чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований.

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым. Он очень боялся потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей.

Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Эдгара Дега не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/dega-edgar/ploshchad-soglasiya-portret-vikonta-lyudovika-napoleona-s-ego-dochermi

Эдгар Дега "Площадь Согласия"

marfa_nikitina4

Эдгар Дега «Площадь Согласия»

Дважды я была на выставках в Эрмитаже, когда выставлялась картина Эдгара Дега «Площадь Согласия». В первый раз это была выставка «Неведомые шедевры», а во второй раз картина «Площадь Согласия» выставлялась как раз в Международный день музеев,  после её реставрации, на выставке «Возрождённые шедевры».

Эдгар Дега «Площадь Согласия».

(«Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия»). 1875 г.

Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Выставка в Эрмитаже «Неведомые шедевры» открылась 30 марта 1995 года.

Здесь  были выставлены картины,  вывезенные в конце войны из Германии, все это время хранившиеся  в запасниках Эрмитажа.  Большей частью это были картины, принадлежавшие немецким коллекционерам Отто Герстенбергу, Отто Кребсу и Бернхарду Келеру.

На выставке «Неведомые шедевры» были представлены 74 работы французских художников, в том числе  неизвестные полотна Эдуара Мане, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри де Тулуза-Лотрека, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо.

Одним из самых известных шедевров была картина «Площадь Согласия», написанная Эдгаром Дега в 1875 году.

Фонд «трофейного» искусства в Эрмитаже составляет около 800 живописных произведений и 200 скульптур из разных собраний.

Кроме того, в Эрмитаже хранятся папирусы из Австрийской библиотеки в Вене, японские и китайские произведения искусства из Восточно-Азиатского музея в Берлине, коллекция Герстенберг-Шарф, в том числе шедевр Дега «Площадь Согласия», собрание коммерсанта Отто Кребса (Ван Гог, Гоген), коллекция промышленника Бернхарда Келера (Сезанн, Курбе, Ренуар).

В 1995 году Госдума приняла закон о реституции, согласно которому практически все, попавшее в советские музеи, там и останется. Таким образом, все эти картины остались в Эрмитаже, а «Площадь Согласия» была направлена на реставрацию.

Полотно было пожелтевшим и колорит его стал коричневым. Еще перед выставкой 1995-го специалисты увидели, что 6-7 см нижней кромки холста с авторской живописью на нем завернуты за подрамник. Реставраторы  смогли развернуть эту часть холста, и формат картины довольно значительно изменился.

Главный персонаж картины — Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым.

Аристократ, внук наполеоновского генерала и сын генерала- бонапартиста, он, сохранив семейные бонапартистские пристрастия, уклонился от военной карьеры, предпочтя ей искусство — живопись, скульптуру, но больше всего гравюру. В «Площади Согласия» виконт Лепик показан отцом семейства.

Девочки Эйло, или Эйлау, названная так отцом в честь знаменитой битвы 1807 г. при Прейсиш- Эйлау, и Жанин, родились соответственно в 1868 и 1869 гг.

Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных во всем творчестве мастера, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном.

Конечно, работа эта – столь же портрет, сколь и жанровая композиция, причем жанровая в совершенно особом, импрессионистическом понимании. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Мотивация создания картины зрителю неизвестна.

Зритель не знает, как называл свой холст сам Дега, хотя есть все основания думать, что именно «Площадь Согласия».

Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран-Рюэля (на обороте, на подрамнике, имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde).

Впервые виконт Лепик  фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих).

  В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньких и ухоженных «кукол». В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода. В «Площади Согласия» все иначе.

Девочки обрели самостоятельность. Вся сцена производит такое впечатление, будто ни им до отца, ни отцу до них нет никакого дела. Отец смотрит в одну сторону, а внимание девочек и собаки привлекает что-то в совершенно другой стороне. «Согласия» у персонажей на полотне нет.

После реставрации картина была выставлена 18 мая 2012 года в цикле «Возрождённые шедевры».В результате напряжённой работы картине удалось вернуть не только ее изначальный размер.

Реставраторы Эрмитажа восстановили также авторский колорит картины.

Для этого было решено сделать максимально тонким слой лака, из-за которого поверхность картины была слишком гладкой и глянцевой, что не соответствовало оригиналу.

Источник: https://marfa-nikitina4.livejournal.com/223046.html

Читать онлайн "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883" автора Креспель Жан-Поль — RuLit — Страница 30

А вот Дега как художник сформировался самостоятельно. В Школе он провел лишь несколько месяцев и покинул ее, разочаровавшись в косной методике обучения, основанной на идеализации форм.

Провал в конкурсе на Римскую[40] премию напрочь отбил у Дега тягу к академическому образованию. Однако от пребывания на улице Бонапарта у него осталась дружба с Бонна и Эли Делоне, связывавшая их до конца жизни.

Вспомним еще об одном друге художника, виконте Лепике, которого Дега изобразил переходящим площадь Согласия в сопровождении дочерей и левреток.

[41] Этот представитель высшего света был вдобавок ко всему еще и художником, гравером, археологом и даже заводчиком собак!

Решив работать самостоятельно, Дега расстался со Школой и отправился в Италию, где без устали изучал живопись итальянских мастеров. Рождение его неповторимой манеры — а ему было тогда лишь двадцать лет — следует, очевидно, приписать изучению фресок Кватроченто.

При этом Дега вел жизнь аристократа: он часто сопровождал свою тетю, герцогиню Морбилли, в театр Сан-Карло в Неаполе, а также бывал на приемах у другой тетушки, проживавшей во Флоренции, — баронессы Беллели.

Все более совершенствуясь как художник, он в то же время приобретал тот светский лоск, который сохранил на всю жизнь.

Клод Моне, едва поступив в Школу, вскоре тоже оставил ее и даже не стал записываться ни в одну из частных мастерских; он считал, что ему довольно тех знаний, которые он приобрел на берегах Сены, в Гавре и Онфлере у Будена.

А вот Ренуар, не задержавшись у грозного Синьоля, выставившего юношу за дверь и посчитавшего его живопись излишне реалистичной, решил подготовиться к вступительным экзаменам у Глейра.

В апреле 1862 года он был зачислен в Школу изящных искусств, но не прекращал посещать его мастерскую вплоть до апреля Шббгода.

Мастерская Глейра

Около тридцати учеников одновременно занимались в мастерской Глейра, готовясь к вступительным экзаменам. Они прозвали Глейра слизняком, по сходству звучания слов «глейр» и «глер» (то есть слизь, мокрота).

Глейр был швейцарцем из кантона Во, автором довольно известного раннесимволистского полотна «Вечер, или Потерянные иллюзии», помпьеристом-соглашателем и любимой мишенью художников-острословов.

Благодаря своему благодушию он прослыл либералом, и потому к нему тянулась вся обожавшая независимость молодежь. Его учениками какое-то время были Ренуар, Моне, Базиль, Сислей и Франк-Лами.

А до них он делился своими бесценными познаниями — что, конечно, слишком сильно сказано, ибо профессор говорил с большим трудом, — перед Поставом Моро и Пюви де Шаванном. Рассказывая своему сыну Жану о том времени, Ренуар подробно описал жизнь, которую они вели в мастерской.

Он рассказывал, что Глейр, помня о собственной нищенской юности, не брал денег за уроки.

Ученики лишь скидывались по 15 франков на выпивку, еще 30 франков вносили в общую казну, а 30 уплачивали за три месяца вперед за наем помещения и 10 франков в месяц платили натурщикам.

Мастерская на улице Нотр-Дам-де-Шан открывалась в восемь утра и закрывалась поздним вечером. В полдень устраивался небольшой перерыв, чтобы дать ученикам возможность передохнуть и пообедать. За 0,75 франка можно было получить миску бульона с сухарями и котлету.

Шутки в мастерской

Два раза в неделю в мастерской появлялся Глейр — посмотреть работы и сделать поправки. Требования его были просты: рисовать и еще раз рисовать. Питая неприязнь к цвету, Глейр позволял ученикам браться за кисть лишь после долгих месяцев работы с живой натурой.

Ренуар вспоминал об огромной, почти лишенной мебели комнате, битком набитой молодыми художниками, склонившимися над мольбертами. Свет, падавший из находившегося, по всем правилам, в северной стороне застекленного проема, окрашивал натурщика в сероватые тона. Чтобы не отпугивать дам, папаша Глейр заставлял натурщиков надевать кальсоны.

В классе занимались три девушки, одна из них была англичанка, миниатюрная веснушчатая толстушка. Каждый раз она настаивала, чтобы натурщик снял свои «трусики». Глейр, здоровенный швейцарец, бородатый женоненавистник, каждый раз ему это запрещал. Англичанка решила поговорить с Глейром с глазу на глаз.

Остальные ученики твердили, что догадываются, о чем шел разговор и что именно сказала девица. Это выглядело примерно так: «Мистер Глейр, я уже разбираться в таких вещах, у меня есть лубофник». Ответ Глейра, говорившего с чудовищным акцентом, должно быть, звучал примерно так — «Я торошу сфоими клиентами из Сен-Жерменского претместья».

Кстати, Ренуар ошибался, принимая водуазский акцент Глейра за «тевтонский», и уж конечно ни один водуазец не говорил на таком почти водевильном, ужасном диалекте, каким нам его представил Ренуар, но Жан Ренуар из почтительности не решился что-либо менять в рассказе отца.

вернуться

Римская премия (фр. Prix de Rome) — награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 год и в конце концов превратившаяся в простой придаток к академической системе образования. Лауреат премии мог рассчитывать на годичное пенсионерство в Риме. (Прим. науч. ред.)

вернуться

Эдгар Дега «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия». 1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург (Собрание Герстенберга-Шарф, Берлин). (Прим. науч. ред.)

Источник: https://www.rulit.me/books/povsednevnaya-zhizn-impressionistov-1863-1883-read-294066-30.html

Ссылка на основную публикацию