Первая абстрактная акварель, кандинский — анализ картины

Ирина Балманжи

Друзья, у нас вышла потрясающая новинка — альбом для творчества «Василий Кандинский». Эта книга поможет вам познакомиться с абстрактным искусством и развить художественное ви́дение. Под обложкой — интересные факты из биографии великого живописца, 20 раскрасок по мотивам его картин и короткое описание каждого шедевра.

Хотите раскрыть свой творческий потенциал и научиться чувствовать цвет? Берите кисти, краски, карандаши и начинайте рисовать прямо в книге! Кстати, это отличный способ расслабиться и снять напряжение после тяжелого рабочего дня.

Великий новатор

Три основных цвета и их разнообразные оттенки, треугольники, квадраты, круги, прямые и изогнутые линии соединяются и расходятся на полотнах Василия Кандинского по особым законам.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныКомпозиция VIII, 1923

Вызвать эмоции, поговорить по душам — вот главная задача художника. Он первым понял, что важно не воспроизвести увиденное, а выразить суть, показать незримое. За 50 лет Кандинский создал жанр живописи, в котором главное — эмоции и чувства. Для их раскрытия он использовал формы, линии и цвета, создав новый мир — мир абстракции.

Озарение

В 1908 году Кандинский сделал открытие, о котором рассказал в тексте «Ступени», опубликованном в 1912 году: «Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу и в мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныИмпровизация 3, 1909

Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку.

Попытка на другой день при дневном свете вызвать то же впечатление удалась только наполовину: хотя картина стояла так же на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало также и тонкой лессировки сумерек. В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

О духовном в искусстве

В 1909 году Кандинский принялся за первый большой теоретический текст «О духовном в искусстве», опубликованный в конце 1911 года. В нем художник представил свое видение искусства, миссия которого — духовного порядка. Там же он высказал теорию об эмоциональном воздействии цветов на человека и об их внутреннем звучании.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины

Небесно-голубое (Синее небо), 1940

По его мнению, форму определяет только «внутренняя необходимость», а абстракция позволяет избежать стилизации, которая используется «для красоты» или бессмысленного эксперимента. «Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне», — писал он в своем манифесте.

Именно в этот период картины Кандинского освободились от предметности и превратились в чистые конструкции форм и цветов, а черные линии стали самостоятельными графическими элементами. «Картина с кругом» (1911) и «Картина с черной аркой» (1912) — его первые абстрактные работы.

Картина с черной аркой (1912, холст, масло, 189 × 198 см)

Некоторые искусствоведы именно эту картину 1912 года считают первым абстрактным произведением в истории живописи. На этом полотне мы видим три больших блока цветов: синий, красный и фиолетовый, — которые сталкиваются, как три континента. «Синяя» форма появляется в нижнем левом углу, пересекает пространство, окрашиваясь местами в светло-желтый и красно-оранжевый.

Для Кандинского синий — «небесный» цвет, а желтый — «типично земной»; он «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия». Теплота желтого, сталкиваясь с холодом синего, создает живой, но «болезненный» контраст.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныКартина с черной аркой, 1912

Белый — как «великое безмолвие». В нижней правой части много разных оттенков, среди которых доминирует алый: «Упорный, навязчивый, сильный тон… подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить». Над ними третий блок — фиолетовый: цвет, который, согласно Кандинскому, «возникает в результате вытеснения красного синим».

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныРаскраска по мотивам картины

Центральная часть композиции — большая черная изогнутая линия, которая пересекает пространство и задает ритм. Черная арка сближает три цветных блока, которые сражаются в контрасте цветов, символизируя конфликт между «духом» и «материей». В этой картине Кандинскому удалось передать духовное беспокойство с помощью чистых абстрактных форм.

Несколько кругов (1926, холст, масло, 140 × 140 см)

В 1922 году Кандинский переехал в немецкий городок Веймар преподавать в школе Баухаус. Начался новый период его творчества, который он сам назвал «лирическим геометризмом». Это синтез лирической абстракции, где главное — выразить эмоции, и абстракции геометрической, сосредоточенной скорее на сочетании форм.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныНесколько кругов, 1926

Все большее значение в уроках и работах Кандинского приобретают геометрические элементы — особенно круг, полукруг, угол, прямые и изогнутые линии. С 1925 по 1928 год художник особое внимание уделял кругу — и картина «Несколько кругов», созданная в 1926 году, полностью посвящена этой форме.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныРаскраска по мотивам картины

Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) — не его „геометрическая“ форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях.

Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть, и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня. Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения.

Я не выбираю форму осознанно — она сама выбирает себя».

Фуга (1914, холст, масло, 129,5 × 129,5 см)

Однажды во время просмотра оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре Кандинский испытал невероятно глубокие переживания от «абсолютного произведения искусства». Слушая музыку, он видел ее перед глазами. «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», — писал он позже, пытаясь передать свое впечатление.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныФуга, 1914

Вибрации его души вошли в резонанс с музыкой. Из этого он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать то же самое с помощью цветов и форм.

С этого момента реальность на картинах Кандинского почти полностью исчезает.

Он не воссоздавал окружающий мир, но вдохновлялся ощущениями — визуальными и акустическими — и показывал свое внутреннее восприятие.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картиныРаскраска по мотивам картины

Позже он писал: «Художник, не видящий цели даже в художественном подражании явлениям природы, является творцом, который хочет и должен выразить свой внутренний мир.

Он с завистью видит, как естественно и легко это достигается музыкой, которая в наши дни является наименее материальным из всех искусств. Понятно, что он обращается к ней и пытается найти те же средства в собственном искусстве».

Название «Фуга» Кандинский придумал, когда картина была закончена: он был уверен в ее «полифоническом звучании».

Еще в книге

С помощью альбома «Василий Кандинский» вы сможете воссоздать такие картины:

  • Импровизация III
  • Впечатление V (Парк)
  • Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами
  • Композиция VIII
  • Желтая картина
  • Пестрая жизнь
  • Без названия («Абстрактная акварель»)
  • На белом II
  • Несколько кругов
  • Картина с черной аркой
  • Желтый, красный, синий
  • Фуга
  • Эскиз к Импровизации VIII
  • Небесно-голубое
  • Композиция IV (Битва)
  • Композиция IX
  • Сопровождающий контраст
  • Картина с лучником
  • Красное пятно II
  • В сером
  • Книга понравится всем, кто увлекается рисованием и искусством, а также поклонникам абстрактной живописи и творчества Василия Кандинского.
  • Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины
  • Иллюстрации из книги
  • На обложке поста: «Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами», 1913

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/07/04/abstraktnoe-iskusstvo-interesnye-fakty-o-tvorchestve-vasiliya-kandinskogo-i-20-raskrasok-po-motivam-velikix-kartin/

Art & More: Кандинский — при просмотре не забудьте выключить голову / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

На выставке

представлено всего две картины: одна из постоянной экспозиции Третьяковки, а вторую привезли из Эрмитажа. В последний раз они «встречались» 27 лет назад.

Чтобы лучше понять художника, Posta-Magazine предлагает вспомнить самые интересные факты из жизни Василия Кандинского.

Третьяковская галерея на Крымском валу буквально дышит Кандинским. Кажется, он ею полностью завладел — даже лестницы, ведущие к экспозиции, если всмотреться повнимательней, приобретают черты его знаменитых «Композиции VI» и «Композиции VII».

Всего каких-то пара-тройка пролетов — и полотна можно будет увидеть вживую. Вот они висят в овальном темном зале, друг напротив друга, красуются, смотрят на себя и на людей.

Заставляют застыть перед каждой и попытаться понять, что же все-таки стремился изобразить автор. Тщетно.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины

«Просто отключите голову и поддайтесь магии цвета, — настаивает куратор выставки Людмила Бобровская. — Попробуйте услышать ту музыку, которую слышал он.

Кандинский был вдохновлен музыкой Шонберга — он прослушал его концерт и увидел в контрапунктах Шонберга созвучное своим поискам.

Если бы эти картины висели рядом, волей-неволей мы скорее бы их сравнивали, а тут мы можем сначала смотреть на шестую, потом на седьмую и погружаться в них по отдельности. Мы специально разнесли композиции и информации о них максимально далеко».

«Композиция VI» создана летом, она светлее. В «Композиции VII» больше темного цвета — ее Кандинский писал осенью. Обе — в Мюнхене в 1913 году. Обе объединены одной темой — катастрофы, трансформации, которая подарит обновление, новые перспективы в будущем.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины

«Композиция VI»

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины «Композицию VI я носил в себе полтора года и часто принужден был думать, что не смогу ее исполнить, — рассказывал некогда сам Василий Кандинский. — Наконец, настал день, когда хорошо знакомое тихое внутреннее напряжение дало мне полную уверенность. В два или три дня картина в целом была готова. Великая битва, великое преодоление холста свершилось…».

И еще несколько интересных фактов из жизни художника

Факт первый

Кандинский начал серьезно заниматься искусством в 30 лет. До этого он с успехом изучал экономику и право: место профессора юриспруденции в Дерптском университете ему уже было обеспечено. Но решил отказаться от многообещающей карьеры и отправился в Германию обучаться живописи.

Факт второй

Отправной точкой для него стали «Стога» кисти Клода Моне. И большим откровением. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена.

Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно, — вспоминал он позже. — Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета.

С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей».

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины

Факт третий

Кандинского называют «пионером абстракции» — это известно всем. Но на самом деле, в этом направлении он шел рука об руку к Мондрианом, Малевичем, Пикабиа и многими другими. Но был единственным, кто теоретически обосновал существование искусства за этими границами. Поэтому именно его акварель 1910 года считается точкой отсчета.

Читайте также:  «натюрморт с поставцом», антонио переда — описание картины

«Все начинается с точки. Царство точки беспредельно. Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи», — говорил Кандинский. И попробуйте-ка поспорить с художником, когда сама жизнь подтверждает его слова.

Первая абстрактная акварель, Кандинский - анализ картины

Первая абстрактная акварель Кандинского, 1910 год

Факт четвертый

Кандинский был синестетиком. Это такая форма восприятия мира, когда раздражение одних органов чувств вызывает ощущения, характерные для других. Синестетики «слышат» цвета, «видят» звуки. Вот почему картины Кандинского можно попытаться «услышать». Синестетиков в мире всего не более 250 млн. человек — а это лишь 1 или 2%.

«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — так объяснял синестезию сам Кандинский.

Факт пятый

Картина «Синий всадник», написанная Кандинским в 1903 году, отражает пограничное состояние художника, представляя собой переход от реализма к новому направлению в живописи. Именно она открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей.

«Лошадь несет всадника со стремительностью и силой. Но всадник правит лошадью. Талант возносит художника на высокие высоты со стремительностью и силой. Но художник правит талантом».

Факт шестой

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после конфискации нацистами во время борьбы с авангардным искусством. И лишь некоторые представлены публике в рамках печально известной выставки «Дегенеративное искусство» в 1937 — 1941 годах.

«Когда потрясены религия, наука и нравственность, и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя. Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне».

Факт седьмой

Самая дорогая картина Кандинского на данный момент — «Эскиз к импровизации № 8». 7 ноября 2012 года она была продана на аукционе «Кристис» за 23 млн. долларов.

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением.

Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание.

Все мироздание можно рассматривать как замкнутую космическую композицию».

  • Детали от Posta-Magazine Выставка продлится до 13 июня
  • Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10, залы 14-15

Источник: http://posta-magazine.ru/people/kandinsky-exhibition

Василий Кандинский

Валерий ТУРЧИН, доктор искусствоведения

Творчество русского художника Василия Васильевича Кандинского чаще всего привлекает к себе внимание потому, что он считается первооткрывателем абстрактной живописи. Той живописи, которая сознательно отказывается от подобия представленных на полотне форм образам действительности. Со временем стало ясно, что мастер был только в числе первых, но, однако, в отличие от других, также занявшихся поиском игры отвлеченных форм, он отнесся к этому делу настолько серьезно, что придал ему статус высокого, духовного искусства и по-своему раскрыл его суть и содержание. Авторитет Кандинского в ХХ веке был непререкаем, а большие выставки его произведений открываются чуть ли не ежегодно в разных странах. И каждый раз они привлекают внимание любителей искусства, обсуждаются в прессе.

Абстрактное искусство, зародившееся на рубеже XIX–XX вв., развивается и поныне. Заметно, что оно является самостоятельным, лишь соприкасаясь с другими авангардными течениями, и имеет собственные традиции. Творчество Кандинского, находящееся у его истоков, понятно, “несет ответственность” за то, каким оно стало.

Но главное, что оно, проходя разные стадии развития, имеет и свою абсолютную ценность.

Иллюстрации

Без названия (Первая абстрактная акварель). 1910. Центр Жоржа Помпиду, Париж

Чашка с блюдцем. Начало 1920-х. Музей высшего художественно-промышленного училища

Композиция VIII. 1923. Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк

Всадники Апокалипсиса. 1910. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен

Мурнау. Дома на холме. 1909. Частное собрание

Портрет Габриеле Мюнтер. 1905. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен

Плакат первой выставки общества “Фаланга”. 1901. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен

Синее на многоцветном. 1925. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Гусляр. 1907. Государственная Третьяковская галерея, Москва

C юности мечтая о живописи, Кандинский сумел осуществить желание стать художником только к тридцати годам, когда он, не порывая с родиной, уезжает в Мюнхен – сперва для учебы, а затем, найдя в этом городе близкую ему художественную среду, и для утверждения принципов нового искусства. Создав в 1910 г. первую абстрактную акварель, художник в следующие годы применяет свои открытия в живописи. Более того, он издает книгу “О духовном в искусстве”, где излагает свои основные идеи. Так наступили годы его активной деятельности.

Кандинский вступает в контакт со многими близкими ему по настроениям художниками, пишет заметки и занимается критикой, его интересуют поэзия и театр, он тянется к педагогической деятельности, создает художественные объединения, увлекается фотографированием и музицированием, много читает. Талант его носит универсальный характер (помимо живописи и графики, он обращается и к скульптуре), а энергия, с которой он отдается любимым занятиям, возрастает год от года.

Понятно, что путь к абстрактному искусству был предопределен. Не только ему открывались новые горизонты — в живописи шли нтенсивные поиски новых выразительных средств. Пройдя, как и многие, увлечение импрессионизмом, в 1906 г. Кандинский, совершив поездку в Париж, открыл для себя творчество Матисса.

У импрессионистов он увидел, что “предмет изображения не имеет важности”, а у Матисса — преображающую реальность силу красок. Этот опыт помог ему освободиться от стремления к правдоподобию.

Формированию нового художественного языка немало способствовал и стиль модерн (в Германии он носил название югендстиль).

Так что ранний период отмечен взаимодополняющими поисками, и свободная натурная живопись в импрессионистической манере сочеталась с интересом к выразительным линиям и четким силуэтам.

Особенно эффектны для 1900-х гг.

были цветные гравюры на дереве, в которых комбинировались крупные пятна, а также гуаши, нередко большого размера, исполненные в технике декоративной пуантили (то есть отдельными мазками) на черном фоне.

Тут складывались и основные темы. Мелькают всадники, которым предстоит дальняя дорога. Они преодолевают различные препятствия, пересекают горные перевалы и водоемы, борются с врагами.

Стиль модерн приучал к обобщениям, требовал систематичности.

Позднее, разочаровавшись в его декоративизме, Кандинский все же эти важные черты его сохранил, а после парижского опыта добавил и яркие колористические акценты.

Пройдя школу Серебряного века, Кандинский многое воспринял из духовного климата той эпохи. И, живя в Германии, постоянно интересовался тем, что делалось в России.

Художнику казалось, что ему суждено соединить культуры разных стран, в первую очередь Запада и Востока, поэтому он одновременно активно действовал и в Германии, и в России. Таков был его не только чисто художественный, но и культурный проект.

Сама же мысль о возможном единстве германской премудрости и русской идеи об “истине” вызревала в России еще в XIX столетии, ею увлекались и императоры, и поэты. Плодотворной она оказалась и для эпохи символизма.

Символизм настаивал на существовании нескольких миров, в которых образы реальности наполнялись отсветом “иного”, высшего Бытия.

Основой для таких представлений являлась теософия, увлечение которой распространялось все шире и шире.

Теософия, ставшая к тому времени открытой наукой (до этого была тайной), предполагала, что мир постоянно находится в развитии и материя за счет “скачков” меняет свое состояние, приближаясь к царству духовного.

Кандинский увлеченно читал журналы и книги, издаваемые теософами, ходил на их лекции.

В конечном счете это стало философской базой для обоснования абстрактной живописи, которая, собственно, и представляет собой путь восхождения к чистым, лишенным материального сущностям.

Абстракция, представление о которой формировалось в умах философов еще в древности, оказалась необходимой и для искусства.

Развитие Кандинского от импрессионизма и модерна через увлечение Матиссом к “абстракции”, таким образом, выглядит логически оправданным.

В представлении самого художника беспредметная (вот еще один термин) живопись являлась наивысшим его достижением, однако все же очевидно, что и в предшествующий ей период им было осуществлено немало достижений.

Характерно, что, создав “абстракцию”, сам художник мог возвращаться и к образам реальности, как произошло, например, во время его окончательного, как ему казалось, возвращения в Россию перед революцией.

Судьба распорядилась так, что Кандинский оказался неким странником, хотя связь с Россией являлась определяющей. Уехав в Германию в 1896 г., он не “застревал”, как иногда принято думать, в ней, постоянно выезжая то во Францию, то в Италию или Тунис. Чаще всего он ездил в Россию, где жили его родители: мать в Москве и отец в Одессе.

Кроме того, он поддерживал постоянные контакты с русскими художниками, печатался в журналах “Мир искусства” и “Аполлон”. В самом Мюнхене была большая русская колония, и те объединения, которые он там создавал, будь то “Фаланга”, “Новое общество художников Мюнхена” или “Синий всадник”, наполовину, по его же словам, состояли из русских.

Без названия (Рисунок из окна мастерской). 1915. Центр Жоржа Помпиду, Париж

Наконец, в 1910 г.

он вместе со своими немецкими друзьями выступил на первой выставке “Бубнового валета” в Москве, а чуть позже начал строить свой дом на Зубовской площади (он сохранился, на нем ныне установлена памятная доска).

Война, начавшаяся в 1914 г., заставила его срочно покинуть Германию. В Москве он встретил революцию, поневоле стал работать в учреждениях, создаваемых новой властью. Так начался новый этап в его жизни.

Помимо ряда удач, а именно работ, исполненных в духе модерна и символизма, наиболее существенным в творческом развитии для Кандинского оказался период, который получил свое название по немецкому городку Мурнау, где он обосновался со своей гражданской женой художницей Габриэле Мюнтер после их приезда из Парижа.

(В двухэтажном доме в Мурнау, неподалеку от Мюнхена, где жили художники, ныне располагается музей.) К ним в гости приезжали друзья, в частности Франц Марк, талантливый живописец, с которым он издал альманах “Синий всадник” и основал одноименное объединение.

Читайте также:  Афинская школа, рафаэль санти — описание картины

Сюда же наведывались и Алексей Явленский и Марианна Веревкина, жившие в Мюнхене русские художники.

Именно в этот “период Мурнау” Кандинский счастливо объединил собственный дар подмечать в природе “решающие мгновения”: эффекты закатов, перемены облаков в небе, повороты дорог среди полей и наступление осени или зимы, — с выразительностью красок.

Помимо видов Мурнау, включая замки и церкви, художник рисовал пейзажи и в соседних городках, на озерах. Местность здесь удивительно красива, жизнь тиха.

Это начало “немецких Альп”, и видно, как холмы переходят в отроги гор (а Кандинский, настроенный романтически, их любил), зелень свежая, а вода озер синяя-синяя.

Помимо этого живописец заметил, что земля словно вибрирует, строения меняют свои формы, и мазок становится нервным, динамичным, словно пытаясь успеть зафиксировать подобные колебания. Тут же появляются и обобщенные, любимые образы всадников, несущих весть о скором конце мира.

И действительно “старый” мир словно исчезает. В 1910–1911 гг. художник увлеченно занимается “абстракциями”, как бы воспаряя над реальностью. Зритель вместе с ним уходит в “высшие миры”, перед ним уже космические пейзажи, в которых постоянно происходят таинственные превращения.

Приехав в 1914 г. в Москву, Кандинский невольно начинает все сначала. Доходный дом, который он построил, уже не принадлежал ему полностью. И художник занял верхний этаж с башенкой, из которой видел “свою Москву”. Вскоре он женился и, что характерно, начал вновь писать с натуры.

После революции, потеряв все, что было накоплено, он был вынужден много работать. Так, Кандинский участвует в работе Государственной академии художественных наук, преподает во ВХУТЕМАСе, занят делами в Иностранном отделе Наркомпроса.

Мастера Баухауза (слева направо): В. Кандинский, его жена Нина, Г. Мухе, П. Клее, В. Гропиус. Фотография. 1926

В живописи, которой он интенсивно стал заниматься с 1919 года, усиливаются элементы геометризации форм. В 1921 г. он с женой был командирован в Германию для установления контактов с немецкими коллегами. Стал преподавать в Баухаузе. В 1928 г.

как невозвращенец был лишен российского гражданства. А с приходом к власти фашистов в 1933 г. переехал в Париж, где и скончался в декабре 1944 года.

В Баухаузе стиль его абстрактной живописи был геометрическим, в Париже он наполнился биоморфными элементами.

Таким образом, Кандинский был “все время в пути”. И творчески, и согласно превратностям судьбы.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=201000103

Абстрактное искусство /abstractionism

от /лат./ abstractio — удаление, отвлечение (с 1910 года)

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

Символ модернизма, абстрактное искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением.

Отказ от концепции мимесиса, освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл широчайшие возможности для экспериментов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители авангарда.

Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским — «Первой абстрактной акварели», датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи «О духовном в искусстве» (1912).

Последовательная трансформация реальности — что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты — закономерно привела к появлению абстрактного искусства.

На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его «иной» фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса.

В своем удалении от реального мира, беспредметное искусство оставляло за собой сферу духовного и трансцендентного, обращаясь к идеалистической философии, теософии и музыке.

С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации.

В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами.

Основоположником этого направления абстракционизма был русский художник Василий Кандинский. Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог.

Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.

«Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник.

Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком.

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». — Василий Кандинский.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Казимир Малевич (Kazimir Malevich), Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Джакомо Балла (Giacomo Balla), Робер Делоне (Robert Delaunay), Соня Терк-Делоне (Sonia Delaunay-Terk), Пауль Клее (Paul Klee), Франтишек Купка (Frantisek Kupka), Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Leger;), Александр Родченко (Alexander Rodchenko), Тео Ван Дуйсбург (Theo van Doesburg).

Выставка: 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Кубизм и абстрактное искусство».

Источник: http://artuzel.com/content/abstraktnoe-iskusstvo-abstractionism

Василий Кандинский. История зарождения абстракционизма

Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906. Музей в Мурнау, Германия.

Он был потомком сибирских разбойников и тунгусских князей. Художников среди его предков не было. Отец, успешный купец, сына видел юристом. Внешне он и правда был похож на служителя фемиды: холёный, статный, благовоспитанный интеллектуал. Он не сопротивлялся желанию отца и блестяще окончил юридический факультет. А потом несколько лет преподавал. Но когда в 1896 году Дерптский университет предложил ему работу, он отказался. В 30 лет решил бросить юриспруденцию и стать… художником. И все из-за двух случаев, произошедших с ним за последние 10 лет. Это были знаки, говорящие о том, что ему, Василию Кандинскому (1866—1944), нужно идти другим путём. Его предназначение совсем в другом.

Как блестящий юрист стал неумелым художником

Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование. Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.

Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.

Предметы быта зырян. Музей Коми.

А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.

Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями. А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)

Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.

Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org

Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.

Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.

Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником. 2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.

Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.

Как неумелый художник стал гениальным новатором

Так и случилось. В Мюнхене зарождался экспрессионизм. А пейзажи Кандинского стилистически оказались, как бы мы сейчас сказали, в тренде.

Немецким художникам не было так важно умение создавать академические рисунки. А вот смелые сочетания цветов воспринимались с энтузиазмом. Кандинский стал известным. И он продолжил работать с тем, что хорошо получалось. Пейзажи, написанные в стиле клуазонизма. Это когда одним цветом закрашены большие участки холста. Его картины чем-то напоминали витражи.

Василий Кандинский. Улица Бурграбенштрассе в Мурнау. 1908 г. Музей искусств, Даллас

Однажды он поехал к своей подруге Габриэле Мюнтер и уже в сумерках зашёл в ее мастерскую. И он бросил взгляд на одну из работ.  К стене была прислонена картина. На ней не было ни единого знакомого образа. Просто набор цветных пятен и линий. Но они так гармонично сочетались, что Кандинский невольно залюбовался.

Он очнулся через секунд 20 и понял, что это был его пейзаж! Он не узнал ни одного предмета, потому что… картина стояла боком!

Василий Кандинский. Зимний пейзаж (повернут на 90 градусов). 1909 г. Эрмитаж.

И тут в голове что-то щелкнуло.

А кто, собственно, установил правило, что обязательно нужно изображать ЧТО-ТО? Зачем загонять себя в рамки конкретных образов и сюжетов, чтобы вызвать ощущение гармонии у зрителя? Как бы мы сейчас сказали, пазл в голове у Кандинского сложился.

Когда-то у зырян Кандинский научился превращать картину в песню и песню в картину. Ведь цвета и линии – это словно ноты, которые, гармонично складываясь, образуют мелодию.

А «Стог сена» Моне наконец позволил прийти к простой и гениальной мысли: узнаваемый образ необязателен для того, чтобы вызвать эмоции у зрителя.

Читайте также:  «сам с собою, или игра в шахматы», мясоедов — описание картины

И он тут же попробовал все это воплотить в жизнь. Взял бумагу, акварель и создал гармонию без образов и пейзажей. Без деревьев и листвы. А только с помощью цвета и формы.

Так в 1910 году появилась первая абстрактная работа.

Василий Кандинский. Без названия (первая абстрактная работа). 1910 г. Центр Помпиду, Париж

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Как хорошо Вы разбираетесь в живописи».

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!

Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир

Нельзя сказать, что Кандинский совершил грандиозную революцию в живописи.

Абстракционизм был настолько логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году появилось немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи. 

Например, Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.

Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал об этом в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.

А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы экспериментировать с цветом и формой.

Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.

А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.

Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды. 

Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол «Малевич». Испания, 2016 г. Stylepark.com

В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев! Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку. Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Вы можете проверить свои знания, пройдя онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/vasiliy-kandinsky/

Самые известные картины Кандинского (Большой список картин)

Русский живописец Василий Васильевич Кандинский был одним из основоположников такого направления в искусстве, как абстракционизм. В начале ХХ века в Германии образовалась группа экспрессионистов «Синий всадник», и русский художник принимал в ней активное участие.

Жизнь его была наполнена яркими событиями, он три раза менял гражданство, став сначала германским подданным, а затем гражданином Франции. Но рассмотрим главное наследие великого живописца — самые известные картины Кандинского.

Амазонка, 1917

Одной из самых популярных работ Кандинского является роспись на стекле «Амазонка». Девушку в черном платье на вороном коне с красноватым оттенком художник написал в 1917 году.

Сейчас картина выставлена в Государственном Художественном музее Азербайджана.

Амазонка в горах, 1917

Как полная противоположность, в этот же период творчества написана картина «Амазонка в горах». Но на этом полотне более светлые тона.

Женщина сидит на белом коне в зеленоватом платье. Но вот фон более темный, и не понятно то ли день пасмурный, то ли ночь при лунном свете.

Ахтырка. Красная церковь, 1908

Вся красота чудесного уголка России передана художников в цикле «Усадьба Ахтырка». Полотно «Кранная церковь» была написана в 1908 году, где художник смог передать нотки тоски по любимым местам Родины.

Синий всадник, 1903

Когда эта картина была представлена общественности, в Германии сформировалась влиятельнейшая группа в истории искусства с одноименным названием.

Из расплывчатых очертаний природы, будто неоткуда возникает фигура всадника, убегающего от надвигающейся тени.

Пляжные корзины в Голландии, 1904

Кандинский много путешествовал, после одной из поездок на простом картоне маслом была написана эта картина.

Специалисты отмечают, что в ней чувствуется влияние импрессионизма.

Осень в Мурнау, 1908

Переход от импрессионизма к абстракции отмечен на картине 1908 года «Осень в Мурнау». Естественные природные формы плавно перетекают в геометрические фигуры.

Произведение находится в одной из частных коллекций.

Гора, 1909

В 1909 году Кандинский полностью переходит в направление абстракционизма, что подтверждает написанная им картина «Гора».

На фоне абстрактного пейзажа с горой едва различимы две человеческие фигуры.

Первая абстрактная акварель, 1910

Похоже, что в 1910 году Василий Васильевич полностью утвердился в направлении своего творчества.

Этот исторический, переломный момент в жизни творца выразился в полотне «Первая абстрактная акварель».

Импровизация 10, 1910

Абстрактные образы и цветовая гамма предлагают зрителю самому додумывать смысл. В этой ранней абстракции художник еще ищет свой особый стиль, потому и назвал ее «Импровизация».

Лирическое, 1911

И снова на полотно небрежными мазками ложится музыка. Получилась своеобразная лирическая поэма, которая сейчас находится в экспозиции Роттердамского музея Бойманса — ван Бёнингена.

Импровизация 31 (Морской бой), 1913

Еще одна лирическая импровизация с игрой цвета и абстрактных форм. В круговороте линий и эмоций можно разглядеть синие паруса кораблей.

Картина Кандинского сегодня радует посетителей Национальной художественной галереи США, что находится в Вашингтоне.

Композиция VI, 1913

По сведениям библиографов Кандинского, мастер долго готовился к написанию этого полотна, а потом воплотил все за три дня.

Во время работы Василий повторял только одно слово «наводнение», но произносил его по-немецки «uberflut».

Москва, 1916

Смоленский бульвар

Кандинский больше мыслитель, чем художник. После пребывания в столице России в годы Первой мировой войны, портрет Москвы вот так предстал в воображении живописца.

Красная площадь

В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.

Композиция VII, 1913

Одно из самых известных произведений русского художника было написано в Мюнхене в 1913 году.

Сегодня общепризнанный шедевр изобразительного искусства ХХ века выставлен в экспозиции Третьяковской галереи.

Квадраты с концентрическими кругами, 1913

Это полотно стало зрелой работой в направлении абстракционизма. Видно, что художник, экспериментируя с цветом и формами, нашел свои образы, свои геометрические фигуры, способные передать настроение и эмоции.

Синий круг, 1922

И снова перед нами творческие поиски великого живописца. Импровизация с цветом в очень ограниченном геометрическом пространстве.

Но в итоге поисков в название выходит доминирующий «синий», а абстракция возвышается над другими направлениями.

Черный и фиолетовый, 1923

В 1922 году Кандинский вернулся в Германию. Тревожность и тоска по Родине выплеснулись в картине. Насыщенные цвета придают ей лиричности, но строгие и острые геометрические углы нивелируют лирическое настроение.

На белом II, 1923

Столкновение противоположностей, как цветовых, так и геометрических создают невероятную напряженность, столкновение добра и зла, жизни и смерти.

Желтый, красный, синий, 1925

Эксперименты с цветом всегда присущи творческой натуре художника. Пусть зритель сам выберет свой цвет, определит какой лучше подойдет к представленным геометрическим формам.

А, на картине, как видим, сам Кандинский давно определился, и продолжает творить в присущей только ему манере.

Последовательность, 1935

Из поздних работ следует отметить полотно «Последовательность». Из рассеянных элементов композиции перед нами возникают некие формы. Видно, что после некоторых экспериментов Кандинский снова возвращается к абстракционизму.

Картина очень похожа на нотный стан с нотами, но у живописца ни одна нота не похожа на другую.

Подводя итог

У каждого сове восприятие абстракции, и каждый открывает для себя в картинах Кандинского что-то свое. А вот специалисты сходятся во мнении, что самыми знаменитыми и лучшими картинами Василия Кандинского являются «Композиция VI» и «Композиция VII», но, как видим, все его работы не лишены художественного великолепия и красоты.

Валерий Скиба

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-kandinskogo.html

Ссылка на основную публикацию