Перед венцом, ф. с. журавлев, 1874

  Хотелось бы познакомить вас с творчеством художника,который не стал очень популярным,но внёс  свой особенный вклад в историю русской живописи.

Не все могли в те времена добиться мировой известности,даже несмотря на свои достижения.Возможно и тематика его произведений была не очень востребованной.

Но посмотрев его картины,вы много узнаете о быте,людях и обычаях той эпохи.Это как заглянуть в дома людей более ста лет назад.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Автопортрет.

Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и  до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом.

В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в  Академию Художеств.

 В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским.и другими учениками Академии. Они собирались на квартире  Крамского, где  кто-то читал вслух какое-либо из произведений  литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.

В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта.

  Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

   Кредитор описывает имущество вдовы.

В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

  Дети-нищие.    

Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору.

Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель.

Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.

 В 1860-1870-е годы художник выставлял  свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Возвращение с бала.

 Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны  интересна картина  «Возвращение с бала». В ней освещена тема  неравного брака. Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни.

  За  две картины  «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев  получил  звание классного художника первой степени.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Перед венцом.1876г

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874 перед венцом  Перед венцом.1874г

Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

«После свадебной церемонии», (1874)

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

 В1876 году   Журавлев представил  свое программное произведение «Купеческие поминки».

Лучшее и значительное создание Журавлёва,опять таки полное трагизма…».В.В.Стасов. о  картине Купеческие поминки.

 Картины  «Перед венцом» и «Купеческие поминки»  знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается  глубина проникновения в проблемы  человеческой жизни. 

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Портрет императрицы Марии Александровны 1880г.

В период с  1880 по 1890-е годы художник  писал портреты. Среди них есть автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой  в ермолке, косоворотке и халате.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

     В картина «Девичник в бане», посвященной старому обычаю накануне свадьбы, впервые в  искусстве второй половины 19 столетия, предстает  обнаженное женское тело. Картина была задумана Журавлевым ещё в середине 1870-х годов . В начале 1885 года «Девичник» был закончен и до Саратова показан в Москве и Нижнем Новгороде.

Теперь же Журавлев привез её на суд земляков. «Девичник в бане» был предметом его гордости. В тщательно продуманную композицию вошли двенадцать женских фигур. В центре — белокурая невеста в томной позе, которой что-то наставительно шепчет на ухо старшая, уже замужняя подруга.

Девушка грустна и не замечает ни общего веселья, ни великолепной корзины с фруктами.

       Слева — пожилая особа, сидящая за столом, уставленным рюмками, бутылками и графинчиками, отдает должное винам и сладким закускам. Чуть в глубине — группа веселящихся подружек, одна из которых лихо играет на гармошке, а другая выступает в пляске, размахивая нарядно украшенным веником.

     Справа — разбитная красотка с медным тазом в руке откинулась на спинку кресла и никак не может отдышаться. На происходящее с печалью об ушедшей юности и легкой укоризной взирают две немолодые дамы.

В живописном беспорядке всюду разбросаны пестрые шали, кружевные нижние юбки, чепчики, накидки и прочие изящные предметы. Тема наготы была использована художником неожиданно и смело.

Еще бы, во всей своей ослепительности предстали не какие-то греческие богини или римские матроны, а наши русские красавицы.

  • Нагая женщина.
  • Боярышня 1896г.

     Журавлев также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя.

 В 1888–1889 годах художник экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Мачеха.1874г.

Пасхальное угощение.1901г.    Практически ничего не известно и о последнем десятилетии жизни Фирса Журавлева. Он умер в 1901 году, и, как писали позднее, современники не заметили этой кончины.

Имя саратовского уроженца, «таланта не из рядовых» постепенно забылось, стало предметом внимания историков русского искусства, которые причисляют автора «Девичника в бане» к числу лучших художников-жанристов своей эпохи.

Работы Журавлева хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани, Одессы, Минска, Калуги, Иванова. В Радищевском музее — четыре его произведения.

Источники.

http://bibliotekar.ru/k101-Zhuravlev_Firs/index.htm

http://smallbay.ru/artrussia/zhuravlev.html

http://www.artsait.ru/art/j/juravlev/main.htm

Источник: https://maxpark.com/community/2962/content/1765040

Не рядовой талант

К
180-летию 

Фирса Сергеевича Журавлёва

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Ф.С. ЖуравлёвАвтопортрет

  Восторгаться этим чудесным художником надо бы
не только в год его юбилея. Увы, имя Фирса Сергеевича Журавлёва мало кому
известно в наше время. А жаль! Журавлёв – замечательный живописец и знаток
русской жизни.

Лучшие его картины стоят в одном ряду с произведениями
крупнейших мастеров русского реалистического искусства.

Однако большинство
работ, с точки зрения передовой критики XIX века, как бы «не дотягивают» до идеала критического
реализма, сюжеты кажутся мелкими, обыденными сценами из жизни купцов, крестьян,
или времён давно миновавших, того же XVII
века, воспетого Маковским, Лебедевым, Шварцем.

Но Журавлёв, однозначно –
крупное явление в русской живописи. Его работы раскиданы по музеям многих
городов РФ и ближнего зарубежья, росписи украшают стены православных храмов.
Одни из лучших – в соборе Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Участвовал он и в
росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Ф.С. Журавлёвфото

    Родился будущий художник в городе Саратове
в семье портного. С детства увлекался рисованием, потом начал успешно
работать  масляными красками, но семейное
положение обязывало пойти по стопам отца. Конечно, вразрез с мечтой это было,  и вот, в 1855 году, в 19 лет, юноша решил
испытать, наконец, судьбу и отправился поступать в Академию Художеств.

Ему
повезло поступить сначала вольнослушателем, а потом перейти постоянным учеником
в класс исторической живописи. Журавлёв учился у П.В. Басина и А.Т. Маркова. В
1858 году его успехи были отмечены Малой серебряной медалью. Он тесно сблизился
с талантливыми одноклассниками Крамским, Лемохом,  Дмитриевым-Оренбургским, Корзухиным,
Шустовым.

Будущие художники собирались на квартире Крамского, уже тогда –
идейного лидера молодёжи. Друзья вместе рисовали с натуры, вырабатывали новые
приёмы живописного решения, созвучные духу времени. В 1861 году Фирс Журавлёв
представил на академическую выставку картину «Умирающий отец». В 1862 году
получил Малую золотую медаль за полотно «Кредитор, описывающий имущество
вдовы».

Обе работы получили одобрение у преподавателей и посетителей выставок.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Кредитор, описывающий имущество вдовы1862 

      Знаменитый критик-демократ В.В. Стасов
пишет по поводу этой картины в статье «Двадцать пять лет русского искусства»:
«Вся квартира наполнена ужасом казённой расправы, а из-за двери виднеются ноги
покойника на его бедном смертном одре».

    Но следующий, 1863 год, принёс перемены в
жизнь самых талантливых учеников Академии.

14 выпускников, претендующих на
Большую золотую медаль, и в их числе, Фирс Журавлёв, отказались от
предложенного руководством сюжета, взятого из скандинавской мифологии —  «Пир в Валгалле».

Покинув холодные стены
Академии, молодые люди, возглавляемые Крамским, отправились в свободное
плавание — образовали художественную Артель, с её общим укладом и знаменитыми
вечерами, где собирались единомышленники, передовые шестидесятники.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Возвращение с бала1868 

Супруги
едут домой в карете. Муж, утомлённый вином и картами, задремал, собственнически
обхватив супругу рукой, а она пытается отстраниться, думая, явно, не о нём.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Возвращение домой1868

    Вернувшийся домой после долгого отсутствия,
муж находит свою жену беременной. Он просто ошарашен, застыв с вытаращенными
глазами, а мать пытается его удержать. Виноватая же стоит перед ним, сама не
своя, с видом преступницы, ожидающей неотвратимой казни, а к ней жмётся малыш,
не узнающий в разгневанном мужике тятьку.

Читайте также:  Картина суд париса, питер пауль рубенс, 1639

    Обе картины были представлены на
академической выставке 1868 года и принесли автору звание классного художника 1
степени.

       Из всего, написанного в артельный
период, интересна картина

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Дети-нищие

    После распада Артели Журавлёв сближается с
передвижниками, хотя станет участником всего одной выставки.

    В семидесятые годы к Журавлёву приходит
успех. В 1874 году он становится академиком. Продолжает создавать яркие
реалистические полотна на темы народной жизни.   

  В 70-е годы написаны самые знаменитые картины
Журавлёва. Прекрасно зная купеческий быт, художник черпает сюжеты в «тёмном
царстве».

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Перед венцом

1874. ГТГ

    Красавица-дочь, одетая к венцу, в последней
попытке спастись от постылого жениха, умоляет отца отменить свадьбу, но участь
её давно решена. Тятеньке застит глаза богатство, или родство с продувшимся
дворянином, а может быть, честное купеческое слово.

  Если, когда дети ещё под стол пешком ходили,
отцы ударили по рукам, то обратного хода нет. Они с будущим сватом партнёры, и
значит, свадьба дочери состоится. Отец смотрит на плачущую невесту, как ястреб
на голубицу. Левая рука гневно сжимает платок, нога вот-вот занесётся, чтобы
притопнуть как следует на упрямицу.

В правой руке купца икона Богоматери в
золотом окладе, прижатая крепко к груди. Он так рассержен, что сердце готово
выпрыгнуть наружу, дышать становится тяжело, но он от своего слова не отступит.
За его спиной стоит грустная мать невесты. Стараясь, чтобы руки не дрожали, она
держит поднос с караваем и золотой солонкой.

На опущенном лице лежит тень,
глаза потуплены, губы сжаты. Мать не в силах помочь дочке, ибо отец всему дому
голова.

    На втором плане в комнате присутствуют ещё четыре
человека – ближайшая родня. Старшая дочь с мужем и сыном и, вероятно, тётка, по
матери, или отцу.

Все они словно застыли, не решаясь вымолвить слово, хотя на
лицах взрослых написано сочувствие, даже сострадание. Мальчик в нарядной
розовой рубашке, стоит тоже неподвижно, как велели, с удивлённым выражением на
лице.

Ему не понятно, отчего горько рыдает тётенька, а дедушка-то как зол.

    Именно за это полотно Журавлёв получил
звание академика и первую премию по «живописи народных сцен» от Общества Поощрения
Художеств.

    У публики картина имела полный фурор.
Критика расхваливала художника.

     Но есть другие варианты картины на эту же
тему.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
Перед венцом (вариант)1874

     В чем разница? Обратите внимание на
реакцию отца на слёзы и мольбы дочери. Он расстроен и растерян, у него больше
нет слов, чтобы уговаривать упрямицу.

Он-то как для неё старался, какую
подобрал партию, он искренне не может понять, чего боится его красавица? Она
будет богата, знатна, принята в обществе, куда его нога не ступала. Батюшки
мои, думает купец, всё ведь уже готово, родня прибыла, кареты стоят у подъезда,
жених ожидает в церкви.

Нельзя опаздывать. Старик и сам готов заплакать, рука,
в которой он держит платок, дрожит. Стасов здесь не видит «никакого характера и
душевной физиономии у отца, стоящего у стола: кто он? Деспот ли самодур, или
так себе, какое-то во всех отношениях бледное ничтожество.

Но откуда же тогда
принуждение и трагичность для дочери?» В это время в глубине комнаты
приоткрывается дверь, в которую заглядывает мать. По всему, эта свадьба тоже
состоится.

    А что же потом? Журавлёв думает над этим и
пишет картину «После венчания»

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
После венчания1875

    Увы, вряд ли сюжет полностью удался.
Скорее, нет. Полуобморочная невеста, совсем не та, что в слезах припадала на
предыдущих картинах, к сапогам родителя. Она одета в другое платье. В дверях
застыла фигура старого мужа, с некоторой опаской и вместе похотливо, взирающего
на супругу. В сущности, вышла мелодрама.

  •     Поневоле, напрашивается вопрос, а почему же
    невесты Журавлёва всегда печальны?
  • Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874
  • Девичник в бане. 1885
  • Национальный
    художественный музей республики Беларусь. Минск

   Вот и полотно «Девичник в бане» представляет
грустную, молоденькую невесту, которую не могут развеселить песнями, соблазнить
фруктами.

Подгулявшие родственницы и подружки, от души веселятся, кое-кто
позабыл стыд, да и отчего им не расслабиться? А невесте не до смеха, не до
веселья. Батюшка с матушкой приговорили к замужеству, молодёшеньку.

Она не
верит в то, чего ей нашёптывает сестра. Эх, знать бы нам предысторию
устраиваемого брака! За кого выдают девушку? Что её ожидает?

  1. Купеческие поминки. 
  2. 1876 ГТГ

    В.В. Стасов пишет об этой картине в статье
«Двадцать пять лет русского искусства»: «Лучшее и значительнейшее создание Журавлёва,
и опять-таки полное трагизма.

Нахлебники и приживалки, сладкоглаголивые
«батюшки» или  буйные гости, пожирающие
похоронный обед, плерезы на одних, разгульный хохот у других, и в центре всего
подгулявший наследник, толстопузый купец, который, разметавшись на стуле, в
верхнем конце стола, ни в грош не ставит всю эту дармоедную сволочь, покорную
его взгляду, — какой это всё трагический мир, какая это трагическая сцена».

    Галерея работ талантливого мастерам
свидетельствуе прежде о том, что его особенно привлекала женская тема. В его
творчестве она занимает, если не первое, то весьма значительное место.

Трубочист
Мачеха

 

Троицын день
Русская красавица
    Даровитый живописец, — со всей правдой пишет Стасов о Журавлёве

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2016/06/blog-post.html

Женщины Фирса Журавлева

?

Владимир Колышкин (ultima_thule_w) wrote, 2017-12-19 00:19:00 Владимир Колышкин ultima_thule_w 2017-12-19 00:19:00 Category: Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

РАЗНЫЕ ЖЕНЩИНЫ ИЗ XIX ВЕКА НА ПРАВДИВЫХ ПОЛОТНАХ ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Лучшие произведения известного живописца и знатока русской жизни художника — Фирса Сергеевича Журавлева стоят в одном ряду с живописными полотнами величайших мастеров русского реалистического искусства 19 столетия.

Галерея работ даровитого живописца свидетельствует, что его особенно в творчестве привлекала женская тема, занимающая хотя и не первое, но весьма весомое место.

Именно Фирс Журавлев — один из первых в истории русского искусства во второй половине 19 века обнажил и показал красивое женское тело в своей живописи.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874В семье портного в декабре 1836 года появился на свет мальчик, которому родители будут пророчить будущее портного. И до 19 лет Фирс был вынужден заниматься портняжным ремеслом. Но вопреки воле родителей в 1855 году юноша отправляется в Петербург и поступает в Академию Художеств, где за время учебы напишет несколько знаменитых работ, удостоенных серебряных и золотых медалей.Будучи бунтарем в молодости, художник оказался в числе тех четырнадцати студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые подняли бунт и покинули Академию. Ну а в впоследствии уже академик императорской Академии художеств — Фирс Журавлев стал известнейшим жанровым живописцем России.Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874«Перед венцом». (1874). Государственная Третьяковская галерея. Фирс Журавлев.Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Вариант картины «Перед венцом». Дочь умоляет отца не выдавать её замуж за нелюбимого. Очевидно, родители девушки нашли ей подходящую пару с их точки зрения — богатого и знатного. Но дочь, видимо, любит другого. В общем-то, обычная история семьи и брака в позапрошлом веке.

«Неравный брак» (1880)

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Неравный брак заключен и молодая жена в полуобморочном состоянии, а в дверях застыла фигура старого мужа, который с некоторой опаской и вместе с тем похотливо, взирает на новобрачную.

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874«Девичник в бане». (1885).Национальный художественный музей Республики Беларусь. Фирс Журавлев.Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874«Жена-модница». (Сборы на бал). (1872). Фирс Журавлев.«Возвращение с бала». (1869). Фирс Журавлев.

Еще одно полотно, вызывающее интерес к сюжетной линии и композиции — «Возвращение с бала», где видим супругов едущих в карете домой. Муж, подвыпивший и усталый, задремал, обхватив жену рукой, а она огорчена и пытается отстраниться, думая явно не о своем муже.

«Возвращение домой» (1868)

Муж, вернувшись домой после долгосрочного отсутствия, видит свою супругу беременной. Ошарашенный увиденным он застыл с вытаращенными глазами. Виновная же стоит перед ним с видом преступницы, ожидающей неотвратимой казни, а к подолу матери прижался малыш, не узнавший в бородатом разгневанном мужике батьку.

Оба последних полотна были выставлены на академической выставке 1868 года и принесли Фирсу звание классного художника первой степени.«Обнаженная купальщица». Фирс Журавлев.«Нагая женщина», (1901). Государственный Русский музей. Фирс Журавлев.

Что-то знакомое. Почти что «Даная» Рембрандта.

Не хватает выглядывающей служанки.

«Пряха». (1884). Фирс Журавлев.«Мачеха». (1874). Фирс Журавлев.

Ложкой бьёт ребенка по голове.  За капризы своего ребенка вымещает злость на пасынке.

«Трубочист». Фирс Журавлев.

Трубочист, похожий на черта, заигрывает с поломойкой.

  • Женские портреты Фирса Журавлева

«Девочка в платке». Фирс Журавлев.«Русская красавица». Фирс Журавлев.«Боярышня в кокошнике». Фирс Журавлев.«Девушка в венке». Фирс Журавлев.«Замечталась». (1884). Фирс Журавлев.

Источник: https://ultima-thule-w.livejournal.com/539743.html

Журавлёв Ф.С

Перед венцом, Ф. С. Журавлев, 1874

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет

 Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом. В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в Академию Художеств. 

Читайте также:  «изенхеймский алтарь», маттиас нитхардт (грюневальд) — описание картины

 В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским и другими учениками Академии. Они собирались на квартире Крамского, где кто-то читал вслух какое-либо из произведений литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры. 

  В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта. Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века. 

 В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот. 

 Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору.

Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель.

Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну. 

 В 1868 за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника 1‑й степени «по живописи народных сцен». В 1874 за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств. 

 Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна. 

 В 1888–1889 годах экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом Товарищества так и не стал. Участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. 

  •  Участвовал в росписи Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального собора в Риге, автор мозаик в Соборе Воскресения Христова на Крови и икон в Соборе Воскресения Словущего Всех учебных заведений в Санкт-Петербурге. 
  •  Фирс Сергеевич Журавлев умер 1901 году. 
  • *   *   *
  • Галерея (33 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/zhuravljov-f-s

Фирс Сергеевич Журавлев — Биография художника, известные произведения, выставки

Родился Фирс Журавлёв в Саратове. Живописи учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где получил золотую медаль. Его род живописи — бытовая живопись; он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта.

«Купеческие поминки» — многофигурная картина, полная тонкой наблюдательности (1876), «Благословение невесты» — сцена почти драматического содержания, с большими художественными достоинствами (1878), также из купеческого быта. Журавлёв писал отдельные фигуры, верно выхваченные из действительности, например, «Официант».

Писал также портреты (как, например, отца Иоанна Кронштадтского). Рисунок Журавлёва правильный, живопись тонкая, а колорит правдивый.

Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом.

В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в Академию Художеств.

В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским и другими учениками Академии. Они собирались на квартире Крамского, где кто-то читал вслух какое-либо из произведений литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.

В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого — художника, музыканта, поэта. Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века.

В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.

Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору.

Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель.

Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.

В 1860—1870-е годы художник выставлял свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».

В артельный период Журавлев создал картину «Дети-нищие», которая внесла новые акценты в широко разработанную в живописи этого времени детскую тему.

Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны интересна картина «Возвращение с бала». В ней освещена тема неравного брака. Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни.

За две картины «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев получил звание классного художника первой степени.

Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна.

В 1880 году он создал картину «Неравный брак». На картине, в полуобморочном состоянии изображена невеста в богатом интерьере в дорогом подвенечном платье.

В1876 году Журавлев представил свое программное произведение «Купеческие поминки».

Картины «Перед венцом» и «Купеческие поминки» знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается глубина проникновения в проблемы человеческой жизни.

В период с 1880 по 1890-е годы художник писал портреты. Среди них есть автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой в ермолке, косоворотке и халате.

В картина «Девичник в бане», посвященной старому обычаю накануне свадьбы, впервые в искусстве второй половины 19 столетия, предстает обнаженное женское тело.

Журавлев также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя.

Художник умер 1901 году. Его жена принесла в дар Саратовскому художественному музею им. А. Н. Радищева несколько произведений художника.

Источник: https://artchive.ru/artists/687~Firs_Sergeevich_Zhuravlev

Фирс Журавлёв "Перед венцом"

1 СЛАЙД

Фирс Сергеевич Журавлёв (1836 — 1901) — российский жанровый живописец. Картина «Перед венцом», написанная в 1874 году, принесла художнику звание академика и широкую известность. Она буквально произвела фурор на современников: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. У картины был огромный успех.

Две картины под одним названием. Вернее, два варианта одной картины. Первая картина считается более ранним вариантом картины Фирса Журавлёва «Перед венцом». Хотя датируются они одним годом. Художнику пришлось исполнить несколько повторений этого        полотна.

Зачем художнику понадобилось создавать два варианта одной картины? Может, захотел сделать более парадный вариант картины, восторженно принятой публикой. Тема-то была актуальной для России тех лет.

С одной стороны — технический прогресс, а с другой — положение женщины во многих купеческих семьях по-прежнему оставалось угнетённым и браки по принуждению были нередки.

Картины Фирса Журавлева демонстрировали быт дворянства девятнадцатого века. Его произведения – это не просто художества, но еще и литература. Внимательный взгляд на них может рассказать целую историю.

Посмотрим на первую картину «Перед венцом».

 Данное полотно, как и многие другие картины Журавлева, изображает драматичный и «закулисный» мир 19 века, отраженный в многочисленных пьесах Островского. Перед зрителем разворачивается очередная любовная драма.

На картине Журавлева «Перед венцом» представлен эпизод из жизни купеческого семейства.

2 СЛАЙД

В центре комнаты– невеста в состоянии полного отчаяния на коленях перед отцом. Художник не изображает ее лица, но поза, жест выдают глубину ее горя. Дорогой подвенечный наряд невесты, дополненный драгоценными аксессуарами, входит в противоречие с чувствами девушки.

На заднем плане: мать застыла в дверях и не знает, что сказать. Она оплакивает судьбу своей дочери, но не показывает это отцу. Такая жизнь была у всех женщин в 19 веке, они не имели права идти против воли родителей.

3 СЛАЙД

Посмотрим        на        вторую        картину.Обратите внимание на отца (вы видите?), он испуган. Он пришел в комнату дочери перед свадьбой, чтобы благословить ее на замужество.

Мы видим реакцию дочери – слезы, молчаливое повиновение судьбе, – да она не любит своего жениха! Отец, стоя с иконой в руках перед рыдающей дочерью, не знает, как поступить в такой ситуации дальше, ведь ему все-таки жалко свое дитя.

На заднем плане мы видим жениха и его родственниц. Задержанные ожиданием они решили войти наконец в двери комнаты. Заметно перешептывание между гостями – такое событие привлекло слишком много негативного внимания. Заметно и состояние жениха – он крайне недоволен происходящим здесь и готов вот-вот сорваться с места, чтобы не наблюдать этого позора.

4        СЛАЙДОглядим комнату, где происходит драма. На картине можно рассмотреть элементы декора и быта тех времен. Так же художник изобразил действие на фоне красного угла с иконами.

Скорее всего, сделал он это не спроста, пытаясь донести до зрителя набожность семьи, душевность.  Иконы, алтарь, молитвенник. А это значит, что здесь живут религиозные люди.

А религиозные люди в то время жили строго по традициям.

Читайте также:  Картина "заросший пруд", василий дмитриевич поленов - описание

Трагедии девятнадцатого века – вот что старался показать в своих картинах знаменитый художник Фирс Журавлев. Он стал одним из основоположников бытовой живописи.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/11/16/firs-zhuravlyov-pered-ventsom

Художник Фирс Сергеевич Журавлев

  • Перед венцом
  • Бунтарь в молодости, а впоследствии академик императорской Академии художеств и один из самых известных русских художников девятнадцатого века.

Фирс Сергеевич в большей мере жанровый живописец, который (в отличии от некоторых своих однокашников) не замкнулся на живоописании сцен из жизни какого-то одного сословия или на вскрытии язв общества. Хотя, он активно работал с передвижниками и написал несколько действительно очень горьких картин.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Будущий художник родился в декабре 1836 года в городе Саратове, в семье портного. Родители решили, что мальчик должен пойти по стопам отца и до 19 лет Фирс занимался портняжным ремеслом.

Автопортрет

А в 1855 году Фирс Журавлев, портной из Саратова, поступил в Императорскую Академию художеств. В Академии Журавлев подружился с Крамским и другими молодыми художниками, которые впоследствии устроили бунт (протест) против правил Академии, который история назвала «бунтом четырнадцати».

За время обучения в Академии молодой художник пишет несколько действительно значимых картин, которые были удостоены серебряных и золотых медалей.

В 1863 году  Фирс Журавлев, вместе с ещё 13 учениками академии, покидает стены учебного заведения «в знак протеста» и становится одним из основателей Санкт-Петербургской художественной Артели – это такая коммуна художников, в которой все ищут заказы, а выручку от продажи своей картины каждый художник должен разделить со всеми участниками Артели.

Я не буду перечислять все картины, которые были написаны художником в этот период творчества. Я сделал лучше – собрал наиболее известные работы Фирса Журавлева в галерею, которую и хочу предложить вашему вниманию.

  1. В 1868 году Журавлев получает чин классного художника 1-й степени, а в 1874 году удостаивается звания академика.
  2. Некоторое время Фирс Сергеевич выставлял свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом творческого Товарищества так и не стал.
  3. Выставлял свои картины (с большим успехом) на международных выставках, участвовал в росписи храмов, стал автором ряда мозаик и икон.
  4. Умер художник в 1901 году.

             КАРТИНЫ ФИРСА СЕРГЕЕВИЧА ЖУРАВЛЕВА

Пасхальное угощение

Отдых на сенокосе

Крестьянская сходка

Купеческие поминки

Семейная сцена

Приезд извозчика домой

Кредитор описывает имущество вдовы

Знахарка

Девичник в бане

Перед венчанием

Отгадай, кто пришёл

Нагая женщина

Обнаженная купальщица

Мачеха

Модница

Боярышня

Девочка в русском костюме с венком из цветов

Боярышня

Источник: https://komu-za-50.mirtesen.ru/blog/43330221800/Hudozhnik-Firs-Sergeevich-ZHuravlev

Перед венцом

  • Год создания: 1874 год
  • Картина известного русского художника.
  • Описание картины Фирса Журавлева «Перед венцом»

Фирс Журавлев, художник-живописец 19 века, известен тем, что он писал жанровые картины и показывал проблемы и драмы того времени.

Картина этого художника «Перед венцом» также наполнена драмой и болью, нерешаемыми проблемами времени Островского и многих других известных писателей и художников, ставших классиками.

На этой картине мы видим юную девушку, одетую в свадебное платье. Она готовится спустя несколько минут выйти замуж. Но, как видно из картины, она несчастлива этим изменениям в ее жизни. Возможно, брак заключается без любви, или по расчету, и явно без всякого желания этой юной особы.

В 19 веке было большой проблемой то, что многие браки заключались не по любви. Родители выбирали жениха для своей дочери исходя из своих принципов, значимости родов, состояния семьи, их репутации.

С одной стороны, родители делали правильный шаг, зная, и будучи полностью уверенными в том, что этот брак будет долгим, на всю жизнь.

Но драма такого подхода понятна сразу: не многие могли жить без любви.

На этой картине героиня любовной драмы сидит на коленях, закрыв лицо руками, и рыдает. Рядом с ней стоят непреклонные и немолодые родители, которые выбрали для нее этот путь. На их лицах нет улыбки, и застыло некое уныние, потому что они чувствуют боль своей дочери. Но назад дороги уже нет. И в то же время они удивлены, подавлены и растеряны.

Также мы видим гостей или родственников невесты, которые стоят у входа в помещение. Пара, которая по виду чуть старше невесты, также чувствуют ее боль. Женщина держит под руку своего мужа, как бы показывая, что ее брак был заключен по любви.

И она снисходительно смотрит на невесту, как бы говоря, что не всем так везет в этой жизни. Но никто не в силах помочь этой девушке. Но неизвестно, что произойдет дальше.

Возможно, бракосочетание расстроится, а может быть, это только порыв, который скоро пройдет.

«Перед венцом» 1874 г. Фирс Журавлев Журавлев изображает драму, разворачивающуюся во время благословения отцом дочери перед свадьбой. Женская судьба в 19 веке была незавидна — зачастую родители выдавали дочерей замуж по расчету, дабы поправить материальное благополучие семьи. Женихами молодых невест становились богатые старики или состоятельные, но непривлекательные мужчины.

Произведение живописец поместил в интерьере дома, полного икон, что выдает в хозяевах набожных людей. Растерянный при виде рыдающий дочери отец с иконой в руках и мать, застывшая с караваем на подносе, не знают, как вести себя в этой неожиданной и до неприличия неловкой ситуации. Негодование жениха на заднем плане и шепот его родственницы не предвещают счастливого финала сцены.

За это полотно Журавлев получил звание академика и признание публики.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Pered_ventsom/

1894 год. Перед венцом, Фирс Журавлев, большая русская хромолитография

 Большой размер листа: 38,9 х 29 см. Чистая обратная сторона листа. Бумага с тиснением для создания эффекта «шероховатости» изображения. Хромолитография С.Добродеева с картины академика Фирса Журавлева, издания «Акварели с картин Императорского Эрмитажа и Музея Академии Художеств». Дозволено к печати цензурой, Санкт-Петербург, 2 июля 1894 года.

 Художник изображает сцену, разворачивающуюся во время благословения отцом дочери перед свадьбой. Многофигурную композицию живописец поместил в интерьере дома, полного икон, что выдает в хозяевах набожных людей.

Растерянный при виде рыдающий дочери отец с иконой в руках и мать, застывшая с караваем на подносе, не знают, как вести себя в этой неожиданной и до неприличия неловкой ситуации.

На заднем плане показан растерянный жених со своей родственницей.

   За это полотно Журавлев получил звание академика и признание публики. Оно стало настолько популярным, что ему пришлось исполнить несколько вариантов-повторений. Позже картины мастера будут отмечены как лучшие иллюстрации быта и нравов 1860-1870-х, а меткие характеристики человеческих типов и особенностей их поведения станут классическими для понимания русской культуры.

 Фирс Сергеевич Журавлёв (1836—1901) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

 Журавлёв Фирс Сергеевич — живописец, академик; родился в 1836 году. Живописи учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где получил малую золотую медаль. Класс Тимолеона фон Неффа, Фиделио Бруни, А. Т. Маркова.

Его род живописи — бытовая живопись; в особенности он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта.

«Купеческие поминки» — многофигурная картина, полная тонкой наблюдательности (1876), «Благословение невесты» — сцена почти драматического содержания, с большими художественными достоинствами (1878), также из купеческого быта.

Журавлёв писал отдельные фигуры, верно выхваченные из действительности, например, «Официант». Писал также портреты (как, например, отца Иоанна Кронштадтского). Рисунок Журавлёва правильный, живопись тонкая, а колорит правдивый.

 Во время учёбы в Императорской Академии художеств неоднократно награждался медалями «За успех в рисовании»: в 1858 и 1860 — малыми серебряными, в 1860 и 1862 — большими серебряными.

В 1862 году был награждён малой золотой медалью за картину «Кредитор описывает имущество вдовы».

В 1863 году отказался от участия в конкурсе на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств («Бунт четырнадцати»), подав прошение о выходе из Академии и получив звание классного художника 2-й степени.

 Один из основателей Санкт-Петербургской артели художников. Вместе с Иваном Крамским и ещё четырьмя художниками: Богданом Венигом, Александром Григорьевым, Алексеем Корзухиным и Николаем Шустовым поселился в квартире в доходном доме Гудкова на 17-й линии Васильевского острова, образовав своеобразную коммуну с общими мастерскими для работы и ведением общего хозяйства.

 В 1868 году за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника 1‑й степени «по живописи народных сцен». В 1874 году за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств.

 В 1888—1889 годах экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом Товарищества так и не стал. Участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

 Участвовал в росписи кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального собора в Риге. Автор мозаик в соборе Воскресения Христова на Крови и икон в соборе Воскресения Словущего всех учебных заведений в Санкт-Петербурге. (По материалам Википедии)

Источник: https://www.oldgravura.ru/prod/engraving—i10307/

Ссылка на основную публикацию