Пейзаж в дюнах с кустарником, якоб ван рейсдал

Одним из крупнейших пейзажистов середины 17 века в Голландии является Якоб ван Рёйсдал. Он родился, примерно, в 1628 или 1629 году в городе Харлем. В юности изучал медицину, но позднее решил заняться живописью. Первые свои творения он пишет в 1646-1647-х годах. Его учителем мог быть родной дядя – известный художник Соломон ван Рёйсдал.  

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван РейсдалПейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал Речка в лесу
Крестьянские домики в дюнах
Морской берег
Пейзаж с путником
Пейзаж с мостиками через канал
Пейзаж с домом на холме
Зимний пейзаж с сухим деревом
Болото
Водопад в Норвегии
Водяные мельницы
Горный пейзаж
Дорога на опушке леса
Зимний пейзаж
Дорога в дубраве
1682
Лес у дороги, 1653
Замок Бентхейм, 1650-1682
Зимний ландшафт, 1650-1682
Вперёд, 1650-1682
Пейзаж и руины на его фоне, 1650-1682
Мельница возле квартала у Дурстеде, 1668-1670
Пейзаж и водяная мельница, 1661
Пейзаж с быстриной, 1668
Скалистая местность, 1650-1682
Крестьянский дом у леса в дюнах, 1650-1750
Песчаная дорога в дюнах, 1650-1655
Беление холстов на полях блих Харлема
Дюны
Въездные ворота замка Бредероде
Пейзаж с водопадом
Буря в дюнах
Большой лес
Горный пейзаж с водопадом
Пейзаж с горной рекой
Речной пейзаж с погребом
Куст
Солнечный луч
Пристань
Шторм
Лесистый пейзаж с дорогой
Пейзаж с замком Бентхейм
Прибрежный пейзаж
Вид Харлема
Соборная площадь в Амстердаме
Лес у речного берега
Вид на Харлем с дюн северо-запада
Пейзаж с загородным домом
Пейзаж с водопадом
Дубы на озере с кувшинками
Пейзаж с ветряной мельницей на берегу реки
Гроза.
Куст.
Луч солнца.
Опушка леса
Замок на холме у реки
Беление холстов в лощине у хижины
Хижина и стог сена у реки
Пейзаж с разрушенной башней
Пейзаж с церковью и руинами замка
Пейзаж с водопадом и замком на холме
Панорамный вид Амстердама с бухтой Эй
Пруд в окружении деревьев
Дорога в лес
Дорога к хижине среди деревьев
Скалистый холм с тремя хижинами и ручьем
Проход в разрушенном замке
Горный пейзаж с потоком
Водопад у подножья холма близ деревни
Горный пейзаж с водопадом
Панорамный пейзаж с руинами замка
Дюнный пейзаж с руинами
Побережье в Эгмонд-ан-зее
Пейзаж с тремя водяными мельницами и прачками
Водяная мельница с открытым шлюзом в Сингравене
Парусники на свежем ветру
Пейзаж с дюнами
Бельшой дуб
Хлебные поля и город вдали
Лесной пейзаж
Загородный дом в парке
Пейзаж
Пейзаж с деревней на расстоянии
Лесной ручей
Зерновые поля
Пшеничные поля
View of the Dam and the Damrak in Amsterdam

Одним из крупнейших пейзажистов середины 17 века в Голландии является Якоб ван Рёйсдал. Он родился, примерно, в 1628 или 1629 году в городе Харлем. В юности изучал медицину, но позднее решил заняться живописью. Первые свои творения он пишет в 1646-1647-х годах. Его учителем мог быть родной дядя – известный художник Соломон ван Рёйсдал.

С 1656 года Рёйсдал живёт в Амстердаме. Здесь его творчество достигает своего расцвета, здесь создаётся знаменитое «Болото», датируемое 1660-м годом и ныне выставленное в Эрмитаже.

Полотна Рёйсдала воспевают мощь и величие первозданного мира. Каждая деталь картины, будь то поваленный ствол, ветвь дерева, тонкая былинка – необычайно материальны и убедительны.

Искорёженные, противоестественно сплетённые деревья символизируют стихийную грозную жизнь лесной глуши. Этому буйству противопоставлена тихая гладь болота. Думается, что время в нём замерло. Но это только на первый взгляд. Медленно, коварно, неуклонно трясина засасывает богатырские стволы.

Живописный язык художника лаконичен и скуп. Основная цветовая гамма – оливковые, бежевые, темно-зеленые и изысканные оттенки коричневого цвета. Вопреки скромным размерам холстов, работы Рёйсдала производят монументальное впечатление. Для всех пейзажей художника характерно сложное философское символическое восприятие природы.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/196465645/

Якоб ван Рейсдал (1628/1629 — 1682)

20.07.2008

Публикации

Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства.

Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Среди излюбленных жанров голландских художников был пейзаж — изображение отвоеванной у моря и любовно возделанной родной земли.

В первой половине XVII столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, ее полноводные реки, каналы, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали.

Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Две водяные мельницы и открытый шлюз близ Сингратена. Ок. 1650—1652

Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне. Он родился в Харлеме, около 1656 года поселился в Амстердаме, где и работал до самой смерти.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Лесной вид

Многие голландские мастера не могли просуществовать, занимаясь только живописью. Примечательно, что Рейсдал имел серьезную профессию.

В 1676 году он получил степень доктора медицины и в том же голу был включен в список амстердамских врачей.

Однако ни эта специальность, ни создание замечательных картин не принесли ему богатства и процветания. Художник умер в нищете, в амстердамской богадельне.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Вид на Харлем с северо-запада. Ок. 1670

Рейсдал был тесно связан с традицией старших современников, пейзажистов, работавших в Харлеме. Он учился, по-видимому, у своего дяди Саломона ван Рейсдала (1600 — 1670), известного живописца, развивавшего в своих небольших мастерски исполненных полотнах общую для голландского пейзажа проблему световоздушной среды и единого тонального колорита.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Пейзаж с кустом

Рейсдал в основном датировал только ранние работы, поэтому уточнение этапов его творчества затруднено. Он сразу же вступил на путь исканий. Мотивы его ранних картин, где молодой художник передавал непосредственное впечатление от окрестностей Харлема, просты и печальны.

В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Собирается непогода, облака словно вырастают на глазах, песчаная дорога, идущая в гору и глубину, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Все пронизано движением света.

Под кистью Рейсдала голландская природа приобретает значительность, наполняется внутренней жизнью.

Известно, что в 1650-е годы Рейсдал предпринял путешествие по Голландии и Германии в компании живописца и гравера Николаса Берхема. Это был интересный спутник, любитель путешествий, несколько приукрашено изображавший итальянскую природу.

В чем-то, возможно, он способствовал расширению кругозора молодого голландца.

Но главным было само путешествие, особенно по западу Германии, обогатившее Рейсдала новыми впечатлениями от невиданной горной природы, обширных лесных массивов, средневековой архитектуры.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Морской берег в Схевенингене. Конец 1660-х — начало 1670-х

Лучшие произведения Рейсдала созданы между серединой 1650-х и концом 1660-х годов.

Он продолжал обращаться к привычным для его соотечественников мотивам, изображая широкие голландские равнины, морской берег в ясную и бурную погоду, лесные чащи и болота. Художник избегал повторять схожие мотивы, картины его разнообразны.

Природа у Рейсдала полна величия, драматической изменчивости, формы пластически осязательны, укрупнены, световоздушная среда подвижна, а напряженный колорит богат оттенками.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде. Ок. 1670

Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора («Морской берег Схевенингене», конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна («Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде», ок. 1670, Амстердам, Рейксмузеум); в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники («Лесная речка», Киев, Музей западного и восточного искусства).

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Болото. 1660-е

Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Пронеся через века своего существования могучую силу, причудливую красоту форм, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, рушатся, гниют в стоячей воде болот.

Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления.

В приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, решительно встает на переднем плане резкий силуэт голой высохшей березы.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Зимний пейзаж. 1670

Необычны и тревожны зимние вечера в заснеженных, скованных холодом селениях со смятенным небом, покрытом темными облаками.

Царит запустение, неприглядность, нищета («Зимний пейзаж», 1670, Амстердам, Рейксмузеум).

Плоское розовое освещенное пятно фасада складского здания с провалами окон и входа концентрирует в себе эмоциональную и цветовую выразительность пейзажа. Как и башенка замка, оно держит всю композицию.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Еврейское кладбище. 1655—1660

Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).

Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл.

Читайте также:  Портрет льва николаевича толстого, крамской, 1873

Мертвенный свет озаряет белеющие во мраке мраморные гробницы и сухое дерево на фоне темной зелени, сзади виднеются руины когда-то богатого здания, на первом плане водный поток пробивается среди камней и могил. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Водопад в Норвегии. Нач. 1670-х

Произведения последних лет жизни Рейсдала, изображающие фантастические горные пейзажи с низвергающимися водопадами, сменившими лесные ручьи, полны размаха и величия.

Искусство Рейсдала, рассчитанное на сильное эмоциональное воздействие и философское осмысление образов, при его жизни большим успехом не пользовалось. Его оценил только Рембрандт.

Рейсдал предвосхитил достижения мастеров пейзажа в европейском искусстве XVIII—XIX веков.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=573

Якоб ван Рейсдал

(Jacob Isaakszoon van Ruisdael)(1628, Харлем – 14 марта 1682, Амстердам, похоронен в Харлеме) голландский живописец, наиболее значительный нидерландский пейзажист 17 века.
Сын Исаака ван Рейсдаля и племянник Саломона ван Рейсдаля, известных художников-пейзажистов.
Начал учиться у дяди. В гильдию художников был принял в 1648.

Также освоил профессию хирурга, практиковал в Амстердаме (стал гражданином этого города в 1659).
В 1657 принял крещение в реформаторской церкви (семья принадлежала к менонитам).

Иногда пишут, что он умер в бедности в приюте (но это не соответствует действительности – его путают с двоюродным братом Якобом Саломоном, сыном Саломона, который действительно умер в приюте для душевнобольных).
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.

В его картинах даёт себя знать чуткая, напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях.
Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие.

Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх, или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле.

Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
Творческое наследие Рёйсдала составляют около 450 картин.

Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии.
Лучшие работы он создал в середине века – мощные полотна «Еврейское кладбище», «Лесное болото», «Вид деревни Эгмонд». Его кисти принадлежит ряд морских пейзажей с преобладанием холодных тонов.
Некоторые работы:
«Пейзаж» (1647, Государственный музей им.

Пушкина),
«Пейзаж с дюнами возле Хаарлема» (1647, Лувр),
«Пейзаж с дюнами у реки» (1649, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург),
«Большой дуб» (1652),
«Замок Бентейм» (1653, Музей, Гаага),
«Большой лес» (1655-60, Музей истории искусств, Вена),
«Пейзаж с кукурузными полями возле моря» (1660, Музей Бойманса Ван Бонингена, Роттердам),
«Вид на Оотмарсум с Кюйперберга» (1660-64, Старая Пинакотека, Мюнхен),
«Лесное болото» (1660-е, Эрмитаж),
«Луч света» (1660-е, Лувр),
«Вид на Хаарлем» (1665),
«Водопад в горах. Северный пейзаж» (1665),
«Пейзаж с руинами» (1665-75, Национальная галерея, Лондон),
«Лесной пейзаж с охотой на оленя» (1665-75, Галерея старых мастеров, Дрезден) совместно с Адрианом Ван де Вельде,
«Барки в штормовом море» (1668, Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид),
«Мельница в Вийке» (1670),
«Зимний пейзаж» (1670),
«Берег в Эгмонт-ан-Зее» (1675),
«Вид Амстердама»,
«Площадь Дам в Амстердаме»,
«Пшеничные поля»,
«Деревня зимой в лунном свете»,
«Две мельницы и открытый шлюз возле Сингравена»,
«Пейзаж с дюнами и маленьким водопадом» (Музей западного искусства, Токио),

«Дубы на берегу озера с водяными лилиями» (Картинная галерея, Берлин)

1. Бурунди, 2013. Серия, посвященная открытию Королевского музея в Амстердаме. На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала «Мельница в Вийке».

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал2. Лихтенштейн, 24 июля 1951. Серия «Живопись». На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала. Михель 303

3. Нидерланды, 6 мая 1999. Серия, посвященная живописи. Номиналы марок по 80 центов. На одной картина Якоба ванн Рейсдаля «Вид Харлема». Скотт 1029 (А391)

4. Нидерланды, 11 июня 2002. Серия «Пейзажи». На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала «Пшеничные поля». Скотт 1133с (А432)

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

5. Нидерланды, 2010. Серия «Живопись». На двух марках картины Якоба Ван Рейсдала – «Мельница в Вийке» и «Зимний пейзаж».

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал6. Сьерра-Леоне, 15 января 2001. Серия, посвященная 200-летию Королевского музея в Амстердаме. На двух марках картины Якоба Ван Рейсдала «Мельница в Вийке» и «Замок Бентейм». На блоке его картина «Дорога в дюнах на побережье». Скотт 2394 с-d (А352)

7. Того, 2013. Серия «Мельницы в живописи». На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал8. Верхняя Яффа (Йемен), 23 октября 1967. Серия «Живопись старых мастеров». На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала.

Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2012/12/03/jacob-isaakszoon-van-ruisdael/

Рюисдаль, Якоб

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

Я. Рюисдаль также писал подобные сюжеты, но и у него мы не часто встречаем, несмотря на огромные знания и на внимательную разработку подробностей, такую силу впечатления, такую ясность намерения.

За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Указывали на искусственность его мотивов, на “театральность” его эффектов, на мрачный, непрозрачный колорит, на суховатое письмо.

Ныне, что мы узнали прелестную “домашнюю” поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными.

Однако при ближайшем изучении отдаешь справедливость ему — именно в величии замыслов, в особой художественности натуры, в захвате его поэзии.

В сущности, подобно Рембрандту, Якоб стоит особняком во всей школе. Все другие голландские художники были более или менее копиистами натуры. Рюисдаль же был чудесным композитором.

Он как бы является “Пуссеном Голландии”, великим ее стилистом, и лишь малая культурная развитость голландского общества была причиной тому, что это его значение в свое время никто не оценил и несчастный мастер кончил жизнь нищим в богадельне (14 марта 1682).

Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Первые его картины означают годы учения на натуре. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Здесь Рюисдаль ближе всего стоит к своим предшественникам и в особенности к своему учителю и дяде Саломону. Этот “гарлемский период” полон непосредственности и простоты.

Особенно прекрасны в это время его офорты, в которых, впрочем, уже все сильнее сказывается увлечение декоративными приемами. Затем с 1650-х годов прекращается “рисовальный период” и наступает живописный — время полной зрелости и полного расцвета.

Быть может, в эти годы он посещает Норвегию, и, во всяком случае, покинув Гарлем, он поселяется в центре культурной жизни Голландии, в Амстердаме, и имеет здесь эфемерный успех. Наконец, с 1670 года до самой смерти идет упадок, обусловленный более всего неуспехом, нуждой и болезнями.

Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Как раз в 1670 г. он потерял главную поддержку в лице своего дяди Саломона, который сравнительно с другими пейзажистами нажил себе известный достаток. И вслед за Саломоном Якоб потерял всех своих друзей: Воувермана в 1668 г.

, Адриана ван де Вельде в 1672 г. и Эвердингена в 1679 г. Его главный последователь высокодаровитый Гоббема принужден был поступить на службу сборщиком податей, чтобы не погибнуть с голоду.

Эрмитаж дает почти полное представление о Якобе.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Якоб Изакс ван Рейсдал. Вид Гарлема. Около 1670. Холст, масло. 77,5х59,7. (До революции пейзаж находился в собрании графов Строгановых. Из Эрмитажа картина продана в мае 1931 года. Художественный музей Тимкен, Сан Диего, Фонд Путнам)

Остаются непредставленными его любимые виды гарлемских полей [184], его марины и его виды городов [185], которые он нередко изображал зимой.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Якоб Изакс ван Рейсдал. Морской берег. Конец 1660-х – начало 1670-х. Холст, масло. 52х68. Инв. 5616

Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами, из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись).

[186] Среди этих картин “Домик в роще” и “Крестьянские домики в дюнах” помечены, 1645 и 1647 годами и принадлежат к его гарлемскому периоду; “Водопад в Норвегии”, “Лесная речка” и “Вид в Норвегии” (В наст.

время — “Горный пейзаж”) носят “эвердингенский” норвежский характер; наконец, самая характерная из картин Рюисдаля в Эрмитаже — знаменитое на весь мир “Болото”, дает нам как бы синтез позднейших исканий художника.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Якоб Изакс ван Рейсдал. Крестьянские домики в дюнах. 1648. Дерево, масло. 52,5х67. Из собр. Бодуэна в Париже, 1781

Тем требованиям, которые наше время привыкло предъявлять голландской живописи, больше всего отвечают, пожалуй, скромные картины, вроде “Дорога”, “Домик в роще”; картина помеченная 1645 г.

, и особенно восхитительная картина, вся исполненная настроения трепета пред надвигающейся грозой, “Крестьянские домики в дюнах”, помеченная 1647 годом. Здесь мы снова встречаемся с теми мотивами простой уютной правды, которую нас выучили любить Гойен, Саломон Рюисдаль и Нэр.

Читайте также:  «троице-сергиева лавра», фёдор яковлевич алексеев — описание картины

Однако “настоящего” Рюисдаля мы находим скорее в других картинах, овеянных мрачным насупившимся романтизмом или полных чувства одиночества.

Сумрачная картина “Вид в Норвегии”, скорее, свободно сочиненный мастером мотив, достойна служить декорацией для первой части “Нибелунгов”. Но в самую душу Рюисдаля мы проникаем, изучая знаменитое “Болото”.

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Пейзаж в дюнах с кустарником, Якоб ван Рейсдал

Якоб Изакс ван Рейсдал. Болото. Левый и правый фрагменты. 1660-е. Холст, масло. 71,5х99. Инв. 934

Собрание этих корявых, развесистых, так красиво вставших, так красиво свалившихся патриархов леса — неправдоподобно. Однако дело и не в правдоподобии.

Те, кто подходит к Якобу Рюисдалю с меркой, годной для Поттера и Адриана ван де Вельде, должны смутиться его “ложью”. Нас с детства учили, что Рюисдаль — реалист, и, когда мы видим, что это неправда, мы ставим это в вину мастеру, а не плохой характеристике историков.

Но взглянем на картину иначе — так, как мы смотрим на Пуссена или на Сальватора Розу, и наше отношение изменится.

И, во-первых, эта картина прекрасный в своей гармонии, в своей логике, в своем равновесии “орнамент”. Все части ее приведены к одному целому, держат друг друга, дополняют друг друга. При этом орнамент “Болота” не имеет в себе ничего холодного, академического. Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души.

Ведь движение линий в картине Рюисдаля достойно Микель Анджело в своем мощном судорожном порыве. Мастер, распоряжаясь формами растительного царства, достигает здесь того же трагизма впечатления, которое нам знакомо из фресок Сикстинской капеллы. Точно неумолимое тысячелетнее проклятие нависло над гигантами.

Глядя на этот круг стволов, на эти корчащиеся ветви, приходят на ум титаны, превращенные богами в пригвожденные к почве растения. Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде. Вокруг заколдованная топь, непроходимая трясина.

Тускло солнце пробивается сквозь испарения; темно в тенях, но не светло и в просеках. Нигде ни намека на утешение, на улыбку. Все понуро, все трагично.

Если даже эта картина и написана в среднем периоде творчества Рюисдаля, то в нем уже пророчески сквозит его будущее — безнадежная тоска, гордый безутешный пессимизм, быть может, и отчаяние за родное искусство, кончавшееся в дни Рюисдаля в тусклом забвении и попрании…[187]

Следующая глава

Йоанн Якоб Бодмер и его школа

Остзанен, Якоб Корнелис ван
Мор, Антони Нейшатель, Николас
О дальнейших достижениях в этой обновленной области дают понятие: большие группы голландца XVI века Остзанена (†1567), изображающие корпорации амстердамских стрелков (первая — 1532 года, вторая — 1561), Якоб Корнелис

Йорданс, Якоб
Лишь ступенью ниже Рубенса стояли два мастера: Йорданс и Снейдерс. И то в самой Бельгии встретится немало людей, для которых Йорданс стоит выше Рубенса и которые находят, что он цельнее и сильнее его как живописец. Действительно, стоя перед некоторыми

Ост, Якоб ван Старший
Какой-то стиль Людовика XIV сказывается и в прекрасной картине ван Оста (1600 — 1661), изображающей двух престарелых супругов, поклоняющихся Мадонне и Младенцу Христу. Ост, вроде Ромбутса, был в первой половине своей деятельности убежденным караваджистом

Дюк, Якоб
Произведений Дюка мы имеем, пожалуй, и чересчур много. Это большой техник и специалист по красивой серебристой светотени; но в изобилии его гладкие, точно на фарфоре писанные, до крайности однообразные и, вдобавок, страдающие большими погрешностями в перспективе

Кейп, Альберт
Кейп Геритс, Якоб Совершенно в стиле Караваджо (или Гонтгорста?), с большими фигурами, написана примыкающая к этой группе картина ученика Блумарта и отца знаменитого Альберта Кейпа, Якоба Геритса Кейпа (1594 — 1652?) “Двое военных за завтраком”. [122] Черный тон и

Вельсен, Якоб ван
Картина “Чтение письма” малоизвестного В. Вельсена (1633 года) замечательна по своей жирной живописи и сильным черноватым теням.

Юльфт, Якоб ван дер
В духе Брэнберга исполнена, кроме того, многосложная композиция Юльфта (1627 — 1688), изображающая “Торжественный въезд Сципиона в Рим” — прекрасный мотив для театрального апофеоза, весь облитый радостным вечерним

Баккер, Якоб Адрианс
Конинк, Саломон
Друг Рембрандта, Я. А. Баккер (чудесная картина которого “Куртизанка” имеется в собрании Б. И. Ханенки) представлен двумя нехарактерными портретами стариков, которые когда-то (быть может, не без основания) считались за произведения

Лоо, Якоб ван
Тремя годами старше Терборха был разносторонний художник Якоб ван Лоо, уроженец Слейса и ученик Темпеля. Его произведения очень редки, быть может потому, что некоторое время он занимался стаффажем — “населением” пейзажей своих товарищей фигурами. В 1662 году

Охтервельт, Якоб ван
Место между Гоохом и Стэном занимает оставшийся до сих пор неразгаданным автор превосходного этюда с натуры “Кружевница”, место между Мирисом и Терборхом принадлежит приедающемуся, несколько холодному, но очень виртуозному и, на редкость среди

Рюисдаль, Саломон
О втором великом мастере голландского пейзажа, о Саломоне Рюисдале, можно будет судить в Эрмитаже лишь после поступления Семеновской коллекции, содержащей несколько первоклассных работ этого лишь с недавних пор снова оцененного мастера. Саломон Якоб

Вит, Якоб де
Следует еще взглянуть на последние картины голландской школы в Эрмитаже — четыре произведения большого виртуоза Якоба де Вита (1695 — 1754), прославившегося, главным образом, своими имитациями в живописи барельефов. Эти картины вялые и скучные, но очень

Источник: https://culture.wikireading.ru/40532

Дьяков Лев | Якоб ван Рейсдаль. | Журнал «Искусство» № 11/2010

Лев ДЬЯКОВ

Некоторые посетители зала голландской живописи в Государственном музее изобразительных искусство имени А.С. Пушкина подолгу стоят перед небольшой картиной “Вид на Эгмонд-ан-Зее”, принадлежащей кисти Якоба ван Рейсдаля. И хотя картина выглядит очень скромной по сравнению с находящимися рядом большими холстами, отличающимися отточенной техникой, блистательным мастерством, обилием световых и цветовых эффектов, она неизменно приковывает пристальное внимание вдумчивого зрителя.

В этой картине сразу же выделяется сильно освещенный участок дороги, петляющей меж дюн в сторону небольшого селения. Этому самому яркому пятну картины вторят другие, не столь яркие. Небо, будто живое, дышащее существо, обволакивает все влагой. Небольшие домики, раскинувшиеся на морском берегу, группируются вокруг могучей башни собора, устремленной в небо.

Картина кажется насыщенной по цвету, яркой и блистающей, хотя здесь всего несколько красок: зеленая, синяя, белая и коричневая. Но в них столько тончайших нюансов, что все производит поразительное впечатление многоцветия.

Очень плотно, пастозно написаны куски почвы и, наоборот, легко, прозрачно — небо.

Контрасты между землей и небом, драматическая игра света и тени, некая безграничность неба — главного акцента картины — все придает ей космический характер.

Эти драматические контрасты, создающие ощущение напряженной борьбы стихий, вызывают волнение у зрителя, созерцающего картины Рейсдаля.

Впервые в искусстве небо у Рейсдаля приобретает прозрачность, глубину, “дыхание”, оно создает настроение в его картинах. Именно небо определяет глубину пространства в композициях Рейсдаля, делает их предельно монументальными, несмотря на небольшие размеры.

Иллюстрации

Вид на Эгмонд-ан-Зее. Ок. 1655. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Вид Амстердама. 1628. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Площадь Дам в Амстердаме. 1670. Городской музей, Берлин

Лесной пейзаж. 1660–1670. Барберовский художественный институт, Бирмингем

Болото. Ок. 1665. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петребург

Замок Бентхейм. 1651. Частная коллекция, Норфолк

Пейзаж с водопадом. Ок. 1670. Рейксмузеум, Амстердам

Шторм. 1670–1672. Лувр, Париж

Вид Харлема с белильнями. Ок. 1665 Кунстхаус, Цюрих

Куст. Лувр, Париж

“Рейсдаль пишет так, как мыслит, здраво, сильно и широко, — восклицает Эжен Фромантен на страницах своей книги “Старые мастера”. — В этой сдержанной, вдумчивой, несколько горделивой живописи есть какое-то печальное величие.

Прочная основа, потребность строить и организовывать, подчинять детали целому, цвет — общему впечатлению, интерес к вещам, совершенное знание законов природы и законов ремесла, большой вкус в сочетании с большим смыслом, очень спокойная рука и трепетное сердце — вот приблизительно что открывается при анализе картины Рейсдаля.

Я не говорю, что все бледнеет рядом с этой живописью, без особого блеска, всегда прячущей свои приемы, но все выглядит беспорядочным, бессодержательным, бессвязным”.

Якоб ван Рейсдаль родился в Харлеме в июне 1628 года. Он был сыном рамочного мастера Изака ван Рейсдаля.

Фамилию Рейсдаль связывают с названием замка, известного как “дом Рейсдаля”, находившегося в окрестностях небольшого города Нардена близ Амстердама.

Сохранилось довольно много документов, свидетельствующих о постоянных финансовых затруднениях Изака. Позже отцу много помогал Якоб, ставший известным врачом.

В статье Х. Вайнмана “Жизнь Рейсдаля” автор сообщает, что ему удалось найти в списке врачей г. Амстердама имя Якоба ван Рейсдаля, получившего степень доктора медицины в университете города Кан в Нормандии. Профессия живописца не помешала Рейсдалю не только заниматься медициной, но и стать высокообразованным человеком.

Исследователи его творчества подчеркивают тот факт, что из всех известных голландских художников XVII века Рейсдаль был единственным, кто получил университетское образование. А.

Читайте также:  Оскар кокошка: биография и картины с названиями

Хаубракен, младший современник Рейсдаля, сообщает, что “он в юности овладел латынью и изучил медицину, в которой продвинулся так далеко, что с большим успехом делал в Амстердаме различные операции”.

Ремеслу художника Рейсдаль обучился у своего дяди, Саломона ван Рейсдаля, известного пейзажиста. В 1648 г. Якоб ван Рейсдаль вступил в Харлемскую гильдию св. Луки.

В начале 1650-х гг. Рейсдаль отправился странствовать по Рейну и пограничным немецким землям. Эта поездка значительно расширила тематический и композиционный диапазон мастера.

Наряду с мотивами лесного и дюнного пейзажа в его творчестве появились новые темы — изображения моря, речных долин, мельниц и зaмков.

Композиции приобрели монументальность, они стали тяготеть к сильным контрастам, появилось сочетание интимности и величавости, что составляет главную особенность зрелого Рейсдаля.

В 1656 г. художник переехал в Амстердам. Он поселился у плотины, недалеко от набережной, в центре квартала, носившего название “У серебряных труб”.

К этому времени относятся занятия техникой офорта, в котором художник стал подлинным мастером.

“Ни одному пейзажисту не удавалось с такой выразительностью воплотить могучие, органические, растительные силы природы”, — отмечал Б.Р. Виппер, известный исследователь голландской живописи XVII века.

Дом в чаще. Офорт. Около 1650

Эти слова следует отнести к серии из шести офортов, среди которых особенно выделяется лист “Хижина у воды”, с могучими стволами деревьев, глубоко вросшими в землю и будто поддерживающими старую, но крепкую хижину, составляющую с ними единое целое.

Этот образ будто символизирует Голландию, вступающую со стихиями в тесный союз.

Это романтическое произведение свидетельствует о громадном мастерстве молодого художника, виртуозно использующего контрасты света и тени, разнообразную фактуру штрихов, создающих эффект воздушности и светонасыщенности.

Cамым ранним документом, относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, считается запись от 14 июня 1657 года, извещающая о том, что Якоб ван Рейсдаль принял крещение в голландской реформатской церкви. Спустя два года Рейсдаль получил права гражданина Амстердама, а в 1660 г.

написал рекомендательное письмо для Мейндерта Хоббема, в котором упоминает, что этот молодой живописец на протяжении нескольких лет был его “учеником и помощником”. В 1670 г.

художник переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свертса, торговца картинами и книгами.

К этому времени относятся лучшие полотна мастера, такие как “Болото”, “Мельница”, “Еврейское кладбище”, “Вид Харлема”, многочисленные “водопады”.

Именно о них великий Гёте писал в своем очерке “Рейсдаль как поэт”: “Картины его удовлетворяют всем требованиям, которые самый изощренный ум может предъявить к произведениям искусства.

Рука и кисть художника с величайшей свободой сотрудничают друг с другом и стремятся к полнейшему совершенству.

Свет, тени, форма и впечатление, которое производит все в целом, не оставляют желать ничего лучшего”.

Трудно назвать другого художника XIX века, который так личностно и так проникновенно отобразил бы окружающую его природу, как Ван Гог. Слова, сказанные им брату в 1874 г., шли от самого сердца: “Художники понимают природу, любят ее и учат нас видеть”. И он перечисляет имена тех, к кому это относится.

Среди них имя Якоба ван Рейсдаля занимает одно из первых мест. В июне 1879 г. Ван Гог пишет, что художнику, подобно Рейсдалю, следует изображать природу, наделяя ее “значительностью, смыслом и характером”.

В 1875 г. в Лондоне Ван Гог посетил выставку, где было представлено пять работ Рейсдаля, и с тех пор этот мастер стал для него высшим авторитетом в области пейзажа.

В творчестве Рейсдаля Ван Гога пленяли не столько “водопады и величавые леса”, сколько “более обыденные вещи” вроде написанных около 1660 г.

“Шторма” и “Дюн возле Харлема”, “Мельницы в Вейке близ Дорстеде” и “Вида Харлема с белильнями”.

В парижском письме брату Тео от 6 июля 1875 г. Ван Гог сообщает о гравюрах, которые висят у него на стене. И на первом месте он называет гравюры с картин Рейсдаля “Куст” и “Беление холста”. А в письме, присланном из Амстердама 12 июня 1877 г., он описывает грозу: “Снова и снова слышались раскаты грома и сверкали молнии, небо было как на картине Рейсдаля, низко над водой неслись чайки”.

Ван Гог копирует офорты Рейсдаля: “Как я уже писал, мне очень хочется сделать еще “Куст” Рейсдаля. Я долго делал наброски, не слишком продвигаясь вперед, но за последнее время дело пошло успешно”. В одном из писем брату из Голландии Винсент признается: “Утро я провел в дюнах, просидел там три часа под дождем, на месте, где все напоминает о Рейсдале”.

В письме 1883 г. из Нюэнена Ван Гог говорит о “величественной простоте Рейсдаля”: “Когда человек ясно выражает то, что хочет выразить, – разве этого, строго говоря, недостаточно? Когда он умеет выражать свои мысли красиво, его, не спорю, приятнее слушать, но не слишком много прибавляет к красоте правды, потому правда прекрасна сама по себе”.

В письме, написанном в январе 1885 г., Ван Гог сообщает: “Существуют люди, например Рейсдаль и многие другие, всецело увлеченные исключительно пейзажем.

Их работы полностью удовлетворяют нас потому, что сами они находили удовлетворение в небе и земле, в луже воды и кустарнике.

Тем не менее я считаю удивительно мудрым замечание Израэльса, сказавшего о пейзаже Рейсдаля: “Это совсем как фигурная живопись”.

В письме от 25 октября 1885 г.

читаем: “Когда я снова смотрел старые голландские картины, меня особенно поразило то, что большинство их было написано быстро, что такие великие мастера, как Франс Хальс, Рембрандт, Рейсдаль и многие другие, по возможности делали все с первого раза и старались поменьше возвращаться к готовой вещи для поправок. И заметь вот еще что: если вещь была хороша – они так ее и оставляли…

Великий урок, который дают нам старые голландские мастера, заключается, на мой взгляд, в следующем: рисунок и цвет должны рассматриваться как единое целое”.

А в одном из писем из Арля он восклицает: “Иногда мне так хочется прогуляться с тобой по здешним окрестностям! Ведь ты, несомненно, нашел бы множество сюжетов, глядя на эти сараи, где сушится рыба. Они выглядят так, будто сошли с полотен Рейсдаля”.

Живя в Арле, Ван Гог оставался старым голландцем, влюбленным в бескрайние просторы своей родины и пейзажи ее великих мастеров, таких как Рейсдаль, с их меланхолическими просторами земли под бескрайним куполом неба и несущимися по нему влажными облаками.

Источник: https://art.1sept.ru/view_article.php?id=201001105

Репродукции картин — Рёйсдал Якоб ван

Якоб Исаак ван Рёйсдал (1628/1629-1682) — один из важнейших ирландских художников-пейзажистов.

Мастер смог превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.

Он чутко и нежно воспринимает любые изменения природы и воссоздает увиденное удивительными тонкими мазками, которые удивительно точно позволять прочувствовать всю атмосферу, будь то ветер, предчувствие грозы или яркое солнце. Среди излюбленных предметов — чащи, болота, водопады, где человек никогда не задерживается надолго.

Среди известных картин автора «Лесной пейзаж», «Мельница около Дюрстеде», «Пейзаж дюнами и кустарником», «Вид на Харлем», «Пшеничные поля», «Речной берег» и другие.

Вы можете приобрести репродукции картин художника Рёйсдала Якоба ван маслом в интернет-магазине Твой Постер.

Сортировать по

популярности названию (а-я) названию (я-а) новизне размеру (мал.-бол.) размеру (бол.-мал.) весу

показывать товаров: по 23 по 47 по 95

  • Пейзаж с разрушенным замком и церковью Артикул 61439A Макс. размер 29×22 см подробнее
  • Водопад в горной местности Артикул 61435B Макс. размер 50×58 см подробнее
  • Лесной ручей Артикул 64920D Макс. размер 150×111 см подробнее
  • Разрушенный замок Артикул 61447A Макс. размер 29×21 см подробнее
  • Берег на Эгмонд-ан-Зее Артикул 61429B Макс. размер 59×46 см подробнее
  • Холмы и коттедж Артикул 61448B Макс. размер 60×47 см подробнее
  • Три мельницы Артикул 61430B Макс. размер 60×44 см подробнее
  • Лес Артикул 70292C Макс. размер 100×81 см подробнее
  • Поле Артикул 64919D Макс. размер 150×76 см подробнее
  • Водопад в холмистой местности Артикул 61427B Макс. размер 40×52 см подробнее
  • Дорога, ведущая в лес Артикул 61444A Макс. размер 30×23 см подробнее
  • Суда при свежем ветре Артикул 61431B Макс. размер 60×57 см подробнее
  • Водопад у подножия холма, недалеко от деревни Артикул 61434B Макс. размер 60×51 см подробнее
  • Две мельницы Артикул 61446B Макс. размер 59×45 см подробнее
  • Коттедж и стог сена на реке Артикул 61436B Макс. размер 60×46 см подробнее
  • Панорамный вид Амстердама Артикул 61442A Макс. размер 20×21 см подробнее
  • Облака над холмами Артикул 90236D Макс. размер 150×117 см подробнее
  • Скалистые горы с тремя домами Артикул 61432A Макс. размер 30×25 см подробнее
  • Пейзаж с водопадом Артикул 64918D Макс. размер 149×104 см подробнее
  • Пейзаж с дюнами Артикул 90235D Макс. размер 150×116 см подробнее
  • Дорога между деревьев Артикул 61445A Макс. размер 20×21 см подробнее
  • Пейзаж с разрушенным зданием Артикул 61437A Макс. размер 30×23 см подробнее
  • Скалистые горы Артикул 61433B Макс. размер 60×58 см подробнее
  • Следующая страница >

Источник: https://tvoyposter.ru/catalog/ruisdael-jacob-van

Ссылка на основную публикацию