![]() |
![]() |
![]() |
Адрес: г. Киев, ул. Владимирская, 57.
Телефон: +38 (044) 234-36-66.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Один из старейших киевских музеев. Был основан в идее коллекции в 1901 году, открыт официально в 1911 году. В 1912 году известным киевским архитектором Павлом Алешиным для музея было построено специальное здание.
В 1917 г. в здании разместилась Центральная Рада во главе с М. С. Грушевским. Именно здесь была провозглашена 7(20) ноября 1917 г. Украинская Народная Республика, а в ночь с 24 на 25 января 1918 г.
принят IV Универсал, провозгласивший независимость Украины.
Здесь же проходили торжества по случаю открытия разных образовательных учреждений, весной и осенью 1917 года были проведены два первых съезда учителей Украины.
С 1921 г. тут размещался Пролетарский музей, с 1924 — Музей Революции. С 1937 по 1982 гг. в нем размещался украинский филиал музея В. Ленина. Ныне перед заданием уставлен памятник главе Центральной Рады Михаилу Грушевскому.
В фондах музея — более 40 тысяч единиц хранения.
Здесь сохраняются уникальные книги — учебники XV-XVII веков: «Учебник философии, географии, истории» (1488), «Литовский устав» (1570), «Фразеологический словарь» (1598), «Апостол» (1654), «Хроника Сарматии Европейской» (XVII века), «Евангелион» (1670), «Иллюстрированный географический атлас», в котором собрано 100 карт (1699-1777), «Евангелие учительное» (1670), «Правила пиитические» (1705) и множество других печатных изданий, использовавшихся в процессе обучения в братских школах, коллегиумах Украины, в Киево-Могилянской академии.
- Музей обладает коллекциями учебников, документов, фотографий, периодических педагогических изданий, педагогических пособий XIX-XX веков, материалами о репрессированных учителях, комплекты материалов учителей и ученых-педагогов Украины, методических пособий и технических средств обучения различных эпох.
- Уникальность Педагогического музея состоит в том, что его экспозиция наглядно показывает путь становления и развития образования в Украине. Экспозиция Педагогического музея построена по тематико-хронологическому принципу:
- — этнопедагогика древних славян;
- — школы «книжного учения» в Киевской Руси;
- — из истории украинского книгопечатания;
- — деятельность братских школ в Украине в ХІV-ХVІ веках;
- — педагогические принципы Киево-Могилянской академии;
- — казацкая педагогика;
- — философско-педагогические взгляды Г.Сковороды (1724-1794);
- — развитие высшего образования в Украине в первой половине ХІХ века;
- — дошкольное воспитание и образовательно-педагогическая деятельность Софии Руссовой (1856-1940);
- — образование и педагогическая мысль в Украине в 1920-1930-х гг.;
- — образование в Украине в годы Великой Отечественной войны.
В мире очень мало музеев такого типа: есть «Музей детства» во Франции, музеи дидактической (развивающей) игрушки в России и Англии, педагогические музеи в Вильнюсе, Тбилиси, Софии. И киевский музей — достойный участник этой когорты!
![]() |
Влалимир Малюга |
Директор Педагогического музея Украины Владимир МАЛЮГА:
«ЭТОТ ДОМ ПОСТРОЕН СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ НАШЕГО МУЗЕЯ»
В нашей жизни парадоксов всегда немало. Вот один из них.
Дом на столичной улице Владимирской, 57, ныне хорошо известный киевлянам как Киевский городской Дом учителя, 100 лет назад строился специально для Педагогического музея.
Сегодня же этот музей арендует в «своем» помещении только несколько комнат. Хотя это обстоятельство никак не сказалось на его достоинствах, оно не унижает и не уменьшает богатств педагогического наследия Украины.
Впрочем, это не единственная странность в жизни одного из старейших музейных учреждений Украины. Подробнее — в беседе с директором Педагогического музея Владимиром МАЛЮГОЙ.
— Владимир Павлович, кто же и когда подарил такое симпатичное помещение именно Педагогическому музею?
— Предыстория этого историко-архитектурного памятника такова. По инициативе Киевского учебного округа в 1902 году был основан Педагогический музей.
Судя по всему, побудительным примером этому послужило то, что несколькими годами раньше — в 1898-м — в Санкт-Петербурге начало действовать такое же заведение при военной академии.
Когда же киевская коллекция приобрела определенные размеры, представила широкой общественности чрезвычайно интересный и познавательный материал о достижениях в области педагогической науки и практики нашего края, то уже стала вполне очевидной необходимость развернуть постоянную и достойную содержанию выставку.
Поэтому в 1910 году инициативу проявил известный в то время меценат, председатель биржевого комитета города Семен Могилевцев — он предоставил для хорошего дела 500 тысяч рублей. Именно на те средства специально для Педагогического музея был построен этот оригинальный дом. Автор проекта — архитектор Павел Алешин.
![]() |
Дом учителя |
— Хотите сказать, что это все купольное помещение с самого начала принадлежало лишь музею?
— Конечно. Правда, позже, в 1934 году, к первозданному сооружению пристроили еще правое и левое крылья.
— Приходилось слышать, будто на строительстве дома побывал премьер-министр, «великий реформатор» царской России Петр Столыпин. Почему вдруг? Откуда такая честь, казалось бы, рядовому в то время строительству?
— Действительно, в 1911 году Столыпин побывал на закладке здешнего фундамента. И именно отсюда он направился в киевский оперный театр, где вскоре, как известно, был смертельно ранен…
Однако Столыпин посетил строительную площадку не один, а в кругу царской семьи, которая также находилась в Киеве.
Император тогда не только благословил строительство музея, но и дал ему имя своего младшего сына — Алексея. С тех пор заведение имело официальное название: Педагогический музей имени цесаревича Алексея.
Согласимся: факт о многом говорит, ведь далеко не каждый музей того времени получал фамильное имя от семьи Романовых.
Однако дальнейшая судьба музея отчасти складывалась уже не так радужно.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В экспозиции музея |
— Что имеете в виду?
— Симпатичный и удобный дом в самом центре города привлекал многих. Так или иначе, это не могло не сказаться на судьбе нашего заведения. Поэтому во многом его история хронологически делится на шесть периодов — взлетов и падений в деятельности.
Достаточно сказать, например, что в своем доме Педагогический музей находился лишь с 1912-го до 1924 года, и то время от времени должен был делиться территорией с другими учреждениями. В 1917 году здесь располагалась Центральная Рада во главе с Михаилом Грушевским.
Именно в этом доме в ноябре 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР), а через два месяца — принят IV Универсал, провозгласивший независимость Украины.
Здесь же проходили два первых съезда учителей Украины. С 1921 года наш музей должен был поделиться площадью с Пролетарским музеем. А с 1924-го в помещении полновластно расположился Музей Революции, далее — в 1937-1982 годах — украинский филиал музея В. И. Ленина.
Самый сложный период — время стагнации и упадка деятельности Педагогического музея — пришелся на 1917-1924 годы. Годом фактического его уничтожения стал 1934-й: тогда экспозицию растащили, фонды исчезли…
лишь в 1948 году произошло, так сказать, второе рождение или возрождение заведения — он стал называться Республиканским педагогическим музеем. И, наконец, в 1992 году музей вернулся в свой дом, на улицу Владимирскую, хотя и не на всю бывшую территорию.
Именно в том году была создана Академия педагогических наук Украины, в состав которой и вошел музей и снова стал именоваться Педагогическим музеем Украины. Это было его третье рождение.
— На втором этаже Дома учителя, где располагается сейчас музей, только две комнаты…
— Одна из них — это экспозиционный зал, рядом — выставочная. Плюс фондохранилища в цокольном помещении.
Все наши территории функционально объединены, так сказать, находятся в постоянном движении — экспонаты непрерывно мигрируют из фондохранилища в выставочный и экспозиционный залы или наоборот. Имеем более 45 тысяч единиц хранения.
Их уникальность в том, что они наглядно показывают путь становления и развития образования в Украине. Соответственно построена и экспозиция музея — по тематико-хронологическому принципу.
Музей владеет коллекциями этнопедагогики древних славян, «книжного учения» Киевской Руси, педагогической методики Киево-Могилянской академии, казацкой педагогики, педагогической периодики и пособий XIX-ХХ веков, а также, конечно, многочисленными собраниями учебников, документов, фотографий уже нашей современности…
В основу же, собственно, деятельности музея положена научно-организационная работа: научное сопровождение и системный подход в организации экспозиционно-выставочной и фондовой работы, которые между собой взаимосвязаны теми же нашими «территориями» и являются составляющими целостной картины деятельности музея, способствуют эффективному осуществлению просветительской деятельности Педагогического музея Украины.
![]() |
Выставка «Особенные потребности — особенные перспективы» |
— Какие из музейных собраний привлекают больше внимания посетителей?
— 3200 единиц хранения мы выделили в национальные достояния, они занесены в Государственный реестр национального культурного достояния.
К ним относятся редкие книги, старопечатные, старинные карты, рукописи…
Имеем старопечатные книги, датированные XII-XV веками, есть экземпляры, которые были напечатаны (специальная экспертиза это подтвердила) еще в книжной типографии знаменитого Ивана Федорова…
Словом, много наших посетителей имеют в музейных собраниях не только чисто познавательный интерес. Школьники из Малой академии наук, студенты, аспиранты, докторанты находят здесь то, чего нет даже в авторитетных научных и парламентской библиотеках.
— Педагогическое достояние Украины, очевидно же, не безымянное. С кем из известных, титулованных отечественных педагогов знакомите посетителей?
— Есть 129 так называемых именных «музейных комплексов» — это персональные комплексные собрания «звезд» отечественной педагогики. Они хранят все возможные вещественные и документальные сведения о славных педагогах. Все 129 имен представлены в постоянной экспозиции музея.
Но время от времени представляем их в тематических музейных выставках, посвящаем каждому тематические конференции, вечера и т.д.
Скажем, начало нынешнего года ознаменовалось необычайно популярными педагогическими чтениями по случаю 155-летия со дня рождения Софии Русовой, в свое время стоявшей у истоков дошкольного образования в Украине.
На первом месте — «музейный комплекс» Василия Сухомлинского. Этот педагог еще недалекого прошлого особенно близок и понятен нашим современникам, поэтому традиционно привлекает к себе огромное внимание. Следовательно, посвященные ему музейные мероприятия нередко проходят в, так сказать, расширенном составе — с участием Государственной научно-педагогической библиотеки имени В. А.
Сухомлинского, международной Ассоциации имени В. А. Сухомлинского и, конечно же, его дочери — Ольги Васильевны. Кстати, она является академиком-секретарем Академии педагогических наук, возглавляет отделение истории педагогики. Поэтому личные вещи своего отца, Василия Александровича, которые она хранит как домашнюю реликвию, нередко экспонируются и на наших музейных выставках.
Иначе говоря, выставочная работа стала одним из ведущих направлений деятельности Педагогического музея. Последние пять лет организовано более 50-и выставок к юбилеям выдающихся отечественных педагогов — А. Н. Астряб, М. Ф. Даденкова, Н. Н. Грищенко, А. А. Захаренко, Г. С. Костюка, Т.Г. Лубенца, Н. И.
Пирогова, Я. Ф. Чепиги (Зеленкевич), С. Ф. Русовой, В. А. Сухомлинского… Плюс 11 выставок по истории образования Украины — например, «Академия педагогических наук Украины — 15 лет», «Образовательный ренессанс времен Украинской революции» (к 90-летию соборности Украины), «Профессия — выбор будущего»…
— Надо полагать, такого количества и системности выставочной работы не было бы, если бы не возникало желания посетителей приходить на ваши музейные мероприятия снова и снова?
— Конечно. И более того: сами же посетители таких мероприятий каждый раз «подбрасывают» музею свежие идеи. Они не надуманные, чрезвычайно актуальны, а потому вызывают еще больший резонанс.
Пример из нынешней весны — выставка «Особые потребности — особые перспективы», посвященная системе образования детей с особыми потребностями.
В ее подготовке и проведении приняли участие более десяти областей и городов — считаем, половина Украины.
В другой раз участниками наших мероприятий становятся студенты, историки, художники, краеведы… Все это свидетельствует о том, что отечественная педагогика — чрезвычайно многогранна и щедра, а музейная работа — живой, динамичный организм.
— То есть можем утверждать, что со времени третьего в 1992 году рождения/возрождения Педагогического музея его фондовые и организационные достижения все активнее расширяются несмотря на сокращение «территории для проживания» в доме, построенном 100 лет назад специально для этого музея?
— Музейных собраний, действительно, накопилось столько, что мы запросто могли бы развернуть чрезвычайно интересную экспозицию сразу на всех этажах здания.
Однако, конечно же, время внесло в теперешнюю жизнь музея свои коррективы, поэтому стараемся спрессовать все его достояние в современных технических возможностях и «портативных» формах работы.
Недавно создан собственный веб-сайт, он поможет шире популяризировать историю и достижения отечественной педагогической науки и практики, сократит путь к потенциальным посетителям заведения. Еще раньше мы учредили совместно с музеями при учебных заведениях Украинскую ассоциацию музеев учебных заведений.
Следовательно, есть дополнительная площадка для работы, появились новые формы и меры музейной деятельности, проходят конкурсы наших юных полпредов — экскурсоводов… Иначе говоря, музейную площадь мы расширили, «выйдя» за пределы здания по улице Владимирской, 57.
- Беседовал Владимир ТАРАСЮК, журналист
- Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро»
- Май 2011
Источник: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Pedagogicheskiy-muzey-Ukrainyi.html
Педагогічний музей України
29 жовтня 2019 року 11.00 В рамках проекту → PedCamp → (методично-педагогічне чаювання для вчителів) Запрошуємо на зустріч із Заваженко Наталією Миколаївною – педагогом, класним керівником, учасником конкурсу “Вчитель року” (спеціалізована школа І-ІІІ ступенів з поглибленим вивченням англійської мови № 15 м. Києва)
Вітаємо нашу колежанку, лвів᾿янку Світлану Муравську із захистом дисертації «Музеї закладів вищої освіти Західної України у контексті історичного розвитку (ХІХ-поч. ХХІ ст.
)» на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук за спеціальністю 26.00.05 – Музеєзнавство. Пам’яткознавство.
Науковий консультант: доктор технічних наук, професор, провідний науковий співробітник Центру пам’яткознавства Національної академії наук України і Українського товариства охорони пам’яток історії […]
3-4 жовтня 2019 року у Національному Києво-Печерському історико-культурному заповіднику відбулась Сьома науково-практична конференція «Музейна педагогіка – проблеми, сьогодення, перспективи»: «Сучасний ігровий простір музею: можливості і перспективи». Цей напрям є одним з пріоритетних у діяльності Педагогічного музею України. До участі у конференції долучилися представники наукових установ, працівники музеїв, педагогічні працівники закладів освіти, керівники та педагоги закладів […]
Україна формує свою унікальну школу музейних педагогів на основі пострадянських реалій та світових новітніх музейно-освітніх технологій.
Педагогічний музей України здійснює моніторинг та науково-методичний супровід діяльності музейних педагогів та прогнозування музейно-педагогічних процесів у контексті реалізації Концепції нової української школи.
За результатами цього напряму діяльності підготовлено публічну лекцію «Музейна педагогіка: можливості для професійної комунікації», яку було презентовано 26 […]
Нещодавно у Данії відбувся 18-й Міжнародний симпозіум музеїв історії освіти, у форумі вже вдруге брали участь і українські музейники.
Які виклики стоять нині перед «шкільними музеями»? Які можливості вони створюють для дослідників, педагогів та громад?Які історії розповідають в епоху глобалізації?На ці та інші запитання наше видання попросило відповісти директора Педагогічного музею України Олександра Міхна, який […]
Національна академія педагогічних наук України оголошує конкурс на посаду директора Педагогічного музею України.
У конкурсі можуть брати участь громадяни України, які вільно володіють державною мовою, мають науковий ступінь доктора наук або доктора філософії, стаж роботи на посадах наукових та (або) науково-педагогічних працівників не менше як 10 років, а також високі моральні якості та організаторські здібності.
3-5 липня 2019 року в місті Переяслав-Хмельницький відбувся Другий Всеукраїнський Музейний Форум працівників музеїв, науковців, аматорів: https://museum-forum.info/informacziya/spisok-uchasnikiv.html. Організували зібрання Центр пам’яткознавства Національної академії наук України і Українського товариства охорони пам’яток історії та культури, ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький Державний педагогічний університет ім. Г. Сковороди» за підтримки Переяслав-Хмельницької міської ради та Національного історико-етнографічного заповідника «Переяслав».
16 травня 2019 р. в Музеї народної архітектури і побуту у Львові імені Климентія Шептицького відбувся науково-практичний семінар на тему „Музей як простір гри: сучасні підходи та технології”.
Його організаторами були Музей народної архітектури і побуту у Львові імені Климентія Шептицького, Педагогічний коледж та Лабораторія музейної педагогіки факультету педагогічної освіти Львівського національного університету імені Івана […]
16 квітня в експозиційній залі Педагогічного музею України відбулося урочисте відкриття виставки «Жіночі обличчя в науці». З вітальним словом до гостей звернувся Олександр Міхно, директор Педагогічного музею України.
Екскурсію-презентацію виставки провела Тетяна Рудницька, старший науковий співробітник музею. Термін дії виставки — до кінця травня 2019.
Вхід вільний Текст оглядової екскурсії виставки «Жіночі обличчя в науці» […]
Педагогічна спільнота України у 2019 році відзначає 100-річчя від дня народження Івана Гуровича Ткаченка – українського педагога, Героя Соціалістичної Праці (1971), депутата Верховної Ради, члена Президії Верховної Ради УРСР 9-го скликання, кандидата педагогічних наук. 12 квітня 2019 року, на знак пошани видатного педагога-земляка, у його авторській школі – Богданівській загальноосвітній школі І-ІІІ ступенів імені І.Г.Ткаченка, що […]
Источник: http://pmu.in.ua/
Музей Ленина, в котором заседал Петлюра
Сейчас там находится городской дом учителя, но у здания была богатая история. Ранее там находился музей В.И. Ленина, изначально это был Педагогический музей, а в 1917-18 годах там заседала Центральная Рада.
Ещё в 1899 году Министерство народного просвещения России разрешило Киевскому учебному округу основать Педагогический музей. Он появился в Киеве (в числе первых в России) в 1901 году.
Его коллекция, не имея собственного помещения, размещалась в зданиях Первой Киевской дворянской и Пятой Киево-Печерской мужской гимназий, отчасти — в здании Троицкого народного дома (сейчас — Театр оперетты), позднее в стенах Высших женских курсов на Фундуклеевской (Хмельницкого) улице.
Большинство экспонатов имело прикладное значение: школьные парты, книги по географии, истории, литературе, атласы, глобусы, репродукции картин знаменитых художников, фотографии, математические принадлежности, минералы, физические и химические приборы, гербарии, чучела птиц и зверей, спортивные снаряды и т.п. В основном они попали в Киев из Парижа, где до этого участвовали во Всемирной педагогической выставке, состоявшейся в 1900 году.
Специальное здание музея было построено как дар городу за средства мецената Семёна Могилевцева, который выделил полмиллиона рублей. Семён Семёнович — потомственный купец, известный брянский лесопромышленник.
После окончания юридического факультета Петербургского университета он работал нотариусом и судьёй в Брянске, а в 1876 году занялся торговлей лесом в Киеве, построив первый в городе паровой лесопильный завод (в городе как раз начинался строительный бум).
С 1886 по 1897 год был казначеем и директором Киевского городского кредитного общества.
Киевский «Дом со змеями» и взрывоопасной историей. Фоторепортаж
Братья Семён и Павел Могилевцевы известны масштабными благотворительными проектами в Брянске и Киеве. В первом городе благодаря их финансированию появились гимназия, женское училище, больница, водопровод. Не менее масштабной была благотворительность Семёна Семёновича в Киеве, где он строил больницы, помог купить помещение для станции скорой помощи, входил в совет попечителей Политехнического института. Его усилиями в 1895 году получил электрическую иллюминацию крест на памятнике Св. Владимиру на Владимирской горке. Украшением города стал его особняк на Липках — знаменитый «Шоколадный домик», в котором сейчас находится филиал киевской картинной галереи (бывший Киевский музей русского искусства). При всём этом он был человеком до крайности скромным.
В качестве архитектора был приглашён молодой ещё малоизвестный Павел Алёшин, который впоследствии украсит город множеством интересных зданий в самых разнообразных стилях — от неоклассики до конструктивизма.
Здание Педагогического музея построено в неоклассическом стиле, но уже в нём можно заметить черты модерна и конструктивизма. Дом обложен инкерманским камнем.
Резной скульптурный фриз на тему истории развития просвещения (в центре — фигура Аполлона), охватывающий здание по третьему этажу, выполнен по проекту петербургских скульпторов Леопольда-Августа Дитриха и Василия Козлова. Чугунная ограда отлита по рисунку Александра Беретти.
Закладка музея состоялась 30 июня 1910 года, в день рождения престолонаследника, ему было дано имя Цесаревича Алексея (большая честь для любого учреждения того времени).
По требованию Могилевцева, дед которого был крепостным, открытие здания должно было состояться во время празднования 50-летия отмены крепостничества.
Вел строительство известный киевский подрядчик Лев Гинзбург, и в течение года все работы были завершены.
Открытие музея состоялось 28 сентября 1911 года.
К этой дате известный киевский ювелир Иосиф Маршак изготовил серебряный макет здания, ныне находящийся в экспозиции Государственного исторического музея Украины.
Предполагалось, что на открытии должны будут присутствовать члены царской семьи, но покушение на Столыпина вынудило отложить мероприятие. Впрочем, Столыпин успел здание осмотреть.
5 октября 1912 года в этом доме открылись лекционный, концертный и выставочный залы, библиотека на 80 тысяч томов и читальный зал, образцовые кабинеты наглядных пособий (физический, химический, естествознания), непосредственно музейная экспозиция.
Учителя со всей России приезжали сюда делиться опытом, проводили лекции светила мировой педагогической науки. Здесь же выступали с концертами симфонические и хоровые коллективы. Безопасность осуществляло Киевское общество охраны памятников старины и искусства. Благодаря поддержке киевских купцов до 1915 года посещение Педагогического музея было бесплатным для всех категорий населения.
С началом Первой мировой войны музей был эвакуирован в Курск и Орел, а в его помещении размещалась Летная военная школа.
«Дом Леси Украинки» в Киеве, в котором она никогда не жила. Фоторепортаж
В 1917-18 годах в здании Педагогического музея работала Центральная Рада. Именно здесь была провозглашена 20 ноября 1917 года Украинская Народная Республика, а 22 января 1918 года принят IV Универсал (о независимости).
7 ноября 1917 года в Педагогическом музее была открыта Украинская академия Педагогических наук. Вскоре здесь начала свою работу и Украинская государственная академия искусств.
Здание стало свидетелем трагических событий декабря 1918 года, когда город взяли войска Директории Симона Петлюры. В музее были заперты около тысячи пленных офицеров. 27 декабря в него была брошена бомба, от взрыва которой пострадали более 70 человек.
Кстати, в этой импровизированной тюрьме содержался Николай Афанасьевич Булгаков, которому, однако, удалось бежать.
Естественно, здание упомянуто в «Белой гвардии» Михаила Булгакова (пресловутый «магазин мадам Анжу» находится от него буквально в квартале).
После занятия города красными здание использовалось в том же качестве — как тюрьма для офицеров.
Как взорвали Киев© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанк
С 1921 года тут размещался Пролетарский музей, с 1924-го — Музей Революции, устраивались художественные выставки. Часть помещений занимал Киевский облисполком.
В 1934 году дом было решено передать под филиал Центрального музея В.И. Ленина. Хотя Ленин в Киеве никогда не бывал, экспонатов оказалось настолько много, что потребовалась перестройка и расширение здания. Эту работу провел тот же Павел Алёшин. В результате объем строения существенно увеличился, и образовался внутренний дворик. Музей въехал сюда в 1938 году.
В 1941 году, перед отступлением советских войск из Киева, Музей Ленина был заминирован радиоуправляемыми минами (около трех тонн тротила). Немцам удалось обезвредить взрывчатку (сюжет о разминировании вошел в один из выпусков «Deutsche Wochenschau»). На фото военных лет видно, как немецкие сапёры выносят из здания ящики взрывчатки и складывают их под стену.
- В 1942-43 годах в здании находился Музей древнейшей истории, куда перевезли археологическую коллекцию из Киево-Печерской лавры под руководством д-ра Гримма из Галле.
- С 1943 года здесь вновь находился музей Ленина, который в 1982 году переместился в новое здание на площади Ленинского Комсомола (ныне Европейская площадь).
- После этого здание стало ближе своему первоначальному назначению, его занял городской Дом Учителя.
- В 1998 году рядом был установлен памятник руководителю Центральной Рады Михаилу Грушевскому (место выбрано также с учетом того, что историк некоторое время жил в здании первой мужской гимназии — тогда в учебных заведениях были предусмотрены комнаты для преподавателей).
- Такая вот история киевского дома, ставшего свидетелем всех основных событий XX века.
Источник: https://ukraina.ru/history/20191020/1025346024.html
Педагогический музей Украины
Педагогический музей — музей в Киеве, подчинен Национальной академии педагогических наук Украины. Размещается в здании Киевского городского дома учителя по ул. Владимирской, 57. Создан в 1901 году.
В мире мало музеев такого типа: музей детства во Франции, музеи дидактической (развивающей) игрушки в России и в Англии, педагогические музеи в Вильнюсе, в Тбилиси и Софии.
Педагогический музей был создан в Киеве 1901 года. Уже в 1902 году музей начал свою деятельность. В течение первого десятилетия своего существования он содержался в помещениях различных учебных заведений и в частных домах, в частности в помещении Троицкого народного дома (ныне — Театр оперетты), Высших женских курсов по ул. Фундуклеевской (ул. Б. Хмельницкого, 51).
Основой коллекции педагогического музея стала коллекция образцов ученических работ и изделий ремесленного и прикладного назначения, которые были представлены в свое время учебными заведениями Киевского учебного округа на Нижегородской выставке. Однако отсутствие собственного помещения негативно отражалось на деятельности музея.
1 июня 1909 попечитель Киевского учебного округа П.Зилов обратился к председателю Киевского биржевого комитета С.Могилевцеву с просьбой помочь народному образованию Киева — построить специальное помещение для Педагогического музея. С.Могилевцев внес на строительство 500 000 крб.
З 1910 года в официальных документах дом фигурирует как Педагогический музей имени цесаревича Алексея, потому что закладка здания музея состоялась 30 июля 1910 года, в день рождения наследника престола цесаревича Алексея Николаевича.
Строительство проводилось в 1910-1912 годах по проекту архитектора П.Алешина по ул. Владимирской, 57. 28 августа 1911 в присутствии премьер-министра России П.Столыпина состоялось торжественное освящение здания музея.
Изготовили небольшой серебряный макет Педагогического музея, на котором была сделана дарственная надпись «Цесаревич Алексей».
Торжественное открытие музея состоялось 5 октября 1912 года в присутствии многочисленных представителей педагогической общественности. Сообщения об этом событии появились в отечественной и зарубежной печати.
Кроме залов для экспозиции, в Педагогическом музее были педагогическая библиотека, читальный зал, специальные кабинеты для демонстрации учебных пособий и приборов, справочное бюро, большая аудитория для проведения массовых мероприятий.
Первым директором музея стал украинский педагог-методист Александр Музыченко.
После Февральской революции музей был ликвидирован, а в его здании размещались Украинская Центральная Рада (1917-1918) и Директория УНР (1918-1919).
В здании музея проходили торжества по случаю открытия разных образовательных образовательных учреждений, была основана Педагогическая академия — предвестник Академии педагогических наук Украины. В этом помещении были проведены первые два съезда учителей Украины (весна и осень 1917 года).
Главными вопросами на съездах были украинизация образования, создание новых учебников по истории и географии Украины, украинского языка; вопросы разработки новых программ.
Центральна Рада приняла закон, согласно которому государственным языком был объявлен украинский, и поставила вопрос о подготовке учителей к преподаванию на украинском языке.
Шла война и Киев неоднократно переходил из рук в руки, значит в течение 3 лет музей не имел возможности работать стабильно. Идея создать в помещении Педагогического музея «Дворец образования» не была воплощена.
В советский период в здании размещались различные административные учреждения (1919-1925), Пролетарский музей (с 1921), Музей революции и истории партии (1925-1938), Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина (1938-1982). В 1930-х годах под руководством П. Ф. Алешина сооружение достроили и приспособили для размещения здесь музея В. Ленина, открытого в 1938 году.
В 1941 году перед отступлением советских войск из города дом заминировали. Немцам удалось быстро найти и обезвредить взрывчатку. Во время оккупации здесь находился Музей древнейшей истории. Археологическую коллекцию из Лавры переместил сюда д-р Гримм из Галле. В 1943-1982 годах здесь снова действовал Музей В.И.Ленина.
Педагогический музей был восстановлен лишь в 1977 году в результате реорганизации Республиканской педагогической выставки, которая функционировала с 1948 года. Современный музей размещается в Киевском городском доме учителя на втором этаже здания, занимая его южное крило.
В 1982 году после переезда филиала музея Ленина в новое здание дворец, построенный для Педагогического музея, отдали киевским учителям для Дома учителя. Согласно с Постановлением Совета Министров СССР от 18 апреля 1983 в Киеве создали Республиканский педагогический музей, разместили его в помещении Киевского городского Дома учителя по ул.
Владимирской, 57 на правах аренды. Педагогический музей вернулся домой, но занял в доме всего несколько комнат. У мае 1987 года состоялась торжественное открытие обновленной экспозиции музея.
Она охватывает период с древнейших времен до 1945 года и рассказывает музейными средствами о развитии образования и педагогической мысли в Украине в указанный период.
Во времена независимости Педагогический музей передали в функциональное подчинение Академии педагогических наук Украины, которая определяет основные направления его деятельности, осуществляет финансирование и кадровое обеспечение.
В фондах музея хранится более 40 тысяч памятников истории образования и культуры народов, населяющих территорию Украины с древности до наших дней, среди которых памятники XV-XVII вв.
: «Учебник философии, географии, истории» (1488), «Литовский статут» (1570), «Толковый словарь» (1598), «Апостол» (1654), «Хроника Сарматии Европейской» (XVII в.), «Евангелион» (1670), «Октоих осьмиглавый, рукописный» (XV- XVI в.
), «Иллюстрированный географический атлас», в котором собрано 100 карт (1699-1777), «Евангелие Учительное» (1670), «Правила пиитические» (1705), «Новый синопсис» (1798) и многие другие памятники образования, в свое время использовавшиеся при обучении как в братских школах, коллегиумах Украины, так и в Киево-Могилянской академии. Музей также содержит коллекции учебников, документов, фотографий, периодические педагогические издания, педагогические пособия XIX-XX вв., материалы о репрессированных учителях, комплекты материалов учителей и ученых-педагогов Украины.
Полезные ссылки
Сайт Педагогического музея Украины и информация о выставках
Источник: https://uateka.com/ru/article/science/1151
Педагогический музей
В мире не так много педагогических музеев. Подобные учреждения есть во Франции, Англии, Грузии, Литве, России и Болгарии. Киевская коллекция не менее достойная: она может рассказать длинную историю развития образования на Украине.
Вообще, тема образования и этапов его становления в Украине – по-особенному интересна и не помешало бы знать об этом всем как можно больше.
Как показывает практика, люди могут годами жить в столице, и даже не знать, какие именно достопримечательности их окружают, какую историю они молчаливо хранят… А ведь иногда неплохо было бы «открывать глаза» и с осознанностью проходить мимо тех или иных объектов, которые справедливо можно назвать гордостью украинской столицы. Потому, если вы наконец-то решились познакомиться поближе с Киевом – ни в коем случае не упустите Дом учителя (Педагогический музей).
Кто был заинтересован в создании уникального музея?
В самом начале ХХ века Киевский учебный округ подал идею создания Педагогического музея по примеру Санкт-Петербурга: там, несколькими годами ранее, открылось аналогичное заведение при военной академии.
У Киева было немало достойного материала о достижениях в области педагогики, и именно это послужило главной причиной создания постоянной экспозиции.
В 1912 году на средства Семена Могилевцева – мецената и председателя биржевого комитета столицы – для Педагогического музея построили отдельное здание. Для этого потребовалось 500 000 рублей – очень большие деньги даже по сегодняшним меркам.
Архитектором выступил Павел Алешин: именно ему принадлежит идея купольного помещения.
За время строительства будущего музея, его успело посетить немало высокопоставленных лиц. Так в самом начале закладки фундамента за постройкой наблюдал премьер-министр России Петр Столыпин. Это были последние рабочие моменты его жизни, так как позже он был смертельно ранен в Киевском оперном театре.
Но самое интересное, что Столыпин посетил стройку не один. Вместе с ним была вся царская семья. Император благословил постройку и назвал ее в честь своего сына Алексея. Это еще раз подчеркнуло важность музея и добавило ему престижности. Многие ли музеи могут похвастать фамильным именем Романовых?
Взлеты и падения в истории педагогического музея
Начиная с 1917 года, после Революции, судьба музея складывалась уже не так радужно. Оригинальное здание в центре Киева привлекало всеобщее внимание, поэтому сразу после смены власти в нем проходили заседания Центральной Рады. Именно здесь М. Грушевский провозгласил Украинскую Народную Республику, а чуть позже и была принята независимость Украины.
Еще часть здания в 1921 году была сдана Пролетарскому музею, а еще через три года большую территорию отдали под Музей Революции.
По 1982 год был открыт Музей Ленина (украинский филиал), и многие помнят нынешний Дом учителя именно по этой долгой экспозиции. Сама же коллекция работ по педагогике в 1934 году была украдена, разрушена и уничтожена.
Она смогла частично возродиться лишь через 14 лет и носила название Республиканского педагогического музея.
В третий и последний раз музей возродился уже в 1992 году вместе с созданием Академии педагогических наук Украины. Все комнаты здания не вернули: сейчас на втором этаже Дома учителя всего две комнаты заняты музеем. Первая комната – выставочная, а вторая – экспозиционный зал.
Также выделено места для 45 000 единиц хранения на цокольном этаже. Все они постоянно мигрируют из комнаты в комнату, показываются посетителям, изучаются, бережно хранятся.
Сотрудники музея занимаются просветительской деятельностью и могут многое рассказать об образовании украинцев еще с незапамятных времен.
Что посмотреть в музее?
Более 3000 экспонатов – национальные достояния. Среди них есть рисованные карты, рукописные книги и печатные, редкие издания. Есть экземпляры книг, которые были напечатаны в известной первой типографии Федорова, а некоторым другим книгам уже более 500 лет! В музее проходят различные тематические выставки.
Кроме того, есть 129 именных коллекций: каждая из них принадлежит именитому педагогу Украины. В собрания таких коллекций входят личные вещи педагогов, их исследования и работы. Самая известная коллекция посвящена Василию Сухомлинскому.
Сегодня его дочь Ольга не только постоянно участвует в выставках, посвященных отцу, но и руководит отделением истории педагогики. Есть и другие экспозиции, посвященные разным темам: детям с особенными потребностями, профессиям в сфере образования и др. Выставки сменяют друг друга каждые пару месяцев.
Сотрудники всегда прислушиваются к идеям и предложениям посетителей, чтобы всегда поддерживать актуальные вопросы образования.
Музей в составе экскурсий нередко посещают школьники. Студенты обращаются сюда за дополнительной информацией, которую они не всегда могут найти даже в самых обширных библиотеках. Педагоги разных учреждений могут использовать экспонаты для своих исследований и совершенствовать свои знания.
А обычные посетители смогут наглядно познакомиться с необычной, живой и непростой историей образования в Украине. Особенно впечатляют выцветшие рукописи, древние свитки и старинная канцелярия.
Дом учителя – хранилище знаний, которыми он делится с удовольствием. Ежегодное пополнение новыми экспонатами делает Педагогический музей местом, в котором всегда можно узнать что-то новое и необычное!
Больше знаний с аудиогидом okTV
Как часто вы балуете себя экскурсиями? Как показывает практика, далеко не каждый украинец посещал Киев даже проездом, что уж говорить о том, чтобы провести тут время с пользой и поближе познакомиться с городом? Но одно дело – гости столицы, другое – сами киевляне.
Многие могут каждый день проходить мимо педагогического музея, например, на работу, и даже не знать, что это за сооружение и какую историю оно в себе хранит. А ведь, согласитесь, хорошего в этом ничего нет. Куда приятнее гулять по городу и осознавать, что о нем знаешь все. Причем, чтобы достичь такого уровня, многого и не требуется.
Конечно, вы можете днями пропадать в библиотеках и архивах, искать полезную информацию во всемирной паутине. Но какой в этом смысл, если мы уже все подготовили для вас?
Команда okTV разработала уникальное предложение для гостей столицы и ее жителей, что позволяет узнавать о городе максимум полезной информации. Мы систематизировали огромное количество информации, которую собирали в платных источниках, архивах и библиотеках. Потому, у нас – самый полезный контент.
Диктор под приятную музыку читает рассказ о тех или иных достопримечательностях столицы и на нашем же сайте вы можете составить себе маршрут прогулки по городу, посещая одну достопримечательность за другой.
Вы же будете гулять со своим смартфоном? Тогда загрузите аудиодорожку, возьмите с собой наушники и в подходящее время просто прослушайте экскурсию. Вы можете скачать себе бесплатную версию и получить полезную информацию в довольно сжатом и, в то же время, емком виде.
Но куда более интересная платная версия, поскольку тут, помимо информационного контента как такового, еще и собраны фотографии Дома учителя в разные временные периоды.
Вы можете отправляться на прогулку самостоятельно, а можете приглашать друзей, чтобы вместе, огромной компанией, обогатиться интеллектуально и позже, при появлении возможности, смогли блеснуть эрудицией перед окружающими. Впрочем, все это шутки.
На самом деле особенное значение имеет то, что вы будете знать сами. Ведь знаний никогда не может быть много. Наши специалисты уже все сделали: нашли исторически значимую информацию, о которой не рассказывают в школе, которая не всегда есть в онлайне.
Мы обработали весь контент и изъяли самое полезное и интересное, систематизировав все это в аудиогиде, который теперь доступен даже детям. Ничто не помешает вам знать больше, если вы сами этого очень хотите. Ну, а что делать дальше, думаем, вы и сами знаете.
Скачиваете импонирующие вам аудиодорожки и отправляетесь на прогулку по главному мегаполису Украины, открывая для себя секреты всех исторически значимых сооружений.
Источник: https://oktv.ua/turizm/dostoprimechatelnosti-kieva/pedagogicheskij-muzej
Педагогический музей. Музей Ленина. Дом учителя
История этого здания на Владимирской улице наполнена многими бурными событиями, о которых уместно вспомнить ныне, пока у киевских педагогов еще не конфисковали их общий дом, и он, увы, в очередной раз не сменил вывеску. Еще в 1899 году Министерство народного просвещения России разрешило Киевскому учебному округу основать Педагогический музей. Его целью было содействие в усовершенствовании учебного дела в Юго-Западном крае, да и в целом по всей стране. Такое заведение появилось в Киеве (в числе первых в России) в 1901 году. Его коллекция, состоявшая из наглядных пособий, учебников, картин по истории просвещения и т. д., не имея собственного помещения, ютилась в зданиях Первой Киевской дворянской и Пятой Киево-Печерской мужской гимназий, отчасти находилась в здании Троицкого народного дома (сейчас — Театр оперетты), в котором планировалось открыть Дом народного образования, позднее в стенах Высших женских курсов на Фундуклеевской (Хмельницкого) улице. Большинство экспонатов, каждый из которых имел прикладное значение: школьные парты, книги по географии, истории, литературе, атласы, глобусы, репродукции картин знаменитых художников, фотографии, математические принадлежности, минералы, физические и химические приборы, гербарии, чучела птиц и зверей, спортивные снаряды и т. п., попали в наш город из Парижа, где до этого участвовали во Всемирной педагогической выставке, состоявшейся в 1900 году. В основном они были подарены музею, некоторые экспонаты приобретены у иностранных экспонентов на средства председателя Киевского биржевого комитета, предпринимателя и мецената, действительного статского советника Могилевцева. Он же выделил более 500 тысяч рублей для возведения капитального помещения музея, который, по сути, выполнял более широкие функции, а говоря современным языком, стал институтом усовершенствования учителей. Со всей Российской империи, из Польши, Финляндии, из-за рубежа в Киев в качестве подарков поступали новые экспонаты. Особенно усердствовали дети. В фондах музея скопилось большое количество ученических сочинений, рисунков, вышивок, поделок… Музею очень скоро стало тесно в арендованных помещениях, ведь к тому времени в Киев для изучения передового опыта приезжали сотни учителей со всей страны. Здесь существовала обширная библиотека иностранной, переводной и отечественной педагогической литературы. Учреждение заслуженно приобрело международную известность. Оригинал: 1176 x 521 пик., 114 Кб После непростых переговоров между Киевским учебным округом и Городской думой последняя разрешила использовать для усадьбы будущего музея часть территории сада Первой киевской дворянской мужской гимназии. Освящение начала строительных работ состоялось в день рождения цесаревича Алексея (ему исполнилось шесть лет) 30 июля 1910 года, а посему учреждение носило имя наследника престола. Осенью 1912 года музей переехал в собственное здание, ставшее одним из шедевров архитектуры Киева начала ХХ века, на Владимирскую улицу. Замечу, что благодаря расторопному подрядчику Гинсбургу, громадное по объему здание выросло за довольно короткое время.
Само здание после окончания строительных и отделочных работ 28 августа 1911 года, незадолго до своей трагической гибели, осмотрел премьер-министр России статс-секретарь Петр Аркадьевич Столыпин. Тогда же сооружение освятили с участием митрополита Флавиана, обер-прокурора Св. Синода Саблера, министра просвещения Кассо, попечителя Киевского учебного округа Зилова, генерал-губернатора Трепова, городского головы Дьякова и многих других высокопоставленных чиновников. Через год, 5 октября, в здании открылись лекционный, концертный и выставочный залы, библиотека на 80 тысяч томов и читальный зал, образцовые кабинеты наглядных пособий (физический, химический, естествознания), непосредственно музейная экспозиция. Учителя со всей России приезжали сюда делиться опытом, проводили лекции светила мировой педагогической науки. В здании выступали с концертами симфонические и хоровые коллективы. Между прочим, усердием киевских купцов до 1915 года посещение Педагогического музея было бесплатным для всех категорий населения.
В Центральном государственном историческом архиве Украины хранится ряд любопытных документов, повествующих о бурной научно-просветительской и даже политической деятельности этого учреждения.
В связи с тем, что Киев с началом Первой мировой войны стал прифронтовым городом, подчинявшимся Особым правилам военного ведомства, экспозицию и фонды музея эвакуировали в тыл (Орел и Курск). Здание до 1917 года занимала Летная военная школа.
После Февральской революции с провозглашением УНР здесь поселилась Центральная Рада, которую возглавил Михаил Грушевский. А далее, как в страшном сне, сменяя друг друга, доведя до ручки некогда величественные апартаменты, помещение занимали Украинская государственная академия искусств, вновь военные, Музей революции, Киевский облисполком…
Музей Революции. Открытка 30-х годов
Когда в 1934 году здесь решили «поселить» вождя, потребовалось, по сути, восстанавливать многое из утраченного.
При участии автора проекта, выдающегося зодчего Павла Алешина были проведены капитальная реконструкция и достройка. Сделано это было с любовью и достаточно тактично.
Получив дополнительные площади, фасад комплекса практически остался нетронутым. Не пострадала, а только выиграла внутренняя планировка. Вождь «въехал» сюда в 1938 году.
Улица Короленко. Музей Революции. Открытка 30-х годов
Перед самым началом немецкой оккупации Киева в 1941 году отступающие красноармейцы начинили здание Музея Ленина радиоуправляемыми минами (около трех тонн тринитротолуола!).
Как и другие фешенебельные и представляющие для оккупантов прямой интерес здания, это должно было взлететь на воздух «по мановению руки» советского диверсанта. Немецким саперам удалось обнаружить заложенную взрывчатку, разминировать здание и обезвредить смертоносный груз.
На архивных фотографиях, предоставленных Музею истории города Киева библиотекой современной истории города Штутгарта, видно, как немецкие саперы выносят из здания советские радиоуправляемые устройства и складируют ящики со взрывчаткой у фасада.
По иронии судьбы фашистские оккупанты спасли от гибели здание… музея советского вождя.
В сентябре 1941 в распоряжении немцев имелись экземпляры радиомин Ф-10 — доказательством чего может служить фотоснимок из украинской газеты «Україньске слово» от 21 октября 1941 года. Можно оспаривать датировку снимка — Вересень 1941 (сентябрь 1941), можно оспаривать место снимка, но дату номера газеты оспорить невозможно, как и то, что на снимке достаточно отчетливо различаются немецкие военнослужащие, не менее 40 ящиков, которые идентифицируются как советские ящики с тротилом, и не менее трех радиоуправляемых взрывных устройств Ф-10. Это соответствует Инструкции, предписывавшей установку в одну мину 2-3 устройства Ф-10.
Кадры немецкой кинохроники
Айнзацштаб «RR» («Рейхсляйтер Розенберг». — Ред.) Киев, 15 июля 1942 г. Главная рабочая группа «Украина» Зондерштаб «Изобразительное искусство». Донесение о музеях в Киеве. д-р Дит. Роскамп. …Музей древнейшей истории (ул. Короленко).
Этот очень крупный музей основан в 1911 году. Первоначально строился как педагогический музей архитектором Алехиным. Несколько позднее, в советское время, Алехин стал известным и популярным зодчим. Здание представляет большой интерес тем, что оно уже содержит элементы французской революционной архитектуры и многие моменты стиля… этот же архитектор спроектировал в 1937 г.
большую пристройку к тыльной части здания музея. В здании этого музея после революции находился музей коммунистической партии, в котором были выставлены главным образом фотографии и политические документы. В 1938 году здесь был открыт музей Ленина, представлявший собой в основном копию московского музея Ленина. Очень интересные для нас фонды музея, к сожалению, увезены большевиками.
Перемещением древнеисторических коллекций из лавры в этот музей в 1942 г. руководил очень добросовестный немецкий ученый по древней истории д-р Гримм из Галле. Обладая выдающимися знаниями в этой области, он в настоящее время компонует эту исключительно ценную коллекцию по совершенно новым принципам. Этот музей имеет очень большое значение для немецких исследований по древнейшей истории, так как позволяет пользоваться в неограниченном объеме ранее неизвестными материалами.История древнеисторической и археологической коллекций. Эта коллекция создавалась с очень давних времен. Раскопки на территории Украины ведутся с 1820 г. В 1834 г. был основан университетский музей, фонды которого в 1930 г. были переданы в Украинский музей. В этом бывшем музее им. царя Николая II работал археолог Викентий Хвойко (чех), основатель очень большой археологической коллекции. После его смерти отделом руководила его ученица госпожа Козловская. В 1932—34 годах археологические коллекции были изъяты из украинского музея и помещены в лавру, так как в здании было мало места. В лавре фонды размещались в разных зданиях. Огромные фонды, «исторического музея» как его теперь называют, оставались в лавре запакованные в ящиках, и не экспонировались вообще. После оккупации Киева немецкими войсками военная администрация опечатала «исторический музей» в лавре. До 3 ноября, то есть до разрушения Успенского собора, коллекция оставалась невредимой. При взрыве были частично выбиты окна музея, и когда лишь немного позднее хватились, то оказалось, что двери тоже были взломаны, и многие предметы были повреждены или разрушены. Из этого музея большевики вывезли изделия из золота и серебра, прежде всего скифские и готские украшения. Кроме того, были увезены и важнейшие находки из коллекции. Но так как эти предметы в своем большинстве уже опубликованы, то не столь велика оказалась научная потеря, как художественная. Вывоз древнеисторических находок Советы осуществили в июле — августе 1941 года. В подвалах музея [речь идет не о Лавре а именно о музее на улице Короленко] большевики заложили несколько центнеров динамита, и здание должно было взлететь в воздух. Но музей был спасен благодаря одному рабочему, который своевременно сообщил немецким военным. Киев, 4.07.1942 г.
Копии документов: ЦГАВОВУ Украины, коллекция микрофотодокументов №8 (КМФ-8)
Фото из книги Дм. Малакова «Київ. 1939-1945»
После освобождения Киева осенью 1943 года в числе первых мероприятий было воссоздание Музея Ленина. В кратчайший срок здесь полностью восстановили экспозицию, о чем торжественно, верноподданнически и пафосно доложили лично «великому Ученику великого Учителя» товарищу Сталину.
Источник: https://zalizyaka.livejournal.com/331831.html