1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до[…]
1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до 1980 года, Кокошка с 60-х годов признавался дуайеном мирового экспрессионизма и был влиятельной фигурой в мире культуры и искусства и одним из столпов европейского общества.
По отцу Кокошка принадлежал к известному роду пражских ювелиров. Имея возможность выбрать свой путь, он поехал в Вену и в 1903-1909 годах учился в Венской школе искусств и ремесел, а среди его преподавателей был Густав Климт.
Довольно скоро молодой художник и начинающий драматург Кокошка оказался в бурном водовороте венской жизни со всеми ее атрибутами. В 1907-м постановка написанной им драмы «Убийца, надежда женщин» вызывает скандал и сразу делает автора известным в венских кругах.
Кокошка знакомится практически со всеми знаменитостями австрийской столицы и пишет портреты многих из них. Он успевает пожить и в Берлине, где знакомится с Кандинским. В Вене постоянно общается с художниками Климтом и Шиле, с лучшими музыкантами и известными учеными.
Два года длится его роман с Альмой Малер – вдовой знаменитого композитора и дирижера Густава Малера, и за этим романом наблюдает Вена.
После разрыва с любимой Кокошка безутешен, и в 1919-м он закажет женскую куклу в натуральную величину, и тоже не станет этого скрывать, а, наоборот, опишет эту куклу и свои переживания в скандальной книге «Фетиш» (1925).
Кокошка воевал на Галицийском фронте, в 1915 был ранен, попал в плен, и после этого медкомиссия признала его психически нестабильным.
Как художник Кокошка экспериментировал со многими стилями и жанрами, и на выставке его работ портреты, чем-то напоминающие работы Шиле, соседствуют с пейзажами, сравнимыми с картинами Куинджи.
Но все полотна Кокошки переполнены личными страстями и впечатлениями, причем художник во всем, что изображает, – от ночной дороги в горах до конкретного человека, – видит драматический разрыв между прекрасным и ужасным.
Его эстетика тесно связана с тем художественным восприятием мира, которое пробило себе дорогу в европейском модерне между двумя мировыми войнами.
Будоражившие душу зрителя и заставлявшие ощутить диссонанс мира накануне новой войны, работы Кокошки бесили идеологов нацизма. Неудивительно, что в 1937-м они стали экспонатами пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство». Кто-то из художников, против которых была направлена эта выставка, счел за благо смолчать, кто-то возмущался в прессе.
Кокошка ответил так, как мог ответить художник.
Он написал «Автопортрет для выставки «Дегенератинвые художники», на котором изобразил самого себя, но с широкими плечами и объемными мышцами, а лицу придал стилизованные черты лиц «истинных арийцев» с нацистских пропагандистских плакатов, причем именно эти черты и придали интеллигентному лицу художника дегенеративности.
Понятно, что судьба Кокошки в Рейхе была предрешена. В 1938-м художник бежал в Англию, где открыто выступал против нацизма и войны, и, конечно, писал антивоенные картины. В 1946-м он получил Британский паспорт, а с 1947-го жил в Швейцарии.
В 1945 году картины Кокошки были выставлены в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, а самого художника, которому было уже почти 60, признали живым классиком, олицетворявшим богатейшие творческие традиции Вены 1910-х.
И в этом качестве в течение еще 35 лет Кокошка оставался властителем дум и несомненным художественным авторитетом.
Сегодня его картины представлены в ведущих художественных музеях, а основные работы экспонируются в Вене в Музее Леопольда, где только что завершилась большая выставка, посвященная творчеству Кокошки.
В год смерти художника, в 1980-м, Федеральное правительство Австрии учредило Премию Оскара Кокошки (Oskar-Kokoschka-Preis), которая является одной из наиболее значимых наград в области современного искусства и присуждается каждые два года. В 2002 году лауреатом этой премии стал советский и американский художник Илья Кабаков, а в 2012-м Премия Оскара Кокошки была присуждена Йоко Оно.
Оскар Кокошка. Робинзон. До 1909 г.
Оскар Кокошка. Портрет Ханса Титце и Эрики Титце-Конрат. 1909.
Оскар Кокошка. Ребенок на родительских руках. 1909.
Оскар Кокошка. Граф Верона. 1910.
Оскар Кокошка. Благовещение. 1912.
Оскар Кокошка. Распятие (Голгофа). 1912.
Оскар Кокошка. Портрет Альмы Малер. 1912.
Оскар Кокошка. Автопортрет. 1913.
Оскар Кокошка. Портрет девушки. 1913.
Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет Эмиля Ловенбаха. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет писателя и поэта Альберта Эренштейна. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет композитора Антона фон Веберна. 1914.
Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет). 1915.
Оскар Кокошка. Автопортрет с рукой у лица. 1919.
Оскар Кокошка. Дрезден Нойштадт. 1919.
Оскар Кокошка. Автопортрет после возвращения из армии. 1923.
Оскар Кокошка. Амстердам. 1925.
Оскар Кокошка. Лион. 1927.
Оскар Кокошка. Вид Константинополя. 1929.
Оскар Кокошка. Арабские женщины и ребенок. 1929.
Оскар Кокошка. Вид Парижа. 1934.
Оскар Кокошка. Карлов мост. 1934.
Оскар Кокошка. Бухта Стокгольма.
Оскар Кокошка. Автопортрет для выставки «Дегенеративные художники». 1937.
Оскар Кокошка. Красное яйцо. 1940-1941.
Оскар Кокошка. Аншлюс: Алиса в Стране чудес. 1942.
Оскар Кокошка. Ночная дорога (Доломитовый пейзаж).
Оскар Кокошка. Сила музыки.
Оскар Кокошка. Пьета. Плакат.
Источник: http://eaculture.ru/dates/2147
Оскар Кокошка и его диковинные игрушки
«Я думаю, что я единственный настоящий экспрессионист… Я не экспрессионист, потому что экспрессионизм – одно из направлений современной живописи. Я не последовал ни за одним направлением. Я экспрессионист, потому что не умею делать ничего другого, кроме как выражать экспрессию жизни… Четвертое измерение на моих картинах – проекция меня самого». (Оскар Кокошка)
Что общего может быть между трогательным пластмассовым осликом, качающим головой, и статуэтками индийских божеств, между мексиканской марионеткой и японской фигуркой тигра? Вещи могут рассказать многое о своем владельце и способны приоткрыть секреты творческого вдохновения, если их владелец – художник.
Воплотить идею «кунсткамеры» в жизнь он смог только тридцать лет спустя: сокровищница редкостей, наконец, нашла приют на берегах Женевского озера, в городке Вилльнёв, где Кокошка поселился со своей женой Ольдой после Второй мировой войны. Швейцарию он полюбил еще во время самой первой поездки, в 1909 году, которую совершил в сопровождении своего учителя, венского архитектора Адольфа Лооса. Альпийская природа произвела на молодого художника неизгладимое впечатление: именно здесь, вероятно, зародилась любовь Кокошки к пейзажу, и гармоничное сосуществование гор и озер показалось ему островком спокойствия в бурном мире.
С тех пор, на протяжении всей своей жизни, наполненной добровольными или вынужденными переездами, он мечтал вернуться в Швейцарию и остаться здесь.
Мечта исполнилась лишь после войны: из Лондона, куда художник, попавший в список «дегенеративных», бежал от нацистского режима, Кокошка переехал в маленькую виллу, которую смог купить недалеко от Веве.
Хотя он не говорил по-французски, ему важно было именно место: вид на озеро и горы, идеальный пейзаж для отдохновения души. Вместе с ним только в Швейцарии обрела, наконец, свой собственный дом и его коллекция.
После смерти художника, в 1987 году, его вдова Ольда создала в Веве Фонд, чтобы увековечить память о муже. Пестрое собрание переехало в музей Йениш вместе с 800 произведениями экспрессиониста, от самого раннего периода Венских мастерских и знакомства с полотнами Климта и Ван Гога, до последних работ, в которых чувствуется опыт в Берлинском сецессионе, влияние группы «Мост», Кандинского и Франца Марка. Если картины, рисунки, акварели и гравюры Кокошки с самого начала оказались в центре выставок, организуемых Фондом, то к его коллекции специалисты присматривались долгое время, прежде чем найти в ней ключ к творческим поискам и внутреннему миру художника.
«Первоначальный проект принадлежит куратору Фонда Регине Бонфуа. Мы взяли за основу идею показать личную кунсткамеру Кокошки, проведя параллели между его «игрушками» и произведениями, но сами выбрали экспонаты. Когда создавался Фонд, все эти вещи сначала просто перевезли туда, и только потом осознали, что между коллекцией и творчеством Кокошки существует тесная связь. Он ищет вдохновения в своих «игрушках». Выставка этих многочисленных предметов наряду с работами Кокошки — попытка войти в его творческую лабораторию. Например, показать, как из статуэтки животного рождается костюм для иллюстрации «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Мы выбирали предметы, которые нам казались наиболее интересными, говорящими. И — адаптировали выставку к нашему музейному пространству, которое позволяет организовать залы по темам: природы, античного искусства, экзотических стран, культа женщины, христианства…»Вход на выставку и – в личное пространство Кокошки – знаменует медный умывальник, который висел около входной двери его дома в Вилльнёве. Автопортреты, личные вещи, статуэтки воссоздают атмосферу, в которой жил художник, и становятся введением к рассказу о том, как внешний мир, проходя через внутреннее восприятие художника, вдохновляет его на произведение искусства. Неслучайно Кокошка называл себя настоящим экспрессионистом – тем, который выражает саму экспрессию жизни, и подчеркивал: «четвертое измерение на моих картинах – проекция меня самого…»
«Кокошка окружал себя только теми вещами, которые произвели на него сильное впечатление», — подчеркивает Лада Умштеттер-Мамедова. – «И это внутреннее впечатление он переносил на полотна. У него есть картина с изображением ракушек на пляже. Историки искусства уже проверили, что в момент написания картины Кокошка не был на море: почти нет сомнений, что он рисовал ее у себя дома, а моделями послужили собранные им ракушки. И видно – по самим ракушкам и по тому, как они представлены на картине, — что Кокошку поразила их рельефная поверхность, которую приятно трогать…»
К античной Греции Кокошка был неравнодушен с давних пор: на него оказали сильное воздействие идеи Вагнера и Ницше, а образы амазонок и греческих героев «Пентесилеи» немецкого писателя Генриха фон Клейста питали его воображение во время создания «Убийцы, надежды женщин» в 1907 году.
В своих воспоминаниях «Моя жизнь» Кокошка опишет работу над постановкой 1909 года, когда он решил раскрасить лица и тела актеров в тех местах, которые оставались неприкрытыми одеждой: «Знания, которые мне дал этнографический музей, оказались полезными.
Я узнал, рассматривая препарированные черепа примитивных народов, как, из страха смерти, мы создаем черты жизни, складки смеха или гнева, чтобы вернуть видимость жизни лицу. Я украсил руки и ноги актеров тропинками нервов, мускулов…»
Так, мексиканская марионетка-скелет заставляет Кокошку переосмыслить традиционную немецкую тему «Девушка и смерть»: в фигуре смерти на акварели без труда можно узнать прообраз – маленькую марионетку.
Впрочем, без труда параллели находятся уже тогда, когда модель оказывается рядом с произведением: однако исследователям понадобилось немало времени, чтобы проследить возможные связи и сопоставить «игрушки» Кокошки с образным миром его работ.
«Мы хотели предложить взгляд за кулисы творчества, ведь у зрителя редко есть возможность найти источник вдохновения художника…» — комментирует Лада Умштеттер-Мамедова.
Что же могло объединить для художника индонезийские фигурки с христианским распятием, или деревянного поросенка – с коринфским шлемом?
Лада Умштеттер-Мамедова видит в экспонатах, собранных Кокошкой, не столько эстетическую, сколько эмоциональную взаимосвязь: «Я думаю, он руководствовался в своем выборе эмоциями. Собирал все, что его сильно впечатляло, как настоящий экспрессионист.
Античные трагедии трогали его бурными переживаниями, в экзотических экспонатах его интересовало все, что сильно воздействовало, переворачивало изнутри. В христианстве он находил, конечно, физически и психологически сильные образы. Думаю, это не столько стилистический, эстетический интерес, сколько эмоциональный. Он любил вещи, которые трогают.
Иначе что может объединить античную вазу с пластиковым осликом, качающим головкой… Именно поэтому выставка многим понравится — даже тем, кто не знаком с творчеством Кокошки или далек от него: собранные им экспонаты живут своей жизнью, трогают людей самым непредсказуемым образом. Необязательно по той же причине, по какой они понравились художнику.
Просто это вещи, вызывающие эмоции. Разнообразие предметов и фигурок на выставке будет интересно и детям, для которых мы специально опустили витрины пониже – чтобы удобнее было рассматривать».
- Оскар Кокошка — Кабинет диковинок
- 15 мая — 4 сентября 2011
- Музей Изобразительных искусств Ля Шо-де-Фон
- La Chaux-de-Fonds
- Rue des Musées 33
- Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов
Источник: https://nashagazeta.ch/news/11763
Оскар Кокошка
(Oskar Kokoschka) (1 марта 1886, Пехларн, Австро-Венгрия – 22 февраля 1980, Вильнев, Швейцария) австрийский художник и писатель, один из лидеров австрийского экспрессионизма.
Отец происходил из известной семьи чешских ювелиров. Мать – уроженка Штирии.
Кокошка хотел изучать химию, но преподаватель рисования порекомендовал его для обучения в Венской школе прикладного искусства. Поступил в эту школу вопреки воле отца.
Учился в этой школе в 1904-09. Преподавание находилось под большим влиянием Венского Сецессиона. На формирование его оригинального стиля большое влияние оказал профессор Карл Отто Чешка.
Начал писать маслом в 1905 году. Примерно тогда же написал первую книгу. Постановка пьесы «Убийца, надежда женщин» (1907) в Вене вызвала скандал.
Первыми проданными работами были открытки и рисунки детей.
В 1908 году его работы попали на выставку художников-модернистов группы Климта. Был отчислен из школы из-за обилия насилия и эротики в картинах.
В 1906 году изобразил обнаженную Мату Хари.
Сначала рисовал портреты венских знаменитостей в оригинальном, «нервном» стиле.
В 1909 его работы выставлялись на крупной выставке. В 1910 году Кокошка сблизился с берлинской группой «Штурм», познакомился с Кандинским. Он написал ряд обложек для берлинского журнала «Буря».
В 1911 году в Вене состоялась персональная выставка, которую посетил эрцгерцог Франц-Фердинанд.
В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. Через несколько лет Альма прервала связь, заявив, что не хочет быть поглощенной ею.
По мотивам этой любви сотворена одна из лучших работ художника «Невеста ветра» (1914, Музей искусств, Базель). Позже он изготовил куклу Альму в полный рост.
В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене..
Во время Первой мировой войны был зачислен лейтенантом в драгунский полк. В 1915 году был тяжело ранен в Галиции. Кокошка вернулся на фронт, и был контужен. После этого лечился в Швеции и Германии.
В 1919 году стал профессором Дрезденской академии. В 1922 году был приглашен на Венецианское биеннале. В 1924 году оставил пост и уехал путешествовать.
Побывал в разных странах Европы, Северной Африке, Палестине.
В 1930-е годы у него были проблемы – издания Германии и Италии нападали на его творчество, около 400 работ Кокошки были удалены из немецких музеев. Художник переехал в Вену, а затем в Прагу. Его творчество фашисты причислили к дегенеративному искусству.
Отнесся к этому с юмором, написав «Автопортрет дегенеративного художника» (1937).
В 1938 году вместе с Ольгой Павловской переехал в Лондон. Во время войны в летние месяцы жил в сельской местности в Шотландии. В 1946 году получил британское гражданство (в 1978 восстановил гражданство Австрии).
После второй мировой войны его выставки проходят в Вене, Берне.
В 1952-63 годах преподавал в Зальцбургской академии художеств. В 1962 году ретроспектива его работ прошла в Галерее Тэйта.
В 1971 году опубликовал автобиографию «Мой любимый».
Был также оформителем оперных спектаклей, среди которых наиболее известна «Волшебная флейта» (1965, Женева).
В год смерти художника правительство Австрии учредило премию имени Кокошки, которая вручается раз в два года.
Некоторые работы:
«Портрет Лотты Франчоз» (1909, коллекция Филиппса, Вашингтон),
«Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Доктор Эмма Вероника Сандерс» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Ребенок и родительские руки» (1909),
«Вероника с запеленаным ребенком» (1909, Музей изобразительных искусств, Будапешт),
«Играющие дети» (1909, Музей Вильгельма Лембрюка, Дуйсбург),
«Натюрморт с бараниной и гиацинтом» (1910),
«Казначей» (1910),
«Осмотр» (1912),
«Альма Малер» (1912, Музей современного искусства, Токио),
«Автопортрет с Альмой Малер» (1912-3, музей, Эссен),
«Портрет девочки» (1913, Музей современного искусства, Зальцбург),
«Любовники» (1913, Музей изящных искусств, Бостон),
«Автопортрет» (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Художник Карл Молл» (1913),
«Автопортрет» (1915),
«Любовники с котом» (1917),
«Орфей и Эвридика» (1917),
«Романа Кокошка, мать художника» (1919),
«Автопортрет с рукой у лица» (1919),
«Женщина в синем» (1919, Государственная картинная галерея, Штутгарт),
«Девочка с куклой» (1921-22, Институт искусств, Детройт),
«Автопортрет с куклой» (1922, Национальная галерея, Берлин),
«Обнявшиеся мать и дочь» (1922),
«Дрезден. Мост августа» (1923),
«Тигр» (1926, австрийская национальная галерея, Вена),
«Иерусалим» (1929, Институт искусств, Детройт),
«Нимфа» (1936, Национальная галерея, Прага),
«Аншлюс. Алиса в стране чудес» (1942),
«Магическое представление доктора Басса» (1951),
«Венская государственная опера» (1956),
«Пароход на озере Леман» (1957),
«Геродот» (1963),
1. Австрия, 9 июня 1967. Марка, посвященная 700-летию Пехларна. Номинал 2 шиллинга. Гобелен Оскара Кококшки «Лебедь». Скотт 793 (А272) Иверт 1074. Мишель 1240
2. Австрия, 28 февраля 1986. Автопортрет Оскара Кокошки. Номинал 4 шиллинга. Скотт 1339 (А729) Мишель 1841 Иверт 1670
3. Австрия, 2008. Серия марок, посвященная венскому музею Альбертина. На одной из марок работа Оскара Кокошки.
4. Дагомея (Бенин), 1967. Портрет Конрада Аденауэра работы Кокошки. Номинал 70 франков. Мишель 318. Иверт А62
3. Германия, 13 февраля 1986. Автопортрет Оскара Кокошки. Номинал 80 пфенингов. Скотт 1455 (А583) Иверт 1104 Мишель 1272
6. Мозамбик, 2011. Серия «Экспрессионисты». Одна из марок посвящена Оскару Кокошке.
Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2012/11/30/oskar-kokoschka/
Оскар Кокошка
Оскар Кокошка – третий в большом трио венских художников. Его обычно называют после Климта и Шиле.
Но, если Климта у нас сейчас знают очень хорошо, благодаря моде на все декоративное, а имя Шиле время от времени можно услышать в связи со спорами о том, что является порнографией, а что – эротикой, то Кокошку у нас совершенно не знают.
А зря – художник он весьма самобытный и интересный, широко известный во всем мире. Из наших его можно сравнить, пожалуй, что с Врубелем.
Клоун с собакой картина
Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае в 1886 году. Его отец был чехом, и происходил из известного семейства пражских ювелиров. По-видимому, дела у него шли не слишком хорошо: Кокошка позже вспоминал: “От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился”. Мать Оскара происходила из австрийской провинции Штирия. Она была замечательной рассказчицей и привила Оскару любовь к природе. Будущий художник был в семье вторым из их четырех сыновей. Когда Оскар был еще ребенком, семья переехала в Вену, где в 1891 году умер его старший брат.
В детстве Кокошка не проявлял склонности к искусству. Он хотел изучать химию, но преподаватель, на которого произвели впечатление рисунки Оскара, рекомендовал его для обучения в Венской Школе Прикладного искусства.
Кокошка поступил в Школу в 1905 году, тогда же он начал писать маслом, а в 1907 году он нашел работу в Венских художественных мастерских. Вскоре, однако, Оскар серьезно увлекся литературой.
Он взялся переводить детскую книгу, но в результате написал собственный оригинальный текст. Свою первую книгу “Мечтающие юнцы” он сам и проиллюстрировал.
Следом были написаны две пьесы “Сфинкс и чучело” и “Убийца, надежда женщин”, они, как считают критики, положили начало театру экспрессионизма в Германии. Главными темами пьес Кокошки были: секс, насилие, и антагонизм между мужчиной и женщиной.
В 1908 году работы Кокошки демонстрировались на выставке в Вене, которая была посвящена авангардистской группе, сформировавшейся вокруг Климта. Однако творчество Кокошки из-за сцен насилия и эротики вызвало отрицательную реакцию у традиционалистов, и в конце концов его отчислили из Школы Прикладного искусства.
На одном из его рисунков 1906 года была изображена обнаженная авантюристка и танцовщица Мата Хари. Считалось, что она состояла на службе в немецкой разведке, в 1917 году она была расстреляна французами. В 1907 и 1908 годах Кокошка часто рисовал нагих девочек.
Одной из его любимых моделей была Лилит Ланг, дочь Мэри Ланг, феминистки и соучредителя прогрессивного журнала “Женские документы”.
В 1909 году его работы демонстрировались на крупной выставке, а две пьесы были поставлены в небольшом открытом театре, рядом с выставкой. Сцены насилия опять вызвали скандал, после чего и Художественные мастерские перестали давать заказы Кокошке. Однажды, в одной из венских пивных, он выпил больше всех и выиграл пари.
Его главным болельщиком был архитектор-модернист Адольф Лоос, который устроил ему несколько частных заказов. Вскоре Кокошка написал портрет сатирика Карла Кроса, редактора журнала “Факел”. Крос по этому поводу сказал: “Весьма возможно, что те, кто знают меня, не будут узнавать меня на портрете.
Но те, кто не знают – точно признают”.
В 1910 удача улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин и был принят Хервартом Вальденом, энергичным владельцем и редактором журнала “Буря”. Редактор поручил Кокошке делать рисунки для обложки журнала, и почти каждый номер выходил с его обложкой.
Ему также устроили контракт с влиятельным дилером Паулем Кассирером. В 1911 году Кокошка возвратился в Вену, и был назначен помощником преподавателя в школу, откуда его когда-то отчислили. Тогда же в Вене состоялась его крупная выставка, которую посетил эрц-герцог Франц Фердинанд.
Наследник трона, правда, воскликнул с негодованием: “Этому господину нужно переломать кости!”
В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене.
К 1913 году его отношения с Альмой Малер стали напряженными. Мать Кокошки была категорически против его романа, и даже говорила, что застрелит Альму. Однажды, когда влюбленные путешествовали по Италии, им пришлось наблюдать жестокую сценку в аквариуме Неаполя: морское насекомое жалило и парализовало рыбу. Кокошка счел это символом своих отношений с любовницей.
Он был все еще опальной персоной, когда начал преподавать искусство в венской школе благородных девиц, директриса которой была известна своими прогрессивными взглядами. Однако некоторые из родителей настоятельно возражали против этого, и в результате австрийское правительство отстранило его от преподавательской деятельности.
Война, которая вспыхнула в Европе, казалось, должна была все списать. Адольф Лоос использовал свое влияние, чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в драгунский полк, славный своими красивыми мундирами.
Как только об этом сообщила официальная газета, Кокошку в шикарном наряде сфотографировали, и открытки с его изображением стали продаваться в магазинах, рядом с портретами известных актрис.
В начале 1915 года Кокошка был серьезно ранен в Галиции, пуля попала в голову, а штык пробил легкое. Он лечился в Брно и Вене, начал писать пьесу “Орфей и Эвридика”, познакомился с поэтами Рильке и Гофмансталем, но вскоре был опять отправлен на фронт, где окончательно потерял здоровье, получив контузию.
Некоторое время Кокошка провел в Стокгольме, где консультировался у невропатолога, и затем уехал на лечение в Дрезден. После войны политическая ситуация в Дрездене была весьма нестабильна, также, как и всюду в Германии. Кокошка стал членом маленькой левой богемной группы.
Здесь он был известен, как “безумный Кокошка”. Он страдал, как физически, так и морально. Возможно, это было связано с последствиями его романа с Альмой.
Чтобы избавиться от навязчивых идей, он попросил портниху сшить ему тряпочную женщину в натуральную величину, с которой он разговаривал, и даже брал ее с собой в оперу.
В 1919 году Кокошка был официально назначен профессором Дрезденской Академии, и переехал в красивый дом со студией. Его жизнь пошла в гору. Это было время надежд. Композитор Пауль Хиндемит поставил в Дрезденской Государственной Опере музыкальный спектакль по его пьесе “Убийца, надежда женщин”.
В 1922 году Кокошка был приглашен на венецианское биеннале. Его здоровье теперь улучшилось, и он ведет активный образ жизни. Он оставил свой пост в Дрезденской Академии в 1924 году, просто сообщив об этом швейцару, и покинул город прежде, чем его намерения были обнаружены.
Выгодный контракт с финансистом Кассирером дал ему средства для того, чтобы путешествовать. Используя Мюнхен как отправную точку, он объехал всю Европу, и даже побывал в Северной Африке, Египете, Турциии и Палестине.
1931 год принес ему большой успех, несмотря на темнеющий политический горизонт, у него прошли выставки в Кунстхалле в Мангейме и в Галери Жорж в Париже, где его тепло встретила парижская публика. Триумф, однако, обернулся конфликтом.
Кокошка требовал большей независимости от своих дилеров; они, в свою очередь, стремились к абсолютному контролю над его творчеством. Кокошка порвал с ними, и обменялся резкими заявлениями в газете.
В 1932 году Кокошка еще раз показал свои картины в Венеции на биеннале, но теперь его встретили здесь неоднозначно. Муссолини дал понять, что не любит творчество Кокошки, и профашистская печать в Германии выступила с рядом нападок на художника.
К 1933 году его финансы истощились, и он оставил Париж и переехал в Вену, чтобы быть ближе к матери. Он чувствовал себя неловко в городе, управляемом фашистской администрацией Канцлера Доллфасса, и после смерти матери в том году, уехал в Прагу, и принял чешское гражданство.
Австрийское правительство пробовало вернуть художника, предлагая ему руководство Школой прикладного искусства. В 1937 прошла его ретроспективная выставка в Австрийском музее искусства и индустрии, в то же самое время более четырех сотен его работ были удалены от немецких музеев.
В Праге он встретил Ольгу Павловску, которая позже стала его женой. В это время началась война в Испании, и Кокошка горячо поддержал республиканцев.
Мюнхенское соглашение 1938 года сделало Прагу небезопасным убежищем. В сентябре Кокошка уехал в Англию. Там было безопасно, к тому же в Англии его искусство было хорошо известно. Однако супруги были отчаянно бедны, в 1939 году они поселились, где дешевле – в Корнуолле.
Оскар рисовал местные пейзажи акварелью, а Ольга торговала выпечкой в магазине, чтобы как-то свести концы с концами. В следующем году, они перебрались в Лондон, поскольку Кокошка был убежден, что соседи с подозрением относились к ним.
Но Лондон угнетал его: “Что я должен сделать в этом дыре (так он называл свою лондонскую квартиру)? Я должен придумать новые темы для моих картин. Когда наступает весна, я чувствую себя, как перелетная птица, хочется оставить город и рисовать что-то простое, например, кузнечиков.
Когда я возвращаюсь в город, пейзажи превращаются в политические картины. Мучают сердечные боли, но я не могу от этого избавиться”.
Благосостояние Кокошки улучшается после войны. В 1945 году он получил символическую награду в разбитой войной Вене: выставку, в которой, кроме его картин, были представлены работы Климта и Шиле, к тому времени обоих их уже не было в живых.
В 1947 году была большая ретроспективная выставка в Кунстхалле в Берне, а в 1952 году его творчеству было посвящено 26-е биеннале в Венеции. Кокошка стал британским гражданином в 1947 году, но он не стремился оставаться в стране, где чувствовал себя неуютно.
В 1953 году он возглавил международную Летнюю академию изобразительного искусства в Зальцбурге, и таким образом, восстановил связь с Австрией, где начал свою карьеру, и в этом же году поселился на одном из курортов Женевского озера.
Теперь он был чрезвычайно знаменитым художником, но держался в стороне от политической и общественной жизни, поэтому его смерть в 1980 году на курорте в Монтрё прошла довольно незаметно.
В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели. Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма.
Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи. Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром.
Интровертный характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах.
Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье, но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку.
По тексту Эдварда Льюси-Смит
Источник: http://artdosug.ru/archives/2522
Оскар Кокошка: биография и картины с названиями
Скандал, еще скандал и… тишина… Иногда читаешь о жизни великого человека и поражаешься, как много в ней противоречий и несовместимых событий. Оскар Кокошка — сплошной скандал, вызов обществу, эмоциональный взрыв и провокация. В Австро-Венгрии было только две национальности: австриец и венгр.
Все остальное — это «так», ничего не значит. Когда в одной стране живет полсотни самых разных народов, учитывать их всех — дело утомительное. Это сегодня за право считать Кокошку своим борются Австрия и Чехия, а тогда… Мальчик из семьи бедного ювелира, родился в маленьком городке.
С одной стороны городок на территории Австрии, с другой — его отец был представителем известной чешской ювелирной династии.
Особенным детством Оскар в историю не вошел. Прилежно учился, по настоянию отца после школы поступил в химический техникум. Рисовал иногда, но больше для себя.
Его забавные картинки — искаженные страданием лица, части человеческого тела, виды из окна — вызывали недоумение как соратников по учебе, так и преподавателей. Однажды, один из самых консервативных учителей химии бросил небрежно своему ученику: «Все это уродство будет иметь успех в Вене.
Мир сошел с ума, отошли их на конкурс этих ненормальных».
Скорее ради любопытства, чем надеясь на приз, Кокошка отсылает работы на конкурс Венской школы ремесел. Уже через месяц, как победитель творческого соревнования, Оскар был зачислен в студенты со стипендией от Венской академии.
«Художества» молодого мастера занимали Вену. Сначала его заметил Климт, затем в покровители навязался архитектор Лоос. Люди были не просто заметные в мире искусства, а самые влиятельные и авторитетные мастера.
Уже самые первые работы имели успех у изысканной публики, но тут оказалось, что Кокошка еще и литератор. Его пьесы, которые он сам и оформлял как декоратор, были одна скандальнее другой.
Критика громила его на страницах газет, а публика валом валила на представления.
Одну из выставок посетил сам австрийский император. Возле работы Кокошки монарх поморщился. Этого оказалось довольно, чтобы на следующий день Оскара лишили стипендии и отчислили из студентов. Но отнять у него славу уже не мог никто. Слава молодого художника и драматурга росла, появились и поклонницы. С неутомимым упорством Кокошка одерживает одну любовную победу за другой. Все это до тех пор, пока не нашел свою настоящую «музу» — вдову великого Малера. Пара возбуждала всеобщий интерес. Любовную историю прервала Первая Мировая война. Попав в плен и будучи несколько раз раненым, Кокошка был признан военными врачами неуравновешенным типом, которому нельзя давать оружие в руки. С таким диагнозом он и появился в Вене.
Последовали выставки, одна, вторая… Все вдруг поняли (критика в том числе), что «этот чех» — великий художник… Но тут в Европе начинают меняться настроения. Фашисты приходят к власти в Италии, нацисты в Германии…
Творчество Оскара попадает под определение Геббельса — дегенеративное. Все работы изымаются из музейных коллекций, жизнь все труднее… «Спрятавшись» поначалу в Чехии, уже через два года Кокошка вынужден покинуть и родину предков.
Он отправляется в Англию.
Консервативная страна не нуждалась в «художествах» иностранного художника. Военные годы прошли под знаком нищеты и выполнения случайных заказов. Но уже с 1945 года началось триумфальное возвращение Кокошки на родину. Музеи, которые отказывались от его работ, теперь посвящают его творчеству целые залы. Профессора, которые еще недавно иначе как «дегенерат» его не называли, с восторгом отзываются о его новых работах… Жизнь налаживается… В Австрии Оскар Кокошка не остался, его мутило от всего окружения. Проработав некоторое время в Венской академии, художник переезжает в Швейцарию. Последние тридцать лет его жизни прошли тихо и весьма благопристойно. Кокошка словно стал другим человеком. И только его работы остались такими же, как и в 20-е годы: сказочные, яркие, эмоциональные и загадочные.
После смерти великого экспрессиониста, его именем была названа самая престижная премия в области современной живописи. Справедливо.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1747-oskar-kokoshka-biografiya-i-kartiny-s-nazvaniyami.html
Оскар Кокошка
Содержание статьи:
Оскар Кокошка родился в 1886 году в небольшом городке Пёчлярн на Дунае, в 100 км к западу от Вены. Его отец Густав, от немецкой семьи патрициев ювелиров, был коммивояжером, а его мать Мария Романа (урожденная Лойдль) была дочерью лесника из штата Штирия на юго-востоке Австрии. Когда его спросили о его детстве, Кокошка сказал, что он был очень счастливым ребенком и что его отец дал ему книги, которые образовали его как человека и художника. Среди них была сокращенная версия « Одиссеи» и « Orbis Sensualium Pictus», учебник 1658 года для детей, написанный чешским педагогом Джоном Амосом Коменским. От этого началась его оценка классической литературы и искусств.
Однако реальность, вероятно, была немного более горькой для молодого Оскара. Его отец боролся со своим бизнесом, часто перемещая семью на более мелкие квартиры в сторону от центра деревни, и, наконец, обанкротился и перевел семью в Вену, когда Кокошке было всего 3 года. У него была младшая сестра Берта и брат Богуслав, но его старший брат умер, когда Кокошка был всего лишь младенцем.
Раннее обучение и работа
В Вене Кокошка посещала Реалшуле, среднюю школу, в которой подчеркивалась наука и язык. Однако интересы Кокошки были в значительной степени в искусстве и классической литературе. После поощрения учителя восемнадцатилетний Кокошка вошел в Кунстгьюербешуле, Университет прикладного искусства Вены.
Большинство учителей школы принадлежали к Венскому Сецессию, который в первые годы жизни обнимал стили модерна и югендстиля, Здесь Кокошка улучшил свои навыки рисования и изучил переплет, литографию и другие ремесла.
За это время его учитель Карл Отто Чесчка подтолкнул его к разработке своего стиля, а его самые ранние картины маслом относятся к 1905 и 1906 годам.
В 1907 году он стал членом Wiener Werkstätte, союза художников и дизайнеров, которые впервые создали современный дизайн, Кокошка участвовал в качестве графического дизайнера открыток, книжных знаков и рисунков для детей, в которых он часто включал человеческую фигуру в качестве декоративного мотива.
Густав Климт, ведущий сепаратист, включил Кокошку в свою выставку 1908 года в Кунстхау, поскольку он считал его «величайшим талантом среди молодого поколения». Климт решил выставить Кокошку « Мечтающие мальчики», поэму, иллюстрированную восемью литографиями.
Стихотворение о буйной сексуальности мальчиков-подростков вызвало скандал, но застраховало место Кокошки на выставке в следующем году. Здесь Кокошка встретил Адольфа Лооса, венского архитектора, который стал его покровителем и адвокатом, которому Кокошка признал, что он «должен все».
В 1909 году Кокошка был исключен из Kunstgewerbeschule после выступления его зловещей и жестокой игры Mörder Hoffnung der Frauen (Murderer, The Hope of Women) вызвало бунт. Благодаря поддержке Лооса Кокошка затем отправился в Швейцарию в 1910 году, где он рисовал пейзажи и портреты аристократов, страдающих туберкулезом в санатории Лейзина.
За это время он также представил рисунки, некоторые из которых иллюстрируют его пресловутую драму «Убийца», «Надежда женщин», в прогрессивный журнал Der Sturm, который пропагандировал немецкий экспрессионизм и другие авангардные искусства.
Зрелый период
К 1911 году, после выставок в Вене и Берлине, в которых были изображены молодые обнаженные девушки, несколько портретов от богатых венцев, его участие в авангардистском журнале Der Sturm и его богемный образ жизни, Кокошка стал известным художником, шокируя стоящее буржуазное общество, в котором он путешествовал.
Как пишет искусствовед Клод Чернуски, Кокошка был «назван преступником и дегенерирован враждебной прессой», поэтому он «побрил в своей голове, по его собственным словам», чтобы посмотреть на эту роль ».
Он был настолько спорным, что эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник престола Австро-Венгерской империи, увидев выставку работ Кокошки, как сообщается, сказал, что «он хотел сломать каждую кость в теле Кокошки».
В 1912 году Кокошка познакомился с Алмой Махер, вдовой знаменитого композитора Густава Малера, и у них было жаркое дело, которое станет основным источником вдохновения и лишений в его жизни.
Кокошка предлагал много раз, но Малер всегда отказывался, в конечном итоге оставляя его для предыдущего любовника, архитектора Уолтера Гропиуса (позже, славы Баухауза). Малер вспоминал: «Три года вместе с ним были единым напряженным битвом любви. Никогда еще я не испытывал столько сил, столько ада, столько рая».
В течение своего времени Кокошка рисовал много портретов пары, в том числе Двойной портрет Оскара Кокошки и Алмы Малера(1912-1913), в котором изображена Алма в красном платье. Она вспомнила: «Мне когда-то дарили пламенное ночное платье, мне это не нравилось из-за его непреодолимого цвета.
Оскар сразу же взял его у меня и с тех пор обошел свою студию, ничего не одевая. получить его поразительных посетителей, и его нужно было найти больше перед зеркалом, чем перед его мольбертом ».
Одна из самых известных картин Кокошки « Буря» (или «Невеста ветра» ) (1913-14) — это двойной портрет двух любовников, которые держались на плаву среди бурных энергичных мазков. Оскар посвятил эту картину и почти 450 других работ Алме. После того, как Малер совершил аборт, непобедимая Кокошка присоединилась к армии в 1915 году, чтобы сражаться в Первой мировой войне, продавая The Tempest чтобы купить свою лошадь.
Кокошка дважды был ранен во время войны: в Украине, когда пуля прошла через его голову и снова в России. Он чудесным образом пережил оба повреждения, но уже много лет после этого мигрени и галлюцинации.
Он сказал: «Война была ужасающей, я не знал, смогу ли я когда-нибудь выжить, но, если бы я это сделал, я бы поднялся на самую высокую вершину, чтобы увидеть, что побуждает людей жертвовать своей жизнью без причины».
Во время его выздоравливания в Вене, а затем в Дрездене он написал несколько пьес, в том числе Орфей и Эвридике (1918), о своих военных переживаниях.
Тем не менее, из-за ухода Алмы, в 1918 году Кокошка заказал мюнхенскому кукольному изготовителю Hermine Moos изготовить куклу в натуральную величину с телом и чертами лица Альмы Малер.
Он предоставил Мусу размеры, рисунки и конкретные направления, написание: «Пожалуйста, позвольте моему ощущению осязания, чтобы получить удовольствие в тех местах, где слои жира или мышцы внезапно уступают место живому покрытию кожи.
Для первого слоя (внутри) пожалуйста, используйте тонкий, курчавый конский волос, вы должны купить старый диван или что-то подобное, провести дезинфекцию конского волоса, затем над ним сложить мешочки с набивкой, вату для сиденья и груди. опыт, который я должен уметь ».
Позже он попросил создателя куклы, чтобы она могла открыть рот и включить зубы и язык. Кокошка был разочарован окончательным результатом; он написал Моосу: «Наружная оболочка — шкура полярного медведя, подходящая для лохматого имитационного постельного белья, а не мягкой и податливой кожи женщины».
Несмотря на его неудовольствие, он все еще одевал куклу и публично публиковал ее, вызывая много спекуляций и сплетен.
В конце концов кукла стала образцом для нескольких картин, но во время хриплой вечеринки Кокошка обезглавила куклу и вылила на нее бутылку вина, тем самым вырвав его одержимость Альмой Малер.
В течение 20-х годов Кокошка был профессором Академии Дрездена и много путешествовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку, рисуя в основном пейзажи. В 1927 году у него было самое большое сольное шоу в этот момент в Цюрихском Кунстхаусе, а между 1931 и 1933 годами он часто ездил в Париж, где рисовал несколько портретов американской танцовщицы Мэри Меерсон.
В 1934 году, в разгар восходящей нацистской власти, Кокошка отправился в Прагу, где встретил свою будущую жену Олду. Там ему поручили нарисовать портрет философа Томаша Г. Масарика, президента Чехословакии. Двое мужчин стали друзьями и часто обсуждали 17 — е — вечный философ Коменского. В 1935 году Кококча приобрел чешское гражданство.
В 1937 году нацисты объявили Кокошку вырожденным художником, в том числе «Буря» (1913) и еще несколько работ на печально известной выставке «Вырожденная художественная выставка», которые были замечены вместе с работами Василия Кандинского, Пола Клея и коллеги Венского коллеги Кокошки Эгона Шиле. В ответ он нарисовал вызывающего Портрет вырожденного художника (1937) во время одного из его пребывания в доме родителей Олды за пределами Праги.
К этому времени Кокошка был объявленным врагом немцев; после Мюнхенского соглашения он и Олда избежали неизбежного вторжения в Чехословакию и бежали в Лондон.
Там он принял участие в выставке «Двадцатое столетие немецкого искусства» с 22 работами.
Из Лондона пара переехала в Корнуолл, где он нарисовал серию пейзажей, которые часто содержат политические аллегории, ставящие под сомнение неподвижность Англии и других европейских стран перед лицом нацизма и ужасного положения беженцев.
Поздний период
В 1953 году Кокошка переехал в Швейцарию и начал ежегодный семинар в Летней академии визуальных искусств в Зальцбурге, Австрия, под названием « Школа видения». Он хотел научить молодых художников «связывать духовное прошлое европейских людей с настоящим, индивидуальным опытом», а не «то, что модно или как следовать рецепту».
В 1954 году он написал второй мифологический триптих — « Термопилы» для Гамбургского университета, а в 1950-х и 1960-х годах он все чаще работал с литографией и конструировал гобелены, сценографию и костюмы для театра. Его принятая страна Англии даровала заметные почести на Кокошке.
В 1960 году Оксфордский университет присвоил ему почетную докторскую степень, и галерея Тейта предоставила ему свою первую британскую ретроспективу в 1962 году.
Источник: https://wpainting.ru/hudozhniki/oskar-kokoshka/
Безумная любовь художника Оскара Кокошки
Когда Альма Малер бросила Оскара Кокошку, он заказал куклу с ее лицом в полный рост, наряжал ее и возил везде с собой, представляя женой Альмой. Удивительно, что после этой странной истории семейное счастье все-таки наступило.
Оскар Кокошка
Оскар Кокошка прожил 94 года. Конечно, в его жизни было многое, но самый безумный, страстный период выдался на 20е годы. Молодость, творчество, любовь, сумасшествие, только счастья не было.
Оскар рос в бедной семье и собирался стать химиком. Рисование прорывалось в его жизнь случайно. Даже будучи малолетним юнцом Кокошка писал слишком необычно.
Откуда это к нему пришло? Видимо, атмосфера мрачных перемен, талант и впечатлительный характер уже тогда переплавляли в своем котле его художественные замыслы.
Однажды, учитель химии увидел на полях тетрадки Кокошки странные рисунки и сказал, что юноше следует отправить свои работы на конкурс в Вену, где сейчас популярно такое уродство.
Играющие дети
Оскар отправил свои рисунки в венскую Художественно-промышленную школу, занял первое место, получил стипендию и поехал учиться живописи.
Оскар влился в течение экспрессионистов. Это молодые люди, которым, как и всем тогда, опротивело классическое искусство.
Они хотели говорить о том, чего в классике не было: смерти, боли, сексе, болезни, страданиях, страхе, ревности.
Фигуры изображенных персонажей изломанны, жесты зачастую копировались с фотографий истерических больных, так как экспрессионисты, а в особенности Кокошка, пытались передать артикуляцией жестов душевное состояние.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат
В это время Оскар Кокошка познакомился с вдовой композитора Густава Малера, Альмой. Она покорила его с первого взгляда. Сразу же он пригласил женщину писать ее портрет, на первом сеансе набросился с поцелуями. К тому моменту психологическое состояние Кокошки уже дало трещину. Возможно, была предрасположенность, усугубленная постоянным расшатыванием нервов, самокопанием.
Альма Малер
Роман был безумным и страстным. Альма должна была быть постоянно с Кокошкой. Они либо занимались любовью, либо он писал ее портреты. Время, когда ее не было с ним, было для него мукой: Оскар писал ей письма, умирал, задыхался, грозился покончить жизнь самоубийством, ревновал. Естественно, постоянно делал предложения руки и сердца своей возлюбленной.
Подписывайтесь на мой блог в Инстаграм и узнавайте много интересного об искусстве
Альма обещала выйти за него замуж после того, как он напишет шедевр. Она была женщиной жесткой, даже жестокой, холодной, умной. Малер откровенно развлекалась этим романом, пока ей это не стало в тягость.
Когда накал чувств стал несколько пугать и просто надоел, когда шедевр «Невеста ветра» был написан, без зазрения совести и мук жалости, Альма бросила сумасшедшего Кокошку, тем более, что на горизонте уже появился ее следующий муж — архитектор Вальтер Гропиус.
Невеста ветра
От отчаяния Кокошка ушел добровольцем на войну. Первая мировая война сломала то молодое поколение.
До войны прогрессивная молодежь задыхалась от несовершенств мира и совершенно была разбита, когда столкнулась с первой войной, где применялись отравляющие газы, людей убивали массово, появилось новое оружие.
Такой войны мир еще не знал. Кокошка был ранен и пережил плен. Психическая нестабильность уже стала диагнозом.
Красное лицо. На картине изображены Гитлер и Муссолини, которым в жертву приносится красное яйцо, как аллегория мира и жизни.
Вернувшись с фронта, будучи в полном разладе, он заказал эту знаменитую куклу Альму, жуткую прямо скажем. Наряжал ее в шелка, возил в театры, представлял своей женой. Казалось, безумие завладело им полностью и возврата к нормальной жизни нет.
Но в какой-то момент, в припадке ярости, Кокошка отрезал голову своей кукле, выбросил ее на задний двор, облив клюквенным сиропом, и заявил, что Альма умерла и больше не имеет власти над ним.
Все было настолько убедительно, что на следующее утро соседи вызвали полицейских, увидев в окошко обезглавленный «труп» женщины.
Возлюбленные
И как-то потихонечку Оскар Кокошка стал приходить в себя. Ведь впереди его ждала долгая жизнь. Удивительно, но последние 40 лет жизни он прожил в счастливом браке с Ольдой Палковской.
Жена поддерживала его всегда, в трудные времена продавала печенье. К 50м годам успех, слава и признание накрыли Кокошку, а он захотел уехать в глушь, писать кузнечиков.
30 лет Оскар Кокошка прожил в уединении на берегу Женевского озера, и ничто не выдавало в нем безумца, жившего с тряпичной куклой своей бывшей.
Подписывайтесь на мой блог в Инстаграм и узнавайте много интересного об искусстве
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af7346f8c8be3edc9fe731d/5b36a2d37d663500a99b8959