Описание картины эдгара дега «голубые танцовщицы»

?

Category: Рассказываю о профессиональных рецептах, которые использовал художник, чтобы создать в этой работе волшебную красоту. (Очередной простенький ликбез из цикла «Шедевры от А до Я»)Описание картины Эдгара Дега Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)

В сущности, это ровно те же самые приемы, которые использовал Борисов-Мусатов в картине «Водоем», и в этом нет ничего странного, поскольку принципы красоты для человеческого глаза — универсальны, так устроена психология восприятия.

№1: Колористическая гамма

Основные цвета, использованные Дега в своей работе (это не картина маслом, а рисунок пастелью) — голубой и телесный/оранжевый. Это противопоставление холодного и теплого является одним и самых выигрышных сочетаний в произведениях искусства. Оно бодрит, и при этом гармонично.Описание картины Эдгара Дега Голубой+оранжевый дополнен яркими акцентами желтого, зеленого, которые бодрят и разнообразят картину, однако не являются доминирующими.Дега очень часто рисовал балерин, в том числе в других цветах, и при взгляде на иные его работы на эту тему видишь, насколько все-таки выигрышны по гамме именно «Голубые танцовщицы».Описание картины Эдгара Дега Эдгар Дега. Две танцовщицы — желтая и розовая. Около 1898Отмечу и выбранную технику: это не реалистичное масло, а полупрозрачная пастель, которая так хорошо передает волшебное ощущение от танцовщиц.

№2: Композиционное построение

Картина имеет идеальные пропорции и завораживающий ритм. Девушки будто водят внутри нее хоровод — так искусно автор расположил их руки и плечи. Такая симметрия (круг, в который вписан квадрат, и т.п.) очень приятны глазу.Вдобавок, обратите внимание на направление движения линий: слева направо. Именно это направление приятней для большинства людей (правшей).

Описание картины Эдгара Дега Для того, чтобы создать такую уравновешенную композицию (да еще с зеленым на фоне), Дега идет на некоторые вещи, за которые его современники упрекали художника в нереалистичности. Действительно, если сзади трава, то с какого ракурса мы смотрим на девушек — с потолка, что ли? Но все гораздо проще: балерины стоят на фоне вертикальных декораций (причем самая левая еще и держится за нее рукой). Однако из-за смелого кадрирования композиции с первого взгляда об этом трудно догадаться.Описание картины Эдгара Дега Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899

№3. Выбранная тема

У меня это последним пунктом идет, но разумеется, это самое главное в реалистичном искусстве, ибо от темы-то все остальное и зависит, и отталкивается. Эдгар Дега очень любил рисовать балерин, и у него это очень хорошо получалось.

И, соответственно, большинство людей любят рассматривать картины с балеринами, потому что они обычно получаются очень красивыми. Молодые изящные девушки, красивые жесты обнаженных рук, струящиеся полупрозрачные ткани… Все это на фоне пейзажного задника (а природа — это крайне выигрышный фон), причем пейзаж состоит из травы и некоего водоема.

Все эти составляющее, если их дополняет талант художника, обычно гарантированно приносят работе успех.

№4. Привычка

Будем честны: у Дега много хороших картин и рисунков с изображением балерин, многие из них тоже выполнены в голубой гамме и похоже сгармонизированны. Что же делает это произведение для нас таким особенным?Описание картины Эдгара Дега Дело в том, что для российского (а ранее советского) человека именно эти балерины Дега всегда были более доступны. Ведь «Голубые танцовщицы» уже давно принадлежат Пушкинскому музею. Соответственно, именно их чаще печатали в русскоязычных книгах, календарях, открытках и т.п., поэтому мы к ним больше привыкли, они запечатлелись у нас в памяти, как эталон. (И дело не в патриотизме, а даже в удобстве: например, в СССР, конечно, гораздо проще было купить цветной негатив у ГМИИ для крупноформатной печати, чем у Музея Орсе).Но «Голубые танцовщицы», конечно, особенные. В Пушкинском музее несколько работ Дега, но только эта из них стала своеобразным символом коллекции импрессионистов музея.Описание картины Эдгара Дега фото с фликра

  • Полный список выпусков цикла «Шедевры от А до Я» здесь.

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1377953.html

Эдгар Дега. «Живописец танцовщиц»

Эдгар Дега. Начало творческого пути

Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника XIX века).

Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние.

Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).

Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.

Описание картины Эдгара Дега Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)

Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт.

Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк.

Там он и закончил войну.

«Голубые танцовщицы». Картины Дега

Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею.

Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы.

Когда женщины уходили, Дега начинал творить.

В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.

Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».

Описание картины Эдгара Дега Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)

Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.

На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.

Художник Дега. «Знаменитый неизвестный»

С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими.

Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения.

В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.

Описание картины Эдгара Дега Автопортрет, 1895 год. (wikipedia.org)

На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал художник. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».

Источник: https://diletant.media/articles/45261086/

«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы» — одна из самых знаменитых картин великого французского художника-импрессиониста Эдгара Дега (1834-1917). Картина была написана в 1897 году, бумага, пастель. 65 × 65 см. В настоящее время находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Тематика танцовщиц была близка художнику Эдгару Дега. Здесь можно вспомнить такие картины французского художника, как «Балетная школа», «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета (Прима-балерина)», «Две отдыхающие танцовщицы».

Ценители живописи французских импрессионистов и Дега, в частности, высказывают единодушное мнение, что среди всех картин с балеринами «Голубые танцовщицы» являются лучшим воплощением данной темы. Картина выполнена очень ярко, крупными мазками.

К моменту написания данной картины зрение Эдгара Дега сильно ослабло, поэтому для позднего творчества художника характеры именно большие и яркие цветовые пятна.

Несмотря на слабое зрение, мастерство Эдгара Дега было настолько сильным, а чувство выразительности настолько острым, что ему удалось создать настоящий шедевр, который богат на цветовые сочетания и фактуру, обладает удивительной композиционной гармонией и цветовыми решениями, которые радуют глаз и заставляют зрителя буквально влюбляться в картину, впитывать её всеми фибрами своих чувств, ощущать в ней атмосферу, настроение и саму жизнь.

Картина необычна тем, что написана в ракурсе «вид сверху». Четыре балерины поправляют свои пачки и разминаются перед выходом на сцену. Необычный ракурс создаёт ощущение, будто зритель подсматривает за балеринами, а не находится с ними рядом.

Композиционное размещение фигур танцовщиц вовлекает зрителя внутрь картины и создаёт ощущение, что танец балерин уже начался, а они сами уже полностью погружены в свои образы, начинается представление. Здесь чувствуется атмосфера, пропитанная вдохновением предстоящего танца.

Асимметричность композиции и обрезанные края делают картину похожей на случайно брошенный взгляд, сиюминутную сцену, которая ценна своей неповторимостью.

Картина «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега

Описание картины Эдгара Дега

Хотите научиться хорошо рисовать или даже стать великим художником? Этой мечты вам помогут достичь курсы рисования в Москве. Заходите на сайт студии рисования для детей и взрослых, чтобы ознакомиться со всеми подробностями, расписаниями занятий, адресом и контактами для связи.

Описание картины Эдгара Дега

???? Блинцов | 2016-07-14, 12:26 | ???? 602

Источник: https://art-assorty.ru/11587-golubye-tancovschicy-edgar-dega.html

«Голубые танцовщицы» Дега: история картины

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем, используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений.

Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению.

Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.

Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Читайте также:  Скульптуры из пластиковых бутылок: фото

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.

Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Описание картины Эдгара Дега

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от копии.

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многие из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912881-golubye-tantsovschitsy-dega-istoriya-kartiny/

Дега Э. «Голубые танцовщицы»

Описание картины Эдгара Дега

Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра.

К этому располагала среда, из которой вышел Э.

Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.

Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет.

«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как К. Моне, К.

Писсарро, А. Сислей и других.

Например, О.

Ренуару было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения. Но они были далеки друг от друга, и Э. Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные. Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям…

Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.

Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие живописцы.

Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права.

Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы.

Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца.

Балетные картины Э. Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.

С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем-инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

В «Голубых танцовщицах» Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.

Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные.

Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях…

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/dega-e-golubyie-tantsovshhitsyi/

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"

«Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде».

Эдгар Дега.

  Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В своих гримёрных. На изнурительных репетициях.  

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.  

Картина «Голубые танцовщицы» похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Описание картины Эдгара Дега

ЭДГАР ДЕГА «Голубые танцовщицы» около 1898 65×65, бумага пастель.

 До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

  Мир балета стал одной из самых любимых тем Дега, к которой он постоянно возвращался в своем творчестве.

  Однако, в отличие от многих современников, художника привлекает не красочный праздник театра, а проза закулисной жизни.

«Голубые танцовщицы» могут показаться зарисовками одной и той же балерины: вот она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает свой костюм, держась за край декораций.  

Соединенные в пределах одного листа, эти обычные движения вдруг превращаются в прекрасный танец; на наших глазах рождается магия театра и магия живописи.  

Благодаря использованию техники пастели, в этой работе Дега удается добиться удивительного богатства фактуры и цветовых сочетаний. Небольшие мазки-штрихи ложатся в разных направлениях, соединяясь в звучные потоки синих теней или рассыпаясь отблесками света на волосах танцовщиц.  

Художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев эту пастель Дега в домашней галерее коллекционера С.И. Щукина, так отозвался о ней: «В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый».

  •   ИСТОЧНИК
  • Как известно, Дега практиковал непосредственное личное посещение театров, где внимательно наблюдал за движениями балерин, подмечая каждую деталь в психофизике артисток, чтобы затем тщательно передать их в мельчайших нюансах на своих полотнах.

На картине «Голубые танцовщицы» изображены четыре балерины в балетных пачках голубого цвета, которые, вероятно, ожидают своей партии.  Мы застаем девушек в момент последних приготовлений, когда они проверяют в порядке ли сценические наряды, уложены ли правильно волосы, поскольку через минуту времени у них на все это уже не будет.

Казалось бы, в картине нет ничего необычного. 

Но если присмотреться, то создается впечатление, что мы видим как бы остановившийся кадр немого кино.  Словно девушки застыли на секунду, чтобы встрепенувшись вернуться к своему занятию.  А этим занятием вполне может быть и танец, что исполняют танцовщицы.  Ведь кто-то увидит и представит именно такой фрагмент творчества юных балерин.

Преисполненные очаровательной грации, героини Дега кружатся в чарующей композиции, когда их всего на какое-то мгновение остановила кисть художника. 

Однако, кто-то вправе предложить и свою версию происходящего на картине. А что, если в сюжете задействована всего одна балерина, но нарисованная с разных ракурсов? Такое тоже возможно, несмотря на то, что в названии упоминается множественное число девушек.

Не взирая на возраст, а полотно датируется 1897-1898 годом, «Голубые танцовщицы» по-прежнему восхищают своей живой атмосферой и невероятной правдивостью форм, что, безусловно, заслуга такого талантливого мастера живописи, как Эдгар Дега.

источник

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/13812304/

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2017-09-07 18:48:00 Вадим Алешин vakin 2017-09-07 18:48:00 Category: Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Читайте также:  Три возраста женщины, густава климта, 1905

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897Бумага, пастель. 65 × 65 см

Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад

Кликабельно — 2124px × 2073pxСюжетЧетыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)Масло, холст, 85 × 75 см

Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.Эдгар Дега. Абсент, 1876Масло, холст, 92 × 68 см

Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку.

Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.Описание картины Эдгара Дега Автопортрет, 1854−1855Масло, холст,81,3 × 64,5 см

Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.

Источники — Википедия и Дилетант

Источник: https://vakin.livejournal.com/1992860.html

Самые знаменитые картины Эдгара Дега: описание и фото

Классик импрессионизма Эдгар Дега получил классическое образование и изначально занимался под руководством Энгра, мастера реализма. Но, в 1862 году Дега знакомится с Ренуаром и Моне, по тем временам уже знаменитыми импрессионистами. И Дега кардинально изменил направление в своём творчестве.

В отличие от Моне и Ренуара, которые были приверженцами работы на пленере, Эдгар Дега рисовал по памяти и не любил писать на свежем воздухе. В 1870 году Дега в своих работах стал использовать пастель, и называл сам себя мастером цветных линий. Эдгар Дега был мастер не только линий, но и движения.

Самой излюбленной темой в работах Дега были женщины. Балерины, танцовщицы, кухарки, знатные дамы, простые и богатые, одетые и обнажённые. Он любовался ими, и изображал их в какой-то определённый момент движения или действия. Есть что-то фотографическое в этих великолепных работах.

знаменитые картины Эдгара Дега:

1

 Гладильщицы (1884–1886)

Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки.

Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей.

Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

2

 Голубые танцовщицы (1898)

Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху.

Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц.

Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

Самые красивые картины Поля Гогена.

3

 Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882

Это очередная пастель Эдгара Дега на тему балета. На картине всего два персонажа — молодая балерина и дама в строгом чёрном платье с зонтом. Женщины сидят на скамье у стены. Молодая танцовщица проверяет пуанты, а женщина в чёрном, очевидно, её мать. Её поза напряжена, она ожидает выхода дочери, результата от её танца. Возьмут её в балет или нет?

4

 Звезда (1876-1877)

Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету.

Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов.

Она белоснежная, вся светится изнутри.

На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

5

 Причёсывающаяся женщина (1885)

Это полотно, по мнению редакции most-beauty — одна из лучших работ художника. Молодая обнажённая женщина сидит, скрестив ноги, спиной к зрителю, расчёсывает роскошные волосы. Прекрасный чистый колорит, нежные линии, тонкие пастельные штрихи делают фигуру женщины пленительной и очень естественной.

6

 Абсент (1893)

Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом.

Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру.

Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

7

 Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо (1879)

Знаменитая цирковая акробатка изображена художником в немыслимом ракурсе. Фигура смещена в левый верхний угол, нарисована снизу-вверх, что делает композицию очень необычной. Зритель будто в реальности наблюдает за работой воздушной гимнастки. Фигура нарисована так мастерски, что создаётся впечатление присутствия на цирковом представлении.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых гимнастках.

8

 У модистки (1882)

Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».

Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.

Читайте также:  Научно-познавательный музей cosmocaixa, барселона

9

 Прачки несут бельё в город (1878)

Жёлто-коричневая гамма картины отображает не только тяжесть женского труда, но и беспросветную серость их будней. На картине изображены две прачки, которые расходятся по клиентам в разные стороны.

Корзины с чистым бельём тяжелы настолько, что женщинам приходится наклоняться. Лица прачек загорелы от постоянного нахождения на солнце. Эти женщины непохожи на чопорных дам.

Они делают свою тяжёлую работу изо дня в день ради скромного заработка, который не позволит купить им новое платье или модную шляпку.

????

 Послесловие

Эдгар Дега — великий художник-импрессионист, который славился своей пастельной техникой. Он вознёс её на такой высокий уровень, который остался практически недосягаемым. С его мастерством к пастели стали относиться серьёзно, как к масляной живописи. Most-beauty.ru ждёт от вас комментариев относительно картин этого художника. Какие его работы вам нравятся больше всего?

А ниже мы размещаем ещё несколько известных картин Дега, которые не вошли в наш основной список:

Репетиция (1874)

Портрет семьи Беллелли (1858–1867)

Хлопковая контора (1873)

Танцевальный класс в Опере (1872)

Танцовщица в зелёном (1877–1879)

Танцовщицы (1889)

Дамский магазин (1879)

Упражнения юных спартанцев (1860)

Балетная репетиция на сцене (1874)

Музыканты в оркестре (1872)

Танцовщицы в розовом (1885)

Танцовщицы у станка (1905)

Оркестр оперы (1870)

Площадь Согласия (1875)

Танцовщица с букетом (1877)

Танцовщицы тренируются у станка (1877)

На этом пока всё! Это, конечно, не все самые знаменитые картины Эдгара Дега. Их очень много! Спасибо за внимание.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-edgara-dega.html

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина “Голубые танцовщицы” похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.

На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.

Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на  случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/golubyie-tantsovshhitsyi-dega/

Голубые танцовщицы. Описание картины Эдгар Дега

Мир балетного искусства и театрального закулисья были одной из основных тем французского экспрессиониста Эдгара Дега.

Будучи противником академических рисунков в студии, где модели располагали в каноничные формы и изображали только в определенных позах, Дега предпочитал необычные ракурсы, случайно увиденные сюжеты и укрупненные планы.

В его картинах много подловленных моментов и естественных движений. Также, художник не признавал работу на природе, где свет рассеивается, и освещение постоянно меняется. Дега предпочитал атмосферу кафе, оперы и балета.

В отличии от многих поклонников балетного искусства, Эдгар на страдал фетишизмом и не фиксировал свои симпатии на прима-балеринах, изображая их в самых выгодных изящных позах.

Художник часто проникал за кулисы и наблюдал репетиции танцовщиц, их приготовления перед выходом на сцену. Его интересовали не только полные грациозности выступления на сцене, сколько простые рабочие моменты. Даже в этих сюжетах он видел много жизненности и естественности.

Именно такой сюжет и запечатлен на его самой известной картине «Голубые танцовщицы», написанной в поздний период творчества, когда самый знаменитый импрессионист практически ослеп.

Четыре девушки одели свои голубые балетные пачки и в ожидании своего выхода на сцену делают последние приготовления. Они поправляют свои волосы, уложенные в одинаковые прически, и проверяют все ли в порядке с феерически-прекрасными голубыми одеждами. Одна из девушек держится за опору и смотрит вниз – вероятно, чтобы проверить надежность балетных туфелек.

Очарование этому сюжету придает сиеминутность, которая вот-вот исчезнет. Девушки встрепенутся, выстроятся в ряд, замрут в одинаковых позах и выйдут на сцену радовать своей красотой, грацией и женственностью восторженного зрителя и голубые тона засияют под лампами театра еще более яркими цветами.

  • Но даже сейчас они предстают перед взором зрителя, опосредованно через изобретательность и фантазию художника, как волшебные магические создания, которые творят ускользающую красоту в нашей быстротечной жизни.
  • Чарующие голубые оттенки картины, выполненные крупными мазками, придают особое очарование сюжету.
  • Живая атмосфера и невероятная точность в описании танцовщиц, строгая выдержанность и легкая асимметричность композиции, динамичный сюжет и непредвзятость момента, активное взаимодействие персонажей с пространством и правдивость в передаче остановившегося мгновения принесла заслуженную славу Эдгару Дега, стиль которого остается неповторимым и во многом новаторским для его времени.
  • Автор сочинения: Ирина Шастова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/golubye-tancovshhicy-opisanie-kartiny-edgar-dega.html

Ссылка на основную публикацию