10.07.2008
Публикации
Будучи всего на год моложе Дюрера, Кранах прожил на четверть века дольше.
Столь долгая жизнь позволила ему отразить в своем творчестве все основные этапы искусства немецкого Возрождения: от начального, с заметными пережитками готики, к зрелому, основанному на естественной гармонии человека и природы, на ясности образного решения, и позже — к изживанию ренессансного мировосприятия, нарастанию в произведениях черт манерности и упадка.
Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром.
С 1520 года был тесно связан с Мартином Лютером, запечатлев его во многих живописных и графических портретах.
Распятие. 1503
В первых достоверных произведениях Кранаха — двух «Распятиях» (ок.
1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека), реминисценции готики сказываются в повышенной экспрессии образов.
Вместе с тем в предложенной иконографии сцены обнаруживаются и поиски нового подхода: большая роль пейзажного окружения, особенно во втором Распятии, асимметричность композиционного решения.
Портрет Иоганнеса Куспиниана. 1502—1503
Исполненные в те же годы парные портреты Иоганнеса Куспиниана и его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Молодой гуманист изображен с книгой в руках на фоне типичного немецкого пейзажа с замком и церковью на горе. Устремленный вдаль испытующий взор дает ощутить характерные черты нового поколения немецких ученых.
Отдых на пути в Египет. 1504
В композициях на евангельские темы этих лет Кранах стремится, как уже говорилось, уйти от традиционной иконографии, дать свежее образное решение, вводя выразительные пейзажные мотивы.
Показательна картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Берлин, Государственные музеи). Святое Семейство расположилось на лужайке среди характерной дунайской природы — лохматых елей, стройных берез.
Похожие на обыкновенных детишек резвящиеся ангелы развлекают младенца Христа и забавляются сами — собирают цветы, музицируют.
Венера и Амур. 1509
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Вместе с тем простота позы, певучая линия контура, спокойное выражение лица лишает образ какой-либо чувственности и эротизма.
Суд Париса. 1528
Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется. В позах начинает преобладать жеманность, в движениях — неестественность и вычурность, лица становятся однообразными и маловыразительными.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: «Суд Париса» (1528, Базель, Художественный музей), «Лукреция» (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого. 1529
К заказным работам мастера принадлежат и своеобразные по жанру картины, изображающие любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения.
Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами, лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других— придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана динамикой, звуками гона, лаем собак.
Подобные картины у Кранаха исключительны по своеобразному азарту исполнения, подлинной жизненности действия. Одна из лучших — «Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого» (1529, Вена, Музей истории искусства). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую «Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау» (1544, Мадрид, Прадо).
![]() |
![]() |
В течение всей жизни Кранах исполнил и немало портретов, весьма разнообразных по характеру. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Сочетание золота, розового и зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками. У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка.
Женский портрет. 1526
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами («Женский портрет», 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
1530, Вена, Музей истории искусства). Сходство не только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет.
Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини.
Популяризации искусства Кранаха весьма способствовала его виттенбергская мастерская.
Ученики и помощники мастера повторяли многие его картины, и все они подписаны гербом самого художника — крылатым драконом.
С одной стороны, это делало творчество Кранаха широко известным, узнаваемым, с другой же — такое тиражирование нивелировало его искусство, низводило на уровень «типовой» художественной продукции.
Мадонна с Младенцем под яблоней Ок. 1530
Подобно многим другим немецким художникам той поры Кранах работал и как гравер, обращаясь главным образом к ксилографии. Жанровый диапазон его гравюр был столь же многообразен, как и живописи.
Лилия Алешина
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=525
Книга: Музей Прадо
стало возможно рассматривать шедевры в мельчайших подробностях.
Сайт Прадо очень полезен посетителям. Здесь можно не только узнать последние новости, познакомиться с историей музея, но и приобрести билеты.
Это особенно важно в разгар туристического сезона, когда к билетным кассам Прадо выстраиваются огромные очереди.
Несколько дней в году музей работает бесплатно, но тогда число желающих прикоснуться к прекрасному возрастает уже многократно.
В залах музея художникам разрешено располагаться с мольбертом перед любимыми картинами и делать с них копии. Они-то наверняка уже видели все шедевры и могут сосредоточиться на чем-то одном. А нам столько всего еще надо посмотреть!
Ведь мы в Прадо!
Живопись Англии
Томас Лоуренс. Портрет Марты Карр. Около 1789
Джошуа Рейнолдс (1723–1792) Портрет Джеймса Бурдье 1765–1766. Холст, масло. 126х103
Рейнолдс — выдающийся английский живописец, организовавший лондонскую Академию художеств и ставший ее первым президентом. В начале своего творческого пути мастер изучал произведения Рембрандта, Рубенса, венецианскую живопись XVI века.
Переосмыслив барочные традиции парадного портрета, Рейнолдс совмещал в своих работах величавость замысла со свободой передачи характера.
«Портрет Джеймса Бурдье» отличается тонкой психологической выразительностью и отражает представления автора об идеальной человеческой личности. Правдивый и жизненный образ модели воплощен свободным легким мазком, теплым и сочным колоритом.
Композиция кажется динамичной: герой изображен так, словно он взял письмо в руку за секунду до того, как взглянул на зрителя.
Томас Гейнсборо (1727–1788) Портрет Роберта Батчера из Уолтемстоу 1765. Холст, масло. 75х65
Свой творческий путь Гейнсборо начинал как пейзажист, став впоследствии настоящим мастером портрета. Самобытный стиль портретиста, сложившийся под влиянием Антониса ван Дейка и Антуана Ватто, отличает одухотворенная точность в передаче обаяния модели и ее душевных движений. В героях разного общественного положения и возраста зритель угадывает черты характера, внутреннюю свободу, силу.
Представленный портрет, на котором изображен мужчина в парике, относится к ряду работ, написанных за 1760–1770.
Для этого этапа творчества художника характерны суровая умеренность и простота, контрастирующие с высокопарным стилем зрелого периода, живописная техника которого отличалась изысканной легкостью, нежностью, игрой мелких разноцветных мазков, перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами.
Живопись Германии
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507
Альбрехт Дюрер (1471–1528) Автопортрет 1498. Дерево, масло. 52х41
Альбрехт Дюрер — один из основоположников искусства Северного Возрождения, немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Огромное влияние на Дюрера оказали воззрения итальянских гуманистов, которые определили стремление художника к изучению памятников античности. Новое, ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах.
Перед нами один из ранних автопортретов художника. Дюрер изобразил себя в легком трехчетвертном ракурсе на фоне окна, за которым виден бескрайний пейзаж.
Фигура занимает все полотно, поза спокойная, взгляд сосредоточенный, свет из окна освещает лицо, прекрасно уложенные волосы, руки, изысканный костюм. Поверх плеча наброшен светло-коричневый плащ, стянутый витым шнуром, на руках — тонкие кожаные перчатки.
На затененной стене ниже уровня окна можно прочесть по-немецки: «Я написал это с себя. Мне было двадцать шесть лет. Альбрехт Дюрер».
Этой надписью Дюрер заявляет о себе как о самостоятельном художнике-творце.
В Германии в то время его все еще рассматривали как мастерового, что для осознававшего масштаб своего таланта живописца было абсолютно неприемлемо.
На автопортрете мы видим человека сложной духовной организации, демонстрирующего свою причастность к избранному артистическому миру, свято верящего в свое высокое предназначение художника.
Ханс Бальдунг (Грин) (около 1484/1485-1545) Возрасты человека и Смерть 1541–1544. Дерево, масло. 151х61
Ханс Бальдунг по прозвищу Грин — немецкий живописец и гравер, ученик Альбрехта Дюрера, в мастерской которого работал в 1502–1504. Бальдунга прозвали Грин, возможно, потому, что он любил зеленый цвет.
Но в средневековом немецком языке слово «grenen» означало «насмехаться», и прозвище можно объяснить иронией и сарказмом, наполнявшими некоторые произведения художника. В этом случае прозвище Грин можно понимать как «Ханс-насмешник».
Творчество Бальдунга весьма разнообразно, оно включает религиозные композиции, произведения на аллегорические и мифологические сюжеты, эскизы витражей и гобеленов, множество графических работ, особенно книжных иллюстраций.
Для мастера очень важна была философская разработка темы смерти в ее аллегорических вариантах, ставшая исключительным явлением в искусстве Германии.
В композиции «Возрасты человека и Смерть» представлена аллегория трех возрастных периодов человеческой жизни. Смерть изображена в виде скелета с песочными часами в руке. Спящий младенец символизирует детство, молодая девушка — юность, изможденная дряхлая женщина — старость.
Изображение Бальдунгом женских фигур демонстрирует, насколько его трактовка обнаженной натуры далека от понимания античности в искусстве итальянского Ренессанса.
Утрирование анатомической структуры фигур — черта антиклассическая. Используя элементы гротеска, мастер наделяет образы мощной экспрессией.
Полотно производит впечатление принадлежности периоду позднего Средневековья с его образами Апокалипсиса в готическом искусстве.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) Охота на оленей и кабанов 1 544. Дерево, масло. 114×175
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения, Кранах, получив в 1505 место придворного живописца при дворе Саксонского курфюста Фридриха Мудрого в Виттенберге, несколько лет придворной службы занимался
Источник: https://litvek.com/br/345968?p=2
Королевская охота — Статьи
Поклонники «Игры престолов», несомненно, помнят, сцену гибели короля Роберта Баратеона. Правитель Семи Королевств гордо топает по лесам с копьем и флягой вина. В этой компании он встречает смерть от клыков дикого кабана. Так мог бы охотиться какой-нибудь заштатный феодал, но никак не король.
Королевская охота в Англии и Франции довольно быстро стала самым настоящим ритуалом. Монарх просто не мог позволить себе бродить в одиночку по лесам, в поисках дичи. На охоту король, обычно, выезжал вместе со всем двором, а само мероприятие становилось не столько увеселительной прогулкой, сколько политическим событием.
Людовик XI, человек, поднявший Францию с колен после Столетней войны, охоту не любил. Он предпочитал сидеть в мрачном замке Плесси-де-Тур и вершить судьбы страны. Людовик был помешан на вопросах безопасности, всюду видел заговоры и мог отдать приказ об аресте, основываясь исключительно на собственных страхах.
Тем не менее, этот король вынужден был выезжать на охоту, чтобы развлечь двор, а заодно последить за теми, кто мог попасть под подозрение. Впрочем, обо всем по порядку.
Лесное право
Почти сразу после нормандского завоевания Англии, в этой стране появилось совершенно новое для ее жителей понятие. Речь о Королевском лесе.
Это целый свод сложных правил, согласно которому, громадные территории передавались в личную собственность монарха под проведение охоты.
Королевский лес включал в себя не только лесные массивы, но также поля, луга, реки, болота, пустоши. Словом, любые территории, где могла появиться дичь.
Карта Королевских лесов в Англии XIV века. (Pinterest)
Порой в Англии случалось такое, что в зону Королевского леса включались деревни и небольшие города. Для местного населения это означало катастрофу. Как правило, их принудительно выселяли из домов. Закон четко устанавливал за королем право на охоту на оленей, ланей, косуль и кабанов.
Эти животные находились под защитой монарха. Защита, в данном случае, означает исключительное право короля на их убийство. Простолюдин или даже феодал, убивший оленя в заповедном лесу, вполне мог заплатить за это головой.
Убийство дичи, в этом случае, означало, фактически, хищение августейшего имущества.
Наказание за несанкционированную охоту в королевском лесу, порой, оказывалось строже наказания за покушение на человеческую жизнь. Тут действовала особая процедура.
Если в Королевском лесу обнаружена туша оленя, то жители четырех соседних деревень обязаны были провести расследование, найти виновного и взять его под стражу до ближайшей сессии королевского суда.
Если виновный не был найден, то вина ложилась на жителей, которым приходилось выплачивать огромные штрафы. Нет ничего удивительного в том, что под суд часто отдавали людей совершенно невиновных в браконьерстве.
Впрочем, феодалы тоже любили охотиться, а потому королям пришлось пойти на уступки. Некоторые из них даже были прописаны в Великой хартии вольностей. В конце концов, баронам было дозволено без специального разрешения охотиться на лис, куниц, кроликов, фазанов, куропаток и зайцев.
Охота на дикого кабана. Миниатюра из медицинского трактата Tacuinum Sanitatis. (Pinterest)
Королевский лес требовал специальной инфраструктуры. Охота могла длиться неделю, следовательно, монарху нужно временное жилье. Так, в Англии один за другим стали появляться охотничьи домики.
Только не нужно думать, что это утлые хижины. Домик, зачастую, имели вид двухэтажных особняков с удобными покоями.
Кроме того, тут обычно обустраивали специальное помещение для королевских советников, чтобы его величество мог управлять страной не отрываясь от любимой забавы.
Уже в XI-м веке в Англии была учреждена специальная должность — хранитель королевского леса, он же главный лесничий. Это не угрюмый лесник, который бродит по чащам, расставляя силки и обрубая подлесок.
Это видный аристократ, знаток охоты, в подчинении которого могло находиться до тысячи человек. Он следил за Королевским лесом, карал браконьеров и присматривал за животными. В дни охоты на его плечи ложилась вся черновая работа. Хранитель леса обязан был выставить дичь.
Его люди отбирали оленя или кабана (в зависимости от королевских требований) и загоняли его в установленную зону. В конце концов, двор не может носиться по всей Англии в погоне за ланью. Впрочем, диким животным людские законы не писаны.
Оленю и кабану все равно, кто на него нападает, голодный разбойник или король, а потому полную безопасность монарху не могли гарантировать даже самые умелые ловчие.
Несчастливый лес
Во Франции человек, занимавший должность, аналогичную английскому Хранителю леса, назывался Королевским ловчим. Хотя, не совсем аналогичную. Ловчий заведовал именно охотой. Он не заботился о сохранности леса, а только выискивал дичь, загонял ее и следил за тем, чтобы жертва не покинула огражденную зону.
Вопросы безопасности стояли все так же остро. Огнестрельное оружие на охоте почти не применяли даже после его появления. На зверя ходили с копьем, кинжалом, рогатиной, крайне редко, с аркебузой. Поединок короля с рогатиной и кабана с клыками — это бой почти равных соперников.
В романе Дюма-отца «Королева Марго» довольно правдоподобно описана сцена охоты Карла IX, который чуть не погиб в схватке с диким кабаном. Карл IX, в самом деле, был заядлым охотником. Кажется, убийство животных было единственным занятием, которое по-настоящему увлекало его. Карл даже составил несколько пособий по псовой охоте.
Трижды он оказывался на волосок от гибели. Один раз, почти как у Дюма, дикий кабан пропорол правителю Франции ногу. В Англии же, задолго до Карла IX, который жил в середине XVI-го века, охота погубила двух сыновей Вильгельма Завоевателя. Что любопытно, оба погибли в одном и том же лесу, правда, с разницей в 25 лет.
Нехорошим местом стал Нью-Форест, собственно, первое место на карте Англии, выделено под королевские охотничьи угодья.
Смерть Вильгельма II во время охоты. (Pinterest)
Ричард Нормандский — второй сын Вильгельма — погиб здесь в 1075-м году. Молодой принц пал, судя по всему, в неравной схватке с вепрем. В 1100 году в том же злополучном Нью-Форесте нашел свою смерть третий сын Завоевателя Вильгельм II Руфус, занимавший в то время английский престол. Его гибель полна необъяснимых загадок.
Официально считается, что виной всему стал несчастный случай. Сопровождавший король рыцарь Уолтер Тиррелл, целясь в оленя, угодил стрелой в короля. Необъяснимыми остаются две вещи: почему Тиррелл случайно попал в короля целых два раза? И почему брат Вильгельма Генрих I увез двор из леса, даже не начав поисков своего августейшего родственника.
Спустя еще десять лет в том же Нью-Форесте погиб один из внучатых племянников Завоевателя, который напоролся на рог убитого им оленя. Гибель Вильгельма II на охоте повлекла серьезные политические последствия. В Англии вспыхнула гражданская война между его братьями.
Это единственный случай, когда король пал жертвой охоты, но часто бывало так, что монархи получали на ней увечья. Английский король Эдуард II во время охоты упал с лошади и, видимо, сломал правую руку. Правитель Франции Карл VII, едва не расстался с жизнью, когда олень вспорол живот его коню.
Раненного герцога Бургундии Карла Смелого спасли от смерти верные гончие. А главную угрозу королевской охоте всегда представляли не отдельные ее жертвы, а стаи диких волков. Это была настоящая напасть для Средневековой Европы. Волки безжалостно истребляли дичь в королевских лесах, а иногда питались и охотниками.
Уже английский король Генрих I разрешил феодалам охотиться на волков. Позже королевский двор даже назначил небольшую награду, за голову волка. В XII веке был учрежден и целый штат егерей, задачей которых было истребление опасных стай. В результате, к середине XV-го века эти звери исчезли из английских лесов. Еще раньше эта судьба постигла вепрей.
Дикий кабан — самый опасный из зверей, обитавших в европейских лесах. Во многом поэтому короли предпочитали охотиться на более безобидных оленей. Исключением были заядлые охотники Эдуард I и его внук Эдуард III. К концу царствования последнего вепрей в Королевском лесу почти не осталось.
Соколиная охота
Ее иногда называли благородной охотой. Дело в том, что это занятие требовало тщательной подготовки и кропотливой работой. При Генрихе III, последнем короле Франции из династии Валуа, королевский сокольничий занимал при дворе столь высокое положение, что считался персоной особо приближенной к монарху. И это при том, что Генрих III охоту не любил.
Чего не сказать о его старшем брате Карле IX, о котором мы уже говорили выше, а также о зяте Генрихе IV. Первый Бурбон на французском троне был большим поклонником соколиной охоты. В его правление птиц при дворе стало очень много, а под их нужды был даже расчищен специальный двор. Впрочем, к началу XVII-го века эта забава стала выходить из моды.
Соколов, а реже ястребов, разводили для охоты на птиц. Например, на цаплю.
Германский император Фридрих II любил соколиную охоту. (Pinterest)
Процесс приучения сокола к руке мог занимать до нескольких лет. Знатоков, несмотря на популярность этого вида охоты, было не так много.
Английский король Генрих VIII пригласил ко двору двух сокольничих из Италии, его современник Франциск I выделил из казны деньги на написание специальной книги о разведении охотничьих птиц. Был еще один минус. Отсутствие элемента риска.
Сокол, теоретически, мог погибнуть в битве с особо храброй цаплей, а вот охотник, остававшийся на земле, не рисковал ничем. Абсолютная безопасность была, все же, менее привлекательна для королей, нежели погоня за диким зверем, которая вполне могла окончиться смертью охотника.
Слишком утомительным мог оказаться и процесс поиска добычи. Сокол, конечно, возвращался к хозяину, а вот его жертв приходилось искать в течение нескольких часов, тщательно прочесывая местность. К началу XVIII-го века искусство соколиной охоты было в Европе почти забыто.
Источник: https://diletant.media/articles/28835506/
Великие художники, Часть 54, Лукас Кранах, 2003
Книги и учебники → Книги по искусствоведению
СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Великие художники, Часть 54, Лукас Кранах, 2003. Лукас Кранах по праву считается одним из величайших немецких художников. В течение почти полувека он верой и правдой служил трем поколениям курфюрстов Саксонских, при дворе которых Кранах был и живописцем, и советником, и даже камердинером. Мастер был вполне состоятельным человеком и дважды избирался бургомистром города. Настоящая фамилия художника не известна, а псевдоним, очевидно, происходит от названия городка Кронах в Верхней Франконии — места, где в 1472 году будущий великий немецкий художник появился на свет. Отец и дед художника также были живописцами, поэтому первые уроки мастерства Лукас, скорее всего, получил от них. Известно также, что, согласно обычаю тех времен, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге — главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр „Апокалипсис», художник Альбрехт Дюрер (1471 — 1528). Отмечая явное стилистическое сходство обоих мастеров того периода, некоторые историки искусства предполагают, что Лукас некоторое время работал в мастерской Альбрехта.
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ КРАНАХА стр. 3ТВОРЧЕСТВО стр. б„Распятие из Мюнхена» — 1503 стр. 6Триптих „Мученичество святой Екатерины» -1506 стр.8„Адам и Ева» — 1526 стр. 10„Венера на фоне пейзажа» — 1529 стр. 12„Юдифь»-ок. 1530 стр, 14„Венера и Амур, укравший мед»— 1531 стр. 16„Меланхолия» — 1532 стр. 18„Портрет трех молодых дам» — ок. 1535 стр.
20„Несение Креста» — 1538 стр. 22„Охота на оленя» — 1544 стр. 24„Источник Вечной Молодости» — 1546 стр. 26КРАНАХ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ стр. 28КРАНАХ В МУЗЕЯХ МИРА стр. 31
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Великие художники, Часть 54, Лукас Кранах, 2003 — fileskachat.
com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Великие художники, Часть 54, Лукас Кранах, 2003 — Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Великие художники, Часть 54, Лукас Кранах, 2003 — depositfiles.
26.06.2012 08:41 UTC
Источник: https://nashol.com/2012062665775/velikie-hudojniki-chast-54-lukas-kranah-2003.html
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождени
?
eva_k2 (eva_k2) wrote, 2014-08-30 20:48:00 eva_k2 eva_k2 2014-08-30 20:48:00 Category:
Лукас Старший Кранах Иоганн Фридрих Великодушный [1509]
Портрет Иоганн Фридрих Великодушный в возрасте шести лет написан художником в 1509 году. Перед нами белокурый мальчик, пышные волосы и миловидное лицо делают его похожим на девочку, а нарядное платьице зеленого цвета и шляпа с пером усиливают это впечатление. Только печальные глаза ребенка смотрят с портрета не по-детски мудро.
Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Лувр
Год: Первая треть XVI века
Портрет молодой девушки (Магдалены Лютер(?)) — Лукас Кранах Старший. Первая треть XVI века. Дерево, масло. 41,1×26
На этом портрете Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) предположительно изображена Магдалена, вторая дочь знаменитого реформатора Мартина Лютера, с которым он дружил. Под влиянием его идей Кранах стал «живописцем реформации», отражая в своих произведениях концепцию Лютера и иллюстрируя его сочинения.
«Портрет молодой девушки» является вершиной мастерства портретного искусства художника. Образ Магдалены очень реалистичен, ее по-детски чуть припухлые губы и блестящие печальные глаза отражают наивность и легкую грусть. Распущенные светлые волосы, волнами струящиеся по темной одежде, подчеркивают мягкость и женственность героини.
«>
Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Дрезденская галерея
Год: 1514
Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской — Лукас Кранах Старший. 1514. Холст, масло, переведено с дерева. 184х82,5
Замысел полотна — парность — сказался на композиционном решении обоих произведений. Во-первых, они одинаковы по размеру, во-вторых, схожи позы супругов (их руки соединены на уровне талии: Генрих держит меч в ножнах, у Екатерины они просто сложены). В обоих портретах фон черный, он наилучшим образом подчеркивает золото костюмов.
Цветовая гамма на картинах схожа: золото платья герцогини соответствует золоту декора костюма герцога. Их двоих сопровождают собаки — у герцогини маленькая прирученная (исследователи отмечают даже внешнее сходство герцогини и питомицы), у герцога — сильная охотничья гончая.
Тончайшая филигранная отделка мельчайших деталей говорит о тщательности работы мастера.
Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Дрезденская галерея
Год: 1514
Портрет Генриха Благочестивого, герцога Мекленбургского — Лукас Кранах Старший. 1514. Холст, масло, переведено с дерева. 184х82,5
В ходе своего визита в Нидерланды в 1508 Кранах (1472-1553) экспериментировал с итало-нидерландскими идеями сложных композиций и монументальными обнаженными фигурами (библейские и мифологические персонажи). Однако его истинное призвание было в другом — в блестящем парадном портрете в полный рост. Это доказывает «Портрет Генриха Благочестивого, герцога Мекленбургского».
Картина является парной к портрету герцогини Екатерины, супруги Генриха Благочестивого. Вместе они смотрятся очень эффектно. Редкая книга по истории костюма не содержит репродукций этих полотен.
Декоративный элемент в них превалирует над психологическим содержанием. Кажется, сами модели необходимы художнику лишь как средство продемонстрировать экстравагантные наряды (особенно облачение герцога).
Нет также ответа на вопрос, почему так нарушены живописцем пропорции человеческого тела: голова герцога кажется слишком маленькой.
- Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Национальная галерея искусств (Вашингтон)
- Год: Около 1517
Портрет саксонского принца и принцессы — Лукас Кранах Старший. Около 1517. Дерево, масло
Лукас Кранах — немецкий живописец и график, соединивший в своем творчестве готические традиции с художественными приемами эпохи Возрождения, написал два знаменитых портрета — юных принца и принцессы, детей герцога Саксонского Георга Бородатого. Кранах изобразил своих моделей с симпатией, но тем не менее не идеализировал заказчиков.
Светлыми и безмятежными кажутся похожие друг на друга брат и сестра. Голубоглазые, с длинными соломенными волосами, в парчовом одеянии и дорогих украшениях, несмотря на юный возраст, они все же выглядят весьма уверенными в себе детьми, готовыми встретить жизненные испытания.
В искусстве Северного Возрождения, вероятно, нет аналогов подобных штудий в области детского портрета. Интересно сравнить эти произведения с работой Гольбейна «Портрет Эдуарда VI ребенком», где малыш представлен как наследник престола в королевском одеянии.
На картинах Кранаха дети — юные дворяне, одетые в будничные одежды, однако простота и наивность в их изображении восхищают и пленяют зрителей своей искренностью.
- Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Музей Прадо
- Год: 1544
Охота на оленей и кабанов — Лукас Кранах Старший. 1544. Дерево, масло. 114×175
В 1508 Кранах был отправлен с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I.
После этого путешествия он вновь обратился к живописи, стал работать в различных жанрах, расписывал алтари саксонских церквей, писал картины на библейские темы, создавал мифологические композиции и жанровые сцены. Представленная работа относится к упомянутому периоду творчества мастера.
На многофигурном произведении изображена грандиозная сцена охоты, участниками которой являются как мужчины, так и женщины. Герои одеты в роскошные наряды, их позы слегка театральны, в них чувствуются страсть к охоте и жажда богатой добычи.
- Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Эрмитаж
- Год: 1520-1530
Мадонна с Младенцем под яблоней — Лукас Кранах Старший. 1520-1530. Холст, масло, переведено с дерева. 87×59
Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Цветовая гамма картины разнообразна и насыщена благородным красным, желтым, золотистым, зеленым и их оттенками.
Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив — она знает, что должна потерять сына.
Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.
- Лукас Кранах Старший Выставлена в музее: Метрополитен музей
- Год: Около 1528
Суд Париса — Лукас Кранах Старший. Около 1528. Дерево, масло. 101,9×71,1
В основе картины Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), художника Северного Возрождения, лежит сюжет о том, как троянский царевич Парис выбирает прекраснейшую из богинь.
Однако художник основывался не на греческом мифе, а на его обработке, представленной в романе «История разрушения Трои» Гвидо деле Колонне.
У этого итальянского сочинителя XIII века Парис — королевский сын, который, заблудившись в лесу, уснул под деревом и увидел во сне явившихся ему трех красавиц-богинь — Геру, Афину и Афродиту и бога Гермеса, предложившего ему совершить свой суд и вручить яблоко победительнице.
У Кранаха Парис изображен рыцарем в латах, перед которым стоят три богини, обнаженные, с гибкими телами. Оттенок куртуазности, который несут в себе все произведения мастера, здесь выражен как самой трактовкой сюжета -рыцарь и дамы, так и жестами персонажей. Обычные для Кранаха яркие холодноватые краски и тщательно выписанные детали придают полотну декоративность.
http://muzei-mira.com/kartini_germania/219-portret…ton-lukas-kranah-starshiy.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://eva-k2.livejournal.com/1317589.html
Кранах Лукас Старший (1472 — 1553).Северное Возрождение
Кранах Лукас Старший
Последний художник немецкого Ренессанса, живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Он рано приобрел популярность и был приглашен ко двору курфюста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Витенберге. Имел обширную мастерскую и множество учеников.
Лукас Кранах писал в основном на религиозные сюжеты. Его картины полны движения, красок,света,но в центре их — всегда человек. Особенно часто писал женщин — их мягкие, изысканные фигуры на его картинах причудливо вытянуты, грациозны. Лица на его полотнах округлы, с чуть раскосыми глазами, приподнятыми к вискам — по ним легко можно узнать почерк художника Кранаха.
Святое семейство (1509)
Отдых на пути в Египет (1504)
Христос на кресте (1552 — 1555)
Мученичество святой Екатерины (1506)
Это третья часть триптиха «Мученичество святой Екатерины».
Сюжет из известной христианской легенды. Одно время в Александрии правила царила Екатерина, которая хотела стать христианкой. Ее желание исполнилось: она была крещена отшельником.
В то же время в Александрии находился император Максенций, который стремился подорвать истинную веру женщины. Он подослал к ней 50 ученых мужей, но они не смогли поколебать преданность Екатерины христианству.
Более того, Екатерина сама смогла так убедить этих мужей в правдивости христианства, что эти мудрецы сами решили стать христианами. Однако, жестокий Максенций казнил их всех до одного. Теперь император приказал изготовить Екатерине колесо с шипами, в котором ее будут пытать, пока она не отречется от веры.
Но замысел императора так и не воплотился в жизнь: ударила молния и разрубила адское приспособление на две части. Разгневанный император приказал Екатерину обезглавить.
Художник изобразил этот самый страшный момент в судьбе отважной женщины — вот-вот она будет обезглавлена стоящим за нее палачом, но лицо Екатерины спокойно, она уверена в правильности своего поступка.
Венера и амур (1509)
Эффектная картина, выполненная в гамме желтых и золотистых тонов, благодаря чему фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура.
Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой придерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, ее жесты как изысканны, так и несколько неуклюжи, скованны.
Кранах, изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера».
Расплата (мезальянс) 1532
Меланхолия (1532)
Портрет молодой дамы (1526)
Красивая молодая женщина изображена в свободной, спокойной позе. Она задумчива, ее фигура грациозна, очерчена гибкими, плавными линиями. Женщина полна достоинства, даже высокомерия. Угадывается властный характер высокородной дамы, роскошно одетой по моде того времени; на ней множество украшений.
Портрет написан яркими, праздничными красками.
Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и герцогини Екатерины Макленбургской (1514), диптих
Перед нами парные портреты герцога Генриха Благочестивого Саксонского и его супруги герцогини Екатерины Макленбургской. Вместе они смотрятся очень эффектно.
Оба изображены на черном фоне, что особенно подчеркивает золото экстравагантных костюмов, придающих портретам изысканную декоративность. Рядом с ними собаки — у герцогини маленькая, ручная, у герцога — сильная охотничья гончая.
Нимфа фонтана (1534)
Иоганн Фридрих Великолепный (6 лет) 1509
Адам и Ева (1526)
В ветвях дерева познания и зла спрятался змей и стал искушать наивную, доверчивую Еву, что несмотря на наказ Бога не есть плоды с этого дерева, стоит их попробовать, т.к. от этого они не умрут, но у них на многое откроются глаза, и они станут сами как боги, научившись отличать добро от зла.
Эти слова разбудили у Евы любопытство.
Она подошла к дереву ближе и увидела прекрасные плоды, которые своим внешним видом вызывали желание их попробовать. Она сорвала плод и съела его. Он так понравился Еве, что она дала его попробовать и Адаму. И он тоже съел.
Так впервые люди поддались искушению дьявола в виде змея и согрешили, нарушив одну из главных Божеских заповедей.
Когда Адам и Ева съели плод, то сразу заметили, что они наги, на них нет одежды. Им стало стыдно. Они сшили из листьев смоковницы опоясания и надели их.Так был совершен первородный грех.
Борьба Самсона со львом (1525)
Здесь изображен сюжет из христианской мифологии. Самсона, обладающего огромной силой, часто отождествляют с Давидом и Гераклом, которые боролись со львом.
Как гласит мифология, Самсон, когда подходил с отцом своим и матерью своею к виноградникам Финафским, молодой лев, рыкая, вышел навстречу ему.
И сошел на него Дух Господень, и он разорвал льва как козленка, хотя в руках у него ничего не было.
На самом деле Самсон разорвал именно льва, а не пасть его, однако, в некоторых рассказах сюжет отклоняется, описывая, как Самсон разорвал пасть льву.
Венера и Амур (1530)
На небольшом полотне художник изобразил прекрасную женщину и маленького Амура, подающего ей медовые соты. Эта навеянная литературными источниками и двусмысленная в своем эротизме сюжетная композиция имела большой успех и неоднократно варьировалась художником.
Особую пикантность Венере придает то, что на ней, обнаженной, роскошная, опушенная перьями шляпа. Ее шею украшают цепи. Венера держится за ветку, на которой висят прекрасные яблоки.
Художник будто намекает, что это, может быть, и не Венера, а Ева. Фигуры Венеры и Амура смотрятся светлыми силуэтами на фоне темной листвы леса, в которой можно разглядеть головы оленя и косули.
Правый край картины занят чудесным пейзажем, написанным с точностью миниатюриста.
Эдем (1536)
Христианская религия гласит, что Бог создал как первого человека. так и позаботился о том, чтобы человеку жилось вольготно на земле, и создал на востоке рай, или сад, в Эдеме, в нем имелось все, что требовалось для приятной и вольготной жизни. Человеку не нужно было трудиться.
В Эдеме по Божьему повелению стали произрастать разные деревья, приятные на вид и с плодами, годными для пищи.
В самом центре Эдема он посадил еще одно дерево, которое называлось деревом познания добра и зла. Он сделал это с целью испытать послушание человека, его следование Божеским заповедям.
Поселив человека в саду Эдемском, Бог сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания и зла не ешь ничего; ибо в тот день, когда ты вкусишь от него, смертию умрешь».
И тогда же понял Бог, что нехорошо быть человеку одному, нужен ему помощник.
он собрал всех полевых животных, всех птиц небесных, привел к человеку, чтобы тот дал название каждому. И человек дал названия всем скотам и птицам и всем зверям, но сам по-прежнему был один.
Понял Бог, что человеку нужна пара. И навел Он на Адама крепкий сон, взял одно из его ребер и создал из него женщину.
Он привел ее к Адаму и сказал, что это кость от кости его, плоть от плоти его и называться она будет его женою, потому что взята от мужа. Адам назвал жену Евой, что на иудейском языке означало «жизнь», и она должна была стать прародительницей всех людей на земле.
Адам и Ева жили в спокойствии и радости, они были нагие и не стыдились своей наготы. Они не боялись ни болезней, ни голода, ни смерти. И окружавшие их животные были ласковы с ними, сильные не трогали слабых, и все питались травой и плодами с деревьев, и всем всего хватало.
Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте (1529)
С одной стороны, это историческая картина, потому что изображает конкретный случай — охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок.
Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины.
Нимфа источника (речная нимфа) 1518
Ева (1528)
Святые Женевьева и Аполлония (1506)
Изображения служили внешними створками знаменитого алтаря Святой Екатерины. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты. Над Святыми — золотой орнамент из плодов и листьев.
Христос и грешница
Мадонна с младенцем под яблоней (1530)
Поза молодой женщины, отдыхающей под яблоней в саду, полна безмятежного покоя и умиротворенности. В ее лице нет той тревоги и печали, которые трогают нас в русских иконах. Младенец Христос, стоящий в полный рост на коленях у матери, кажется нам обыкновенным играющим ребенком, он изображен без нимба — сияния над головой, символа святости.
Природа на дальнем плане дышит величием и покоем. Но не все в картине так просто. В те времена многие вещи и предметы на картинах имели еще другой, тайный смысл.
Яблоки здесь — это не просто вкусные фрукты, это напрминание о райском саде, где жили Адам и Ева, где Ева нарушила запрет бога, вкусив яблоко. Яблоки означают также дары жизни, изобилие земли, плоды знания. Христос держит в одной руке яблоко, словно протягивая его людям.
Адам и Ева, диптих (1528)
Оплакивание Христа (1538)
Юдифь с головой Олоферна
Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу, но этому помешала жившая в городе богатая вдова Юдифь.
Юдифь призывала людей не сдаваться, подбадривала их. как могла.
а затем сама решила спасти свой город и осажденных в нем людей.
Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Она оделась в богатые одежды и вместе со своей служанкой пошла к великому полководцу Олоферну, сказав его слугам, что несет ему дары. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу.
Они долго беседовали, пировали. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Слишком много выпив, он быстро уснул. Тогда Юдифь помолилась,попросив у Господа прощения, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по его шее. Брызнула кровь, и голова Олоферна оказалась в ее руках.
Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Осторожно подошли Юдифь со служанкой к воротам своего города и показали осажденным жителям голову жестокого Олоферна. Восторг и ликование охватил всех жителей города. А ассирийские воины утром обнаружили труп обезглавленного полководца. Панический ужас охватил воинов и, прихватив тело Олоферна, они бежали из города Ветилуя.
Венера и купидон (1520)
Двор немецких курфюстов не любил унылых, церковных проповедей, поэтому им нравились сюжеты, близкие итальянскому Ренессансу.
С восхищением пишет художник пленительную фигуру юной Венеры. Чтобы подчеркнуть ее целомудренную красоту, он одевает богиню в прозрачную накидку, добавленную легкой, зеленой. Только бусы украшают женщину. Образ полон любви и нежности.
Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау (1544)
Одна из заказных работ мастера, своеобразная по жанру картина, изображающая любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
Опушка леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистая речка, виднеющийся вдали замок — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами.
лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других — придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана движением, звуками гона. лаем собак.
Портрет юриста (Иоганн Стефан Реус) 1503
Закон и Благодать (1529)
Святые Кристина и Оттилия
Источник: http://cvetamira.ru/kranah-lukas-starshiy-1472-1553severnoe-vozrozhdenie