Обнаженная маха, франсиско де гойя

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

С. Воложин.

Гойя. Маха обнажённая.

Художественный смысл.

Почувствовал дыхание ада.

Гойя отчаявшийся.

Услышал от видевшего подлинник “Махи обнажённой” (1800 — 1803) Гойи, что он почувствовал дыхание ада. Человек не верующий, между прочим, и рационалист.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Поверить, что ли?..

Или можно проверить?

Обнажённая, понимай, суть свою показывающая. Одетая – маска (накрашены ресницы, брови, пожалуй, и губы).

Это не герцогиня Альба, одно время бывшая любовницей Гойи. Изображённая, вроде, коротконогая.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

А родственники герцогини сделали эксгумацию, были произведены замеры, и они показали, что изображена не Альба.

“Маха… «свободная женщина, цыганка», «женщина-змея»… в Испании — прозвание женщин, ведущих независимый образ жизни, в основном из провинции, «глубинки». Поэтому в Мадриде, столице Испании, этим словечком в XVIII—XIX вв. часто называли цыганок и куртизанок” (Словарь изобразительного искусства)

.

И не ждать же любви от позирующей обнажённою проститутки… Или, если это типа оперной Кармен женщина… такая отдавалась по любви лишь. То Хозе, то Эскамильо, но – по любви. Но то ж – произведение не реалиста, как Мериме (у Мериме она потаскуха: замужем, Хозе, лейтенант…).

И правда, половой акт после сеанса позирования предвидится (это выдают разгоревшиеся щёки), но любви что-то не видно в выражении лица, во всяком случае, у обнажённой. Одетая ещё не так резко написана.

Подбородок едва не сливается с шеей, нос с правой (от нас — левой) щекой просто не разделён, взгляд затуманен, волосы – дымом. Ещё можно это счесть чем-то от романтики. Но у обнажённой всё резко, никакой накрашенности ни бровей, ни ресниц, ни губ, в глазах блеск вряд ли желания.

Скорее – интереса к смотрящему: как ты там себя чувствуешь, а? Там, да, именно там? И что так следует думать, подтверждает холодный тон шеи, прямо голубой.

Холодный тон – холодный взгляд… Одетая, несколько затуманенная, пусть и притворяющаяся – кем притворяется? – Зовущей… Ждущей… А обнажённая изучает тебя. Наука же – дело трезвое и далёкое от морали.

Так для меня проблема – к какому идеостилю отнести тут Гойю. Дело в том, что недавно я нашёл его залетевшим аж в… реализм (см. тут). Но реализм – это открытие художником того социального, которое ещё социуму не открыто.

Так холодность проституток, я не думаю, что может быть предметом открытия 54-летнего Гойи для себя и для общества.

До порицания ж проституции, продажности он, — вполне в духе нравоучительного Просвещения, — опускался ранее, в “Капричос” (закончена к 1799 году).

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя Обнаженная маха, Франсиско де Гойя Обнаженная маха, Франсиско де Гойя
Они говорят “Да” и протягивают руку первому встречному Никто никого не знает Да простит ее Бог, это была ее мать

Потому говорю: опускался, — что это ж не художественность – иллюстрация знаемого.

Так если не Просвещение и не реализм, то что остаётся? Всё-таки романтизм? Могла Гойю к 1800 году охватить мировая скорбь? Такая, что спастись от неё можно только уходом в свой внутренний мир, прекрасный… – Вполне.

В Англии и Германии романтизм уже был. – И тогда прекрасный душою автор отторгает от себя не просто проститутку, а исчадье ада. Масштаб её отражает масштаб великой души автора.

Он всё может: даже и такую красавицу не хотеть.

И для этого он делает свой персонаж не просто махой, а душою махой. В ницшеанском смысле. Аристократическом.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

И тогда на ногах одетой – позолоченные туфли, на плечах — что-то тоже золотого рода. Тогда лежит она на дорогущей простыне и наволочках – с тончайшими кружевами.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Тогда воображал он (а может, и были такие) великосветскую роковую женщину. И может, и была у него какая-нибудь такая мучительная любовь… Может, с той же Альбой. – Вот он и излил свою великую душу на холст.

Или задаться вопросом, чего это он, придворный живописец, вдруг стал делать офорты, произведения тиражируемые, то есть – для народа? И что если ответ такой: он просветитель; он хочет народ вытащить из средневекового мрака; вот он и стал непосредственно к нему обращаться с моральными проповедями. И, спрашивается: у него получилось хоть что-нибудь? – Нет, конечно. И он вполне мог впасть в отчаяние и броситься вон из внешнего мира в спасительный внутренний мир.

А доказано (на примере Крылова, Грибоедова), что в реализм творец перейти может не только побывав предварительно романтиком, но и прямо из классицизма (Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986. С. 292). То есть из классицизма есть две дороги: в романтизм и в реализм.

Так если Гойя, бесполезно борясь с народом сатирой, заскакивал порою в реализм (см. тут), то почему б ему не заскочить где-то и в романтизм? Шатнёт в мудрость – и он в реализме, шатнёт в отчаяние – он в романтизме.

Тогда само разочарование Гойи от хождения в народ своими “Капричос” могло быть так огромно, что одно оно уже могло бросить Гойю в романтизм с его мировой скорбью.

Вот и получается, что мой очевидец “Махи обнажённой” в музее Прадо прав насчёт её адскости.

3 января 2014 г.

.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number5134/zine_saloon5140/publication5171

На главную страницу сайта Откликнуться(art-otkrytie@narod.ru)

Источник: http://art-otkrytie.narod.ru/goya2.htm

Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души

Ничто не может тронуть душу человека так, как откровение великого мастера на его полотне! Ведь каждая картина это эмоции и переживания, которыми он поделился с миром. Каждый человек, созерцая картины, находит в них что-то особенное для себя, так возникает незримая связь между художником и ценителями его таланта.

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании.

Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи.

Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля. 

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух.

С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества.  Эти творения быстро приобрели популярность.

Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.

Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя

За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:

  • «Маха обнаженная»
  • «Маха одетая»
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
  • «Семья Карлоса IV»
  • «Сатурн, пожирающий своих детей»

Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.

Маха обнаженная

Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь.

Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне.

«Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.  

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Маха одетая

Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.

Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой.

Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком.

Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны.

Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Семья Карлоса IV

Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела.

Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность.

Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью. 

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Сатурн, пожирающий своих детей

В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну.

Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании,  в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей».

Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.

Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/stil-zhizni/5449-luchshie-kartiny-fransisko-gojya-lyubov-i-bol-velikoj-dushi

Маха обнаженная — ок. 1797-1800 Картины Гойи

Сентябрь 21, 2012

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Маха обнаженная

ок.1797-1800; 97х190 смПрадо, Мадрид

Мануэль Годой (фаворит королевы Марии Луизы, супруги Карла IV), заказавший художнику «Маху обнаженную» и «Маху одетую», долгое время прячет эти работы от посторонних глаз в своем кабинете, где также находится и «Венера перед зеркалом» Веласкеса.

Читайте также:  Картина "положение во гроб", караваджо

Однако если у Веласкеса обнаженная модель представлена как бы украдкой, исподтишка, то у Гойи она выставлена напоказ. Его женщина — гордая искусительница — не является олицетворением классической красоты, которую принято созерцать и которая побуждает к размышлениям. Она даже не объект желания, а само воплощенное желание.

Фигура изображена на темном фоне, и ничто не отвлекает внимания от вызывающей обнаженности шелковистой кожи, которая становится, по сути, главной и единственной темой картины. По выражению французского писателя и историка искусства Андре Мальро, эта работа «не столько сладострастная, сколько эротическая, поэтому не может оставить равнодушным любого мало-мальски чувственного человека».

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Маха одетая

ок.1800-1803; 95х188 смПрадо, Мадрид

Наверное, поэтому Годой заказывает второе полотно с пожеланием «одеть» маху и вешает его поверх первого. Можно только представить себе, какое удовольствие получал Годой, когда дернув за потайной шнурок, открывал остолбеневшим от неожиданности и смущения приятелям «эротическую картинку».

Очевидно, кто-то из шокированных гостей не смог справиться с соблазном донести на сластолюбца, и в 1813 году инквизиция конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю «распущенным мазилой» и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели. Гойя, несмотря ни на какие угрозы, наотрез отказался называть имя этой женщины. А там, где нет ясности, зачастую появляются легенды.

Так, с легкой руки писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», по миру пошла гулять легенда о том, что обнаженная маха — это герцогиня Альба.

Писатель, очевидно, основывался на распространенной в его время гипотезе о том, что голова махи неспроста кажется «чужой», как бы приклеенной к телу: Гойя не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его подругу…

Наследники герцогини решили положить конец сплетням. Была произведена эксгумация останков Альбы, и результаты измерений доказали несостоятельность этой версии. Возможно, для картины позировала одна из многочисленных подружек Годоя, однако некоторые исследователи продолжают настаивать на версии Фейхтвангера. Легенды поразительно живучи!

(1746-1828) Франсиско Гойя

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы … …откуда мансарды?Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/030-goya/maha-obnazhennaya.php

Франсиско Гойя "Маха обнажённая" и "Маха одетая"

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2013-11-29 17:09:00 kolybanov kolybanov 2013-11-29 17:09:00 Category: Автор — lomovolga. Это цитата этого сообщенияФрансиско Гойя «Маха обнажённая» и «Маха одетая».

lomovolga

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Маха одетая (ок. 1800—1805). Холст, масло. 97 × 190 см.

Музей Прадо, Мадрид

«>

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Маха обнажённая (ок. 1797—1800). Холст, масло. 97 × 190 см.

Музей Прадо, Мадрид.

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника  Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida).  На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв.

Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.

 «Маха» – женщина, главным смыслом жизни которой , является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерного испанского понимания привлекательности (кстати, Мачо — мужской эквивалент Махи)…

Королева на улице, приличная в церкви и распущенная в постели. Именно такой, по мнению испанцев, должна быть настоящая маха.

Махой в Испании называли женщину из городских низов, красивую и темпераментную, способную подарить мужчине страсть и внеземное наслаждение. Её воспевали в стихах, называя испанкой из испанок, а художники спешили запечатлеть её красоту на своих полотнах.

Знаменитый испанский художник Франсиско Гойя, изобразивший на одном из своих полотен прекрасную молодую женщину, назвал его «Маха обнаженная». 

С этой картиной связано немало загадок. Известно, что она была написала в начале 19 века, но точную дату так и не удалось выяснить. Гойя написал сразу два полотна под названием «Маха».

На них была изображена одна и та же женщина, но на первой картине она была одета, а на второй полностью обнажена.

Существует предположение, что полотна заказал глава испанского правительства Мануэль Годой для своего личного кабинета.

Так как изображение нагого тела было в то время запрещено, то первый министр королевства прикрыл маху обнаженную другой, более приличной версией картины. Когда же в кабинете не было посторонних, верхняя картина с помощью хитрого механизма отъезжала, открывая взору сластолюбивого министра нагое тело прекрасной махи.

По другой версии портрет поначалу тайно хранился в замке герцогини Альбы, а после её смерти перешел к домашнему лекарю. Однако завещание было оспорено корой и картина, вместе с другим имуществом, была передана в государственную казну, а затем попала к Мануэлю Годою.

Предполагают, что для «Махи обнаженной» художнику позировала его возлюбленная, одна из самых знатных дам Испании. Действительно, между официальным портретом герцогини кисти Франсиско Гойи и «Махой обнаженной» большое сходство. Однако это предположение уже после смерти герцогини было опровергнуто её родственниками.

«Знатная дама не могла позировать обнаженной» — категорически заявляли они – «Натурщицей Гойи была женщина из низов, настоящая маха». 

Но независимо от того герцогиня или простая горожанка позировала художнику, эту женщину считают воплощением испанского типа красоты. Стройная фигура, тонкая талия, смелая линия бедер отличают её от пышнотелых итальянок и кукольно изящных француженок. 

Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба.

В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине.

Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами.

Не все испанское общество оценило «Обнаженную маху»; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму.

Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей.

И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.

Интересна и загадочна судьба этой знаменитой картины. После появления «Махи» слухи о ней наполнили Испанию.

Об экспонировании портрета не могло быть и речи – выставить изображение обнаженного женского тела на всеобщее обозрение считалось верхом неприличия.

Таинственная картина так интересовала всех, что о ней узнали даже те, кто её в глаза не видел. Некто Себастьян Мартинас предлагал Гойя продать ему, нет, не саму картину, а всего лишь её копию за 10 тысяч реалов.

До самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо. Ныне обе картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» хранятся в Мадриде в музее Прадо.

Кем бы не была прекрасная и чувственная женщина, изображенная на картине, «Маха обнаженная» остается одной из лучших картин Франсиско Гойи. 

 Интересный факт. В 1930 году в память о Гойе, частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну

текст

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя Серия сообщений «живопись старых мастеров»: Часть 1 — Франсуа Буше «Одалиска». Правдивые фантазииЧасть 2 — Леонардо да Винчи Мир гения…

Часть 34 — Жан Оноре Фрагонар Jean-Honore Fragonard (1732-1806)

Часть 35 — Франсуа Буше Francois Boucher, 1703-1770Часть 36 — Франсиско Гойя «Маха обнажённая» и «Маха одетая».

Часть 37 — Ян Вермеер Делфтский Jan Vermeer van Delft (1632-1675)

Часть 38 — Музы Рубенса — Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только…. Часть 39 — Рафаэль Санти Портрет Иоанны Арагонской , 1518Часть 40 — Рафаэль Санти Портрет Биндо Альтовити, ок. 1515Часть 41 — Леонардо да Винчи (круг) Ангельское…

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/7778663.html

Сочинение по картине Маха обнаженная — Франсиско де Гойя

Обнаженная маха, Франсиско де Гойя

Кто эта сладострастная женщина, одетая в просвечивающие одежды, более подходящие для гарема, — на одной картине, и женщина, бесстыдно выставляющая свою красоту на обозрение всего света, — на другой? Это одна и та же женщина? Страстная, вызывающая желание, соблазнительная, бесстыдная, так как ее взгляд устремлен без тени смущения прямо на зрителя.

Однако, как же ее имя? Большинство ответит: на двух картинах — Герцогиня Альба, так как ни одна легенда в искусстве не пустила столь глубокие корни в воображение публики, как романтическое предположение, что, во время своего страстного романа с герцогиней, Гойя увековечил ее на этих двух полотнах. Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.

Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба.

В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине.

Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами.

Но кто бы ни позировал для этих картин, маха стала одной из самых восхитительных женщин в мире.

Обнаженная маха Гойи — одна из самых соблазнительных и притягательных женщин, когда-либо созданных воображением художника. Вызывает удивление и тот факт, что Гойя отважился написать эту картину, так как обнаженные фигуры чрезвычайно редки в испанском искусстве. Одна из редчайших и прекраснейших «ню» во всей западной живописи — «Венера» Веласкеса.

Читайте также:  «троице-сергиева лавра», фёдор яковлевич алексеев — описание картины

Но «Маха» Гойи — не богиня, равным образом, это — не спокойное, реалистическое изучение анатомии человеческого тела; вне всякого сомнения — это живая женщина, вполне реальная, но соблазнительно романтизированная.

Не все испанское общество оценило «Обнаженную маху»; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму.

Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей.

И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.

Но, до самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, а после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо, откуда вскоре были переданы в Прадо.

Сочинение по картине Маха обнаженная — Франсиско де Гойя« Семейный портрет — Якоб ЙордансНа старом уральском заводе — Борис Иогансон »

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/gojya-fransisko/maxa-obnazhennaya-fransisko-de-gojya/

Картина «Маха обнаженная» Франсиско Гойи

Картина «Маха обнаженная» стоит особняком в галереи портретов известного художника. Прежде всего потому, что это одна из первых живописных работ в мире, где изображена реальная нагая натурщица, а не богиня или героиня мифов. Вторая причина интереса к картине – взаимоотношения модели и художника. Попробуем разобраться, чем же привлекает сегодня это написанное более двух веков назад полотно.

«Маха обнаженная» и «Маха одетая». Нюансы

Картина «Маха обнаженная» — одна из двух парных работ художника. Вторая указана в заголовке текущего пункта. Это — «Маха одетая». Это совершенно не повторение «Любви земной и небесной» Тициана, это не диптих! Мало кто сомневается, что вторая картина была выполнена художником, чтобы скрыть первую, чтобы в век мрака испанской инквизиции отстоять изображение настоящей, горячей, человеческой чувственности, не скованной общественными и религиозными условностями и догмами. Вторая картина явная копия первой. Она также технически хорошо выполнена (великий Гойя мог одним взмахом кисти нарисовать кисть руки человека), но мимо нее проходят, не замечая.

А картина «Обнаженная маха» кричит: «Посмотрите, как хороша Моя женщина!». И люди действительно смотрят.

Вот поэтому эта женщина на картине именно «маха», а не девушка, например. И сам художник, и его окружение, безусловно, считали его самого «махо», то есть презирающим условности, сильным, волевым, бесстрашным, яростно сопротивляющимся гнету действительности.

Субкультура «махизма» в Мадриде во времена Ф. Гойи

Махо — это слово громко звучало в Испании 18-19 века. Появившись, как протест против усиливавшегося французского влияния на жизнь и культуру Испании, это течение захватило практически все слои испанского общества.

Основную его часть составляли небогатые провинциалы, имевшие достаточно денег, чтобы одеться в национальную испанскую одежду, и городские простолюдины (слуги, кухарки, ремесленники). Эти люди плевать хотели на законы и правила, установленные в обществе.

В свободное время они собирались на городских улицах, шумя и веселясь: танцевали с кастаньетами и тамбурином, нарочито ярко и эмоционально выясняли отношения друг с другом, иногда с применением ножей, которые были обязательными для мужчин и женщин, носивших их за подвязками.

  «Братья Карамазовы»: почему двери ада заперты изнутри

Автор картины «Маха обнаженная» Гойя явно «махо». Мужчины назывались именно так, (сравните с сегодняшним значением слова «мачо»). А женщины «маха».

Маха была олицетворением настоящей испанки: сочетание неукротимого темперамента, романтизма, живописности и национального акцента в одежде (обязательна мантилья!) и свободолюбия. Проще говоря, Кармен из одноименной оперы.

Жизнь всех махо была так необычна и колоритна, особенно для любящих эффекты испанцев во времена инквизиции, запрещавшей все на свете, что даже очень богатые люди старались походить на махо, хотя бы одеждой.

Считала себя «махой» и герцогиня Альба.

Франсиско Гойя и герцогиня Альба

Ставшая известной в веках благодаря гению великого Гойи, герцогиня Альба (полное имя: донна Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо маркиза де Вильябранка герцогиня Альба) была не только весьма богатой и знатной покровительницей, но и любовницей художника. В этом невозможно сомневаться, так как, глядя на полотно, легко представить себе взаимоотношения художника и модели. Словно увидеть, как тот, кто написал картину «Маха обнаженная», создает сильнейшую по сексуальному воздействию на зрителя, работу.

А вторая работа была написана для защиты от инквизиции не только самого художника, но и его прекрасной любовницы. Именно ее представляли служителям церкви, выспрашивающим о том, чем занимаются художник и его богатая меценатка. Общеизвестно также, что лицо модели на обеих картинах художнику тоже пришлось переделать – это не лицо доньи Марии дель Пилар.

Жизнь Франсиско Гойи в литературе и кинематографе

Дополнительную известность великому художнику Франсиско Гойи и его «Махе обнаженной» безусловно принесло обращение к его судьбе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера. Его роман «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951 год) очень известен и любим уже у нескольких поколений. Он рассказывает об истории написания картины «Маха обнаженная», о взаимоотношениях между герцогиней Альбой и Франсиско Гойей, как роман, где любвеобильная герцогиня, удовлетворяющая свое тщеславие, использует темперамент гения и собственное тело для создания художественного чуда. Это история о сложности человеческих чувств, она заставляет задуматься: герцогиня Альба – сумасбродка и испорченный ребенок, для которого все в этой жизни – игра, или умнейшая и до безумия влюбленная в художника женщина. Просто «маха».

С 1958 по 2006 год в мире было выпущено 5 фильмов о художнике. Сюжет трех построен на романе между Ф. Гойей и герцогиней Альбой, а также создании картины «Обнаженная Маха».

Один из лучших фильмов был поставлен известным режиссером Бигасом Луна, главную роль исполнял Айтана Санчес-Хихон, главную женскую роль — всемирно известная красавица Пенелопа Крус.

Прекрасное будущее работы

Можно предположить, что роман и фильмы о Франсиско Гойе уйдут, став скучной классикой, но вряд ли автор картины «Обнаженная маха» останется забытым потомками, как не забыты сегодня Рафаэль, Дюрер или Андрей Рублев.

Источник: https://labuda.blog/246761

Маха обнажённая и Маха одетая.

10:32 pm — Маха обнажённая и Маха одетая..

 «Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida).

На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.Маха» – женщина, главным смыслом жизни которой является любовь.

Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерно испанского понимания привлекательности.(кстати,Мачо-мужской эквивалент Махи)…

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).Маха обнажённая (ок. 1797—1800).Холст, масло. 97 × 190 см.Музей Прадо, Мадрид.

Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер- министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры. Существует легенда, будто оба полотна находились в одной механической раме, и, по желанию, можно было перемещать «Маху одетую», чтобы увидеть «Маху обнаженную».

Нельзя исключить, что «Маха одетая» и была создана с целью скрывать «Маху обнаженную» (изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией).

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).Маха одетая (ок. 1800—1805).Холст, масло. 97 × 190 см.

  • Музей Прадо, Мадрид

Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки.

В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи.

Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.

Существует мнение, что для картин позировали разные женщины. Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.

Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру  Мануэлю Годою.Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.

Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в ПрадоКстати, интересно, в 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах».

Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну

 отсюда

отсюдаотсюда

Источник: https://pheonae.livejournal.com/333211.html

Маха обнажённая — это… Что такое Маха обнажённая?

«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.

История создания

Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки.

В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи.

Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопровергнутной.

Существует мнение, что для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» была написана раньше «Махи обнажённой»[1].

Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.

В 1930 году в память о Гойе частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.

Эдуар Мане, «Девушка в испанском костюме», 1862—1863. Мане находился под сильным влиянием Гойи

Читайте также:  Орест адамович кипренский: картины (портреты), краткая биография

См. также

  • Обнажённая Маха (фильм, 1958) (The Naked Maja), производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер. В роли Гойи — Энтони Франчоза, в роли герцогини Альбы — Ава Гарднер.
  • Обнажённая Маха (фильм, 1999) (Volaverunt), производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна. В роли Гойи — Хорхе Перугоррия, в роли герцогини Альбы — Айтана Санчес-Хихон, в роли Пепиты Тудо — Пенелопа Крус.

Примечания

  • D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
  • Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
  • Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
  • «Маха обнажённая» в базе данных Музея Прадо (исп.)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/657646

«Маха обнаженная» и «Маха одетая»: тайны двух шедевров Франсиско Гойи

Произведения получили известность, как «Маха обнаженная и одетая» и в настоящее время считаются классикой изобразительного искусства.

Но так было далеко не всегда.

«Маха обнажённая». Франсиско Гойя, 1797—1800 год.

  • Принято считать, что первоначально был создан обнаженный портрет.
  • Большинство исследователей сходятся во мнении, что работа была заказана министром Испании Мануэлем Годоем, для его весьма откровенной коллекции (под которую был выделен отдельный кабинет, скрывающий обнаженные изображения от любопытных взглядов).

Законченное около 1797—1800 года произведение стало для министра одним из самых любимых.

Создание «Одетой махи» относится к 1800-1805 году (немного поздней обнаженной версии).

«Маха одетая». Франсиско Гойя, 1800—1805 год.

Достоверно известно, что в качестве заказчика выступил все тот же министр Испании. Изначально одетая версия висела в его кабинете и прикрывала обнаженную, доступ к которой осуществлялся с помощью специально сконструированного натяжного механизма.

Несмотря на то, что обе версии картины весьма похожи и даже имеют одинаковый размер, одетая женская фигура занимает несколько большую долю живописного пространства.

По словам искусствоведа Яниса Томлинсона, женщина «смело прижимается к рамке», что делает ее более «наглой» по сравнению со сравнительно «робким» обнаженным портретом.

  1. Годой хранил у себя картины в течение шести лет, прежде чем они были обнаружены испанской инквизицией в 1808 году.
  2. Шедевр был изъят наряду с другими «сомнительными изображениями».
  3. Испанский министр и хранитель его коллекции, дон Франсиско де Гаривай, предстали перед трибуналом и были вынуждены раскрыть художников, стоявших за созданием конфискованных произведений искусства, которые были «столь неприличны и вредны для общественного блага».

Несмотря на то, что Гойя был обвинен в безнравственности, ни какое наказание его так и не постигло так как инквизиция к началу XIX века была уже не столь влиятельна как в Средневековье и могла не более чем выявлять «опасное и небогугодное» искусство.

Но кто же стал моделью для столь откровенных портретов?

Сравнение фрагментов картин.

По наиболее вероятной версии, обе картины изображают герцогиню Марию де Сильву, состоявшую с Гойей в продолжительных и вероятно весьма близких отношениях.

Мария де Сильва. Портрет Франсиско Гойи, 1795 год.

Примечательно, что в 1945 году, родственники герцогини, в попытке опровергнуть непристойные слухи о своем предке, даже вскрыли ее могилу, чтобы измерить скелет и доказать что пропорции герцогини не соответствуют изображенным на портретах.

Однако опровергнуть популярную версию им так и не удалось.

Источник: https://homsk.com/martin/makha-obnazhennaya-i-makha-odetaya-tayny-dvukh-shedevrov-fransisko-goyi

«Махи»

Картина «Маха обнаженная», которую, как указывалось выше, также связывают с именем герцогини Альба, стала одним из самых скандальных живописных произведений в истории искусства Испании. Точно известно, что эту работу заказал и оплатил художнику кортехо королевы Марии-Луизы дон Мануэль Годой.

Фейхтвангер писал, что полотно хранилось подальше от глаз инквизиции (в католической Испании изображение обнаженного женского тела, мягко говоря, не приветствовалось), и почти никто из современников, кроме самых доверенных друзей, ее не видел.

Обе картины (есть ведь еще и «Маха одетая», на которой изображена женщина в той же позе) сразу после того, как были написаны, действительно оказались в собрании заказчика.

Но, повторим, то, что герцогиня Мария Тереса Каэтана позировала Гойе, – лишь одна из гипотез.

Возможно, правы те, кто утверждает: «Маха обнаженная» – собирательный образ, сложившийся из черт многих прекрасных женщин, знакомых художнику. Однако невооруженным глазом видно, что сходство «Махи обнаженной» с «Махой одетой» очень велико. И кто бы ни позировал живописцу, представляется весьма вероятным: оба произведения созданы все же на основе одной модели.

«Кроме Альба, в «Махе» пытались увидеть любовницу Годоя Хосефу Тудо, с которой он, по некоторым данным, состоял в тайном браке. Что же, это вполне возможно. Но совсем другой рассказ о создании этого шедевра приводится внуком живописца, Мариано.

В своих воспоминаниях, основанных на семейных легендах, он пишет о том, как однажды к Гойе пришел его знакомый священник, отец Бави, и привел очень красивую девушку, которая срочно нуждалась в деньгах. Девушка отказалась назвать свое имя, но готова была позировать в любом виде, лишь бы ей заплатили побольше.

Вдохновленный красотой загадочной незнакомки живописец и создал своих знаменитых «Мах». Есть и еще одна версия, сторонники которой считают, что «Маха одетая» и «Маха обнаженная» – это две совершенно разные женщины» [4, с. 299].

Современные искусствоведы резюмируют: «Конечно же, самые романтичные натуры склонялись к версии, которая, кстати, не раз появлялась в многочисленных кинофильмах о жизни великого испанского мастера, что загадочная «Маха» – это не кто иная, как возлюбленная Гойи Каэтана Альба. Конечно, подобная гипотеза кажется привлекательной, но малоправдоподобной.

Ведь если внимательно изучить многочисленные портреты герцогини, созданные Гойей, то можно увидеть, что сходства Каэтаны с изображенной женщиной нет. На самом же деле дама, которую мы видим на полотнах Гойи, кажется совсем молоденькой, а герцогине в то время, когда могли быть написаны эти полотна (1797),[3] уже исполнилось 35 лет.

Да и манера исполнения холстов стилистически соответствует более позднему времени.

И потом, нет никаких документальных свидетельств, что эти холсты принадлежали кому-то еще, кроме Мануэля Годоя, а ведь если бы на картинах была изображена Каэтана Альба, они должны бы были изначально или принадлежать ей самой, или храниться дома у Гойи, что крайне сомнительно» [4, с. 298].

Интересно, что потомки Марии Тересы Каэтаны Альба потратили немало сил, чтобы доказать непричастность герцогини к «Махе обнаженной».

Для этого они вскрыли ее захоронение, чтобы, измерив пропорции костей и сравнив их с изображенными на картине, расставить, как говорится, все точки над «i».

Увы, эксперимент ни к чему не привел – ранее могилу уже вскрывали наполеоновские солдаты, и останки для серьезного изучения категорически не годились, тем более что кости обеих ног были переломаны.

Вообще женский портрет в творчестве Гойи – тема совершенно особенная. Живописец «смело и откровенно обнажает характер и внутреннюю жизнь своих моделей, часто бывает непосредственно эмоциональным, а порой и дерзким в их оценке.

Среди работ художника много парадных женских портретов. С удивительным мастерством, не лишенным оттенка иронии, передает он изящество и обаятельную грацию светских красавиц, нередко пренебрегая реальными пропорциями, изображая фигуры слишком тонкими, руки и ноги неправдоподобно маленькими.

Эта вольность – отличительная черта искусства Гойи, который, внимательно изучая натуру, никогда не был ее рабом. Нередко его модели представлены откровенно позирующими, так что позы порой кажутся искусственными. Но эта искусственность парадоксально оборачивается живой экспрессией лиц и движений. Таков портрет маркизы Анны Понтехос (ок.

1787), в котором изысканность рисунка сочетается с утонченной красотой цвета – серебристое платье оттеняется розовыми лентами, а фигура предстает на фоне суммарно трактованного пейзажа.

Или портреты герцогини Альба, этой «высокородной особы, такой дерзкой, взбалмошной и бесшабашной», развивающие тот же стиль уже в 1790-е годы, но с еще более подчеркнутой интенсивностью выражения» [6, с. 24, 25].

Обеих «Мах» можно смело вписать не только в вереницу женских портретов Гойи, но и в ряд шедевров, созданных итальянскими мастерами, что кажется очень важным. Среди них «Спящая Венера» Джорджоне (1508) и «Венера Урбинская» Тициана (1536).

Неизвестно, видел ли Гойя эти работы во время юношеского посещения Италии, однако дело не в этом. Налицо глубинное соответствие эстетического идеала художника XVIII в.

, открывшего для себя и своих современников ощущение внутренней свободы, и его великих предшественников времен итальянского Ренессанса, для которых обнаженное женское тело и явилось воплощением свободы прекрасного человеческого духа.

Однако совершенно точно, что некая связь между герцогиней Альба и полотном Гойи все же есть. Дело в том, что в семейном собрании Альба хранилась картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» (1647–1651). Разумеется, Гойя видел это полотно в то время, когда был вхож в дом герцогини.

Позже оно также оказалось вполне доступно художнику, поскольку после смерти Марии Тересы Каэтаны попало в собрание Годоя.

Если принять во внимание отношение Гойи к Веласкесу, чья манера оказала столь сильное воздействие на его творчество, то преемственность не представляется сомнительной: Веласкес, вне сомнения, был знаком с произведениями венецианских мастеров Джорджоне и Тициана.

«По свидетельствам современников, Годой придумал хитроумную систему: полотна [ «Венера» Веласкеса и «Маха обнаженная» Гойи] были соединены между собой при помощи шарниров, поворачивая которые владелец убирал «Одетую маху», а на ее месте возникала «Маха обнаженная».

Получалось, что присутствующий мог видеть единовременно лишь одно произведение художника. Особая пикантность ситуации заключалась в том, что женщина как бы раздевалась на глазах у изумленного зрителя. Для тех времен это была неслыханная вольность… Интересно, что в описях Годоя картины упоминались не как «Махи», а как «Цыганки».

Трудно сказать, когда появилось название, так хорошо известное всем нам» [4, с. 297].

«Многие посетители в один голос утверждают, что «Маха одетая» и «Маха обнаженная» – лучшие полотна в собрании музея Прадо. Действительно, эти картины поражают своей изысканной красотой.

Кажется, что краски на холсте переливаются, излучая совершенно завораживающее внутреннее сияние. Трудно сказать, какая из картин лучше. Одни отдают предпочтение одетой девушке, чье облегающее платье может показаться даже более откровенным, чем абсолютная нагота.

Другие восхищаются умением Гойи в передаче обнаженной натуры» [4, с. 301].

Что же до романа Гойи и герцогини Альба, то они если и были близки, то расстались около 1797 г. Скончалась Мария Тереса Каэтана в июле 1802 г. при довольно странных обстоятельствах. Изначально причиной смерти сочли скоротечную форму туберкулеза, тогда как впоследствии прозвучала версия отравления.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/322180

Ссылка на основную публикацию