Франциско де Сурбаран – родился в пригороде Севильи в 1598 году. Уже в шестнадцать лет поступил на обучение известному художнику Педро де Вильянуэвы. Через три года Сурбаран стал вполне самостоятельным живописцем и даже стал получать заказы церквей, соборов и монастырей. Несмотря на то, что Франциско всегда был этаким отшельником и любил тихую сельскую местность, в 1629 году он всё-таки перебирается в Севилью и оборудует там собственную мастерскую.
Особого успеха Сурбаран при жизни не знал. Многие даже считали его работы несколько архаичными. Однако в наше время его считают одним из величайших живописцев. Он писал сцены из религиозной жизни: монашеский быт, святые и мученики.
В 1658 году художник переезжает в Мадрид, а в 1664 году умирает. За 66 лет Франциско оставил после себя большое наследие и большое множество полотен, которые сейчас ценятся очень высоко.
Умерев в безвестности, он так и не узнал, что вскоре станет одним из самых знаменитых людей планеты.
Посещайте салоны красоты со скидкой. Массаж, маникюр, макияж по невероятно привлекательным ценам.
Божий агнец
Детство Богородицы
Экстаз святого Франциска
Геркулес и Цербер
Геркулес и немейский лев
Христос де Ка Крус
Христос на кресте
Мадонна с младенцем
Молитва святого Бонавентуры
Молитва святого Франциска
Натюрморт с четырьмя сосудами
Непорочное зачатие
Оборона Кадиса
Отдых на пути в Египет
Поклонение волхвов
Распятие
Смерть святого Бонавентуры
Стигматизация святого Франциска
Святой Франциск Ассизкий
Святая Кассильда
Святой Лука, пишущий распятие Христово
Святая Маргарита Антиохийская
Святая Аполлония
Святой Бонавентура на Лионском соборе
Видение Алонсо Родригеса
Явление апостола Петра святому Петру Ноласко
???? Блинцов | 2012-01-14, 10:40 | ???? 775
Источник: https://art-assorty.ru/447-francisko-surbaran.html
Франсиско Сурбаран
Еще один заметный мастер испанской живописи XVII столетия — это, конечно же, Франсиско Сурбаран. Всю свою жизнь художник был связан с Севильей, т. к. много работал по заказам ее монастырей. Современник и друг Веласкеса.
Ранние работы выполнены под влиянием Караваджо, тем не менее развитие стиля происходило в направлении, близком к итальянским маньеристам.
В отличии от Хусепы Риберы Сурбарану были чужды драматические сюжеты, он редко изображал мучения святых.
На его полотнах преимущественно спокойны и величавы. На написанных им картинах на религиозные сюжеты изображены действия на улицах Севильи и в кельях севильских монастырей.
Быть может, именно поэтому современики художника не редко узнавали на картинах своих соотечественников и просто знакомых — настоятелей монастырей, ученых-монахов, а также прекрасных грациозных севильянок.
Порой художник отдавал предпочтения полотнам, на которых изображен всего один персонаж — фигуры поражают своей скульптурной рельефностью и величественностью, удивительной мощностью и объемом. Лица героев Сурбарана большей частью суровы и выразительны. Именно таков «Св.
Лаврентий» — картина, написанная в 1636 г., находится в экспозиции Эрмитажа. Эта картина изображает мученичество как триумф богослужения, свет над головой идущего на казнь олицетворяет последующее небесное торжество святого. Лицо Лаврентия взволновано, но без тени страха.
В руках — орудие казни, Решетка, на которой согласно легенде в 261 году по приказу римского императора Валериана он был сожжен заживо.
Бросается в глаза убийство красок: золотая вышивка на темно-красном одеянии мученика, белая рубашка, пасмурное небо и рассеянный столб золотистого света.
![]() |
Франсиско Сурбаран. «Св. Лаврентий» |
Нельзя не отметить, что Франсиско Сурбаран уделял много внимания деталям. Любой предмет, окружающий героев его полотен, наделен некой одушевленностью. Именно поэтому так хороши и своеобразны его натюрморты. «Натюрморт с апельсинами и лимонами» написанный в 1633 г. (флоренция, собрание Контини-Бонакосси) поражает своей четкостью и лаконичностью: гладкий деревянный стол, металлическая тарелка с толстокорыми лимонами, плетенная ваза с апельсинами, глиняный сосуд. И вновь взгляд приковывают детали — зеленая веточка апельсинового дерева, отраженная в холодном блеске тарелки роза, бугристая кожура лимонов — фрукты кажутся необычайно сочными. Завершает изысканную монументальность натюрморта мягкий желтый свет, озаряющий стол.
![]() |
Франсиско Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами» |
Для украшения Зала королевств мадридского Дворца Буэн-Ретиро в 1634 г. Сурбаран написал серию картин «Подвиги Геракла». Эта работа не похожа не на одну другую из его работ. Однако именно эти мифологические сюжеты доказывают совершенное владение художника искусством изображения обнаженного тела. За эту серию Сурбаран получил от короля Испании Филипа IV звание придворного художника. Интересно, что первый подвиг этого мифического героя «Геркулес борется с Немейским львом» изображен на серебрянной монете Испании, выпущенной в 2011 году.
Картины из серии Франсиско Сурбарана «Подвиги Геракла»:
![]() |
«Геракл борется с Немейским львом» |
![]() |
«Геракл и Лернейская гидра» |
![]() |
«Геракл и Цербер» |
![]() |
«Смерть Геракла» |
В своих поздних работах Сурбаран еще чаще изображает нежные и лиричные образы: мадонны с младенцами, дети. Именно такой маленькой, воздушной и чистой изображена богоматерь на картине «Отрочество мадонны», написанной в 1660 г. (Эрмитаж).
И снова взгляд приковывает насыщенный красный цвет одежды молящейся девочки, плотными волнообразными складками необычайно точно передана фактура материала платья. Девочка изображена с несвойственной детям серьезность и спокойствием.
Все полотно пронизано неким величием и одухотворенностью, детской наивностью и непосредственностью.
![]() |
Франсиско Сурбаран. «Отрочество Мадонны» |
При использовании данного материала ссылка на блог — обязательна
Источник: http://artarus.blogspot.com/2012/02/blog-post_19.html
Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника
Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество Франсиско де Сурбарана
- Картины Франсиско де Сурбарана
- Библиография
Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.
- В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.
- В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.
- В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».
В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.
В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.
В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».
Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».
Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.
В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».
В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.
Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.
Творчество франциско де сурбарана
Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи.
В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов.
В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр.
Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.
Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.
Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью.
Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.
Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.
Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.
Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.
В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским».
Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего.
Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны.
Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.
Смерть Св. Бонавентуры 1629
Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650
Св. Бонавентура. 1640-1650Св. Бонавентура. 1640-1650
Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности.
Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.
Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.
Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.
Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ
Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле.
Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени.
Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени.
Источник: https://allpainters.ru/surbaran-fransisko-de.html
Картина Натюрморт с лимонами апельсинами и розой
- Кто автор: Франсиско де Сурбаран
- Как называется картина: Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой
- Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда): в 1633
- Оригинальное название картины на английском: исп.
- Холст
Музей Нортона Саймона
Описание картины «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»
«Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» (исп. Naturaleza muerta con limones, naranjas y taza, англ. Still Life with Lemons, Oranges and a Rose) — картина, написанная в 1633 году испанским художником Франсиско де Сурбараном (Francisco de Zurbarán, 1598—1664).
Принадлежит Музею Нортона Саймона в Пасадине (Калифорния, США). Размер картины — 62,2×109,5 см. Также употребляется заглавие «Натюрморт с апельсинами и лимонами».
Невзирая на закоренелое заглавие картины, в левой части картины изображены не лимоны, а цитроны, которые отличаются от лимонов более толстой и бугорчатой кожицей.
Содержание
1 Описание
2 История
3 Другие картины
4 Примечания
Описание
Наружные изображения
Рентгенограмма картины
Три группы предметов — жёлтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в плетенке, также чашечка на серебряной тарелке с лежащей розой, — ярко выделяются на тёмно-коричневой поверхности стола и чёрном фоне сзади него. Считается, что изображённые предметы являются религиозной аллегорией Троицы. Не считая этого, апельсины с цветами и чашечка с водой ассоциируются с чистотой Девы Марии, а роза без шипов — с безгрешным зачатием.
Рентгенограмма картины показала, что вначале Франсиско де Сурбаран изобразил ещё одну серебряную тарелку, стоящую меж тарелкой с цитронами и плетенкой с апельсинами, на которой лежали карамелизованные куски батата (сладкого картофеля) — пользующегося популярностью в то время в Испании сладости (batatas confitadas).
История
Картина была написана в 1633 году. Она считается единственным натюрмортом Франсиско де Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником.
С 1930-х годов картина принадлежала собранию итальянского собирателя Алессандро Контини Бонакосси (Alessandro Contini Bonacossi) из Флоренции. Как и все другие картины из коллекции, предполагалось, что она перейдёт с собственность страны, но в итоге сложных переговоров наследникам Контини Бонакосси удалось сохранить у себя часть картин, включая этот натюрморт.
В 1972 году картина была приобретена Нортоном Саймоном (Norton Simon), который заплатил за неё &&&&&&&&02725000.&&&&&02 725 000 баксов — тогда, это была 3-я по величине стоимость, выплаченная за картину «старенькых мастеров».
Другие картины
Приблизительно в 1630 году Сурбаран написал маленькую (21,2×30,1 см) картину, на которой он изобразил чашечку с серебряной тарелкой и розой, приблизительно в том же самом ракурсе, как на этом натюрморте. Эта картина, «Чашка с водой и роза», в текущее время находится в Английской Государственной галерее.
Известна ещё одна картина Сурбарана с схожим расположением предметов — «Натюрморт с 4-мя сосудами» (исп. Naturaleza muerta con jarra y tazas, 46×84 см), хранящаяся в музее Прадо в Мадриде.
Франсиско де Сурбаран
Чашечка с водой и роза (ок. 1630)
Государственная галерея, Лондон
Франсиско де Сурбаран
Натюрморт с 4-мя сосудами
Музей Прадо, Мадрид
Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-natyurmort-s-limonami-apelsinami-i-rozoj.html
Франциско Сурбаран. Описание картины «Мадонна с младенцом»
Творчество Сурбарана Франциско пришлось на эпоху «золотого века». Он учился живописи и в дальнейшем писал свои работы в городе Севилье — одном из крупнейших центров культуры в Европе.
Художник был очень набожным человеком и в большей части своей, его работы посвящены религиозной тематике, он много писал картин на библейские сюжеты для монастырей. Вторая страсть Сурбарана — это натюрморты.
Он рисовал предметы обихода, утварь, фрукты, даже когда выполнял портретные изображения и значительно преуспел в этом стиле.
Художник писал картину в преклонном возрасте, когда религиозная тематика особенно остро будоражила его сознание.
Он обратился к теме материнства не случайно, ему доводилось видеть много картин своих современников, где Мадонна парит при вскармливании или она излучает свет и это его возможно немного раздражало.
Присмотритесь к лицу кормящей матери — обычное лицо женщины застывшей в умилении, любви к своему маленькому сыну, который тянет неумело свои ручонки навстречу ей.
Художник выполнял свою работу как истинный документалист, как было сказано ранее, он тщательно изучал библейские сюжеты, прежде чем приступать к очередной работе.
Одежда женщины , как у простолюдинки- красная сорочка и синяя тога из грубого материала.
Волосы женщины не убраны и глаза у неё немного припухши, словно она вот-вот только проснулась, от разбудившего её плача проголодавшегося ребёнка.
Мадонна с младенцом. Франциско Сурбаран
Ребёнок завёрнут в простую белую материю, а не в золотые парчи, как было принято изображать портретистами в ту эпоху, взгляд его неосознанный, полусонный, его голова инстинктивно прильнула к груди матери.
Особенно красивы руки Мадонны, они бережно обхватили маленькое, хрупкое тело Христа, именно этот момент значат намного больше чем святящиеся ореолы вокруг лиц, золотые одеяния и убранства, приём часто использовавшийся другими художниками того времени.
Вы словно перестаёте замечать простоту одеяния женщины её слегка не аккуратный вид, автор умело мелкими деталями смог передать святость и возвышенность этого образа.
Возможно, автор писал образ со своей матери, в моменты грусти, когда человек в возрасте, особенно становится сентиментален.
Хотелось бы обратить внимание на ещё одну деталь картины, в правом нижнем углу не случайно лежат некоторые предметы.
Как говорилось выше, Сурбаран испытывал тягу к написанию натюрмортов и изображённые предметы это отдельные элементы картины, тщательно прорисованные.
Мастерски показана ретроспектива, тени и падающий на них свет, словно автор вложил в них смысл.
Глиняный кувшинчик и яблоко на блюде несут информацию о том, что Мадонна из материального мира, вкушала обычную земную еду, что делает её земной женщиной, любящей матерью.
Франциско Сурбаран истинный мастер своего ремесла, не пользуясь художественными приёмами приукрашивания сюжетов, часто обращал внимание на народный быт и внедрял в религиозную тематику.
Он больше интересовался человеческими лицами и на склоне лет добился огромных результатов в этом направлении, передавать те неуловимые эмоции и моменты, от чего порою кажется, что изображённые люди словно живут в картинах.
Автор сочинения: Cильвен
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/francisko-surbaran-opisanie-kartiny-madonna-s-mladencom.html