«натюрморт с часами», антонио переда — описание картины

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

arts-museum.ru/ Ян Давидс де Хем «Натюрморт с лангустом», 1640-е

По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников m24.

ru запустил новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник.

Сегодня в нашей подборке 10 картин о еде, которые развеют миф о том, что мода на так называемый #foodporn пришла вместе с эпохой Instagram.

Франс Снейдерс «Мясная лавка», 1630-е

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Франс Снейдерс «Мясная лавка», 1630е

В отличие от большинства художников современников Снайдерс не вкладывает в свои «Лавки» нравоучительный подтекст и осуждение чревоугодия. Главным для Снейдерса является прославление земных благ, утверждение чувственной полноты плоти.

Как и во многих других композициях Снейдерса, в картине содержится намек на три из пяти чувств – обоняние, осязание, вкус. Фигура мясника, судя по сохранившемуся подготовительному рисунку, была написана самим художником.

Сегодня соцсети переполнены изображениями стейков и бургеров, которые уж точно ничего не осуждают, а скорее прославляют излишества. А вот снимки мясных лавок в духе Снайдерса действительно редкость.

Фото опубликовано Мясная_лавка_Халяль (@halal_myasnaya_lavka) Ноя 10 2015 в 12:32 PST

Ян Давидс де Хем «Натюрморт с лангустом», 1640е

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Ян Давидс де Хем «Натюрморт с лангустом», 1640е

В голландских натюрмортах XVII века буквально каждый элемент наделялся определенным символическим значением. В основном эти символы имели религиозный смысл или напоминали о бренности бытия и к концу XVII века сформировали своего рода живописный «арго», который понимали художники.

Некоторые символы могли иметь сразу несколько значений. Так, лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы мог указывать на Воскресение Христово, а рыба вообще на образ Христа. Сегодня же лангусты и и устрицы – это скорее признак гедонизма и материальной состоятельности.

Фото опубликовано Bosco (@borbored) Ноя 16 2015 в 3:13 PST

Питер Клас «Завтрак», 1646

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Питер Клас «Завтрак», 1646

До середины XVII столетия в Голландии не существовало обобщающего понятия для обозначения картин с изображением неодушевленных предметов – их называли по тому, что на них было представлено – «завтрак», «банкет», «курительные принадлежности».

Ранние голландские натюрморты обрели свое лицо в Харлеме, где писали главным образом «завтраки» – небольшое число обыденных вещей, собранных на краю стола. Классиком харлемского натюрморта был Питер Клас.

Сегодня завтрак с сырничками и кофе не выложил в Сеть только ленивый.

Фото опубликовано @blogndshop Ноя 16 2015 в 6:47 PST

Геррит Виллемс Хеда «Натюрморт. Ветчина на блюде и бокал вина», 1649

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Геррит Виллемс Хеда «Натюрморт. Ветчина на блюде и бокал вина», 1649

В символической системе голландских натюрмортов ветчина означала чувственные радости, опрокинутый серебряный сосуд символизировал земные богатства, стеклянный бокал румер с вином служил традиционными символом воплощения Христа и его искупительной жертвы на кресте, хлеб обозначал Христа, а нож напоминал о смертной природе человека. Данный натюрморт может быть прочитан как религиозный текст, напоминающий о бренности земных радостей и вечности духовных. Сегодня же вся символика абсолютна забыта в пользу визуальной эстетики.

Фото опубликовано Olivateca (@olivateca.es) Ноя 15 2015 в 2:52 PST

Питер де Пюттер «Рыбы», 1650

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Питер де Пюттер «Рыбы», 1650

Питер де Пюттер может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы.

Подобное сужение рамок творчества в начале XVII века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей.

Сегодня же рыба ассоциируется скорее с Японией, чем с Голландией, и распространившимися по всему миру суши.

Фото опубликовано BenjiManTV (@benjimanfood) Ноя 16 2015 в 6:50 PST

Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами», 1652

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами», 1652

Картина Антонио Переды представляет замечательный образец испанского натюрморта, посвященного теме vanitas или бренности бытия.

Здесь явственно чувствуется неумолимое течение времени – центром композиционного построения являются бронзовые часы, поддерживаемые согбенной фигуркой фавна, на конечность земного бытия намекают и грецкие орехи, расколотая скорлупа которых означает телесную смерть. Грецкие орехи фотографируют сегодня, кажется, только адепты здорового питания и суперфудов.

Фото опубликовано Aysegul Erzıncanoglu (@sahildekiev) Ноя 16 2015 в 1:43 PST

Голландский мастер XVII века «Натюрморт с черепом (Суета сует)», 1655

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Голландский мастер XVII века «Натюрморт с черепом (Суета сует)», 1655

Натюрморт неизвестного мастера представляет собой стандартный набор символов: череп и потухшая свеча говорят о смерти, хлеб и лангуст – о Христе, лимон – символ неутоленной жажды и земных удовольствий, а чистый лист бумаги – судьба каждого человека. В современном искусстве самым известным черепом стала работа британского художника Демьена Херста «Бриллиантовый череп».

Фото опубликовано cheong-un (@bluegooon) Сен 6 2015 в 1:47 PDT

Абрахам Хендрикс ван Бейерен «Натюрморт с кувшином», 1656

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Абрахам Хендрикс ван Бейерен «Натюрморт с кувшином», 1656

Абрахам Хендрикс ван Бейерен известен своими богатыми барочными натюрмортами. Художник родился в Гааге и был основателем гаагской гильдии художников. Все его натюрморты отличаются особым натуроподобием, фотографичностью, ярким колоритом, сильными цветовыми контрастами и необычайно пышными композициями. Сегодня такого рода «барокко» можно увидеть разве что в фото бургеров.

Фото опубликовано Jan (@jan_rozanka) Ноя 16 2015 в 8:43 PST

Виллем Калф «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», 1660

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Калф был одним из крупнейших художников натюрморта своего времени.

Его мастерство достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «Роскошных натюрмортов», в композиции которых он включает прекрасные раковины-наутилусы, золотые и серебряные кубки, экзотические фрукты, китайский фарфор, который в то время в Европе считался диковинкой. В Instagram экзотика – это в основном еноты и тайские фрукты, а роскошь – черная икра и автомобили. Поэтому найти похожий натюрморт оказалось крайне тяжело.

Фото опубликовано ПЛЯКА (@plyaka) Окт 11 2015 в 2:54 PDT

Ян Баптист Буль «Натюрморт с петухами и кроликами», 1680

Ян Баптист Буль «Натюрморт с петухами и кроликами», 1680

Постепенно четко выстроенный символизм натюрмортов начинает уступать место элементам без определенных интерпретаций. «Натюрморт с петухами и кроликами» художника Яна Баптиста Буля является одним из таких примеров.

Если кролика и петуха еще можно как-то вписать в символическую сетку, то растения на втором плане, точно теряют всякий скрытый смысл.

Тем более, такой натюрморт, включающий изображения живых существ и живописного фона перестает быть натюрмортом в точном смысле слова.

Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/16112015/90067

Картины художников. Натюрморт – символы и время

Что может быть лучше натюрморта? Удачно размещенное художественное произведение сразу становится центром внимания, подчиняя себе все остальные. Оно способствует созданию особой, доверительной атмосферы в помещении.

Но, только ли этим интересны живописные полотна, выполненные в этом стиле? Натюрморты XVII столетия предлагают внимательному зрителю проникнуть в удивительный мир, созданный художниками из умело подобранных предметов.

Есть различные виды картины художников этого жанра, представляющие цветы, фрукты, животных, а также – убранство стола, скромные голландские завтраки, роскошную фламандскую снедь, либо меланхолические картины Vanitas, посвященные размышлениям о быстротечности жизни.

Мастера натюрморта стремились передать в своих работах многообразие мира, в котором каждое создание, будь то и неодушевленный предмет интерьера, цветок или кисточка винограда обладает неповторимыми свойствами, достойными быть запечатленными на холсте. Это стремление воплотилось в виртуозной передаче фактуры хрупкого прозрачного стекла, румяных булочек, насыщенного соком разрезанного лимона, сочных виноградин.

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Завтрак с крабами. Хедда.В.

Cоставляя композиции натюрмортов, живописцы XVII века сообщали им смысл, в котором философские понятия передавались с помощью определенной расстановки предметов. Одно из самых трудно передаваемых понятий – время. Как его изобразить? Старинные натюрморты позволяют судить о том, каким его представляли себе люди XVII столетия.

В большом “Натюрморте с фруктами”, созданном голландским живописцем Балтазаром Ван дер Астом в 1630 году, представлены цветы в вазе, насекомые, птицы и груда рассыпанных по столу фруктов.

Мастер предельно внимателен к каждой детали тщательно выписан орнамент на вазочке, капли росы на листьях персика, прихотливый узор раковин и пятнышки порчи на фруктах.

По замыслу автора, картина должна быть наделена не только достоверностью, но и жизнью, шумной и подвижной: по опрокинутой корзинке взбираются два попугая, над фруктами порхают бабочки и стрекозы. Более того, Ван дер Аст пожелал передать в натюрморте мгновение времени один персик только что скатился со стола и падает: время здесь как бы остановилось.

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти. П.Класс

Позднее, в середине XVII века, немецкий мастер Абрахам Миньон тоже увлекался передачей остановленного мгновения в натюрмортах

На одной из картин художник изобразил несколько опрокидывающихся ваз с цветами. Роскошный букет, гибнущий из-за неосторожности ручной белки: зверек, привязанный на цепочке, зацепил ею за ножку вазы, из которой плещет вода, разлетаясь множеством брызг, а стебли цветов в падающем букете, кажется, переламываются на глазах у зрителя.

Натюрморт голландского живописца Питера Класа “Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти” лишен яркого декоративного эффекта, однако и здесь присутствует течение времени.

Предметы неустойчивы: опрокинуты серебряный стакан и большой металлический кувшин с откинутой крышкой, разбит стеклянный ремер бокал для вина, разбросана скорлупа от орехов, небрежно брошены на стол щипцы для снятия нагара из них на белую салфетку высыпается пепел, а рядом погасшая свеча.

Все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышления о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу: свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается лишь скорлупа. Предметы в этом натюрморте приобретают роль символа обозначения прошедшего времени. А рассыпающийся на глазах у зрителя пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни.

Отраженная в картинах тема непрочности мира часто волновала людей XVII века

На то были свои причины многочисленные войны и самая длинная Тридцатилетняя, частые эпидемии болезней.

Размышления о тленности земного бытия пронизывают литературу и изобразительное искусство XVII столетия и соединяются с представлением о времени как о быстро утекающих минутах, днях, годах. Любой предмет в потоке времени изнашивается и разрушается это непостоянство и выражают старинные натюрморты.

Но не исчезала надежда на спасение рядом со знаками бренности по традиции помещали предметы, которые могли выражать уверенность в победе вечности над временем. Вечность отменила время, сказал нидерландский поэт Иеремиас де Деккер.

В натюрмортах, посвященных теме бренности, такую надежду могло выражать изображение бокала с вином, иногда увитого виноградной лозой, это напоминало о таинстве причастия, уповании на вечную жизнь души. Разбитое стекло имело то же значение, что и пепел.

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Натюрморт с часами. Клас П.

Художники XVI начала XVII века нередко представляли непостоянный земной мир в виде стеклянной сферы

В это же время большую популярность получили сборники эмблем. Каждая эмблема состояла из гравированного изображения, например, мифологического персонажа, какого-нибудь растения, животного, домашней утвари и так называемого девиза, то есть краткого текста, тесно связанного с гравюрой, и пояснения, растолковывавшего иносказательный смысл эмблемы.

В 1617 году, в Лейпциге был издан сборник Андреаса Бретшнайдера. На одной из гравюр в этой книге изображена любопытная сценка: в центре большая стеклянная сфера с заключенным внутри пейзажем. Она символизирует бренный мир и катится под уклон, подгоняемая смертью скелетом со стрелой и песочными часами в руках.

Обгоняя сферу, из нее вылетает крылатый Хронос, олицетворяющий время. В одной руке он сжимает косу, в другой, поднятой вверх, держит стеклянный бокал, тут же разлетающийся на части. В натюрморте Питера Класа тоже есть разбитый бокал ремер.

Не позаимствовал ли художник эту деталь из эмблемы Бретшнайдера? Во всяком случае, значение разбитого бокала у обоих художников одинаково. Изображение ремера, который будто только что упал и частью рассыпался на осколки, встречается и в других натюрмортах, например, в Завтраке с ежевичным пирогом голландского мастера Виллема Класа Хеды.

В отличие от эмблемы Бретшнайдера, у Питера Класа и Виллема Хеды время невидимо, но, проходя, оно оставляет вполне зримые следы: рассыпанный пепел, оплывший воск погасшей свечи, осколки разбитого бокала. Эмблема метафора, наоборот, позволяла увидеть время, обретавшее облик мифологического персонажа Хроноса.

Изображение из сборника Бретшнайдера сопровождает пояснительный текст, перекликающийся со строками стихотворения: Любезное Время улетает из мира!.. Старинные стихотворцы нередко обращались к времени как к вполне зримому персонажу, умоляя его замедлить ход:

Мельканье дней, движенье лет…
Как будто бы крылаты,
Летят и удержу им нет.
Эй, Время, стой! Куда ты?

(Симон Дах)

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Завтрак с ежевичным пирогом. Хедда В.

В натюрмортах старых мастеров повседневные предметы принадлежали миру видимой реальности, поэтому в их картинах не было фантастических фигур наподобие крылатого Хроноса. Но все-таки и в натюрморте время можно представить зримо в виде часов. На картине Хеды “Завтрак с ежевичным пирогом” справа помещены карманные часы, воплотившие в себе безостановочный ход времени.

В “Натюрморте с золотым бокалом” П. Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности раковинами, представляющими пустую мертвую скорлупу, из которой давно ушла жизнь, и драгоценным кубком. В “Натюрморте с часами”, ранее считавшемся работой испанского мастера Антонио Переды, часам отведена главная роль.

Картина, мрачная даже по сравнению с другими натюрмортами Vanitas, трактующими тему краткости жизни, наделена особым драматизмом. Здесь также присутствуют раковины, изъеденные червями орехи, хрупкие стеклянные и керамические сосуды. В центре настольные часы на ножке, сделанной в виде фигурки фантастического персонажа сатира.

Каждая деталь тщательно выписана, но особое внимание живописец уделил часам. Единственным живым существом в застывшем мире, заполненном неподвижными мертвыми вещами, кажется этот маленький сатир: он упал на колено и склоняется под тяжестью большого круглого циферблата, едва удерживая часы на плечах.

Читайте также:  «сдача бреды», диего веласкес — описание картины

Этот, словно неожиданно оживший персонаж, напоминает фигуры из сборников эмблем, такие, как Хронос или Смерть в виде скелета на гравюре Бретшнайдера.

В эпоху христианства античные персонажи получили новое толкование, более соответствовавшее запросам времени

Это коснулось и сатира – фантастического существа с человеческими головой, руками, туловищем и козлиными ногами. Получеловек полуживотное, он был уподоблен дьяволу и смертному греху.

Похожее значение сохранилось и в “Натюрморте с часами”: тяжелый циферблат воплощенное время неумолимо давит на плечи фигурки сатира, как на неисправимого грешника, склоняющегося к земле.

Изображение часов здесь приобретает значение сложного иносказания аллегории, смысл которой был хорошо понятен современникам:

  • И все ж не сторонись
    Тревожных откровений
    циферблата,
    В них тайну каждодневного
    заката
    Нам повторяет жизнь:
    Всю вереницу суток, солнц,
    орбит
    Считает смерть, а время лишь
    растит.
  • (Франсиско де Кеведо)

Мир натюрморта в интерьерах XVII века сокрыт от непосвященного зрителя

Более позднее время отказалось от сложного старинного иносказания. Чтобы найти вход в этот мир, зачастую, недостаточно лишь одного созерцания картин.

Ключ к их пониманию хранят сборники эмблем, строки поэтов XVII столетия, получившего название “золотого века натюрморта”.

Проникнув с их помощью в замысел картины, можно понять воплощенную в сюжете мысль художника о бытии предмета в бесконечном потоке времени, возведенную до мысли о человеке и его судьбе.

Публикация подготовлена по материалам статьи
“Время в старинном натюрморте” Ю. Звездина, М. 1992 г.

Источник: https://www.5arts.info/naturmort-simvoli-i-vremya/

Как называют натюрморт, в котором присутстувуют часы?

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картиныФилипп де Шампань, «Vanitas». 2-я пол. XVII в.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму) . Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность» ) .

В натюрмортах этого вида часто присутствуют песочные или механические часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа.

Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть» .

Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем) , светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу) . На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс) .

Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти» ) . Имеется много других примеров олицетворения раздумий над смыслом человеческого существования.

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картиныМосква. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Натюрморт Переды посвящен популярной в европейском искусстве того времени теме «ванитас» (т. е. «суета сует» ) . Она была особенно близка мироощущению испанцев «золотого века» с их острым чувством быстротечности и тщеты всего земного, она нашла воплощение не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии эпохи барокко.

«Неумолимо времени теченье, непобедимы старость и забвенье» , – говорит поэт той эпохи Хуан де ла Крус. «Все губит время в ярости своей» , – вторит ему Х. де Хауреги. «Того не видят люди-чудаки, что сроки жизни их заметны еле, следы веков, как миги, коротки» , – подтверждает эту мысль великий испанский драматург Педро Кальдерон. «Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений: Череп — напоминание о неизбежности смерти.

Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы.

Зритель должен воспринимать его как «отражение» , он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. и т. д.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/33189190

Переда, Антонио

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

К группе испанских “натуралистов” с Веласкесом во главе принадлежат еще Переда (1599 — 1669), Пуга (середина XVII века) и Коллантес.

Первый представлен в Эрмитаже двумя первоклассными nature morte (одна помечена 1652 годом), отличающимися от подобных же нидерландских и итальянских картин необычайно “жирной” техникой и красивым спокойным общим тоном “Натюрморт с часами”, “Натюрморт с поставцом”

«Натюрморт с часами», Антонио Переда — описание картины

Антонио де Переда. Натюрморт с поставцом. 1652. Холст, масло. 80х94. Инв. 327. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815

[53]

Следующая глава

ЖИЗНЬ АНТОНИО ДА КОРРЕДЖО, ЖИВОПИСЦА
Перевод Ю. Верховского, примечания А. ГубераЯ не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобных тем, коими она в течение многих и многих

Антонио заели
260 лет назад, 18 августа 1750 года, в Венеции родился Антонио Сальери, композитор с самой злосчастной репутацией за всю историю мировой симфонической музыки, если не считать Александра Локшина, которого сам Шостакович считал гением и который был уже в ХХ веке

Порденоне (Джованни Антонио де Саккис)
Вполне достоверными Порденоне (1482 — 1539) Эрмитаж не обладает. Большой “Концерт” настолько пострадал, что трудно судить о нем. Что же касается до двух фризообразных картин “Яблоки Гесперид” ( “Геракл в саду Гесперид”) и “Поражение

Канале, Антонио Эту сторону творчества Гварди заменяют в Эрмитаже две картины Антонио Канале (1697 — 1768). Одна из них изображает отплытие дожа на Бученторо — для венчания с Адриатикой, другая — прибытие посланника Людовика XV ко дворцу Дожей. Каналетто (Антонио Канале).

Пуга, Антонио
Коллантес, Франсиско
Гаспар Бесерра
Редчайший мастер Пуга обнаруживается в своем “Точильщике” последовательным реалистом, трезвым наблюдателем жизни и тонким серебристым колористом. Антонио Пуга. Точильщик. 1635. Холст, масло. 120х160. Инв. 309. Из собр.

Антонио заели
18 августа. Родился Антонио Сальери (1750)18 августа 1750 года в Венеции родился Антонио Сальери, композитор с самой злосчастной репутацией за всю историю мировой симфонической музыки, если не считать Александра Локшина, которого сам Шостакович называл гением и

Приложение. Отрывки из записок Антонио Грамши
Ниже приводятся отрывки из записок Антонио Грамши, бывшего руководителя Итальянской коммунистической партии, написанных в фашистской тюрьме в 1929—1934 годах. Из этих записок видно, каким образом высокообразованный

Антонио Грамши
(1891–1937) основатель компартии Италии …
Я – пессимист по своим наблюдениям, но оптимист по своим действиям.

Возрождение живо там, где оно породило новую культуру и новый образ жизни.

Общество вертится вокруг себя, как собака, пытающаяся поймать свой

Источник: https://culture.wikireading.ru/40322

Сравнительный анализ картин «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» Виллема Калфа , 1661г. и «Натюрморт с часами» Антонио де Переда-и-Сальгадо , 1652г.из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код 178961
Дата создания 2013
Страниц 27
Источников 26
Файлы будут доступны для скачивания после проверки оплаты. Мы онлайн и готовы обработать ваш заказ.

Содержание Введение 1. Анализ произведения Виллема Калфа «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» 2. Анализ полотна Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами» Заключение Список литературы По сравнению с голландским полотном, линия горизонта несколько завышена и предметы воспринимаются как будто сверху. На первый взгляд, изображенные предметы кажутся неподвижными и статичными, но в их расстановке художник задает некую скрытую жизнь, движение. Чуть сдвинутый к краю блюда белый фаянсовый кувшин; диагональное расположение сосудов, утрачивающих четкость очертаний по мере удаления в глубину; разноориентированность раковин, демонстрирующих свой причудливый облик с разных сторон. Художник также показывает разные типы времени, его измерения и ритмы. Так, часы отмеряют время суток, плоды орехов и скорлупа – смену сезонов, кольца раковин — годичные циклы. А все вместе говорит об неумолимой, разрушительной работе времени. Занавес на заднем плане замыкает пространство стола и также несет в себе аллегорический смысл. Как эмблема театра он придает изображению парадность, торжественность; как метафора он напоминает о параллелях между человеческой жизнью и сценой. Отделяя реальную действительность от мира иллюзорного, он сообщает об окончании действия и ассоциируется с концом пути, и в этом контексте, все предметы натюрморта рассматриваются как герои сцены. Они закончили свое выступление, над ними вращается стрелка часов, указующая и направляющая на сумрачное пространство, как вход в иную реальность. В отличие от голландского натюрморта принцип плоскостной статической уравновешенной композиции испанского полотна сочетается с четкостью форм предметов и их предельной объемностью. Кажущаяся простота построения связана с точно выверенным ритмом предметных очертаний, созвучием красок и форм. Торжественный строй натюрморта необычайно целостен. Трактовка предметов в сравнении с голландским натюрмортом более обобщенная, но не в ущерб их материальности. Хорошо освещенный массивный глиняный кувшин, который покоится на широком блюде, осязаемо материален и весом. А вот предметы, следующие за ним, выявляются легким мерцающим светом, становясь все более легкими и невесомыми. А уж тонкий прозрачный бокал почти растворяется на фоне красного занавеса. Колористическое решение картины строится на изысканном сопоставлении насыщенного красного и пепельно-серого тонов. Преобладает локальный колорит и эти цвета присутствуют во всех предметах. Они звучат в главных эмблемах картины: красно-малиновом занавесе – олицетворении земного величия и холодно-серой мраморной плите – знаке небытия и вечности. С великолепным мастерством художник передает материальные и фактурные особенности предметов, подчеркивая их своеобразие и пластическую красоту. Этот подход сближает его с голландским мастером. Испанский художник также тщательно выписывает все мельчайшие подробности изображаемого, и тоже считается мастером колорита. Важным отличием испанского натюрморта от голландского выступает его отрешенность от повседневности. Предметы выступают самоценными героями полотна и человек им не нужен. В испанском натюрморте нет никаких намеков на «невидимое присутствие человека», свойственное для голландской школы. Таким образом, произведение испанского художника Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами» демонстрирует своеобразный подход к барочному натюрморту. Выбранный тип художественного обобщения можно было бы охарактеризовать как живописно-пространственный метод с элементами линейно-плоскостного. Открытая форма и передача «временности» мгновения сочетаются с относительной глубинностью и значительной опорой на линию. При всей материальности предметов, их образ более обобщен, а потому символическое начало натюрморта звучит гораздо ярче и отчетливее. Заключение Зачастую, к натюрморту относятся с известной степенью предвзятости, не считая его высокой живописью. Однако именно в этом жанре решаются такие специфичные задачи живописи как использование той или иной цветовой гаммы, пространственное расположение предметов, игра света и т.п.. Способность голландских художников передавать богатство материального мира высоко ценилась на всем протяжении дальнейшего развития европейской живописи. Однако для них самих, это мастерство всегда шло вкупе с вкладываемым тайным смыслом. Для голландцев XVII столетия натюрморты были насыщены символами, предлагая пищу не только для глаз, но и для ума. Через свои полотна они передавали современникам мысли об обманчивости земного благоденствия, толкая на философские размышления о смысле человеческой жизни. Таков натюрморт Виллема Калфа. За всей декоративностью и мастерством исполнения в нем таится символическое послание к зрителям. Насыщая краски, добиваясь их внутреннего свечения и мерцания, мастер создает ощущение загадочной и таинственной жизни предметов, которую можно заметить, но не объяснить. Притягательность и неповторимость этого натюрморта заключается в его окончательной неразгаданности. Он хранит свои секреты и по сей день. В натюрморте Антонио Переда-и-Сальгадо предметы словно запечатлены на каменной плите. Они тоже слагаются в своеобразное послание современникам и потомкам, в котором художник размышляет о смысле жизни и судьбе всего земного. Отметим, что исследователи испанского искусство зачастую сравнивали натюрморты этого мастера с египетскими письменами и называли их «иероглифико». Проведенный сравнительный анализ «Натюрморта с кубком из перламутровой раковины» Виллема Калфа и «Натюрморта с часами» Антонио Переда-и-Сальгадо еще раз подтвердил своеобразие голландской и испанской живописных школ. Из общих черт следует выделить их символическую насыщенность, одинаковый предметный состав, широкое использование колористических возможностей, а также базирование на итальянской технике живописи. Из отличий — различные композиционные схемы (треугольник и прямоугольник), пространственные построения (световоздушная перспектива и плановая, линейная), своеобразие использования света для выявления объема предмета. В целом, изучение особенностей построения натюрмортов различных живописных школ представляет особый интерес для исследователей, поскольку натюрморт для мастеров является своеобразной экспериментальной лабораторией для оттачивания техники письма. Натюрморт не ограничивает художественную фантазию мастера: он остается свободным в выборе и компоновке предметов, что делает этот жанр особо привлекательным для художников. Список литературы Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – 423 с. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебник / Под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005 . – 555 с. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. Г. Е. Крейдлин. – М.: Прометей, 1994. – 352 с. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: В. Шевчук, 2002. – 330 с. Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. – М.: Искусство, 1957. – 336 с. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. – М.: искусство, 1962. – 250 с. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И. Гиляровой. – М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. – 64 с. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. – СПб: Кольна. – 672 с. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. II. – СПб: Кольна, 1996. – 544 с. Волков Н. Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. – 263 с. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002. – 864 с. Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. – М.: Знание, 1960. – 64 с. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. – М.: Советский художник, 1981. – 127 с. Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. – М.: Искусство, 1966. – 266 с. Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. – Л.: Искусство, 1980 – 247 с. 10. Мастера искусства об искусстве. В 7 томах. Т.1-5 / Под общ. ред. А. А. Грубера. – М.: Искусство, 1963 – 1969. Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М.: Искусство, 1974. – 384 с. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1971. – 102 с. Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1972. – 390 с. Сапего И.Г. К вопросам анализа произведений искусства // Искусство. 1977. — № 10. – С. 12 – 29. Сербина Н.В. Предмет и межпредметное пространство в живописном произведении: автореферат. дис. канд.искусствоведения. –Екатеринбург, 2011. – 24 с. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 360 с. Шорохов, В.Е. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 303 с. Чернов Д.В. Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи XVI – XVII веков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artlib.ru/index.php?id=23&sid=1&iid=581&idp=0 26. Официальный сайт ГМИИ им.А.С.Пушкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/ Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И. Гиляровой. – М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. – С.2. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. – М.: Советский художник, 1981. – С.5. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – С.186. Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. – М.: Искусство, 1957. – С. 34. Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М.: Искусство, 1974. – С.302. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. – СПб: Кольна. – С. 478. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. – М.: Искусство, 1962. – С.12. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1971. – С.87. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. – СПб: Кольна. – С. 514. Официальный сайт ГМИИ им.А.С.Пушкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/ Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1972. – С.13. Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1972. – С. 61. Там же. – С.62 Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. – М.: Советский художник, 1981. – С. 76. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. – М.: Советский художник, 1981. – С. 77. Там же. – С.77 Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебник / Под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: высшая школа, 2005. – С.4. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Языки русской культуры, 1995. – С.213. Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. – Л.: Искусство, 1980 – С.7. Там же. – С.48 Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – С.223. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: В. Шевчук, 2002. – С.98. Там же. – С.100. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. – М.: Искусство, 1962. – С.35. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – С.225. Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. – М.: Искусство, 1966. – С.14. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. – СПб: Кольна. – С. 489. Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М.: Искусство, 1974. – С. 277. Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М.: Искусство, 1974. – С. 11. Там же. – С. 13 Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. – М.: Искусство, 1966. – С.7. Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. – М.: Искусство, 1966. – С. 171. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1971. – С. 68.

Читайте также:  Отдых в италии в декабре: праздники, туры, цены

5

Список литературы 1.Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – 423 с. 2.Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебник / Под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005 . – 555 с. 3.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. Г. Е. Крейдлин. – М.: Прометей, 1994. – 352 с. 4.Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. 5.Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: В. Шевчук, 2002. – 330 с. 6. Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. – М.: Искусство, 1957. – 336 с. 7.Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. – М.: искусство, 1962. – 250 с. 8.Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И. Гиляровой. – М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. – 64 с. 9.Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. – СПб: Кольна. – 672 с. 10.Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. II. – СПб: Кольна, 1996. – 544 с. 11.Волков Н. Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. – 263 с. 12.Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002. – 864 с. 13.Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. – М.: Знание, 1960. – 64 с. 14.Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. – М.: Советский художник, 1981. – 127 с. 15.Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. – М.: Искусство, 1966. – 266 с. 16.Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. – Л.: Искусство, 1980 – 247 с. 10. Мастера искусства об искусстве. В 7 томах. Т.1-5 / Под общ. ред. А. А. Грубера. – М.: Искусство, 1963 – 1969. 17.Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М.: Искусство, 1974. – 384 с. 18.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с. 19.Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1971. – 102 с. 20.Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. – М.: Искусство, 1972. – 390 с. 21.Сапего И.Г. К вопросам анализа произведений искусства // Искусство. 1977. — № 10. – С. 12 – 29. 22.Сербина Н.В. Предмет и межпредметное пространство в живописном произведении: автореферат. дис. канд.искусствоведения. –Екатеринбург, 2011. – 24 с. 23.Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 360 с. 24.Шорохов, В.Е. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 303 с. Чернов Д.В. Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи XVI – XVII веков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artlib.ru/index.php?id=23&sid=1&iid=581&idp=0 26. Официальный сайт ГМИИ им.А.С.Пушкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/ Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/178961/referat-sravnitelnyy-analiz-kartin-natyurmort-kubkom-iz-perlamutrovoy-rakoviny-villema-kalfa-natyurmort-chasami-antonio-de-pereda-salgado-giz-gmii-im-as-pushkina-moskva.html

Читать онлайн "ГМИИ им. А. С. Пушкина" автора Корсакова Ю. — RuLit — Страница 11

Антонио де Переда-и-Сальгадо (1608–1678) Натюрморт с часами 1652. Холст, масло. 78×91

Картина Антонио Переды представляет замечательный образец испанского натюрморта, посвященного теме «vanitas». Здесь явственно чувствуется неумолимое течение времени — центром композиционного построения являются бронзовые часы, поддерживаемые согбенной фигуркой фавна, на конечность земного бытия намекают и грецкие орехи.

Предметы — керамические красновато-коричневые кувшины, изящная фарфоровая ваза, сосуды из цветного и прозрачного стекла, оправленные в серебро, множество морских раковин разнообразных форм и расцветок — демонстративно выставлены художником на первый план.

Мастер тонко передает различие поверхностей: перламутровые переливы раковин, золотой и серебристый отблеск металла, драгоценную хрупкость хрусталя, тепло и гладкость терракоты, бархатные складки драпировки.

На фоне темно-красного занавеса каждая вещь будто застыла в тот момент, когда ее увидел создатель, каждый предмет существует отдельно, словно подчеркивая свою индивидуальность и неповторимость. Некоторые предметы выдержаны в единой цветовой гамме, однако между ними не существует никакой связи, они не вступают в диалог между собой, но и не противостоят друг другу: каждый из них — «вещь в себе».

Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Натюрморт с атрибутами искусств. Около 1724–1728. Холст, масло. 53×110

В данной картине представлены предметы, которые олицетворяют разные виды искусства — архитектуру, скульптуру, живопись. Гипсовый слепок, свитки листов бумаги, книги с закладками между страниц, оставленный карандаш, зарисовки, беглые, словно только что исполненные наброски — на всех предметах лежит печать вдохновенного творчества.

Превосходно передана фактура вещей — бумаги, переплетов и обрезов книг, гипсовой скульптуры. Сдержанная, но при этом богатая тончайшими переходами и рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое рассеянное освещение. Существование вещей в картине естественно и прекрасно. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Он пишет с необычайной смелостью и свободой.

«Надо пользоваться красками, но писать чувством», — говорил Шарден.

Франсуа Буше (1703–1771) Геркулес и Омфала 1732–1734. Холст, масло. 90×74

«Геркулес и Омфала» — одна из лучших ранних картин Франсуа Буше.

Сюжет повествует о пребывании античного героя в плену у лидийской царицы Омфалы, которая по воле богов насмехалась над Геркулесом, унижала его, наряжая в женское платье и заставляя прясть со своими служанками.

Себя же она украшала, накинув шкуру немейского льва, отобранную у Геркулеса, и носила его палицу. Изображая тринадцатый, апокрифический подвиг героя — его победу над царицей, художник в этой любовной схватке ярко передал порыв страсти своих героев.

Темпераментная живопись и насыщенная красочная гамма заставляют вспомнить об уроках Рубенса. Вместе с тем персонажи Буше, как истинные герои рококо, не забывают о том, что за ними наблюдает зритель, поэтому они заняты не только и не столько собой, сколько производимым ими впечатлением.

Жак Луи Давид (1748–1825) Андромаха, оплакивающая Гектора 1783. Холст, масло. 58×43

Новый герой, образ которого пыталось создать искусство XVIII века, в полной мере воплотился в творчестве Давида. Это протагонист античной эпохи, освобожденный от суеты и прозы жизни, представший в ореоле легенды и достойный подражания.

Живописец чутко уловил веяния своего времени, он видел в искусстве мощное средство воспитания общества в духе идеалов эпохи Просвещения.

Таков был замысел большой картины «Андромаха, оплакивающая Гектора» на сюжет «Илиады» Гомера, исполненной незадолго до революции, за которую Давид был принят в члены Академии.

В музее хранится небольшой, вполне завершенный эскиз к данной картине. Художник изображает Андромаху, оплакивающую своего супруга, убитого Ахиллом в поединке у стен Трои. Здесь воспевается красота подвига самопожертвования.

Судьба героя, положившего жизнь на алтарь отечества, достойна подражания. Композиция холста подобна античному барельефу благодаря строгости четкого рисунка, ровному освещению, выразительной пластике фигур.

Тело Гектора словно приподнято на ложе для прощания, взгляд и жест Андромахи обращены к зрителю. Она указывает на мужа и призывает следовать его подвигу. Герой картины предвосхищает идеал человека эпохи Великой французской революции.

Давид объединил классические образы и формы с идеями французских просветителей, в результате чего возник новый стиль — неоклассицизм.

Источник: https://www.rulit.me/books/gmii-im-a-s-pushkina-read-434451-11.html

А.Переда. Натюрморт с часами. Масло. 1652. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое. — презентация

1

2 А.Переда. Натюрморт с часами. Масло Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели.

Действительно многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно.

Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии. При разработке презентации были использованы следующие материалы: журнал Юный художник 2-90, статья Натюрморт Синюкова В., журнал Юный художник 4-90, статья Как ставить натюрморт Ганжало Т., а также репродукции картин.

Читайте также:  «поклонение пастухов», эль греко — описание картины

3 Абрахам ван Бейерен (1620/ ). Натюрморт с крабом. Дерево, масло Старая пинакотека. Мюнхен.

Из объектов мертвой природы (перевод французского словосочетания натюрморт nature mort) предметы, согретые живым человеческим чувством, преображаются под кистью художника, начинают жить собственной неповторимой тихой жизнью (таков буквальный и несравненно более точный в определении натюрморта перевод голландского термина stilleven, немецкого stilleben, английского still life).

4 Недаром еще в XVIII веке великий французский просветитель и художественный критик Дени Дидро для обозначения этого жанра пользовался терминами неодушевленная натура (natyre inanmee) Питер Клас (1597/ ) Голландская школа Завтрак. Масло Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

5 Cложение его многообразных форм и типов произошло в эпоху Возрождения, хотя отдельные мотивы и детали встречаются в искусстве Древнего Востока и античности: овощи, гирлянды или так называемые неприбранные комнаты в мозаиках, стенных росписях, рельефах. И. И. Козловский (1830 -?) Натюрморт. Холст, масло Ульяновский областной художественный музей.

6 Древние авторы о первом мастере греческом живописце Периакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили образцами для фресок в Помпеях. Это яркие и сочные изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных приборов, монет. Жан Франсуа ван Даль (?) ( ). Французская школа. Фрукты. Дерево, масло.

7 Жан Батист Симеон Шарден ( ). Французская школа Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло Государственный Эрмитаж.

В знаменитой Естественной истории древнеримский ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что голодные птицы слетались их клевать.

Паррасий же настолько совершенно изобразил занавес в своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий. После этого Зевксис признал себя побежденным, так как ему удалось обмануть лишь птиц, в то время как Паррасий ввел в заблуждение его самого – прославленного мастера, виртуозно владеющего приемами светотеневой моделировки.

8 Абрагам Миньон ( ) (?). Натюрморт с какаду. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей.

Картины Зевксиса и Паррасия до нас не дошли, и судить о них можно лишь по рассказам античных писателей и копиям римских художников, сохранившимся в незначительном количестве.

Но описанный Плинием принцип имитации видимых предметов, создающий впечатление о них как о реально существующих и даже заставляющих ошибаться искушенный глаз художника, дожил до наших дней и нередко встречается в современной живописи.

9 Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (от французского словосочетания trompe doeil – обман глаза, зрения).

Обманками, особенно любимыми в эпоху Возрождения и барокко, часто служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или так называемые охотничьи трофеи – убитые рябчики, тетерева, зайцы, также украшавшие дверцы шкафов для хранения дичи и воспринимавшиеся как реальные.

Иногда роль обманок в картине выполняют отдельные иллюзорно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах и листьях. П. Г. Богомолов (художник первой половины 18 века) Книги Холст, масло Музей керамики и усадьба «Кусково» 18 века, Москва

10 Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (от французского словосочетания trompe doeil – обман глаза, зрения).

Обманками, особенно любимыми в эпоху Возрождения и барокко, часто служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или так называемые охотничьи трофеи – убитые рябчики, тетерева, зайцы, также украшавшие дверцы шкафов для хранения дичи и воспринимавшиеся как реальные.

Иногда роль обманок в картине выполняют отдельные иллюзорно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах и листьях. Якопо Кименти да Эмполи. Около Натюрморт. Холст, масло е. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

11 Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода.

Этот тип натюрморта тесно связан с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа и ярко расцвел в западноевропейском искусстве XVII веке. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решила эту проблему.

Жан Батист Симеон Шарден ( ). Французская школа Натюрморт с кувшином и медным котелком. Масло Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса.

12 Э.Мане. Розы в вазе. Масло Цюрих, частное собрание. В самом начале 17 века в результате Нидерландской буржуазной революции на территории Северных Нидерландов образовалась буржуазная Республика Соединенных провинций. Здесь сложилась новая культура в которой нашли отражение демократические идеалы голландского бюргерства, ставшего хозяином в собственной стране.

В Голландии сформировалось искусство, правдиво отражавшее быт, нравы, природу родины.

Его реалистические установки были последовательно выражены живописцем, поэтом и драматургом Гербрандом Бредеро: Как художник, я следую правилу живописцев, которое гласит, что лучшим художником является тот, кто ближе всего подходит к жизни…что меня касается, то я изучаю только одну – книгу повседневной жизни.

13 В Голландии продолжали существовать различные объединения, часто полувоенного, полурелигиозного характера, сыгравшие важную роль в победе над испанским абсолютизмом. Их участники уже в 16 веке заказывали видным художникам групповые портреты, в которых желали видеть себя запечатленными в кругу своей корпорации.

Особое место приобрели изображения торжественных встреч представителей стрелковых гильдий. В них господствовала атмосфера праздника тесной компании хорошо знающих и ценящих друг друга людей, собравшихся за столом, уставленным сосудами, бокалами, вазами с фруктами, овощами и прочей снедью. Виллем Клас Хеда (около 1594-около 1680) Голландская школа.

Завтрак с ежевичным пирогом. Дерево, масло Дрезденская картинная галерея.

14 Со временем эти предметы как бы вырезались из банкетного стола, превращаясь в чистый натюрморт.

Однако и в таком виде предметы и явства, приготовленные к трапезе, долгое время сохраняли свой общественный характер: в их подборе, расстановке господствовала та же строгая дисциплина, что и в групповом портрете, сохранялась парадная торжественность общественного праздника, отсутствовал тот элемент случайности, интимности, который вносит в картину подлинная жизнь.

Большой шаг вперед сделал Франс Халс, придавший как групповому портрету, так и заключенному в нем миру вещей подлинную естественность, раскрывший те особенности предметов, которые характеризуют самого человека. В. Рождественский. Азиатский чай. Масло Государственный Русский музей.

15 Этот вид натюрморта, получивший название завтраков, приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды.

Они стали создателями национального натюрморта с Изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов, типичных для семьи голландского бюргера х годов.

Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландских буржуа, выросшего в свободной, независимо Виллем Клас Хеда между 1680 и Голландская школа. Ветчина и серебряная посуда. Дерево, масло Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

16 Пройдет время, и место скромных завтраков Класа и Хеды займут богатые и эффектные десерты Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа, отразившие новый этап в развитии нидерландского общества, утратившего свои революционные идеалы и отошедшего от скромного и трезвого жизненного уклада своих отцов.

Драгоценные кубки и редкостные плоды, сложные и разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого предмета – вот какие качества отныне наиболее ценятся разбогатевшими заказчиками- буржуа.

Но и в этих роскошных натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, быть то бархатистая поверхность персика и матовая пыльца виноградных гроздьев, прозрачный блестящий хрусталь и мягко светящиеся перламутровые раковины.

Абрахам ван Бейерен (1620/ ). Натюрморт с крабом. Дерево, масло Старая пинакотека. Мюнхен.

17 Питер Клас (1597/ ) Голландская школа Завтрак. Дерево, масло е. Государственный Эрмитаж. Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени.

Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделенных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород.

Все, чем богата плодородная земля Фландрии, чем изобилует ее леса и поля, что попадает в сети фламандских рыбаков, горами громоздится на столах и витринах, свисает и падает на тяжелые дубовые прилавки. Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы.

Авторам этих громадных картин был Франс Снейдерс, а сами полотна составляют оригинальные и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование лавки.

18 К полным кипучей жизни произведениям меньше всего подходит традиционное определение натюрморта как мертвой натуры. Настолько они нарядны, праздничны, ликующи.

Центром крепко сбитых композиций лавок Снейдерса является массивный прилавок или стол, на котором размещены груды битой дичи, фруктов, цветов, овощей. Обычно они выдержаны в общем оливковом тоне, из которого выделяются пятна синего, белого и красного (туши животных, омары, ягоды, одеяние лавочника).

Франс Снейдерс. ( ) Фламандская школа. Натюрморт с лебедем. Холст, масло. Около Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

19 Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, объединяя их в роскошные, декоративно- целостные циклы картин, ранее украшавшие дворцы европейской знати.

Он охотно вводит фигуры и полуфигуры людей, животных, иногда помещает небольшие жанровые сценки, например, собаку, бросающуюся на кошку; обезьяну, крадущую фрукты, беседующих лавочницу и покупательницу.

Эти сцены имели скрытый аллегорический смысл, хорошо понятный современникам, чаще всего указывали на людские пороки. Обычно в натюрмортах Снейдерса человеческие фигуры теряются среди изобилия земных даров. Его произведения близки к бытовому жанру, но часто сюжетное начало играет в них второстепенную роль.

Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли. Франс Снейдерс. ( ) Фламандская школа. Натюрморт с лебедем. Холст, масло. Около Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

20 Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу низменных жанров, однако именно в 18 веке появляются великолепные полотна Ж. Б. Шардена, оживляющего мир мертвой натуры.

С развитием академической системы образования возникает учебный, или постановочный, натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения. Жан Батист Симеон Шарден ( ).

Французская школа Натюрморт (Атрибуты искусств). Холст, масло.

21 Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине прошлого века.

Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето- цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно.

Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины, выявляют материальную вещественность мира. Пабло Пикассо Зеленая миска и черная бутылка Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

22 С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи.

Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы.

На плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с точки зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, а затем вводят в картины коллаж – присыпки, куски газет и другие материалы. Ф. Леже. Натюрморт. Масло

23 На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения (Бубновый валет) создают мажорные, сочные по цвету произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Поэтичные работы исполняют И.Грабарь, художники (Мира искусства), тонкие декоративные мастера (Голубой розы) Ю. Пименов Дальняя дорога. Масло

24 Эти традиции были продолжены в советском искусстве х годов. Красочные, воссоздающие богатство и многообразие предметного мира работы исполнили и юти годы П.Кончаловкий, А.Куприн, И.Машков, А.Лентулов,М. Сарьян, А.

Осмеркин, А.Герасимов. Одновременно были продолжены поиски тонкой колористической гармонии, поэтизации мира вещей (В.Лебедев, Н.Тырса), эксперименты в области цвета и фактуры (Д.Штеренберг, Н.Альтман). Н. Ерышев Кувшины.

Масло

25 Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи натюрморты были созданы и годах П.Кузнецовым, Ю Пименовым.

В х годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту многих советских художников (В.Стожаров, А.Никич, Т.

Нариманбеков). Т. Салахов Натюрморт с венским стулом. Масло

26 В зарубежном натюрморте середины и второй половины XX века выделяются работы итальянского живописца Д.Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой. М. А. Асламазян Армянский натюрморт. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

27 Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д.Риверы, Д.Сикейроса, итальянца Гуттузо.

Весьма своеобразны натюрморты представителей поп- арта — одного из направлений в европейском и американском искусстве, провозгласивших после засилья абстракционизма (возвращение к реальности).

Работы поп-артистов воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителей, иногда с нотами иронии и неприятия лозунгов «потребления ради потребления». П. П. Кончаловский ( ) Натюрморт. Апельсины и мятая бумага. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

28 Алифанова Екатерина Дмитриевна, директор Амбинской основной общеобразовательной школы При разработке презентации были использованы следующие материалы: журнал Юный художник 2-90, статья Натюрморт Синюкова В., журнал Юный художник 4-90, статья Как ставить натюрморт Ганжало Т., а также репродукции картин.

  • 29 Архипов Сергей Николаевич, директор Битковской средней общеобразовательной школы
  • 30 Баженова Наталья Юрьевна, директор открытой (сменной) школы
  • 31 Бордокина Галина Григорьевна, директор Новолуговской основной общеобразовательной школы
  • 32 Махерова Лариса Викторовна, заместитель начальника Центрального РОО
  • 33 Мавлютов Вильлюр Рафикович, директор Юрт-Акбалыкской основной общеобразовательной школы
  • 34 Оленников Михаил Михайлович, директор коррекционной школы
  • 35 Шмакова Галина Павловна, директор средней школы 168 г. Новосибирска
  • 36 Тарова Любовь Андреевна, зав. методическим кабинетом Колыванского РОО
  • 37 Железнова Нина Юрьевна, библиотекарь центральной библиотеки
  • 38 Железнова Галина Михайловна, зав. методическим кабинетом Сузунского РОО

Источник: http://www.myshared.ru/slide/433927/

Ссылка на основную публикацию