Мужской портрет, антонелло да мессина, 1475

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (ок. 1430-1479), — итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом («Кондотьер», 1475).

Мужской портрет

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Женщина с графином

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Запись 1456 о том, что у Антонелло был ученик в Мессине, дает возможность предположить, что он родился не позднее 1430. Стиль его произведений подтверждает сообщение Вазари о том, что учителем Антонелло был неаполитанец Колантонио. Неаполь в гораздо большей степени испытывал культурное влияние Пиренейского полуострова, Франции и Нидерландов, нежели Тосканы и Северной Италии. Живопись особенно расцвела в среде, знакомой с творчеством Ван Эйка и его последователей, несколько произведений которых можно было найти в неаполитанских собраниях. Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений — портреты. Обычно модель изображалась крупным планом погрудно; голова и плечи помещались на темном фоне. На переднем плане иногда изображался парапет с прикрепленным к нему картеллино (клочок бумаги с надписью); графичность и иллюзионистическая точность в передаче этих деталей свидетельствуют об их нидерландском происхождении. «Мужской портрет» (ок. 1474-1475, Лондон, Национальная галерея) является одним из лучших портретов Антонелло. За исключением красной шапки, дополненной выглядывающей темно-красной полоской нижнего платья, палитра мастера ограничена черным, насыщенным коричневым и отдельными мазками белого и телесного цветов. Хотя внутренний мир модели раскрывается мало, лицо излучает энергию и интеллект; оно тонко моделировано светотенью. Эта игра света в сочетании с острой прорисовкой черт лица придает почти скульптурную выразительность произведениям Антонелло зрелого периода творчества.

Портрет мужчины

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Женщина с фруктами

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Совершенно другая по настроению картина «Мария Аннунциата» (Палермо, Национальная галерея Сицилии) также требует от зрителя эмоционального участия и внутреннего переживания. Зритель словно помещен в пространстве на место архангела, что дает ощущение мысленного соучастия. Дева Мария, сидящая за пюпитром, одной рукой придерживает свое голубое покрывало и поднимает другую руку. Она задумчива и совершенно спокойна, ее ровно освещенная, скульптурно вылепленная голова словно излучает свет на темном фоне заднего плана.

Христос в терновом венке

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Мертвый Христос поддерживается ангелом

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Дева с младенцем

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Антонелло продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике — масляной живописи, и с этого времени венецианский колоризм основывался на разработке огромного потенциала масляной живописи. Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы. Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состоянии наполняет зрителя напряженным чувством сострадания. Мертвое тело Христа удерживают на крышке гробницы три ангела с остроконечными крыльями, словно рассекающими воздух. Вновь центральная фигура, данная крупным планом, словно прижата к поверхности картины; этот прием заставляет зрителя остро сопереживать изображенному страданию.

Святой Себастьян. 1476.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

В картине «Святой Себастьян» (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героической наготы).

Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры на фоне мощенной камнем площади.

Перспектива с максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции.

Музыкальная партия

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

  • Мадонна на троне
  • Распятие, Мария и Иоанн

Галерея картин Антонелло да Мессина

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/902-antonello-da-messina.html

Портреты Антонелло да Мессина

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.10.2016 14:16 Просмотров: 1456

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антоне́лло из Месси́ны, итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, писал, конечно же, не только портреты.

Но именно портретная живопись является вершиной его творчества. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV- начала XVI вв.

Из биографии

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина. Автопортрет

Художник родился в городе Мессина (о. Сицилия) между 1429 и 1431 г. Окончил провинциальную школу. Затем переехал в Неаполь (приблизительно в 1450 г.), где начал учёбу у Колантонио (Никколо Антонио). Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны.

Однако известно, что поскольку Колантонио изучал фламандское искусство, особенно творчество Яна ван Эйка, то нидерландские традиции живописи нашли отклик и в творчестве Антонелло да Мессина. А в зрелых его работах особенно ярко проявился сплав итальянской и нидерландской техник.Колантонио был первым итальянским художником, начавшим писать маслом.

Технику чистой масляной живописи он позаимствовал у Яна ван Эйка. А затем в этой технике начал работать и Антонелло да Мессина.

В 1475-1476 гг. да Мессина работал над заказами в Венеции. Там он познакомился со многими художниками и особенно подружился с Джованни Беллини. Считается, что написанные в Венеции картины Антонелло да Мессина являются лучшими в его творчестве.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина «Распятие» (1475). Национальная Галерея (Лондон)Евангельский сюжет передан художником в нидерландском стиле и по-своему.

Как известно, свидетелями казни Иисуса Христа были 4 человека (не считая распятых разбойников, римских воинов и народа, стоявшего вокруг): Его Мать Мария, евангелист Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова.

Но Антонелло да Мессина изображает на своей картине только Богородицу и Иоанна, которому Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26-27).

  • На заднем плане картины изображён родной город художника – Мессина.
  • Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом»На светлом фоне с трудом различается родной город художника – Мессина, но отчетливо вырисовываются фигуры Христа и ангела. Ангел тихо плачет, глаза его потемнели, покраснели веки, две почти невидимые слезы оставили влажные следы на его лице…

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина «Ecce Homo» («Се, человек»). Пьяченца, Городской музей«Вот человек» – слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.

Вид человеческого страдания невыносимо мучителен. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания.

Читайте также:  «городской рынок дрездена», бернардо беллотто — описание картины

Портреты кисти Антонелло да Мессина

Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений – портреты.

Стиль художника отличается технической виртуозностью и тщательной проработкой деталей, а также глубиной фона. Все эти характеристики свойственны и его портретам, которые с 1470 г. стали основным жанром его творчества.

Портретный жанр Антонелло отмечен чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Художник считается мастером трехчетвертного погрудного портрета. Фактически он является первым итальянским мастером станкового портрета.

Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина. «Мужской портрет (возможно, «Автопортрет»). Национальная галерея (Лондон)Его портретные композиции практически неизменны, т.к. он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета: он всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя.

Он никогда не пишет руки и не изображает аксессуаров.Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность, а точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности.

На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой.Свет на портрете обычно падает слева, навстречу лицу. Тени тонко моделируют лицо.Мы уже несколько раз подчёркивали близость портретного жанра Антонелло к нидерландскому искусству.

Так вот, современные рентгеновские методы исследования показывают, что техника живописи, глубокие и красочные тона портретов Антонелло идентичны по технике нидерландской живописи.Но метод Антонелло имеет и свои особенности. Его рисунок нарочито округл и упрощен, его портреты более обобщены.

А некоторые искусствоведы даже видят в них подобие круглой раскрашенной скульптуры, т.к. формы лица имеют трёхмерное изображение.

  1. Самым ранним портретом кисти Антонелло да Мессина считается «Портрет неизвестного» из Чефалу.
  2. Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина «Мужской портрет» (Чефалу)В отличие от нидерландских портретов персонаж этой картины улыбается. Антонелло стал первым художником XV в., открывшим выразительность улыбки.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

«Кондотьер» (1475) – один из самых «нидерландских» портретов Антонелло по технике исполнения и один из самых итальянских по духу.Имя заказчика полотна неизвестно.На зрителя смотрит мужественный юноша. Он не пытается кому-либо понравиться, а смотрит высокомерно и как будто с угрозой и презрением.

Темный фон и темная одежда контрастируют с хорошо освещенным лицом – собственно, это и было целью художника: сосредоточить внимание зрителя только на лице.Сам художник не давал название картине, оно дано позднее самими зрителями.

В этом лице зрители увидели кондотьера (руководитель военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев, т.е. фактически – наёмник).

Взгляд «кондотьера» сверлящий, напряженный и застывший. Точка зрения художника – чуть сверху, поэтому лицо обретает большую подвижность, сильнее скошены глаза, тени создают более явственный рельеф лица.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Антонелло да Мессина «Портрет старика» (Турин)Портрет старика считается шедевром того времени. Художник изобразил человека с оттенком иронического пренебрежения на лице. Это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз.

Благодаря этому приему особенности портретного искусства Антонелло получаются особенно заострёнными: зрачки персонажа находятся в резком движении; голова как бы поворачивается, следуя за быстрым взглядом.Искусствоведы отмечают подчеркнутую демократичность созданных художником образов.

Антонелло да Мессина демонстрирует их человеческую, личную уникальность, а не сословную исключительность.

Умер Антонелло да Мессина в Венеции в 1479 г. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в Вене находится его «Спаситель в гробу», в Мессине – церковные картины. Его творчество оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/621-portrety-antonello-da-messina

«Мужской портрет» Антонелло да Мессины в Эрмитаже

Картину на эрмитажную выставку привезли из собрания Городского музея старого искусства (Палаццо Мадама) в Турине

  • Государственный Эрмитаж 7 декабря 2013 — 9 февраля 2014 Санкт-Петербург, Зимний дворец, Аполлонов зал (№ 260)
  • В Государственном Эрмитаже в цикле «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» проходит выставка картины Антонелло да Мессины «Мужской портрет» из собрания Городского музея старого искусства (Палаццо Мадама) в Турине.
  • Экспонируемое произведение вызывает особый интерес, поскольку в собраниях российских музеев работы этого живописца не представлены.

Антонелло да Мессина (ок. 1431–1479) — художник эпохи раннего Возрождения, единственный крупный живописец юга Италии, региона отстававшего в политическом и художественном развитии от центра и даже севера страны.

Он обратился к портретному жанру, будучи уже зрелым мастером. Сохранилось около десяти мужских изображений его работы. Все они построены по одной схеме, заимствованной из нидерландского искусства: фигура представлена погрудно в трехчетвертном повороте.

Взяв за основу эту схему, Антонелло создал собственный тип портрета: он отказался от показа рук, от демонстрации признаков сословной принадлежности и каких-либо предметов, способных намекнуть на статус или род занятий модели.

Несмотря на скромность одежды и отсутствие атрибутов, можно с уверенностью сказать, что художнику позировали люди состоятельные: простым горожанам подобные заказы были не по карману.

«Мужской портрет» Антонелло да Мессины иногда называют портретом Тривульцио, по фамилии миланской семьи, которой портрет принадлежал до поступления в Городской музей Турина (Палаццо Мадама) в 1935 году.

Основой для небольшой, размером 37,4 × 29,5 см, работы послужила очень тонкая (5 мм) тополевая доска, не обработанная по краям — в расчете на раму. Со временем дерево начало коробиться, и в 2003 году портрет был отреставрирован.

Он создан в новой для Италии технике — масляной живописи, которой так прославился Антонелло. Внизу, на парапете, — написанный клочок бумаги, на котором выведена дата и подпись художника: 1476 / Antonellus messaneus / pinxit (1476.

Антонелло мессинец написал).

Кто позировал для портрета — неизвестно. С портрета на зрителя смотрит пожилой человек. На нем плотная куртка, из-под ворота которой видна полоска рубашки, на бритой голове — темный капуччо (капюшон с пелериной), края которого спадают на спину и грудь. Цветовая гамма очень сдержанная.

Читайте также:  Портрет хуана матеоса, диего веласкес — описание

Главный акцент — красная куртка, оттененная белым воротничком, на темно-оливковом фоне. Полуфигура, выдвинутая на первый план, почти полностью заполняет пространство, нейтральный фон сведен до минимума.

Художник отчетливо передает не только форму черепа, но и рельефные мускулы лица, складки вокруг губ и глаз.

Размещением фигуры в пространстве, игрой света, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих деталей мастер заставляет зрителя сконцентрировать внимание на лице мужчины, особенно на его взгляде — человека властного, уверенного в себе, осознающего свое место в мире.

Портрет Антонелло да Мессины — это портрет человека новой эпохи: «ни небесного, ни земного, ни смертного, ни бессмертного», а «свободного ваятеля» своей судьбы.

Куратор выставки — Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен иллюстрированный буклет (издательство Государственного Эрмитажа, 2013), автор текста — Т. К. Кустодиева.

Источник: hermitagemuseum.org

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475 Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140109_messina.html

Антонелло да Мессина. Как совершенствуется мастерство в живописи?

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Шедевр мал размером, всего 46×36,5 см, но по трехмерному пространству и сложной композиции равен большой картине. Его создатель — Антонелло да Мессина, один из самых интересных и выдающихся живописцев XV столетия. Как ясно из имени, происходил он из старинного города Мессины в северо-восточной части острова Сицилия. Лишь узкий Мессинский пролив отделяет Сицилию, омываемую тремя морями, от Италии в ее самой южной оконечности — Калабрии. Географическая близость к итальянскому континенту и постоянная связь с ним в значительной степени определили и художественный облик этого мастера. Его глубоко индивидуальное творчество, в котором своеобразно сочетались стиль, приемы и техники двух разных живописных школ, привлекло к себе внимание многих искусствоведов.

Антонелло да Мессина учился в Неаполе у итальянского живописца Колантонио и там же мог широко ознакомиться с произведениями прославленных нидерландских мастеров XV века: Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса, Кристуса, Дирка Боутса и других.

Их картины находились в художественных собраниях неаполитанской знати и особенно в коллекции короля Альфонсо, большого любителя живописи. Таким образом, не выезжая за пределы королевства, Антонелло да Мессина имел возможность увидеть и познать новое живописное мастерство и поразительную по цвету и тонкости масляную технику лучших представителей иноземной школы.

Это и наложило глубокий отпечаток на его искусство, особенно раннего периода, до путешествия в северную Италию.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

На втором этапе своего творческого пути Антонелло да Мессина достигает расцвета мастерства — изображения человеческой фигуры. К таким выдающимся картинам относится «Благовещение Марии».

На темном фоне четко выделяется полуфигура Марии, закутанная с головой в темно-голубой плащ, спускающийся на лоб.

По контрасту с этим интенсивным цветом, основным в картине, особенно выделяется ее лицо, исполненное в твердых и четко очерченных формах.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

В 1475 г. Антонелло поселился в Венеции.

Проезжая через северную Италию, он познакомился с произведениями выдающихся художников того времени — Пьеро дела Франческа и Андреа Мантеньи, которые оказали на него большое влияние.

В Венеции он оказывается в среде крупнейших живописцев этой школы во главе с Джованни Беллини. Прежние нидерландские влияния уступили место новым впечатлениям, новым средствам художественного выражения.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Самым поразительным и выдающимся примером нового живописного видения Антонелло да Мессина является картина «Святой Себастьян» (171×85,5 см), написанная в 1475—1476 гг. в Венеции.

Небольшой формат был обусловлен тем, что она представляла собой левую створку ныне исчезнувшего алтарного образа, в центре которого находилась статуя святого Рока, а на правой створке — изображение святого Христофора.

Эти трое святых почитались как покровители-защитники от чумы.

Посреди дворика с мраморным полом могучее дерево, вершиной уходящее в небеса и срезанное краем рамы. К этому-то дереву и привязан пронзенный стрелами святой Себастьян, чья атлетическая фигура безупречна. Объемность и монументальность фигуры, высота которой достигает высоты двухэтажного палаццо, расположенного слева, подчеркнута также массивным обломком колонны, лежащей у ее ног.

Мужской портрет, Антонелло да Мессина, 1475

Таков «Портрет молодого человека в красной шапке». Его взгляд устремлен на зрителя, губы сжаты, выражение лица замкнуто и серьезно. Устанавливается какой-то личный контакт между ним и смотрящим на него человеком.

Настолько портретные образы, созданные Антонелло да Мессина, благородны, умны и реалистичны в своем бытии.

К превосходным его картинам относится также «Портрет Тривульцио», человека средних лет в ярко-красной одежде и черном головном уборе.

Портреты Антонелло да Мессина — подлинные шедевры в итальянском искусстве Возрождения. И имя мастера неразрывно связано с этой блестящей эпохой человеческой культуры.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/29405/

Творчество Антонелло да Мессина

Краткая биография и описание знаменитых работ мастера.

Жизнь и творчество

Антонелло да Мессина (около 1430–1479) проживал и творил преимущественно на Сицилии. Изучал живопись на этом острове, а также в Неаполе, где находился весь 1450. В 1474–1476 предпринял путешествие в Венецию и Милан. На творчество Мессины значительно повлияло искусство Нидерландов, а также произведения Пьеро делла Франчески.

Уже в своих ранних произведениях художник достиг реалистичности изображения на основе передачи мельчайших деталей, он разрабатывал свой оригинальный стиль, который отличался геометричностью форм и строго построенной перспективой. Его заслугой считается введение в итальянскую живопись особой, перенятой у мастеров Северной Европы техники масляной живописи.

Основные произведения

  • Святой Иероним в келье, около 1474, Национальная галерея, Лондон;
  • Полиптих святого Георгия, 1473, Региональный музей, Мессина;
  • Мадонна с младенцем и святыми, 1475–1476, Художественно-исторический музей, Вена.

Святой Себастьян, 1479. Дерево, масло.

Святой Себастьян почитается как защитник от эпидемий чумы. В XV в. мученичество Себастьяна — юноши, расстрелянного лучниками, становится излюбленным сюжетом многих художников, поскольку давала им возможность лишний раз изобразить обнаженное человеческое тело.

Читайте также:  Пожар в квартале сан-маркуола, франческо гварди, 1789

С помощью гармонии линий и оттенков Антонелло добился на этой картине единства изобразительных элементов.

Распятие, 1475. Дерево, темпера. В этой картине Антонелло удалось передать напряжение кульминационного момента трагических событий, и она является лучшей художественной версией среди прочих, сделанных им на эту тему. Монументальные фигуры распятых устремлены к небу.

В то время как разбойники в муках расстаются с жизнью, Христос источает спокойствие и сосредоточенность. Мягкие черты лица и тонкие плавные линии фигуры выражают Его всепрощающую любовь. Апостол Иоанн стоит на коленях и творит молитву. Дева Мария, сидящая рядом, погружена в глубокую скорбь.

Сова, череп с костями — символ Голгофы — олицетворяют смерть.

Мужской портрет, 1476. Дерево, масло. Антонелло да Мессина был одним из крупнейших портретистов своего времени. Создавая портреты, он отошел от профильного изображения и стал писать портретируемого в три четверти оборота. Игра света и тени придает лицу особенно живое выражение.

Благовещение, около 1475. Дерево, масло. На этой известнейшей картине Антонелло передает с помощью небольшой гаммы оттенков, в простых формах и сдержанных жестах пик эмоционального напряжения: Дева Мария принимает благую весть. Строгость геометрических линий указывает на влияние Пьеро делла Франчески.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/tvorchestvo-antonello-da-messina.html

Антонелло да Мессина. Первооткрыватель масляной живописи в Италии. Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (ок. 1430-1479), — итальянский худо..

Антонелло да Мессина. Первооткрыватель масляной живописи в Италии.

Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (ок. 1430−1479), — итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом («Кондотьер», 1475).
Картины Антонелло да Мессина

Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны.

Однако совершенно ясно, что, хотя и не он познакомил Италию с масляной живописью, как об этом сообщают ранние источники, именно Антонелло продемонстрировал ее светоносные возможности венецианским живописцам, тем самым положив начало целому направлению, которому суждено было стать одним из магистральных путей в истории западноевропейского искусства. Как и некоторые другие художники того времени, Антонелло да Мессина сочетал живописные новации итальянцев с нидерландской традицией оптически точного изображения деталей.

Запись 1456 о том, что у Антонелло был ученик в Мессине, дает возможность предположить, что он родился не позднее 1430. Стиль его произведений подтверждает сообщение Вазари о том, что учителем Антонелло был неаполитанец Колантонио.

Неаполь в гораздо большей степени испытывал культурное влияние Пиренейского полуострова, Франции и Нидерландов, нежели Тосканы и Северной Италии. Живопись особенно расцвела в среде, знакомой с творчеством Ван Эйка и его последователей, несколько произведений которых можно было найти в неаполитанских собраниях.

Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений — портреты.

Обычно модель изображалась крупным планом погрудно; голова и плечи помещались на темном фоне. На переднем плане иногда изображался парапет с прикрепленным к нему картеллино (клочок бумаги с надписью); графичность и иллюзионистическая точность в передаче этих деталей свидетельствуют об их нидерландском происхождении. «Мужской портрет» (ок.

1474−1475, Лондон, Национальная галерея) является одним из лучших портретов Антонелло. За исключением красной шапки, дополненной выглядывающей темно-красной полоской нижнего платья, палитра мастера ограничена черным, насыщенным коричневым и отдельными мазками белого и телесного цветов.

Хотя внутренний мир модели раскрывается мало, лицо излучает энергию и интеллект; оно тонко моделировано светотенью. Эта игра света в сочетании с острой прорисовкой черт лица придает почти скульптурную выразительность произведениям Антонелло зрелого периода творчества.

Портреты Антонелло привлекают зрителя камерным форматом и блестящей, глянцевой поверхностью. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным.

Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас.

Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания.

Совершенно другая по настроению картина «Мария Аннунциата» (Палермо, Национальная галерея Сицилии) также требует от зрителя эмоционального участия и внутреннего переживания.

Зритель словно помещен в пространстве на место архангела, что дает ощущение мысленного соучастия. Дева Мария, сидящая за пюпитром, одной рукой придерживает свое голубое покрывало и поднимает другую руку.

Она задумчива и совершенно спокойна, ее ровно освещенная, скульптурно вылепленная голова словно излучает свет на темном фоне заднего плана.

Если в рассмотренных произведениях отсутствует даже минимальный интерес к проблеме передачи пространства, то другие работы Антонелло в этом отношении намного опережают свое время. В картине «Св. Иероним в келье» (Лондон, Национальная галерея) изображен святой, читающий за пюпитром.

Его отделанный деревом кабинет находится внутри готического зала, задняя стена которого прорезана окнами в двух этажах. Изображение обрамлено аркой и бордюром на переднем плане, которые воспринимаются как проскениум (прием, распространенный в искусстве стран севернее Альп).

Яркий горчичный цвет камня подчеркивает контраст света и тени внутри напоминающего пещеру помещения. Детали — предметы на полках кабинета, птицы на переднем плане, пейзаж вдали — переданы с такой степенью точности, достичь которой можно только при нанесении жидкой масляной краски очень мелкими мазками.

Однако главное достоинство живописи Антонелло заключено не столько в деталях, сколько в единстве света и воздушной среды.

В 1475—1476 Антонелло жил в Венеции, где написал монументальный алтарь для церкви Сан Касиано.

Сохранилась только его центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), на котором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны.

Алтарь относился к типу sacra conversazione (святое собеседование: Мадонна с младенцем и святыми, находящаяся с ними в одном пространстве, что противоположно по форме разделенному на части полиптиху) и был реконструирован на основе более поздних алтарей Джованни Беллини.

Антонелло продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике — масляной живописи, и с этого времени венецианский колоризм основывался на разработке огромного потенциала масляной живописи. Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы.

Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состоянии наполняет зрителя напряженным чувством сострадания. Мертвое тело Христа удерживают на крышке гробницы три ангела с остроконечными крыльями, словно рассекающими воздух.

Вновь центральная фигура, данная крупным планом, словно прижата к поверхности картины; этот прием заставляет зрителя остро сопереживать изображенному страданию.

В картине «Святой Себастьян» (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героической наготы).

Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры на фоне мощенной камнем площади.

Перспектива с максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции.

Источник: https://www.inpearls.ru/730180

Ссылка на основную публикацию