Музей ибсена в осло: шляпы, очки и драматургия

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Parkveien 68, Осло

385 м от Музея Хенрика Ибсена

4 отзыва

77777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Stortingsgaten 24 / 26, Осло

396 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Observatoriegata 12, Осло

402 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Observatoriegata 7, Осло

457 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Munkedamsveien 45, Осло

463 м от Музея Хенрика Ибсена

7777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

St Olavs Gate 31, Осло

516 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Parkveien 78, Осло

554 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Parkveien 31, Осло

563 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Tordenskioldsgate 6b, Осло

582 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

St. Olavsgate 26, Осло

612 м от Музея Хенрика Ибсена

1 отзыв

7777

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Rosenkrantzgate 13, Осло

613 м от Музея Хенрика Ибсена

2 отзыва

77

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Parkveien 25, Осло

613 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Holbergs Plass 1, Осло

633 м от Музея Хенрика Ибсена

777

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Stortingsgata 8, Осло

636 м от Музея Хенрика Ибсена

2 отзыва

777

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Karl Johans Gate 33, Осло

644 м от Музея Хенрика Ибсена

3 отзыва

7777

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Kristian IV's Gate 7, Осло

698 м от Музея Хенрика Ибсена

1 отзыв

77777

Отели рядом Музей Хенрика Ибсена

Karl Johansgate 31, Осло

699 м от Музея Хенрика Ибсена

Источник: https://ostrovok.ru/hotel/norway/oslo/ryadom-s/oslo_henrik_ibsen_museum_interest/

Осло (часть 2)

Вылет домой был намечен на вечер, поэтому в первой половине дня удалось ещё погулять по Осло. В основном посвятил время музеям, которых в норвежской столице очень много…Перед Национальной галереей расположился морской лев.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияНациональная галерея была основана в 1842 г. Билет стоит 50 крон. Главное достояние музея — одна из четырёх картин Эдварда Мунка «Крик».Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияТакже в галерее хранится самая известная работа Кристиана Крога (1852-1925) «Борьба за существование», на которой изображена раздача бесплатного хлеба бедным. Крог — один из крупнейших норвежских представителей реализма. Он преподавал в Государственной академии искусств, где одним из его учеников был как раз Эдвард Мунк.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияЕщё два «Крика» находятся в музее Мунка, который был открыт в 1963 г. (вход — 120 крон). Кроме произведений художника в музее хранятся и несколько личных вещей знаменитого норвежского экспрессиониста. В 2012 г. на аукционе «Сотбис» за 120 млн. долларов была продана 4-я работа «Крик» — на тот момент это была самая дорогая покупка картины.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияХотя мы попали в Осло через год после знаменитых терактов Андерса Брейвика, но Правительственный квартал всё ещё был огорожен.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия22 июля 2011 г. в 15:25:22 здесь прогремел взрыв, который унёс 8 жизней.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

А спустя 1,5 часа Андерс Брейвик добрался до острова Утёйа, где в это время проходил традиционный молодёжный летний лагерь правящей Рабочей партии. Собрав вокруг себя несколько десятков тинейджеров, он открыл по ним прицельный огонь. Здесь погибло 69 человек (большинство в возрасте 17-18 лет). Суд приговорил Брейвика к высшей по норвежским законам мере наказания — 21 году тюремного заключения.

Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияФасад Y-блока Правительственного квартала украшают «Рыбаки». Эту работу выполнил норвежский художник Карл Несьяр по рисунку Пабло Пикассо.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияЦерковь Святой Троицы (Trefoldighetskirken) — одна из самых больших в Норвегии (1000 мест). Была основана в 1858 г., имеет очень красивые витражи.Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияПриятно позагорать под ногами норвежского миссионера Ханса Эгеде (1686-1758), основателя городка Готхоб (ныне столица Гренландии Нуук).Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургияВообще, многие жители Осло в этот день расположились на газончиках, радуясь редкому солнечному дню.

Католический собор Св.Олафа был построен в 1856 г. в неоготическом стиле по проекту архитектора Ширмера. По поводу освящения храма норвежская королева Жозефина подарила приходу копию Сикстинской Мадонны Рафаэля, а Римский папа Пий IX — дарохранительницу, сделанную из итальянского мрамора.

Университет Осло — старейший в Норвегии, он был основан в 1811 г. как Королевский университет Фредерика (в честь короля Дании и Норвегии Фредерика VI).

В рейтинге университетов он стоит выше МГУ, а его гуманитарный факультет считается одним из самых престижных в мире. Университет вырастил 5 нобелевских лауреатов. Сейчас здесь обучаются более 27 тыс. студентов.

Во время нашего визита шла реставрация главного здания.

Здание университетской библиотеки теперь занимает национальная библиотека Норвегии, которая была создана не так давно — в 1988 г.При университете в 1814 г. был создан ботанический сад.Здесь можно увидеть 7500 уникальных видов растений.Напротив отеля «Рэдиссон Блю» была обнаружена стая аквалангистов. Инсталляция напомнила водопад в дубайском Молле.

Осло считается одним из самых дорогих городов мира.В XX в. город заметно разросся, В 60-х гг. Осло переделали в современный город с обширной сетью дорог, системой общественного транспорта и новыми офисными зданиями.Конный трамвай появился в Осло в 1875 г., а электрический — в 1894 г.

Сейчас город имеет 6 линий с номерами маршрутов от 11 до 19 (видимо, чтобы не путать с линиями метро, которых тоже 6).Метро Осло было открыто в 1966 г. Сейчас сеть состоит из 97 станций, из которых только 16 находятся под землёй. Метрополитен Осло имеет самый высокое соотношение количества станций на количество населения. Обычный билет стоит 30 крон (3,3 евро).

Жителям активно предлагается пересесть на велосипед, но в Норвегии этот вид транспорта не так популярен, как в той же Дании.Зато в Норвегии любят ретро-автомобили.Главная улица Осло — улица Карла-Юхана.Здесь встречаются живые скульптуры.Проект здания парламента (стортинга) разработал шведский архитектор Эмил Виктор Ланглет. Дворец был построен в 1860-66 гг.

Скульптуры перед стортингом время от времени меняются — в наш приезд стояла голова папуаса.Памятник писателю-публицисту Генрику Вергеланну (1808-45) был облеплен людьми в спортивных футболках. В этот день скандинавский фан-клуб «Манчестер Юнайтед» организовал какой-то праздник.

Вообще, английские клубы очень популярны в Норвегии!Главная футбольная команда Осло — «Волеренга», которая 5 раз выигрывала чемпионат и 3 раза кубок страны. Именно «Волеренга» в 2005 г. прервала невероятную серию «Русенборга», который 13 лет подряд был сильнейшим в Норвегии. Домашний стадион «Уллевол» является основным и для сборной страны.

Осло также представляет клуб «Люн», а в пригородах базируются «Стабек» и «Лиллестрём».Национальный театр был открыт в Осло в 1899 г.Перед входом стоят два великих норвежских драматурга — Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Кстати, первым руководителем театра стал сын Бьёрнстьерне — Бьёрн Бьёрнсон.В день открытия, 1 сентября 1899 г.

, играли комедию выдающегося норвежско-датского писателя Людвига Хольберга (1684-1754).Вообще около театра много скульптур известных актёров. Венхе Фосс (1917-2011) — знаменитая норвежская актриса послевоенного периода, активно занималась общественной деятельностью. Нынешний мэр Осло Фабиан Станг — её сын.»Гранд Отель» был открыт в 1874 г. кондитером Юлиусом Фритцнером.

Ежегодно здесь проходит банкет в честь лауреата нобелевской премии мира. На первом этаже расположено «Гранд Кафе», завсегдатаем которого был Генрик Ибсен.

Генрик Ибсен (1828-1906) — знаменитый норвежский драматург, поэт и публицист, основатель европейской «новой драмы». Музей Ибсена расположен в доме, где он прожил последние годы жизни. Вход — 100 крон.

    К 100-летию смерти драматурга на дороге от дома Ибсена к любимому «Гранд Кафе» были отпечатаны цитаты из его произведений.В первой части я показывал памятник Рузвельту, а теперь пришла очередь Уинстона Черчилля. На постаменте начертана цитата из его знаменитой речи «Кровь, труд, слёзы и пот» в мае 1940 г.Рядом стоит велосипедист. Я сначала подумал, что это какой-то чемпион 20-х годов. А на самом деле — это Гуннар Сёнстебю (1918-2012), участник норвежского Сопротивления во время Второй мировой войны. При его участии были серьёзно повреждены 40 немецких самолётов. Участвовал во взрыве призывного центра, чем сорвал отправку норвежской молодёжи на советско-германский фронт. Сёнстебю является единственным лицом, награждённым норвежским Военным крестом с тремя мечами.Довольно необычно прямо на трамвайных путях сделан фонтан.Далее я отправился на полуостров Бюгдёй, где расположились сразу 5 музеев.Норвежский музей истории культуры — музей под открытым небом в популярном в Скандинавии стиле «Старый город». Билет — 120 крон. Одни из первых экспонатов музея — ворота Оскара II, возведённые в 1883 г.В Музее кораблей викингов выставлены знаменитые корабли — Тюнский корабль, Гокстадский корабль и Осебергский корабль. Вход стоит 80 крон, но по этому билету можно ещё посетить Исторический музей в центре Осло.Я уже в посте о Тронхейме рассказывал, что викинги открыли Америку ещё за 500 лет до Колумба. Так вот именно супруги-археологи Хельге Ингстад и Анне Стине в 1960 г. нашли на Ньюфаундленде остатки поселения, которое было признано норманнским. Кстати, Хельге Ингстад (1899-2001) может похвастаться и тем, что пожил в 3-х веках.В 1936 г. был основан музей «Фрама», посвящённый истории норвежских полярных экспедиций. Главный экспонат — экспедиционный корабль Ф.Нансена «Фрам». Билет — 100 крон.

    А в 1950 г. рядышком был открыт музей «Кон-Тики», посвящённый жизни и деятельности Тура Хейердала. Вход — 90 крон.

    Экспозиция музея представляет суда и предметы, использовавшиеся во время всех экспедиций Тура Хейердала — «Кон-Тики», «Фату-Хива», «Ра» и «Ра II», «Тигрис», а также путешествия на остров Пасхи.И заключительный музей полуострова — Норвежский морской музей.

    Простой билет стоит 80 крон, также можно взять комбо-билет Морской музей + «Фрам» за 145 крон.

    Один из главных экспонатов — экспедиционная яхта Р.

    Амундсена «Йоа», первое в истории человечества судно, прошедшее Северо-западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Америки.

      Слева направо: Бьолан, Вистинг, Амундсен, Хассель, Ханнсен — первые покорители Южного полюса в 1911 г.Обратно в центр Осло я уже добрался на паромчике.

      На этом экскурсионная часть моего большого норвежского путешествия завершилась…

      Источник: https://andreimos.livejournal.com/178774.html

      Музей Ибсена в Осло

      Дом-музей был основан в 1990 году по инициативе актера Кнута Вигерта. Он первым подал идею восстановить интерьер квартиры, где Генрик Ибсен провёл последние 11 лет своей жизни, и открыть там постоянную экспозицию.

      Однако потребовалось немало времени, чтобы найти оригинальную мебель и личные вещи драматурга, его библиотеку, медали, канцелярские принадлежности, одежду и другие мелочи.

      Таким образом, история музея — это вклад многих людей, которые занимались поиском и восстановлением предметов интерьера. Весомую часть личного имущества пожертвовали родственники писателя, в частности его правнук Танкред. Однако большинство деталей приходилось собирать буквально по крупицам.

      Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

      Экспозиция музея

      Музейная коллекция занимает два этажа — первый посвящен творчеству драматурга, а на втором находится его квартира с аутентичной обстановкой.

      Жилые комнаты воссозданы с высокой точностью: в столовой сервирован стол посудой 19-го века, а в спальне у кровати стоит оригинальная настольная лампа.

      Стены украшают картины и семейные фотографии, на этажерках и полках расставлены книги — все выглядит так, будто Генрик Ибсен вышел на минуту и вот-вот вернется домой.

      Музей на первом этаже выполнен, напротив, в современном авангардистском духе. Здесь можно увидеть черновики писателя, его фотографии и другие документы. Также на первом этаже расположен традиционный музейный магазин с тематическими сувенирами.

      Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

      Как добраться

      • Музей Ибсена находится на улице Ibsens gate, а перед входом вы увидите скульптуру писателя — пройти мимо или ошибиться попросту невозможно.
      • Точный адрес: Henrik Ibsens gate 26, Осло, Норвегия.
      • К нему легко добраться:
      • Вариант 1
        Трамвай:маршрут № 19 до остановки Inkognitogata.
      • Вариант 2
        Трамвай:маршруты № 12 и 13 до остановки Solli.
      • Вариант 3
        Автобус:маршруты № 30, 31, N12 и N30 до остановки Solli.

      Из аэропорта Осло можно доехать поездом-экспрессом Flytoget. Станция National Theater находится в 5 минутах ходьбы от музея.

      Музей Ибсена на карте

      На что обратить внимание

      По мнению многих посетителей, самыми интересными уголками музея являются рабочий кабинет и спальня. В кабинете все детали интерьера воссозданы в том самом виде, в каком они были в последние дни жизни писателя. Здесь даже остались две его забавные коллекции — миниатюрные фигурки лягушек и троллей.

      Спальня же — место, где он провел свои последние часы. Есть легенда, что в день смерти к драматургу зашла сиделка и отметила, что он хорошо выглядит сегодня. В ответ он приподнялся, сказал «Напротив!» и тут же умер. Было ли это попросту возражение или же гений имел в виду что-то другое — так и осталось неизвестным.

      Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

      Экскурсии

      По музею Ибсена можно гулять только с экскурсоводом, самостоятельные посещения запрещены. Каждый час здесь проводятся организованные экскурсии, а последняя из них начинается за 1 час до закрытия. Также в здании практически все время работают те или иные тематические выставки (подробнее об этом можно узнать на сайте дома-музея).

      Если же вы хотите заказать экскурсию специально для своей группы, это нужно сделать заранее, отправив запрос на электронную почту: ibsen@norskfolkemuseum.no.

      Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

      Время работы и цена входа

      Музей работает ежедневно, кроме некоторых крупных праздников: 1 и 17 мая, Рождества (25 декабря), а также новогодних дат 31 декабря и 1 января.

      Время работы:

      • С 15 сентября до 14 мая — с 11:00 до 16:00;
      • С 15 мая до 14 сентября — с 11:00 до 18:00.

      В холодное время года один день в неделю (по четвергам) дом-музей работает немного дольше: с 11:00 до 18:00.

      Стоимость билетов:

      • Взрослые — 115 крон (~802 руб.);
      • Детские (до 18 лет) — 30 крон (~209 руб.);
      • Семейные — 230 крон (~1 603 руб.).

      Дети до 6 лет проходят бесплатно.

      Подробности можно уточнить на сайте.

      Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

      Музей Генрика Ибсена увлекает своей атмосферой как ценителей его творчества, так и тех, кто вовсе не знаком с норвежской литературой.

      Здесь все пропитано духом 19-го века, и прогулка по квартире писателя — в каком-то смысле знакомство с историей Норвегии, ее культурой и бытом.

      Для полноты впечатлений можно также посетить расположенное рядом кафе, куда Генрик ежедневно заходил выпить чашечку чая или кофе.

      И не спешите покидать этот район, ведь буквально в нескольких минутах ходьбы от музея находятся такие достопримечательности, как Национальный театр, построенный в 1899 году, и Королевский дворец. Последний является обязательным пунктом во всех туристических маршрутах — это одно из популярнейших мест в Осло.

      Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/muzey-ibsena/

      Музей Ибсена

      Татьяна Суровая|29.03.2013|6100 просмотров

      Музей Ибсена в Осло: шляпы, очки и драматургия

      Вблизи Королевского дворца в Осло расположился дом, в котором провел свои последние 11 лет жизни известный норвежский драматург, публицист, поэт Генрик Ибсен. Музей основан в 1990 году, к 100-летию писателя.

      Атмосферу постарались воссоздать максимально точно, посетители невольно ведут себя тихо. Им кажется, что великий драматург, сидя в своем кабинете, дописывает последнюю пьесу «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

      Для того, чтобы восстановить дом проделали огромный объем работы. Потребовалась поддержка многочисленных спонсоров, кропотливая работа экспертов и музейных работников, знатоков творчества писателя.

      Пол, стены, потолки были реконструированы в соответствии с археологическими исследованиями здания, вся информация о том, как все было при жизни Ибсена, собиралась по крупицам из исторических заметок.

      В итоге скатерти, занавески, шторы во всех комнатах выполнены как точные копии оригиналов.

      Когда Сюзанна Ибсен, жена писателя умерла в 1914 году, дом был фактически разорен. От первоначального интерьера не осталось почти ничего. Большая часть дорогой старинной мебели была рассеяна по разным местам и даже по разным муниципалитетам.

      Библиотека отправились в музей округа в Скайн. В 1990 году актер Кнут Вигерта выступил с инициативой сделать дом писателя доступным для общественности.

      В качестве отправной точки для дальнейшей реставрации, исследователи документально восстановили самые важные комнаты в квартире.

      Норвежский народный музей отдал часть экспонатов, семья писателя внесла свой вклад, пожертвовав часть очень редких вещей. В частности посол Танкред Ибсен предоставил музею очень много личного имущества, которое он унаследовал от прадеда.

      Его двоюродный брат актер Джон Билль в течение многих лет занимался розыском и восстановлением оригинальной мебели.

      В итоге квартира возвращает посетителей в прошлое, во времена Ибсена и может очень много рассказать о частной жизни стареющего писателя.

      В музее много уникальных и очень личных вещей – в том числе шляпы и пальто, дипломы поэта, медали, сумки и канцелярские и туалетные принадлежности.

      Экскурсии по музею проходят ежедневно, кроме этого культурная элита собирается в музее на тематические вечера. В камерной и уютной атмосфере проходят лекции и творческие выступления.

       Перед смертью парализованный Генрик Ибсен поднялся в постели и сказал громким, ясным голосом: «Напротив».

      Эти прощальные слова могут служить резюме личности Ибсена. Он протестовал против многого. В его произведениях скептицизм в отношении установленных истин, и смелость, чтобы задавать неугодные многим вопросы.

      Henrik Ibsens gate 260255Oslo+47 22 12 35 50www.ibsen.net

      Источник: http://www.norsktour.com/norway/muzei-i-pamyatniki/muzejj-ibsena/

      Драматургия Хенрика Ибсена

      Рубеж XX столетия в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен.

      «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа.

      Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма. «Новая драма» появилась во время господства «хорошо сделанных», но далеких от жизни пьес и с самого начала постаралась привлечь внимание к ее наиболее жгучим, животрепещущим проблемам.

      У истоков новой драмы стояли Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и другие выдающиеся писатели, каждый из которых внес неповторимый вклад в ее развитие. В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX в., ознаменовала собой начало драматургии века XX.

      В истории западноевропейской «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828-1906). Его художественное творчество соприкасается со многими литературными направлениями и не укладывается полностью в рамки ни одного из них.

      В 1860-е годы Ибсен начинает как романтик, в 1870-е становится одним из признанных европейских писателей-реалистов, символика в его пьесах 1890-х годов сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века. Но во всех его произведениях остро звучит социальная и нравственная проблематика, последовательному символизму и неоромантизму чуждая.

      Ибсена с полным основанием считают создателем психологической драмы и философской «драмы идей», во многом определивших художественный облик современной мировой драматургии.

      Несмотря на огромное значение романтической драмы Ибсена, его главные художественные достижения лежат в области реалистической драматургии 1870-1890-х годов, получившей заслуженное признание у читателей и зрителей во всем мире.

      Смелость и оригинальность творческих идей норвежского драматурга Шоу связывает с тем, что Ибсен был свободен от предрассудков своего времени и сумел разоблачить ложные идеалы общества, предустановленные им нормы морали. Драматургу наших дней, считает Шоу, следует, подобно Ибсену, трезво взглянуть на действительность и отбросить всякие устарелые истины, ибо они лишены реального содержания.

      Именно поэтому и необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений.

      Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности.

      «В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, обиды или честолюбия, недоразумений и случайностей и всего прочего, а вокруг столкновения различных идеалов».

      Ибсен в пьесе «Привидения» показал, к чему может привести желание любой ценой спасти распавшийся семейный союз.

      Героиня пьесы фру Альвинг, страдавшая от супружеских измен и пьяных оргий своего мужа, хотела, как и Нора, оставить свою семью, но пастор Мандерс уговорил ее остаться.

      Вступить в открытую борьбу с лицемерной общественной моралью фру Альвинг так и не решилась. Расплатой за компромисс со своей совестью стала для нее смертельная болезнь сына Освальда, унаследованная им от распутного отца.

      «Привидения» не только откровенно тенденциозная, но и глубоко психологическая драма. В ней дана необычайно тонкая и острая психологическая характеристика героини, с ужасом открывающей для себя в финале пьесы, что в ее семейной трагедии есть немалая доля и ее собственной вины.

      Откровением звучат для фру Альвинг слова Освальда о том, что в родительском доме он «был лишен радости жизни». В этот момент ее озаряет страшная догадка. Ведь такая «радость жизни» ключом била в молодые годы в ее муже.

      Неукоснительно следуя правилам пуританской морали, она сама убила в нем эту радость наслаждения жизнью. Психологический конфликт в пьесе Ибсен заостряет до предела.

      Он оставляет свою героиню на пороге выбора: облегчить ли ей страдания сына и, как она обещала, дать ему яд или оставить все как есть и тем самым еще больше усугубить свою вину перед ним?

      В «Привидениях» Ибсен демонстрирует виртуозное владение техникой построения пьесы, используя ее для «саморазоблачения» героини и осуждения общественной лжи.

      Читайте также:  Площадь согласия (виконт лепик с дочерьми, переходящий площадь согласия)

      Драматизм достигается максимальной концентрацией событий во времени и пространстве, единством времени и места, как в античной драме. Но в отличие от последней в «Привидениях» используются приемы «новой драмы», интеллектуальной и психологической.

      В ней многократно усилена роль дискуссии, настроения, подтекста, неразрывная связь прошлого и настоящего дополнительно выражена в художественных символах.

      Воздействие идей биологического детерминизма сказалось и на других «новых» пьесах Ибсена. И доктор Ранк в «Кукольном доме», и Освальд в «Привидениях» оказываются жертвами нездоровой наследственности своих отцов.

      И хотя обращение к теме наследственности ни в коей мере не является определяющей чертой «новой драмы» Ибсена, испытывавшего обостренный интерес прежде всего к проблемам духовной жизни личности (даже в «Привидениях», самой «натуралистической» из пьес драматурга, в центре его внимания не наследственное заболевание сына, а духовная драма матери), тем не менее натуралистические мотивы, в ней звучавшие, давали основание драматургам-натуралистам видеть в нем своего духовного отца. Когда же с середины 1880-х годов в творчестве Ибсена на передний план выдвинулись по преимуществу проблемы моральные и психологические и одновременно с этим в структуре его пьес резко возросла роль художественных символов, тогда другое литературное направление — символистское — предъявило на писателя свои права.

      Символы в «новой драме» Ибсена появились еще задолго до того, как символизм в полный голос заявил о себе в драматургии. Пожар в детском приюте в «Привидениях»— и поэтическиЙ образ-символ, обобщающий реальные жизненные явления с помощью аллегории, метафоры, иносказания.

      Форма ибсеновской драмы — строгая, четкая, собранная. Диссонансность мира выявляется здесь в пьесах, единых по своему построению и колориту. Вместе с тем изображение дисгармонии у Ибсена отнюдь не дисгармонично. Мир не распадается в его произведениях на отдельные, несвязанные фрагменты. Плохая организация жизни выражается в превосходно организованных произведениях.

      Особенно показательны для Ибсена такие формы аналитизма, при которых раскрытие сокровенных роковых глубин внешне счастливой жизни совершается не только путем снятия обманчивой видимости в данный отрезок времени, но и путем обнаружения хронологически далеких истоков скрытого зла.

      Отталкиваясь от наличного момента действия, Ибсен восстанавливает предысторию этого момента, добирается до корней того, что происходит на сцене.

      Именно выяснение предпосылок совершающейся трагедии, обнаружение «сюжетных тайн», имеющих, однако, отнюдь не только фабульное значение, составляет основу напряженного драматизма в таких весьма отличающихся друг от друга пьесах Ибсена, как, например, «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Росмерсхольм» (1886).

      А в «Привидениях», на фоне непрекращающегося дождя происходит постепенное выяснение подлинного существа той жизни, которая выпала на долю фру Алвинг, вдовы богатого камергера, а также обнаруживается, что ее сын болен, и обнажаются подлинные причины его болезни.

      Все отчетливее вырисовывается облик покойного камергера, развратного, спившегося человека, грехи которого — и при жизни его, и после его смерти — фру Алвинг пыталась скрыть, чтобы избежать скандала и чтобы Освальд не знал, каким был его отец.

      Нарастающее ощущение неминуемой катастрофы находит свое завершение в пожаре приюта, только что построенного фру Алвинг, чтобы увековечить память о никогда не существовавших добродетелях ее мужа, и в неизлечимом заболевании Освальда. Таким образом, и здесь внешнее и внутреннее развитие сюжета взаимодействуют органически, объединяясь также исключительно выдержанным общим колоритом.

      Герой Ибсена — это не «рупор идеи», а человек, обладающий всеми измерениями, свойственными природе человека, в том числе интеллектом и стремлением к активности. Этому могут,на мой взгляд,свидетельствовать слова Освальда о его жизнерадости,о том,что как в Париже «радуются жизни. Жить,существовать-считается уже блаженством.

      Мама,ты заметила, что все мои картины написаны на эту тему?все говорят о радости жизни. В них свет,солнце и праздничное настроение-и сияющие,счастливые человеческие лица.» Это не означает, что ибсеновским героям совершенно чужды интуитивные поступки. Они вообще никогда не превращаются в схемы.

      Но их внутренний мир интуицией не исчерпывается, и они способны действовать, а не только сносить удары судьбы.

      Внутреннее освобождение фру Алвинг от всех привычных догм произошло еще до начала пьесы (в ее исповеди Пастору Мандерсу о своей жизни с мужем), но по ходу пьесы фру Алвинг приходит к пониманию той трагической ошибки, которую она совершила, отказавшись от перестройки своей жизни в соответствии со своими новыми убеждениями и трусливо скрыв от всех подливное лицо своего мужа.

      есть две точки зрения на название произведения:

      • 1) Приведение — это та наследственная болезнь, которую Освальд получил от отца.
      • 2) Приведение — это те условности, общественные нормы, которые заставили фру Альвинг остаться с мужем и которые сломали жизнь ей и ее сыну.

      Знаменитая ретроспективная или «интеллектуально-аналитическая» форма ибсеновской драмы служит «узнанию» тайны прошлого его героев, Оставаясь за рамками непосредственного действия, оно анализируется и разоблачается ими в процессe происходящего. «Узнание» тайны резко нарушает спокойное и благополучное течение их жизни.

       Разоблачение того, что было с героями в прошлом, вызвано событиями настоящего времени, и чем больше читателю или зрителю открывается тайн их прошлого, тем яснее причина, вызвавшая катастрофу.

      Короче говоря, с помощью ретроспективной техники Ибсен выявляет истинное положение дел, скрытое за оболочкой внешнего благополучия.

      «Узнание» тайны для него важнейший способ исследования не только сценических характеров, но и жизни в целом, во всем богатстве ее проявлений, противоречий и возможностей.

      В своих пьесах Ибсен стремится к абсолютной достоверности происходящего.

      Он подчеркивает, что его произведения призваны «создать у читателя или зрителя впечатление, будто перед ним самая настоящая действительность», а от постановщиков требует, чтобы их сценическое воплощение было «максимально естественным» и «на всем лежала бы печать подлинной жизни».

      Требование жизненной правды важно и для языка ибсеновской драмы. Драматург добивается того, чтобы реплики героев точно соответствовали речевым формам действительности. Еще важнее для него широкое использование подтекста.

      В репликах героев часто содержится дополнительный смысл, проливающий свет на сложные душевные процессы, в которых и сами они подчас не отдают себе отчета. Наряду с диалогом смысловую нагрузку в речи героев несут и паузы, роль которых резко возрастает в поздних пьесах драматурга. ибсен драма привидение литературный

      В ней многократно усилена роль дискуссии, настроения, подтекста, неразрывная связь прошлого и настоящего дополнительно выражена в художественных символах.

      Перекликается Ибсен и с так называемой «драмой судьбы», хорошо известной в первых десятилетиях XIX века. «Драма судьбы» говорила о хаосе буржуазного общества, ужасе человека, потерявшего раз и навсегда управление собственными действиями.

      В скрытом виде «драма судьбы» осталась в буржуазной театральной традиции, — ни хаос, ни ужас не были преодолены в реальной жизни и поэтому не могли уйти со сцены. Так же у Ибсена: в глубине его драм «хаос шевелится». Но Ибсен полон иронии.

      Люди его драм приспособились к этому хаосу и поддерживают друг в друге уверенность, что находятся в благоустроенном царстве. Они совершают недостойные, унизительные для человека поступки и убеждены, что все это хорошо. Пресмыкаясь, говорят о праве и свободе.

      Живя и действуя в таком общественном мире, над которым человек не властен, говорят о гуманности, о культе человека. Безжалостно и гневно Ибсен разоблачает современное христианство. Толкуя о человечности, оно только старается примирить с отсутствием человека, его личности и воли в делах современной жизни.

      Христианство, по Ибсену,— апология приспособления к злу. Пастор Мандерс в драме «Привидения», как велит ему пасторская должность, всегда ссылается на христианский закон. В этой тяжкой драме пастор Мандерс — виновник всему.

      Это он когда-то передал Элене, любившую его, в руки распутного, больного от распутства камергера Алвинга, уверяя, что таков его, Мандерса, христианский долг, что он не смеет, как христианин, искать личного счастья.

      От брака Элене с Алвингом родился милый, даровитый и несчастный Освальд, удрученный наследственностью со стороны отца, осужденный без вины на страшный распад, физический и духовный. Пастор Мандерс боялся бороться за любимую женщину с богатым и родовитым Алвингом, он не допускал, что может дать ей сам что-либо взамен богатства, которое ей обещал Алвинг. Христианство пастора Мандерса состоит в преклонении перед материальными преимуществами, в нигилизме относительно человека.

      Ибсена считали христианским писателем, пасторы англиканской и лютеранской церквей проповедовали на темы, взятые из Ибсена. Христианская репутация Ибсена так же навязана ему, как и репутация ницшеанца, сторонника «морали господ» и сильных людей.

      По Ибсену, на поверхности диалога и всякого другого общения людей друг с другом мы находим взаимное уважение, взаимное признание прав, даже гуманность, даже христианскую любовь. При малейшем же углублении в диалог выясняется иное. Взаимная солидарность, свобода, предоставленная каждым каждому, — все это лишь в точнейшем смысле «на словах».

      Сквозь слова проглядывает «подтекст». Человеку предлагают свободу выбора, а на самом деле на него оказывают давление. Льстят его самостоятельности, а хотят над ним тиранствовать. Взывают к его доброй воле, а пока могут — обращаются с ним как с неодушевленной вещью. Оказывают ему доверие, добры с ним — и мало надеются, что он ответит тем же.

      Хотят понять друг друга — и не могут, не умеют. В этом искусство диалога у Ибсена. Сцены признаний, «исповедей» у Ибсена обыкновенно разбиты на отдельные куски; говорит все тот же, но обстоятельства и окружение меняются, и каждый кусок все той же речи меняет свой тон и цвет. «Мимические» ремарки Ибсена весят в его драмах не меньше, чем текст диалогов.

      Ремарки эти имели колоссальное значение в истории сцены и актерской игры.

      Возмездие — это пожар в «Привидениях», когда горит убежище, которым фру Алвинг хотела прикрыть истину о камергере Алвинге, когда истина вырвалась наружу, ознаменовывая себя огнем и дымом и страшной наследственной болезнью Освальда.

      Драмы Ибсена интересны главным образом не своим действием или событиями. Даже характеры, пусть они и безошибочно выписаны, в его пьесах не главное.

      Наше внимание приковано прежде всего либо к открываемой нам автором великой истине, либо к поставленному им великому вопросу, либо к великому конфликту, почти не зависящему от конфликтующих действующих лиц и имеющему всеобъемлющую важность, — иными словами, к драме, сведенной до ее голой сути.

      Основой всех своих поздних пьес Ибсен выбрал обычные судьбы во всей их бескомпромиссной правде. Он отказался от стихотворной формы и никогда более этим традиционным способом свои работы не приукрашивал. К внешнему блеску и мишуре он не прибегает даже в моменты наивысшего драматического напряжения.

      Читайте также:  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна ручеллаи), дуччо ди буонинсенья, 1285

      Насколько проще было бы написать «Врага народа» в более возвышенной манере, заменив героя-буржуа традиционным романтическим! Тогда бы критики превозносили как великое то, что они так часто осуждают как тривиальное. Однако среда, которую Ибсен описывает, — для него ничто. Главное для него — драма.

      Силой своего гения и неоспоримым мастерством, которое он привносит во все свои начинания, Ибсен уже многие годы привлекает к себе внимание всего цивилизованного мира. Прежде всего, создавая их, Ибсен не повторяется. И в представленной драме — последней из длинного их ряда — он рисует своих героев и привносит в них новое с обычным своим мастерством.

      «Жизнеподобие» фона нужно было драматургу для того, чтобы резче показать столкновение обыденного хода событий с необыкновенной по силе человеческой волей.

      Заглавный персонаж драмы, преет (приходский священник) из глухого местечка на берегу норвежских фьордов, посвящает свою жизнь бескомпромиссному служению Богу, которбе он осознает как моральный долг, вмененный в обязанность каждому человеку.

      Жизнь — не предмет для критики, ее встречают с открытым забралом, ею живут. И еще, если и существуют пьесы, предназначенные для сцены, то это — пьесы Ибсена. Но не только потому, что они в отличие от других написаны не для того, чтобы пылиться на библиотечных полках. Пьесы Ибсена полны мыслью.

      Источник: https://studwood.ru/1349315/literatura/dramaturgiya_henrika_ibsena

      За заслуги перед Ибсеном

      Фестиваль театр

      О событиях международного Ибсеновского фестиваля (о его открытии см. «Ъ» от 30 августа), который завершится вручением одноименной театральной премии, рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

      Ибсеновская премия была придумана в Норвегии несколько лет назад. Страна решила не только напомнить всему свету о своем главном вкладе в историю мирового театра, но и таким образом привлечь внимание к сегодняшнему норвежскому театру.

      Ради амбициозной цели не поскупились, Ибсеновскую премию, финансируемую из госбюджета королевства, сразу сделали самой желанной, если говорить о денежном содержании, театральной наградой мира: лауреат, имя которого определяет международное жюри, получает 2,5 млн норвежских крон, то есть больше €300 тыс.

      В театральном мире такие деньги и близко никто до сих пор не платил. Фамилии первых трех лауреатов на репутацию новорожденной, вручающейся теперь раз в два года награды поработали удачно. Питер Брук и Ариана Мнушкина — главные авторитеты мирового театра.

      Норвежский драматург Йон Фоссе, хоть и не является живой иконой, но остается самым знаменитым норвежцем в сегодняшнем театральном мире.

      Нынешний лауреат Хайнер Геббельс тоже весьма известен в театральной среде, но его работы все-таки остаются уделом фестивальных гурманов. С точки зрения паблисити могли бы наградить, скажем, американца Роберта Уилсона или канадца Робера Лепажа — шуму международного было бы гораздо больше.

      Или хотя бы немца Томаса Остермайера, главного сегодняшнего европейского интерпретатора пьес Ибсена. Тем не менее именно в таком вроде бы не самом выигрышном с точки зрения пиара решении жюри просматривается определенная долгосрочная стратегия.

      Неутомимый экспериментатор Геббельс — один из самых интересных и оригинально мыслящих представителей авторского, постдраматического театра. Он ничем не обязан Норвегии и Ибсену, он вообще никак не связан с драматургией и никогда не ставит чужих пьес — только свои собственные фантазии.

      В этом зрители Ибсеновского фестиваля убедятся, посмотрев его «Эраритжаритжаку» (она была показана в Москве на одном из Чеховских фестивалей) и «Вещь Штифтера» — во втором спектакле не то что пьесы, там на сцене и живых актеров-то нет и в помине, а играют всякие хитроумные устройства и механизмы.

      Ибсеновская же премия таким образом дает миру понять, что присуждается она не за вклад в мировую ибсениану и — шире — что не связана обязательствами с традиционным театром, то есть является не «профильной», а универсальной и передовой.

      Впрочем, от Ибсена в Осло все равно никуда не деться — он здесь и над головой, и под ногами. Бронзовый драматург, стоящий перед зданием Национального театра, хмуро смотрит на проходящих мимо него зрителей.

      А в тротуар вписаны цитаты из ибсеновских пьес: цепочка реплик ведет от превращенной в превосходный музей последней квартиры Ибсена мимо того же Национального театра к историческому Гранд-кафе, куда автор «Норы» и «Пера Гюнта», бывший в старости живой городской достопримечательностью, ежедневно ходил в одно и то же время. В музее можно узнать немало интересного, кое-что становится понятно и про пьесы Ибсена. Экскурсовод, например, сообщает, что финал «Норы» родился под нажимом жены драматурга Сюзанны, ей надоела нерешительность мужа, слишком долго работавшего над пьесой, и в один прекрасный день она ему заявила: «Либо Нора уйдет от мужа, либо я сама ухожу».

      Впрочем, сегодняшних интерпретаторов ибсеновских пьес многое из того, что современникам драматурга казалось вызывающим, уже не так волнует. Хотя один из отцов новой драмы Ибсен довольно легко сопрягается с житейскими обстоятельствами нынешних европейцев: в «Норе» бельгийской компании tg STAN действие происходит сегодня и сейчас.

      Актеры работают на практически пустой сцене, освобождаясь не только от деталей быта, но и от лишних условностей — второстепенные персонажи сгруппированы и отданы всего двум актерам.

      Так что внимание зрителей сфокусировано на семейной истории Норы, Хельмера, благополучного карьериста, в котором легко опознать среднего брюссельского еврочиновника, и его жены, решающей взять свою судьбу в собственные руки.

      Знаменитый Оскарас Коршуновас, напротив, лишает Ибсена какой-либо актуальности — но «Пер Гюнт», которого литовский режиссер поставил на одной из малых сцен Норвежского национального театра, располагает именно к философским обобщениям, а не к узнаваемым частностям.

      Основой композиции режиссер сделал последний акт пьесы, главный герой показан здесь в конце своего пути, на границе — а может быть, уже за границей — земного бытия.

      В центре сцены — выброшенная на берег лодка со следами бурной жизни Пера Гюнта, а вокруг него сущий цирк: персонажи, которых в конце пути встречает герой, уподоблены клоунам, устраивающим на сцене страшноватый карнавал.

      Путь в небытие у Коршуноваса оказывается разноцветным, громким и энергичным, а в финале за облупленной триумфальной аркой, в которую уволакивают Пера Гюнта разряженные фрики, раздается грозное львиное рычание. В тонком психологе Генрике Ибсене, кстати, тоже иногда просыпался сущий зверь.

      Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2015249

      Шаг в дом Генрика Ибсена в этом музее oslo —

      Источник: https://rus.worldtourismgroup.com/step-into-henrik-ibsens-home-this-oslo-museum-62662

      Из пьесы Ибсена сделали балет

      За этим столом проходят теплые семейные разговоры

      Erik Berg

      В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно – к постановке хореографа Сины Эсперйорд и режиссера Марит Моум Ауне руку приложили все, кто в ней занят.

      В итоге всё в проекте можно разглядывать по отдельности без ущерба для целого. Как разные арт-инсталляции. Красивую декорацию прозрачного, показанного как бы в разрезе двухэтажного дома. Видеоролики.

      В одном можно увидеть задействованных в спектакле танцовщиков и танцовщиц такими, какие они сегодня, и такими, какие они были в детстве – их фотографии показывают, пока зрители рассаживаются. В другом танцовщики на разных языках, включая норвежский и немецкий, читают пьесу Ибсена. Хорошо читают.

      Прекрасны и видеопортреты главных героев – художника Освальда и его сводной сестры Регины – в детстве. Бледные, страшные, с подведенными углем глазами они присматривают с экрана за своими взрослыми двойниками, которые хоть и числятся живыми, но на самом деле давно умерли. Они и есть призраки тех, кого родители «погубили» (читай убили) еще в детстве.

      Даже хореографию – цепочку следующих друг за другом дуэтов – можно было бы рассматривать как отдельную инсталляцию на тему кармических повторов (кто бы с кем ни танцевал – отец с матерью, мать с сыном, отец с дочерью, брат с сестрой, – все одно и то же: притягиваются, отталкиваются, хотят, но не могут быть вместе), если бы дуэты, перегруженные излишним психологизмом и телесной риторикой одновременно, не стремились пересказать содержание ибсеновских диалогов так близко к тексту, как это делали в далекую драмбалетную эпоху. Такие моменты действуют как «байки из склепа».

      Как в пьесе, где персонажи хотят, но не могут начать новую жизнь, одержимые прошлым, так и авторы норвежских «Привидений» осваивают новые формы, не слишком отрываясь от старых.

      Трубач, разгуливающий с сольными импровизациями по сцене, и диджей, усердно работающий тут же над звуковой партитурой, могли бы по старинке трудиться и в оркестровой яме. Лепта, которую внесли в сочинение хореографии сами танцовщики (они указаны как соавторы), тоже не столь уж ощутима.

      Но новый проект по Ибсену (кажется, «Привидения» в балете еще не ставили) к прорыву и не стремится. Скорее формально (в том квазисовременном направлении, которое как стиль утверждает сегодня в Берлине Начо Дуато) показывает традиционному балетному театру, как выжить в условиях конкуренции с междисциплинарностью современного танца.

      И как дотянуть до лучших времен, пока не явились революционеры вроде Ноймайера и Шнитке с каким-нибудь новым «Пер Гюнтом», дальше которого в освоении Ибсена, как и в создании принципиально новой текстуры балетного зрелища, никто так и не продвинулся.

      В «Привидениях» договариваются между собой не авторы и идеи, а отвечающие за новаторство шаблоны – все это кем-то когда-то и для чего-то оригинального уже было создано. Дежавю. Но этого достаточно, чтобы балетная публика чувствовала себя в тонусе – по-другому, но вполне комфортно.

      Не без удачных моментов, впрочем.

      Тяжеленный обеденный стол, который с омерзительным скрипом волокут на сцену персонажи каждый раз, когда надо пообедать или поговорить по душам и по-семейному, – метафора не только отягощающего души персонажей «старья», ментального и материального, но и той недвижимости, которая досталась современной сцене от великих балетных «пап». Такая же метафора наследственного груза, как отцовские ботинки, в которые мечтавшая убежать в Париж возвышенная девушка Регина обреченно засунет свои прелестные балетные ножки и отправится в буквальном смысле по отцовским стопам.

      Как будто хочется уже чего-то простого, совместного, демократичного, в духе легкомысленного современника Йо Стромгрена, влияние которого (это видно по «Привидениям») оставило-таки след в норвежском Национальном балете, где он ставил. Но это не так-то просто, когда за спиной призраки крестных отцов. Ботинки титанов постмодернистской балетной драмы, Джона Ноймайера и Матса Эка, балетный театр, похоже, все еще донашивает.

      Берлин

      Источник: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/13/637602-pesi-ibsena

      Ссылка на основную публикацию