«мадонна в церкви», ян ван эйк — описание картины

Именно с вопроса о том, что бы было, если бы Супермен родился в эпоху Возрождения, начинается описание серии работ «Super Flemish» (можно перевести как «Cупер Фламандцы») французского фотографа Саши Голдбергер (Sacha Goldberger). А что, если бы Халк был герцогом? Или, как бы Ян ван Эйк мог изобразить Белоснежку? Название серии, как вы уже наверняка поняли, — игра слов.

Ведь всех современных героев комиксов вроде Спайдермена, Бетмена и прочих принято называть супер-героями. А Саша создал серию работ с супер-героями на манер фламандской живописи. Получились супер-фламандцы. «Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныАвтор работ Sasha Goldberger, из серии «Super Flemish»Это то, о чём я говорю в моей книге «Профессия — иллюстратор» и советую всем начинающим иллюстраторам: взгляните на привычную ситуацию под другим углом зрения. Перенесите привычных персонажей в другую эпоху, в совершенно отличные от привычных антураж или ситуацию, и вы получите весьма оригинальные, интересные работы.«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныАвтор работ Sasha Goldberger, из серии «Super Flemish»

Серия работ Саши, которые я разглядываю уже которую неделю с большим любопытством, сподвигла меня рассказать вот о чём. Подростком я зачитывалась несколько брутальными книгами Мориса Дрюона из серии «Прóклятые короли». К тому же буквально пару дней назад вернулась из двухнедельного автомобильного путешествия по Франции и Испании. За плечами почти 6000 километров дорог, городов и деревень, а так же связанных с ними историй. Последней остановкой на пути домой был французский город Блуа (Blois), который на протяжении нескольких веков служил резиденцией нескольким поколениям французских герцогов и королей. Так что сами понимаете, что когда я увидела работы Саши Голдбергера, то поняла, что просто обязана рассказать вам, какую глыбу всколыхнули художественные фотографии этого весьма талантливого человека. У Саши, правда, как-то очень плавает понимание того, что такое 15, а что 16 или 17 век, но это пусть будет на его совести. Я вам хотела рассказать о несколько другой интересной вещи, которая касается упомянутого им ван Эйка и фламандской школы живописи. Для того, чтобы вы поняли, при чём тут фламандцы, Франция и прочие — небольшой экскурс в историю.

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 — 1441) был фламандским живописцем на границе таких эпох как позднее Средневековье и раннее Возрождение. Фламандцами сейчас считают коренное население Бельгии, которое вообще-то говорит на нидерландском (60 %). Кстати, другая половина (волонцы) говорит на французском.

Исторически и упрощённо можно сказать, что в 15-16 веках к Фландрии относились все народы, проживающие на территории современного Benelux (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Чтобы ещё лучше понять, кто такие фламандцы, представьте, что такие знаменитые города как Антверпен, Гент и Брюгге именно что фламандские.

В общем остановимся неполиткорректно на том, что фламанадцы — это нидерландцы, которые пару веков назад получили независимость и стали бельгийцами, и вернёмся к нашему Яну ван Эйку. «Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныЯн ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см, Лондонская национальная галерея. Первый известный в европейской живописи портрет пары.«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныЯн ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, деталь.«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныЯн ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, деталь.«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныЯн ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, деталь.Яна ван Эйка принято считать основателем школы «Ранней нидерландской живописи» (или как в некоторых источниках «Старой нидерландской живописи») и одним из её самых ярких представителей. Но чтобы понять, почему так, и почему фламандская живопись стала столь значимой для Европы, нужно вспомнить, что послужило кулисой — то есть что, собственно, творилось в Европе в те времена. Итак, перенесёмся в конец 14 начало 15 века. Франция растеряла по крупинкам своё былое величие и перестала быть центром вселенной. У неё умирает один король за другим, не оставляя при этом наследников. Кстати, эта история очень хорошо и красочно описана у Мориса Дрюона в «Прóклятые короли», что не своей смертью они все померли. Свои права на французский трон заявляет племянник усопших (молодой английский король Эдуард III) — сын родной сестры покойных французских королей — Изабеллы («Французская волчица»).Помните фильм с Мелом Гибсоном «Храброе сердце» (англ. Braveheart)? Ну тот самый, где шотландцы обиделись на англичан за то, что те спали без спроса с их женщинами? Право первой ночи и всё такое. Официально это называлось в фильме «Борьба Шотландии за независимость против английского господства». А неофициально — месть рогоносцев. Простите за злой сарказм.Прекрасная Софи Марсо (актриса из фильмов моей юности «Бум 1» и «Бум 2» :-)) как раз играет в «Храбром сердце» Изабеллу Французскую. Я на неё прямо налюбоваться в этой роли не могу (простите уж мне такое количество её фото).«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныКадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год. В роли Изабеллы Французской Софи Марсо.«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныКадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год. В роли Изабеллы Французской Софи Марсо.«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныКадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год. В роли Изабеллы Французской Софи Марсо.И намёк помните, что на самом деле первый ребёнок у Изабеллы — от Гибсона, пардон, Уоллеса 😉«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картиныКадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год.Изабеллу в своё время выдали замуж за гомосексуального английского короля Эдуарда II. Выдали, как это водилось, в несовершеннолетнем возрасте по политическим причинам. Но Изабелла смогла зрелой женщиной утвердить свои позиции в Англии, отделаться от нелюбимого мужа и править страной с любовником. Ну до тех пор, пока сынок не подрос и не показал свой характер. Когда же без наследников мужского полу померли все братья Изабеллы — бывшие французские короли, она осталась единственной прямой наследницей французкого трона. Но так как она женщина, а французы уже тогда были ещё теми шовинистами по отношению к лицам женского пола, то свои права на опустевший французский престол имел право заявить только мужчина. Речь о так называемом Салическом законе (лат. Lex Salica) — свод прав и законов германского племени салических франков, одна из наиболее ранних и обширных варварских правд. Один из пунктов подробно описывает правило наследования, по которому женщины королевской крови, а так же их потомки исключаются из очереди наследования. Но сын Изабеллы (на тот момент молодой король англии Эдуард III) всё равно заявил свои права как единственный и прямой наследник — как внук короля франции Филипа Красивого.Но тут очнулся вечно голодный, многодетный дядя Изабеллы — Карл Валуа (родной брат её папы, бывшего короля Филиппа IV Красивого). У него тоже было кого поставить на опустевший трон, раз уж сам брат и его дети отошли в мир иной. Официально французы стали отпираться от посягательств Эдуарда III на французский престол, ссылаясь на Салический закон. По нему, как я уже говорила выше, потомки всех женщин королевской крови (как в случае с Изабеллой) вообще не считаются наследниками. Так началась 100-летняя война между Англией и Францией. Во всяком случае притязания на трон были одной из официальных причин начала войны. А так они в общем-то только повод искали, оттяпывая друг у друга территории.Кстати, бедному Эдуарду III вообще по началу были то бугорки, то камушки. Трудное детство, деревянные игрушки, отец-гей, казнённый тайно в тюрьме, разборки с мамашей и её любовником Мортимером, постоянное противостояние сил, необходимость держать лицо и отстаивать свои позиции. Кстати, я буквально 2 года назад была в Ноттингеме (в том самом знаменитом с Робин Гудом) в темнице главной крепости города, где по преданию Эдуардик скинул по ступенькам любовника своей маман. Надо бы раскопать фотографии из путешествия по Англии. Там так жутко было в этой темнице. А что же было почти 600 лет назад — страшно подумать! Бедная Изабелла. И всё равно жестокому красавцу и умнице Эдуарду III было суждено стать одним из самых сильных и значимых правителей Великобритании.Кадр из телесериала «Бесконечный мир» (или «Мир без конца» — англ. World Without End по одноимённой книге Кена Фоллета), в роли Эдуарда III — Блейк Ритсон.Ролик с нарезкой из телесериала «Бесконечный мир»Итак, кулисой для развития фламандской живописи стала знаменитая 100-летняя война между Англией и Францией, в которой французы сначала терпят одно поражение за другим. Саму Францию дополнительно раздирает гражданская война так, что уже вообще не поймёшь, кто там против кого — дай просто подраться. Множество герцогов французско-фламандского происхождения возвращаются на историческую родину, и весь придворный штат фламандских (нидерладских) художников, которые пользовались большим уважением как портретисты при французском дворе, возвращается за главными заказчиками домой! И тут «Остапа понесло». Никакой французской диктатуры и конкурнеции — пиши себе в удовольствие по своим правилам. Вот они и расцвели — куда ж им было деваться?!Так вокруг бургундских герцогов в Дижоне, а так же севернее в Брюгге развилась самобытная школа портретной живописи, которая в своих изобразительных приёмах была чем-то средним между стилистикой Готики и Ренессанса (Возрождения). Как сообщают некоторые источники, есть подозрение, что корни подобной портретной живописи нужно искать во французско-фламандской традиции книжной иллюстрации. Где же ещё? Многие прекрасные художники были в том числе и талантливыми иллюстраторами и наоборот.

Конкретно вдохновителем фламандских художников принято считать Жана Пуселя (Jean Pucelle, 1290-1334), который был придворным художником при французском дворе и создал миниатюрную и весьма красочную книгу «Часослов Жанны д’Эврё» (фран. Livre d'heures de Jeanne d'Évreux) специально для неё же по заказу мужа.

Жанна была третьей женой короля Франции Карла IV — это тот самый младший брат королевы Изабеллы, о которой я говорю выше. Именно после его смерти Изабелла осталась последней наследницей французского трона. «Часослов Жанны д’Эврё» представляет из себя небольшую книгу религиозных историй и молитв.

После смерти супруга Карла королева, которая нарожала ему «бесполезных» дочерей и как следствие не могла стать даже управляющей при несовершеннолетнем короле (как у них это было принято), была вынуждена отойти от дел. В своём завещании она передала потрясающее произведение «Часослов Жанны д’Эврё» новому королю Франции из ветки Валуа.

Там же бывшая королева упоминает даже имя художника-иллюстратора, что говорит об особенном положении Пуселя в королевской семье.Иллюстрация из книги «Часослов Жанны д’Эврё»Книга содержит 24 полноформатные миниатюры и около 700 различных фигур на полях. Но не только подобное мастерство делает её особенной.

Пусель перенёс свои знания художника в область иллюстраторации и использовал для создания миниатюрных изображений на бумаге технику гризали (фр. Grisaille от gris — серый).

Речь о виде живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого.

Читайте также:  Государственный музей востока, москва

Когда художник точно передавал тон предмета одним цветом, он мог переходить к колорированию тонкими лессировками. Сейчас на эту книгу можно полюбоваться только в Нью-Йорке в музее Metropolitan Museum of Art.

Наши с вами современники сходятся во мнении, что школа «Ранней нидерландской живописи» отличалась от живописи Готики особенным фотореализмом изображений.

Существует даже мнение (которое, к слову, так и не получило достаточного научного обоснования), что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры — это не результат возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.

Например, некоторые эксперты цеплялись к люстре на картине четы Арнольфини. Мол, она же явно обведена по контуру с помощью какой-нибудь линзы. Я сразу же воскликнула, что те, кто так говорят, просто не умеют рисовать и тем более никогда не писали с натуры! И я оказалась права. Плюс при ближайшем рассмотрении видны и искажения в перспективе, и прочие как будто промахи.

Вообще очень злят все эти разговоры «они использовали примочки, поэтому у них так круто». Ну возьмите эти же примочки и попробуйте хотя бы близко похожее создать. А?Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, деталь.А посмотрите на эту влюблённость в детали Ян ван Эйк, деталь работы «Мадонна в церкви», ок. 1438—1440, дерево, масло. 31 × 14 см, Государственная картинная галерея Берлина.

Ян ван Эйк, «Мадонна в церкви», ок. 1438—1440, дерево, масло. 31 × 14 см, Государственная картинная галерея Берлина.Удивительными были и точно переданные ландшафты, которые художники использовали фоном к портретам. Представьте только, какой это был прыжок вперёд, когда вместо прежних позолоченных или звёздных «задников» у картин появились прекрасные ландшафты с воздушной перспективой.

Кстати, только несколько десятков лет спустя ландшафтная живопись стала самостоятельной художественной единицей, а не частью портрета.Ян ван Эйк, «Мадонна с младенцем и Святой Варварой, Святой Изабелью Венгерской и Ян Восом», 1441-1443. Итак, особое внимание фламандские мастера уделяли правдивости изображений, тканям и деталям интерьера.

Нужно отметить, что именно ван Эйка считают человеком, который популяризировал масляную живопись. До него художники в основной своей массе работали темперой. Поэтому многие источники даже утверждают, что Ян ван Эйк усовершенствовал технологию масляной живописи и сделала её модной и доступной. Так что отличительной чертой полотен школы «Ранней нидерландской живописи» было как раз масло.

Маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать красивых переходов цвета и добиваться смягчённых, изящных контуров.

В описании портрета семьи Арнольфини в источнике упоминается, что фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета.

«Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света, источником которого является окно. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.»

Однако фламандская живопись ориентировалась достаточно долго на образы Готики. Отсюда, при всей натуральности и, как бы сейчас сказали, фотореалистичности, в работах фламандских мастеров всё же встречались вытянутые фигуры или длинные одежды, падающие сложными складками — дань более старым традициям изображения.

Кстати, сейчас работы мастеров «Ранней нидерландской живописи» принято считать скорее провинциальными и второстепенными. И это вопреки тому, что живопись этой школы была параллельным и весьма качественным развитием работ эпохи Возрождения в Италии.

Плюс фламандские живописцы первыми стали создавать портреты рядовых граждан, а не духовенства и знати. Такая своебразная связь с нашей эпохой. И то, что портреты стали писать без преукрас: морщины, опухшие глаза и пр. Никакого фотошопа.Ян ван Эйк, фрагмент алтаря в ГентеЯн ван Эйк.

Cлева портрет жены 1439г, справа автопортрет (по ряду предположений), 1433г

А теперь после всего того, что вы прочли, полюбуйтесь ещё раз на работы Саши Голдбергера, который создал свою серию фотографий о супер-фламандцах. Он посвящает свои работы не только ван Эйку, но и мастерам 16-17 веков, которые работали в жанре портрета.

С юмором и большим уважением к мастерству. Больше можно увидеть здесь: Super Flemish. Кстати там же в качестве супер-героинь представлены мама и бабушка фотографа, за что ему отдельный поклон.

К сожалению на сайте нет детальных объяснений, кто же именно пошил все эти прекрасные костюмы, которые можно увидеть на героях его фотографий. Но если вдруг вам интересно, какие люди скрываются за масками, то вам сюда: making of.

Вот на этом сайте я только нашла невероятное описание, что в проекте участвовали более 100 людей, среди них 5 дизайнеров по костюмам, 7 гримёров и 5 парикмахеров. Кстати, по ссылке выше можно увидеть и героев из «Звёздных войн» в фламандской манере. Конечно минус фотографу, что он не даёт полного описания проекта и не говорит о людях, которые его поддерживали, но… круглых людей не бывает.

Источники:

How Van Eyck’s Ghent Altarpiece transformed art forever

Источник: https://kuzzy-lien.livejournal.com/787973.html

Ян ван Эйк. Мастер божественной красоты

«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картины
Ян ван ЭйкЛуккская мадонна

    Между 1390 – 1400 годами в
небольшом городе Маасэйке на реке Маас, а, может быть, в самой столице
провинции Нидерландов Лимбург — Маастрихте,  в мир явился художник, который впервые не
стремился противопоставить грешную землю горним высям, как было принято в средневековом искусстве. В алтарных образах Яна
ван Эйка мир полон сиянием божественной красоты. Первые люди и первые грешники
поставлены в один ряд с Богом, все персонажи полны чувства собственного
достоинства, а сочные краски сияют подобно россыпи самоцветов. Воистину, пир
для очей, омовение для души равным образом для людей позднего средневековья и
ныне живущих. Многие гуманисты эпохи Возрождения восхищались творениями Яна ван
Эйка, признавая не только живописный талант, но и образованность, не обычную
для нидерландского художника. Отец Рафаэля, Джованни Санти, возносил хвалу
только двум мастерам из Брюгге — «великому Иоанну» и Рогиру ван дер Вейдену:
«Их искусство и умение использовать краску столь велики, что они порой превосходят
само естество». Однако позднее пришло долгое забвение и только в эпоху романтизма
с его интересом к средневековью, Яна ван Эйка открывают вновь. В 20-х годах 19
века появляются первые исследования, происходит научное осмысление творчества художника,
по крупицам собираются сведения о его творчестве, но до сих пор биография этой
звезды первой величины полна белых пятен.

    Первые упоминания о Яне ван Эйке относятся
к 1422 году. Он уже известный, почитаемый мастер на службе у графа Голландии,
Зеландии и Геннегау Иоанна Баварского.

 
После смерти герцога Иоанна в 1425 году художник переезжает в Брюгге, а
оттуда в Лилль, где поступает ко двору Филиппа Доброго, которому и служит в
течение последних 16 лет своей жизни.

Несомненно, он становится любимым
художником герцога, который ценит не только его живописный талант, но даёт ему
поручения дипломатического характера. Дважды художник отправлялся «с секретной
миссией» к иностранным дворам.

В 1427 году в Испанию, где ведёт переговоры о
браке герцога с принцессой Изабеллой, дочерью Хаиме 2, графа Ургельского,
правда, заканчиваются они неудачей.

В 1428 году Ян  ездил в Португалию, где велись новые брачные
переговоры, на этот раз за руку другой Изабеллы, завершившиеся бракосочетанием
Филиппа Доброго и португальской принцессы. Ян ван Эйк написал два портрета
невесты, оба были отосланы жениху, один морем, а второй сушей, но до нашего
времени ни один из них не дошёл.

Сохранился интересный факт из жизни художника,
относящийся к 1427 году. Ян побывал в городе Турне, где жил и работал
знаменитый мастер Робер Кампен, старший и опытнейший коллега по цеху живописцев.
18 сентября в день св. Луки, покровителя художников, ван Эйку был оказан
почетный приём, на котором он познакомился с другими выдающимися мастерами, хотя
мог знать их и раньше. Можно только вообразить себе, какое это было
значительное событие, поскольку искусство Робера Кампена служило примером для
Яна ван Эйка, как его собственное творчество для Рогира ван дер Вейдена.

    Художник был женат, его жену звали Маргаритой,
и родилась она в 1406 году.  Супруги
имели десять, по другой версии, одиннадцать детей.

Семья жила в Лилле, Турне,
Генте, но дольше всего, в Брюгге, где в 1431 году, художник купил дом. Герцог
Филипп Добрый посещает его мастерскую.

В 1434 году герцог становится крестным
отцом первенца художника и жалует счастливому отцу в подарок шесть серебряных
чаш.

    9 июля 1441 года Ян ван Эйк скончался в
Брюгге и был похоронен сначала в ограде церкви св. Донациана. Через год жене и
детям разрешили перезахоронение останков художника внутри церкви, около купели.

    Все сведения о знаменитом мастере, увы,
относятся к последнему периоду его жизни. Ничего точно не известно о начале
творческого пути, и ранние работы вызывают до сих пор много споров. У кого
учился Ян? У своего старшего брата Губерта? Но Губерт ван Эйк – сам по себе,
лицо таинственное.

Его имя упоминается в денежных счетах города Гента, о нем оставили
свидетельства путешественники-иностранцы и местные любители искусств, но все
эти свидетельства косвенные. Круг приписываемых ему работ невелик. Сравнение
зрелого стиля братьев говорит о большом различии.

Губерт предпочитал
устоявшийся позднеготический стиль, но Ян смело ломал старые традиции. Конечно,
младший брат мог пройти хорошую школу мастерства под руководством старшего.
Далее Ян развивался совершенно самостоятельно.

Они вместе трудились над
созданием знаменитого Гентского алтаря, но Губерт умер в 1426 году, не закончив
работу.

    Совместной работой братьев считается
картина «ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ЖЁНАМ-МИРОНОСИЦАМ. В ней видны явные новаторские следы
Яна. 

«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картины
Губерт и Ян ван ЭйкЯвление ангела женам-мироносицам

    Сюжет картины взят из Евангелия. Три Марии приходят к могиле Христа, чтобы
умастить его тело, но застают гробницу пустой, и тут им является божий вестник,
ангел и сообщает о ВОСКРЕШЕНИИ ХРИСТА.

  Автор
фигуры ангела, сидящего на крышке пустой гробнице, несомненно, Ян. Фигура в
белых одеждах будто наполнена светом и воздухом – она из мира небесного, но как
непосредственно и просто обращается ангел к людям с благой вестью.

Рядом с ней
пропадает скованность и средневековая неуклюжесть остальных персонажей.

    Вполне возможно, свой творческий путь Ян
ван Эйк начинал с миниатюры. На его родине, в Маасэйке, находились монастыри,
бывшие центрами производства рукописей, украшенных миниатюрами.

Читайте также:  Городской музей амстердама - стеделейк, голландия

Но вот работ,
приписываемых бы Яну, не сохранилось, или они, как, например, листы из
«Турино-Миланского часослова», вызывают большое количество споров.

Остаётся
верить свидетельствам современников, или своим глазам, сравнивая миниатюры с
произведениями художника.

«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картины
«Милано-Туринский часослов»Рождество Иоанна Крестителя

    Но всё это, конечно, предположения и
догадки. Главное в творчестве Яна ван Эйка – это новый взгляд на изображение
световоздушной среды и глубины пространства. Для художника его времени
открытием являлось такое смелое владение цветом, как у Яна. Один из самых
ранних и поэтичных его образов – «МАДОННА В ЦЕРКВИ».

«Мадонна в церкви», Ян ван Эйк — описание картины
Ян ван ЭйкМадонна в церкви

    Картина
исполнена около 1420 – 1427 годов. Возможно, она представляла одну створку
диптиха. А на другой был изображен донатор, заказчик. Уже в ней проявляются
особенности живописной техники ван Эйка. Известно, что мастер клал краску
слоями на белую, покрытую левкасом, поверхность доски.

Так он добивался
особенной прозрачности цвета. Изображение будто бы светилось изнутри, особым
внутренним светом, символизирующим божественное начало. Напомню слова Данте в
переводе М. Лозинского: «КАК В ЯНТАРЕ, СТЕКЛЕ ИЛИ КРИСТАЛЛЕ СИЯЕТ ЛУЧ, ПРИЧЕМ
ЕГО ПРИХОД И ЗАПОЛНЕНЬЕ ЦЕЛОГО СОВПАЛИ».

Таким светом пронизано всё творчество
Яна ван Эйка. «Мадонна в церкви» — именно такой образ, созданный молодым художником.

Известно, что в 19 веке существовала рама, ныне утраченная, с надписью: «Ты
цвет цветов Мать-дочь, Отец-сын/Кто слышал о таком/Бог родил человека» Эти
слова являются началом второй строфы средневекового гимна Рождества Христова.
Картина является образом Мадонны и содержит намёк на воплощение т рождение Христа.

Увенчанная короной, Дева Мария с Младенцем на руках, стоит в арочной галерее
готического храма. Солнечный свет, льющийся в окна, имеет символическое значение:
«Как солнечный луч, проходя через стекло, не повреждает его, так и Пресвятая
Дева осталась девственницей, какой она и была.

Тот же смысл несут изображения
«Благовещения» и «Коронования», помещенные в виде рельефов на алтаре, за спиной
Марии. Готический собор, в котором является Мадонна, напоминает убранство
реальных церквей – Сен-Дени, или собора в Генте, но не полной их копией.
Мадонна выступает как олицетворение Христианской церкви – именно такая трактовка
её образа была распространенной в искусстве 15 века.

     «Мадонна
в церкви» была написана в те годы, когда Ян ван Эйк, вместе с братом Губертом,
принимался за работу над Гентским алтарём. Этот уникальный плод вдохновенного
труда братьев-художников – тема следующего рассказа.

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2013/10/blog-post_4522.html

Мадонна канцлера Ролена. Картины и биография Яна ван Эйка

Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, “Гентский алтарь” открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов.

Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью.

Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир.

В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.

Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.

Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.

Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи , используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.

 Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).

Основные работы

Портрет четы Арнольфини, 1434, Национальная галерея, Лондон

«Гентский алтарь» (совместно с Хубертом ван Эйком; 1432, собор св. Бавона, Гент).

  • «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж),
  • «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге),
  • триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
  • «Тимофей» (; 1432) — Масло на дереве, 34.5 x 19 см, Национальная галерея, Лондон
  • «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон)

портрет Маргареты ван Эйк, жены художника (1439, Масло на дереве, 32.6 x 25.8 см, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

Распятие и Последний Суд диптих (1420—1425) — Масло на дереве переведенная на полотно, 56.5 x 19.5 см (каждая картина),

 Городской музей искусств, Нью-Йорк

Мадонна в Церкви (ок. 1425) — Масло на дереве, 32 x 14 см, Государственные музеи Берлина, Берлин

Стигмата Св. Франциска (ок. 1428—1430) — Масло на панели, 28 x 33 см, Galleria Sabauda, Турин

Портрет Ювелира (Человек с Кольцом; ок. 1430) — Дерево, 16.6 x 13.2 см, Румынский Национальный музей, Бухарест

Святой Иоанн Евангелист (1432) — Масло на панели, 149.1 x 55.1 см, собор св. Бавона, Гент

Мадонна с Читающим Ребенком (1433) — Масло на дереве, 26.5 x 19.5 см, Викторианская Национальная галерея, Мельбурн

 http://smallbay.ru/vaneyck.html

Источник: https://s30556719953.mirtesen.ru/blog/43223448599/Madonna-kantslera-Rolena.—Kartinyi-i-biografiya—YAna-van-Eyka

Ян ван Эйк — это… Что такое Ян ван Эйк?

  • Ван Эйк Ян —         (van Eyck) (около 1390 1441), нидерландский живописец. Главный представитель и один из родоначальников искусства Раннего Возрождения в Нидерландах. В 1422 24 работал над украшением графского замка в Гааге, с 1425 придворный художник… …   Художественная энциклопедия
  • Ван Эйк Ян — Ван Эйк (van Eyck) Ян [около 1390, Маасейк (?), Лимбург, ≈ похоронен 9.7.1441, Брюгге], нидерландский живописец. Согласно документам, в 1422≈24 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога …   Большая советская энциклопедия
  • Ван Эйк — Ван Эйк, Хуберт (1370 1426)  фламандский художник Ван Эйк, Ян (1390 1441)  фламандский художник, брат Хуберта ван Эйка Бартелеми д Эйк См. также Эйк …   Википедия
  • Ван Эйк — (van Eyck), нидерландские живописцы, основоположники нидерландского искусства XV в., братья: Хуберт (около 1370  1426), возможно, начал «Гентский алтарь». Ян (около 1390  1441), искусство которого, основанное на представлениях о единстве и… …   Энциклопедический словарь
  • Ван Эйк — Ян, см. Эйк Ян ван. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) …   Художественная энциклопедия
  • ВАН ЭЙК — (van Eyck) нидерландские живописцы, основоположники нидерландского искусства 15 в., братья: 1) Хуберт (ок. 1370 1426), возможно, начал Гентский алтарь .2) Ян (ок. 1390 1441), искусство которого, основанное на представлениях о единстве и гармонии… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Ван Эйк (van Eyck) — Ван Эйк (van Eyck), нидерландские живописцы, основоположники национальной школы живописи XV в., братья. Хуберт (около 1370  1426), возможно, начал «Гентский алтарь». Ян (около 1390  1441), искусство которого новаторски отразило представления о… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Ван Эйк — (van Eyck), нидерл. живописцы, основоположники нац. школы живописи 15 в., братья. Хуберт (ок. 1370–1426), возможно, начал Гентский алтарь . Ян (ок. 1390–1441), искусство к рого новаторски отразило представления о единстве и гармонии… …   Биографический словарь
  • Ван Эйк, Ян — Доминик Лампсоний. Портрет Яна ван Эйка Ян ван Эйк(старший) (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390 1441)  фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников,… …   Википедия
  • ВАН ЭЙК — (Eyck, van), фамилия двух знаменитых фламандских живописцев конца 14 начала 15 в., братьев Губерта (Hubert van Eyck, ок. 1370? 1426) и Яна (Jan van Eyck, ок. 1390 1441). Они являются основоположниками новой реалистической традиции фламандской… …   Энциклопедия Кольера
  • Ван Эйк — (van Eyck)         Ян [около 1390, Маасейк (?), Лимбург, похоронен 9.7.1441, Брюгге], нидерландский живописец. Согласно документам, в 1422 24 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога… …   Большая советская энциклопедия
Читайте также:  Портрет графа-герцога оливареса, диего веласкес — описание

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1221299

Нидерландский художник Ян ван Эйк (1390 — 1441)

 

Дева Мария с Младенцем

  Яна ван Эйка (1390-1441) принято считать самым крупным нидерландским живописцем XV века, положившим начало реалистической традиции в алтарной живописи. Родом из небольшого нидерландского городка на реке Маас, он в 1422, будучи уже уважаемым мастером, поступил на службу к графу Иоанну Баварскому и вплоть до 1424 года участвовал в работах по украшению графского дворца в Гааге. В 1425 году Ван Эйк перебрался в Лилль, где стал придворным живописцем бургундского герцога Филиппа III Доброго. При дворе герцога, который высоко ценил художника, он не только писал картины, но и выполнял многие дипломатические поручения, неоднократно выезжая в Испанию и Португалию.

В 1431 году Ван Эйк переехал в Брюгге, где и прожил до конца своих дней, выполняя работы и как придворный живописец, и как художник города. Наибольшее количество дошедших до нас произведений было написано мастером в то время, когда он находился на службе у герцога Бургундского.       

«Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом.

   Одна из самых знаменитых работ Ван Эйка, Портрет четы Арнольфини, находится в коллекции Лондонской Национальной галереи. На картине, изображающей церемонию бракосочетания двух богатых молодых людей, художник нашел место для нескольких символов — например, для собачки, расположившейся у ног новобрачной, символа верности.

В круглом зеркале, висящем на стене в глубине композиции, отражаются двое -очевидно, свидетели бракосочетания. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом. Новобрачных художник исполнил в рост. Живописец любовно изображает вещи, окружающие молодоженов.

Эти предметы много сообщают об образе жизни своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели — бережливость, скромность, любовь к порядку.

  Ян ван Эйк — выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в.

Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.  Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца.

Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания.

И это живущее в творчестве ван Эйка ощущение божественной драгоценности повседневного бытия послужило исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи (далее изображения кликабельные, с большим увеличением).

  Дату рождения художника следует, по всей вероятности, отнести к первой половине 1390-х; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Первыми уроками мастерства Ян был обязан, очевидно, своему старшему брату Губерту.

  К 1422 — год, когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, служивщий Иоанну Баварскому, графу Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого был в Гааге. После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии.

Весной 1425 в Брюгге ван Эйк был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том году художник переехал в Лилль.    

  По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие».

В 1427 он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой.

     Исполняя возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.   Не позднее 1426 года была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ян Ван Эйка. Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. 

  Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком. Это было открытием художника, давшем Толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Но это не совсем так.   Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII веке, но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, около 1410, нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.

   Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 Губертом, а после его смерти в 1426 году продолжена младшим братом.

История написания и судьба Гентского алтаря, как и всякого шедевра, полна загадок и драматических событий. Прежде всего, исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. 

  Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт? Или это лишь легенда, выдуманная, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента? Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка? 

  При всем многообразии точек зрения на роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря ни одна из них не кажется достаточно убедительной. Во всяком случае, большая часть работы была выполнена много лет спустя после кончины старшего брата.    Гентский алтарь уникален.

Он представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде. Даже если бы Ян ван Эйк в своей жизни больше ничего не создал, он все равно вошел бы в историю как aвтop Гентского алтаря.

В 1432 работа была закончена, и складень занял предназначенное для него место в церкви Св. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Бавона).

Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 году герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.   Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах — настоящие и пылают внутренним светом. Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск. 

С 1432 году произведения мастера следуют одно за другим: так называемый «Тимофей» (1432), «Человек в тюрбане» (1433), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433).

    

Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности.

Портрет четы Арнольфини (1434), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Итальянский купец изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале — символе всевидящего Божьего ока. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома—спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага.

В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (1436) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам(редкий случай в феодальном мире).

Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.

К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.

В «Мадонне каноника ван дер Пале» ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости.

   В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Ярким примером графического мастерства художника служит «Св. Варвара» — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году».  Художник скончался 9 июля 1441 году в Брюгге, городе, ставшем для него родным, и был похоронен «в ограде» церкви Святого Донациана. Лишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели.

Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. В своеобразном девизе Ван Эйка «Как умею» слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству.

http://www.chayka.org/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/24545.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector