Мадонна палафреньери (мадонна со змеей), микеланджело караваджо

Сентябрь 21, 2018

Страстный почитатель искусства и известный коллекционер своего времени кардинал Сципион Боргезе был ярым поклонником творчества своих современников: выдающегося архитектора и скульптора Джан Лоренцо Бернини и талантливого художника Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо. Кардинал Боргезе, будучи покровителем искусств, не редко поручал своим фаворитам выполнение того или иного произведения. Сегодня же галерея Боргезе является первым музеем в мире по числу работ Бернини и Караваджо.

Бернини в галерее Боргезе

Джан Лоренцо Бернини – один из величайших архитекторов и скульпторов всех времен. Его произведения, каждое из которых достойно называться шедевром, и мастерство в обработке мрамора не только затмили работы современников, но и до сих пор поражают своим великолепием. Скульптуры Берини, представленные в музее, являются тому подтверждением.

Похищение Прозерпины

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Среди наиболее известных работ Бернини, находящихся в галерее Боргезе, и одним из ярчайших экспонатов коллекции, стала грациозная скульптурная группа «Похищение Прозерпины», выполненная из каррарского мрамора. Лоренцо Бернини создал это потрясающее произведение, когда ему едва исполнилось 23 года.

Подробнее о скульптуре читайте здесь

Аполлон и Дафна

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Еще одним шедевром Бернини, бесспорно заслуживающим внимания, является скульптурная композиция «Аполлон и Дафна», изображающая сцену с известными мифологическими персонажами.

Скульптура, высотой 243 см, полностью выполнена из мрамора.

Сюжет представляет собой ключевой момент в истории безответной любви Аполлона, бога света и покровителя искусств, к прекрасной нимфе Дафне, спутнице Артемиды – богини охоты и женского целомудрия.

Подробнее о скульптуре читайте здесь

Давид

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Знаменитая статуя Давида, экспонируемая в галерее Боргезе, также относится к числу лучших работ Лоренцо Бернини. Известный библейский персонаж представлен мастером в необычном образе.

В отличие от «Давида» Микеланджело, Донателло и Вероккьио, созданных в период Раннего Возрождения, скульптура Бернини, изображающая израильского царя, отличается особым динамизмом.

Мужественная фигура Давида застыла в напряжении в тот самый момент, когда молодой израильтянин приготовился бросить камень в Голиафа.

Помимо представленных выше произведений Лоренцо Бернини, в галерее Боргезе можно увидеть следующие работы известного скульптора:

  • Коза Амальфея (1615 г.)
  • Эней, Анхиз и Асканий (1618 – 1619 гг.)
  • Истина (1645 г.)
  • Бюст Папы Павла V ()
  • Бюсты кардинала Сципиона Боргезе (1632 г.)

Караваджо в галерее Боргезе

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело КараваджоХудожественная галерея славится большим собранием полотен Караваджо, выдающегося и неоднозначного художника, работы которого потрясали, восхищали и даже приводили в ужас. Его произведения религиозной тематики вызывали резкую критику со стороны церковных деятелей и негодование общественности, подогревая тем самым интерес коллекционеров. Караваджо прослыл славой скандального гения и стал основоположником нового направления в живописи.  О жизни и творчестве Караваджо можно прочитать здесь.

Юноша с корзиной фруктов

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Картина была написана в 1593-94 годах, в тот период, когда Караваджо был занят в мастерской Джузеппе Чезари. Это одно из первых полотен Меризи, созданных в Риме.

Реализм, с которым художник изображает детали сцены, делает осязаемым буквально каждый предмет. Пышущие сладостью гроздья винограда, сочные персики, яблоки и другие фрукты выглядят именно так, как и в реальной жизни.

Небольшие изъяны в виде неправильной формы или испорченной кожуры вовсе не портят картину, а наоборот, делают ее настоящей.
 

Больной Вакх

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Не менее известным произведением Караваджо, представленным в галерее Боргезе, является полотно «Больной Вакх», реализованное в тот же период, что и «Юноша с корзиной фруктов». Серо-желтое лицо молодого человека, бледные губы, измученный взгляд говорят о болезненном состоянии персонажа. Принято считать, что данная картина является автопортретом художника.
 

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей)

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери, известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. Картина, которая должна была украсить главный алтарь церкви Святой Анны Палафреньери, стала предметом многочисленных споров и разногласий.

Святой Иероним

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Данное полотно, написанное для коллекции Сципиона Боргезе в 1605-06 годах, представляет Святого Иеронима – Отца Церкви, папского советника и переводчика Библии на латынь – в образе старца-отшельника. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию.

Его правая рука тянется к чернильнице, а сосредоточенный взгляд устремлен в открытую книгу. Образ Святого Иеронима был очень популярен среди художников XVI—XVII вв.

, в период так называемой контрреформации – церковно-политического движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в Европе.

Давид с головой Голиафа

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Одна из последних работ Караваджо, написанная во время его пребывания в Неаполе предположительно в конце 1609 года, куда художник перебрался после того как его обвинили в убийстве и приговорили к высшей степени наказания.

Картину Меризи написал в качестве дополнения к письму с просьбой о помиловании, адресованному кардиналу Боргезе, племяннику Папы Павла V.
На доле меча можно заметить буквы H-AS OS.

Это аббревиатура, обозначающая на латыни  Humilitas Occidit Superbiam, что переводится как «Смирение убивает гордость».

Святой Иоанн Креститель

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Картина реализована весной 1610 года для того же кардинала Боргезе и имеет весьма интересную интерпретацию. Глубокий смысл, заложенный автором в данное полотно, становится понятен только после знакомства с биографией Караваджо. Данное произведение должно было стать своего рода дипломатическим подарком, выражающим благодарность за долгожданное помилование и возможность вернуться в Рим.
 

 

Источник: http://39rim.ru/galereya-borgeze-shedevryi-bernini-i-karavadzho-kotoryie-dolzhen-uvidet-kazhdyiy.html

Галерея Боргезе | Арт-Портал

  • Вы уверены, что хотите удалить репродукцию из галереи?

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Аббате, Никколо дель Охота на оленя 1550-1552

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Беллини, Джованни Мадонна с младенцем Около 1505-1510

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Бронзино, Аньоло Святой Иоанн Креститель 1553

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Веронезе, Паоло Проповедь Иоанна Крестителя Около 1562

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Доменикино Охота Дианы 1616-1617

Досси, Доссо Волшебница Цирцея (или Мелисса) Около 1518-1520/1531

Караваджо, Микеланджело Меризи де Юноша с корзиной фруктов Около 1593

Караваджо, Микеланджело Меризи де Давид с головой Голиафа 1609-1610

Корреджо Даная 1530-1531

Лотто, Лоренцо Мужской портрет Около 1535

Орси, Лельо Святые Цецилия и Валериан Около 1555

Сарто, Андреа дель Мадонна с Иоанном Около 1520-1530

Бартоломео, Фра Поклонение Младенцу. Тондо Около 1510

Лотто, Лоренцо Мадонна с Младенцем и святыми Флавианом и Онуфрием 1508

Санти, Рафаэль Положение во гроб 1507

Сарто, Андреа дель Мадонна с Иоанном Крестителем Около 1518

Бернини, Джан Лоренцо Кардинал Сципионе Боргезе. Бюст 1632

Бернини, Джан Лоренцо Эней и Анхис 1618-1619

Караваджо, Микеланджело Меризи де Святой Иероним Около 1606

Караваджо, Микеланджело Меризи де Мадонна со змеей 1605-1606

Тициан Вечеллио Венера, завязывающая глаза Около 1565

Тициан Вечеллио Любовь земная и Любовь небесная 1514

Дворец Боргезе. Общий вид 1613-1615

Пинтуриккио Распятие со святыми Иеронимом и Христофором Около 1475

Источник: https://art.biblioclub.ru/museums/?name=%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B7%D0%B5&PAGEN=3-24

Книга: Галерея Боргезе

латинский язык, погружен в чтение божественной Книги, на его челе — печать крайней сосредоточенности, в руке застыло перо.

В то же время созданный художником образ напоминает и о жизни героя картины в пустыне, где он молился и каялся в грехах, о чем свидетельствует его одеяние отшельника.

Череп, один из атрибутов Иеронима, иллюстрирует латинское изречение «memento mori» — «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью.

Между этим символом и святым — развернутая Библия как путь, который надо пройти от жизни простого смертного к высотам духа. Вытянутая по горизонтали композиция, столь любимая художником, указывает на это длинное расстояние, но рука с пером сокращает его. Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей) 1605–1606. Холст, масло. 292×211

Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» — «конюхи») для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме.

Второе наименование картина получила из-за того, что здесь изображена змея — символ зла, которую попирают Мария и Христос. В соборе работа мастера, чье искусство выходило за рамки канонов, находилась всего несколько дней.

С Караваджо не раз случалось такое, что из-за недовольства церковнослужителей его произведения покидали стены храмов и оседали в частных собраниях. В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе.

Причина, по которой ее убрали из церкви, заключалась, скорее всего, в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с такой смелостью и таким реалистическим подходом к созданию образов, как если бы писал кого-нибудь из своих незнатных и небогатых современников.

«Он считает, что… ничего не может быть лучшего, чем следовать натуре, — писал о Караваджо зрелого периода его современник, нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер.

 — Отсюда явствует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет».

Но именно пристрастие к правде жизни, желание приблизить божественное к человеку и было тем новшеством Караваджо, которое всколыхнуло искусство европейских художников.

Впрочем, Караваджо великолепно умел «срежиссировать» задуманную им сцену как настоящий художник барокко, одним из зачинателей которого он был. И его манера «тенеброзо» (в переводе с итальянского — «мрачный, темный»), когда луч света прорезает темноту и освещает персонажей, усиливает момент театрализации изображенного.

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) Давид с головой Голиафа 1609–1610. Холст, масло. 125×100

Мощный, несдержанный темперамент, который проявился в работах Караваджо, в жизни не раз мешал ему. «…На площади Кампо Марцио, — сообщал в 1606 следователь Римской курии по уголовным делам, — имела место серьезная ссора между четырьмя мужчинами с каждой стороны.

Вожаком одной был Рануччо да Терни, который после долгой борьбы скончался; другой же стороной предводительствовал Микеланджело да Караваджо, живописец, хорошо известный в наши дни, который, как говорят, получил рану, но его местопребывание неизвестно.

(…) Происшествие вызвала ссора по поводу 10 скуди, которые покойный выиграл у живописца». Караваджо был заочно приговорен к смертной казни и бежал в Неаполь, а затем на Мальту.

Читайте также:  Весенний пейзаж, анри руссо

Там ближе к концу жизни он написал картину, на которой изображен пастушок Давид с головой побежденного им великана Голиафа.

Из густой тьмы появляется юноша, который держит в руке отрубленную им голову. Считается, что лицо великана — это автопортрет художника.

К подобному приему — поместить собственное изображение в драматический контекст — прибегнул тезка живописца, Микеланджело Буонарроти, создавая фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле: на содранной со святого Варфоломея коже, которую тот держит в руке, запечатлена голова художника.

Караваджо усилил ощущение горькой печали, которое исходит от его картины, тем, что необычно решил образ Давида: победитель сам выглядит поверженным, со страданием смотря на деяние рук своих.

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) Святой Иоанн Креститель. Около 1610. Холст, масло. 152×125

Вероятно, эта работа Караваджо была одной из трех картин, которые он взял с собой, отправившись с Мальты в Рим в надежде получить после совершенного убийства помилование от папы римского Павла V.

Художник намеревался подарить эти полотна его племяннику, кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы тот ходатайствовал за провинившегося перед понтификом.

В Вечный город живописец так и не вернулся, скончавшись по дороге, но оставшееся полотно свидетельствует о том душевном состоянии, в котором он пребывал в последние годы жизни.

Святой Иоанн Креститель, которого начиная с эпохи Возрождения часто изображали не зрелым мужчиной, а юношей, сидит погруженным в раздумья. Его облик исполнен печали, и этого ощущения не развеивают ни теплый свет, заливающий фигуру, ни красная драпировка.

Караваджо начинал со светлых и счастливых по настроению полотен, потом писал полные страстей и острого драматизма работы и, наконец, пришел к проникнутым трагическим ощущением бытия картинам, которые он создавал на исходе своей короткой жизни.

Творчество художника отразило его собственный жизненный путь.

Искусство XVIII века

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Геррит ван Хонтхорст. Концерт. Около 1626–1630. Фрагмент

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Оплакивание Христа 1602. Холст, масло. 180×137

Рубенс, чье имя неразрывно связано со стилем барокко, написал эту картину во время своего первого приезда в Рим. Он объединил здесь иконографию пьеты — плача Богоматери над Сыном — и положения во гроб.

Мария поддерживает умершего Христа, Его тело выглядит отяжелевшим, голова клонится к плечу. Вокруг стоят святые Иосиф Аримафейский, Иоанн Евангелист и Мария Магдалина.

Почти натуралистически изображено тело Спасителя, остальные герои погружены в глубокие переживания. Напряженная атмосфера полотна создается и тесной постановкой фигур, как это часто бывало в барочном искусстве.

Теме распятия Христа вторят рельефы на саркофаге со сценами жертвоприношения.

Колорит

Источник: https://litvek.com/br/346748?p=10

Микеланджело меризи да караваджо (1573—1610) — «мадонна палафреньери»

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело КараваджоМадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо Художник МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610), Итальянская школа, «Мадонна Палафреньери». 1605 .Холст, масло 292Х.211 Рим. Галерея Боргезе
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392.

Караваджо был дерзновенно смелым новатором, выступившим против господствующих в его время принципов эпигонского подражания искусству Высокого Возрождения и объявившим суровый реализм своим художественным методом. Он первым ввел в искусство плебейский демократический типаж, лишил евангельскую легенду покрова идеальности, показав ее героев как простых людей с их характерным грубоватым обликом. В его творчестве ощущается постоянное стремление внести дыхание конкретной жизни.

Караваджо прожил недолгую, но бурную жизнь, полную романтических приключений, громких скандалов и шумного успеха. Он был сыном каменщика-строителя и сохранил на всю жизнь демократические позиции, отстаивая свою независимость и чувство достоинства. Его влияние на художников XVII века трудно переоценить. Во всех странах Европы можно встретить его поклонников «караваджистов».

«Мадонна Палафреньери» была написана для алтаря капеллы Палафреньери в соборе св. Петра, но заказчики отказались от нее, и ее приобрел кардинал Боргезе, покровитель Караваджо. На картине изображены св. Анна, Мария и младенец Христос. Идея картины имеет символический характер — змея олицетворяет грех.

Однако Караваджо вносит жанровый момент, мать опережает ребенка и первая наступает на змею. В этой картине для художника оказывается более важным проявление материнского самопожертвования, нежели религиозная идея.

Благодаря жесту Марии сцена приобретает характер жанровой ситуации, что усугубляется простонародным обликом мадонны, ее скромной одеждой и прической.

Подобной трактовки образа мадонны еще не знало религиозное искусство Европы.
Картина «Мадонна с младенцем и св. Анной» была выполнена для церкви св. Анны деи Палафреньери, отсюда и происходит ее название. В ней проявились все особенности, присущие искусству Караваджо, — подлинная демократичность и монументальная выразительность образов.

Сюжет картины должен был выразить религиозную символику. Требовалось изобразить младенца Христа, попирающего змею — символ порока и зла. Караваджо трактует религиозную тему как реальное, жизненное событие. Молодая мать, бережно обхватив руками ребенка, помогает ему расправиться со змеей.

Рядом стоящая старая женщина с интересом наблюдает за этой сценой. Художник дает здесь не идеализированные образы, а простых людей из народа. Он их показывает такими, каких можно было встретить на улицах и площадях Италии, в костюмах того времени. Эта трактовка сюжета как уличной сцены, как реального события не устраивала церковь.

Коллегией кардиналов картина была отвергнута.

«Мадонна деи Палафреньери» написана в манере тенеброзо (контрастная светотень), где преобладает темная тональность. Поток света выхватывает из мрака лица, руки, подчеркивает очертания фигур, придавая особую пластическую выразительность формам.

Тенеброзо служило Караваджо не только для объемного выделения форм, но и для эмоционального усиления образов.

С) «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2075. 119 ООО. 946. 5 к.

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2009/05/15731610.html

календарь дат | Микеланджело Меризи да Караваджо 29 сентября 1571 -1610

Двадцать девятого сентября родился выдающийся итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко Микеланджело Меризи да КараваджоЖивописная манера Караваджо в  основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Великий художник.

Один из тех, кто изменил живопись. И всякий, кто хоть немного ею интересуется, немало знает о Караваджо. Что коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Что несносен и вспыльчив он был до того, что в одной из многочисленных драк убил человека. Что не меньше винограда, с которым на его картинах позируют аппетитные юноши, он любил самих юношей. Что своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам.

Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса:(сейчас определили причину смерти — золотистый стафилококк) как вы понимаете, 400 лет назад выступающим на его похоронах трудно было подобрать красивые слова для пафосной речи — талант Караваджо был очевиден и при жизни, но сама жизнь, с карточными долгами, пьяными дебошами, драками, убийством, тюрьмами, побегами, не располагала к произнесению слезоточивых надгробных спичей. Зато теперь… После торжественного перезахоронения вокруг могилы даже парк разбили.

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

  • Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо.
  • Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта!

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей), Микеланджело Караваджо

Корзина с фруктами

Микеланджело Меризи де Караваджо

1596,Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на о. Мальту. Здесь после ссоры с могущественным вельможей был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608–1609, преследуемый наемными убийцами, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1609 подвергся нападению в Неаполе, был ранен. В 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и, добравшись до городка Порто д’Эрколе, умер от лихорадкиПринято считать, что возможными автопортретами Караваджо являются

образы на картинах «Вакх с виноградной гроздью»

Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается, обычно номинируются на «Оскар».

  1. «Голова Медузы» (1595–1600)
  2. «Отдых на пути в Египет«,около 1595)

несёт отпечаток живописной манеры художников Северной Италии – Ломбардии,Бреши, Венеции, которые славились конкретной передачей натуры, интересовались воспроизведением эффектов освещения, изображали народные типажи.Точная передача эмоционального состояния модели – одна из задач,

которую решает художник изображением жизненных сцен в картинах» Гадалка» (1595–1600) и «Игроки в карты» (1595–1600).

«Кающаяся Мария Магдалина»

(1595–1600)-эти свето-пространственные опыты Караваджо исследователи назовут «погребным светом»: эта новая живописная манера позволяла художнику пластически четко, почти рельефно выделять на темном фоне освещенные фигуры, придавая им исключительную жизненную конкретность.Подлинную славу принесли художнику большие алтарные картины на религиозные сюжеты, исполненные в период с 1599 по 1601 год для римских церквей Сан Луиджи деи Франчези и Санта Мария дель Пополо.более жанрово трактованы образы Иоанна Крестителя

в двух поздних работах художника (Иоанн Креститель, ок. 1609; ок. 1610). Драматическому сюжету из жития этого святого посвящена и картина

  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя «(около 1606).
  • полотно» Амур-победитель», которое имело большой успех.
  • В картине» Поцелуй Иуды» (1603) изображение человека справа (за фигурой стражника) принято считать автопортретом Караваджо.

Художник в изображении Амура попытался вернуться к своей ранней манере вновь, словно «играя» натурой и ее вещественным окружением.

  1. Картина» Мадонна деи Палафреньери» (около 1603)

была написана для алтаря братства конюших в соборе Святого Петра. Она имеет еще одно название – Мадонна со змеей, так как рядом с Анной и Марией с маленьким Иисусом Христом изображен змей-искуситель, прижатый ногой Марии к земле. Простонародный типаж и трактовка сюжета, имеющая почти жанровый характер, заставили духовенство отказаться от картины Караваджо.

Читайте также:  «крестьянские дети в поле», венецианов — описание картины

Летом 1606 года во время игры в мяч и возникшей между ее участниками ссоры Караваджо в драке смертельно ранил молодого человека  и сам был тяжело ранен.

Некоторое время он скрывался в Риме, а затем был вынужден бежатьВо всех  поздних произведениях Караваджо очевидна обнаженность собственных душевных переживаний

  • «Бичевание Христа, «1607)
  • Ну, а самая популярная у художников картина Караваджо — пожалуй, эта:

{C}{C}{C}{C}»Лютнист,»1596{C}{C}{C}{C}»Музыканты,»1595-1596″;Юноша с корзиной фруктов», 1593, Галерея Боргезе, Рим{C}{C}{C}{C}»Шулеры,» 1596Музей Кимбелла, Форт Уорт{C}{C}{C}{C}»Блаженство святого Франциска,»1595, Уодсуорт Атэнеум, Хартфорд{C}{C}»Юдифь, убивающая Олоферна,»1598

Локоть Никодима вот-вот прорвет холст. А кладбищенская плита? Ой! Им бы там поосторожнее — как бы не потеряли равновесие и не сорвались в могилу. Лица у канонических плакальщиков — точь-в-точь, как у убитых горем простых смертных, современников хоть Караваджо, хоть наших. Никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.

{C}{C}Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века, и прежде всего в архитектуре и скульптуре. Но наряду с ним существовало реалистическое направление, которое нашло наиболее полное выражение в произведениях художника Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у живописца традиционные религиозные темы Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силойМикеланджело Меризи да Караваджо был человеком «героического духа», или, говоря словами Джордано Бруно, «героического энтузиазма». Искусство его нашло уже в первом десятилетии XVIII столетия широкий отклик в Италии. Его последователи стали называться «караваджистами», а творческий метод – «караваджизм». Через увлечение караваджизмом прошли в XVII веке мастера многих европейских школ – Рембрандт, Рубенс, Веласкес, Ван Дейк, Эльсгеймер. Караваджизм сохранил свое значение как определяющий фактор мировосприятия в творческом методе художников и XVIII столетия, да и в XIX веке, пытаясь освободиться от приемов академизма, живописцы многих школ обращались к наследию Караваджо.

«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — РОБЕРТО ЛОНГИ (1890—1970), итальянский искусствовед

https://muzei-mira.comhttp://smallbay.ruhttps://gallerix.ru/album/Caravaggiohttps://artchive.ru/publications/435~Karavadzho_10_znamenitykh_kartin_pljus_ljubopytnye_fakty_o_khudozhnike

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/625209.html

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мадонна со змеей»

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мадонна со змеей»

«Мадонна Палафреньери» – таким было первое название картины Микеланджело Караваджо, на которой изображены святая Анна, Мария и мальчик Христос. Наиболее динамично написана фигура Марии, ребенок приведен в движение под мягким руководством матери, а пожилая Анна находится поодаль в смиренном покое.

«Мадонна со змеей» – второе наименование дано полотну из-за того, что на нем живописец изобразил змею как еще одного главного персонажа, олицетворявшего злое начало. Богоматерь с Иисусом в роли светлых сил придавливают ступнями ног голову змеи – символически попирают грех. Мадонна не просто умерщвляет змею, а подает пример своему дитя, учит бороться с темными силами.

Караваджо работал над картиной по заказу для центрального алтаря церкви Святой Анны в Риме. Начатая в 1605 году и завершенная через год, «Мадонна» находилась в соборе лишь несколько суток.

Смелое для того времени искусство живописца часто вызывало возмущение у современников, особенно протестовали церковные служители. По всей видимости, духовенство было недовольно стремлением Караваджо очеловечить божественное: свергнуть объекты поклонения с пьедестала и максимально приблизить к людям.

Мастер изобразил самых почитаемых святых особ так реалистично и непринужденно, будто писал первых встречных на улице.

Художник творил в период расцвета барокко – это выражено в театральной драматичности полотна. Отличительная манера Караваджо – отчетливое противопоставление темноты и освещения героев.

Поразительная работа над светом и тенью, единство действия, богатая эмоциональная наполненность персонажей и чрезмерная откровенность в их изображении делают религиозную живопись художника оригинальной, правдивой и законченной.

По причине неприятия церковью «Мадонна со змеей» попала в собрание картин Шипионе Боргезе, и в настоящее время выставлена в одноименной вилле княжеского семейства в Риме.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho-madonna-so-zmeej/

Читать онлайн Караваджо страница 64. Большая и бесплатная библиотека

Последнее он произнёс со смехом, но, вероятно, именно эти его слова подействовали на девицу, и она согласилась позировать.

В сравнении с жалкой мастерской в Сан-Бьяджо с её обшарпанными стенами и затоптанным полом богатое убранство особняка произвело на неё сильное впечатление.

На следующий день она привезла из приюта подросшего сына Стефано, и Караваджо приступил к написанию большого полотна «Мадонна Палафреньери» или «Мадонна со змеёй» (292×211). Это последняя написанная им в Риме работа.

Луч света слева скользит по трём фигурам, выхваченным из тьмы заднего плана. Кроме лёгких нимбов над головами Девы Марии и её матери Анны картина лишена признаков святости и представляет собой чуть ли не жанровую сцену.

Ребёнок хочет вырваться из рук матери при виде ползущей по полу змеи, этого символа первородного греха. Обеспокоенная за сына Дева Мария старается остановить ползущую тварь, наступив ей босой ногой на горло и заставив злобно шипеть и извиваться.

По поводу этого факта между теологами в 1569 году разгорелась целая дискуссия, пока папа Пий V не установил, что ползущего гада должны убивать оба — мать и сын. Вот почему на картине Караваджо ребёнок, словно забавы ради, прижимает ножку к ноге матери.

Эти тонкости художник мог почерпнуть из книги Чезаре Рипы «Иконология», изданной в 1593 году и ставшей верным путеводителем по миру религиозной символики для нескольких поколений живописцев.

В последнюю очередь была написана святая Анна, для которой позировала привезённая Леной вместе с сыном из приюта старая сестра милосердия с выразительными чертами лица, словно очерченными резцом скульптора. Как изваяние, она стоит особняком, скрестив натруженные руки на животе, и безучастно наблюдает за борьбой или игрой дочери и внука со змеем-искусителем.

В дни работы над картиной выздоравливающего художника навещали друзья. Они с интересом наблюдали, как Караваджо живописует светом и тенью, как накладывает мазки один на другой. Но особенно их привлекала красавица Лена, которая порой капризничала и вступала в пререкания с художником.

Всё это забавляло друзей — особенно то, что Караваджо непривычно спокойно сносил колкости капризной натурщицы, не вступая с ней в перепалку, лишь бы она оставалась в заданной позе. В этой работе ему удалось добиться подлинных вершин реалистической трактовки сугубо религиозного сюжета и жизненной достоверности образов.

Картина обрела почти жанровый характер, напоминая первые работы художника из жизни римского простонародья.

Когда работа была закончена, поэт Милези посвятил ей хвалебную оду, а друг хозяина дома, эрудит и археолог Кастеллини, в поэтическом посвящении, помимо восторженных слов в адрес мастера, сравнил фигуру Анны с греческой скульптурой. В чём-то он был прав — статичная поза Анны в тяжёлых одеяниях с выразительными складками написана почти монохромно в коричневато-серых тонах жёсткими мазками, предвосхищая манеру позднего Караваджо.

В отличие от Анны, словно вышедшей из греческой трагедии, Мария преисполнена материнской любви. В её лёгкой фигуре отразились сама женственность и несказанное изящество.

Словно предчувствуя, что это последняя его работа с Леной, Караваджо вложил в неё ту любовь, что ощущается и в изгибе шеи, и в наклоне милой головки.

Выразительна фигурка подросшего ребёнка Христа, на лице которого смешаны чувства любопытства и испуга перед извивающимся на полу шипящим гадом.

Известно, что 14 апреля 1606 года картина была установлена в приделе Михаила Архангела собора Святого Петра, куда тут же устремились друзья автора и ценители искусства. Караваджо лично руководил установкой полотна над алтарём.

Он был несказанно горд, видя, как хорошо его картины вписываются в интерьер величественного храма, где чуть подальше стоит божественная «Пьета» Микеланджело. Можно ли этому поверить? И Караваджо по нескольку раз подходил к картине и отходил от неё, чтобы лишний раз удостовериться, как она смотрится издали по соседству с беломраморным совершенством гениального ваятеля.

Это были незабываемые минуты счастья, выпавшие на его долю. Но уже 16 апреля картину осмотрела кучка кардиналов из объединения папских конюших и вынесли свой вердикт: non expedit — «не пройдёт». Не подумав даже оповестить об этом автора, кардиналы распорядились вынести алтарный образ Мадонны Палафреньери из собора.

Рухнули все надежды, и Караваджо вновь пришлось вкусить горечь поражения. Его мечтам не суждено было сбыться, а римляне лишились возможности полюбоваться великолепной картиной в соборе Святого Петра.

Правление нового папы оказалось для художника на удивление крайне неблагоприятным. История знает немало тому примеров.

Лет пятьдесят тому назад столь же пагубным оказалось для Тициана правление папы Павла III, и великому мастеру пришлось покинуть Вечный город не солоно хлебавши, не получив ни полушки за излишне реалистичный портрет папы с племянниками.

А ведь поначалу казалось, что всё складывалось так удачно — Караваджо впервые было поручено писать портрет понтифика, а это сулило многое. Но он не сумел потрафить папе, и его верность натуре обернулась для него полным крахом.

Но чем же так провинилась перед «конюшими» в кардинальских мантиях превосходно написанная «Мадонна со змеёй»? Что не устроило их в картине? Эти святоши сочли её вульгарной и святотатственной, лишённой божественности и красоты.

Особенно возмутило кардиналов, что художник осмелился в образе Девы Марии, как им кто-то доложил, изобразить свою любовницу, а фигурка ребёнка Христа и вовсе ввела их в смущение «плебейским изображением плоти» с явными признаками эротики. Святая Анна была сочтена беззубой мегерой.

Решено было немедленно избавиться от богохульной картины, с которой греха не оберёшься, попади она на глаза инквизиции. К счастью, ею живо заинтересовался всеядный кардинал Боргезе.

Читайте также:  Картина меняла с женой, квентин массейс

Воспользовавшись растерянностью и испугом владельцев картины, он приобрёл её на свой страх и риск за смехотворную цену в сто скудо. Братство конюших тоже не осталось внакладе, заплатив художнику за картину семьдесят пять скудо.

Караваджо тяжело переживал неудачу. Рухнули все его планы на будущее, которое ещё вчера представлялось таким радужным и обнадёживающим. Чтобы забыться и успокоиться, он принялся за работу над нейтральным сюжетом.

На каменной столешнице он поместил корзину с фруктами: яблоки, груши, виноград, гранат, а также тыквы бутылочной формы, дыни и арбуз.

В отличие от известной «Корзины с фруктами», преподнесённой лет за десять до того дель Монте в дар миланскому архиепископу Борромео, о которой имеется обширная литература, о новом натюрморте почти ничего не известно.

Навещавшие художника друзья были в восторге от новой работы, а поэт Милези разразился мадригалом о пылкой любви тыквы к арбузу. Судить о натюрморте можно только по краткому описанию картины, появившейся в коллекции семейства Барберини в 1671 году, а затем оказавшейся в Мадриде в собственности британского негоцианта Эдмунда Пила. В дальнейшем следы её теряются.

Этот довольно странный натюрморт поражал современников прежде всего откровенной эротикой из-за придания изображённым на холсте дарам земли вполне угадываемого сходства с ягодицами и гениталиями.

Столь дерзкая и не по возрасту мальчишеская выходка образно выражает распространённое итальянское ругательство — vaffanculo (иди в ж…).

Следует заметить, что вызываемые церковной цензурой или резкими критическими замечаниями недругов вспышки гнева толкали Караваджо на написание картин, заведомо рассчитанных на общественный скандал.

Так было после отвергнутого духовенством первого варианта «Апостола Матфея и ангела», когда в отместку за нанесённую обиду он написал эпатажного «Всепобеждающего Амура», попирающего общепринятые нормы приличия. По той же причине появился на свет и этот скандальный «Натюрморт с фруктами на каменной столешнице» (87,2×135,4), который по изощрённости и неприкрытой эротике вызвал бы зависть упоминавшегося выше Арчимбольди, не говоря уже о тогдашних маньеристах.

Источник: https://dom-knig.com/read_179592-64

Караваджо

Глава первая

Суждения, легенды и мифы

Вторую половину XVI века в Италии принято считать периодом Высокого Возрождения, когда жили и творили Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Корреджо, чьи произведения оказали огромное влияние на последующее развитие мировой живописи.

Заканчивалась великая эпоха, уходили из жизни выдающиеся её творцы, и повсеместно утверждалось новое направление в искусстве, получившее название «маньеризм» и выразившее острый кризис гуманистических идей.

Родившись в Италии во времена начавшейся Контрреформации, затронувшей все стороны духовной и социальной жизни, это направление отличалось сугубо элитарным, эстетским, вычурным характером, отражая упадок и деградацию ренессансного мировоззрения.

Тем не менее маньеризм не стал тупиком — обретя со временем общеевропейские масштабы, он сделался предтечей восторжествовавшего в XVII столетии стиля барокко.

В те переломные годы на свет появился Микеланджело Меризи, которому предстояло совершить переворот в изобразительном искусстве. Многочисленные загадки его биографии начинаются с имени; в дошедших до нас документах будущий художник фигурирует под фамилией Америги или Мериджи.

Доказано, что при жизни за ним закрепилось свыше десятка имён, которые встречаются в архивах римской, неаполитанской и сицилианской полиции, равно как в судебных отчётах и нотариальных актах.

Известно, что друзья и знакомые звали его Микеле или Микеланьоло, но на первых порах по приезде в Рим молодой художник стеснялся своего громкого имени. Микеланджело, овеянный славой гения, ушёл из жизни за двадцать восемь лет до этого, но память о нём была жива, тем более в Риме, где им было создано столько бессмертных творений.

Поэтому молодой художник охотнее отзывался на прозвище «Караваджо», данное по названию городка, где прошли годы его детства и откуда были родом его отец и мать. В историю он вошёл под этим именем.

В Италии давно утвердилась привычка давать мастерам прозвища по названию места их происхождения или по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на Веронезе, что означает «веронец», хотя его настоящее имя Паоло Кальяри, или на известного под именем Тинторетто Якопо Робусти, чей отец был красильщиком (tintore).

Антонио Аллегри получил прозвище Корреджо по названию городка, где он родился, а уроженца Пармы Франческо Маццолу прозвали Пармиджанино. Право называться только по имени, данному при крещении, получили лишь титаны Возрождения — Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан.

Хронология недолгой жизни Караваджо, полной приключений и драматических коллизий, достаточно хорошо документирована. Недавно было окончательно установлено, что он родился в 1571 году, хотя в некоторых монографиях и на табличках в музеях под его картинами до сих пор ещё значится 1573 год. Путаницу внёс сам художник.

Оказавшись в Риме, он решил скостить себе пару лет, чтобы не выглядеть переростком среди работавших там молодых художников, уже успевших заявить о себе. Известна и дата его преждевременной смерти — воскресенье 18 июля 1610 года.

Точнее, это день внезапного исчезновения художника на безлюдном побережье неподалёку от рыбачьего городка Порто-Эрколе в 160 километрах севернее Рима, поскольку не были найдены ни его тело, ни могила. Отчего он умер и где похоронен, так и осталось невыясненным.

Очевидцы драмы, которая разыгралась в тот летний день на пустынном песчаном берегу, предпочли остаться анонимными, на что у них, видимо, были веские причины.

Столь же печальная участь постигла и большинство его картин, о которых мир заговорил лишь спустя три столетия после смерти их творца, чья прижизненная слава была неимоверно велика.

Как метеор, он ярко осветил на короткое время тусклый итальянский небосвод, когда в живых не осталось никого из великих мастеров Возрождения, а в Риме тон задавали весьма посредственные художники.

Бросив дерзкий вызов господствовавшим тогда в итальянском искусстве бесплодному академизму, погрязшему в эклектике, и повсеместно утверждающемуся маньеризму с его вычурностью и изощрённостью, рассчитанным на вкусы узкого круга «знатоков», Караваджо своим бунтарством перевернул все устоявшиеся к тому времени представления о живописи, произведя настоящую революцию в искусстве и породив множество восторженных почитателей и последователей.

Сегодня трудно понять, как это удалось совершить за столь короткое время молодому человеку, неожиданно оказавшемуся в Риме без средств, протекции и громкого имени.

Даже при всей кажущейся закономерности появления такого самобытного таланта в Италии, обладавшей богатейшим художественным наследием, многое в Караваджо остаётся до сих пор загадочным, непостижимым, равно как и тайна, связанная с его внезапным исчезновением в расцвете лет.

Кое-что могли бы прояснить свидетельства биографов, которых поражала и даже пугала неординарность личности художника, стоявшего особняком среди собратьев по искусству и выделявшегося непохожестью на кого-либо из современных мастеров.

Из их высказываний следует, что он начал писать, доверяясь только собственному таланту и не признавая никаких предписаний и авторитетов. Его верными советчиками всегда были свободный от предвзятости взгляд на окружающий мир, память и природное чутьё, которым он доверял и был предан до конца жизни.

После эпохи Возрождения именно с темпераментной и страстной живописи Караваджо начинается новый этап в развитии демократического и реалистического направления искусства.

У него было множество подражавших его манере последователей не только в Италии, но и среди французских, фламандских и голландских высокоодарённых мастеров, оставивших заметный след в живописи середины XVII столетия.

Но затем интерес к его творчеству пережил резкий спад, уступив место барокко и классицизму, а его немногочисленных оставшихся приверженцев начали именовать «караваджистами». Привременная слава художника оказалась такой же скоротечной, как его жизнь, и только XX век стал временем нового открытия его искусства.

Сведения о жизни Караваджо можно почерпнуть из архивов, отдельных писем современников, обрывочных высказываний, неизданных рукописей и многочисленных стихотворений, посвященных художнику. Ещё о его личности помогают судить воспоминания как друзей, так и недругов.

Среди первых выделяется весьма колоритная фигура Джулио Манчини (1558–1630), успевшего побывать в тюрьме за какие-то проделки в родной Сиене. Он объявился в Риме почти одновременно с Караваджо, где сумел проявить себя хорошим врачом-диагностом и обрёл известность как плодовитый литератор.

Его перу принадлежат такие сочинения, как «Руководство по правильному ведению светских бесед» (нечто вроде известного сочинения «Придворный» Кастильоне), «Как преуспеть и утвердиться в Риме» и другие работы. Но особую известность принесли ему «Рассуждения о живописи», написанные главным образом как пособие для коллекционеров.

Рукопись появилась спустя девять лет после смерти Караваджо, с которым автор был дружен несмотря на большую разницу в возрасте. Это первое дошедшее до нас достоверное свидетельство о художнике, содержащее немало ценных сведений о его личности. Манчини ввёл начинающего живописца в круг богатых римских меценатов и первым заговорил о высоком мастерстве своего молодого друга.

Несмотря на «экстравагантность» поведения Караваджо, его неуживчивый вспыльчивый характер, нетерпимость в общении с людьми и удивительную способность всюду наживать себе врагов, Манчини отметил: «Живопись нашего века многим ему обязана».[1]

Другим биографом, лично знавшим Караваджо, оказался весьма посредственный римский художник Джованни Бальоне (1573–1644), приверженец маньеризма. Вознамерившись потягаться славой с самим Вазари, он сочинил свои «Жизнеописания», расположив материал хронологически по годам правления римских понтификов.

Затаив обиду на Караваджо после шумной с ним ссоры, движимый чёрной завистью, он решил расквитаться с удачливым соперником, который, как он считал, обрёл незаслуженно громкую славу. Нужно признать, что он сумел сделать это, но не кистью живописца, а завистливым пером борзописца.

Посвятив Караваджо немало живо написанных страниц, содержащих любопытные сведения о жизни и противоречивой личности задиристого коллеги и изобилующих множеством деталей,

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=162271&page=69

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector