Купчиха и домовой, кустодиев, 1922

К художнику есть много вопросов — почему купчихи и почему практически все женские образы на полотнах художника обладают, по современным меркам, не самыми «идеальными» формами… Впрочем, рассуждать об идеальных формах самое последнее дело. Это все индивидуально. Важнее, первая часть вопроса — почему именно купчихи? В поисках причинной связи, пролистал биографию художника.

Борис Кустодиев жил в нелегкую эпоху — он пережил революцию, голодное время, гонения на ученых и людей искусства, которые были заподозрены в «буржуазности». Кустодиеву, изображавшего в большей степени купеческую и дореволюционную Россию, досталось по полной. Однако сам он не принадлежал к этому классу, часто недоедал, жил впроголодь.

В своих мечтах он уносился далеко — в сытную и мирную дореволюционную Россию, в детские годы и в небольшой флигель богатого купеческого дома, который арендовала семья Кустодиевых. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М.

Кустодиев, — был как на ладони… «Купчихи» Кустодиева — это в первую очередь наблюдения детства, пронесенные художником через десятилетия. Во-вторых, образ купчихи передается художником с легкой иронией.

Русские Венеры — молоды и красивы, у них приятные полные лица, не вызывающие негативных эмоций, но Кустодиев определенно иронизирует, как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полных и добрых купчих, их застолья, чаепития, яства…платья всех цветов радуги… В третьих, художник восхищается пышущими здоровьем, полногрудыми статными русскими красавицами, в которых есть что-то необычайно пленительное. В четвертых, холеные фигуры женщин имеют символическое значение. Художник передает реальную и достоверную информацию о естественной и здоровой жизни людей в патриархальной России. Чего больше — иронии или восхищения? Вряд ли это имеет какое-то значение. Как говорил сам художник: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Русские красавицы Кустодиева

Красавица, 1915 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха за чаем, 1918 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Купчиха с зеркалом, 1920 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Русская девушка у окна, 1923 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Осень, 1924 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Частное собрание

Лето. Провинция, 1922 год

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Частное собрание

Купчиха и домовой, 1922

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

В старом Суздале

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Москва. Государственная Третьяковская галерея

Купчихи. 1912

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922 Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В бане. 1920

Частное собрание

В березовой роще

Варвара. 1920

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Встреча (Пасхальный день). 1917

Частное собрание

Две купчихи. 1913

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге. 1919

Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица. 1921

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купальщица. 1922

Тюменский областной музей изобразительных искусств

Купчиха. 1920

Томский областной художественный музей

Купчиха. 1919

Вологодская областная картинная галерея

Купчиха. 1915

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купчиха. 1915

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха на балконе. 1920

Частное собрание

Купчиха на прогулке. 1920

Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Купчиха на прогулке (Провинция). 1920

Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ

Купчиха с покупками. 1920

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Купчиха, пьющая чай. 1923

Нижегородский государственный художественный музей

Молодая купчиха в клетчатом платочке. 1919

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: http://yarcenter.ru/articles/culture/pyshnotelye-russkie-krasavitsy-borisa-kustodieva/

Борис Кустодиев и Его Русский Мир | Back in the USSR

Оригинал взят у veniamin1  в  Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия.

Русская Венера (1925-1926) Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927)

Посмотрите на эту радостную открытость плоти! Он назвал её «Русская Венера», и разве это не так? Помните что это

  • создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги, который жил с
  • немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,— уже куда больше 10-ти лет,— было то, что он видел из
  • своей инвалидной коляски через окно.

Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника) и несколько СТРАШНЫХ!! операций

начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!

Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску, он

создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы.  Но все эти города Русской провинции, их

  1. площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы, он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев
  2. продолжал создавать Россию, которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не
  3. приобрёл.
  4. Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому, неслыханному и

невиданному, что происходило в стране. Но не так много. Пока просто посмотрите. После этой работы Борису

Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год. Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ.

Но они (эти две работы) должны быть вместе с остальными. Поэтому помещаю снова.

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Купчиха на балконе. 1920 г.

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Купчиха за чаем. 1918г.

  • Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали, когда не каждый
  • день случалась селёдка на столе,—- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,— как он мог создать в
  • 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту, да ещё и с этим
  • потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?
  • Посмотрите на работы Кустодиева.
  • Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины), и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую

следующую работу. Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,

то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть, и вы почувствуете и поймёте гармонию и

таланты.

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878—1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодня есть даже позднее фото актрисы,

которая ему позировала. Пока просто смотрите. ОНА—КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.

Читайте также:  «воспитательный дом в москве», фёдор яковлевич алексеев — описание картины

Вот и посмотрите на красавицу!

Купальщица-2. 1921

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Аглицкая меря. 1924г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте. А там написано: «К Блохе» Да, это

сделано для постановки «Левши» в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии? Вот это она и есть. То

есть меря—это просто английское женское имя—Мэри. Такую героиню ввёл театр.

Английская Мэри—или по-нашему: «Аглицкая меря». Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА.

Все буквы большие, значит с уважением. Кто как это видит или чувствует? По моему она русская, как и та, что на картине

ниже.

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ  или АГЛИЦКАЯ? Здесь, на этой картине русская Катя! Такой, как эта с матросом,

должна быть Катя «толстоморденькая», из «Двенадцати» Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и

события революции.

Чулочки, и «…С солдатьём гулять пошла…» Снобы выдумывают про неё и про поэму такое, что это просто половое

извращение. Снобы правят бал!!! Вот она! Катя— толстоморденькая!

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует. Чтобы осветить картину, но ещё и для

того, чтобы у нас было впечатление и ощущение огня, пыла и жара в этой даме.. Детали в жанровой живописи, всегда

важны.

Лишних почти нету. В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.

Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое.

Вам станет интересно смотреть, потому что вы будете понимать.

И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой. А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России. Нормально!!!  

Ничего удивительного.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Что же мы здесь видим? Мы видим ЛЮБОВЬ!!!

Посмотрите, как он любил свою дочку. Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине,

что мы просто и ясно это видим. Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве.

Мы видим его любовь на портрете. Вот это и есть сила искусства.

***************************************************************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года. Поэтому жизнь не была слишком

сладкой. За сахар надо платить. Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль  и потом он поехал в

Европу. Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена. Он рано стал

академиком, и его рано пригласило в профессора знаменитое московское «Училище живописи…и…». Он не захотел

  1. связывать свою творческую жизнь. Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного
  2. таланта.
  3. Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен, и у него туберкулёз позвоночника. Уже через два с
  4. половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли. Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если

не самый талантливый. И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина. Это Борис Кустодиев,(и ещё

один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу, «Торжественное заседание Государственного Совета 7

мая 1901…» У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая. Совсем немаленькая. Там

же пару сотен портретов.

Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,— к своему собственному, русскому,

расписному миру. И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,—-совершенно оригинален. Если не

  • сказать—уникален.
  • **********************************************************************************
  • Кустодиев был высокого класса портретист. Это была ещё одна из причин, по которой считалось,
  • что этот, на тот момент лучший ученик Репина, станет его полным наследником.
  • И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.
  • Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию. Репин считал, что Кустодиев перестал

писать как художник. Репин не признавал купеческую Россию Кустодиева, как настоящее искусство.

Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал иногда интереснее чем Репин.

Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот  двойной мужской портрет.. Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо

помнящий даже то чему его учили в семинарии. Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.

С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.

Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к начальству, так Кустодиев их и

написал. Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой. Это на самом деле портреты священника и дьякона.

Этот дьякон с его умным взглядом, возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской «Дуэли». Только это не

литературный герой. Это настоящий дьякон. Классный двойной портрет!

Бродский Исаак 1920 г. Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева. Я помещу

эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще. Нету желающих. Бродский, уже после

Кустодиева, был лучшим учеником Репина.

Репин его по-настоящему любил. Бродский был талант.

Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым—, может к середине 30-х,—

он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать сам. Но талант накрывается медным тазом, если

писать только Сталина и его бандитов.

 Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Притягательный дамский портрет. Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он,

Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.

Это называется композиция и это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится. 

  

Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.

Я не читал эту детскую писательницу. Но какой портрет.Какой класс!

Потом, Кустодиев переменился. И стал писать его собственную Россию.

Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.

  1. Пасхальный обряд (Христосованик). 1916
  2. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
  3. ================================================================
  4. Жить без любви, быть может, просто, Но как на свете без любви прожить?
Читайте также:  Картина «олимпия», эдуард мане — описание

Никак не прожить! Старый просто млеет от этого поцелуя!!

Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко, а потом стала целовать.

Всё как полагается.

Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.

Кажется это последний автопортрет, на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек, который

собирается осуществить всё что он задумал. Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет.

До туберкулёза позвоночника осталось 4 года. Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый.

  • И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске.
  • В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными страшными болями, он и создал его расписную Россию. И
  • Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

=====================================================================

Это конечно не приказчик. Это —САМ! То есть —КУПЕЦ.

Так его называли приказчики и все его служащие.

За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли —САМА. Икона на месте.

Чтобы было видно, что : БОГУ—БОГОВО… А дальше, на прилавке, уже без Бога.

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

==========================================

Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!! Что скажете  наши прекрасные участницы?

Вы ж на него посмотрите—ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!! Обратите внимание на дату. 

У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!

Это 1920-ый год— ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию.

И Троцкий уже предложил, для спасения, ввести подобие НЭПа.

Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.

И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие, и создал жизнь,

которой (жизни) в России уже не было совсем. Вот это приказчик!!  Хорош!!

  1. Могила Бориса Михайловича Кустодиева.
  2. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.
  3. Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года через два месяца и три недели после того,
  4. как ему исполнилось 49 лет.
  5. Вениамин.

P.S. Про Кустодиева надо сделать пару штук, такого размера как сегодня.

Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.

Источник: https://maxpark.com/community/129/content/1382307

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

?

navy_chf (navy_chf) wrote, 2016-11-25 11:32:00 navy_chf navy_chf 2016-11-25 11:32:00 Оригинал взят у bono60 в Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»Оригинал взят у rama909 в Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»Оригинал взят у karhu53 в Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья.

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани.

Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.

Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918 | muzei-mira.comБ. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923 | artcyclopedia.ru

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно.

Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В.

Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Б. Кустодиев. Провинция, 1919 | gallerix.ru

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г.

ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение.

Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

Б. Кустодиев. Троицын день, 1920 | muzei-mira.com

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности.

Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз | art-catalog.ru

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением.

В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг.

– предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Б. Кустодиев. Купчиха и домовой, 1922 | allpainters.ru

Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому.

Читайте также:  Скульптура древнего рима - фото и описание

Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром. А пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева – воплощенным идеалом народной женской красоты.

http://www.kulturologia.ru/blogs/191116/32299/

  • Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…
  • Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…
  • Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…
  • Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…
  • Ну вот, только что сообщили, что в Новой Зеландии еще около 200 черных дельфинов-гринд выбросились на сушу в районе мыса Фэруэлл на севере Южного…
  • Оригинал взят у dasein_u_boot в РетроПЛ: …и море на замок. ) 1974г. Стрельба ракетами комплекса Д-9 подводной лодки пр.667Б из места…
  • Священные собаки древних ариев. Проходят века и тысячелетия, но дружба человека и собаки становится лишь крепче. Война ли, стихийное бедствие…
  • 11 мая 1720 года родился Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен. Штурм Очакова в 1737 году году глазами барона Мюнхгаузена выглядел так:…
  • 4 мая 1935 года Сталин произнёс свою знаменитую фразу: «Кадры решают всё!» Почему фраза Сталина о кадрах, которые решают всё, стала крылатой?…

Источник: https://navy-chf.livejournal.com/2411990.html

Без заголовка

Красавицы Бориса Кустодиева

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа.

Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». В то же время, мало кому столько доставалось во все времена от художественной критики и коллег-живописцев.

  • Купчиха и домовой, 1922
  • Многие спорят, чего больше в картинах Бориса Михайловича — восхищения или иронии, шутят, что, рисуя пышнотелых богинь в голодной послереволюционной России, он воспевал не их, а сытую жизнь и купеческий достаток, среди которого прошло его детство (семья Кустодиевых арендовала флигель в купеческом доме).
  • Сам же художник говорил, что тонкие и изящные барышни, соответствующие стандартам красоты, не вдохновляли его. Устав от многочисленных «почему», он сказал как-то:  

«Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 12 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Он был вынужден писать лёжа, но именно в этот период его жизни появились наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Красавица, 1915 год

  1. Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся. 
  2. Государственная Третьяковская галерея, Москва
  3. Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев неоднократно повторял  в разных вариантах — это была одна из его любимых работ. 

Одну он подарил Горькому (и тот обожал эту картину), другую — написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская «Красавица» на лондонском аукционе «Сотбис» ушла за фантастическую сумму — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл). 

Моделью для этого полотна выступила актриса МХТ Ф. В. Шевченко — будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — Марселина. «Женитьба Фигаро», МХАТ, 1927 год

Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа случилась в августе 1914 года. В то время Кустодиев руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям.

Спокойная и уверенная красота Фаины показалась художнику верхом совершенства. После спектакля Кустодиев зашел к ней в гримерку и попросил позировать для своей картины — обнажённой. Поначалу актрису возмутило такое предложение, но каким-то образом художнику удалось её убедить. 

«Красавица», 1918 год

Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. «Красавица», датированная 1918 годом, сейчас находится коллекции Тульского музея музее изобразительных искусств.

Красавица, 1921 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё несколько слов о модели. Не смотря на то, что внешность Фаины Шевченко не вписывалась в общепринятые представление о женском идеале красоты, актриса обладала невероятным магнетизмом — мужчины просто обожали её. 

У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой, затем она вышла замуж за его брата — Александра, статного красавца, виртуозно игравшего на гитаре. С ним она и прожила до конца своих дней.

Но хранила ли она ему верность? Тут мы стыдливо опустим глаза. Ходят слухи о её романе с Шаляпиным во время гастрольной поездки МХАТа в Париж.

Говорят, муж примчался в Париж  и бегал по  городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. 

«Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы».

И Борис Михайлович еще раз написал для него ещё одну «Красавицу» – ту самую, которая была продана в 2003 году почти за полтора миллиона долларов. 

Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле.  21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева.

Работы такого класса, как «Красавица», появляются на рынке крайне редко, поэтому неудивительно, что именно вокруг этого полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату. 

Похоже, благодаря Кустодиеву,  и Фаина и почти через сто лет продолжает сводить мужчин с ума.

Вот ещё несколько картин художника, среди которых на первом месте, конечно, хрестоматийная «Купчиха».

Купчиха за чаем, 1918 год

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Интересно, что моделями для купчих Кустодиева часто были современные ему девушки из интеллигентной среды. Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству. 

Купчиха с зеркалом, 1920 год

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

В березовой роще

Варвара, 1920

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге, 1919 

Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица, 1921

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купальщица, 1922

  • Тюменский областной музей изобразительных искусств
  • Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
  • Государственный Русский музей, С.-Петербург

Осень в провинции. Чаепитие, 1926

  1. Государственная Третьяковская галерея, Москва
  2. Из: wolfleo, li, moiarussia
  3. _________________________________
  4. источник            

Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/9011397.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector