![]() |
Жан Огюст Энгр. «Купальщица Вальпинсона». Исполнено в 1808 году. 146 х 97 см; масло, холст. Лувр, Париж |
Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
Родившийся во Франции в последние старорежимные годы, Энгр был свидетелем Революции, якобинского террора, взлета и падения Наполеона Бонапарта, реставрации монархии и переворота Луи Наполеона. В каждый из этих периодов он стремился остаться столпом общества и поддерживать традиционные ценности. Он был сыном рядового художника и преданным учеником Давида. Вслед за учителем он отстаивал классицизм, а его утонченный стиль был под стать его нраву: честному, методичному, последовательному и преданному. При этом он не терпел критики. Его ранние работы были плохо приняты в Париже, поэтому он уехал в Италию и жил там, пока вкусы парижан не изменились. В целом Энгр провел в Италии 25 лет. Окончательно он вернулся в Париж лишь в 1841 г., когда упорство принесло ему желанное признание. Он умер богатым, знаменитым и боготворимым многочисленными учениками.
КУПАЛЬЩИЦА ВАЛЬПИНСОНА
Эта картина названа в честь ее первых владельцев. Вальпинсоны были хорошими друзьями Дега, и полотно оказало на него сильное влияние. Безупречная техника Энгра повлияла также на Уистлера и Пикассо.
Простота работ Энгра обманчива. Он тщательно просчитывал соотношения всех деталей. В классической традиции обнаженные фигуры считались верхом мастерства и духовной экспрессии. Изучая слепки с древних статуй, художники стремились усовершенствовать природу и воплотить идеал человека. Купальщица Энгра — современное толкование этой традиции.
Тонкие искажения
За кажущейся естественностью этого нагого тела скрываются тонкие и сознательные искажения: спина и шея слишком длинны, а плавный наклон плеч преувеличен. Художник стремился не к воссозданию реальности, а к гармонии формы и цвета, порядка и рисунка.
Восточные мотивы
Здесь, как и во многих других работах Энгра, драпировка передает чувственность и декадентство турецкого гарема. Хотя Энгр восхищался Рафаэлем и классическим идеалом, его влек мистицизм Востока.
Безупречная поверхность
Энгр создавал свои продуманные шедевры медленно и методично: безупречной техникой он добивался безупречно гладкой поверхности.
![]() |
Эротические намеки Многие работы Энгра почти откровенно сексуальны. Здесь взгляд зрителя привлекают скрещенные над туфелькой стопы и затененное лицо. |
См. также:
Жан Огюст Энгр — «Мадам Муатесье»
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2017/09/blog-post_4.html
Жан РћРіСЋСЃС‚ Доминик РРЅРіСЂ (1780-1867)
Стремится продолжать классицизирующую линию. Парадоксальная фигура (об этом говорили и современники).
Пытается всю жизнь быть сторонником и пропагандистом классического наследия, но сам очень часто обнаруживает своё тяготение к антиклассическому, тяготение к примитивам.
Противоречие – стремление быть историческим живописцем, но дар портретиста. Родился в 1780 г. в Монтобане, учился в Тулузской академии художеств.
Потом едет в Париж и учится у Давида. Участвует в конкурсе на Римскую премию и получает её в 1801 г. , но в Рим уезжает только 5 лет спустя из-за политических событий.
1801-1806 – первый парижский период (до отъезда в �талию). Заканчивает по классу исторической живописи, но в основном пишет портреты.
Р–. РРЅРіСЂ. Наполеон I РЅР° императорском троне. 1806. Музей армии, Париж. Портрет Наполеона написал перед отъездом РІ Р�талию. Коронационный портрет.
До этого он уже писал Наполеона, но там он ещё не император, а первый консул, а здесь уже написан в коронационном одеянии. Костюм разрабатывался долго. Симметричная композиция.
Обилие деталей. Как олицетворение власти.
Потом поехал в �талию. «Рафаэль и антики – мои боги». Занят копированием и зарисовками. Делает довольно много пейзажных зарисовок, после чего никогда к пейзажам не обращается.
Р–. РРЅРіСЂ. РРґРёРї Рё Сфинкс. 1808. Лувр, Париж. Долго ищет сюжет для своего произведения. Перебирает РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество сюжетов (есть альбом СЃ зарисовками).
Человек перед неизвестностью. Здесь отказывается от локального колорита. Не обладал особенным воображением. Поза копирует помпейские фрески.
Контрастная освещённость.
Р–. РРЅРіСЂ. Купальщица Вальпинсона (Большая купальщица). 1808. Лувр, Париж. Вторая отчётная работа.
Неправильная пластика локтя, рука непропорционально мала по сравнению с телом. Вся фигура состоит из бликов света. Очень тонкие градации.
Совершенно не разрабатывает «окружающую среду». Но мог увлечься какой-то отдельной деталью (кайма простыни).
Р–. РРЅРіСЂ. Юпитер Рё Фетида. 1814. Музей Гране, РРєСЃ-ан-Прованс. Третья отчётная работа. Сюжет РёР· В«Р�лиады». Композиция заимствована РёР· помпеянской СЂРѕСЃРїРёСЃРё.
Контраст между мужским и женским началами (мужественность и чувственность). Целый ряд анатомических неправильностей.
Голова Юпитера «вросла» в плечи, голова Фетиды слишком заломлена.
Дальше срок его поездки заканчивается – должен либо возвратиться в Париж, либо на свой страх и риск остаться в Риме. Но он пока остаётся в Риме, где его друзья и заказчики.
Р–. РРЅРіСЂ. Рафаэль Рё Форнарина. РћРє. 1814. Художественный музей Фогга, Гарвардский университет. Цикл, посвящённый Рафаэлю. РќРѕ сделано только несколько картин.
�сторические картины нового типа – камерные. Кабинетного формата. Описание быта и нравов. Как не парадоксально, можно провести параллели с Рафаэлем. Частная, камерная жизнь великого человека.
Занимательность, повествовательность, костюм.
Вторая половина 1810-х гг. Большая часть французов из Рима уезжает (после реставрации монархии). Дальше круг заказчиков утрачивается. Занимается карандашным портретом.
Р�С… увозили РІ качестве сувениров РёР· Р РёРјР°. РЈ РРЅРіСЂР° это было поставлено РЅР° поток, его заказчики были РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј англичанами. Сам РРЅРіСЂ РЅРµ считал себя портретистом.
Есть заказные портреты, есть портреты друзей и знакомых.
Р–. РРЅРіСЂ. Портрет Паганини. 1819. Р�Р· серии портретов известных людей. Паганини совсем ещё молодой. РРЅРіСЂ очень любил музыку.
Любил классику и не воспринимал музыку самого Паганини. Трезво, не льстит Лицо в целом некрасивое.
Голова проработана более подробно, всё остальное – контуром.
Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832. Лувр, Париж. Тщательно прописаны руки, выразительный жест. Некоторая неуклюжесть.
Р СѓРєРё упираются РІ колени, «стареющие» пальцы. РћРґРёРЅ РёР· лучших РјСѓР¶СЃРєРёС… портретов РРЅРіСЂР°. Был редактором журнала Рё чрезвычайно богатым человеком.
Работа над этим портретом шла очень тяжело – РРЅРіСЂ даже плакал. РўСѓС‚ РІРѕ время работы СЃ собеседником РѕРЅ РїСЂРёРЅСЏР» эту РїРѕР·Сѓ, Рё РІСЃС‘ было выполнено.
Один из лучших портретов, хотя большинство у него – женских.
В 1834 г. – неудача. Написал очередное большое историческое полотно, но заслужил критику.
Он был разгневан до последней степени, но освободилось место директора французской академии, и он второй раз приезжает в Рим уже в совершенно новом качестве.
У него очень много обязанностей, поэтому во второй римский период пишет достаточно мало. В качестве директора французской академии в Риме.
Р–. РРЅРіСЂ. Антиох Рё Стратоника. 1840. Музей РљРѕРЅРґРµ, Шанилйи. Впервые РЅР° эту тему РІ 1806 Рі. (среди вариантов темы картины для отчёта). Опять Р¶Рµ берётся Р·Р° «старую» тему. РџРѕ РґСѓС…Сѓ принадлежит Рє искусству РѕРє 1800.
�нтерьер писал не сам. Опять помпейские мотивы (интерьер, пальцы у подбородка). Яркий, интенсивный цвет развенчивает миф о том, что Антиох влюблён тайно в свою мачеху, и занемог от этого.
Потом врач РїРѕ усилившемуся сердцебиению поставил диагноз. «Очаровательно, РЅРѕ РґРѕ странности нелепо», — эти слова сказаны именно РѕР± этой картине. Рта вещь вообще очень яркая.
Сама фигура Стратоники похожа на колонну. К этому времени уже развеян миф о «бесцветной» античности. Античность оказалась яркой и насыщенной по цвету. Цвет Стратоники не совсем белый, а немного лиловый.
Суть метода РРЅРіСЂР° сводится Рє тому, чтобы достигнуть максимального совершенства краски Рё изящества контура. Предельная сгармонизованность Рё точность. Силуэт – предельно точно.
«Моя большая историческая миниатюра», — РРЅРіСЂ РїСЂРѕ эту картину. Забавный исторический анекдот.
Р’ 1841 Рі. РРЅРіСЂ возвращается РІ Париж СЃ триумфом. Р’СЃРµ неприятности 1834 Рі. Начинается последний, третий, парижский период его творчества (РґРѕ 1866 Рі.
, до смерти художника). Плодотворно работал до конца жизни и работает всё равно над портретами.
К нему было даже сложно пробиться, чтобы заказать портрет.
Р–. РРЅРіСЂ. Мадонна перед чашей СЃ причастием. ГМР�Р�. Единственная вещь РРЅРіСЂР° РІ РњРѕСЃРєРІРµ. РћРґРЅР° РёР· РѕРє.
7 реплик фигуры Мадонны СЃ «Обета Людовика XIIIВ» 1824 Рі. Рту фигуру будет постоянно Р’ окружении СЃРІ.
Николая и Александра Невского.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 62 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/9-119689.html
Описание картины Жана Огюста Энгра «Купальщица»
Описание картины Жана Огюста Энгра «Купальщица»
Картины на литературные и мифологические сюжеты, портреты и исторические полотна – кажется, что для художнику подвластна любая из тем.
Откровенное любование красотой обнаженного тела вызывает ассоциации с античным искусством.
Такая же детальная прорисовка изгибов тела, сочетающаяся с удивительной плавностью линий и причудливой игрой света.
Классическая стройность композиции, тонкое чувство цвета и гармоничность светлого, прозрачного колорита видна в каждом произведении художника. Портреты Энгра отличает безупречный рисунок и красота силуэтов, объединенные с тонко подмеченными жестами. Эмоциональная отстраненность мастера только подчеркивает эту красоту. Художник пронес через всю жизнь чувство восхищения прекрасным.
Античное воспевание красоты обнаженного тела художник дополнил живостью характера и индивидуальностью пластики. Фигура купальщицы поражает равновесием классической формы и реалистических подробностей.
Центральной осью композиции стала гладкая спина девушки. Отвернувшись от зрителя, она чуть изогнула правую руку.
Безмятежная недвижимость купальщицы создает хрупкое ощущение сиюминутности, когда словом или жестом можно разбить это мгновение.
Художник удивительно тонко вписал сложные ритмические формы в простой неразрывный контур. Фигура купальщицы органично размещена среди «декораций» и окутана мягким отраженным светом. Именно этот свет и приглушенные цвета общего фона создают удивительно интимную атмосферу.
«Купальщица» воплощает в себе классическую красоту, увиденную в живой женщине.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-zhana-ogyusta-engra-kupalshhica/
Энгр Жан Огюст Доминик (Jean Auguste Dominique Ingres)
Репродукции картин Жана Огюста Доминика в СПб по доступным ценам
Мастерская «Арт Ария» предлагает своим клиентам первоклассные репродукции картин Жана Огюста Доминика по доступным ценам в Санкт-Петербурге. Наши мастера выполняют все работы в технике объемного мазка, поэтому работы получаются реалистичными и максимально приближенные к оригиналу. Поэтому если Вы хотите получить качественную работу по доступной цене — звоните нам и делайте заказ!
Потомственный мастер кисти Жан Огюст Доминик Энгр (Jean August Dominique Ingres) стал при жизни живым примером того, как, оставаясь в рамках академической манеры письма, можно совершить революцию в мире живописи.
Родился будущий живописец в семье Энгра Жана Мари Жозефа в 1780 году, 29 августа, в Монтобане, Франция.
Первым его педагогом стал отец, настоявший на продолжении художественного образования в Академии изящных искусств (1791 — 97) в Тулузе.
Поворотным событием в судьбе ещё молодого Энгра сыграл Жак Луи Давид, под руководством которого юноша постигал азы неоклассицизма. Результатом этого обучения стала картина «Послы Агамемнона у Ахила» (1801), принесшую Энгру Большую римскую премию.
Уже в ней просматриваются характерные для мастера черты – театральность композиции и скульптурность фигур, за которые он периодически был то восхваляем, то критикуем. И эти две характеристики ярко воплощены в полотне «Наполеон I на императорском троне» (ок. 1806).
Однако в период обучения у Давида любимым жанром живописи Энгра Жана Огюста Доминика становится портрет, всё мастерство владения которым отражено в «Портрете Ж. М. Ж. Энгра» (1804).
Итальянская художественная «Мекка»
Страстный юноша отправляется в Рим, «Мекку» художников. Рожденные там картины Доминика Энгра вошли в круг его лучших полотен – «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811).
Но не только творчество держит Энгра в столице Италии. Как истинный творец, он и в жизни пылал, что ярко проявилось в его личной жизни. Стоит отметить, что до поездки в Рим, живописец был обручен с Анной-Жюли Форестье.
Но, страстно влюбившись в жену французского чиновника, проживавшего в то время в Вечном городе, художник расторгает помолвку. Дама же ответной любви не испытывала, и, дабы избавиться от пылкого юноши, знакомит своего почитателя с кузиной Мадлен Шапель.
Венчание Доминика и Мадлен прошло в 1813 году, 4 декабря.
Не только личная жизнь полностью удовлетворяла Энгра Жана Огюста Доминика. Его картины пользуются большим спросом. Портреты английских туристов на фоне римских пейзажей и выполненное полотно «Христос, передающий св. Петру ключи от рая» (1820) упрочили репутацию французского художника.
В 1820 году он вместе с семьей переезжает во Флоренцию, где создает «Обет Людовика XIII» (1820-1824). Это полотно было признано французскими критиками, и, когда в 1824 Энгр возвращается в Париж, где он получает звание академика.
Десять лет, проведенные в Париже, были наполнены как взлетами, так и паданиями. Вернувшись на родину, Энгр открывает свою школу живописи, преподает в школе изящных искусств. Но вот на творческом пути его нередко преследовали неудачи.
Выставленная на парижском Салоне в 1834 году работа «Мученичество святого Симфориона» была очень плохо принята критиками по причине чрезмерного академизма письма. Неудивительно, что Энгр предпочел вернуться в Рим при первой же возможности.
Пять лет Энгр Жан Огюст Доминик наслаждался своим преподаванием во Французской Академии в Риме и писал портреты своих знакомых для души. Но в 1841 году он снова возвращается в Париж и больше не покидает его.
Картины Доминика Энгра, отличавшиеся академизмом, в этот период приобретают характер отточенной скульптуры. Неудивительно, что в 1855 году ему предложили провести ретроспективную выставку его работ.
«Вергилий, читающий «Энеиду» (1815), «Портрет госпожи Ривьер» (1805), «Большая одалиска» (1814) – по-прежнему пользуются большой любовью у критиков. Жизненный путь Жана Огюста Доминика Энгра окончился внезапно.
В возрасте 87 лет в 1867 году, 17 января, он скончался в своем доме.
Популярные художники
В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы — посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор — ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.
Источник: http://www.ArtAriya.ru/engr-zh-o/
Читать онлайн "Лувр" автора Гордеева М. — RuLit — Страница 11
Жак Луи Давид (1748–1825) Клятва Горациев 1784. Холст, масло. 330×425
В основе этой знаменитой композиции французского классициста Жака Луи Давида лежит история о том, как три брата из римского рода Горациев клянутся победить или умереть в борьбе с тремя лучшими воинами города Альба-Лонга, противника Рима.
Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать склонилась над двумя внуками, ближе изображены сестра Камилла и невеста одного из Горациев Сабина.
На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная — отцу с мечами.
Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя на центре произведения, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Братья клянутся, отец, благословляя их на ратный подвиг, вручает им мечи. Искусство классицизма ставило гражданский долг выше личного счастья, поэтому стенания женщин не могут поколебать решимости Горациев.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) Купальщица Вальпинсона (Большая купальщица) 1808. Холст, масло. 146×97
Первым названием это полотно Жана Огюста Доминика Энгра, лидера европейского академизма XIX века, обязано фамилии своего владельца-коллекционера. Произведение поражает изысканной простотой, ясностью пластического языка и трепетностью линии.
Лепка форм сродни скульптурной: практически трехмерными воспринимаются великолепно моделированные драпировки, а сама фигура женщины кажется прекрасным ожившим изваянием.
Купальщица не подозревает о присутствии наблюдающего, не позирует и не красуется, за счет чего у зрителя складывается неловкое ощущение, будто он подглядывает за женщиной.
Теодор Шассерио (1819–1856) Две сестры 1843. Холст, масло. 180×135
Теодор Шассерио, живописец и график, с 12 лет обучавшийся мастерству у Жана Огюста Доминика Энгра, написал этот двойной портрет своих любимых сестер Адели и Алины, когда ему было 24 года.
Сестры пристально смотрят на зрителя, их сходство бросается в глаза. Адель и Алину разделяют двенадцать лет: одной 33, а другой 21 год. Увядающая роза на поясе старшей намекает на ее возраст, однако сестры кажутся очень близкими друг другу по характеру и образу мыслей. Разница в возрасте не так заметна, а совершенно одинаковые платья лишь усиливают сходство.
Жан-Луи-Теодор Жерико (1791–1824) Плот «Медузы» 1818–1819. Холст, масло. 491×716
«Плот „Медузы“» — известное полотно Теодора Жерико, с которого началась история французского романтизма.
Сюжет не выдуман художником; картина повествует о кораблекрушении, случившемся с судном «Медуза». Многочисленные пассажиры и экипаж спасались на плоту, который почти две недели носило по морю. Люди, обессиленные без еды и питья, умирали.
Несколько раз они видели вдали суда, в надежде кричали им, размахивая сохранившимся тряпьем, но суда проходили мимо, не заметив их. Умирала надежда на спасение, таяли силы. Наконец, несчастных обнаружили и подняли на спасительный борт.
В живых осталось 15 человек из 140, плывших на «Медузе».
Полотно взбудоражило французскую столицу. Так реально смерть еще никто не изображал.
Картина поступила в Лувр в 1824.
Эжен-Фердинанд-Виктор Делакруа (1798–1863) Свобода на баррикадах 1830. Холст, масло. 225×360
Борьбе за свободу и независимость Франции посвящено, наверное, самое известное произведение главы французской романтической школы живописи Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», созданное под впечатлением от революции в Париже в июле 1830.
Оказавшись перед задачей изображения абстрактного понятия «свобода», художник использовал аллегорию. Рожденная в бурное революционное время мечта о свободе, несущей в жизнь перемены, воплотилась в полуобнаженной женщине.
В ее облике просматриваются черты образцов античного искусства: пропорции лица соответствуют канонам красоты, которым подчинялась греческая скульптура. Но эта современная Венера утратила отрешенность греческих прототипов и стала воплощением идеалов нового времени.
Свободные одежды, развевающиеся на ветру и сообщающие ее образу и картине характерную для романтизма динамику, дополняются колпаком якобинцев (членов политического революционного движения), ружьем, штыком и знаменем.
Героине отведено центральное место на полотне, хотя первоначально Делакруа не собирался изображать ее как аллегорию, а хотел ограничиться романтической смертью прекрасного героя баррикад. Девушка призывает идти вперед, даже если путь преграждают бездыханные тела тех, кто уже отдал свою жизнь в борьбе.
Источник: https://www.rulit.me/books/luvr-read-376248-11.html