Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.
Оставшись в восемь лет сиротой, он был отдан в монастырь кармелитов, где в возрасте пятнадцати лет принял монашеский обет. Однако, характер его был мирской и деятельный, и вскоре он покинул монастырь. Липпи был не чужд всяческих удовольствий.
Автопортрет,фрагмент фрески.
Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.
Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г.
из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным, заметив: «Наверное, фра Филиппо не создан для монашеской жизни. Лишившись сана, он станет только ближе к Богу».
Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», одно из самых известных произведений флорентийского мастера была написана около 1465 года.
В прекрасном образе Мадонны мы узнаем возлюбленную художника Лукрецию Бути, именно это, видимо, принесло широкую известность картине.
Мадонна, изображенная в профиль, сложила руки в молитве перед младенцем Иисусом, поддерживаемым двумя ангелами. На заднем фоне открывается великолепный пейзаж, вдохновленный фламандской живописью. Прическа Мадонны, украшенная прозрачной вуалью и нитями жемчуга, полна утонченности и изысканности.
Нежность и трогательность композиции, а также изящество головного убора Мадонны в дальнейшем послужит моделью для многих художников, в их числе Сандро Боттичелли. Создатель великих шедевров «Рождение Венеры» и «Весна» был не только учеником Филиппо Липпи, но также учителем и другом его сына Филиппино
«Мадонна с младенцем». Около 1452 г. Фра Филиппо Липпи. Палаццо Питти, Флоренция.Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи .
На картине художник изображает события жизни св. Анны, матери Девы Марии. Действие замкнуто в строгом великолепии дома в стиле Ренессанса. На заднем плане св.
Анна поздравляет своего мужа Иоахима, ибо уже в пожилом возрасте она поняла, что беременна. На среднем плане мы видим окончание родов и маленькую Марию. Передний план картины посвящен Марии, ставшей матерью и тем самым оправдавшей смысл жизни св.
Анны: ведь это ее дочь стала той прекрасной женщиной, что дала жизнь Иисусу.
Филиппо Липпи. Коронование Марии. 1441-1447гг.
Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум.
1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы.
Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей.
Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.
Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы.
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы.
В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование.
Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.
Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель.
Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.
Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици.
Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.
Весёлый нрав был у художника.Липпи был не чужд всяческих удовольствий.
Козимо Медичи, правителю Флоренции и большому почитателю таланта Липпи, нередко приходилось запирать художника в мастерской, чтобы тот не отвлекался от работы.
Но, рассказывает Вазари, это не останавливало Веселого Брата, и однажды он, оказавшись заперт, спустился по простыням из окна и много дней предавался веселью, пока не был найден и водворен обратно.
«Поклонение волхвов». Около 1445 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная картинная галерея, Вашингтон.
Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений.
Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином. «
В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.
Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем.
Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.
Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время работал с Никколо Пиццоло в Падуе в 1434—1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста, в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.
Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.
Эпитафия на его могиле в переводе Блока.
Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,Набожных души умел — голосом бога смутить.Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Ме́дичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.
Источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B8)» rel=»nofollow»>https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE
https://artchive.ru/artists/196~Fra_Filippo_Lippi/works/17469~Madonna_s_Mladentsem_i_stseny_iz_zhitija_svjatoj_Anny_Madonna_Bartolini
http://www.uffizi.org/ru/
Источник: https://newsland.com/community/6782/content/uchitel-botichelli-filippo-lippi/5175082
Уффици_8. Филиппо и Филиппино Липпи
«Коронование» Марии работы Фра Филиппо Липпи (1406-1469)
Ярковата картинка из сети, в натуре она почти такая:Филиппо Липпи, сын мясника Томмазо ди Липпо, — флорентийский живописец, родился в 1406 г. во Флоренции, С 1421 г. — монах флорентийского монастыря Кармине. В 1456 г. похитил из монастыря Санта Маргерита в Прато монахиню Лукрецию Бути, с которой в 1461 г. с разрешения папы Пия II вступил в законный брак (сыном обоих был Филиппино Липпо). Работал кроме Флоренции в Падуе (работы не сохранились), Прато, Пистойе, Перудже, Сполето (в Прато и Сполето — с фра Дамиано). В ранний период творчества испытал влияние Мазаччо.Я эту головку со студенческих пор помню, и даже врисовал ее в эскиз курсовой по Гофману, как образ возлюбленной студента Ансельма:
о художнике из «Жизнеописания художников» Вазари:»Был же он, как говорят, настолько привержен Венере, что, увидя женщин, которые ему понравились, он готов был отдать последнее ради возможности ими обладать, и если он не добивался этой возможности никакими средствами, то изображал этих женщин на своих картинах, рассудком охлаждая пыл своей любви. И это вожделение настолько сбивало его с толку, что, находясь в таком состоянии, он мало или вовсе не уделял внимания тем работам, за которые брался. И вот в одном из таких случаев Козимо деи Медичи, для которого фра Филиппо работал в его доме, запер его, чтобы тот не выходил на улицу и не терял времени.
Он же, не пробыв там и двух дней, побуждаемый любовным, вернее, животным неистовством, нарезал ножницами полосы из постельных простынь, спустился через окно и много дней предавался своим наслаждениям.
Не найдя его, Козимо послал искать его и в конце концов все же вернул к работе; и с тех пор он предоставил ему свободу предаваться удовольствиям и очень раскаивался, что раньше держал его взаперти, памятуя о его безумстве и об опасностях, которые ему грозили.
И потому впредь он всегда старался удержать его милостями и этим добился от него большой исполнительности, говоря, что в своем превосходстве редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам.» *
«Он жил честно на свои труды, но исключительно много тратил на любовные дела, которыми он постоянно услаждал себя в течение всей своей жизни и до самой смерти.» «Говорят, что вследствие его чрезмерной склонности к своим пресловутым блаженным амурам его отравили родственники одной женщины, которая была его возлюбленной. Закончил течение своей жизни фра Филиппо в возрасте пятидесяти семи лет, в 1438 году, и по завещанию оставил на воспитание фра Диаманте своего сына Филиппо, начавшего обучаться у него искусству мальчиком десяти лет «.Сына прозвали Филиппино, чтобы отличать от папы.Святой Иероним работы младшего Липпи (1457-1505)1495, масло на дереве, 136 x 71 смСтупня по выразительности и пластике очень напоминает рисунки Ван Гога:Неприметный сломанный одуванчик:Его нет среди обычных атрибутов святого, но найдено точно, как символ жизненного пути Иеронима.Кардинальская шляпа и книги в пещере, это уже знакомо:
Льва нет поблизости, ушел на прогулку, но есть камни, возможно один из них «для биения при молитве в грудь», был такой.
Подробнее о святом в живописи.
Еще одна чудесная работа младшего Липпи в Уфицци — Adoration of the Child c. 1483 Oil on wood, 96 x 71 cm Очень гармоничная работа, с внутренней музыкой. Или тишиной. Это кому как. Мне кажется тишина. И мальчик, посмотрите на его выражение, как он в маму вглядывается:
——————————
* В биографии Вазари много неточностей (в истории похищения Лукреции) и легендарных подробностей (пленение маврами).
Источник: https://aldashin.livejournal.com/688828.html
Книга: Музеи Ватикана
— танец, Эрато — любовную поэзию, Полигимния — гимны, Урания — астрономию и Каллиопа — эпическую поэзию.
От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии».
У подножия Парнаса сидит Сапфо, держащая в руках свиток, на котором написано ее имя, в группе рядом с ней Петрарка — в капюшоне и лавровом венке — прислушивается к тому, что говорят античные поэты.
В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. Объединив в одной фреске живших в разные времена людей, Рафаэль выразил идею о том, что культура вечно жива и одни художники, в широком смысле слова, наследуют другим.
Росписи ватиканских залов снискали живописцу такую славу, что заказы посыпались на него как из рога изобилия.
Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее [комнаты] украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур, исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных, и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». Но художник не согласился уничтожать работы своих предшественников: он хорошо знал цену искусству.
Рафаэль Санти(1483–1520) Парнас. Фрагмент 1510. Фреска. В основании — 670. Станца делла Сеньятура
Джулио Романо (1492–1546) Битва Константина с Максенцием 1520–1524. Фреска. 851×376. Зал Константина
Помещение для торжественных приемов — «Зал Константина» — было украшено фресками на сюжеты из жизни этого императора. На основе рисунков Рафаэля учениками мастера здесь были выполнены росписи, одну из которых осуществил Джулио Романо.
Он обратился к тому периоду древнеримской истории, когда власть над различными частями империи находилась в руках нескольких правителей, точнее, к битве Константина с Максенцием, которая произошла в 312 у Мильвийского моста, недалеко от Рима.
Войска Максенция обратились в бегство, и вскоре после этого? победив в нескольких сражениях другого претендента на трон, Константин стал единоличным правителем государства. Император положил конец гонениям на христиан, разрешил им строить церкви.
Смысл всех росписей в «Зале Константина» — победа новой веры над язычеством.
Художник изобразил решающий момент битвы. Джулио Романо, видимо, больше всего был увлечен передачей разнообразных, сложных ракурсов человеческих и конских фигур, их компоновкой и выражением того крайнего эмоционального напряжения, которое является особенностью батального жанра.
В небе над холмами столкнулись тучи, словно там, в вышине, тоже происходит сражение, поэтому битва обретает мировой масштаб. Но, несмотря на то что на земле все вроде бы смешалось, в сражающейся толпе выделяются воины Константина, одерживающие победу. Вдали раскинулся идиллический пейзаж римских окрестностей с мягкими холмами, покрытыми зеленью.
Джулио Романо передал все особенности местности, запечатлев холм с виллой Мадама, строительство которой было начато Рафаэлем.
Рафаэль Санти (1483–1520) Освобождение святого Петра из темницы. Около 1512–1514. Фреска. В основании — 660. Станца д'Элиодоро
Вскоре после окончания работы над росписью Станца делла Сеньятура Рафаэль приступил к выполнению фресок в находящейся по соседству Станца д'Элиодоро. Здесь также предстояло разместить в люнетах, то есть на плоскости стены в виде полукруга, довольно-таки сложные композиции.
В одной из них Рафаэль изобразил сцены освобождения апостола Петра из темницы, куда он был посажен по приказу царя Ирода. Ночью, когда апостол спал, скованный цепями, к нему явился ангел. «И вот. Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся.
Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною» (Деяния святых апостолов, 12:7–8).
Измученный Петр еще спит, опустив голову на грудь, спят, стоя и не выпуская из рук цепей, его стражи, а в тесном узилище уже совершается чудо. Ослепительный свет сияет вокруг божественного посланника, который пришел за апостолом, и кажется, будто задняя стена темницы исчезла, растворилась в сиянии.
Решетка же на переднем плане превращает тюрьму в отгороженное от остального мира священное пространство, где происходит дивное событие. Но вот-вот «темницы рухнут», и Петр выйдет, как это видно справа, сопровождаемый ангелом, и пройдет мимо спящих стражников.
Слева те, кто стерег Петра, еще раньше увидели сияние и пытаются поднять тревогу, но двое уже бегут в испуге прочь от яркого небесного видения.
Рафаэль в этой фреске играл со светом, объединив в одном пространстве пламя факела, отсвет зари на ночном небе, сияние луны, по которой бегут облака, отблески на металлических латах. Если добавить к этому естественное освещение, проникающее в реальное окно, то получится богатая светотеневая игра.
Сложное по форме полукруглое пространство стены, в которое вдается это окно, художник использовал себе во благо: слева ступеньки со стражниками, бурно откликнувшимися на увиденное, ведут к центральной части.
Направление движению зрительского взгляда указывает рука одного из персонажей: к центральной композиции. Она не только находится выше боковых, но из-за того, что в ней не видно пола, происходящее выглядит приподнятым над землей.
Справа движение идет вниз: смотрящий на фреску мысленно спускается глазами по ступенькам, туда, куда следуют Петр с ангелом, мимо не проснувшихся стражей. Композиция, развиваясь по дуге, вторит очертаниям стены, поэтому живопись здесь неразрывно слита с архитектурой.
Но, изобразив ангельское сияние, «обрушивающее» стену темницы, и уходящий вдаль тревожный ночной пейзаж, Рафаэль разорвал пространство фрески, чтобы на первый план вышла главная идея: преодолевающая любые преграды божественная воля.
Капелла Паолина
Источник: https://litvek.com/br/346804?p=10
Как Филиппо Липпи украл молодую монахиню, которая позировала ему для Мадонны
Как его не понять — она было чудо как хорошо! Герой сегодняшнего рассказа флорентийский живописец эпохи Возрождения Фра Филиппо Липпи.
Мадонна с младенцем
История его жизнь авантюра в духе героев Ренессанса. Мальчиком он был отдан на воспитание монахам-кармелитам. Монахи вскоре заметили, что Липпи абсолютно безнадежен в изучении всех наук, но поцелован Богом как художник. Кармелитский орден достаточно много средств тратил на гонорары художникам, и монахи смекнули, что нужно развить талант маленького Липпи.
Благовещение
Мальчика постригли в монахи (поэтому он стал «Фра»), только не учли, что по натуре он был веселый жизнерадостный малый, а достигнув молодости полюбил еще и вино и женщин. Если Филиппо Липпи влюблялся, его не могло удержать ничего.
Он забрасывал работу и забывал о договоренностях, важным становилось только покорение очередной красотки. Есть даже байка о том, как Козимо Медичи, будучи его покровителем, запер Филиппо Липпи, чтобы тот мог закончить работу.
Но наш пострел сбежал из окна.
Посмотрите, как он пишет женщин! С какой любовью написан каждый силуэт.
Фрагмент из Сцен жития Св.Анны. Фра Филиппо ЛиппиКогда Филиппо Липпи после 40 лет уже стал уважаемым художником, кому-то пришла странная мысль назначить художника капелланом женского монастыря. В монастыре Липпи стал писать образ Мадонны, для которого ему позировала 21-летняя монашка Лукреция Бути. Естественно, вспыхнула любовь. Что делать?Хватать красотку и бежать!
Так Фра Филиппо Липпи и сделал. Он не только похитил ее, но и женился, как порядочный человек. Кстати, вопрос чести в эпоху Возрождения был определяющим. Вскоре, у пары родился сын — Филиппино Липпи, который тоже стал художником.
Коронование Марии. Фрагмент. Фра Филиппо ЛиппиОднако после свадьбы Филиппо ждали серьезные проблемы, но всесильный Козимо Медичи вступился перед Папой римским за незадачливого, но талантливого монаха. Папа снял с Липпи монашеский сан, как и с его возлюбленной.Ура! Хэппи-энд.
Угадайте, кто был моделью для этой Мадонны под вуалью.
Мадонна под вуалью
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af7346f8c8be3edc9fe731d/5c9a8f47d567d300b3d7d675
Коронование Марии (картина Липпи) — это… Что такое Коронование Марии (картина Липпи)?
«Коронование Марии» (итал. Incoronazione Maringhi) — алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи, известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви Сан-Амброджио. Ныне хранится в галерее Уффици во Флоренции.
История создания
В конце 1430-х годов Филиппо Липпи оставил монастырь Кармине во Флоренции, чтобы открыть свою мастерскую. Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале, Фра Диаманте и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо».
Возможно, это был Мастер Кастельского Рождества (итал. Maestro della Natività di Castello). Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора.
По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Сохранилось множество копий её самой и её деталей.
По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици.
Сюжет
Картина выполнена на одной большой панели, однако, Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.
Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Деталь «Коронования Марии»
Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец.
В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, бо́льшим, чем у окружающих персонажей.
Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако.
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес (итал. Cieli del Paradiso). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы.
В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование.
Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.
Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.
Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии. Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.
Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо. Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени.
Литература
- Художественная галерея № 178, Киев, 2008 ISSN 1993-138-7
- AA.VV., Galleria degli Uffizi, collana I Grandi Musei del Mondo, Roma 2003
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1382788
Коронование Марии (Коронование Мариньи)
Филиппо Липпи «Коронование Марии (Коронование Мариньи)» (1440-е),Дерево, темпера. 287 × 200 смГалерея Уффици, Флоренция
«Коронование Марии» – это алтарный образ, выполненный фра Филиппо Липпи для флорентийской церкви Сан Амброджо. Её заказчиком выступил каноник церкви Франческо Мариньи (скончавшийся, правда, вскорости после начала работы, так и не успев её профинансировать), отчего картину иногда еще называют «Коронование Мариньи».
В трактовку распространенного иконографического сюжета коронования Богоматери художник внёс существенные новшества. У Липпи Марию коронует не Иисус (как, например, у фра Беато Анджелико, Паоло Венециано или Ридольфо Гирландайо), а Бог Отец.
При этом сама Мария не восседает в окружении Бога Сына и Бога Отца, что являлось бы более традиционным, а стоит перед Всевышним на коленях – такое видение этой сцены до Липпи в ренесансном искусстве не встречалось.
Да и композиционно «Коронование Марии» Филиппо Липпи больше напоминает не священнодействие, а театральную мизансцену с разнообразнейшими персонажами, занявшими каждый отведённую ему позицию.
Липпи называют словоохотливым рассказчиком: он не разделяет главное и второстепенное в своём художественном повествовании и нередко перегружает картины избытком подробностей.
В этом можно упрекнуть и «Коронование Марии»: толпящиеся на первом плане люди (а Липпи даёт целую галерею индивидуальных типов своих современников) написаны так детально и интересно, что однозначно перетягивают внимание со священной сцены на себя.
Алтарная картина для Сан Амброджо сыграла важную роль в биографии Липпи, так как своей необычность и новизной произвела неизгладимое впечатление на правившего Флоренцией Козимо Старшего Медичи (1389-1464). Отныне он станет покровителем художника, и у Липпи никогда не будет недостатка в заказах и средствах.
Что правда, жизнь при дворе окончательно лишила и без того не слишком стойкого Липпи монашеских добродетелей: он очень любил вино и женщин и не считал нужным это скрывать. Сетуя на упадок нравов, Медичи раз даже посадил фра Филиппо под замок, чтобы снедаемый блудной страстью художник мог сосредоточиться на работе.
Увы, темперамент Липпи был таков, что каждый раз влюбляясь, он на какое-то время напрочь забывал о своём искусстве: в тот раз ему удалось сбежать, сплетя канат из разорванных простыней.
Козимо Медичи отнёсся к этому снисходительно, заметив, что разврат – это, конечно, скверно, но зато картины Липпи на религиозную тему могут многих, наоборот, повернуть на путь истины и добродетели.
Церковь относилась к творчеству Липпи гораздо строже, считая, что работы фра Филиппо чересчур светски и потому в них «перестаёт звучать божественная музыка». Флорентийский священник, знаменитый и неистовый Джероламо Савонарола, клеймил ренессансную живопись за её мирской характер и называл издевательством над искусством.
«Каждый художник изображает сам себя», – многозначительно заметил однажды «крестный отец Ренессанса» Козимо Медичи. Его любимый художник Филиппо Липпи в «Коронование Марии» включил автопортрет, причем, возможно, даже двойной.
Не подлежит сомнению, что задумавшийся монах в одежде кармелита, подпирающий подбородок рукой, — это Липпи собственной персоной.
Некоторые же полагают, основываясь на сходстве, что стоящего к зрителю спиной епископа в зелёной мантии Липпи также писал с себя.
Анна Вчерашняя
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Koronovanie_MariiKoronovanie_Marini/
Флоренция. Уффици. Зал №8 (Филиппо Липпи) Часть 1
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с двумя ангелами.
Дерево, темпера, размер 95*62. В Уффици с 1796 года.
Написана между 1455 и 1466 годами. Мадонна изображена в профиль, ее руки сложены в молитве.
В ее волосы вплетена нитка жемчуга, она написана обыкновенной женщиной, и только тонкий ободок над ее головой (вместо обычно изображаемого тяжелого золотого нимба) напоминает нам о ее святости. Художник отошел от готического стиля и воспринял идеи гуманизма.
Когда мы смотрим на эту картину, мы воспринимаем ее как портрет молодой женщины. Эта Мадонна — смамая прелестная из всех, написанных Филиппо Липпи. Ее лицо красиво и одухотворено. Тонкая вуаль нежнейшими складками ниспадает к ее плечам.
Ангел, поддерживающий младенца Христа, выглядит улыбчивым, веселым мальчиком.
Фра Филиппо Липпи. «Поклонение Младенцу со святыми Иосифом, Иеронимом, Марией Магдалиной и Илларионом». Ок. 1453 г
В Уффици с 1919 годаВидение святого Августина: Правая панель пределлы алтаря Барбадори (ок. 1438)
Фра Филиппо Липпи. Коронование Богоматери (1447)
Исполнена для капеллы каноника Мариньи во флорнетийской церкви Сан Амброджо. Темпера по дереву, размер 220*287.
Епископ в зеленой мантии — автопортрет художника. Картина находится в Уффици с 1919 года.
Фра Филиппо Липпи. «Поклонение младенцу Христу»
Заказана Лукрецией Торнабуони де Медичи (супруга Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века). Медичи принадлежали к ордену Камальдони, одному из ответвлений ордена бенедиктинцев)
Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и четырмя святыми.» (Написана для церкви Санта Кроче.)
Филиппо Липпи
Филиппо Липпи родился во Флоренции ок. 1406. В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431. Первая работа мастера — фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) — не сохранилась.
Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 (Рим, палаццо Барберини). В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь — Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались.
Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. В 1457 он выполнил алтарный образ Св.
Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю.
В 1466 ему поручили украсить фресками апсиду собора в Сполето, эта работа была завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте.
Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу. Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.
Использованы материалы из Википедии, а также http://www.bibliotekar.ru/
http://smallbay.ru/
Источник: https://liorasun55.livejournal.com/39673.html
Филиппо Липпи — 99 произведений — WikiArt.org
Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, Флоренция, 23 июня 1406 — Сполето, 8 октября 1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.
Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, 23 июня 1406 г., в семье бедного мясника.
В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от итал.
frate, то есть брат). Как художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.
Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами. Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время работал с Никколо Пиццоло в Падуе в 1434—1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста, в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.
Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.
Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галерее и «Крещение Господне» там же. Несколько работ Липпи хранится в Государственном Эрмитаже.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник: https://www.wikiart.org/ru/filippo-lippi
Фра Филиппо Липпи. Неожиданное послесловие
Боттега Липпи и «академия» Верроккио
Нравы художественных мастерских были вольными и демократичными. Многие подростки-ученики с самого начала не только трут краски и постигают азы технологии, но зачастую становятся любимыми моделями своих наставников.
Художники упражняются в рисовании друг с друга, пока, уже в конце столетия, не появляются профессиональные натурщики.
Случалось, конечно, что кое-кого поколачивали за шалость или провинность, но даже это проделывалось, скорее, патриархально, по-семейному, ничем не напоминая административный подход.
«Семейственная» вольница мастерской, разумеется, сильно рознилась своей несомненной наклонностью к буйству от тихой богобоязненной атмосферы, к которой привык подросток Сандро в родительском доме. Зато дружелюбие и щедрость вольнодумной и шумной боттеги обычно не знали границ.
В легенды художнического мира вошла корзинка для добровольных взносов на общее и единичное пользование, подвешенная к потолку в скульптурной мастерской Донателло, который сам, по словам Вазари, «никогда не придавал никакой цены деньгам».
Даже весьма сребролюбивый биограф в данном исключительном случае приписывает столь безоглядное бескорыстие не порокам, но душевным «доблестям Донато».
Особенно колоритную фигуру в плане буйного и вместе самого безобидного для окружающих вольнолюбия представлял добродушный и щедрый учитель Боттичелли фра Филиппо Липпи. По достоверным сведениям, «фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие».
Монах-кармелит, открыто и явно для всех пренебрегший монашескими обязанностями, приверженный всем мирским соблазнам, буквально излучал жизнерадостность.
Его весьма бурная и занимательная, как авантюрный роман, биография послужила обильным источником печатных новелл и изустных преданий.
Фра Филиппо, сын мясника Томмазо ди Липпо, родившийся в 1406 г. во Флоренции, потеряв в двухлетнем возрасте отца, до восьми лет кое-как воспитывался попечением тетки, которая, будучи не в силах содержать его по собственной бедности и по чрезмерной резвости племянника, сбыла его с рук в флорентинский монастырь дель Кармине.
Так в 1421 г. Филиппо в силу житейской необходимости волей-неволей стал монахом.
Бойкий, общительный, не признававший малейшей узды дисциплины, отнюдь не склонный к созерцанию и размышлению, он «с ранних лет явил себя столь же ловким и находчивым в ручном труде, сколь тупым и плохо восприимчивым к изучению наук, почему он никогда не испытал желания приложить к ним свой талант и с ними сдружиться», а потому вместо чтения и зубрежки, «вместо учения занимался не чем иным, как только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». Последнее неизбежно повлекло обучение живописи, и шаловливого монашка откомандировали в мастерскую благочестивого и кроткого живописца фра Анджелико.
Одну из жизненных легенд фра Филиппо излагает новеллист Маттео Банделло, утверждая, что слышал ее в Милане от самого Леонардо да Винчи, который поведал историю Липпи специально в подтверждение того, что «в своем превосходстве редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам».
Это крылатое изречение приписывалось «Отцу отечества» Козимо Медичи, который, будучи сам непритязательным и придерживаясь весьма строгих нравственных правил, тем не менее от пристрастия к обаятельному живописцу если не поощрял открыто до вседозволенности, то с благодушием покрывал целый ряд сумасбродных его похождений.
И самое нашумевшее, самое романтическое из них — похищение из монастыря в Прато хорошенькой юной монахини Лукреции Бути.
Тогда, в 1456 г., Фра Филиппо не пожелал разлучаться с возлюбленной, однако с монашеским званием тоже — «дабы не лишать себя связанной с этим свободы». Хотя влиятельные церковные лица не раз предлагали снять с него духовный сан, он «не захотел связать себя узами брака», предпочитая «располагать собою и своими склонностями так, как ему вздумается».
Плодами этого романа фра Филиппо явились дочь и сын Филиппино, унаследовавший профессию отца. Только в 1461 г. с особого разрешения папы Пия II кармелит обвенчался с бывшей монахиней.
Нерадивый инок и приятный живописец был торжественно погребен в 1469 г. в Сполето, в великолепной гробнице из белого и красного мрамора, в церкви, расписанной им самим.
Богобоязненные сполетцы чтили захоронение великого грешника наподобие местной реликвии и даже отказали сыну покойного, просившему от имени Медичи перевезти останки отца на родину, мотивируя свой отказ тем, что во Флоренции и без того довольно достопримечательностей.
Филиппино Липпи позволили только высечь на отцовской гробнице латинскую эпитафию сочинения отменного поэта Анджело Полициано:
- «Здесь я покоюсь, Филипп, живописец, навеки бессмертный,
- Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.
- Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
- Набожных души умел — голосом бога смутить.
- Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
- Принуждена меня звать мастером, равным себе».
Делая скидку на погребальное красноречие тех времен, которое требовало непременно превосходной степени в оценке заслуг усопшего, следует все же признать большие достоинства фра Филиппо как живописца — звучную красоту его красок, естественную жизненность образов в сочетании со светлою их поэтичностью. У Липпи меньше сказочной изобретательности, чем у Гоццоли, зато нет и его утомительного перечисления житейских подробностей.
Общеизвестному сумасбродству учителя несомненно пришлось по душе скрытое сумасбродство ученика — фра Филиппо не мог не постигнуть хотя бы отчасти того, чего не сумели разгадать родственники Сандро, что приводило в такое недоумение его отца. Художник становится для душевно одинокого подростка первым истинным духовным отцом — отцом по святому призванию к живописи, по вольнолюбию, по искусству.
Тем не менее, скоро познав секреты мастерства Липпи, по отъезде учителя на работу в Сполето (откуда тот уже не вернется) в 1467–1468 гг. Боттичелли начинает посещать мастерскую иной, уже более интеллектуальной направленности.
Боттега Андреа Верроккио походила не столько на художническую вольницу, сколько на серьезную художественную школу, на маленькую академию, на научно-экспериментальную лабораторию.
Искусство Андреа и его многочисленных учеников готовилось к миссии самой ответственной на данном этапе — концентрировать в себе все важнейшие достижения художественной практики под контролем научной мысли, почти в полном согласии со строгим идеалом Леон-Батиста Альберти.
Сам Андреа Верроккио в яркости личности далеко уступал фра Филиппо Липпи, зато был одареннейшим педагогом. Тонко угадывая особенности развития каждого, не оказывая ни малейшего давления, Верроккио тактично и осторожно направлял индивидуальность учеников.
В его «академии» царила удивительная «одновременность разных возрастов» и дарований, направлений и мнений в самом широком смысле.
Здесь жития Христа, Богоматери и святых с непринужденностью переносятся в современную обстановку, а Рождество или Успение, да и всякое священное чудо показывают как реальное общественное событие уже без карнавала Гоццоли и вне компромиссного небесно-земного решения, всегда отличавшего Липпи.
Правда, искусству, проводимому в жизнь спокойной трезвостью Верроккио, не требуется уже и высокая этическая страсть, которая придавала нечто общечеловеческое произведениям Мазаччо. Здесь царит рассудительная логика сегодняшнего дня. Но неизвестно еще, в каком направлении повернет всю эту трезвую ясность прихотливое своенравие таких учеников неутомимого экспериментатора, как Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи.
Пробыв у Верроккио чем-то вроде вольнослушателя примерно до 1469 г., в 1470-м Боттичелли уже работает самостоятельно.
Источник: https://lilac2012.livejournal.com/416493.html