Композиция vii, василий васильевич кандинский, 1913

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Композиция VII», 1913

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В 2016 году весь мир отмечает юбилей Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – основоположника и теоретика абстрактного искусства, одного из самых влиятельных художников ХХ века. Третьяковская галерея совместно с петербургским Эрмитажем подготовила выставку, куда войдут главные шедевры художника. Она откроется в здании на Крымском валу 13 апреля.

Василий Кандинский «Кохель – Аня и Дэйзи», 1902

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Кохель – Аня и Дэйзи», 1902

Новаторство Кандинского в сфере живописи по своему влиянию на искусство сопоставимо с важностью открытия атома для научного мира. И даже сам Кандинский отмечал, что это событие невероятно потрясло его. Беспредметное искусство мастера стало основой важнейших направлений живописи ХХ столетия.

Василий Васильевич Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой.

Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели и занимался рисованием с частным преподавателем.

«Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», – вспоминал он.

Василий Кандинский «Рапалло – Лодки», 1905

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Рапалло – Лодки», 1905

Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной.

В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать.

В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, и предлагает 30-летнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи.

Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.

Василий Кандинский «Ригзее, деревенская церковь», 1908

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Ригзее, деревенская церковь», 1908

В 1903 году Кандинский расстается со своей женой Анной Чемякиной. Следующие пять лет он путешествовал по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, он поселилился в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Знакомство с европейской живописью, с картинами импрессионистов и экспрессионистов очень заметно в работах Кандинского этого периода.

Василий Кандинский «Вид Мурнау», 1908

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Вид Мурнау», 1908

Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности. Очертания предметов смазываются, границы расплываются в красочных переливах. Цветовые гаммы построены на резких сочетаниях: впоследствии влияние цвета на восприятие зрителя станет крайне важной особенностью творческих поисков Василия Кандинского.

Василий Кандинский «Импровизация 14», 1910

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Импровизация 14», 1910

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, такие, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

Василий Кандинский «Композиция IV», 1911

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Композиция IV», 1911

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, – писал один из исследователей творчества художника М.К. Лакост.

– Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для салонной живописи – веера, кринолины, всадники.

Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение».

Василий Кандинский «Композиция VII», 1913

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Композиция VII», 1913

Трудно узнать руку одного и того же художника в предметных картинах начала 1900-х и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII» 1913 года, несмотря на то, что уже в тех произведениях чувствуется преобладание роли цвета над формой. В итоге, цвет разрывает очертания и заполняет собой всю поверхность холста, а зрителю остается следить за линиями и наслаждаться тональными переходами и игрой миллионов оттенков.

Василий Кандинский «Москва. Красная площадь», 1916

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Москва. Красная площадь», 1916

С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. Он переезжает в Швейцарию, а затем возвращается в Москву, где проникается авангардистско-художественной атмосферой.

Но в то же время его живописные концепции идут вразрез с набирающими силу художниками, такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Наталья Гончарова.

Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала на которой он женится в феврале 1917 года.

Василий Кандинский «Композиция VIII», 1923

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Василий Кандинский «Композиция VIII», 1923

В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития, сотрудничает с художественными организациями, но постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы «изуродованным спиритизмом», являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, начавшееся после 1922 года и приведшее впоследствии к появлению соцреализма, послужило причиной тому, что живопись Кандинского стала расцениваться как «буржуазное» искусство, а его картины на долгие годы были убраны из советских музеев.

Василий Кандинский «Композиция X», 1939

Василий Кандинский «Композиция X», 1939

Кандинский уезжает в Германию, а затем во Францию. Но его работы этих лет намного более сдержаны. Иностранные коллеги не признают его абстрактного искусства и холодно оценивают творческие поиски.

Тем не менее Василий Васильевич старался принимать активное участие в художественной жизни Парижа. В 1939 году он принял французское гражданство.

Умер Василий Кандинский 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен и был похоронен на Новом кладбище Нейи, расположенном под Парижем.

Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/11042016/102277

Кандинский. Седьмая композиция и трансформации образов

Седьмая композиция Кандинского — одна из работ, которую стоит изучить внимательнее , чем остальные. Этой работе в период с 1910 по 1913 года предшествовали около 30 работ — эскизов, работ акварелью и маслом. Каждая из работ-это трансформация одной идеи и настроения в изменениях форм, цвета . Кандинский упрощает элементы мира до самых простых и элементарных частиц.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913 Изучая записи Кандинского, искусствоведы предполагают, что в Седьмой композиции сочетаются несколько библейских мотивов — Воскрешения из мертвых, Судный День, Всемирный Потоп и Райский Сад.

Композиция II, 1910 год. Кандинский.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

В этих работах все образы ,окруженные вихрем цвета, трансформируются и меняются, взаимодействуя друг с другом ,создают неповторимый и загадочный образ. Изучая каждую из картин, можно увидеть, как элементы упрощаются внешне, но становятся одновременно сложнее и интереснее. И наконец складываются в завершенный мистический образ Седьмой композиции.

Композиция IV, 1911 год. Кандинский

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Казаки (Деталь Композиции IV),  1910 год. Кандинский.Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Композиция V,  1911 год. Кандинский.Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Композиция VI,  1913 год. Кандинский

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Через 10 лет после Седьмой композиции Кандинский вернулся к библейским образам. За 10 лет творчества и изучения вселенной живописи — в 1923 году создает Восьмую композицию- Кандинский в новом ритме безумных образов и красок.

Композиция VII, 1913. Кандинский

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Композиция VIII, 1923. Кандинский.Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Сохранены основные образы композиции — элементы и цвета геометрических форм, окружности с пересекающими треугольниками, но теперь все элементы до предела упрощены и психологически нагружены.

Трансформация библейских мотивов до сочетаний комбинаций основных цветов и форм, как основы всей живописи, живописи, которая создает новые образы и новый мир. Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Источник: https://probauhaus.ru/composition-kandinsky/

Блоги / Diletant.media: История одного шедевра: «Композиция VII» Кандинского

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913 Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913 Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)

Сюжет Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьезная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад.

Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже все описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.

Кандинский считается отцом абстракционизма

«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним.

Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту.

Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.

Седьмая композиция — логичное продолжение шестой.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

«Композиция VI» Василия Кандинского (1913)

Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке.

Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.

В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»).

«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане.

Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее».

Это он о «Композиции VI».

Кандинский был синестетиком: слышал цвета, видел звуки

Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».

Контекст

Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м. Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование.

Читайте также:  Портрет надежды михайловны сапожниковой, николай фешин — описание

Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.

В Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным

В 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования.

То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это все), постепенно обретало структуру. Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провел за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции.

Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.

Судьба художника

Если бы Кандинский был нашим современником, то его биографию можно было публиковать как вдохновляющий кейс для тех, кто решил сбежать из офиса и заняться тем, к чему лежит душа.

По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил — не тужил. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно.

Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей.

Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — писал впоследствии художник.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Клод Моне «Стог сена. Конец лета. Утро», 1891 год

Так, в 30 лет молодой перспективный юрист забросил портфель куда подальше и решил стать человеком искусства. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами.

И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты. В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник».

Они считали, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Но просуществовало объединение недолго.

Тем временем в России — своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю.

Поначалу перспективы были многообещающими: он занимает должность директора Музея живописи и культуры и работает над реализацией музейной реформы в новой стране; преподает в СВОМАСе и ВХУТЕМАСе.

Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.

Нацисты публично сожгли тысячи картин абстракционистов

Энергии строить светлое будущее хватило не надолго: в 1921-м Кандинский уезжает в Германию, где ему предложили преподавать в Баухаусе. Школа, которая воспитывала новаторов, была тем местом для Кандинского, где он смог стать видным теоретиком и получить всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Кстати, примерно в тот же период в Советском Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным и лишенным права на существование.

  • Оригинал
  • История преступника, ставшего прототипом жуткого клоуна из романа Стивена Кинга
  • Пройди тест и узнай, кем из российских министров XIX века ты мог бы быть
  • Является ли Ватикан независимым государством и государством в принципе? Узнай мнение экспертов
  • Как бывший аэродром Сильверстоун в Англии превратился в гоночную трассу Формулы-1

Источник: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/1764802-echo/

Василий Кандинский: цвет после двух мировых войн

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка не одной, но двух работ Василия Кандинского, приуроченная к весьма впечатляющей дате — 150-летию со дня рождения художника. О жизни Кандинского в искусстве мы и решили вспомнить по случаю

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Василий Кандинский. Контрапункт: «Композиция VI» — «Композиция VII». К 150-летию художника», в рамках которой, как и подсказывает название, представлены две наиболее известные композиции Кандинского — из Третьяковской галереи и Эрмитажа, выставлявшиеся в последний раз вместе 27 лет назад.

На дворе 1913 год, работы (2 на 3 метра, 30 эскизов) написаны за четыре дня. Мир еще не видел масштабные слои цвета на холстах Ротко и оргии цвета у Кляйна: перед нами начало языка пятен, линий, точек — цвета и света. Перед Первой мировой войной мир потерял свои очертания.

 В «Композиции VI» свет борется с тьмой, цвет становится игроком на поле, где черный оттесняется в левый верхний угол, сюжет растворяется в смятении розовых пятен и линий, а коричневый несет безнадежность.

Зритель стоит на дороге от цвета к символу, впереди, как скажет сам Кандинский, — «отсутствие плоскости и неопределенность расстояний». Мир потерял координаты, и его неопределенность освещена зеленым и желтым сигналом катастрофы.

В этом пространстве по природе холодный синий, напротив, согревает, а разрушение привычных очертаний — предвестник ужасов войны — становится песней для новой жизни.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Именно эту жизнь мы и встретим в «Композиции VII», где лимонный треугольник похож на мотылька, синий стремится к плотности и меланхолии, а белый растворяет все и приоткрывает внутреннее свечение цвета — носителя безмолвия и потенциальной жизни. Жизни среди трагического черного и красного — стража любой границы, например между сюжетами Воскрешения из мертвых, Судного Дня, Всемирного Потопа и Райского Сада. Кандинский описывал три этапа своего творчества как:

  • — прямое впечатление от «внешней природы» — «импрессии»;
  • — бессознательно возникшие впечатления от «внутренней природы» — «импровизации»;
  • — все вышеперечисленные, но «исключительно медленно складывающиеся во мне»  — «композиции».

Во втором зале Третьяковки висят два изогнутых ТВ-экрана, на которых транслируются элементы работ авангардиста: путь от пейзажей к абстрактной живописи, полный «комментариев Кандинского о процессе работы, подготовительных рисунков к произведениям и серии живописных картин на стекле».

Видео, подготовленное партнером музея, объединением Laboratory ABC, минималистично и вместе с тем весьма технологично: 3D-слои картин наплывают на зрителя и предлагают проникнуть в сердце полотна и уже оттуда продолжить осмотр.

На одном из экранов вдруг из черно-белой фотографии возрождается утраченный «Потоп» — живопись на стекле.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913 Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Что за человек этот Василий Кандинский? Художник родился на Чистых прудах в 1866-м — в год, когда Достоевский публикует «Преступление и наказание».

Кандинский — потомок каторжан, его отчим — купец первой гильдии, так что юноша мог позволить себе любое образование — и стал юристом: увлекался римским, уголовным правом, потом этнографией.

В этнографической экспедиции художник записывает свои наблюдения о русском народе: «Я въезжал в деревни, где население с желто-серыми лицами и волосами ходило с головы до ног в желто-серых же одеждах или белолицее, румяное, с черными волосами, было одето так пестро и ярко, что казалось подвижными двуногими картинами». После возвращения ему предлагают место профессора в Тартуском университете, но Кандинский, вместо того чтобы принять его, признается своему руководителю, что больше не верит в науку, и бежит в Мюнхен. На решение новоиспеченного юриста повлияли, в частности, картины Клода Моне и творчество Вагнера: Кандинский побывал на премьере «Лоэнгрина» в Большом театре и увидел, как работают вместе звук, декорации и движения — то, что сам Вагнер называл Gesamtkunstwerk — универсальным искусством, возможным при органическом единении средств воплощения. 

В 30 лет Василий Кандинский решает заниматься искусством и поступает в частную школу. Там ему нравится далеко не все, так что часто он прогуливает занятия в пользу наблюдений за жизнью с этюдником в руках.

В начале XX века будущий абстракционист поступает в Мюнхенскую академию художеств к первому рисовальщику Германии — Францу фон Штуку. Год он рисует только черно-белое, изучает форму.

Он буквально рождается второй раз, находится под впечатлением от работ Гете о цвете, постепенно проникается идеями спиритизма и оккультизма — начинается его путь от пейзажей — уже в эти годы ликование вызывает у него не сам пейзаж, а цвет — к абстракции.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

На этом пути первым спутником художника становится звук: «Цвет — это клавиш, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль.

Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». На художника влиял не только «синтез искусств» Вагнера, но и «контрапункт» из теории и практики Арнольда Шенберга.

Конфликт двух самостоятельных нот, используемых одновременно, перетекает на холст Кандинского, и вот мы уже видим несколько конфликтующих центров в любой его композиции.

Благодаря настолько разностороннему воздействию музыкальной и философской традиций в 1920 году, в статье «О «Великой утопии»» Кандинский пишет одно из своих пророческих желаний: «здесь должен будет заговорить и заговорит на одну и ту же тему живописец с музыкантом, скульптор с танцовщиком, архитектор с драматургом и т. д., и т. д.

Самые неожиданные взаимопонимания, неожиданные разговоры на разных языках передовых живописцев с так отсталыми театральными артистами, ясность и сумбурность, гремящие столкновения идей — все это будет таким потрясением привычных форм, делений и перегородок между отдельными искусствами и внутри отдельных искусств, что от беспримерного напора, давления и взрыва разорвутся сферы обыденного и откроются дали, которым сейчас нет даже имени». Это желание Кандинского сегодня сбывается каждый день в лабораториях при театрах и музеях, где композиторы, режиссеры и артисты современного танца создают совместные произведения. Эти инициативы единичны, децентрализованы, но существуют, доказывая необходимость диалога среди представителей разных сфер искусства.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Второй спутник Кандинского — война. До Первой мировой он активно общается с экспрессионистами, организует объединение «Синий всадник», среди участников которого — Пауль Клее, Алексей Явленский, Август Маке и Франц Марк. Однако геополитика гонит его из Германии в Россию.

Там художник совмещает организацию выставок в 22 региональных музеях, чтение лекций в Свободных мастерских, которые вскоре превратятся в легендарный ВХУТЕМАС, и конфликт с конструктивистами, например с Родченко и Степановой: они выступают против любых проявлений иррациональности в творчестве и хотят исследовать материальную сторону искусства. 

Кандинский возвращается в Германию и преподает в Баухаузе — самой влиятельной школе в истории дизайна XX столетия. Однако век превратил многих людей в пилигримов — с приходом к власти нацистов о существовании Баухауза не могло идти и речи, а искусство Кандинского и многих других художников объявили дегенеративным.

Читайте также:  Портрет вари адоратской, фешин николай — описание

После Второй мировой войны картины Кандинского, как и поля освобожденных земель, заселяют жизненные формы, плавающие в цвете.

Сбывается еще одно его предсказание от 1910 года: «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить); что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества». Василий Кандинский — один из людей, определивших XX столетие, тех, кто постоянно менялся, впитывал шаги истории, но остался при своем цвете.

Источник: https://www.buro247.ru/culture/arts/vasiliy-kandinskiy-tcvet-posle-dvukh-mirovykh-voyn.html

Кандинский Василий Васильевич — Русский Художник

Русский художник. Теоретик изобразительного искусства. Стоял у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в городе Москва. В возрасте пяти лет семья переехала в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет мальчик занимался рисунком с частным преподавателем.

Кроме того, учился игре на фортепиано и виолончели. В 1886 году Василий едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет.

В 1893 году занял должность доцента юридического факультета Московского Государственного Университета имени Ломоносова.

     Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов мужчина открывает для себя живопись Моне.

В том же году принимает на себя художественное руководство типографией. В 1896 году решает оставить деятельность юриста и стать художником, для чего отправился в Мюнхен, где записался в школу Антона Ажбе.

Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребностям.

     В 1900 году Кандинский принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука, который являлся знаменитостью и считался «первым рисовальщиком Германии».

Рисунки молодого художника признаны им «выразительными» и мастер посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму».

Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность», вредное следствие неспособности завершить картину.

     Вскоре Кандинский уже сам становится учителем. С 1902 года преподает в художественной школе, тесно связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы.

Но ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания. С тех пор художник регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и парижского «Осеннего Салона».

В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер основал новое объединение художников, «Мюнхен» и взял на себя председательство.

     В 1904 году появился альбом Василия Васильевича «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями. Через два года вышла первая большая картина «Пестрая жизнь». С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене.

Окончательно привязался к Баварии, открыв для себя деревушку Мурнау, с прекрасным озером и очаровательными альпийскими лугами.

К тому времени относится начало его дружбы с художником Алексеем фон Явленским и Марианной Веревкиной.

     Далее, в 1911 году вместе с Францем Марком организовал новое и рискованное предприятие: объединение «Синий всадник». Обе организованные ими выставки 1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года в галерее Гольц в Мюнхене стали историческими событиями.

В вышедшем тогда альманахе «Синий всадник» развивались мысли об искусстве и сопоставлялись образцы разных эпох и форм. В это же время Кандинский отдает дань литературной деятельности.

Выходят книги «О духовном в искусстве» и мемуары «Оглядываясь назад», сборник стихов «Звуки» с 55 черно-белыми и цветными литографиями.

     Какая великая творческая сила должна действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция от пейзажных картин, верных наблюдениям натуры, как «Мурнау-Обермаркт», до хаотического этюда под названием «Ущелье».

     «Сражение»: таким стал подзаголовок одной из картин Кандинского плодотворного мюнхенского периода, который завершился с началом Первой мировой войны. Художник окружным путем добирался до России.

     В 1917 году Кандинский создает три произведения «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное». Годом ранее им написана картина «Красная площадь».

Все произведения, созданные Кандинским в этот период, как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения.

Создается ощущение концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в работах играют линейный и цветовой ритм.

     С ноября 1917 до июля 1919 года, в течение полутора лет, Кандинский не написал ни одной картины маслом. Помимо дефицита материалов это вызвано еще и тем, что исполнение официальных обязанностей требовало от художников много сил и времени.

В июне 1918 года художник занял пост в Народного комиссара Просвещения, осенью того же года стал профессором Государственных свободных художественных мастерских. С 1918 по 1921 год в качестве руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации двадцати двух провинциальных музеев.

В 1921 году Кандинский назначен вице-президентом «Академии художественных наук».

     К сожалению, с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому уже ничего не оставалось делать в Москве.

В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только четырнадцать картин.

В Берлине его ждал весьма неприятный сюрприз: почти все сто пятьдесят картин, которые передал в 1914 году галерее Валерии Штурм, оказались проданы, а в результате инфляции вся выручка равнялась почти нулю.

     В июне 1922 года Кандинский перебрался в Веймар и приступил к преподаванию в знаменитом Баухаузе. Собравшиеся тут люди хотели совместным трудом преобразовать окружающую человека среду согласно эстетическим и функциональным принципам.

Вскоре основано «Общество Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право на одну акварель в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский вместе с Клее, Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться в США.

Так понемногу стал известен на американском художественном рынке, где впоследствии имел большой успех. Но большинство выставок художника проходило тогда в Европе.

     После закрытия Баухауза в конце 1924 года переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926 года открыты новые здания, в одном из которых Кандинский стал руководить мастерской свободной живописи. В Дессау к художнику вернулась творческая сила мюнхенского периода.

Постепенно менялся и стиль, что особенно явно видно на примере треугольника, важной для того периода фигуры.

В «Мягкое жестко» еще выглядит скорее как плоский, тогда как в других картинах этого периода определяется одним лишь линейным контуром и производит впечатление легкости.

     В «Посвящается Громанну» и «Вспышке» Кандинский применил технику, эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом.

     Во всех картинах двадцатых годов XX века доминирует круг. Порой даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине «Несколько кругов», вызывающая ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей.

В картине «Раскачивание» контуры одних кругов ясно очерчены, другие, напротив, растекаются или окружены тусклым свечением.

Можно еще назвать такие полотна, как «Круги в круге», «Интимное известие», «Без названия»: Овал № 2.

     Картины Кандинского все чаще выставляются каждый год между 1927 и 1932 годом в разных странах открывалось от пяти до пятнадцати выставок с его произведениями. В этот же период состоялась первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а затем другая, в «Галери де Франс».

     С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию и отправился во Францию. Там остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году получил французское подданство. Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила не иссякла. Художник трудился в уединении в собственной мастерской.

     Парижское время является самым спорным периодом в творчестве Кандинского. Творчество отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи «Разные части», «Вокруг круга», «Разнообразные действия».

Графически строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивами барочной полноты, выглядящими так, будто уже утратили всякую связь со структурой, которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику.

И только силой творческого акта стала видна также другим.

     Всплыли фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник не предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали. Чем изощреннее формы, тем ярче краски.

Ни разу прежде не виданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну. Однако исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной детали союз точности и воображения.

Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».

     Великий русский художник Василий Васильевич Кандинский умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нейи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.

     С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась премия Кандинского. В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я».

Множество работ художника завещала парижскому центру Помпиду. В 1980 году Нина задушена в своем шале «Эсмеральда» в Гштаде; убийца не установлен.

Картины художника, находившиеся в ее доме не остались на месте, пропали только драгоценности.

     В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» приобретен за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, продана за 42 млн долларов.

     Картина Василия Кандинского 8 июня 2019 года продана на торгах аукционного дома Ketter Kunst в Германии за рекордные для страны 2,5 миллиона евро. На картине художник изобразил замок в общине Мурнау в Баварии. Изначально картина оценивалась в 1,5 миллиона евро.

Картины

«Синий всадник», 1903,«Двое на лошади», 1906,«Пестрая жизнь», 1907,«Рок.

Красная стена», 1909,«Синяя гора», 1909,«Дамы в кринолинах», 1909,«Интерьер (моя столовая)», 1909,«Озеро», 1910,«Импровизация № 7», 1910,«Этюд к «Композиции II», 1910,«Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1910,«Композиция IV», 1911,«Композиция V», 1911,«Импрессия III (Концерт)», 1911,«Картина с черной аркой», 1912,«Картина с белой каймой», 1913,«Маленькие радости», 1913,«Композиция VI», 1913,«Композиция VII», 1913,«Импровизация. Потоп», 1913,«Фуга», 1914,«Москва. Красная площадь», 1916,«Москва. Зубовская площадь», около 1916,«Смутное», 1917,«Серый овал», 1917,«Сумеречное», 1917,«Белый овал», 1919,«Композиция VIII», 1923,«В черном квадрате», 1923,«Желтое, красное, синее», 1925,«Маленькая мечта в красном», 1925,«Несколько кругов», 1926,«Вверх», 1929,«Нежное восхождение», 1934,«Доминирующая кривая», 1936,«Композиция IX», 1936,«Пестрый ансамбль», 1938,«Композиция X», 1939,«Вокруг круга», 1940,«Небесно-голубое», 1940,«Различные происшествия», 1941,

Читайте также:  Музей чарльза диккенса в лондоне

«Последняя акварель», 1944.

Персональные выставки

1989 — «Василий Кандинский. Первая советская ретроспектива».

2011 — 2012 — «Кандинский и «Синий всадник», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Отдел личных коллекций, Москва, 5 октября 2011 — 15 января 2012.

2016 — «Василий Кандинский и Россия». Государственный русский музей, корпус Бенуа. 22 сентября 2016 — 4 декабря 2016. В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с его живописью, графикой и авторским фарфором вошли работы знаменитых современников мастера.

Сочинения

Василий Кандинский. О духовном в искусстве. — 1910.

В. В. Кандинский (текст художника). — М., 1918.

Über das Geistige in der Kunst. — Münch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. — Т. 1. — С. 47-76).

Василий Кандинский Ступени: Текст художника. — М., 1918. — 58 с.: ил.

Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. — Münch., 1926 (на рус. яз. в кн.: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 63-232. Перевод с немецкого Елены Козиной).

Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. — 2001. — Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 года (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).

В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по улице Дерибасовской, где жил художник, была открыта мемориальная доска.

В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.

В августе 2012 года в честь Кандинского назван кратер на Меркурии.

Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN) носит имя «В. Кандинский».

  • В 2016 году в Москве появилась улица Кандинского.
  • В сентябре 2016 года на Аллее Звезд Одессы появилась звезда Василия Кандинского
  • В Израиле в городе Кирьят Ата одна из улиц города носит имя Василия Кандинского.

Первая жена — Анна Филипповна Чемякина (брак в 1892), двоюродная сестра и была на 6 лет старше.

Вторая жена — В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911 году.

Третья жена — Нина Николаевна Андреевская (брак 1917)Сын — Всеволод. Умер в возрасте трех лет.

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/kandinskij-vasilij-vasilevich

Журнал "PostKlau"

Нина Ломоносова                 

Композиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913

«Описание и анализ
«Композиция VII» В.В. Кандинского»

                               (искусствоведческая рецензия)

Художник: Василий Васильевич Кандинский (1866 –
1944гг.)
Произведение: «Композиция VII»

Дата завершения: 1913 г.

Место создания: Munich / Monaco, Germany.
Стиль: Абстракционизм 
Серии: Композиции (было создано 10 композиций)
Жанр: абстрактная живопись (Абстракционизм или беспредметное искусство,
сложилось на почве логического завершения тенденций кубизма и футуризма. Эти
два направления модернистского искусства абстрагировали творческий процесс от
предметного мира. Беспредметное искусство (абстракционизм) было занято
выявлением тайн мировой жизни и человеческого познания. Сокровенная истина об
окружающем нас мире, о природе его форм, пропорций неизменно оставалась в
центре внимания мастеров изобразительного искусства начала XX столетия.)
Техника: масло (цветовая гамма, насыщенность и соотношение цветов, характерно
художника)
Материал: холст 

Размеры: 200 x 300 см
(монументальное полотно)

Сохранность: идеальнаяКомпозиция vii, Василий Васильевич Кандинский, 1913
Провенанс: «Композиция VII» была написана Кандинским в Мюнхене, в период его
пребывания в Германии. Сразу же после того, как она была закончена, она попала
на выставку в Кёльне. Уже в апреле месяце она была в Одессе, на весенней
выставке и экспонировалась там. Художник считал эту картину одной из основных
своих работ, неоднократно выставлял ее и хранил у себя до самого отъезда из
России (затем передал в Музей нового западного искусства). Сейчас
«Композиция VII» хранится в Третьяковской галерее.
Подпись: в левом углу, внизу.

Галерея: Государственной Третьяковской галерея 

 10. (9 зал, Инв. 13230) «Композиция VII» поражает виртуозным сочетанием
эмоционально-чувственного выражения с продуманностью структуры в целом. 
Художник мечтал раскрыть своим искусством новый «дух времени»,
который должен воплотиться в наступающей эпохе «Великой Духовности».
Он считал, что задача искусства – отскабливать с души человека покровы
материального. 
«С самого начала, — писал художник, — уже одно слово
«композиция» звучало для меня, как молитва». 
Это монументальное полотно, одно из самых известных художественных произведений
Кандинского. Первая его композиция датируется 1910 годом, последняя — 1939.
«Композиции» прошли через все творчество автора, от первых его шагов
на пути к абстракции, до последнего «биоморфного» парижского периода. К
сожалению, первые три были уничтожены во время Второй мировой войны,
сохранились только их фотографии.
Предварительно Кандинский сделал более тридцати карандашных набросков, прежде
чем приступить к чистовому изображению. Акварелью и маслом, в которых отработал
отдельные детали и общий замысел будущего произведения. Подобно старым
мастерам, он переносит композицию на холст с помощью подмалевка,
предварительного рисунка в цвете на холсте. Удивительно, но после того, как
художник завершил длительную предварительную работу, сама композиция была
написана всего за четыре дня, что подтверждено фотографиями, сделанными между
25 и 28 ноября 1913 года. 
Построение изображения на плоскости у Кандинского представляется цельным и
взвешенным, но при этом имеет сложную структуру.
Четкие черные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии начиная с
1911 года будут характерны для творчества художника и на протяжении последующих
двух десятилетий. В период работы в «Баухаузе», они являются
непременным атрибутом большинства работ.
Кандинский по-своему трактует законы перспективы. Мгновенно притягивает
внимание центральная часть композиции, смещенная с середины холста не много
влево. Здесь появляется главный мотив — овальная форма, пересекаемая
неправильным прямоугольником, безусловно воспринимается как центр, окруженный
вихрем цветовых пятен и форм, соблюдая правила академического построения, когда
«центр изображения» не должен совпадать с центром полотна). 
Вся картина пронизывается белым сиянием, создается эффект внутреннего
освещения. Белая краска играет роль фона, основы всей композиции. Черная же
подчеркивает отдельные элементы, очерчивая их и выступая отдельными,
самостоятельными линейными объектами. 
Низший край композиции зрительно выдвигается вперед за счет утяжеляющих его
элементов. Левый угол четко очерчивается.
Правая часть изображения напротив наполнена вязкими переходящими друг в друга
цветовыми пятнами. Один цвет растворяясь переходит в другой.
Преобладают светлые краски в сочетании с контрастными цветами и энергичными
четкими линиями. Желтый и синий цвета, выступая отдельными чистыми
цветами, 
создают контраст. Смешиваясь между собой дают дополнительные, более сложные
цвета.
В картине присутствует несколько композиционных осей, делящих полотно на
взаимосвязанные части, образуя сложную геометрическую фигуру, угол которой
направлен вниз полотна.
Плоскость превращена в пространство, наполненное движением, особенно это видно
по композиционному центру. Ближе к краям художник меньше использует резких,
черных линий. Верхняя часть разбита на более мелкие цветовые пятна, без
очерчивающих их черных линий. Это дает определенную мягкость, характерную для
заднего плана. Черный присутствует, но не как подчеркивающий и резкий, а как
глубокий и дальний.
Сам же Кандинский рассматривал свои композиции, как главные заявления своих
художественных идей. Они имеют ряд характеристик, выражающих эту
монументальность: это впечатляюще большой формат, сознательное планирование
композиции и трансцендентность представления, выраженная нарастанием
абстрактного образа. Подобно тому, как симфонии являются вехами в карьере
композитора, так композиции Кандинского представляют кульминацию его
художественного видения в каждый конкретный момент его творческого пути.
Цвет в его работе предстает мягким, громким, колючим, тихим. Как музыкальная
композиция немыслима без движения, так и работа Кандинского не застывшее
изображение, а наполненное жизнью и движением творение. 
«Композиция VII», по праву считается вершиной художественного
творчества В.В. Кандинского. Представляя абсолютное произведение — вырастающее
само собой, как живое существо.  Литература

Сайт ГТГ / http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/im..

Copyright PostKlau © 2014

Источник: http://www.postklau.ru/publ/vizualnoe_iskusstvo/lomonosova_nina/n_lomonosova_opisanie_i_analiz_kompozicija_vii_v_v_kandinskogo/162-1-0-440

Описание картины Василия Кандинского «Композиция VII»

Описание картины Василия Кандинского «Композиция VII»

Основатель абстракционизма Василий Васильевич Кандинский начал серьезно заниматься живописью в тридцать лет, оставив ради этого блестящую юридическую карьеру. Он учился в Европе у маститых преподавателей живописи, стремясь взять у них знаний по максимуму, но при этом уже тогда имел свой собственный узнаваемый стиль.

Поначалу художник рисовал в манере, сходной со стилем художников- импрессионистов. И ничто до 1910 года не могло указать в его работах на предстоящее рождение нового стиля под названием абстракционизм с его буйством цвета и форм. Художник считал творчество раскрепощением духа, что подтверждали все его дальнейшие работы.

Для непосвященного зрителя, привыкшего к четким предметным формам и сюжетам, достаточно сложно разглядеть в картинах абстрактного стиля ту конкретику, которую в них вложил автор. В полотне под названием «Композиция VII» (рабочее название – Потоп) есть только линии, цвета и плоскости. Но именно они передают то настроение, которое художник вложил в картину.

Драматичность самого потопа передают грубые мазки красно-синих полос, пересекающиеся с поперечными черными линиями, идущими вниз из верхней части картины.

Для смягчения художник использовал розовые переливы тонов различной насыщенности, привносящие в полотно некую торжественность.

Формы темно-коричневого цвета являют собой ноты безнадежности, а желтые и зеленые мазки призваны уравновесить общую палитру картины и придать всему на ней происходящему дополнительную активность.

В целом Кандинский добивался не одного только отображения потопа как драматичного момента или катастрофы, но и последующего за ним акта творения нового мира. В картине присутствует динамика движения жизни, выраженная исключительно цветом и неопределенными формами.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-kandinskogo-kompoziciya-vii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector