Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич, известный композитор и музыкальный критик; мать, Валентина Семеновна, пианистка. В доме постоянно звучала музыка, и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка.
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, поэтому у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.
Мать, молодая и творческая личность, вскоре уезжает в Мюнхен, желая совершенствовать музыкальное образование, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии.
Через год, в 1871-м, мальчик вынужден приехать к матери в Мюнхен; к этому времени уже становится известно, что у ребенка есть серьезные задатки к рисованию. Это подтвердил и немецкий художник Кёппинг.
В 1874 году, Серовы приезжают в Париж, где встречаются с И. Е. Репиным, гениальным художником, для которого Валентин на долгие годы станет почти что членом семьи.
После годичного пребывания в Париже, мать с сыном возвращаются на родину и, практически каждый год переезжают с места на место, проживая то в Абрамцево, то в Киеве, то под Харьковом.
Осенью 1878-го, юный Серов встречается с И. Е. Репиным, в результате чего занятия творчеством продолжаются, к тому же он становится учеником третьего класса московской гимназии. Общеобразовательные науки даются ему тяжело, и на следующий год происходит отчисление из гимназии. Правда, в этом же году, появляются первые карандашные работы, принесшие ему известность.
В 1880 году, после путешествия с И. Е. Репиным по Украине, был зачислен в Императорскую Академию Художеств в качестве вольнослушателя; после двухлетнего обучения переведен в студенты.
Первое произведение, которое считается одним из наиболее значимых, было создано В. А. Серовым в 1884 году. Это портрет Л. А. Мамонтовой, написанный художником в Абрамцеве. Здесь же, но в 1887, была написана его знаменитая работа «Девочка с персиками», на которой изображена дочь известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, 12-летняя Вера. Следует отметить, что в этом имении, молодой художник проявил свой талант не только как мастер карандаша и кисти, но и в роли незаурядного актера.
Желание независимости и самостоятельной работы, побудили художника расстаться с Академией (1885) и, для изучения европейской школы живописи, побывать в Германии и Голландии. В 1887 году, для этой цели, он посещает Италию.
Утвердить за В. А. Серовым статус знаменитости, и вывести его в первые ряды молодых живописцев, причисленных к новому поколению, помогла работа «Девушка, освещенная солнцем», созданная в 1888 году. В этом же году, указанная работа и картина «Девочка с персиками», были показаны на выставке Товарищества передвижников. У импрессионистов, эти работы вызвали восторг и восхищение.
Динамика событий развивается стремительно, и на следующий год, молодой, но популярный Валентин Серов, соединяет свою судьбу с О. Ф. Трубниковой, знакомство и общение с которой, продолжалось десять лет. Осенью, семейная пара посещает Всемирную выставку в Париже, а по возвращении поселяется в Москве.
Несмотря на участие в выставках Товарищества передвижников, в 1898 году художник становится членом «Мира искусства», только что созданного нового художественного объединения, а через год, по причине раскола, покидает Товарищество. Появляется картина «Дети», работа, которую считают одной из лучших. На ней запечатлены его сыновья Юра и Саша (кроме сыновей, у художника еще была старшая дочь Ольга).
Последние годы жизни В. А. Серова насыщены творческими командировками, преподаванием в училище живописи и ваяния, общественно-политической деятельностью.
Грандиозные планы роились в голове художника и утром, 22 ноября (5 декабря) 1911 года, но время, отведенное гению для пребывания в этом мире, исчерпало свой лимит.
Приступ стенокардии мгновенно поставил точку, и 46-летний художник покинул пределы земного бытия.
Погребение состоялось на Донском кладбище в Москве; впоследствии, останки В. А. Серова были перенесены на Новодевичье кладбище.
Лучшие картины Серова В.А.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/serov-v-a/
Серов Валентин Александрович
Портретист. Трудился на рубеже XIX-XX веков. Писал портреты под заказ. Он совершил переход от реализма в новую живопись.
Отец художника, Александр Николаевич Серов, был знаменитостью – композитор, музыкальный критик. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Им также был издан журнал «Музыка и театр».
В доме Серовых бывали люди большого искусства, в этом кругу и прошло детство русского художника. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой.
После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов.
В 1871 году, после смерти А. Серова, мать художника уехала в Мюнхен обучаться музыке. А юный Серов попадает в семью, доктора О. Когана, которая вместе с мальчиком переехала жить на хутор в смоленском имении Друцких (жена Когана была урождённой княжной Друцкой). После безуспешного внедрения в жизнь идей Чернышевского Коганы едут в Мюнхен, спустя год.
В 1874 году, заметив у сына художественные способности, Валентина Серова везёт его в Париж, где в это время находился Репин. Репин и стал первым учителем живописца.
В это же время Серова в Риме знакомится с меценатом С.И. Мамонтовым. В результате она везёт сына, совсем ещё юного, в Абрамцево, известную среду художников.
Здесь Серова обучали такие известные художники как И. Репин, В. Васнецов, В. Поленов.
Серов рос не по дням, а по часамВ. Васнецов
Летом в 1880 году юный художник едет с И. Репиным в Крым и днепровские пороги. В этих местах И. Репин собирал материалы для своих «Запорожцев». Репин пишет письмо с прошением принять Серова в Академию художеств. Так в пятнадцать лет Серов становится вольнослушателем Академии. П. Чистяков, учитель многих известных художников, определил универсальную одарённость юноши.
В Академии Серов подружился С М. Врубелем и В. Дервизом. Каждый вечер они спешили в семейство тётки Серова, Александры Семёновны Симонович. Тут происходит влюблённость молодых людей.
Врубель влюбился в Машу Симонович, которая была моделью для серовской «Девушки, освещённой солнцем». Дервиз – в Надю Симонович, а Серов – в воспитанницу Симоновичей, Олю Трубникову.
В январе 1889 он женится, после женитьбы Дервиза.
Дружба трёх художников распалась. Они все покидают Академию художеств. Врубель уехал в Киев расписывать древние росписи Кирилловской церкви. Дервиз купил имение в Тверской губернии и обосновался там.
В 1888 году Серов добивается успеха на периодической VIII выставке в Москве. Русский художник представил зрителю три работы – «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем» и «Заросший пруд. Домотканово». За первую картину Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а вторую картину купил П. Третьяков.
В 1890 году судьба вновь свела Серова с Врубелем, когда он проживал в Абрамцеве. Врубель также был активным участником Абрамцевского художественного кружка. Тут же он знакомится с известным художником К. Коровиным. Эту дружбу Серов сохранил на всю жизнь. Они вместе работали. Их в шутку называли Коров и Серовин.
С 1890-х годов дабы поправить материальное положение художник пишет портреты на заказ и становится модным портретистом своего времени. Знатные богатые люди ожидали своей очереди, чтобы писаться у Серова. Русский художник, однако, не украшал своих моделей. Он писал портреты императорской семьи. К Серову пришла настоящая слава.
С 1897 года Серов преподаёт в Московском училище живописи, зодчества и ваяния. Сначала он вёл натурный класс, а затем портретный. По характеру Серов был замкнут, немногословен, честный. Его уважали и признавали ученики и современники.
События 1905 года, когда казаки разгоняли безоружную демонстрацию, Серов изменился. Он стал резким, угрюмым, участвовал в строительстве баррикад, встречал политических заключённых, выпущенных из Таганской тюрьмы.
Наконец, он сложил с себя звание академика, чему препятствовал Репин. Это послужило разрывом дружбы Репина и Серова навсегда. Русский художник больше не писал царя. А когда к занятиям в Училище не допустили будущую знаменитость, скульптора А.
Голубкину, он оставил преподавательскую деятельность.
В 1911 году Серов едет в Домотканово. Там, решив тряхнуть стариной, принимает участие в игре в городки. У него случается сердечный приступ, и он возвращается в Москву. Заваленный работой, спешивший на сеанс портрета, он умирает от приступа стенокардии.
Его бравурность меня смущает, невольно вспоминается отец, собиравшийся на кануне смерти в Индию.Валентина Серова
Известные произведения Серова Валентина Александровича
Картину «Девушка, освещённая солнцем» Серов написал в 1888 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Моделью послужила его двоюродная сестра, Маша Симонович, в Демонтове, где отдыхал художник. Серов над портретами всегда работал долго.
Он всё писал – я всё седела. Я просидела три месяца!М. Симонович
Художник любил эту работу, которая была написана в духе импрессионизма, не знакомого тогда художнику.
На лице девушки играет солнечный зайчик, спокойный взгляд, черты лица девушки выражают скромность. На пустынной дорожке солнечные пятна. Девушка облокотилась на старое дерево, подчёркивающее её молодость. Оттенки белой блузки словно бы переливаются, чего больше не найдёшь в других картинах художника.
Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Он приехал в Терноки к своему другу В.В. Матэ.
Ему настолько понравилось это место, что он купил себе участок в деревне Ино, выстроил двухэтажный дом и приезжал туда каждый год. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Он изобразил своих старших сыновей. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность.
Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Так рождались тонкие творения мастера.
Младший мальчик смотрит лучезарным взглядом на зрителя с неподдельным любопытством, с небрежно падающими кудрями на лоб. Мальчик постарше увлечённо смотрит в морскую даль.
Серов всегда искал характер героя портрета. Вот и здесь, изобразив позы мальчиков, он точно определил их характеры.
В этой картине русский художник соединил два стиля – новый (написал небо широкими мазками) и прежний, с точной «деталировкой».
Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И.Н. Кнебель с просьбой написать картину из Петровской эпохи для затеянных им изданий школьных исторических картин.
Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины.
Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру.
Он был страшный, длинный на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению к туловищу, головкой, что должен был похадить на какое-то чучело с плохо приставленной головой…В.А. Серов
Три фигуры почти «сдуваемые» ветром, противопоставлены не знающему сомнений царю. В гавани стоят корабли – символ преобразований Петра. Шагающий на их фоне царь словно устремляется в окно, «прорубленное» им в Европу.
- Картина «Портрет Иды Рубинштейн» (1910), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Эта картина подтверждает то, что Серов был художником, который не останавливается на достигнутом, а искал новое.
- Он всё время был в исканияхМ. Добужинский
Эта картина дважды выставлялась. На выставке «Мира искусства» в 1911 году и на международной художественной выставке в Риме. Её купил музей Александра III (сейчас мы знаем его как Русский музей). По поводу этой картины возникали скандалы.
Ида – гальванированный трупВ цикле его работ это вещь неудачная, но как она выделялась, когда судьба забросила её на базар декадентщиныИ. Репин
Суриков назвал «Иду» — «безобразием». Некоторые даже требовали изъять картину из музея.
И я рад, ибо в душе – скандалист, — да и на деле впрочемВ. Серов
Критические толки возникали не из-за наготы героини. Современники говорили о «надругательстве» над красотой. Ида Рубинштейн была непрофессиональной танцовщицей в Париже, в русском балете Дягилева. Воплощала образ «роковой женщины». Увидев Иду в роли Клеопатры, Серов загорелся писать её.
Монументальность есть в каждом её движении – это просто оживший архаический барельеф!В. Серов
Ида позировала Серову в домашней церкви Ля Шапель, где тот писал занавес для дягивевского балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсокова. Работой своей Серов был доволен, действительно картина стала «переломной» в истории изобразительного искусства.
Контуры тела женщины Серов исполнил по принципам древнеегипетских и ассирийских рельефов. Чуть запрокинутая голова с падающей на шею копной волос неестественно вывернута – тем самым подчёркнута искусственность самой позы.
Рот как у раненой львицыВ. Серов
Серов сделал тело танцовщицы бесплотным, плоским.
Шедевр Серова В.А. – картина «Девочка с персиками»
Картина, принёсшая известность художнику была написана в 1887 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии.
Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Очаровательную девочку, Веру, писали многие известные художники – Репин, Васнецов, Врубель.
Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Самому художнику в это время было 23 года. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой».
Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками!» Это было время воспевания юности.
Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаяниюВ. Васнецов
Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Известно, что С.
Мамонтов хотел возродить майоликовое искусство и даже открыл мастерскую, где работали многие известные художники. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Но художник нашёл равновесие, изобразив фрукты с листьями в тёплых тонах.
Необыкновенен и колорит блузы девочки, она будто перламутровая, не ней также играет свет, подчёркивая голубые и сиреневые тона.
- Заросший пруд. Домотканово
- Портрет композитора А.Н. Серова
- Портрет художника К. Коровина
- Девушка освещённая солнцем
- Портрет княгини З.Н. Юсуповой
- Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
- Пётр I на псовой охоте. 1902
- Стригуны на водопое. Домотканово
Источник: http://rus-artist.ru/2013-07-29-11-43-46.html
7 картин Серова
С 7 октября 2015 года по 17 января 2016 года в Третьяковской галерее проходит выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Зритель найдет на ней лучшие произведения мастера – 250 работ художника из 25 российских музеев, четырех зарубежных музеев и девяти частных коллекций. Оксана Головко – о том, почему нужно обязательно пойти на эту выставку.
Импрессионизм, модерн, даже экспрессионизм – всё это можно найти в творчестве большого русского реалиста Валентина Серова. Современники, восхищаясь его работами, всё-таки не могли до конца принять художника.
Его постоянно критиковали, в основном за то, что Серову мало быть просто реалистом, ему интересен синтез стилей и направлений, поиск.
«Непокорный преемник Репина и благодарный слушатель Чистякова», – скажет о Серове историк искусства Сергей Маковский.
Критиковали – и любили, и восхищались! Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит, что Серова любят «и те, кто считает главным достижением в русском искусстве творчество передвижников, и те, кто является сторонником русского авангарда и заинтересован современными художественными течениями».
Выставка в Третьяковке – подробное путешествие по всему огромному наследию творчества художника. Пожалуй, первое такого масштаба и охвата.
Экспозиция начинается со знаменитой картины «Девочка с персиками» (1887).
Одиннадцатилетняя Вера Мамонтова, дочка знаменитого мецената Саввы Мамонтова, позируя двадцатидвухлетнему художнику, вряд ли думала, что вот именно сейчас навсегда входит в историю отечественного искусства. Портрет наполнен жизнью и надеждами на будущее.
Будущее Веры Саввичны будет коротким: она умрет в 32 года, оставив троих детей. Художник считал эту работу, а еще «Девушку, освещенную солнцем» (1888) своими лучшими произведениями.
Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91 × 85. Третьяковская галерея
«Он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся», – вспоминал Игорь Грабарь свою беседу с Серовым перед картиной «Девушка, освещенная солнцем» совсем незадолго до смерти Валентина Александровича.
Но огромная выставка показывает, что «вышло» очень и очень много. На ней представлены все лучшие портреты художника – творцов, деловых людей, аристократических и царственных особ.
Каждый портрет – целый мир, ведь художник не просто «фиксирует» модель, добивается решения поставленных перед собой художественных задач, он проникает гораздо глубже, стремясь увидеть то, что называют «внутренним миром человека», проанализировать его.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», — двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника.
Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей д’Орсэ в Париже.
3. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2 × 71,3. Третьяковская галерея
Вот что писал известный критик Владимир Стасов о портрете Львовой:
«Серов, всё идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать всё это, всю истинную натуру и характер человека».
Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).
Портрет Ивана Абрамовича Морозова Серов написал на фоне натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза» (1910). Морозов – коллекционер живописи – купил работу «Фрукты и бронза» у Матисса как раз в 1910 году.
Интересно, что годом раньше Серов говорил: «Матисс… хотя и чувствую в нем талант и благородство, но всё же радости не дает… Всё чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься».
И вот год спустя он пишет Морозова в стилистике Матисса.
Портрет Ивана Морозова. Третьяковская галерея
Валентин Серов – в том числе и мастер стилизации, это роднит его с мирискусниками. Дельфины с его декоративного полотна «Похищение Европы» увлекают зрителя в древность, вызывая ассоциации с этрусским киликом с сюжетом про Диониса, превратившего пиратов в дельфинов. Да и сама Европа, голова быка – прямая перекличка с искусством античности.
15. Похищение Европы. 1910. Холст, масло. 71 × 98,7. Третьяковская галерея
Есть на выставке работы, которые российский зритель увидит впервые. «Портрет Александра III» прибыл из Дании. Художник писал портрет по фотографии, уже после смерти императора.
Художник был благодарен императору за то, что тот лично помог матери Серова издать работы по музыкальной критике ее мужа, отца Валентина Александровича, дав на это дело 3 000 рублей. «Теперь я верноподданный его.
Недаром я его сразу хотел поздравить после благополучного исхода с крушением поезда», – писал художник.
Так же были благодарны потомки Валентина Александровича другому императору, Николаю II, портрет которого тоже писал Серов. После смерти художника осталось его художественное наследие, шестеро детей и… никаких средств. Узнав от вдовы Серова о бедственной ситуации, государь из своих личных средств оплатил все долги семьи.
Портрет императора Николая II. 1900. Холст, масло. 71,2 × 59,2. Третьяковская галерея
«Портрет Марии Акимовой» (1908) – еще один подарок российскому зрителю, поскольку увидеть в России эту работу невозможно – она специально к выставке привезена из Национальной галереи Армении.
«Я всё-таки немножко и пейзажист», – скромно заметил однажды Серов. Вряд ли с этим «немножко» согласится зритель, пришедший на выставку, для которой отобраны лучшие пейзажи.
Среди них – виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где размещалась дача художника.
Серов брал внешне не броские, скромные мотивы (фрагменты русской природы, без каких-либо эффектов) и на основе их создавал пронзительные, глубокие произведения.
Заросший пруд. Домотканово. 1888. Холст, масло. 72 × 90,5. Третьяковская галерея
Экспозиция проводит по творчеству художника, этап за этапом, показывая, что в какой временной период для него было важно, какие художественные задачи он ставил перед собой и как решал.
Кроме живописи, графики, работ для театра, здесь еще представлены и опыты Серова в монументально-декоративном искусстве – «Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи» – рисунки на античную тематику для росписи особняка Носовой.
Живопись и графика на выставке разделены. Этим подчеркивается умение Серова виртуозно синтезировать, в графике работая цветом, а в живописи делая акцент на силуэте.
В портрете Шаляпина (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену. Шаляпин был дружен с семьей Серовых.
Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника. Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. Как-то прислуга даже не впустила его, видимо, решив, что в приличное семейство с детьми негоже являться не совсем трезвым.
За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина! Это ж надо додуматься!»
Портрет Ф.И. Шаляпина1905 год. Третьяковская галерея
Кстати, на выставке подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой «Юдифи». В «театральном» разделе экспозиции – огромный (554 х 810 см) занавес для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов Дягилева (1911) – из собрания семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Здесь же можно увидеть знаменитых деятелей балета – Сергея Дягилева, Анну Павлову, Тамару Карсавину – такими, какими показал их в своих портретах Валентин Серов.
Если «Девочку с персиками» знают абсолютно все, то шаржи Серова – малоизвестная страница его творчества. На юмористических портретах можно узнать художника и историка искусства Игоря Грабаря, художника Льва Бакста, Сергея Дягилева, поэта Михаила Кузмина, актрису Иду Рубинштейн. Валентин Серов очень точно видел характерные черты в тех, кто находился рядом.
В шарже-автопортрете «Скучный Серов» (1910–1911) художник с какой-то иронией смотрит и на себя самого, то ли уставшего, то ли сердитого…
Заключающий выставку портрет Иды Рубинштейн (1910) современники, по большому счету, не поняли. Острые углы, прямые линии – критики писали, что Серов поглумился над красотой. А мы, знающие о катаклизмах ХХ века (до которых художник не доживет), видим, что «Портрет Иды Рубинштейн» – нечто большее, чем художественные поиски.
Открытие выставки в Третьяковской галерее
***
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова.
После смерти отца вместе с матерью отправился в Мюнхен, где получил первые уроки рисования у немецкого художника Кеппинга. Затем Серовы переехали в Париж, где Валентин Александрович брал уроки у Ильи Репина.
В 1880 году Серов стал студентом Академии художеств. В 1884 году он покинул Академию.
В 1887 году в Абрамцеве Серов написал картину «Девочка с персиками». В следующем году появляется «Девушка, освещенная солнцем». В том же году мастер создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд. Домотканово» (1888).
- В 1889 году Валентин Александрович Серов женится на Ольге Федоровне Трубниковой.
- В 1890-е годы Серов много ездит по городам России, работая над заказными портретами.
- К этому же периоду относятся портреты итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников Константина Коровина (1891), Ильи Репина (1892), Исаака Левитана (1893), писателя Николая Лескова (1894), композитора Николая Римского-Корсакова (1898).
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году, где получила главный приз.
С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества с некоторыми другими художниками выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение – «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.
Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них – картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901).
Более десяти лет – с 1898 по 1909 год – художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Константин Юон.
Особое место в творчестве Серова занимают работы на исторические и мифологические темы: «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) – предназначались для издания Кутепова «Царские охоты»; «Петр I» (1907), «Похищение Европы» (1910), «Одиссей и Навсикая» (1910).
22 ноября 1911 года Валентин Серов в возрасте сорока шести лет скоропостижно скончался, оставив шестерых детей, потрясающие произведения искусства и множество нереализованных планов…
Источник: https://www.pravmir.ru/ves-serov/
Биография художника Серов Валентин Александрович
Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.
Родился в семье известного композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой. В 1872, после смерти отца, переехал с матерью в Мюнхен, где в 1873–1874 брал уроки рисования у художника Р. Кеппинга. В 1874–1875 занимался у И. Е. Репина в Париже.
Летом 1875 возвратился в Россию, жил в имении С. И. Мамонтова в Абрамцево. Осенью того же года переехал в Петербург, учился в гимназии К. И. Мая.
В 1876–1877 жил в Киеве, посещал местную гимназию и рисовальную школу, где продолжил художественное образование под руководством Н. И. Мурашко.
В 1878 снова переселился в Москву, возобновил занятия с Репиным. Летом 1880 сопровождал его в поездке по Запорожью и Крыму. Осенью 1880 поступил в ИАХ, до 1882 был вольнослушателем. Параллельно учился в мастерской П. П. Чистякова (1880–1884). В 1883–1884 занимался акварелью совместно с В. Д. Дервизом и М.
А. Врубелем. В 1885 за этюд с натуры награжден малой серебряной медалью. В том же году покинул Академию, не окончив курса. Путешествовал с Кеппингом по Голландии и Бельгии, осваивая под его руководством технику офорта. С 1886 на протяжении многих лет летние месяцы работал в Домотканово — имении Дервиза.
С 1886 (до 1900) принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств. С 1887 посещал рисовальные вечера в доме В. Д. Поленова. В 1887 вместе с И. С. Остроуховым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми посетил Италию.
В 1888 за портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками»), а в 1890 за портрет А. Мазини получил первые премии на конкурсах Московского общества любителей художеств.
С 1890 экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, с 1894 — член Товарищества.
С начала 1890-х работал в гончарной мастерской Абрамцево, где по его эскизам был изготовлен ряд произведений, в частности вазы «Летящий Демон» и «Черт, вылезающий из корчаги». В 1894 по заданию Мамонтова вместе с К. А.
Коровиным совершил поездку на Север: в Ярославль, Вологду, Архангельск, по Северной Двине и Сухоне, Белому и Норвежскому морям. В 1897 путешествовал по Германии, посетил Мюнхен, Берлин, Гамбург.
Впоследствии почти каждый год ездил в Европу.
В 1896 принял участие в выставке мюнхенского Сецессиона, в 1898 избран его членом. Примерно в том же время состоялось знакомство Серова с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. В 1898 начал преподавать в МУЖВиЗ (до 1909). В 1899 организовал в Училище портретно-жанровую мастерскую, которую с 1901 вел вместе с Коровиным.
В 1898 принял участие в «Выставке русских и финляндских художников», организованной Дягилевым. Оформил постановку «Юдифи» А. Н. Серова для Частной оперы Мамонтова. Получил звание академика (1898). С 1899 — член и экспонент «Мира искусства» (до 1911). Член Совета Третьяковской галереи (с 1899). Преподавал в частных школах А. А. Хотяинцевой в Москве и Е. Н. Званцевой в Петербурге.
В 1900 участвовал во Всемирной выставке в Париже, был удостоен Большой почетной медали за портрет великого князя Павла Александровича. С 1901 проводил летние месяцы на собственной даче в Ино (Финляндия). С 1903 экспонировал свои произведения на выставках Союза русских художников.
В 1903 избран действительным членом ИАХ, в 1905 вышел из Академии в знак протеста против расстрела рабочей демонстрации.
Много занимался книжной графикой, создал иллюстрации к юбилейным изданиям М. Ю. Лермонтова (1891) и А. С. Пушкина (1899), книге Н.
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (начало 1900-х), «Басням» И. А. Крылова (1896–1911). В 1905 сотрудничал с журналами «Жупел» и «Жало».
В 1906 экспонировал свои работы на выставках русского искусства в Париже и Берлине. С 1907 — член объединения «Свободная эстетика».
В 1908 участвовал в выставке венского Сецессиона. В 1909 и 1910 посетил Париж, где встретился с А. Матиссом. Выполнил афиши (1909) и занавес к балету «Шахерезада» (1911) для Русских сезонов Дягилева в Париже и Лондоне. В 1911 на Международной художественной выставке в Риме работы Серова экспонировались в отдельном зале. В 1911 выполнил эскизы росписей особняка Носовых в Москве.
Искусство Серова менее чем за три десятилетия прошло путь от передвижнического реализма и импрессионизма до модерна. Блестящий живописец и рисовальщик, он имел репутацию одного из лучших портретистов своего времени и буквально был завален заказами.
Живопись была основным приложением сил художника, но творчество Серова никогда не ограничивалось только ею.
Будучи увлекающейся натурой, он стремился освоить различные материалы и техники: пробовал себя в керамике, работал пастелью, занимался гравюрой, создав ряд прекрасных офортов, которым в 1980 была посвящена отдельная выставка в Государственном Русском музее.
Мемориальные выставки произведений Серова были организованы в 1914 в Петербурге и Москве. Ретроспективы творчества художника прошли в 1935, 1952, 1958, 1991, 2015 в Государственной Третьяковской галерее; в 1935, 1959, 1990 — в Государственном Русском музее, в 2004–2005 — в галерее «Дом Нащокина» в Москве.
Работы мастера находятся в музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1050/biography.html
Серов валентин александрович
Крупнейший русский живописец рубежа XIX-XX веков, оставивший большое художественное наследие, значительно повлиявший, наряду с И.Е.Репиным, на развитие русской живописи Первой половины ХХ столетия.
Происхождение и обучение.
Великий русский художник Валентин Серов родился в в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Бергман – ученицы и жены композитора. В возрасте 6 лет, после смерти отца, мать будущего художника отправилась за границу продолжать музыкальное образование в Мюнхене, а подрастающий Валентин был отдан Н. Н.
Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии, в которой впервые проявилась его тяга к рисованию. Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И.Е.
Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник. Вскоре, в грядущем 1875 году занятия были прерваны, поскольку вместе с матерью Серов возвратился в Россию и только через три года смог продолжить обучение у Репина живя у него в Москве на правах члена семьи.
Потом Серов вслед за матерью отправился в Киев, а позднее и в имение Ахтырка Харьковской губернии. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина.
Императорская Академия художеств.
Получив блестящую подготовку у Репина, в 1880 году пятнадцатилетний Серов был зачислен в вольнослушатели в Императорскую Академию художеств (с 1882 г. переведён в академисты), которую через пять лет покинул, взяв отпуск по состоянию здоровья.
Пять лет в Академии художеств Серов учился в классе профессора Павла Петровича Чистякова (1832—1919), воспитавшего целую плеяду русских художника как В.И.Суриков, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.А.Врубель.
Хотя художественная манера письма Чистякова отличалась использованием академических приёмов, прежде всего, в исторической живописи, но в жанре портрета он во многом продолжал традиции старых мастеров, с их вдумчивым подходом к передаче различных черт лица и внутреннего состояния человека, что нашло отражение и в творчестве его учеников.
Открыв пред Серовым произведения из собрания Эрмитажа, развивая в юном художнике скорпулёзность и внимательность в работе, которой тот отличался с ранних лет, учитель передал ученику и известную долю медлительности, столь необходимую живописцу. Позднее сам Серов отзывал об этом следующим образом: «Иначе писать не умею, виноват, не столько не умею, сколько не люблю».
Помимо обучения у Чистякова, Серов не прервал обучения и у Репина, с которым писал на схожие сюжеты, в том числе и одну натуру. К числу таких произведений относится и «Горбун» 1881 года, о котором искусствовед В.А.
Леняшин отмечал, что в этой работе Серов проявил «трезвость в обрисовке характера со своими сложными природными качествами и выраженным собственным видением как интерпретатора, что безусловно выявилось под влиянием Репина. Позднее, Серов также продолжил писать «репинских» моделей, примером чему служит портрет С.М.Драгомиловой 1889 года, писавшийся одновременно с Репиным. Покинув стены Академии, будучи удостоенным серебряной медали, Серов вместе с матерью отправился за границу, посветив Мюнхенскую Пинакотеку и Всемирную выставку в Антверпене.
Творческий путь.
Ещё задолго до поступления в Академию у Серова начался складываться круг друзей, во многом благодаря матери, знакомой со многими представителями культуры того времени. Особое значение в жизни Серова имело общение к семьёй Мамонтовых, ставшим для художника судьбоносным. Участвуя в домашних спектаклях и вечерах у С.И.
Мамонтова Серов проявлял себя как прекрасный актёр, тонко передавая различные характеры, особенно острые, комические черты, что также ярко выразилось в наиболее известных работах художника. Во многом благодаря Савве Мамонтову, который ценил талант юного художника, заказывая портреты как своих гостей, так и членов соей семьи.
Именно портреты семьи Мамонтовых стали для художника первыми крупными значимыми произведениями, выдвинувшими живописца в ряд первых русских художников. Портрет самого С.И.Мамонтова (1887 г.), П.А.Мамонтовой (1887 г.), М.Ф.Якунчивой (1888 г.), Л.А.Мамонтовой(1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» — портрет В.С.Мамонтовой (1887 г.
) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Подражание, которое имело место в более ранних работах, сменилось раскрепощенной узнаваемой и присущей лишь только самому художника манерой, отличной от его современников.
Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. В нём Серов выступает не только как художник, но и как тонкий психолог, в лице совсем юной 11-летней Веры Мамонтовой отразил и бойкость, и непосредственность, восторженность и радость, так черты лишь только нарождающегося характера, схожего с характером Отца.
Несомненно, в портрете присутствует незримо и пейзаж, поскольку портрет писался в августовскую пору – летнюю, но с оттенками ранней осени, угадываемой то цветовой палитре картины. Сам Веропи писал о создании этого полотна следующее: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.
Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.
От этой поездки художника остался ряд этюдов, из которых наиболее известны этюды видов Венеции. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы.
Середина 1880-х гг. для творчества Серова была особенно важна не только с точки появления Серова-портретиста, или в контексте мамонтовского круга, но и в контексте жизни самого художника.
Особым местом в творческой биографии художника стала и усадьба Домотканово Тверского уезда, приобретённая другом Серова художником В.Д. фон Дервизом в 1886 г., в которой регулярно гостив в летние месяцы художник обращался к портреному и пейзажному жанру.
Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово, из которых примечательны «Осенний вечер. Домотканово» (1886 г.), «Заросший пруд. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Домотканово» (1895 г.).
Там же Серов написал несколько портретов, из которых «Девушка освещённая солнцем» — портрет М.Я.Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками».
После свадьбы Валентина Серова с Ольгой Трубниковой, с которой был обвенчан 29 января 1889 г.), творческий язык художника в значительной степени нашёл своё развитие не только в камерном, но и в парадном портере.
Хотя предпосылки к этому уже прослеживаются в на примере графического эскиза конного портрета А.Ф.Мамонтовой «Амазонка» (1884 г.), то в портрете Н.Ф.
фон Дервиз, равно как и в единственном в биографии художника портрете не с натуры – отца художника, эти тенденции особенно заметны.
Начало 1890-х гг. в биографии художника было ознаменовано сближением с семьёй фон Мекк, прежде всего, в связи с преподаванием сыну В.К. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М.В.
Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере(Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П.М.Третьякова и В.Д.Коншина.
Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Переезд в Москву способствовал продолжению общения с кругом С.И.
Мамонтова, по заказу которого написал несколько портретов – А.Мазини, Ф.Таманьо. Будучи частым гостем в Абрамцево с 1891 года начал пробовать себя как скульптор, исполнив там З.В.Мориц.
В первую половину 1890-х гг. Серов проявил новые стороны своего таланта, развивая как свой собственный почерк, так и подражая манере своих современников. Созданные им портреты Кончаловского, К.Коровина (1891 г.) и И.Е.Репина (1892 г.), Е.И.Лосевой (1903 г.
) по-серовски выражают различные черты характера, и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами, используемыми ими в своих полотнах.
Этот на первый взгляд эклектический подход подчинён идее выражения не только портретных, но и мировоззренческих качеств личности.
Портреты высочайших особ.
В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г.). Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В 1897 году были исполнены портреты великого князя Павла Александровича и его дочери Марии Павловны. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г.) и Георгия Михайловича (1901 г.). К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье».
Портреты представителей русской культуры.
Наряду с портретами высочайших особ, которые художник начал писать с 1892 года, параллельно Серов начал серию представителей русской культуры. По заказу Л.Н.Толстого им был написан портрет С.А.
Толстой (жены писателя), по настоянию художника согласился позировать И.Е.Забелин, художника И.И.Левитана (1893 г.), писателя Н.С.Лескова (по заказу Третьякова в 1894 г.), н.А.Римского-Корсакова (1898 г.), И.С.Остроухова (1902 г.), М.
Горького и Ф.И.Шаляпина (1905 г.) и др.
К числу лучших заказных портретов стали заказные портреты О.Ф.Тамары, М.К.Олив, Д.Г. фон Дервиза, А.И.Абрикосова, М.Я.Львовой, портреты М.Ф.Морозовой, Г.Л.Гиршман и О.К.Орловой.
Наиболее известен пришедший на этот период работы с семьёй Юсуповых, по заказу который был в 1896 году исполнен портрет покойного государя Александра III, а позднее и портреты З.Г.Юсуповой (1902 г.), конный портрет Ф.Ф.
Юсупова (графа Сумарокова-Эльстона), Н.Ф.Юсупова и Ф.Ф.Юсупова (младшего) 1903 г.
Театральная сценография.
Рубеж 1890-1900-х гг. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Будучи сыном крупного композитора А.Н.
Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын, и как сценограф.
Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным.
Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году.
Последний период творчества (1897-1911).
Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля.
Неприемля ни репинскую, ни чистяковскую манеру, отчасти и под влиянием Врубеля, Серов занимался поисками, увенчавшимися в портрете В.А.Титова, исполненным художником в 1886 году в Абрамцево.
Позднее, занимаясь крупными парадными портретами, Серов как художник, чётко осознающий законы монументальной живописи, а также находясь под влияниям всплеска интереса к культуре античности и востока, равно как и художники французского импрессионизма, Серов усиливает влияние линии и цвета.
Интересно рассмотреть графическое наследие Серова не только в портретах, но и в дружеских шаржах, на И.Э.Грабаря, И.И.Трояновского, С.П.Дягилева и самого себя.
Графика как монументальное полотно, пусть и небольшого формата, предстаёт в работах Серова посвящённых к книге «Царская и императорская охота на Руси. конец XVII-XVIII век» И.И.Кутепова (СПб. 1902 г.) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С.П.
Дягилева (1904 г), исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г.) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г.). Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л.Л.
Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова».
Последний портрет Серова – княгини Щербатовой служит примером того, что художник вовсе отказывается от финального эскиза, предшествующего воплощению замысла полотна. Равно как и в портрете Г.Л.Гиршман, множество вариантов сами по себе формируют общую картину работы художника, а сам портрет – это новое переживание, в котором мастер беспощадно отсекает всё лишнее.
Почти как скульптор Серов высекает портрет в масле, выделяя фигуру, обрисовывая небрежной линией антураж фона, концентрируя всё внимание на лице. Здесь, как и в портретах Юсуповой и Орловой Серов умело использует популярные рокально-классицистические мотив, сближающие его с ненавистным им В.Г.Маковским, но, тем не менее, и отличает его работы от работ современников.
Скончался Валентин Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года от приступа стенокардии в Москве и похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее прах художника был перенесён на Новодевичье кладбище.
Литература
- Грабарь И.Э. «Серов рисовальщик»; М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961.
- Каталог выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»; М., ГТГ, 2015.
- Леняшин В.А. «Валентин Александрович Серов»; Л., изд-во «Художник РСФСР» 1989.
- Поспелов Г. Г. В. А. Серов. Портреты артистов // Люди и судьбы. 20 век (Книга очерков / Гос. ин-т искусствознания). М., БуксМарт, 2013. С. 17—33.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/sierov_valientin_alieksandrovich